Музей Янтаря

Алатырь, лежащий на дне моря, слезы морской богини, певучий камень. Янтарь издревле манил людей своей загадочностью. И правда, откуда в камне, который находят на дне моря, крылья бабочек и мух? Он и в огне не горит, и в воде не тонет, а в безвоздушном пространстве под воздействием жара плавится.

Много легенд связано с янтарем, но на сегодняшний день ученые разгадали загадку этого камня.

Познакомиться с научными исследованиями о янтаре, а также полюбоваться на это чудо можно в единственном в России Музее янтаря, который находится в Калининграде.
 

 ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КАЛИНИНГРАДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

 
Музей янтаря был открыт в 1979 году в крепостной башне, расположенной на берегу озера Верхнее. Само здание также представляет собой историческую и архитектурную ценность: башня неоготического стиля была построена в 1853 году как одно из оборонительных учреждений Кенигсберга.
Музей янтаря достаточно внушительных размеров: это трехэтажное здание площадью 1000 квадратных метров.
Музей янтаря достаточно внушительных размеров. В трехэтажном здании, на площади 1000 квадратных метров представлены самые разнообразные выставки, имеющие как научную, так и культурную ценность.
  


 
ИСТОРИЯ МУЗЕЯ
Музей янтаря был создан в Калининграде потому, что недалеко, в посёлке Янтарном, находится крупнейшее (из разведанных) месторождение балтийского самоцвета — более 90 % мировых запасов.
В течение десяти лет с 1969 года шёл процесс реставрации историко-архитектурного комплекса. Первая очередь Музея янтаря была открыта 29 декабря 1979 года в статусе филиала Калининградского областного историко-художественного музея.
 
Советский период 
с 1979 по 1984 годы можно назвать периодом роста музея. Музей янтаря стал одним из самых посещаемых туристами мест города: количество посетителей в год достигало 400 тысяч человек, в том числе за счёт организованного на территории бывшего Советского Союза туризма. Музей был единственной институцией, представлявшей главный уникат области: Калининградский янтарный комбинат находился в закрытой для иногородних гостей зоне. За этот период выставка из собрания музея ездила по России, включая Сибирь и Дальний Восток, побывала в Швеции, Японии, в приграничных польских воеводствах — Эльблонгском и Ольштынском.
В 1984 году Музей янтаря провел в Калининграде Всесоюзную научно-практическую конференцию «Естественная история янтаря и проблемы его художественной обработки». Ежегодно проводилась областная выставка «Янтарная осень», которая позволяла отслеживать процессы, происходившие в художественной обработке янтаря в Калининградском крае, и закупать в коллекцию музея лучшие изделия. В 80-х же годах состоялись поездки сотрудников в Латвию, где был отсмотрен большой материал в мастерских художников и приобретена коллекция произведений латышских авторов.
 
Постсоветский период 
В период перестройки, 1985—1991 годы музей продолжал работать. Драматическим временем стал для музея период 1992—2002 годы: музей потерял статус филиала, превратившись в отдел Калининградского областного историко-художественного музея. Кроме того, ветшало здание, устаревало оборудование, прекратилось пополнение коллекции, то есть росла негативная репутация музея. Всё это привело к тому, что количество посетителей снизилось до 90 тысяч человек в год. При этом надо заметить, что в этой сложной ситуации успешно развивалась научная деятельность музея, сотрудники продолжали представлять его на научных конференциях по янтарю в Польше, Литве, Испании. Кадровый ресурс сохранился.
 

Современный период 
Экспозиция музея, посвящённая Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуре и деятельности известного скульптора и художника Германа Брахерта
В марте 2003 года Управление культуры администрации Калининградской области приняло решение о реструктуризации Калининградского областного историко-художественного музея и выделении Музея янтаря, в самостоятельное юридическое лицо. Началось его второе рождение. Сформировалась новая команда, разработана новая концепция развития музея. В этот период в Калининградской области были проведены выставки и издан ряд книг, которые существенно обогатили культурную жизнь всего региона, в том числе по теме «калининградский янтарь».
В 2004 году, ко второму региональному конкурсу янтарных изделий «Алатырь 2004» музеем издана двуязычная монография в форме научного каталога о современном калининградском янтаре. В неё вошло 44 художника, о которых искусствоведами города написаны очерки. Книгу сопровождают аналитическая статья о состоянии искусства обработки янтаря в Калининграде на рубеже XX—XXI веков. В 2005 году в Янтарном крае музеем организован международный конкурс авторских работ из янтаря под названием «Алатырь», в котором участвовали 8 стран Европы: Россия, Литва, Польша, Германия, Великобритания, Голландия, Испания, Португалия и Япония. Он сопровождался научно-практической конференцией «Преемственность традиций художественной обработки янтаря. Проблема подготовки кадров».
 
За 2007—2008 годы музей развивался благодаря программе «Развитие Государственного учреждения культуры „Калининградский областной музей янтаря“ и культурно-образовательного сектора янтарной отрасли в 2007—2011 годах», которая вошла составной частью в целевую программу «Развитие янтарной отрасли в Калининградской области на 2007—2011 гг.»[ ]. За это время проведены ремонтные и реставрационные работы: отреставрированы фасад здания, крепостные стены и дамба, проведена гидроизоляция цокольных частей стен здания по всей окружности, сделано наружное освещение башни, отремонтирован и оборудован зал, предназначенный под Центр коммуникаций.
 Также произведен капитальный ремонт второго этажа музея, заменены окна и двери, отреставрированы две диорамы, светильники, стенды, витрины, полностью переоборудованы и реконструированы электрощитовая и система пожаротушения. Вновь открыта экспозиция на втором этаже музея, в которой реконструированы некоторые экспозиционные зоны, например, «Включения в янтаре». Появились новые экспозиционные комплексы, такие как «Кёнигсбергская государственная янтарная мануфактура»rude, «Янтарь в творчестве зарубежных художников» и др. Создана материально-техническая база музея: приобретены 30 компьютеров со скоростным выходом в Интернет, телефаксы, копировальный аппарат, сенсорные киоски, телевизоры, DVD-приставки, цифровые фотоаппараты, приборы для осушения и увлажнения воздуха. Ведётся электронный учёт коллекции музея, библиотеки и архива.
    
 
ЗДАНИЕ МУЗЕЯ
Архитектура
Калининградский музей янтаря расположен в центре города на берегу озера Верхнего в фортификационной башне Дона, носящей имя прусского генерал-фельдмаршала Дона, участвовавшего в освободительной войне против наполеоновской Франции в составе русско-немецкого легиона и с 1812 года находившегося на русской службе. Башня является историко-архитектурным памятником середины XIX столетия, составляющая вместе с Росгартенскими воротами единый крепостной комплекс. История комплекса связана также развитием Кенигсберга, событиями Второй мировой войны.

5 апреля 1843 г. был утвержден проект фортификационного укрепления Кенигсберга. Верхний пруд (немецкое название, сегодня мы говорим Верхнее озеро), самое слабое место в обороне, решено было прикрыть двумя круглыми башнями. Башни поставили на расстояние двойной дальности стрельбы орудий, что давало возможность простреливать поверхность озера перекрестным артиллерийским огнем. На западном берегу расположили башню Врангель, а на восточном – башню Дона.
Пруссия первой из европейских стран применила идеи Марка Рене Монталамбера (1713-1799), на практике оценив важность многоярусного артиллерийского огня, как мощного фактора обороны.
Башню строили с 1852 по 1853 год. В плане она круглая, ее диаметр составляет 34 м, высота 12 м, два этажа наземных и один подземный, подвалы.

Подвалы предназначались для хранения запасов продовольствия, боеприпасов и военного снаряжения. Всего в башне 42 каземата, расположенных в два кольцевых яруса. Их анфиладное расположение, без внутренних перегородок, создавало удобства для маневров гарнизона при обороне.
При строительстве башни использовался специальный фортификационный кирпич, проходивший многообжиговую закалку по принципу закалки стали (нагрев - отпуск, и так несколько раз).
 
Штукатурка не использована, т.к. обнаженный кирпич в условиях местного климата с частыми дождями, большой влажностью и мягкими зимами был прочнее и долговечнее, задавая при этом фасаду выразительную внешнюю красоту.
 
Башня была оборудована системой отопления каминного типа (не сохранилась), естественной вентиляцией, канализацией, дренажем. Имелся свой водозаборный колодец (по предположению Овсянова, вероятно, он находился на месте современного фонтана). Толщина стен, добротность и прочность конструкций превращали башню Дона в мощный опорный пункт, способный противостоять противнику, выдержать длительную осаду и вести круговую оборону.
 
К середине 19 в. в фортификационной архитектуре Кенигсберга некоторые конструктивные элементы превратились в декоративные, стали всего лишь ремаркой средневековой традиции. В первую очередь это касается зубчатой парапетной стенки. В башне Дона зубчатый парапет повторен дважды на разных уровнях. Это один из наиболее значительных элементов декора, задающих выразительную абрисную линию всему зданию.
Стиль «кирпичной неоготики», характерный для кенигсбергской архитектуры середины 19 в., нашел проявление в крестовых сводах казематов башни и декоративном оформлении наружной стены.
Ажурный аркатурный пояс, проходит по всей окружности башни, составляя самый выразительный элемент декора. Все амбразуры, оконные и дверные проемы башни имеют клиновые перемычки, выполняющие и несущие, и декоративные функции. Альтернативная по направлению кладка ложится красивым декоративным узором.
Со стороны озера Верхнего главный вход в башню прикрывался отводной стрельней (это термин зодчества Древней Руси, употреблен О.П.Овсяновым) - Г-образной кирпичной стеной, с многочисленными амбразурами.

Цоколь стены оформлен рустом, т.е. выложен из крупных булыжных камней различной формы, притесанных друг к другу и скрепленных цементным раствором.
Пространство между наружной стеной кордегардии и стеной противофильтрационной заветы всегда было заполнено водой.
Вода, видимо, поднималась до уровня рустованного камня и затекала свободно из Верхнего пруда.
 
Сегодня под мостиком поставлена бетонная дамба, перекрывающая доступ воды, т.к. цемент между рустом находится в плохом состоянии, нарушен дренаж, гидроизоляция. В результате вода под стенами башни однозначно приведет к «намоканию» здания.
Препятствием на пути противника становился искусственный ров, окружавший башню. Его глубина порядка 2-3 м.
  


 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯНТАРЯ
Первым ученым, взявшимся доказать, что янтарь - это окаменевшая смола деревьев, был римский писатель Плиний Старший. Он обратил внимание на смоляной запах и коптящее пламя, выделявшиеся при горении янтаря, а также на то, что в прозрачном янтаре нередко попадаются застывшие насекомые и частицы растений.
Позже немецкие ученые пытались оспорить этот вывод. Так, например, известный естествоиспытатель Георг Агрикола (XVI век) доказывал, что янтарь образуется в недрах Земли из жидкого битуминозного вещества, которое, вытекая на ее поверхность, застывает. В начале XVIII века бытовала гипотеза о том, что янтарь произошел от соединения нефти с минеральными кислотами. В Древней Руси хорошо знали янтарь. Его называли алатырь или латырь-камень и приписывали ему чудодейственные свойства. М. В. Ломоносов в своих трудах "Первые основания горной науки" (1742 г.) и "Слово о рождении металлов от трясения земли" (1757 г.) привел новые аргументы в пользу органического происхождения янтаря.  Сегодня общепризнанно, что балтийский янтарь (международный минералогический термин – сукцинит) – это застывшая смола деревьев, преимущественно хвойных, которые произрастали на обширной территории южной части Скандинавского полуострова и прилегающих к нему  областях в границах современного Балтийского моря. Примерно 45-50 млн. лет назад в этих краях произошло значительное потепление и увлажнение климата, что благоприятствовало пышной растительности. Наряду с широколиственными липами, кленами, дубами, каштанами были широко распространены лавровые и миртовые деревья, а также пальмы и лианы. Изменение климата вызвало обильное  смолоистечение  деревьев. Смола окислялась кислородом воздуха, покрывалась толстой темно-бурой коркой и в таком виде накапливалась в почве "янтарного леса".
Реки и ручьи постепенно вымывали затвердевшие комья смолы из земли и сносили их в устье большой реки, впадавшей в древнее море на территории современного Калининградского полуострова.
 
Так образовалось крупнейшее в мире  Пальмникенское месторождение янтаря.
Около двух миллионов лет назад огромный ледник передвинул слои земли, включая и янтареносные отложения эоценового периода, к подножию Карпат, вследствие чего образовались вторичные (четвертичные) отложения янтаря. И сейчас янтарь находят на всем огромном пространстве, которое когда-то занимал ледник.
 
 
Что посмотреть
В 28 залах Музея янтаря постоянно работает пять разделов. Попытки разгадать природу янтаря предпринимались сразу, как был открыт этот камень, — а это произошло ни много ни мало 5-6 тысячелетий назад. В настоящее время ученые знают о янтаре все или почти все. Туристам же разгадать загадку янтаря помогут экспонаты разделов «Происхождение янтаря, его свойства» и «Историко-археологические знания о янтаре».
Особенно гордятся в музее Калининграда уникальной коллекцией, полученной в дар от Оружейной палаты Кремля.
Янтарь с давних времен привлекал к себе творческих людей, ведь даже в своем первозданном виде янтарь прекрасен, а если уж к нему прикоснется рука художника... Украшения из янтаря начали создавать еще в эпоху неолита (более двух тысяч лет до нашей эры) и продолжают мастерить и в наши дни. Особенно гордятся в музее Калининграда уникальной коллекцией, полученной в дар от Оружейной палаты Кремля. О янтаре как произведении искусства рассказывается на таких выставках Музея янтаря в Калининграде, как «Янтарь в искусстве 17—18 веков» и «Янтарь в творчестве современных художников». 
Для Калининграда янтарь — это еще и «промысел». О том, как развивалось янтарная промышленность, можно узнать на экспозициях «Кенигсбергская государственная янтарная мануфактура» и «Калининградский янтарный комбинат».
Калининград известен во всем мире тем, что в 1947 году начал работу комбинат, единственный в мире выполняющий полный цикл по добыче и переработке янтаря. 
В Музее янтаря проводится и научная работа. С ее результатами можно познакомиться на ежегодных биеннале, во время лекций, которые читают научные работники музея. Здесь же ведется активная издательская деятельность: труды ученых, исследователей за девять лет были опубликованы в 30 книгах. Это наследие Музея янтаря в Калининграде переведено и на английский язык.
  

                                                                      элементы легендарной Янтарной комнаты                                                              


 
ВЫСТАВКИ И ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ
В 2004 году организована выставка зарубежной художницы-ювелира, дизайнера Лисы Вершбоу из США, которая продемонстрировала новые подходы к художественной интерпретации янтаря. Американская ювелир провела мастер-классы с молодыми калининградскими художниками.
В 2005 году к 750-летию Калининграда/Кёнигсберга в Музее янтаря были выставлены шедевры искусства обработки янтаря XVI—XVIII веков из собрания Государственного музея-заповедника «Царское Село», из знаменитой Янтарной комнаты. Эта выставка положила начало проекту «Янтарные коллекции России и Европы в Калининградском музее янтаря». Состоялись другие тематические выставки: «Балтийский янтарь в собрании Государственного Эрмитажа» (2007 год) в г. Санкт-Петербург, «Союз Земли и Воды» (2008 год) из собрания Музеев Московского Кремля (Оружейной палаты) в г. Москва и другие. В 2005 году музей посетила выставка «Японский янтарь» и выставка «Завоеватели Земли» из Палеонтологического института РАН, посвящённая насекомым, которые населяли планету 650—50 млн лет назад.
 
Зарубежное сотрудничество 
В числе стран-партнёров можно назвать Латвию, Литву, Польшу, Германию, Швецию, Данию, Японию, США, Италию, Австрию, Францию. В 2007—2008 годах Музей янтаря выставкой «Янтарный берег России» принимал участие в презентации Калининградской области в рамках IX фестиваля российского искусства в г. Канны, Франция. Затем выставка побывала в Германии, Латвии, Литве и Польше.
 
Показатели деятельности 
Доходы от основной деятельности музея в 2005 году составили 2,8 млн руб., в 2008 году — 7,5 млн руб. Количество экскурсий в 2003 году — 292, в 2008 году — более 1000. Число выставок в 2008 году — более 20 в год. Всего за период 2004—2008 годах проведено около 100 выставок, коллекция музея пополнилась на 10 000 единиц хранения, в том числе антикварными предметами, произведениями зарубежных художников и уникальными инклюзами.
 
Экспозиции 
Экспозиция музея размещается в 28 залах общей площадью более тысячи квадратных метров. Экспозиции включены в несколько разделов:
Происхождение янтаря, его свойства
Историко-археологические знания о янтаре
Янтарь в искусстве XVII—XVIII веков
Кёнигсбергская государственная янтарная мануфактура
Калининградский янтарный комбинат
Янтарь в творчестве современных художников
 
В музее собраны уникальные куски балтийского самоцвета (самородок весом 4 кг 280 г — самый крупный в коллекции Музея янтаря), а также более двух тысяч художественных изделий из него.
Музей является единственным обладателем фрагментов декора Янтарной комнаты, отреставрированных художниками Г. Хозацким, В. Ерцевым, В. Воробьёвым, А. Журавлёвым, А. Ваниным, М. Ерцевой и Л. Григорьевой. Художникам удалось возродить технологию обработки янтаря, которой пользовались мастера XVII—XVIII веков.
 
В музее имеются диорамы древнего «янтарного леса» и карьера по добыче янтареносной «голубой земли», множество кусков (более тысячи) янтаря с инклюзами мезозойских растений и животных, в том числе ящерицы. Показан весь спектр цветов янтаря от белого до чёрного. Выставлены также янтарные изделия IV—V веков нашей эры, найденные археологами на территории Калининградской области, работы немецких мастеров, переданные из Оружейной палаты.
С 2003 года музей проводит конкурс изделий из янтаря «Алатырь».
 
Со 2 по 5 ноября 2017 года в парижском Лувре пройдет Международный салон культурного наследия, в котором Калининградский Музей янтаря сможет представить работы своих мастеров.
 
 
Галерея редких предметов
Тарелки декоративные. XVII в. Германия. Реставрация: 1980 год.
 Часы настольные. 1920-е—1940-е гг. Кёнигсбергская государственная янтарная мануфактура.
 Шкатулка двухъярусная. XVII в. Германия. Реставрация: 1990.
  

Как добраться, где находится:
Музей янтаря находится в Ленинградском районе Калининграда, на площади Маршала Василевского. Это площадь считается одной из главных транспортных развязок города, поэтому здесь проезжают многие маршруты общественного транспорта. 
Так, от аэропорта вы доедете на автобусе № 144, а с калининградского вокзала до Музея янтаря можно добраться на автобусах № 37, 44, 11, 17, 21, 19, 103, 159, 144, 158, 101, трамвае № 3, а также на маршрутных такси № 64, 66, 69, 70, 73, 90, 77, 85, 80, 155.
 
Практическая информация
Адрес Музея янтаря: г. Калининград, пл. Маршала Василевского, 1. Телефоны: (4012) 46 65 50, (4012) 46 68 88.
Режим работы: 10:00-18:00, выходной — понедельник.
Стоимость билетов: взрослый (все выставки и постоянная экспозиция) — 430 RUB; для студентов — 220 RUB, для школьников — 180 RUB; семейный билет (родители и дети дошкольного и школьного возраста) — 990 RUB.
Веб-сайт: ambermuseum.ru.
Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.
 
 
Легенды и мифы о янтаре
С тех пор, как люди научились использовать янтарь, – а это произошло как минимум 5-6 тысячелетий назад – неоднократно предпринимались попытки разгадать тайну его происхождения.
И в научных трудах, и в произведениях устного народного творчества предлагались версии, по степени фантастичности порой не уступавшие друг другу.

Сейчас-то уже ни у кого не вызывает сомнений, что янтарь – это минерал органического происхождения, принадлежащий к типичным смолам, но далеко не сразу ученые пришли к единому мнению по этому вопросу.
Некоторые исследователи были убеждены, например, что янтарь – это затвердевшая нефть, другие склонны были считать его окаменевшим медом диких пчел. Высказывались также предположения, что это морская пена, застывшая под действием солнечных лучей, продукт жизнедеятельности лесных муравьев, загустевший «солнечный эфир», горное масло, земной тук... И так далее.
 
Гипотез существовало много, что неудивительно. Янтарь ведь не только на другие самоцветы совершенно не похож, но и сам по себе являл такое разнообразие форм, фактур, структур, размеров, демонстрировал такое богатство оттенков, обладал такими необычными химическими и физическими свойствами, что в прежние времена нередко ставил исследователей в тупик. И в самом деле - что это такое: в огне он горит, как уголь, потрескивая и коптя; при нагревании без доступа воздуха плавится; при трении электризуется; в соленой воде отдельные разновидности янтаря находятся во взвешенном состоянии – плавают. Наощупь камень кажется теплым. Вдобавок внутри некоторых кусочков янтаря можно увидеть самых разных насекомых. Как они туда попали? Ведь янтарь чаще всего встречается на морском берегу, а бабочки и мухи, как известно, в море никогда не водились...

Пока наука занималась поиском истины, кропотливо собирая доказательства, народ быстренько все объяснил чудесным, сверхъестественным образом.
Так всегда бывает: где бессильны разум и логика, появляется простор для творчества, начинает работать воображение. Орган, ведающий фантазией, особенно хорошо развит у детей и у молодых народов.
 
Поэтому все легенды о янтаре появились на заре цивилизации.
Прежде всего, сверхъестественными свойствами древние народы наделили сам янтарь. У некоторых первобытных племен изделия из янтаря использовались в магических обрядах. Янтарные амулеты носили, чтобы уберечься от болезней, от гибели в сражении. Люди верили, что янтарь «вытягивает» из организма болезнь и «притягивает» удачу – так же, как притягивает мелкие предметы, если его слегка потереть. Считалось, что украшения из янтаря отводят беду, ограждают от дурного глаза, приносят успех в любовных делах, делают человека сильнее и умнее...
Конечно, возможности янтаря здесь сильно преувеличены, но кое-что не отрицается и современной наукой.

Безусловно, янтарь благотворно влияет на нервную систему, его «солнечный» цвет приятен для глаз, а прикосновение к теплой гладкой поверхности не только доставляет удовольствие, но и помогает сосредоточиться, придает уверенность в себе.
Кроме того, говорят, что постоянное ношение украшений из янтаря улучшает самочувствие при заболеваниях щитовидной железы, снимает боль при воспалении суставов, отложениях солей.

А что касается легенд о янтаре, если на них внимательно посмотреть, то среди массы фантастических обстоятельств и подробностей иногда можно обнаружить и зерна истины.
 
Вот, например, древнегреческий миф о Фаэтоне (дошедший до нас в изложении римского поэта Публия Овидия Назона, родившегося в 43 году до нашей эры) однозначно указывает на растительное происхождение янтаря – задолго до того, как к такому же выводу пришли ученые.
Тема слез присутствует почти во всех легендах о янтаре. Нередко повествуется в них о трагедиях космического масштаба. 
На мысль о драматических событиях, связанных с рождением янтаря, очевидно, наталкивала каплевидная форма некоторых кусочков природного камня.
Так, в трагедии Софокла (V век до н. э.) янтарь - это слезы о погибшем герое Мелеагре, ставшем жертвой материнского проклятия.
  
В литовской легенде о Юрате и Каститисе янтарные слезы проливает морская богиня, оплакивающая своего возлюбленного.
Во всех легендах янтарь - это весточка из прошлого, хранящая в себе некий тайный смысл. Прочесть «послание» пытаются многие - и каждый народ делает это по-своему.
На Руси янтарь назывался «Алатырь» или «латырь-камень». «Бел-горюч камень алатырь», лежащий «на море Окияне, на острове Буяне», упоминается и в народных песнях, и в сказках, и в старинных заговорах. При этом «горючесть» янтаря, то есть способность к горению, подчеркивается как одно из его характерных свойств.
Есть у русского народа и сказка-притча про певучий камень, услышать который способен только человек с чистым сердцем.
 
А прибалтийская легенда о птице Гауе связывает происхождение янтаря с преступлением, на которое толкнул своего верного слугу жестокий король заморской страны.
Поэтическое восприятие фактов и явлений бытия, мифологизация действительности, присущая древним народам, предшествовала научному познанию мира.
В преображенной, мифологизированной форме устные предания сохранили и пронесли сквозь века информацию о реальных событиях, донесли до нас древнее знание, нередко опережавшее и предвосхищавшее дальнейшие направления научного поиска.
 


 
Добыча янтаря
Древнейший и самый примитивный способ добычи - ручной сбор на пляжах и отмелях, куда янтарь выбрасывало море. Именно такой способ являлся основным в античную и средневековые эпохи. По данным С.С. Савкевича за последние три тысячелетия на побережье Балтийского моря собрали около 60 тысяч тонн минерала.
С 14 в. получил распространение другой, не менее примитивный способ добычи – ловля большими сачками на шести-, восьмиметровых шестах. (Заходили в воду или выходили в море на лодках и вылавливали водоросли с запутавшимся в нем янтарем).

Несколько позже стали практиковать вычерпывание янтаря непосредственно со дна моря с помощью специальных приспособлений: багров, клещей, скребков. Черпание обычно производилось с лодки и в спокойную погоду.
Первые упоминания о добыче янтаря на берегу относятся к середине 16 в. Этот способ так же не отличался сложностью. Производили своеобразное боронение прибрежной зоны. Разрыхленная земля перемешивалась с водой, на поверхность ее всплывал янтарь, который и собирали.
С середины 17 в. предпринимались попытки выкапывать янтарь из береговых обрывов. В 1871г. заложили первую шахту в районе нынешнего поселка Синявино глубиной около 30 м в целях промышленной добычи янтаря. Шахту закрыли из-за нерентабельности и опасности проведения работ через семь лет. К началу 20 в. подземная разработка стала невыгодна.
 
Более производительной оказалась добыча с помощью открытых горных выработок, начатая в первой половине 19 в. На побережье закладывали небольшие карьеры 30 х 30 м, пласты пустой породы срывали, вскрывая «голубую землю». В 1912 г. в удалении от моря для открытой разработки был заложен крупный карьер в районе поселка Пальмникенен (современный поселок Янтарный). Перед Второй мировой войной на этом месторождении добывали около 400 тонн янтаря-сырца в год. Перерабатывали его на Кенигсбергской янтарной мануфактуре и других предприятиях Восточной Пруссии. Карьер исчерпал себя только в 70-е г. 20 в.
История янтарного промысла на Балтике насчитывает несколько тысячелетий.
 
Промышленная добыча янтаря
Первоначально вскрышные породы разрабатывались экскаваторным способом и по железнодорожной ветке отправлялись в отвал. После двух крупных оползней грунта в 1957 и 1958 г. когда на дно карьера обрушилось около полумиллиона тонн земли, из строя оказалась выведена почти вся транспортная система, засыпано все оборудование, был введен принцип гидромеханизации. Мощный гидромонитор размывает верхний слой пустых пород, превращая их в пульпу, которая землесосом перекачивается в море. Тонкий слой пустой породы в полтора – два метра, покрывающий «голубую землю» снимается многоковшовым экскаватором и доставляется на обогатительную фабрику. Пульпа с янтарем по трубопроводу с помощью землесосной установки также поступает на обогатительную фабрику.

На фабрике размытая водой «голубая земля» проходит через решетку с отверстиями диаметром 5 см, где рабочие отбирают самые крупные куски минерала, далее через сито с отверстиями по 2 мм, через которые большая часть растворенной в воде пустой породы уходит в отходы. Оставшийся материал пропускается через систему дуговых сит, где происходит его первичная промывка и обезвоживание. Затем в сепараторе, в специальном растворе с плотностью выше, чем у янтаря, масса расслаивается, тяжелые частицы оседают на дно, мелкий янтарь с кусочками древесины всплывает на поверхность. Далее повторная промывка и просушка в калориферных печах. В основном отделенный от примесей, янтарь доставляют на грохот – систему расположенных одно над другим и движущихся в противоположных направлениях сит с отверстиями разных диаметров.
В результате вибрации янтарь просеивается и разделяется на три фракции в зависимости от размера.

 

 
_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Достопримечательности Калининграда.
ambermuseum.ru.
БРЭ/Калининград (бывший Кёнигсберг)
Музеи Калининградской области / ответственный редактор: В. Л. Стрюк. — Справочник. — Калининград: Федеральное агентство по культуре и кинематографии России, Музей Мирового океана, «Терра Балтика», 2005. — 180 с.
Попова В. М.. Янтарная комната : [англ.] = Amber room : [пер. с рус.] // Калининградский музей янтаря : [англ.] = Kaliningrad amber museum : [пер. с рус.] : сборник. — Калининград : Министерство культуры Калининградской области, Калининградский областной музей янтаря, 2008. — С. 73—80. — 126 с. — ISBN 978-5-903920-07-5.
Сребродольский Б. И. Мир янтаря / ответственный редактор: доктор геолого-минералогических наук Г. И. Каляев. — Киев: «Наукова думка», АН УССР, 1988. — 144 с. — 76 000 экз. — ISBN 5-12-000348-6.
Янтарь из собрания Государственного музея-заповедника «Царское Село». Каталог выставки. 750-летию Калининграда посвящается. Калининград, 2005.
Янтарь Александра Крылова. Серия «Янтарных дел мастера». Калининград, 2005.
Солнечное сплетение. Современная калининградская поэзия. 750-летию Калининграда и 60-летию Калининградской области посвящается. Калининград, 2005.
Японский янтарь. Каталог выставки. Калининград, 2006.
Традиции художественной обработки янтаря. Проблема подготовки кадров. Сборник докладов научно-практической конференции. Калининград, 2006.
Геннадий Лосец. Грани таланта и мастерства. Серия «Янтарных дел мастера». Калининград, 2007.
Современные янтарные коллекции: состав, принципы формирования и особенности использования. Материалы международной научно-практической конференции. Калининград, 2007.
Балтийский янтарь в собрании Государственного Эрмитажа. Каталог выставки. Калининград, 2007.
Балтийский янтарь. Наука. Культура. Экономика. Научный сборник. Вып. 1. Калининград, 2007.
Миры Андрея Кавецкого. Каталог выставки. Калининград, 2008.
«Союз Земли и Воды». Произведения 15—19 веков из коллекции натуралий Музеев Московского Кремля. Каталог выставки. Калининград, 2008.
Винтажные костюмные украшения Голливуда 20—60-х годов XX века. Дизайн Мириам Хаскель и её современников. Каталог выставки. Калининград, 2008.
«Янтарная осень». Областная биеннале авторских изделий из янтаря. Каталог выставки. Калининград, 2008.
Янтарные сказы Людмилы Сахаровой. Каталог выставки, Калининград, 2008.
Балтийский янтарь. Наука. Культура. Экономика. 2007. Научный сборник. Выпуск 1. Составитель и редактор З. В. Костяшова. Калининградский областной музей янтаря, Калининград, 2007.
Историческая справка. История города Калининграда (Кёнигсберга). Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград» // klgd.ru
 Урок истории Западной России. Тема: «Кафедральный собор» (посвящается 750-летию Калининградской области). // school.baltinform.ru
 Калининградская область. Краткая справка. Энциклопедия «Вокруг света» // vokrugsveta.ru
 И. А. Торопова, искусствовед, кандидат педагогических наук, доцент Калининградского филиала Института управления и экономики (Санкт-Петербург). Информация о книге — Балдур Кёстер. «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени». Перевод с немецкого языка Алексея Шабунина (2000 год). // architektura39.ru
 Карамзин в Восточной Пруссии (Карамзин Н. М. «Письма русского путешественника» (извлечение). Кёнигсберг, 19 июня, 1789 года). // runivers.ru

 

 

ВложениеРазмер
muzei-yantarya (1).jpg556.85 КБ
muzei-yantarya (2).jpg246.76 КБ
muzei-yantarya (3).jpg100.18 КБ
muzei-yantarya (4).jpg198.8 КБ

Комментарии

Альтернативный музей янтаря ученого С. Петрова

С 2019 года в Калининграде работает и уникальный альтернативный музей янтаря... Там просто фантастические предметы и коллекция. Подробней http://petrov-cergei.com/muzei-yantar Но стоит самому заехать на янтарный чай к профессору С. Петрову.

Фото

А есть фото этого музея? 

Отправить комментарий