Подземелья и пещеры Мордовии

Большая часть преданий Мордовии связана с подземельями:

там ждут своего часа волшебная труба и разбойничье золото, глубоко под землей прорыты секретные тоннели и конспиративные ходы. 
Почти все легенды основаны на реальных исторических событиях.
 

СТАТЬЯ ПРО КЛАДЫ МОРДОВИИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ МЕСТА МОРДОВИИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ МОРДОВИИ - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МОРДОВИИ - ТУТ!

МОРДОВСКИЕ СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МОРДВУ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МОРДОВИИ -  ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО КЛАДЫ МОРДОВИИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ МОРДОВИИ -  ТУТ!

 

Труба князя Тюшти.
Самое известное предание Мордовского края связано с именем Тюшти — былинного князя (или царя) всей мордвы, жившего в X веке. 
По легендам, записанным краеведом XIX века Иваном Дубасовым, Тюштя жил на Зубово-Полянской земле недалеко от места, где сейчас стоит село Ширингуши. Тюштя был справедливым и могучим вождем, именно он помирил враждовавшие мордовские роды.

А потом ушел (легенда не поясняет куда — может быть, на новые земли), но оставил народу свою трубу — тораму. По одной версии, торама была скрыта в ветвях деревьев, по другой — в земле. Найти тораму было суждено лишь избранному. По завету Тюшти в день, когда враги придут на его землю, людям нужно протрубить в тораму. Тогда он вернется к своему народу и накажет недругов. 
Эта красивая легенда похожа на историю короля Артура или Лоэнгрина. Как он, Тюштя, ушел неизвестно куда, но обещал вернуться. Где он сейчас? Спит волшебным сном? Легенды указывают на этот вариант.
  
20 бочек золота.
Другое преданье старины глубокой связано с Краснослободским районом. По легенде, в 1870-х годах по лесным дорогам тогда еще Краснослободского уезда везли жалованье солдатам в Сибирь — 20 бочек с золотом. На караван напали разбойники. Золото отбили и спрятали в лесах у реки Сивинь, атаман шайки сбежал в Харбин, а залегших на дно разбойников постепенно перебили. Золото же осталось в лесу. И по сей день его ищут кладоискатели со всей России. Но ничего не находят.
А.Лютов, краевед: "Однажды мне поступил интересный заказ. За очень большие деньги предложили составить карту клада золотых монет. Но делать это опасно даже спустя столько лет. Как меня ни упрашивали, я не согласился. Никаких денег не надо!".
 

Потайной ход под рекой Мокшой.
Легенда в духе готических романов связана с самим старинным городом Краснослободском. Крепость Красная Слобода была построена в 1571 году. Постепенно городок за дубовыми стенами развивался, в пяти верстах от него был построен Спасо-Преображенский мужской монастырь. Обитель сохранилась до наших дней. Жива и легенда: из Краснослободской крепости к монастырю в былые времена проложили подземный ход. А сейчас в нем спрятаны монастырские ценности и древние книги. 
Для тех, кто не знает: город и святую обитель разделяет река Мокша. Но те, кто верит в легенду, считают, что ход идет под руслом реки. Говорят, что это вполне реально: писал же известный отечественный археолог и спелеолог Игнатий Стеллецкий о ходах под Москвой-рекой.
 
Легенды о подземных ходах связаны практически со всеми старыми зданиями города. Особенно часто туннели упоминаются в связи с подвалами школы (бывшего духовного училища). В них видели тяжелую, обитую железом дверь, на которой висел большой замок. И в особняке Севастьяновых, который был построен на месте Покровского женского монастыря, есть глубокие подвалы, по легенде, имевшие выход в подземелья города. 
Особенно много легенд о подземных ходах связаны с бывшим Успенским женским монастырем (сейчас это корпуса районной больницы). Все строения монастыря соединялись друг с другом подземными ходами. Но попытки проникнуть глубоко в подвалы сохранившихся зданий кончались неудачей: огромные горы мусора и земли не дают это сделать. И большинство провалов и колодцев на месте старых ходов было засыпано, двери в них замуровывались, сами ходы обваливались естественным путем.
 
Подземные ходы.
В Саранске тоже есть легенда, связанная с подземельем. Дескать, здешние старожилы помнят: под современными дорогами и тротуарами в историческом центре города скрыты дореволюционные подземные ходы. 
Один из них якобы идет от места, где стоял Петропавловский монастырь (сейчас там возведен Свято-Феодоровский кафедральный собор), до старого городского острога (тюрьмы). Здание острога сохранилось до наших дней. 
Во время Великой Отечественной войны в нем были устроены квартиры и в одной из них жил сосланный в Саранск знаменитейший советский филолог М.М. Бахтин. Сейчас в здании работает часть сотрудников городской администрации.
 


С.Зеткин, историк: 
"За легендой вполне могут стоять реальные исторические факты. Подземные ходы под монастырями делались во многих городах Поволжья, например в Пензе. Логично, что такой ход мог идти и от Петропавловского монастыря. В пользу легенды говорит один факт. В 1960-х годах ремонтировали дорогу на улице Советской, примерно посередине монастырского хода. Отбойные молотки рабочих вдруг ушли в пустоту. Любопытные заглядывали в дыру, образовавшуюся посреди улицы. Говорили, что видели кирпичные своды и тоннель. На место ЧП прибыли чиновники. Дыру велели заделать".
 
Больничная свастика.
Одна из самых молодых легенд Саранска связана со старым комплексом Мордовской республиканской клинической больницы (сейчас лечебное учреждение переехало в современный медицинский городок в другом районе города). 
Его строили с 1932 по 1939 год. Но в народном сознании почему-то прочно засела легенда: возводили больницу сразу после Великой Отечественной войны и на работах были заняты военнопленные немцы. И поэтому, если посмотреть на больничный комплекс сверху, в плане он напоминает свастику. Немцы «постарались». Строго говоря, кое-что военнопленные арийцы в Саранске действительно построили. Это несколько жилых домов в центре города. Но легенда о «немецкой» больнице все же вымысел, ведь ее здание — довоенное.
"Странная форма больницы объясняется просто. Это требования освещения, инсоляции, то есть облучения солнечным светом, проветривания помещений и функционального расположения разных зон".
 
 
САРАНСКАЯ ГОРА
На границе Пензенской области и Мордовии, в окрестностях городка Наровчат, возвышается Саранская гора. Гора как гора. На первый взгляд ничего особенного. Очень сложно поверить, что некогда внутри нее жили люди. Однако это так. Краеведам точно известно, что в подземных полостях в XVIII веке осели отшельники из расположенного неподалеку Троице-Сканового мужского монастыря. В поисках уединения монахи жили здесь вплоть до 1933 года.
Известно, что послушники практически не проводили никаких работ под землей, а пользовались тем, что уже было кем-то создано до них. Но кем? Природой? Не исключено. Гора состоит из мергеля - неплотной породы, и подземные воды за тысячи лет запросто могли промыть многочисленные ходы. А быть может, потрудилась здесь не только природа, но и человек, обработавший стены и своды образовавшихся залов и коридоров?
Еще в начале 80-х годов прошлого века подземные сооружения привлекли внимание археолога Анны Алиховой. Исследовав пещеры и ее окрестности, она пришла к мнению, что внутри Саранской горы располагался некий населенный пункт. Краевед Владимир Поляков, увлеченный сегодня этой темой, знакомит нас с местностью: "Холмы вокруг были, по-видимому, частью крепостного вала. Он опоясывал гору, что делало подземный город недоступным для кочевников, совершавших свои набеги. Это классический, с точки зрения археологов, вариант защитного вала. Под ним расположена вторая линия обороны - ров, который в моменты опасности заполнялся водой. Со стороны оврагов с севера и юга ров оканчивался искусственными насыпями, не позволявшими воде уходить. А на месте нынешней дороги при подъезде к горе, вероятно, располагался подъемный мост".
По версии историков держался как минимум еще сто лет после взятия кочевниками соседнего селения Мохша.
Под горой протекает река Ошля, название которой переводится на русский язык с мордовского как… "городская река". Причем имя свое она получила очень давно. По крайней мере о ней есть записи, сохранившиеся со времен татаро-монгольского ига, стан татар с 1237 года находился неподалеку, всего в 4,5 километра от горы. "Других причин назвать речку городской, кроме того, что рядом среди непроходимых болот и лесов было крупное поселение, я не вижу", - говорит Владимир Поляков.


У Саранской горы на глубине нескольких десятков метров был обнаружен подземный город с лабиринтами, загадочными рисунками, монашескими кельями и даже целым озером. Кем и когда был построен этот город пока не известно, но многие исследователи считают, что он принадлежал народу Чудь. По преданиям, этот таинственный народ то появлялся из-под земли, то вновь исчезал в подземелье, спасаясь от врагов. 

Ходы подземного лабиринта разветвляются: уходят то вверх, то вниз, то вбок. На стенах катакомб видны загадочные рисунки, в галереях царит вечный мрак, лишь луч фонаря или огонь свечи выхватывает в темноте переход, ведущий всё дальше, вглубь Саранской горы. Сколько лет этим пещерам, кто были их древние зодчие - и сейчас тайна. 

Александр Белорыбкин, доктор исторических наук, сообщает, что до сих пор исследователям не удалось определить, сколько всего ярусов имеет этот город, так как было обнаружено много заваленных ходов. Здесь предстоят очень интересные и неожиданные открытия, не исключено, что ученым удастся обнаружить мумии.

Пока исследовано только 3 яруса катакомбного поселения. Изучены 670 метров переходов внутри лабиринта. Больших поисковых работ здесь пока не велось, но и то, что было найдено на первом этапе раскопок, поражает. 

 


Ходы подземного лабиринта разветвляются
Александр Белорыбкин говорит, что самый ранний предмет, который здесь удалось обнаружить - это наконечник скифской стрелы, датируемый приблизительно II-III веком нашей эры. 

О загадочном городе под землей у ученых пока только крохи информации. Известно, что с XVII века в катакомбах селились монахи. Вход в них был взорван в 1930 году, поэтому пещеры вновь открыли лишь в конце прошлого века. Учеными были обнаружены нательные крестики, лампады и даже высеченная в стене икона. 

При свете фонаря в галереях открываются узкие лазы, на первый взгляд больше похожие на каменные мешки. При тщательном осмотре становится ясно, в этих каменных мешках и жили монахи. 

Монашеские кельи устроены на каждом ярусе подземного лабиринта. Одна из них на глубине 40 метров. На камне схимники спали, там стояли иконы. 

Кому принадлежали катакомбы до того, как монахи основали свою пустынь, у ученых пока нет ответа. Некоторые исследователи считают, что катакомбы - столица древнего Буртасского княжества - легендарный город Саван, однако, это еще нужно доказать. 

Исследователи надеются, что им удастся обнаружить пятый и даже шестой уровень катакомбного города, поэтому работа в саранском подземелье будет продолжаться.
  
 

 
Тайны подземного Краснослободска
Приступая к работе, у меня возникло много сомнений и вопросов, как будет правильнее осветить эту тему. И нужно было разделить где историческая правда, а где народный вымысел и легенды. Но я решила сделать обзорную статью, используя исторические факты, городские легенды и мнения известных краеведов и работы энтузиастов.

    Пыль веков скрывает от нас много тайн. Наши историки и археологи уезжают порой за тридевять земель от родных мест, чтобы открыть и вернуть из небытия на свет Божий ушедшее под землю прошлое. И не подозревают, что здесь, в Краснослободске, у них под ногами таится одна из удивительных загадок, будоражившая умы разных поколений красно-

слободчан, - подземные ходы. Какую же роль играли они в то далекое время?

    Первые ходы появились, вероятно, одновременно с основанием городов. Однако, сведения о них дошли до нас в основном в виде преданий. Исключение составляют, лишь несколько городов. Среди них и наш Краснослободск.

    Красная Слобода возникла в далеком XVI веке, когда основным строительным материалом, применяемым в нашем крае, было дерево. До XIX века берега Мокши и окрестности Красной Слободы были покрыты дубовыми лесами. Да и сама крепость, построенная для защиты края на самом живописном месте Мокши, при впадении в нее речушки Прамы, была полностью построена из дубовых бревен. Именно отсюда, с высокой живописной кручи, далеко просматривался участок враждебной земли, откуда могли появиться воинственные кочевники. Крепость имела довольно внушительные размеры «…по мере по всем четырем стенам меж башен 312 сажен с полусаженью». Для сравнения: Троицкий острог имел 153 сажени, Наровчатский - 230 (сажень - мера длины, равная 213,36 см). 

    Из документа 1701 года, составленного писцами Бурцевым и М. Аксентьевым, и по материалам росписного списка от 1 января 1752 года, составленного воеводой, титулярным советником Василием Андреевичем Алфимовым, известны строения, находившиеся внутри крепости: дом воеводы, съезжая изба, острог (тюрьма), соборная церковь Живоначальной Троицы, амбары для хлеба, соли и боеприпасов. В этих источниках нет и намека на вход в подземные сооружения. Остальные же не сохранились: архив Прихода Большого Казанского дворца, по грамотам которого и строилась Красная Слобода, сгорел в 1737 году. Остается предполагалось, что ход начинался из хлебных или пороховых подвалов. Крепость была очень удобно расположена: с трех сторон ее окружал земляной вал со рвом, а с четвертой был крутой, обрывистый берег реки Мокши. 

    Где же располагалась наша крепость? Известный священник-краевед Иван Беляев утверждает, что она начиналась от ограды духовного училища (ныне средняя школа № 1) и простиралась до Троицкой Соборной церкви (старый ткацкий цех прядильно-ткацкой фабрики). Именно отсюда, из центра Красной Слободы XVI века, и должны начинаться подземные галереи. Учитывая то, что крепость была действующая, наличие подземных туннелей для того времени не вызывает сомнений, особенно в этом районе города. Да и ряд фактов, рассказанных старожилами, заставляет над этим задуматься. 

    Большое количество легенд о подземных галереях Краснослободска связано с подвалами Краснослободской средней школы № 1. Большое трехэтажное здание из красного кирпича было построено в 1893 году. Как-то строители наткнулись на один из ходов, прокопанных в свое время из крепости, и довольно искусно замаскировали вход в него. Многие из учившихся в этой школе рас-

сказывали о своих путешествиях по подземелью. В рассказах постоянно фигурирует небольшая арочная дверь в стене, ведущая в таинственную темноту:

  -   Вначале ход шел прямо, затем резко спускался вниз и там был слышен шум падающей воды.

    Один из туннелей, по словам очевидцев, вел к зданию кинотеатра, где до 1935 года находилась Благовещенская церковь.

    Для того, чтобы пресечь исследовательскую деятельность не в меру любознательных учеников, входы довольно профессионально замуровали.

    Наш земляк, Николай Иванович Сутугин, долгое время работавший учителем первой средней школы, считает, что вход в подземелье находится под одной из двух лестниц главного корпуса. В 70-е годы школа стала строить спортивный зал. Была выкопана траншея под фундамент, строители привезли несколько машин бетона и залили ее. Каково же было удивление, когда утром они не обнаружили раствора. Он, видимо, полностью просочился в подземную полость. Таинственные провалы появлялись и на территории военного комиссариата, но быстро засыпались землей и песком. 

    Известный краевед   Павел Иванович Трушкин неоднократно упоминал в своих рассказах о кольце подземных ходов в старой части города.

    В 64-65 годах недалеко от школы № 1   началось строительство корпуса КБО. Когда траншея под фундамент была готова, один из ее углов обвалился, и открылась часть туннеля. Два наиболее любознательных строителя были спущены вниз на вожжах, и, по их словам, они дошли по туннелю до подвалов Троицкого собора. Так выглядела фольклорная версия подземной эпопеи. Но Н. В. Бешенов, бригадир бригады, которая проводила строительные работы, являвшийся очевидцем событий, рассказывал:

  - На месте обвала был обнаружен древний колодец. Перемешанные слои земли явно указывали на это. Дойдя до двухметровой глубины, строители вновь засыпали его.  

    Однако, если внимательно присмотреться к зданию, можно увидеть трещину в стене на этом углу.

    Довольно интересный случай произошел при постройке здания суда, что стоит рядом с детской спортивной школой. До революции на этом месте располагался магазин госпожи Кутузовой, во второй части здания - писчебумажный магазин Пикуса. В советское время здесь был сквер - любимое место отдыха краснослобочан. Для того, чтобы построить здание суда, необходимо было расчистить эту площадку, убрав заодно здание бывшего музея. В свое время его основательно отремонтировали и перевели сюда детскую художественную школу. Когда ковш экскаватора углубился на 3 метра, взгляду изумленных горожан открылись дубовые бревна, уложенные в один ряд. Первое впечатление, что это дренажная система XVI - начала XVII веков. Но это место в письменных источниках историков-краеведов XIX века не указывается как болотистое. 

    Когда удалось поднять несколько бревен, открылась продолговатая траншея-туннель, одним из концов которого являлся Троицкий собор (прядильно-ткацкая фабрика). Правда, рядом до 1764 года находилось подворье   мужского Иоанно-Предтеченского монастыря.    

    Одно, несомненно, кому бы ни принадлежала эта коммуникация, это был ход трапециевидной классификации. Последовало распоряжение, и ход был засыпан. 

    Особенно много легенд бытует среди любителей краснослободской старины о подземных лабиринтах женского Успенского монастыря (комплекс районной больницы и здания современного Епархиального управления). Этот комплекс начал строиться с Успенской церкви, с 1810 года как богадельня, и преобразован в Успенский женский монастырь в 60 годах XIX века. На территории был построен Вознесенский собор. Это была самая большая и красивая церковь в Краснослободске. Она была построена в русско-византийском стиле, в системе ее отопления применялись масляные радиаторы. 

    Некоторые любители старины утверждают, что почти все здания монастыря были соединены подземными переходами. Стояли четыре каменных церкви: Успенская (ее останки расположены напротив Епархиального управления - это старая котельная и столярка ЦРБ), Петропавловская, построенная после пожара 1817 года с элементами русского стиля, Кладбищенская и Вознесенский собор. В комплексе современной больницы сохранилась домовая церковь во имя Александра Невского (часть корпуса кардиологического и терапевтического отделения), в советское время к ней прилепили балкон, который не гармонирует с ансамблем бывшего монастыря. 

    Особенно интересно здание трапезной монастыря (Епархиальное управление Краснослободской епархии). В правой части здания находится глубокий подвал. Слева от него было вскрыто отверстие, ведущее в левые подвалы. Большой интерес представляет овощехранилище монастыря.

    До сих пор у жителей Краснослободска находится книга из библиотеки женского Успенского монастыря с планами подземных коммуникаций. Нам остается только надеяться, что именно она поможет прояснить ситуацию с подземными ходами на территории бывшего Успенского женского монастыря. 

    Среди части кранослободской старины бытует легенда о подземных туннелях, проложенных под дном Мокши и ведущих к Спасо-Преображенскому монастырю. В пользу подземного хода под Мокшей говорят ряд фактов. По словам одного из старожилов Краснослободска, в начале 70-х годов в районе Старого Зубарева Мокша подмыла берег и открылся туннель, «…по которому можно было проехать даже на подводе». Он был быстро засыпан. Еще более интересные факты приводит в своей публикации Юрий Бориславин. Справедливости ради, отметим, что эти факты поданы очень профессионально и с большой любовью к историческому наследию города. В статье рассказывается о двух парнях, отправившихся на рыбалку после разлива. 
Один из рыбаков направился к небольшой канаве. Все произошло настолько быстро, что они даже не успели испугаться: грунт под одним из парней заколебался и начал проседать. Второй рыбак не растерялся: он бросил товарищу конец шарфа и вытащил его из образовавшиеся ямы. В это же время поверхность земли длиной в пять и шириной в один метр просела, и возникли очертания траншеи. Все произошло в ста метрах от ближайшего русла. Старожилы утверждают, что если пройти по цепочкам заросших впадин на лугах, то выстроится прямая линия от Спасо-Преображенского монастыря к собору и церквям Краснослободска (большая часть из которых была позже построена на территории где была построена крепость).

 

  
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Балашов, В. А. Мордвась  [Текст] / В.А.Балашов,             М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Мордовия:     энцикл: в  2 т.  Т. 1. – Саранск, 2003. -  Т. 1. -  С.                  356.
 Все о Мордовии [Текст]: энциклопед.       справочник / сост. Е. М. Голубчик и др.     Саранск: Морд, кн. изд-во, 1998.  – 661 с.
Курсовая работа. Студентка 2-го курса факультета истории и права МГУ им. Н.П, Огарева Марина Скоробогатова

 

ВложениеРазмер
43635757890 (1).jpg100.52 КБ
43635757890 (2).jpg20.22 КБ
43635757890 (3).jpg77.49 КБ
1308676648.jpg92.58 КБ

Комментарии

медные штольни

как-то давно читал статья что в в Кадошкинском районе Мордовии сохранились старые штольны от выработки медной руды, якобы лет 20 назад туда даже можно было залазить, сохранились ходы и крепления свода. есть ли про это информация или фотки, може координаты есть этого места или какие-то приметы на местности???