Меловые горы Придонья

Начиная с села Костенки и дальше на юг вдоль реки Дона начинаются выступы мела на высоком правом берегу реки. И чем шире она становится, тем интереснее и масштабнее очертания меловых гор.
У каждого на слуху жемчужина Черноземья - Дивногорье, но стоит отдельно упомянуть и про Сторожевое, Селявное, Шатрище, Костомарово и Белогорье. Много в этих местах причудливых оврагов, одиноких меловых холмов, прекрасных див. Богаты они и на растительность, животных и чистейшие родники. Недаром на всем протяжении главной реки нашего края селились испокон веков древние племена, строили монастыри отшельники и использовали склоны для защиты и жилья служивые люди. 

 


 
 ПУТЕШЕСТВИЕ К МЕЛОВЫМ ГОРАМ ПРИДОНЬЯ
Экотуризм последнее время входит в моду. Это и для здоровья очень полезно, и больше достопримечательностей посмотришь. За неделю мы проехали больше двухсот километров, спали под звёздным небом, питание покупали в деревнях у бабушек. А главное – мы увидели очень много интересного.
Главной целью нашего путешествия были меловые горы вдоль реки Дон. Меловые отложения уходят в толщу земли на 80 метров. Верхний слой мела смешан с землёй, так что деревья и растительность есть. Издревле в этих меловых горах жили монахи-отшельники. В скалах они прорубали себе пещеры и уединялись от мирской жизни. Эти пещеры называются "скиты". В некоторых отшельники живут и в наше время.
Побывали мы в Дивногорском мужском монастыре. Название происходит от горы Дива. На ней есть интересные сооружения в виде пирамид из меловых блоков. Издалека кажется, что творил фигуры человек, но при приближении оказывается, что это творение природы.
Осмотрели мы и самую древнюю меловую постройку – Хазарскую крепость или, вернее, то, что от неё осталось. Построена она была в 9-10 веке и, конечно, сохранился от неё один силуэт. Очень впечатлила Церковь сицилийской Божьей матери. Это пещерная церковь и по легенде считается, что её построили греческие иноки. Температура внутри даже в самую жару не поднимается выше 10 градусов.
 Очень долго можно рассказывать о нашем зелёном туризме. Но услышать это одно, а увидеть своими глазами, согласитесь, это куда интересней. Если кто-то не определился, куда поехать душевно отдохнуть, я очень советую посетить эти древние загадочные места в Воронежской области. Здесь вы действительно отдохнёте от шума цивилизации и пополните свои исторические знания.
 


 ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ ПРИДОНЬЯ
Едем смотреть пещерных храмы Придонья. Вырубленные в меловых горах, частично разрушенные во время войны и при советской власти, сегодня восстановлены и доступны для посещения. Лучше ехать на своей машине, поскольку от Москвы это всего 680 километров. По дороге М4 Дон, после Воронежа, нужно свернуть на Лиски и вы практически приехали. Если вы едете из Москвы на юг, то заехать на день, чтобы насладиться красотами пещерных храмов, просто необходимо.
Всего несколько миллионов лет назад на этом самом месте плескалось первобытное море. Жили рыбы, моллюски носились по дну океана, тонны планктона плавали в толще соленой воды и умирали… Падали на дно, наслаиваясь одни на других. Океан высох, а мел остался. Размывался водой, образовывая овраги, пустоты и пещеры,а дальше в мягком материале простыми инструментами были выдолблены сотни метров пещер.
Вот они – меловые горы, сверху, где не смывает вода, остается плодородный слой, который люди используют под посадки.
И уже после уборки то тут, то там остаются  гигантские, в рост человека роллы, скрученные мощными комбайнами и оставленные до лучших времен. Потом их свезут в большие стога и будут использовать зимой для корма скоту.
 
Водные потоки за многие годы смыли мягкий мел, оставляя глубокие шрамы оврагов, но и там, зелень пытается зацепиться за мелкие камни и меловую пыль.
Съезжаем вниз по хорошей асфальтовой дороге, и спускаемся в долину. Здесь нас встречают ворота Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.
 


Время основания и имена их создателей неизвестны. По одной из гипотез пещерные храмы были созданы не позднее VIII-X века греческими монахами переселенцами, бежавшими из своего отечестве от преследований приверженцев иконоборческой ереси, охватившей Византийскую империю. По другой гипотезе пещерные монастыри возникли не ранее XVII века и их создатели были иноки-малороссы, пришедшие в донские земли вместе с приднепровскими казаками, бежавшими из родных мест от преследования польской шляхты и унии. В конце XIIIV – начале XIX Костомаровская обитель по местному преданию стала скитом Белогорского мужского монастыря.
В 1930-х годах обитель была закрыта и подверглась разграблению  и запустению. Однако во время Великой Отечественный войны начался процесс  возвращения пещер Костомарова в руки православной церкви и в 1945 году храм был возрожден.
В 1958 году, при правлении Н. С. Хрущева, начался новый виток гонения на православие. Костомаровские пещеры были закрыты под формальным предлогом технической непригодности пещерного храма.

С 1993 года началась реставрация пещер и возрождение православной обители, под руководством протоиерея отца Александра Долгушева.
В 1997 году закончилась реставрация пещерного комплекса, был построен сестринский комплекс с домовой церковью, была подведена асфальтированная дорога к обители, построена новая пещера-погреб. В 1999 году в Костомаровских пещерах начал функционировать женский монастырь.

Сразу видно, что монастырь женский. Ухоженная территория. Ровными рядами посажены деревья. Монашек немного, или их не видно. Мы приехали в  районе часа дня. Монашек видел только в монастырской лавке.
 Монастырь находится между двумя меловыми горами, если зайти одну из них, то прекрасно видны все постройки.
Здесь монастырская лавка, где можно купить иконы, сувениры, платки и попить чаю с монастырскими пирогами.
 
В Костомарово восемь пещер, часть из которых представляет собой практически прямые гроты в которых уединялись монахи, а одна довольно большая, соединяющяа два храма.
В колокола можно звонить только своим, для простых туристов прохода нет. Там же находится вход в пещеру, которая соединяет два храма
 
Самая большая пещера Костомарово.
 Вход в нее находится у основания двух див, между которыми находится колокольня Спасского монастыря. Эта пещера имеет два храма, что уникально среди пещер Придонья.  Создание этой пещеры шло в несколько этапов. В первый строительный период (предположительно 12 век) были созданы жилые помещения слева от входа и небольшой храм, вокруг которого прорубили ход с ответвлением. В ответвлениях есть стасидии, в которых ранее находились мощи.
 
Во время второго строительного периода (16-17 века) небольшой храм был расширен, появился новый большой храм, имеющий девять меловых опор.
Этот храм был освящен в честь Спаса Нерукотворного.  В третий период строительства (18-19 века) был создан второй храм. Он был освящен в честь Веры, Надежды и Любви и матери их Софии. Своды храма покоятся на 12 меловых колоннах.

Этот храм сейчас действует. К этому же периоду строительства относится тупиковый ход, идущий за этим храмом в тупиковом направлении. Возле этого хода есть помещение, в полу которого была вырезана шахта, служащая спуском еще в одно помещение. Если эту шахту плотно закрыть плитой, то нижнее  помещение невозможно обнаружить. Данная пещера может одновременно вместить до 2000 человек.
 В пещерах сыро и темно, на потолке проступает плесень. В самом храме, как и в остальных пещерах температура чуть выше десяти градусов. Поражает, когда заходишь с летней тридацтиградусной жары в осенний холод. Уже за дверью пещеры при дыхании идет пар изо рта.  При такой температуре и влажности меловые пещеры лучше сохраняются. Если не закрывать двери, то меловые стены высыхают и начинают осыпаться.
 
По склону горы проложены лестницы по которым можно добраться до других пещер.
 Идем по направлению к пещере Покаяния.
 
В нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа Василием Шокоревым во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем.
А вот он же только с высоты горы, подходим к краю, за которым уже стоят таблички “не входить”. Да, земли здесь немного, в основном сверху лежит меловая крошка и небольшие камни, которые могут легко осыпаться вниз
К Храму Серафима Саровского снизу ведет тропинка, только туристов пускаю в обход, по лестнице.
По тропинке по белой пыли поднимаемся выше, на самую вершину . Отсюда еще видны ворота монастыря и дорога к нему, проходящая мимо меловых гор.


Корпуса монастыря спрятались от ветров между меловыми горами
Недалеко от вершины горы стоит Часовня в память блаженного старца Петра (Еремеенко)
После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье.
 
За святость жизни и сердечную простоту он был щедро наделен духовными дарами, силу которых испытали на себе многие жители окрестных селений, обращавшиеся к нему за молитвенной помощью. Сохранились рассказы об удивительной прозорливости блаженного Петра. Свои предсказания, по примеру многих святых, он облекал в притчи, смысл которых становился понятным после совершения предсказанных событий. Так, те храмы, которые горько оплакивал старец, после революции были разрушены. Незадолго до начала Великой Отечественной войны блаженный Петр  делал из придорожной пыли холмики, похожие на могилы. Обладал  он и даром врачевать душевные и телесные недуги. Многие сельские жители, страдающие тяжелыми болезнями, получали от него ощутимую помощь и исцеление, о чем сохранились письменные свидетельства очевидцев. В конце тридцатых годов блаженный Петр был арестован и отправлен в Острогожскую тюрьму. Там, по официальным данным, он скончался. Но существует предание о том, что старец исчез из закрытой камеры, подобно апостолу Петру. Для того чтобы развеять эти слухи, тюремные власти вынесли тело умершего человека с закрытым лицом и объявили, что это скончавшийся Петр Еремеенко. Сейчас трудно подтвердить или опровергнуть это предание. Несомненно, блаженный старец
Петр был великим подвижником веры и благочестия, освятившим своими горячими молитвами Костомаровские пещеры в годы  кровавых гонений и поддержавшим своими благодатными дарами дух простого народа в трудные безбожные времена. Сейчас в память о молитвенных подвигах  этого удивительного старца на горе воздвигнута часовня, внутри которой возвышается деревянный крест, а снаружи на восточной стене  находится мозаичная икона священномученика Петра (Зверева), возглавляющего сонм новомучеников и исповедников воронежских, к которым по праву можно отнести и блаженного Петра Еремеева.
 
И вот на самой вершине, которую называют голгофой и стоит поклонный крест, открывается изумительный вид на окрестные меловые горы.
 


Дальше наш путь лежит в Воскресенский Белогорский мужской Епархиальный монастырь
Здесь дорога только строится и едем по грунтовке, поднимая тучи белой пыли.
Пока строиться новая дорога приходится пробиваться через облака белой пыли, если проезжает грузовик, то нужно останавливаться и ждать, пока пыль осядет. Ничего не видно даже даже со всеми включенными фарами.
Здесь на поверхности все намного скромнее, каменный Воскресенский собор был взорван во времена правления большевиков.  Сейчас здесь только небольшая недавно выстроенная деревянная церковь Сравните Воскресенский собор с картинки с Церковь во имя Параскевы Пятницы в селе Гудово Липецкой области. Похоже, что строил один ахитектор.
 
Гудово. Церковь во имя Параскевы Пятницы (липецкая область), построена в 1910 году.
Снаружи небольшой вход в пещеры, за которым храм Здесь самые глубокие и развлетвленые пещеры. План не отражает полной картины, поскольку уже после его составления были открыты новые уровни. Пещеры можно посетить только с экскурсией, последняя экскурсия в 17 часов, опаздывать нельзя.

 


Большинство пещер создано так, что можно пройти под землей вокруг храма крестным ходом. Мы так и сделали, каждый взял по свече и пошли. Прошли по нескольким уровням, чем ниже в горе, тем холоднее. Раньше были выходы к реке Дон, но сейчас они завалены.
В мерцающем свете свечей видим уходящие в темноту каменные ходы.  Идем друг за другом рассматривая прокопченые факелами стены с затертыми с надписями, сделанных варварами во времена запустения.
 Снаружи можно спуститься к реке Дон, но там ничего интересного нет, обычно туда пристают лодки с туристами.
   

 

ДИВНОГОРЬЕ, ДИВНОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В живописной местности при слиянии рек Дона и Тихой Сосны возвышаются многочисленные известняковые горы, вершины которых увенчаны величественными пирамидальными меловыми столбами, за свой причудливый облик названными в народе дивами. От них получила свое название и вся окружающая местность. В глубине горы дерзновенная человеческая рука создала иную красоту - многочисленные пещеры. С давних времен в этих пещерах обитали православные подвижники, возжегшие здесь лампаду монашеской жизни. 

По преданию, монастырь в Дивногорье был основан в XII в. иноками Ксенофонтом и Иоасафом - греками, выходцами с о-ва Сицилия. Оттуда ими был привезен образ Божией Матери, получивший в России наименование «Сицилийская». Недавно здесь были найдены известняковые надгробные плиты с надписями на греческом языке, свидетельствующими, что под ними были погребены византийские монахи. 

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ ДОН - ТУТ!

                                               Дивногорье - столбы Большие Дивы                                                   

Какое-то время монастырь пребывал в запустении. В 1640 г. жизнь обители в Дивногорье возобновили малороссийские казаки, бежавшие от притеснений польских католиков. В 1786 г. монастырь был упразднен, а в 1828 г. был восстановлен с переводом в него братии упраздненного Вознесенского Коротоякского монастыря. С 1864 г. - 2-го класса необщежительный мужской монастырь. 

Дивногорье – место, изумляющее своей красотой, захватывающее неповторимым очарованием. Удивительный уголок природы, где рождаются легенды. Миллионы лет назад на этом месте простиралась водная гладь. В морских глубинах сформировался мел, обнажения которого почти непрерывной полосой тянутся вдоль крутых склонов реки Дон и неторопливой речушки с лирическим названием Тихая Сосна. Тысячелетиями приходили и уходили моря, поверхность покрывалась толщей древнего донского ледника, оставляя после себя, сложный уникальный рельеф и разнообразные ландшафты. Здесь в васильково-синее небо отвесно вонзаются меловые столбы-дивы самых разных, порой весьма причудливых форм, напоминающие сказочных животных, а по речным крутосклонам загадочно зияют темные входы рукотворных пещер. Много веков назад человек, потрясенный зрелищем ослепительно сверкающих меловых великанов, назвал это место «дивными горами» - «Дивногорьем». 

Известный русский географ В.П. Семенов-Тян-Шанский считал Дивногорье выдающимся российским памятником и еще в 1917 году предлагал создать здесь заповедник по типу американских национальных парков. Но воплотилась его мысль в жизнь лишь через семьдесят с лишним лет – в 1991 году был организован природный архитектурно-археологический музей-заповедник. 

В 20-х годах нашего столетия известный советский ботаник Б.М.Козо-Полянский, проводя исследования в Центральном Черноземье, обнаружил целый район реликтовых растений. Он назвал его «страной живых ископаемых». Дивногорье оказалось восточной окраиной этой удивительной страны, где в течение сотен тысяч и миллионов лет неоднократные изменения жизненных условий меняли состав и растительности, и животных форм. Все живые редкости Дивногорья — а их немало! — «памятники» различных эпох. 

Некоторые места и урочища Дивногорья можно смело назвать ботанической Меккой: на плато и косогорах, на обрывистых склонах балок приютились редкие растения, радующие глаз всеми цветами радуги, поражающие разнообразием изумительных запахов. Здесь можно встретить представителей флоры горных степных склонов России и переселенцев из стран Средиземноморья, попавших сюда в теплую межледниковую эпоху. Чрезвычайно разнообразен животный мир Дивногорья. Хотя здесь и нет крупных млекопитающих — например, кабанов или лосей, — но зато сообщество насекомых — пестрое и уникальное — поражает знатоков. 

Еще в 30-х годах 20 столетия учеными была высказана мысль о том, что в Центральном Черноземье, в районах, занятых редкой, реликтовой растительностью, будут обнаружены такие же редкие, реликтовые беспозвоночные животные. В отношении Дивногорья, прогноз ученых полностью подтвердился и сегодня оно вполне заслуженно может считаться не только ботанической, но и энтомологической Меккой. Более 25 видов редких насекомых, выявленных на территории заповедника, занесено в Красную книгу. 

Дивногорье расположено в местности, история которой уходит корнями в глубокое прошлое. Об этом свидетельствуют памятники различных археологических эпох и культур. Наиболее яркий и значимый среди них – «Маяцкое городище» - археологический комплекс салтово-маяцкой культуры сер. IX - X вв. Получил широкую известность благодаря археологическим раскопкам Советско - Болгаро-Венгерской международной экспедиции 1975-1982 гг. 

Уже в каменном веке пришли сюда издалека охотники. Их сменили племена эпохи бронзы, пораженные красотой белых великанов. В век VIII Дивногорье стало ареной передвижения и расселения многих кочевых племен, местом международных контактов, пограничной территорией различных этнических и политических образований. 

Стремительным потоком с Северного Кавказа на эти земли пришли аланы и болгары, входившие в состав Хазарского каганата, который на протяжении более двух столетий играл значительную роль в истории народов Восточной и Юго-восточной Европы, Кавказа. Эти племена осели на удобных, напоминающих родные горы, прибрежных холмах Верхнего и Среднего Дона. На высоких кручах, у места впадения реки Тихая Сосна в Дон, они, применив лучшие строительные традиции зодчих европейских и среднеазиатских государств, возвели из меловых блоков «Маяцкое городище». Белокаменная крепость к середине IX века стала надежным форпостом на границе со славянским миром. 

Окруженная глубоким рвом, ослепительно сверкала на солнце белизной своих массивных каменных стен, Маяцкая крепость. С шести метровой высоты, там, где зубчатый парапет образовывал окна для стрелков – бойницы, зорко всматривались, в донские дали воины, несшие караульную службу. А в цитадели, внутри «белокаменного замка» жил со своей семьей и челядью наместник Кагана. Немало таинственных следов прошлого хранят руины крепостных стен. На меловых блоках обнаружены уникальные рисунки и знаки. Это изображения животных, сцены из воинской и повседневной жизни, различные орнаменты. Но самыми загадочными являются рунические надписи. До сих пор ученые работают над их расшифровкой. 

Сотни жилищ поселенцев окружали крепость. В юртах и полуземлянках жили воины и ремесленники, земледельцы и пастухи. Они охраняли крепость, ковали оружие, сеяли и жали хлеб, пасли скот, охотились на мелкую степную живность и брали обильную рыбную дань с текущих внизу рек. Среди ремесленников особенно славились гончары. Изготавливая посуду на гончарном круге, обжигая ее в печи, они следовали традициям античных мастеров Нижнего Дона, Причерноморья, Византии. 

Жители Маяцкого городища придерживались язычества. Они приносили жертвы огню и воде, луне и всему, что в их глазах казалось удивительным. В честь главного божества - великого бога неба и света Тенгри-хана строились святилища. Здесь горел костер и приносились жертвы, дабы умилостивить грозного покровителя. 
Рождались и умирали люди. Покойников почитали, но боялись, хоронили в катакомбах, закрывая вход деревянными плахами. В могилы вместе с умершими или погибшими сородичами клали вещи, которые могли им «понадобиться» в загробной жизни, защитить от любой опасности. 

В середине X века падение Хазарии и набеги кочевников остановили жизнь на городище. Аланы и болгары уступили свое место на этой территории печенегам, половцам, крымским татарам и растворились среди восточноевропейских народов. 

   
 
 _________________________________________________________________________________________________________________
Источники информации и фото:
Команда Кочующие.
Памятники природы Воронежской области
Созонтова О.В, Долбилова Н.Н. «Природа и экология Воронежской области» - Департамент образования и науки Воронежской области –  г.Воронеж,  2006
География Воронежской области.

http://journal.caseclub.ru/2017/09/02/peshernie-hrami-pridonia/
Агроклиматический справочник по Воронежской области. Л.: Гидрометеоиздат, 1960. 111 с.
Анучин Д.Н. Охрана памятников природы. М., 1914. 59 с.
Ахромеев Л.М. География, генезис и ландшафтная структура ополий Центральной России. Брянский гос. пед. ин-тут. Брянск, 1992. Деп. в ВИНИТИ. № 3599-В92.
Бородин И.П. Охрана памятников природы. СПб., 1914. 31 с.
Булохов А.Д., Харин А.В. Растительность Воронежской области и его пригородной зоны (синтаксомия и мониторинг). ВГУ, 2008. 311 с.
Волкова Н.И. Структурно-генетический ряд ландшафтов полесий и ополий // Современные проблемы физической географии. М., 1989. С. 122–135.

 

ВложениеРазмер
IMG_92962314 (1).jpg94.29 КБ
IMG_92962314 (2).jpg92.8 КБ
IMG_92962314 (3).jpg106.89 КБ
IMG_92962314 (4).jpg95.14 КБ
IMG_92962314 (5).jpg63.97 КБ
IMG_92962314 (6).jpg77.49 КБ

Комментарии

Отправить комментарий