О

Ви́льва (от коми-перм. «новая вода») — река в Пермском крае, левый приток Усьвы.

Начитается на западных отрогах Уральского хребта, на востоке края возле границы Свердловской области. Течёт в западном и юго-западном направлении.

Впадает в Усьву в четырёх километрах от устья на территории города Чусового.

Длина — 170 км, общая площадь водосбора — 3020 км2, средняя высота водосбора — 387 м.

Средний уклон — 2 м/км.

ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!

СПЛАВ ПО РЕКАМ СЕВЕРНОГО УРАЛА - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!

ПЕЩЕРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!

КЛАДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ -  ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ - ТУТ!

Основные притоки Вильвы: левые:

Вижай;

правый: Северная Рассоха, Большая Мясная, Коростелевка, Большая Порожная, Малая Порожная, Танчиха.

Название Вильва в переводе с коми-пермяцкого языка означает «новая вода».

Не путать! Название Вильва имеют ещё три реки в Пермском крае

(Глухая Вильва, Вильва – приток Язвы, Большая Вильва – приток Косьвы).

Река Вильва

Вильва — типично горная река. Берет начало на западных отрогах Уральского хребта. Общее направление западное. И среднем и нижнем течении в долине реки встречаются обширные заливные луга. В узких местах, где Вильва перепиливает горные хребты, берега очень крутые, скалы опускаются отвесно к воде, неповторимы в своей красоте. Через 170 км от истока Вильва впадает в Усьву в черте города Чусового.

Течение реки очень стремительное, особенно сразу после ледохода в конце апреля. По всей реке великолепная рыбалка, в верховьях хариус, таймень, в низовьях щука, окунь, язь и другая рыба. Туристы сплавляются от поселка Нововильвенский.

К северу от поселка хорошо виден Мясной камень, за ним Дикий, северо-западнее хребет Басеги, восточнее отдельные вершины отрогов западного Урала. Сплав по реке возможет только весной - в большую воду, а по Усьве сплав возможен и летом.                                 РЕКА ВИЛЬВА

МАРШРУТЫ ПО РЕКЕ ВИЛЬВА

пос. Нововильвенский - пос. Вильва - 70км пос. Вильва - г. Чусовой - 80км протяженность 150км продолжительность 5-7 дней

СПЛАВ ПО РЕКЕ ВИЛЬВА. ЛОЦИЯ РЕКИ ВИЛЬВА.

Наиболее интересен сплав по весенней воде, но можно сплавляться и летом, хотя на перекатах бывает мелко. Маршрут начинается от пос. Нововильвенский. Сюда можно добраться на машине (рейсовый транспорт отсутствует) от железнодорожной станции Теплая Гора через пос.

Промысла (6 км) и пос. Медведка (21 км). За пос. Медведка (12 км.) дорогу пересекает правый приток Вильвы р. Хмели, по большой воде можно начать сплав отсюда. Основные препятствия - прижимы, выступающие из воды и подводные камни, вал до1м., нависающие деревья, низкие мосты, навалы воды на береговые завалы.

Река Вильва

От поселка Нововильвенский река течет на юг, принимает слева ручей Пролетарку и постепенно поворачивает на север. До устья речки Большая Мясная идет серия перекатов с крутыми поворотами, в русле много камней. Река сжата невысокими скалами, большей частью залесенными.

В самой северной излучине Вильва справа принимает речку Большую Мясную и становится полноводной и стремительной. От притока сразу же начинается шивера, которая тянется до поселка Коростелевка. Напротив поселка справа впадает речка Коростелевка. Перед крутым поворотом направо надо остановиться и произвести разведку порога. Он состоит из двух каскадов. Левая серия камней расположена перед поворотом, вода переливается через них и сильно бьет в небольшую скалу на правом берегу. Далее 250-300 м тянется спокойный плес. На новом повороте вновь подводные и надводные камни, это второй порог. С воды его не видно. Первый порог можно проходить тремя путями: Возле левого берега через камни.

По центру (смотреть, чтобы течение не отбило к правой скале) Пересечь основную струю от правого берега к левому. Второй порог лучше проходить вдоль левого берега - по правому берегу отмель и камни. Порог переходит в шиверу вплоть до левого притока - реки Щеграватко.

О
В устье ручья Басежного надо остановиться. Ниже идут перекаты с торчащими из воды камнями. 7 км Вильва течет на юг до скал на левом берегу под названием Косая Плита.

Возле них - шивера. Приняв в себя ручей Верхний Колдоватый, Вильва делает большую излучину. Отсюда начинаются Колдоватовские пороги. Они тянутся до ручья Нижний Колдоватый (слева). Обязательно осмотреть реку. Реку пересекает гряда камней, вода проходит через них.

Сразу за левым поворотом в русле хаотично разбросаны подводные камни. Вокруг них стоячие волны. Здесь нужно лавировать от одного берега к другому.

В конце порога - высокие волны по центру русла, идти через них. Вдоль правого берега воды спокойнее, но в конце - слив с каменной плиты (с воды ее не видно). Вдоль левого берега - множество камней, глубина небольшая. Идти лучше всего по центру. Справа впадает речка Избная. Ниже, на правом берегу - невысокая скала Верхний Бараи. Течение несет прямо на нее.

Проходить вдоль левого берега. В 500 м от скалы - три Морозовских острова. Плыть правой протокой. Напротив острова - скала Нижний Бараи. После первого острова надо сразу же подгребать к левому берегу. Плыть или вдоль него, или между островами.                        Река Вильва

О
Вильва устремляется на юг. Справа небольшая скала Корчага, ниже ее - остров. Обходить остров справа. Дальше идет длинный плес, в его конце - остров (проход слева). За островом на правом берегу Сокольная гора. Слева в 300 м - невысокие скалы. Здесь находится нежилая деревня Дворец, около ее - невысокий мост. Ниже Дворца слева впадает речка Березовка. Слева по руслу большая Солдатова старица.

По правому берегу - невысокие скалы. За ними на левом берегу плотбище, а дальше - поселок Вильва. В поселке можно купить продукты и, при необходимости, закончить маршрут. Отсюда ходит рейсовый автобус на ст. Пашия. От поселка река течет на север.

Справа впадает речка Большая Порожная. Далее река течет на северо0запад. За речкой Малая Порожная отклоняется на запад и юго-запад. Здесь начинаются последние пороги Вильвы.

Левый берег глинистый с упавшими деревьями. От Малой Порожной река протекает в узком каньоне. Русло ровное, без камней, но с большим перепадом. На выходе из каньона - конец порогов. Вильва пересекает гряду скал и разливается двумя протоками, огибая остров (2 км).

Идти надо правой протокой. Здесь впадает река Тончиха. За островом оба рукава сливаются, но затем река снова разделяется. Плыть надо по левой извилистой протоке. Река постепенно поворачивает на юго-восток, минует два острова и делает километровую петлю, в северной части которой принимает речку Ермачиху. Вильва резко отклоняется на юго-запад.

Справа впадает речка Большая Широковка, за ней - остров. Обходить слева. Возле острова на левом берегу - нежилой поселок Красный Урал. Справа впадает речка Большая Никитка. Скорость течения увеличивается.

Справа вливается речка Малая Никитка. По левому берегу - километровая цепь скал. За ними река делает большую петлю и становится уже. Здесь - сильный прижим к правому берегу. Сразу после резкого поворота - остров. Обход слева. За ним русло снова сужается и снова - остров (проход любой протокой). По левому берегу более 2 км тянутся скалы. Река делает плавную петлю и устремляется на юг. В конце второго поворота - остров. Обходить справа. За островом - сужение реки и резкий поворот.

Придерживаться правого берега. Река течет в тесном коридоре среди крутых берегов. Остров, обходить левой протокой. Справа впадает речка Большая Гремячая. Миновав остров, Вильва входит в прямой коридор. Скорость течения увеличивается.

Слева впадает река Вижай. В устье Вижая - остров. Проходить левой протокой.

О

Здесь Вильву пересекает шоссейная дорога Чусовская - Гремячинск. На правом берегу - нежилой поселок Усть-Вижай. Справа впадает речка Субботинка, сразу за ней - остров.

Проход только левой протокой. Поворот под прямым углом. Через 1 км - остров, за ним река поворачивает на юг. Серия небольших островков - обходить слева. Слева впадает речка Дыроватиха. Слева впадает речка Белая, ниже ее устья - скала Белая и остров. Обходить правой протокой.

Река делает плавный разворот и приближается к железной дороге. Здесь площадка "13 км" (до Чусового). Вильва делает резкий поворот на северо-запад. В излучине - два острова. Река широко разлилась. Дальше Вильва уходит от железной дороги и течет параллельно ей.

Вскоре, миновав железнодорожный мост, Вильва впадает в реку Усьва. Здесь, сразу за мостом, на правом берегу удобно закончить маршрут. На другой стороне площадка "6 км" до Чусового.

ВНИМАНИЕ ТУРИСТАМ-ВОДНИКАМ!!!

На реке ВИЛЬВА ориентировочно в 7 км выше устья ВИЖАЯ, на месте дюкерного перехода газопровода, в период весеннего паводка образовался мощный слив высотой до 1,5 метров.

Как показал опыт водных походов сезона май-2009, для многих туристских групп прохождение данного незнакомого препятствия в условиях неожиданности было сопряжено с реальной угрозой для жизни; зафиксировано несколько оверкилей.

По сообщениям ГУ МЧС по Пермскому краю,

ЕСТЬ ПОГИБШИЕ и ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ.

По состоянию на 13.05.09 продолжаются поиски нескольких человек. При проведении поисково-спасательных работ погиб спасатель Чусовской городской службы спасения. Пожалуйста, будьте осторожны на воде; соблюдайте требования техники безопасности.

ТУРИЗМ – КОРДОН КОРОСТЕЛЁВКА

Жилой кордон находится у южной границы заповедника, на берегу реки Вильвы (весенний сплав) и устья реки Коростелевки. Проезд из пос. Вильва Горнозаводского района (Пермь, г. Чусовой, г. Горнозаводск, п. Пашия, п. Вильва). Цель приема: пассивный отдых (рыбалка, сбор грибов, ягод), экотуризм (познавательные экскурсии), научный экотуризм (экскурсии с целью получения научных сведений по отдельным природным объектам или явлениям). Имеется перспективная территория ООПТ регионального значения - охраняемый ландшафт «Гора Ослянка». Находится на территории Кизеловского района.

Проезд через г. Кизел (Пермь, Чусовой, Кизел, Южный Коспаш, Семеновка, Гашковка, п. Большая Ослянка), или через Горнозаводск (Пермь, Чусовой, Горнозаводск, Теплая Гора, Медведка, Средняя Усьва, далее - только по лесовозным усам и пешим ходом).

Экскурсии и маршруты:

В настоящее время используется весенний сплав по рекам Усьве (пос. Средняя Усьва - пос. Усьва или г. Чусовой) и Вильве (пос. Нововильвенский - г. Гремячинск или г. Чусовой). Река Усьва также используется и для летнего сплава (Вильва - нет); Территория горы Ослянки используется в летнее время пешими группами туристов, в зимнее время для катания на снегоходах.

Используются неорганизованные формы туризма. Ресурсы для охотников и рыболовов изучены слабо, но в пределах районов Лысьвенского, Чусовского и Гремячинского частные фирмы пытаются организовывать охоту на лося и медведя. Природно-культурное наследие В пределах Губахинского и Гремячинского районов имеются пещеры, посещаемые школьниками, спелеологами, студентами Пермской области. Как правило, почти все пещеры - памятники природы регионального значения, нуждающиеся в мерах по их охране

ОТЧЕТ О СПЛАВЕ ПО РЕКЕ ВИЛЬВА

(АВТОР: Виктор Медведев, май 1995г.)

29 апреля Заброска. Ж.Д. вокзал станция Свердловск пассажирский. Встреча под левой аркой в 6.30 утра. Медленно «подходят» рюкзаки, под ними - наши. Всем хочется воды! Поехали. В Н.Тагиле в 10.45. Электричка на Вижай – в 11.25. В Вижае – в 15 часов. Унылая окружающая среда – не только по средам. Дома по шею в болоте. От изобилия дождя и недостатка солнца дома поникшие и серенькие. Вместо асфальта и дорог – узкая полоска из досок. За два дня до нашего приезда здесь выпал снег и через день растаял. Зимой здесь снег двухметровый. Работают вижайцы в леспромхозе и в МПС. В 30-ти минутах от станции – город Горнозаводск, куда вижайцы ездят отовариваться. Станции Бисер и Вижай находятся на вершине горы, поэтому здесь чаще выпадает снег и дождь и здесь холоднее, чем в ближайших районах.

Трапездничали на станции. Закупили картофель. В 21.30 готовимся к посадке на открытую платформу рабочего поезда. Едем под ветром и дождем. Вид как у вынужденных переселенцев. Наша транспортировка обошлась нам в 40 тыс. рублей или $8.

В 22.20 десантируемся с платформы у моста через Вильву. К 24 часам оперативно был разбит лагерь. По обе стороны есть стоянки. Северные кипарисы – так хочется назвать гордые ели. Они встали неприступной стеной, как бы сдерживая строптивую, энергичную Вильву. Непмного приняв по дозе спиртного «отбились» в 1.00. Состояние веры в светлое завтра. 30 апреля. Ночью шел дождь, гремела гроза. Пол дня периодически, с короткими интервалами, моросил дождь. В условиях болотно-сыро-мокрого климата на небольшой «пятачке» - «Малой земли», развернулась судоверфь. Картина полного погружения в строительство флота. Идут работы по накачке бортов. Окружающая растительность под действием топора постепенно трансформируется в палубы. В 11 часов утра прибыла еще одна группа туристов-дуристов.

Они вытряхнулись с платформы и тоже начали «качаться». Когда они «надулись», то одна группа за другой отплывали на катамаранах и плотах. Группы из Кушвы, Челябинска, Свердловска и т.д.) Машем им вслед, сознавая, что завтра нас постигнет та же участь. Во второй половине дня дождь остановил свое течение. Мы вдохновенно созерцали как «очумелые» ручки наших мэнов сотворили такой романтичный и близкий к простой русской действительности флот.

Еще больше хочется воды! Засопели и захрапели в 23 часа. Состояние – жажды по воде. Судя по приметам, следующий день обещал оптимистические метеоусловия. Утро туманное, утро второе. Собираем барахло. Все мы - полнейшие мешочники. С утра и до утра с мешками, в мешках и на мешках. В 10.30 флот спущен на воду. Стало солнечно и ясно. В 11 часов наш табор, как бы, с песнями и плясками отплыл от пункта А в пункт Б. Плывем комфортно, будто перелистываем иллюстрации природной книги. Вот могучие кедры, как крутые телохранители хрупких березок, стоят будто с бритыми затылками. Видно, как вливаются в коллектив могучего авторитета Вильвы ручейки и речки. А вот на самой вершине елки – ворона, видимо местная поп-звезда этих мест. Перекаты – это природный аттракцион.

Мы плыли, как по водному эскалатору, вдохновенно созерцая сразу оба берега. Причали в 14 часов около заброшенной деревни Коростелевки, в которой сохранился лишь один полуразрушенный домик. На другой стороне видна хижина егерей, сарай, ульи, огород. Рядом развалившийся мост, дорога. В этом месте впадает в Вильву река Корестелевка. Отсюда хорошо просматривается хребет Басек. Неожиданно один из членов нашего общества «водоплавающих» вспомнил, что на предыдущей стоянке он повесил на дерево китель с деньгами и документами и в 17 вечера он берегом побежал за ним.

В 19 часов состоялся званый праздничный ужин по случаю Первомая. Командовал «парадом» ответственный дежурный Лугинин Анатолий Николаевич. Беспрекословно из рюкзаков извлекались «собаки». В этот вечер мы «особачились» настолько, что хотелось сказать «место!», а голос подавать уже были бессильны. Еще долго будут помнить те места, как долгое урчание в наших утробах сладостно сливалось с журчанием Вильвы. Часы показывали 23 часа. Вити все не было. Анатолий Николаевич «сидел» на валидоле. Юрий Иванович и Володя «стояли» на своем – надо искать пропажу. Остальные лежали, но уснуть не могли, ждали товарищей. Состояние надежды. В 2 часа ночи Витю извлекли из тайги и вернули назад. В этот же день был травмирован Вова, порезал пилой палец, сильное кровотечение. Вову списали на больничный. Его заменителем стал Юрий Иванович – водоплавающий до этого на лодке.

Отрубились в 2.30 ночи. Утром шел дождь. В 10.30 отдали швартовые и река понесла нас по воле течения. Характер реки постоянно менялся – от бурно изворотливой до мягко спокойной. В 12 часов мы у порога «Нырок один» Ходили в разведку осматривать порог с берега. На этом месте стоит обелиск погибшим в 1989 году. Со всеми был проведен инструктаж по технике безопасности. Оседлав своих «коней», мы рысью проскочили этот порог. Успокоились. Но это еще не все. Неожиданно мы въехали в зону водного землетрясения. Мы в зубах второго порога – «Нырок два».

Через несколько километров, мы в клещах третьего порога – «колодоватого». Нас стало захлестывать снизу, а с верху по головам начал долбить ливень, как бы намекая «куда вас черти несут». Миновав зону водной обработки, в 15 часов причалили на обед. Утроба требовала. Развели два костра: на одном варился обед, на другом жарились наши подмоченные шмотки. Накормившись и обогревшись, мы снова полезли в воду. Весь последующий путь нас «пилил» холодный дождь, сзади делал выволочку ветер, а снизу были на нас обрушены волны негодования. Погода становилась все барахле и барахле. Хотелось разморозиться. На лицах осадок в виде гримасы и мокрого носа. Состояние – дуба дам. Подплываем к поселку Вильва. Вильва стоит на высоких «каблуках», т.е. на высоком берегу, очень красиво.

Картина мирной таежной жизни. В 19.30 в 30-ти минутах хода от поселка «бросили якорь» и на левом берегу разбили лагерь. Стоянка в болоте. Заготовили лапник, жахнули спирта и завалились на бока. Ночью выпал снег. Утро седое. Несколько наших товарищей по походу были командированы в поселок – намечалось посетить медпункт и магазин. Договорились с директором школы о ночлеге. В 20 часов 6 человек были высланы из этих отдаленных мест по этапу домой.

Переночевав в школе, утром шестерка с 8 часов утра «колесила» от сюда. Два часа ехали Камазом до Горнозаводска, оттуда С-Петербургским поездом до Н.Тагила, и в 21 час были на родине. 5, 6, 7 мая Поскольку летописца Любу отправили «по этапу» домой из поселка Вильва в составе группы из 6 человек. Я закончу повествование об этом сплаве. Как это часто бывает в походах, после того как часть группы уходит домой по запасному маршруту - погода улучшается.

Не был исключением и этот раз. Настроение, как и погода, тоже стало намного лучше. И мы с удовольствием наблюдали за проплывающими по обе стороны от нас красотами нетронутой природы. До конечной точки маршрута оставалось где-то 2-3 ходовых дня. Ни порогов, ни шивер, ни перекатов дальше не было. Течение Вильвы было спокойное. Погода хорошая. В этот год воды в Вильве было много и течение несло нас с приличной скоростью, так что мы почти не гребли, а только нагуливали жирок лежа на катамаранах. В таком вот темпе мы и финишировали, собрали катамараны и вернулись домой.

ГОРНЫЙ ХРЕБЕТ БАСЕГИ

Горный хребет Басеги является одним из самых живописных мест Среднего Урала в восточной части Пермской области. На Урале диалектное слово «баской» значит «красивый, чудесный» (от слова «баса», которое, по В. Далю, означает «краса», «украшение» и т. п.). Заповедник выполняет функции эталона природы горной среднетаежной части Западного Урала.

Здесь сохранены от рубки типичные участки коренной горной тайги. Заповедник расположен в подзоне средней тайги Урала и в полной мере отражает животный и растительный мир обширной Западно-уральской физико-географической провинции. В связи с особыми историческими условиями и слабым хозяйственным освоением район наряду с типичными чертами характеризуется и рядом специфических. Особенность этого участка состоит в том, что это самая высокая часть западного Среднего Урала (абсолютная высота над уровнем моря — до 1 км ), благодаря чему здесь представлены три вертикальных ландшафтных пояса — горнотундровый (альпийский), подгольцовый (субальпийский) и горно-лесной.

Здесь хорошо выражены и 4 подпояса: подгольцовых криволесий, горных тундр, субальпийских лугов и редколесий «паркового» типа.

О
Хребет Басеги представляет большую научную ценность и в геологическом отношении в связи с тем, что развитые здесь отложения так называемой басегской серии восполняют пробел в классическом разрезе рифея Южного Урала и входят в качестве самостоятельного стратиграфического подразделения в унифицированную схему докембрийского периода этого края.

Естественно, что обнажения этих пород должны изучаться и охраняться. Причудливые останцы, результат выветривания горных пород, мало уступают по красоте знаменитым красноярским Столбам или скалам Северного Урала. В эпоху оледенения Урал, и в частности хребет Басеги, служил «областью переживания» многих форм растений и животных.

Исследования сотрудников Пермского университета показали, что флора заповедника включает более 15 эндемичных видов, а также реликтов межледниковья. Всего здесь более 520 видов растений, в том числе свыше 45 редких и ценных, 1 из которых занесен в Красную книгу СССР (1984).

Расположение на границе Европы и Азии, а также горный характер местности привели к смешению во флоре и фауне сибирских и европейских, равнинных и горных видов. Профессор Е. М. Воронцов в 1940 и в 1947-1949 гг. обратил внимание на особенности морфологических признаков некоторых птиц Камского Приуралья и выделил 4 басегских подвида.

В настоящее время Басегский хребет — единственный на Среднем Урале участок тайги, почти полностью уцелевший от вырубки и выполняющий роль «острова», где нашли убежище многие виды растений и животных этого региона. Восемь рек заповедника охраняются как нерестилища ценных видов рыб — тайменя и хариуса.

Пермский облисполком установил по границе заповедника охранную зону общей площадью 25,6 тыс. га. Естественных границ заповедник не имеет. Границы обозначены аншлагами на квартальных просеках. Территория заповедника Басеги вытянута в меридиональном направлении вдоль горного хребта. Расстояние между северной и южной границами — около 25 км, между западной и восточной — 8- 9 км .

О
Во флоре заповедника Басеги 411 видов сосудистых растений из 69 семейств, 220 родов, в том числе 93 вида мхов и 26 видов лишайников (список растений пока не полон).

Среди них 45 видов — эндемики Урала, реликты и ценные декоративные и лекарственные растения. Среди редких растений заповедника (и всего Камского Приуралья) есть виды, занесенные в Красную книгу СССР; растения, не встречающиеся нигде в мире, кроме Урала; реликты прошлых геологических эпох; виды, редкие для Пермской области и высокогорий Урала.

Из растений, занесенных в Красную книгу СССР (1984), в заповеднике встречается шиверекия горная (скальный эндемик). Редкие виды — пион уклоняющийся (марьин корень), растущий на прибрежных луговых склонах, а также в подгольцовом поясе на лугах; родиола розовая, растущая на увлажненных почвах по берегам рек, в трещинах скал, на скалистых склонах горно-тундрового пояса; родиола премельская — эндемик Урала, встречается на обнаженных скалах.

Кроме перечисленных видов на Севере европейской части СССР, включая Северный и Средний Урал, стали редкими и исчезающими, но сохранились в заповеднике: гусиный лук ненецкий, дриада точечная.

________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

http://tourclub-perm.ru/ Сайт Википедия.

Энциклопедия Пермской области — Вильва.

С.Торопов. По голубым дорогам Прикамья.

Воронов Г.А., Никулин В.Ф., Акимов В.А., Баландин С.В. Заповедник «Басеги». //

Заповедники СССР. Заповедники европейской части РСФСР. I. - М., Мысль, 1988.