Ошка Панда (Священная гора)

святая гора

Старшее поколение Самозлейки рассказывает, что на Ошка Панде раньше стояла церковь. А потом она взяла и ушла под землю. На болоте стояла, скажете вы? 
Нечистая сила, ответят местные. Сейчас на горе растёт сосновый лес, а у подножия стоит колодец с питьевой водой, который не замерзает даже зимой. Земля сохраняет его температуру, скажете вы?

Мистика, ответят местные... 

 РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МОРДОВИИ - ТУТ!

МОРДОВСКИЕ СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МОРДВУ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МОРДОВИИ -  ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО КЛАДЫ МОРДОВИИ - ТУТ!

ЗАГАДОЧНЫЕ И АНОМАЛЬНЫЕ МЕСТА МОРДОВИИ - ТУТ!

Это место силы, известное местным жителям. В 3 км от Самозлейки. 
У подножия высокого холма заросшего вековыми соснами, находится колодец с святой водой и обустроенная купель. На горе крест, потрясающий вид на долину Мокши, лечебный воздух.
 


В середине прошлого века здесь работали археологи, нашли пустоты у подножия горы. Но лезть в них не стали — закрыли железными листами и лишили Голливуд возможности снять хоррор про Мордовию.
  
Священная гора Ошка Панда
«Ошка Панда» в переводе с мордовского означает «Священная гора». Она находится в трёх километрах от села Самозлейка, что на границе Ковылкинского и Краснослободского района. Проезжая мимо неё, ничего особенного сразу и не приметишь, но стоит остановиться и присмотреться, как место сразу начинает казаться довольно странным. По рассказам жителей села, когда-то давно на этом месте стояла церковь, которая однажды ушла под землю. Списывают это всё на болотистую местность.
Сейчас на этой горе расположился сосновый лес. А у подножия находится старый колодец. Вода в колодце чистейшая и ледяная, никогда не замерзает и считается святой. Это место известно немногим, но те, кто знают, приезжают за водой постоянно. Есть поверье: до того как зачерпнешь воды, нужно кинуть монетку в колодец и, пока она летит, успеть сказать, для каких целей ты берешь воду. Тогда вода приобретет чудодейственное свойство.
 

«Однажды, у нас в округе дождя не было около двух-трёх недель. Огороды понемногу начинали сохнуть. И вот как-то, идя мимо «Ошка Панды», я увидел такую картину: у колодца с водой собралось около 15 бабушек в мордовских костюмах. Они зачерпывают воду и сразу же выливают друг на друга, при этом громко читают молитвы на мордовском языке. Зрелище впечатляющее. Но шок для меня был, когда через полчаса безоблачное небо закрыли тучи, и пошёл сильный дождь.»
Павел Чугунов, житель села Самозлейка
 
Если повезёт, на горе можно увидеть каменные столбы, один с изображением мужчины, а другой – женщины. Но проходить между этих столбов нельзя — на них проклятье. Много всего необъяснимого видят на этой горе. Обычно приезжие стараются быстро налить воды и уехать, но возвращаются вновь, чтобы поблагодарить чудодейственный колодец.
«В середине 20 века на эту гору приезжала археологическая экспедиция, вела раскопки на самой горе и в её округе. Во время раскопок были обнаружены глубокие пустоты у подножия, но погружаться на их дно было технически сложно и опасно, и экспедицию свернули. А пустоты прикрыли железными пластами. Да и воду проверяли из колодца, бактерий в то время почти не нашли, около 5%, хотя в обычных родниках где-то 50%»
Андрей Рахманов, учитель мордовского фольклора,
    
  
Где находится, как доехать:
Республика Мордовия, село Самозлейка, Ковылкинский район.
В 3 км. на запад от села Самозлейка,  в долине реки Мокша.

                                                                                  источник-колодец у подножья горы                             


Мордовская вера
Эрзянская (мордовская) религия (эрз. эрзянь познэнь озномат — «национальная эрзянская вера») — этническая религия народа эрзя, одного из субэтносов мордвы, в которой главенствуют дохристианские семейно-родовые и общинные аграрные культы. В то время, как большинство мордвы (субэтнос мокшане) уже в основном утратили прежние верования, исповедуя православие, эрзяне остаются двоеверами — во время Пасхи, Троицы, Рождества, Крещения, а также в дни престольных праздников проходят моления языческим покровителям. Только национальную веру, по некоторым оценкам, исповедуют менее 2% эрзян.
Христианизация мордвы Русской церковью была в целом завершена в XVIII веке и нередко носила насильственный характер. Последнее общенациональное моление (озкс) было разогано русскими войсками в селе Чукалы (ныне Большеигнатовский район Мордовии) 23 сентября 1629 года. Были вырублены священные рощи (керемети) как места поклонения. Многие язычники бежали на Урал и в Заволжье (Нижегородская, Самарская и Ульяновская области), поэтому в диаспоре верования сохранились лучше, чем в Мордовии. Не раз вспыхивали очаги сопротивления новой вере, например, Терюшевское восстание 1743—1745 годов. В 1806—1810-е годы произошло последнее языческое восстание (в нынешней Нижегородской области) под руководством Кузьмы Алексеева, прозванного «Мордовским богом Кузькой», учившего, что «теперь наступает гибель христианства и утверждение мордовской веры... мордва теперь будут первые люди на земле и повсюду водворится мордовская вера». К. Алексеев в 1810 году вместе с наиболее активными последователями был бит батогами и сослан в Иркутск.
Современные эрзяне наряду с христианскими сохраняют представления о подземных, земных и небесных божествах (паз) и духах (азор): бог-творец Нишке, боги солнца (Чи паз), грома (Пурьгине-паз) и молнии (Ендол паз). Выделяются образы праматерей (ава): матери жилища, двора, хозяйственных построек, леса, воды, ветра (Вармава), огня, покровительницы полей (Норовава), плодородия и т. д. (таковы ведявы — богини вод, любви и плодородия). Сельской общине покровительствует дух-велень кирди азорава. Известен образ избранного богом человека (эрзян кирди) в качестве посредника между народом и богами. Почитаются предки (покштят бабай) и полулегендарные мордовские цари-инязоры. Носителем зла считается шайтан (заимствование из ислама).
В отличие от соседних марийцев или чувашей среди эрзян, даже в сельской местности, практически не осталось «чистых язычников». По этой причине современное движение за национальное, в том числе и религиозное (с 1990 года), возрождение носит характер реконструкции (неоязычества) с тенденцией к монотеизму. В 1994 году была издана книга о языческой эрзянской мифологии и эпических сказаниях «Мастерава» профессора Мордовского госуниверситета А. М. Шаронова. При этом отсутствуют собственно религиозные объединения; языческий компонент содержится в идеологии национально-культурных движений, таких как эрзянская национальная партия «Эрзянь Мастор» («Земля эрзян»), общество «Фонд спасения эрзянского языка им. А. П. Рябова» (председатель — Е. В. Четвергов), ассоциация эрзянских женщин «Эрзява» (лидер — поэтесса Р. С. Кемайкина, языческое имя — Маризь Кемаль), национально-культурные движения «Эстер Аво» и «Мастер Аво». Заявляется о возвращении в лоно «национальной эрзянской веры].
Профессиональных жрецов-озатя у мордвы не было уже к XVIII веку, молениями в поле или в периодически назначаемом общиной доме руководили выборные мужчины и женщины[9]. После долгого перерыва, первое общественное моление с жертвой быка и птицы верховному богу Нишке (Инешкипазу) состоялось в 1991 году в лесу у деревни Тавла. В дальнейшем такие моления стали соверщаться регулярно в начале лета и осенью в деревне Ташто Кшуманця Большеигнатовского сельского поселения Большеигнатовского района, собирающие до нескольких тысяч человек. Восстанавливается институт жрецов и жриц (первой была провозглашена Маризь Кемаль). Проводятся также семейные моления дома.
 
  

 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Цыганкин Д. В. Память, запечатленная в слове. Словарь географических названий Республики Мордовия. Саранск, 2005. – 431 с. (рус.), (мокш.), (эрз.)
Чудаев Ф. П., Тувин А. С. Боль и радость ты наша, земля старошайговская. — Саранск, 1998.
Энциклопедия Мордовия, И. И. Шеянова.
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Балашов, В. А. Мордвась  [Текст] / В.А.Балашов,     М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Мордовия:     энцикл: в  2 т.  Т. 1. – Саранск, 2003. -  Т. 1. -  С.                  356.
 Все о Мордовии [Текст]: энциклопед.       справочник / сост. Е. М. Голубчик и др.     Саранск: Морд, кн. изд-во, 1998.  – 661 с.
Курсовая работа. Студентка 2-го курса факультета истории и права МГУ им. Н.П, Огарева Марина Скоробогатова
В. А. Юрченков. Мордовский народ: вехи истории. — Саранск, 2007
«История Мордовского края» под редакцией профессора Г. Н. Белорыбкина, Пенза, 1996

 

ВложениеРазмер
oshka_panda (1).jpg136.63 КБ
oshka_panda (2).jpg257.84 КБ
oshka_panda (3).jpg273.51 КБ

Комментарии

Ошка Панда

Здравствуйте.
Откуда инфа про Ошку? Из интернета? Павел Чугунов и Андрей Рахманов - реальные люди? Родник освященный?

Источники

Ссылка на информацию о статье и источники 

Дана внизу страницы под текстом. 

Всё люди реальные 

На ютубе даже есть видео на эту тему. 

Про освящение родник нужно уточнить. 

Ошка Панда

Большое Спасибо за оперативный ответ!
По ссылкам немного не понятно. Они больше относятся ко второй части поста. А вот в том же словаре Цыганкина Д.В. "Ошка панда" означает вовсе не "Священная гора", а просто "городище" - от "ош"-городище и суффикса "-ка". Получается "городище-гора".
Что касается вообще первой части Вашего поста, то это цитата из материала, появившегося на портале SmartNews за 6,5 лет до Вашей публикации. Приведенная в нем цитата Павла Чугунова про бабушек является сокращенным вариантом еще более раннего похожего рассказа (кстати, непонятно, от какого года, но уж точно не позднее 2007-го).
Не подумайте, что я Вас в чем-то обвиняю. Просто очень хочется докопаться до корней.
Если возможно - ссылочку на видео. Пожалуйста!

Еще раз огромное Спасибо!

Ссылка

Пока в командировку уехал, доступ в интернет ограничен, 

Могу поискать только в выходные дни, 

Попробуйте поискать в ютубе по ключевым словам 

В июле примерно это видео было. 

Я родился,учился и два года

Я родился,учился и два года проработал учителем истории в с.Самозлейка.Павел Чугунов и Андрей Рахманов никогда в моей деревне не проживали. Извините,но не знаем таких. Родник у подножья Ошка панда (ош-город,ошка-городок,панда-гора)существовал всегда,сейчас облагорожен и освящен.Легенда об ушедшей под гору церкви известна издавна,но это всего лишь легенда.

Отправить комментарий