Марийское святилище Разбойничья гора

Урочище Разбойничья гора – это древнее марийское святилище и памятник археологии, расположенный в Варнавинском районе Нижегородской области. Разбойничья гора находится недалеко от села Хмелёво в глухом сосновом лесу (не путать с памятником археологии «Хмелевая роща», которая расположена также в этих краях). 

 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ВАРНАВИНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ПРО НИЖЕГОРОДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ ВЕТЛУГА - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

  
 
Среди местных краеведов и старожил ходит много легенд и преданий о разбойничьих станах и городищах на реке Ветлуга. Одно из самых известных это Лялины горы, урочище (о котором мы расскажем в этой статье) не так известно, но достаточно необычно. История этого места уходит в седую древность – лет на пятьсот или даже больше, когда в этих краях обитали марийские племена. На самой реке Ветлуга было несколько марийских княжеств, и отдельно даже выделяли лапшангских мари,  то есть марийцев, живущих в долине ветлужского притока - реки Лапшанга (название происходит от марийских слов: «лап, лоп» - долина, низина и «энге, энгер» - река, то есть река в долине).
В более позднее время Ветлужский край стали заселять русские переселенцы, старообрядцы, крестьяне из малоземельных губерний центральной России, а марийцы уходили на восток – в сторону Вятки, Пижмы и Большой Кокшаги. Они оставляли после себя, как историческую память, городища, поселения и языческие святилища. 
Разбойничья гора – пример такого марийского святилища, которое позже стало «известным» благодаря тому, что в этих местах обосновались «лихие люди». 

Марийское святилище Разбойничья гора

Оказалось, что еще в 19-м веке об этом глухом урочище ходило необычное предание. В 1921 году в статье “Паны, клады и разбойники” о нем упомянул этнограф, директор Костромского музея В. И. Смирнов, по его словам: “В пяти верстах от деревни Хмелево Варнавинского уезда существует пещера, выложенная камнем, колодезь и выложенная камнем лестница в гору. Предание связывает это место с разбойничьим притоном”.
В настоящее время это место известно как Разбойничья гора, а его история очень напоминает историю другого упомянутого урочища – Лялина гора. Началось все с того, что во время восстания Степана Разина в 17-м веке тут действовал достаточно большой отряд повстанцев численностью более семисот человек. Разинцы грабили барские поместья, вершили правый суд над наиболее злыми помещиками и государственными чиновниками, собирали под свое крыло всех недовольных и обиженных. 
Однако на подавление восстания Разина были посланы регулярные царские войска, и в нескольких сражениях восставшие в Ветлужском крае были разбиты и рассеяны. Многих прилюдно казнили, часть восставших сослали на каторгу, но были те, кому удалось скрыться и отсидеться по лесным «глушам и канабрам». Одна такая ватага обосновалась в этом глухом урочище, чтобы переждать карательные действия царевых слуг, поэтому в народе эта гора получило своё название – Разбойничья. Много ходит легенд про клады и сокровища, якобы, спрятанные в этих местах лесными разбойниками, но интерес к этому урочищу в том, что здесь сохранилось настоящее каменное святилище лапшангских мари.
 

Марийское святилище Разбойничья гора

Впервые более-менее подробно описал это место краевед и этнограф В.И. Смирнов. По его записям это урочище расположено в вековом бору, окружено высокими соснами, и там покоятся камни и валуны в определенном порядке. Рукотворные каменные объекты представляют из себя каменные лестницы, валуны в виде колодца, валуны в виде округлых каменных куч. В этом урочище была найдена небольшая пещера – земляная нора, вырытая много веков назад. 
Исследователи заметили, что проезд к урочищу от используемой в настоящее время грунтовой дороги - обозначен двумя скоплениями валунов, которые были поставлены древними язычниками в ряды. Отдаленно это напоминает каменные лабиринты русского Севера, а если забраться на дерево – то сверху угадываются каменные фигуры рыб. Это каменное святилище несет черты древних культов финно-угорских народов поклонению стихийным силам природы. 
При исследовании святилища были произведены археологические раскопки, при этом были найдены различные железные изделия, например, остаток кованой цепи с согнутым из железного дрота крюком. Именно такие приспособления марийцы по сей день используют для подвешивания над кострами котлов для варки жертвенной пищи в кюсото. 
Нужно отметить, что марийские каменные святилища были найдены в разных местах Поветлужья, как в Нижегородской, так и в Костромской областях. 
Такие же каменные алтари были в священных местах чуди, карел, древних удмуртов и коми, легендарной мери и муромы. 
На территории финно-угорского Севера и Урала валунные насыпи являются отдельным элементом погребальной традиции вплоть до начала 19-го века. Зачастую валунные груды соседствуют с камнями-чашниками, камнями-алтарями, камнями-следовиками и другими мегалитами. Однако, когда марийские племена уходили на восток, то они не могли с собой унести каменные святилища, огромные валуны и многотонные мегалиты. Всё это оставалось на Нижегородской и Костромской земле, как исторические знаки древних племен, населявших этот край. А марийцы свои священные места устраивали в обычных лесных рощицах, которые называли кюсото (или юмото).
 


В редких случаях наиболее сакральные камни перевозились вслед за движением марийского народа, как, например, черные камни в деревне Кожла-ер (Моркинский район Марий Эл), некоторые небольшие камни в марийских рощах разных районов. Самый известный и почитаемый ныне каменный алтарь – это святилище Чембулат на Немде (Советский р-н Кировской области).
Также археологи указывают на Ирмарский жертвенник, мольбище “Тарасова гора”, Ишаныр и Омык Лиде в Марий Эл.
Есть версии отдельных историков, что в этом урочище расположено не марийское, а мерянское святилище – именно народу меря были свойственны каменные святилища и поклонение мегалитам и древним валунам. Вероятно, что потом «по наследству» каменное святилище стало марийским. И такая версия имеет право на жизнь, ведь много фактов говорит о схожести языка мари и «летописной» мери.
 
Отдельно про каменные сакральные места финно-угров мы рассказывали в статье про «Каменные святилища Вятско-Камского региона».
  


         
Где находится, как добраться:
Село Хмелевая. Долина реки Лапшанга.
Варнавинский район, Нижегородская область, Россия.
Координаты села:
57.466464, 44.541787
Урочище Разбойничья гора находится немного северо-западнее населенного пункта, недалеко от реки Лапшанга.
        
  
___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Статья Дмитрия Карабельникова.
Газета: «МК-Нижний Новгород».
Фото Сергея Легченкова и Дмитрия Карабельникова.
Краеведческий сайт Варнавинского района.
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень.  Бакка СВ, Киселева НЮ, Минприроды Нижегородской области, Н. Новгород (2009).
Памятники археологии Нижегородской области.

 

 

ВложениеРазмер
Марийское святилище Разбойничья гора89.69 КБ
Марийское святилище Разбойничья гора243.92 КБ
Марийское святилище Разбойничья гора243.64 КБ
Марийское святилище Разбойничья гора272.74 КБ