Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь

 Иаково-Железноборовский мужской монастырь находится в Буйском районе на левом берегу реки Тебзы на расстоянии 85 км от города Костромы, от Буя в 15 км, располагался на буйском торговом тракте при селе , которое ранее называлось Железный Борок, а сейчас — село Борок.

Свое название Железноборовский монастырь получил от того, что на том месте, где он находился, был прежде огромный бор с залежами железной руды. 
 

 МЕСТА СИЛЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

РОДНИКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ И МЕГАЛИТЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

Предание говорит, что до покорения Сибири Ермаком, Железный Борок являлся ссыльным местом, где преступники занимались разработкой руды. Это предание имеет основание, так как и до сих пор вблизи монастыря встречаются ямы и канавы со значительным количеством выжженного железа. Основание Железноборовскому монастырю положено около 1390 года при великом князе Василии Дмитриевиче преподобным Иаковом.

Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь

После ранней смерти родителей, исполненный глубокого смирения и духовной чистоты, ступил юноша в обитель преподобного Сергия Радонежского. От руки самого великого игумена он принял пострижение в монашество с именем Иакова. …Он испрашивает благословения преподобного Сергия и возвращается в родные места. 
Путь его лежит к реке Тебзе, на берегу которой он на какой-то день своего пути оказался, утомленный путешествием. Преподобный Иаков прилег отдохнуть. И тут чудное видение явилось ему. Необыкновенно яркий луч внезапно пал на то место, на котором оказался путник. Преподобный Иаков воспринял это как указание Божие, что именно здесь и должно быть место его отшельнической жизни. 
На том месте он воздвигнул большой деревянный крест. Вскоре он обнаружил неподалеку небольшое селение Железный Борок, у жителей которого смиренно испросил разрешения поселиться на избранном месте. Он ископал рядом со своей кельей два пруда и колодец. Предание приписывает его трудам и небольшое Святое озеро, находящееся верстах семи от Железноборовского монастыря… Преподобный Иаков воздвигает небольшую бревенчатую церковку в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и учреждает для братии общежитие. Так получила начало Железноборовская обитель, которая впоследствии стала именоваться Иоанно-Предтеченским Железноборовским мужским монастырем.

В 1415 году монастырские заботы привели Иакова в столицу. Именно в те дни супруга великого князя Софья Витовтовна страдала родовыми муками. Великий князь обратился к Иакову с просьбой: помолиться о здравии своей супруги. После благополучных родов обрадованный великий князь наградил Железноборовскую обитель вотчинами, что вскоре сыграло свою роль в деле спасения многих костромичей от погибели.

В 1420 году костромские волости подверглись моровой язве и страшному голоду. Смертность была так велика, что летописцы определяют ее не числом умерших, а кратким выражением: «поля остались несжатыми». В это бедственное время голода преподобный Иаков сделал свою обитель пристанищем для всех приходящих.

Во время борьбы за великокняжеский престол в 1429 году казанские татары совершили набег на костромскую землю. Набегу подвергся и Железноборовский монастырь. Он был разграблен и сожжен дотла. Преподобный Иаков со своей братией укрылся в глубине окружающего монастырь бора. Возвратившись на пепелище, иноки построили новую обитель.

Незадолго до своей кончины преподобный Иаков был возведен в сан игумена. Скончался Иаков 11 апреля 1442 года. Тело его было погребено в основанной им обители. И после смерти Иакова монастырь пользовался покровительством князей и царей российских. Когда в 1450 году великий князь Василий Васильевич ходил войной на галичского князя, свой командный пункт он расположил именно в Железноборовском монастыре. Вся московская рать под командованием воеводы Оболенского во время наступления на мятежный Галич была расположена также в этом монастыре. Именно тогда великий князь Василий Темный и подарил монастырю свою кольчугу, которая долгие годы хранилась в монастыре как реликвия. В 1599 году царь Борис Годунов дал монастырю жалованную грамоту на сельцо Контеево со всеми окрестными деревнями. Не обошли монастырь беды, нависшие над Русью в начале XVII века. Причиной их был Григорий Отрепьев, с которым была близко знакома Железноборовская обитель. Некогда Отрепьев, боярский сын из Галича, явился сюда и вступил в ее братство. По прошествии некоторого времени здесь же он был пострижен в монашество с именем Григория. Из Железноборовского монастыря он перешел в Спасо-Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь. В конце концов он объявился в Польско-Литовском государстве в качестве чудом спасшегося царевича Дмитрия. Польские отряды рыскали по всему костромскому краю. Дошли они и до Железноборовского монастыря: сожгли надгробную часовню преподобного, выжгли весь монастырь и до основания разорили Брылеву отшельническую пустынь.

Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь

В 1686 году по именному указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей Железноборвский монастырь с землями, с крестьянами и со всеми его угодьями приписан был в Донской Московский монастырь.
Монастырь в трудные годы продолжал помогать государству. В 1700 году по грамоте царя Петра I монастырь высылает большую сумму денег на строительство кораблей. В 1701 году монастырю возвращается полная самостоятельность. Но воля Петра, приступившего к осуществлению реформ, отразилась на всех монастырях и в частности на Железноборовском. Когда для изготовления пушек потребовалась медь, и с колоколен храмов снимали для этой цели колокола, тогда и Железноборовский монастырь не избежал этой участи, отдавши один из семи висевших на колокольне колоколов. В 1724 году к Железноборовскому монастырю были причислены со всей землей, крестьянами и угодьями Благовещенский Ферапонтов монастырь на устье реки Монзы и Флоровский Спасский на реке Воче невдалеке от Солигалича.

Монастырь имел свои подворья в Галиче, Буе и в Костроме. На этих подворьях работало до пятисот монахинь-вышивальщиц. Из добываемой монастырем железной руды выплавлялось железо, из которого ковались гвозди, лемеха, сошники, косы, замки, ключи, топоры и многое другое. Монастырь положил начало развитию кузнечного дела и других ремесел. Особенно же он славился работами вышивальщиц по бархату, атласу, парче — бисером, золотым шитьем, стеклярусом. Мастерицы-монахини, работавшие для монастыря, создавали подлинные произведения искусства. Монастырь славился своими благоговейными службами, строгим образом жизни иноков, большой миротворческой деятельностью. Монахи монастыря первыми начали на костромской земле обучать крестьянских детей, боярских и дворянских отроков грамоте по Псалтыри. В 1764 году обитель была переведена в число заштатных и из бывшего, далеко не скудного, сделался настолко ограниченным, что не имел возможности содержать более шести человек.

По решению Святейшего Синода в 1994 году решено возродить Иоанно — Предтеченский Железноборовский мужской монастырь. И вновь затеплились лампады иноческого жития.
Сейчас на подворье подвизаются 13 человек братии.

Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО МОНАСТЫРЬ
Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь — мужской (с 1764) монастырь в Костромской области.
Основан в конце XIV века преподобным Иаковом Железноборовским, мощи которого находятся в соборе под спудом. В этом монастыре был пострижен Григорий Отрепьев. Монастырь получил своё название по селению Железный Борок, рядом с которым он был построен на левом берегу реки Тебзы. 
 
Из-за того, что он расположен на пути из Галича в Москву, монастырь постоянно находился в центре исторических событий. Его не раз сжигали во время татаро-монгольских и польско-литовских нашествий, но монастырь снова был отстроен и восстановлен. 
В XVIII веке на его территории были построены два храма.
После революции монастырь был закрыт и только с 1994 года в нём вновь начались восстановительные работы. В настоящее время монахи этого монастыря возрождают монастырскую жизнь.
Григорий Отрепьев спасаясь от смертной казни прибыл сюда и был пострижен в монашество с именем Григория. Но затем он перешёл в Спасо-Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь.
В 1700 году по грамоте царя Петра I монастырь высылает большую сумму денег на строительство кораблей создаваемого им флота.

 


ПРЕПОДОБНЫЙ ИАКОВ
Небеснаго желая, земная возненавидел еси и,      
взем крест свой, последовал еси Христу, и от     
Него прием дарования чудес, исцеляти                     
недужныя; но яко имея дерзновение ко Святей   
Троице, испроси нам здравие и спасение, на враги 
же победу, и не забуди, посещая чад своих,               
припадающих к целебному гробу твоему,                 
Иакове, преподобне отче наш!                                           
(Тропарь Преподобному Иакову)

Преподобный Иаков Железноборовский, ученик преподобного Сергия Радонежского, в конце XIV века учредил при пособии от великого князя московского Василия Дмитриевича общежительный монастырь Галичский Предтечев, в 40 верстах от Галича близ селения Железный Борок.

Дни памяти Преподобного Иакова Железноборовского: 
11 (24) апреля (преставление), 
5 (18) мая (обретение мощей).
  

                                     рака над мощами преподобного Иакова                                             

ПОДВОРЬЯ И ПУСТЫНЬ МОНАСТЫРЯ
На протяжении своей шестивековой истории Иаково-Железноборовский монастырь обладал значительным количеством подворий.
 
Первым среди них необходимо упомянуть Введенскую Брылееву пустынь , находившуюся в четырех верстах к юго-востоку от монастыря, при большой Костромской дороге.  
Известно, что она основана в XV столетии прп. Иаковом Брылеевым, почивающим здесь, «учеником преп. Иакова Железноборовскаго» - на месте, куда преподобный временами удалялся из обители для безмолвия.
Преподобный Иаков Брылеевский в настоящее время причислен к лику общероссийских святых, его память совершается 11(24) апреля, в день преставления прп.  Иакова Железноборовского.

Монастырь имел также следующие подворья:

- Спасский Александров монастырь в селе Коровново Солигаличского уезда.  Эта обитель была основана прп. Александром Вочским (местночтимым костромским святым), приписана к Железноборовскому монастырю в 1724 г., в 12 км от Солигалича. В настоящее время упразднена.
 
- Благовещенский Ферапонтов монастырь на устье реки Монзы . 
Ферапонтов монастырь был приписан к Иаково-Железноборовскому также в 1724 году. Он расположен в 45 км севернее Буя. Основан в XVI в. монахами Адрианом и Феодосием. Позже, при пришествии на это место инока Ферапонта из Костромского Крестовоздвиженского монастыря, он стал настоятелем этой обители. Все три инока причислены к лику общероссийских святых, наиболее почитается из них прп. Ферапонт Монзенский (память 12(25) декабря и 27 мая (9июня)). Ферапонтов монастырь, окончательно закрытый после революции, ныне, с 2005 года вновь приписан в качестве подворья к Железноборовскому монастырю распоряжением Архиепископа Костромского и Галичского АЛЕКСАНДРА. Статуса самостоятельной обители он, таким образом, сейчас не имеет. Там сохранился главный храм в честь Воскресения Христова с Благовещенским приделом. В этом храме под спудом находятся мощи прпп. Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских. Кроме храма, сохранилось насколько полуразрушенных хозяйственных построек. Храм имеет статус памятника местного значения.

- Симеоновский монастырь в г. Костроме.   
В 1748 г. указом епископа Костромского Сильвестра был передан под подворье Иаково-Железноборовского монастыря в Костроме, «по случаю присутствия в духовной консистории игуменов Железноборовского монастыря» . Уже в XIX  в. монастырь был упразднен и на его месте была выстроена каменная церковь в честь Феодоровской иконы Богоматери с приделами Богоотцев Иоакима и Анны и св. Симеона Столпника. До наших дней церковь, разрушенная в 1930-е гг., не сохранилась.
 
Подворье Иаково-Железноборовского монастыря –
Брылеева пустынь
(Историческая справка) 
Введенская Брылеева пустынь находилась в четырех верстах к юго-востоку от монастыря при большой Костромской дороге. Известно, что она основана в XV веке блаженным Иаковом Брылеевым, учеником Иакова Железноборовского, на месте, куда преподобный удалялся из обители для безмолвия. На территории пустыни возвышался значительной высоты холм с растущими на нем хвойными и лиственными деревьями, кое-где виднелись камни, в могилах под которыми покоились «неведомые ныне по именам подвижники, бегавшие мира и сует его и облобызавшие сладкое безмолвие».
В 1613 г. пустынь была до основания разорена литовцами и долго не восстанавливалась. По-видимому, тогда в ней находилась лишь небольшая деревянная часовня.
 


Введенская церковь

В 1731 г. сюда из монастыря была перенесена деревянная церковь Рождества Богородицы , переосвященная в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, потому и пустынь иногда именовалась Введенской Брылеевой.
Местное предание говорит, что над могилою блаженного основателя этой пустыни стояло когда-то деревянное надгробие с возлежащею на нем иконою его (описание иконы см. в разделе «Ученики Иаково-Железноборовского). 
Окрестные женщины по преемству от прежних поколений хранили веру в благодатное покровительство блаженного Иакова, являемое по преимуществу их малым детям. Вообще это пустынное место глубоко почиталось окрестными жителями, которые приходили сюда для молитвы в те дни, когда в древнем храме совершалось богослужение: в праздник Святого  Духа, преподобной мученицы Параскевы-пятницы и храмовый – Введения. 
До последнего времени невозможно было указать даже точное место, где находилась пустынь. 
Около десяти лет назад насельник монастыря иеромонах Михаил провел подробный опрос старейших жителей села Борок и организовал вместе с ними поиски места раположения пустыни. 
В результате на территории лесопосадок примерно в 100 метрах слева от автодороги Кострома-Буй (за сто метров до километрового столба "82" км от Костромы) были найдены две массивные плиты красного камня, которые с большой вероятностью либо входиди в основание храма, либо являлись надгробиями на монастырском кладбище. По словам старожилов, до подготовки территории к лесонасаждениям на этом месте был небольшой холм и бил источник. После проведения лесопосадок холма и источника не стало.
Интересно отметить, что в придорожном кювете около указанного места почти всегда стоит вода, хотя в визуально более низких местах метров за 30 - 40 до и после него кювет может быть сухим. Возможно, что это свидетельствует о продолжающем функционирование, хотя и не на поверхности, источнике. На основе анализа старых карт и опроса местных жителей на это же самое место нахождения бывшей обители вышел петербуржец Александр Мителев, который в свободное от работы время занимается поиском материалов о храмах Костромской губернии, публикуя результаты в сети Интернет по адресу: www.old-churches.ru    
По благословению настоятеля монастыря игумена Ферапонта 23 ноября 2009 года рядом с найденными плитами рабочими монастырских мастерских был установлен поклонный крест.
   


КАК ДОЕХАТЬ, ГДЕ НАХОДИТСЯ:
Приехать к нам, соответственно, можно либо через город Буй, либо через город Кострома.
Крупный железнодорожный узел г.Буй - старинный русский город, основанный еще в 1536 году, как укрепленный пункт. В 1587 году в Буй были сосланы князья Василий и Александр Шуйские. С 1778 он стал уездным городом.
От привокзальной площади г.Буя непосредственно до монастыря примерно 20 км. Доехать до Борка можно либо рейсовыми автобусами "Буй - поселок Чистые Боры" или "Буй - Кострома", либо на маршрутном такси. Ехать нужно до ответвления на Чистые Боры и тогда пройти около километра вперед по мосту через Тебзу до поворота на Борок. Либо выйти на остановке у этого поворота.

Если ехать из Костромы, то до Буя не доезжаем чуть меньше 20 км. Чтобы не заблудиться в Костроме, проезжающим через столицу нашего края паломникам, нужно отыскать проспект Мира, который незаметно переходит в ул.Костромскую, а она еще более незаметно превращается в Буйский тракт. И теперь, не волнуясь ни об азимуте, ни о меридианах-параллелях, мимо знакомых всем с детства Саврасовских пейзажей с прилетевшими грачами села Сусанино, мимо страшных болот и лесов села Домнино, где легендарный Иван Сусанин спасал грядущую монархию от пронырливых  ляхов, Вы на 86-ом км дороги Кострома-Буй увидите указатель "Борок - 1 км" налево, ""Холм - 3 км" направо (географические координаты этого перекрестка  - широта: 58° 21′ 28,64″ С, долгота: 41° 38′ 33,75″ В). 
Борок - это к нам. Здесь можно двигаться согласно приведенной схеме от поворота на Борок, а можно спрашивать у прохожих . Кроме того, из Костромы в Буй ходит рейсовый автобус. У поворота на Борок он делает остановку.
 
Как пройти к монастырю

Наш адрес:
157070 Костромская обл, Буйский район, село Борок, ул. Колхозная, 43. 
Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь.
В монастыре есть телефон: 33-180 код (+7) 494-35. Звоните.
 
ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Первая церковь, построенная Преподобным Иаковом в образованном им Железноборовском монастыре,  была освящена во имя Иоанна Предтечи,  Крестителя Господня. Потому и именуется наш монастырь с древнейший времен Предтеченским. За долгую историю монастыря этот храм и разрушался врагами и  восстанавливался вместе с монастырем. В 1761 году храм Рождества Иоанна Предтечи стал каменным. 
В 1927 - 1929 годах в несколько приемов монастырь был окончательно закрыт, богослужения прекратились и храмы стали использоваться для хозяйственных нужд. В результате, за годы лихолетия храмы были разрушены. 
После возрождения монастыря первым был восстановлен храм Рождества Богородицы, так как именно в нем под спудом находились мощи преподобного Иакова Железноборовского. Да и строился в свое время он как зимний. 
А в последние годы Промыслом Божиим начал восстанавливаться и определяющий монастырь храм Рождества Иоанна Предтечи. И вот нынче, в день празднования Рождества Крестителя Господня, в  этом храме состоялась первая за последние 90 лет (а, может быть, и больший срок) Божественная Литургия. 
Вновь в этом Святом месте осуществилось превоплощение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа. 
Вновь верущие смогли приобщиться Страшных Христовых Таинств. 
Милостию Божией, трудами служащих и служивших, благодетелей и помощников, живых и почивших  вернулся к жизни еще один Святой Православный Храм. 
Пусть в нем пока еще земляной пол и ветер порой задувает свечи, но Храм уже живет!                
 


 
ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОМОЩЬ МОНАСТЫРЮ
Восстановление разрушенных святынь – наш народный, национальный долг перед Богом, перед памятью старших поколений, создавших эти святыни, перед отечественной культурой, перед будущими поколениями, которым мы должны оставить реальные духовные ценности, и, главное, перед самими собой. Устраняться, считая это не своим делом, было бы неправильным для любого гражданина, тем более христианина. Даже неверующие люди понимают, что были разрушены памятники, уничтожена красота, являвшаяся достоянием Отечества. Для верующего же очевидно, что мы должны восстановить то, что нашим народом было Богу посвящено, а потом в безумии разрушено.

     Духовенство может организовать это возрождение, но, естественно, не может его совершать исключительно своими силами. Церковь не обладает финансовым ресурсом для восстановления разрушенных святынь, но она в силах организовать этот процесс, привлекая, главным образом, добровольных благотворителей. 
     Надо сказать, в среде не очень близких к Церкви людей существует расхожее мнение о баснословном богатстве Церкви. Можно предложить таким людям задуматься, а откуда, собственно, такое богатство должно взяться? Государство Церковь не финансирует, все пожертвования добровольны. А из добровольных жертвователей мало кто дает на Церковь действительно крупные суммы. Зачастую богатые люди, даже из числа церковных благотворителей, значительно бо льшие средства тратят на развлечения. Конечно, существуют обеспеченные столичные храмы, крупные известные монастыри, но большинство сельских приходов и провинциальных святых обителей нуждаются в финансовой помощи для своего существования, возрождения и развития.

     Наша святая обитель начала восстанавливаться с 1995 года, сначала как подворье Ипатьевского монастыря г. Костромы, а с 2004 года – как самостоятельный монастырь. Архитектурный комплекс к этому времени был разрушен очень сильно. Полностью разобрана монастырская стена, половина прежней территории монастыря застроена частными домами. Оба храма сильно повреждены, келейный корпус до сего дня используется под школу. Восстановление обители протекает трудно и медленно. Призывая всех оказывать помощь по возрождению монастыря, можно отметить следующие положительные стороны этой деятельности:
- возрождение обители как места молитвенного подвига иноков,
- возрождение традиционной для России духовной православной жизни в данной местности, 
- возвращение к жизни памятника истории и архитектуры (Иаково-Железноборовский монастырь является памятником федерального значения, что подтверждено Указом Президента РФ № 179 от 1995 г.),
- определенное облагораживание лица страны.

     Кроме того, восстановленный и благополучный монастырь имеет большое социальное значение: 
     от монастыря всегда получает пользу живущее окрест его население;
     в монастырь приходят очень разные, часто в чем-то не благополучные люди, желающие исправить свою жизнь - здесь они находят духовную помощь;
     благополучный монастырь всегда несет на себе некую социальную и образовательную нагрузку – это может быть приют, богадельня, воскресная школа.

     Монастырь, по сравнению с приходским храмом, имеет бо льшую возможность помочь нуждающимся: здесь можно пожить в общении с монахами, укрепиться духовно. Это место паломничества, куда люди приезжают, чтобы оторваться от мирских забот, помолиться по-настоящему.

     Монастыри, и наш, в частности, - это хранилище святынь, к примеру, мощей святого, к которому люди приходят за помощью и получают ее. Чудеса у мощей преподобного Иакова продолжаются, есть свидетельства исцеления от болезней, получения иной помощи.

     Участие в восстановлении монастыря – это еще и личное покаяние, желание потрудиться для Бога, Его Церкви, просто для людей и своей Родины. И в этом аспекте, искренне помогая монастырю, как и при совершении любого доброго дела, человек испытывает умиротворение совести, спокойствие и радость в душе.

     Монастырь традиционно является местом паломничества, целью которого, в первую очередь, является совершение молитвы у  монастырских святынь. К сожалению, наш монастырь пока не может обеспечить ночлегом большие группы паломников, поскольку и сама братия весьма стеснена в жилищных условиях. Но мы рады принять паломнические группы без ночлега и, при условии предварительной договоренности, постараемся обеспечить паломников питанием.

 

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.zheleznoborovskiy.ru
 Д. Ф. Белоруков Боровский сельский совет
 Н. А. Зонтиков, Игум. Ферапонт (Кашин). Иаков Железноборовский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XX. — С. 464-470. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3. 
Святые места Костромской области.

ВложениеРазмер
Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь598.94 КБ
Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь133.44 КБ
Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь135.39 КБ
Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь731.74 КБ
6243689 (2).jpg126.6 КБ
6243689 (3).jpg162.6 КБ
6243689 (4).jpg179.08 КБ
6243689 (5).jpg98.92 КБ
6243689 (6).jpg387.16 КБ
6243689 (7).jpg199.13 КБ