Музей Фета, село Воробьёвка

Фет

В десяти километрах восточнее Коренной пустыни находится деревня 1- ая Воробьевка, а в прошлом село Воробьевка, известное как имение русского лирика Афанасия Афанасьевича Фета (1820 – 1892), в котором поэт провел лучшие годы своего творчества.
В начале 19 века Воробьевка принадлежала коллежскому асессору Петру Михайловичу Ртищиву. В 1877 году более чем за 100 тыс. рублей имение было приобретено А. Фетом у его наследников. Воробьевку - эту красивую барскую усадьбу поэт называл «наша микроскопическая Швейцария». 
Сразу же он начал приспосабливать ее для жилья в соответствии со своими вкусами. На первом этаже главного дома времени Фета располагались: парадные комнаты – гостиная, столовая; жилые – кабинет поэта, спальня, комната жены поэта; а также сени и коридор, деливший здание на две половины – парадную и жилую. 

 

                                                                         Афанасий Фет                                                             


Верхняя часть дома, которая при Ртищевых представляла собой мезонин и чердак была полностью реконструирована, увеличена высота этажа. В южной части второго этажа, над гостиной, располагалась биллиардная, рядом с ней «верхний» кабинет поэта и ряд комнат для гостей.
Обстановка для дома – мебель, посуда, кактусы были привезена из Степановки (имения в Орловской губернии, которое Фет продал, чтобы купить Воробьевку). Отделочные материалы заказывались в Москве. С наступлением весны в дом переносили растения из оранжереи. «…Нанесли олеандров в цвету, кипарисов, филодендронов и множество цветов», - пишет Фет в своих «Воспоминаниях».

Несмотря на то, что Фет считал имение «Воробьевку» незначительным хозяйством в отличие, как он сам говорил, от «более могучего» хозяйства в его воронежской «Грайваронке», в нем были представлены все основные отрасли хозяйства.

В Воробьевке разводили свиней и поставляли ветчину в Москву. К 1881 году в имении было до ста овец. Из хозяйственных строений дошли до нашего времени амбар для хранения зерна, конюшня и людская.

Будучи практичным помещиком, на противоположной стороне Тускари, к югу от усадьбы, Фет построил хозяйственный хутор, которому он придавал большое значение. 

Любил поэт и свой парк, свои тополя, липовые аллеи – весь этот тихий красивый уголок, куда не долетал «ни крик глупцов, ни подлый их разгул». Под его влиянием он весь погружался в поэзию. 

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.

В Воробьевском парке было несколько прудов, один из которых в центральной части сохранился до наших дней. Старожилы села называют этот пруд рыбной сажалкой. Южнее пруда на круглом острове находилась обводненная ротонда, которая не сохранилась. К западу от главного дома располагался сад, в котором выращивали яблони и вишни. За садом располагалась теплица, где выращивали экзотические для тех времен растения: арбузы, дыни, крымский виноград и др.
В мае в воробьевском парке отцветала сирень и зацветала жимолость, акация, каштаны и розы…
 В парке был посажен каштан, привезенный Фетом из имения Тургенева Спасское – Лутовиново. 

В России существовало три вида усадеб. Первая - репрезентативная дворцовая усадьба - демонстрация престижа владельца, его власти, должности, общественного положения. 
Второй вид - так называемые загородные сезонные усадьбы. Их назначение - всевозможные увеселительные прогулки, досуг, отдохновение. В такую усадьбу уезжали дворяне, если не складывалась жизнь в городе, что-нибудь не ладилось на службе... Идея ее - в противопоставлении города и деревни, города и досуга.

Третий вид - русская провинциальная средне-дворянская усадьба. Это усадьба, окруженная деревней. Здесь пахота, здесь сев, уборка и обработка урожая, забота о его сбыте. Именно такой была усадьба Фета в Воробьевке. Здесь польза и красота - то, что Афанасий Фет определил словами «смена труда и праздного веселья». Это была «трудовая» усадьба, потому что надо было иметь с нее доход, уметь организовать работу и сбыт продукции.

Как примирить поэзию с прозой жизни? Возможно ли это? Афанасий Фет писал: «Жизнь есть гармоничное слияние противоположностей и постоянной между ними борьбы: добрый злодей, гениальный безумец, тающий лед. С прекращением борьбы и с окончательной победой одного из противоположных начал прекращается и самая жизнь как таковая». Он неутомимо искал счастья в прозе жизни. Тяготился военной службой, но служил. 

И вот, наконец, он вернулся к родной земле. И она с такой силой притянула его к себе, что он стал рачительным хозяином. Город для поэта был миром службы, долга, несвободы; усадьба миром свободы, природы, семьи, миром чувств. 

Не случайно, что именно Воробьевский период был исключительно плодотворным для поэта. После долгого перерыва Фет вновь стал создавать оригинальные стихотворения. Они публиковались выпусками под названием «Вечерние огни». В это же время он занимается переводами. В 1890 году вышли в свет два тома мемуаров поэта «Мои воспоминания».

Усадьба вдохновляла многих великих людей, посещавших ее: философа В. С. Соловьев, Л. Н. Толстого, первого биографа Фета Н. Н. Страхова. Поэт Я. Полонский оставил около десяти написанных маслом видов усадьбы… Воробьевка произвела неизгладимое впечатление на П. И. Чайковского. «…Что за дом, что за парк, что за уютное убежище для стареющего поэта… Что за очаровательный уголок эта Воробьевка! Настоящее жилище для поэта», - писал он восторженно. 

                                                                 усадьба Фета                                                                

Афанасий Фет прожил долгую жизнь и, несмотря на все превратности судьбы, всегда умел находить счастье. Поэт называл себя «соглядатаем природы». «Мир во всех своих частях равно прекрасен,- считал он. - Красота разлита по всему мирозданью и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают…». Именно под влиянием усадебной жизни он пришел к язычеству, к утверждению радости бытия.

Рукотворный памятник - Воробьевская усадьба - прозябал в безвестности восемь десятков лет. В отличие от находящихся не очень далеко Ясной Поляны и Спасского-Лутовинова, Воробьевка не получила статуса государственного музея-заповедника. После 1917 года в усадьбу поочередно вселяли почту, клуб, магазин, колхозный птичник, мастерские машинно-тракторной станции. Стены фетовских построек выдержали эту напасть. 

В настоящее время в этом доме располагается Воробьевская школа, где на втором этаже с любовью создана экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве поэта. В кабинете создана обстановка конца XIX века. Правда, не сохранилось ни одной подлинной вещи Фета. На фасаде здания две мемориальные доски. 
На них надписи: "В этом доме с 1879 по 1892 годы жил русский поэт, певец родной природы Афанасий Афанасьевич Фет". Усадьба сегодня, безусловно, заслуживает большего внимания, необходима ее реставрация. 

С 1986 года каждое лето в Воробьевке, непосредственно в старинной усадьбе, на природе устраиваются Фетовские чтения. Сюда приезжают сотни любителей поэзии, искусствоведы, писатели и поэты. Бывали здесь и потомки А. Фета, ныне живущие за границей.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО УСАДЬБУ
Это любимая усадьба поэта, здесь бывали Л.Н.Толстой, П.И.Чайковский и др. В настоящее время усадьба сильно перестроена, многое разрушено. С 1986 г в Воробьевке проводятся Фетовские чтения. 

Усадьба русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета в деревне Воробьевка. В 1877 году
 А . А . Фет покупает в 15 км. от Коренной пустыни имение у потомков генерала П.М.Ртищева. Воробьевский период в творчестве поэта был исключительно плодотворным. В 1883, 1885, 1888, 1891 публикуются сборники стихов "Вечерние огни". В усадьбе поэта часто гостили известные деятели русской культуры Л.Н.Толстой, П.И.Чайковский, В .Соловьев, Я.Полонский художники Досекины и др.

В настоящее время имение поэта А. А. Фета, в котором поэт провёл последние годы своей жизни, признано памятником архитектуры республиканского значения 19 в. Сегодня усадебный парк является парком культуры и отдыха, а в центральной усадьбе имения располагается Воробьёвская школа, на втором этаже которой создана экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Фета. На фасаде школы две мемориальные доски с надписями "В этом доме с 1879 по 1892 годы жил русский поэт, певец родной природы Афанасий Афанасиевич Фет. 12 июля 1879 здесь гостил Лев Николаевич Толстой. В 1892 здесь бывал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский". Каждое лето в д. Воробьёвка - устраиваются Фетовские чтения.

Адрес: Золотухинскиq р-н, н/п 1-я Воробьёвка (10 км от Свободы) , на берегу р. Тускарь 

 

 

Фет, Афанасий Афанасьевич                                                                                                          


Биография 

Отец — Иоганн-Питер-Карл-Вильгельм Фёт (?—1826), асессор городского суда Дармштадта. Мать — Шарлотта-Елизавета Беккер (1798—?). Сестра — Каролина-Шарлотта-Георгина-Эрнестина Фёт (1819—?). Отчим — Шеншин Афанасий Неофитович (1775—1855). Дед по матери — Карл Вильгельм Беккер (1766—1826), тайный советник, военный комиссар. Дед по отцу — Иоганн Фёт, бабка по отцу — Миленс Сибилла. Бабка по матери — Гагерн Генриетта. 
 
Жена — Боткина Мария Петровна (1828—1894), из семьи Боткиных (старший ее брат, В.П.Боткин, известный литературный и художественный критик, автор одной из самых значительных статей о творчестве А. А. Фета, С. П. Боткин — врач, именем которого названа больница в Москве, Д. П. Боткин — собиратель картин), в браке детей не было. Племянник — С. Д. Боткин, расстрелянный в 1918 году в Екатеринбурге вместе с семьей Николая II. 

18 мая 1818 года в Дармштадте состоялось сочетание браком 20 летней Шарлоты-Елизаветы Беккер и Иоганн-Петер-Вильгельма Фёта. 18—19 сентября 1820 года 45-летний Афанасий Шеншин и беременная на 7 месяце вторым ребенком Шарлота-Елизавета Беккер тайно выехали в Россию. В октябре-ноябре 1820 года в селе Новоселки у Шарлоты-Елизаветы Беккер родился сын Афанасий. 

Около 30 ноября того же года селе Новоселки сын Шарлоты-Елизаветы Беккер крещен по православному обряду, назван Афанасием, в метрической книге записан сыном Афанасия Неофитовича Шеншина. В 1821—1823 годах у Шарлоты-Елизаветы родилась дочь от Афанасия Шеншина Анна и сын Василий, которые умерли во младенчестве. 4 сентября 1822 года Афанасий Шеншин венчался с Беккер, которая перед венчанием приняла православие и стала называться Елизаветой Петровной Фет.

7 ноября 1823 года Шарлота-Елизавета написала письмо в Дармштадт своему брату Эрнсту Беккеру, в котором жаловалась на бывшего мужа Иоганн-Петер-Карл-Вильгельма Фёта, пугавшего ее и предлагавшего усыновить сына Афанасия, если будут оплачены его долги.

В 1824 году Иоганн Фёт вторично женился на воспитательнице своей дочери Каролины. В мае 1824 года в Мценске у Шарлоты-Елизаветы родилась дочь от Афанасия Шеншина — Люба (1824—?). 25 августа 1825 года Шарлота-Елизавета Беккер написала письмо брату Эрнсту, в котором рассказала о том, как хорошо заботится Шеншин о ее сыне Афанасии, что даже: «… Никто не заметит, что это не кровный его ребенок…». 
В марте 1826 года она вновь написала брату, что умерший месяц назад ее первый муж не оставил ей и ребенку денег: «… Чтобы отомстить мне и Шеншину, он забыл собственное дитя, лишил его наследства и наложил на него пятно… Попытайся, если это возможно, упросить нашего милого отца, чтобы он помог вернуть этому ребенку его права и честь; должен же он получить фамилию…» Затем, в следующем письме: «… Очень мне удивительно, что Фёт в завещании забыл и не признал своего сына. Человек может ошибаться, но отрицать законы природы — очень уж большая ошибка. Видно, перед смертью он был совсем больной…»

В 1834 году, когда Афанасию Шеншину было 14 лет, «ошибка» в документах обнаружилась, и он был лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал «гессендармштадтским подданным Афанасием Фётом». В 1873 году он официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет. 

                                                                          конюшня в усадьбе                                                            

В 1835—1837 годах учился в немецком частном пансионе Крюммера в Верро (ныне Выру, Эстония). В это время Фет начинает писать стихи, проявляет интерес к классической филологии. В 1838 году поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем – на историко-филологическое (словесное отделение) философского. 
Учился 6 лет: 1838—1844 годы. В 1840 году — выход сборника стихов Фета «Лирический пантеон» при участии А. Григорьева, друга Фета по университету. В 1842 году — публикации в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки». В 1845 году — поступление на военную службу в кирасирский Военного ордена полк, становится кавалеристом. В 1846 году ему присвоено первое офицерского звание.

В 1850 году — второй сборник Фета, положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки». Гибель Марии Козьминичны Лазич, возлюбленной поэта, воспоминаниям о которой посвящена поэма «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и многие другие его стихи.

1853 — Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывает в Петербурге, тогда — столице. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. Сближение с редакцией журнала «Современник».
1854 — служба в Балтийском Порту, описанная в его мемуарах «Мои воспоминания». 
1856 — третий сборник Фета. Редактор — И. С. Тургенев.
1857 — женитьба Фета на М. П. Боткиной, сестре врача С. П. Боткина.
1858 — поэт выходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве.
1859 — разрыв с журналом «Современник». 
1863 — выход двухтомного собрания стихотворений Фета. 
1867 — Фет избран мировым судьей на 11 лет. 
1873 — возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет. 
1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».
21 ноября 1892 — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных. 
 

                                                               Гостиная в усадьбе                                                     


Творчество 

Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком.
 
Поэзия 

Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии — любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.

Фет — представитель так называемой чистой поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым — представителем социальной поэзии.

Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример — стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…».

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья

Серебро и колыханье

Сонного ручья

Свет ночной, ночные тени

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

В этом стихотворении нет ни одного глагола, однако статичное описание пространства передает само движение времени.

Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра. Впервые опубликовано в журнале «Москвитянин» (1850 год), потом переработано и в окончательном варианте, спустя шесть лет, в сборнике «Стихотворения А. А. Фета» (издан под редакцией И. С. Тургенева).

Написано разностопным хореем с женской и мужской перекрёстной рифмой (достаточно редким для русской классической традиции размером). Как минимум, трижды становилось объектом литературоведческого анализа.
 

                                                                        памятная стелла в усадьбе                                           


Переводы 

обе части «Фауста» Гёте (1882—83),
целый ряд латинских поэтов:

Горация, все произведения которого в фетовском переводе вышли в 1883 г.
сатиры Ювенала (1885),
стихотворения Катулла (1886),
элегии Тибулла (1886),
XV книг «Превращений» Овидия (1887),
«Энеида» Вергилия (1888),
элегии Проперция (1888),
сатиры Персия (1889) и
эпиграммы Марциала (1891).

В планах Фета был перевод «Критики чистого разума», однако Н. Страхов отговорил Фета переводить эту книгу Канта, указав, что русский перевод этой книги уже существует. После этого Фет обратился к переводу Шопенгауэра. Он перевел два сочинения Шопенгауэра: «Мир, как воля и представление» (1880, 2-е изд. в 1888 г.) и «О четверояком корне закона достаточного основания» (1886).
 

 АФАНАСИЙ ФЕТ И РОДОВОЕ СЕЛО
Происхождение поэта - самое темное место его биографии. Неизвестна не только точная дата его рождения, но и кто был его отцом. В начале 1820 года в Германии, в Дармштадте, лечился 44-летний русский отставной офицер Афанасий Неофитович Шеншин, богатый и просвещенный орловский помещик. В доме местного обер-кригскомиссара Карла Беккера он познакомился с его дочерью, 22-летней Шарлоттой, бывшей замужем за мелким чиновником Иоганном Фётом. В сентябре того же года она бросила семью и бежала с Шеншиным в Россию. Она была уже беременна, но обвенчалась с Шеншиным по православному обряду и взяла себе имя Елизаветы Петровны Шеншиной. Родившийся младенец был записан в метриках как сын Шеншина, и до 14 лет будущий поэт считался несомненным Афанасием Шеншиным.
В 1834 году орловские власти вследствие доноса стали наводить справки о рождении мальчика и браке его родителей. Шеншин, опасаясь, чтобы Афанасий не попал в незаконнорожденные, поспешил увести ребенка в лифляндский городок Верро и стал хлопотать перед немецкими родственниками о признании мальчика "сыном умершего ассесора Фёта". И хотя Иоганн ранее не признавал его своим сыном, согласие было получено. Благополучный исход стал источником дальнейших жизненных несчастий Фета. Из русского столбового дворянина он превратился в иностранца, утратил право наследовать родовое имение Шеншиных.
После окончания Московского университета Фет поступает нижним чином в один из провинциальных полков, расквартированный в Херсонской губернии. Цель, которую преследовал начинающий поэт, была одна - дослужиться до потомственного дворянства и вернуть утраченное положение. Вернув вскоре себе русское гражданство, а в 1853 году сумев добиться перевода в гвардейский полк, стоявший недалеко от Петербурга, он так и не смог дослужиться до дворянства, так как новые императорские указы постоянно подымали планку воинского звания, обеспечивавшего это. В 1858 году Фет ушел в отставку в чине штабс-ротмистра (соответствовашего маойорскому цензу), тогда как дворянство давал лишь полковничий чин.
В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе. В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя В. Боткина — М. Боткиной.
В 1858 Фет вышел в отставку, поселился в Москве и энергично занимается литературным трудом, требуя от издателей "неслыханную цену" за свои произведения.
Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. Его сердце ожесточили удары судьбы, а его стремление компенсировать свои социальные нападки делало его тяжелым в общении человеком. В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятин земли, в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет (1867 - 1877) Фет был мировым судьей. Хозяином Фет оказался превосходным, в 1877 г. бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии, близ Коренной Пустыни; под конец жизни состояние Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством.

                                                                           музей Фета                                                             

В Воробьевке наступил новый расцвет творчества Фета - поэта и переводчика. Как он сам писал в одном из писем 1891 года: "... с 60-го по 77-й год, во всю мою бытность мировым судьею и сельским тружеником, я не написал и трех стихотворений, а когда освободился от того и другого в Воробьевке, то Муза пробудилась от долголетнего сна и стала посещать меня так же часто, как на заре моей жизни".
Н. Страхов (частый гость Воробьевки) писал об этой усадьбе: "Деревня Воробьевка стоит на левом, луговом берегу реки, а господская усадьба на правом берегу, очень высоком. Каменный дом окружен с востока каменными же службами, а с юга и запада огромным парком на 18-ти десятинах, состоящим большею частью из вековых дубов. Место так высоко, что из парка ясно видны церкви Коренной Пустыни. Множество соловьев, грачи и цапли, гнездящиеся в саду, цветники, разбитые по скату к реке, фонтан, устроенный в самом низу против балкона, - все это отразилось в стихах владельца, писанных в этот последний период его жизни"
Смерть поэта, подобно его рождению, оказалась окутана тайной, которая была раскрыта лишь спустя четверть века. К концу жизни его одолевали старческие недуги: резко ухудшилось зрение, терзала "грудная болезнь", сопровождавшаяся приступами удушья и мучительнейшими болями. За полчаса до смерти Фет настойчиво пожелал выпить шампанского, а когда жена побоялась дать его, послал ее к врачу за разрешением. Оставшись только со своей секретаршей, Фет продиктовал ей необычную записку: "Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному". Под этим он сам подписал: "21-го ноября Фет (Шеншин)". Затем он схватил стальной стилет, но секретарша бросилась вырывать его и поранила себе руку. Тогда Фет побежал через несколько комнат в столовую к буфету, очевидно, за другим ножом, и вдруг, часто задышав, упал на стул. Наступил конец. Формально самоубийство не состоялось, но по характеру всего происшедшего это было заранее обдуманное самоубийство. Всю жизнь преодолевавший превратности судьбы, поэт и ушел из жизни, когда счел это нужным.
Поляна.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все — весна.

 1881г.

 
 Пруд.

Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре потонул,
Меж двух изгибаясь небес.

И воздухом чистым усталая грудь
Дышала отрадно. Легли
Вечерние тени.- Вечерний мой путь
Краснел меж деревьев вдали.

А мы - мы на лодке сидели вдвоем,
Я смело налег на весло,
Ты молча покорным владела рулем,
Нас в лодке как в люльке несло.

И детская челн направляла рука
Туда, где, блестя чешуей,
Вдоль сонного озера быстро река
Бежала как змей золотой.

Уж начали звезды мелькать в небесах...
Не помню, как бросил весло,
Не помню, что пестрый нашептывал флаг,
Куда нас потоком несло!

 

 Аллея. В усадьбе Фета                                                                                                                         

"Шепот, робкое дыханье..."

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

 1850г.

 
 Тополь

"Тополь."
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.

Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.

 
 В парке. Усадьба Фета                                                                                                                           

В конце 90-х годов и в первые десятилетия XX века к Фету пришла посмертная слава. Учениками Фета можно считать поэтов-символистов Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Андрея Белого, Александра Блока.

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://kursk-museum.ru/affiliates/usadba-a-a-feta/
Фет А. А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., сост. и примеч. Б. Я. Бухштаба. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 752 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
Фет А. А. Собрание сочинений и писем в 20-ти тт. — Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003—… (издание продолжается).
http://www.r-vek.ru/usadba_feta.html
https://fotki.yandex.ru/next/users/vik6169/
http://www.liveinternet.ru/
Холодова, Е. В. Усадьбы Курской губернии. Историко- архитектурные очерки/ Е. В. Холодова. - Курск: редакция межрегиональной газеты «Славянка»; ТОО «Крона», 1997.- 96с.: ил.
 Фет, А. А Стихотворения/ А. А. Фет; предисл., сост., коммент. Н. Сидориной.- М.: Астрель: АСТ, 2008.- 185 с.: ил.
 Фет, А. А. «Сын севера, люблю я шум лесной…». Сборник стихов. Времена года/ А. А. Фет.- М.: «Белый город», 2001.- 11с.: ил.
 Еремин, В. Н. 100 великих поэтов/ В. Н. Еремин.- М.: Вече, 2006.- 408с. – (100 великих)
 Фет, А.А. Воспоминания/ А. А. Фет – М.: Дет. лит., 1988.

ВложениеРазмер
IMG_6389452 (1).JPG167.75 КБ
IMG_6389452 (2).jpg100.26 КБ
IMG_6389452 (3).jpg247.87 КБ
IMG_6389452 (4).jpg91.9 КБ
IMG_6389452 (5).jpg427.37 КБ
IMG_6389452 (6).JPG134.95 КБ
IMG_6389452 (7).jpg222.99 КБ
IMG_6389452 (8).JPG167.16 КБ
IMG_6389452 (9).jpg205.89 КБ
IMG_6389452 (10).jpg325.86 КБ
IMG_6389452 (11).jpg391.36 КБ
IMG_6389452 (12).jpg108.56 КБ

Комментарии

музейное кольцо!

по аналогии с Золотым и появляющимся Серебряным кольцом России - 

планируется создание музейного или литературного кольца России - 

проходить он будет по областям юга РФ, 

по стариным усадьбам известных писателей и поэтов:

Толстой, Тургенев, Лермонтов, Бунин, Тютчев, Фет, и других известных людей!

 

Отправить комментарий