Кюсо кумалтыш, село Чураево

Чураево

Древние традиции чтут свято.
На прошлой неделе в селе Чураево прошло моление «Кўсӧ кумалтыш».
Мари, живущие в селе Чураево, в деревне Октябрь и других соседних деревнях, особо тщетно чтят древние традиции и обряды.

Здесь свадьбы, разные марийские праздники проходят с соблюдением почти всех древних ритуалов. 

 

СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

 

МАРИЙСКОЕ СЕЛО БОЛЬШОЙ СУХОЯЗ - ТУТ!

Родильные приметы и обряды народа мари - тут!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Марийский князь Мамич-Бердей - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

 

Кюсо кумалтыш, село Чураево

По словам местных жителей, никогда не забывали они и своих богов – моления в святой роще проводили и в советское время, и после развала СССР. Бывали, конечно, времена, когда не получалось поклониться древним богам. 
Но такие годы были редкостью. Например, моление не смогли провести в прошлом году – не нашли марийского волхва. Ситуацию исправили в этом году. На моление пригласили марийского мушана (волхва) Эсена Элая (В. Камилянов) и руководителя марийской религиозной группы «Онапу» Васли Ольоша (А. Ибулаев).
 
Кюсо кумалтыш, село Чураево

Сказать по правде, в селе Чураево и в деревне Октябрь знающих, как проходит обряд моления, немало. Один из них – Олег Миронов. Если по древнему марийскому обычаю ему на голову надеть шапку «теркупш», он смог бы и сам стать мушаном, картом или арвуем (волхвом). О. Миронов сейчас выполняет роль «учо» – помощника волхва и следит да святой рощей. Под его руководством перед молением рощу очистили и облагородили, приготовили необходимые для моления вещи. 
На доброе дело вышли жители села Чураево и деревни Октябрь.
Как только заходишь в святую рощу села Чураево, сразу веет седой древностью: перед молитвенными деревьями «онапу» лежат вековые камни – это места для священных костров. На этих камнях мари разжигали священные огни не один век. Увидев деревья «онапу», я сразу же вспомнил описания марийских рощ финским исследователем Хейки Паасоненом: вот стоит дерево, посвященное верховному богу Кугу Юмо, слева от него – дерево, посвященное Юмын Шукчо, справа – Юмын Пиямбару... 
 
Кюсо кумалтыш, село Чураево

На время показалось, что я переместился на целый век назад...
Удивил и народ, пришедший на моление. Люди все знали, что и как делать, что говорить. Никто не делал лишних, ненужных движений, не говорил лишнего, всё шло своим, особым, веками установленным порядком. Моление игрой на гуслях украсил Васли Ольош. Ведь в старину мари на моления без гуслей (по-марийски – «кўсле») не выходили вообще. Тем более на моление «Кўсӧ». Ведь слова «Кўсӧ» и «кўсле»
однокоренные. В древности мари словом «Кўсӧ» называли бога природы. Похоже звучит имя древнего бога природы и у финнов – Хийси (сейчас значение изменилось). По карело-финским рунам, первые гусли сделал Вяйнямёйнен (у мари аналог – «Кугыеҥ» –
большой человек), и сделал он их из головы щуки Хийси. Одним словом гусли – «кўсле» считались частью бога Кўсӧ. А тому, что Вяйнямёйнен сделал гусли из головы бога, удивляться не стоит. Бог Кўсӧ-Хийси был многоликим. 
Всё живое считалось его частью. Он был и богом жизни, поэтому умирал и рождался вместе с природой. Зимой Кўсӧ терял силу, в самую длинную ночь умирал и рождался вновь, весной – начинал набираться сил. Во время праздника «Кўсє», связанным с летним солнцестоянием, он становился наиболее сильным и могущественным. По представлениям древних мари, после летнего солнцестояния в новолуние бог «Кўсӧ» снова перерождался. В старину мари в своих «кудо» (священное строение, где жил дух-хранитель семьи «кудоводыж», расположенное во дворе) целый год хранили принесенную в это время из леса ветку, символизирующую бога природы.
 
После моления эти ветки выносились из «кудо» и сжигались. Взамен из леса приносились новые, «живые» ветки. Так мари провожали старого Кўсӧ и встречали молодого. К настоящему времени, конечно, эти обряды позабыты. 
Но вернуть древние обычаи можно. Было бы только желание. А если за это дело возьмутся чураевцы, древние обычаи возродятся очень быстро. Ведь в этом селе древние традиции и обряды издревле чтят особо тщетно. 
(автор: Эсен Элай, марийский мушан).
   
 

Статья на марийском языке.
Шукерте огыл Чорай ялыште Кӱсӧ кумалтыш эртен
Кугезе йӱлам тӱткын аралат
Чорай калык, тышкак Октябрь ял да Чорай воктенсе моло ялласе калыкым ушыман, кугезе йӱлам пеҥгыдын пагален да жаплен ила. Тушто сӱаным, тӱрлӧ марий пайремым ожсо йӱлам тўрыснек шуктен эртарат манына гынат, кугун йоҥылыш она лий.
Верысе калыкын ойлымыжо почеш, Чорайыште Кӱсӧ кумалтышым чарныде эртарен шогеныт – совет жапыштат, Совет Союз шаланымекат. Южо ий, тӱрлӧ аммаллан кӧра, конешне, отыш лектын кертын огытыл. Но тыгай ийже моткоч шагал лийын. Мутлан, кодший онаеҥым муын огытыл. Тений
тиде ситыдымашым кораҥдыме – кумалтышым эртараш марий мушан Эсен Элай ден «Онапу» марий юмыйӱла тиште вуйлатыше Васли Ольош миеныт.
Чын лияш гын, ялыште ожсо йӱлам да кумалтыш радамым сайын палыше еҥ-влак улыт. Нунын кокла гыч иктыже – Олег Миронов. Тудлан кугезе йӱла почеш теркупшым упшалташ гын, онаеҥат лийын кертеш. О. Миронов кызыт учын сомылжым шукта да Кӱсотым эскера. Тудын вуйлатыме дене кумалтыш деч ончыч отым эрыктыме, йӱлам шукташ кӱлеш арвер-влакым ямдылыме. Суапле пашам Чорай да Октябрь ялласе калык ыштен.
Чорай ялын кумалтышышкыже пурет гын, чылт ӧрат: кум онапу ончылнат тул олмо-влакым кӱ дене вакшме. Тидым ятыр ий ончыч кугезына-влак ыштеныт. Онапу-влакым ужмеке, мый виклан 1900 ийыште Чорай кундемышке марий йӱлам шымлаш толшо Хейкки Паасоненын возымыжым 
шарналтышым: теве кугу Юмылан лӱмдымӧ онапу шога, шола могырныжо – Юмын Шукчылан, пурла могырныжо – Юмын Пиямбарлан... Икманаш, ик жаплан курым шеҥгеке пӧртылмыла чучын...


Кумалаш мийыше калыкат ӧрыктарен – чылан мом ыштышашым, мом ойлышашым сайын палат, кӱлдымаш ик мутымат огыт пелеште да ик ошкылымат огыт ыште, чылажат радам-радамже дене.
Кумалтышым сылне кӱсле сем дене Васли Ольош сӧрастарен. Вет ожно кугезына-влак кӱсле деч посна нимогай кумалтышыш лектын огытыл. Кӱслен лӱмжат Кӱсӧ мут дене кылдалтын. Кугезына-влак ятыр ожно пӱртӱс юмын лўмжым Кӱсӧ (финла – Хийси) маныныт. Карел да финн руна-влак почеш,
икымше кӱслем Вяйнямёйнен (марий йӱлаште – Кугыеҥ) лач нужгол сыным налше Хийсин (Кӱсӧ) вуйжо гыч ыштен. Икманаш, кӱсле – акрет жапысе Кӱсӧ Юмын, Кӱсӧ кумалтышын ойыраш лийдыме ужашыже. А Вяйнямёйненын Хийсин вуйжо гыч кӱслем ыштымылан ӧрман огыл. Кӱсӧ-Хийси айдемын
илышыжым сылнештарыме верч шкенжын ик илышыжым пуэн. Тудо шуко сынан илыш, пӱртӱс дене пырля вашталтын шогышо юмыланлан шотлалтын. Айдемылан чодыраште утларакшым шордо але маска семын кончен, каваште – кучкыж але пӱркыт семын, вӱдыштӧ – нужгол семын.
Телым, эн кужу йӱдым, кече дене чак кылдалтше Кӱсын вийже йомеш. Тудо кола да уэш шочеш. Арам огыл эрвел марий-влак кызытат тиде жап деч ончыч Теле Кӱсӧ кумалтышым эртарат. Шошым Кӱсӧ вияҥеш, эн кужу кече да эн кӱчык йӱдым пӱртӱс юмын – вийвал жапше лиеш. Марий йӱла
почеш, Кӱсӧ Юмо лач Кӱсӧ кумалтыш годым уэмеш. А тиде кумалтыш эн кӱчык йӱд деч вара шочшо у тылзын пура. Коклан веле, южо илемыште, эн кӱчык йӱд деч икмыняр кече ончыч тӱҥалеш. Тыгайже у тылзе тиде кече деч икмыняр кече ончыч шочеш гын лиеш.
Кӱсӧ ожно юмылан шотлалтын гын, кызыт утларакшым пайрем семын гына палыме улеш. Юмын лӱмжӧ «кӱсото» мутышто аралалт кодын. Ожно тудо Кӱсӧ кумалтышым эртарыме отым огыл, а Кӱсӧ Юмо илыме отым ончыктен манына гынат, йоҥылыш она лий. Кугезына-влак, у верыште верланымеке, чодыран эн сылне ужашыжым пӱртӱс юмылан лўмденыт, тушто ни сонарлен, ни пушеҥгым руэн огытыл. Летопись-влаклан ӱшанаш гын, кӱсотышто тӱрлӧ ир янлыкым ашненыт.
Кӱсӧ Юмо кажне марийын илышыж дене чак кылдалтын лийын. Ожно кажне марий кудышто (пӧртыштӧ огыл – посна чоҥымо кудышто, кудыводыж лач тушто илен), чодыра гыч тудын лӱмеш тодыл кондымо воштырым араленыт. Кӱсӧ пайрем годым нине воштыр-влакым поген йӱлатеныт да кудышко вес, иле воштыр-влакым аралаш пыштеныт – тошто, шоҥго Кўсым ужатен, самырык Кӱсым вашлийыныт. Илен-толын, йӱла вашталтын. Южсо юмо мондалтын.
Икмыняр курым ончыч шоҥго Кӱсым ужатымаш иям поктымашыш савырнен. Марий-влак кудыводыжлан вуйым савыме посна кудым ыштымым чарныме деч вара, йӱла йӧршын мондалтын. Кудыводыжым шкенжымат сурткува, сурткугыза манаш тӱҥалыныт. А южо кудыводыжшо йӧршын шӱкшендалыш – шӱкшӧ йондалыш савырнен. Жап йӱланам теве тыгерак вашталтен. Кызытсе жаплан кугезе йӱла, конешне, тичмаш аралалт кодын огыл, но тудым пӧртылташ чыла йӧн уло. Кумыл веле лийже.
А Чорай ял калык тиде пашашке татун ушна гын, кугезе йӱла лишыл жапыште пӧртылеш. Вет Чорай ялысе калык ожсо йӱлам эн тӱткын арален ила, мондалтше кугезе йӱла тушто уэшын кеч-ик гана шукталтеш гын, тетла нигунамат ок мондалт.
 


СЕЛО ЧУРАЕВО
 По берегам небольших речек Чурай и Кынгыр, на развилке тракта Бирск-Янаул-Балтачево раскинулось марийское село Чураево. В летописях не записана история возникновения этого населенного пункта, но устное предание, передаваемое от поколения к поколению донесло кое-что из этих событий до наших дней.
Когда-то здесь были дремучие леса. Редкий человек появлялся в них. Но после того, как царь Иван Грозный взял приступом Казань, многие жители Среднего Поволжья, стараясь избежать жестокой эксплуатации, двинулись в лесные дебри Южного и Среднего Урала.
Не захотел и старый мариец Кайптен жить под двойным гнетом - своих богачей и русских бояр - и вместе с семьей отправился на восток. Тя-жел и труден был путь. И, наконец, остановился он там, где сейчас расположено село Чураево. Старший его сын Курманай обосновался на месте нынешнего Курманаево, средний Чурай - на месте деревни Азяк, младший Сарманай остался с отцом.
Леса были богаты дикими пчелами. Однажды Сарманай влез на дерево взять из дупла меду, сорвался и вскоре умер. Тогда Чурай перешел со своим семейством к отцу.
  
Семья Чурая корчевала лес, возделывала поля, выращивала хлеб. Чурай старался привлечь людей к своему стану, расширить поля. Он при-влек к своему стойбищу вдову с двумя сыновьями. А однажды за пол-буханки хлеба купил у полуумирающего с голода татарина сына. Куп-ленный Куйкильды вырос, обзавелся семьей и прочно обосновался в поселке. 
Шли годы. Поселок рос. Его жители завязали связи с осевшими на  севере татарами, марийцами, удмуртами, а на юге - с городком-крепостью Бирск. В поселке появились торговцы, ремесленники. Недалеко от Чураево, где сейчас находится больница, поселился помещик, эксплуатировавший даровую силу чураевской бедноты. 
 
В дальнейшем Чураево стало центром Чураевской волости Бирского уезда Уфимской губернии. В нем избрали себе резиденцию земский начальник, волостной старшина, урядник и другие чины. Купцы открыли магазины, а казна - кабак. Открыта была и церковно-приходская школа, куда для преподавания закона божьего приезжал священник из русского села Константиновка.
Среди чураевцев свирепствовал туберкулез и другие болезни. Грязь, нищета создали благоприятные условия для распространения трахомы.
 

Иная картина в наши дни. Сейчас Чураево центр крупного экономически мощного колхоза, носящего имя В. И. Ленина. Колхоз борется за высокое звание коллектива коммунистического труда. Он объединяет 437 дворов, имеет около пяти тысяч гектаров сельхозугодий, много первоклассной техники, тысячи голов скота.
В центре села расположен колхозный дом культуры, где можно посмотреть кинофильм, концерт художественной самодеятельности, послушать лекции. В нем есть библиотека, в которой сосредоточено более пяти тысяч книг.
Неподалеку от клуба строится двухэтажное здание правления колхоза. Намечено строительство многоквартирных домов городского типа. 
 
В селе размещены межколхозная строительная организация, МТМ отделения «Сельхозтехники», имеется участковая больница, ветучасток, почтовое отделение, правление сельпо, магазины, столовая. Одиннадцатилетняя школа. В школе из 32 учителей - 20 с высшим образованием. Причем, большинство их - местные. Преподаватель Ольга Дмитриевна Ерусланова награждена значком «Отличник народного образования». 

Из некогда темной деревни выходят люди, взявшие на свое вооружение науку. Уроженец Чураево Денис Андреянов окончил Башкирский сельхозинститут по специальности агроном и сейчас учится в аспирантуре. Евгений Андреянов работает главным инженером Рефандинского совхоза. Выросло и воспиталось много спортсменов. Среди них мастера спорта по лыжам преподаватели школы Тимеркаев и Ефимова.
 
 


Сельское поселение Чураевский сельсовет расположен на северо-западной границе Мишкинского района Республики Башкортостан. На его территории находятся пять населенных пунктов. Общая численность населения составляет 1886 человек.
  На территории сельского поселения функционируют следующие предприятия: СА-колхоз им.Ленина, ПО «Чураевское», ООО РТП «Чураевское», и малые и индивидуальные предприятия: магазин «Алан» ИП Ибраев А.П., магазин «Алена» ИП Байназов В.А., магазин «Емеля» ИП Айдушев Д.Я., ИП Изилянов Д.А., Чураевский филиал Мишкинской РЭС, филиал АТС ОАО «Башинформсвязь», филиал ГРС ОАО «Башкиргаз».
  На территории сельского поселения расположен один самых стабильно работающих в районе  сельскохозяйственных предприятий – сельскохозяйственный артель колхоз имени Ленина, председателем которого с 1987 года бессменно работает потомственный земледелец Денис Александрович. Осипов. В сельхозартель – многогранное предприятие . Здесь ведутся  все виды сельскохозяйственных  работ, в соответствии с современными требованиями имеется охладитель молока на 5 тонн, функционирует кормоуборочная техника «Полесье», оказывается помощь в выполнении транспортных услуг,  работают пилорамы и столярный  цех.
  ООО РТП «Чураевское» одним из первых в республике стал заниматься переоборудованием карбюраторных двигателей на дизельные автомобилей семейства «ЗИЛ». После некоторого затишья сейчас на предприятии возобновилась работа по ремонту тракторов, автомобилей, создана бригада по монтажу газификации в населенных пунктах, оказываются услуги пилорамы, транспорта, открыта платная автостоянка, что позволило создать новые рабочие места.
  Население сельского поселения  много внимания уделяет развитию подсобного хозяйства. На территории развита предпринимательская деятельность. Усиленными темпами ведется  строительство жилья, сельское поселение активно расширяется.
   Село Чураево является родиной классика  марийской литературы Яныша Ялкайна. Его имя на данный момент носит Чураевская средняя школа.
  Жители поселения имеют возможность, не выезжая в райцентр, воспользоваться услугами специалистов по ремонту сложной бытовой техник, обуви, сделать красивую прическу или качественную фотографию.

 

География
Сельское поселение Чураевский сельсовет расположен на северо-западе Мишкинского района и граничит на северо-востоке с Баймурзинским, на востоке с Кайраковским, на юге с Большесухоязовским, на западе с Тынбаевским сельсоветами Мишкинского района, на севере с Бураевским районом.
Общая площадь сельского поселения Чураевский сельсовет составляет 7844 кв.м.
В состав поселения входят пять населенных пункта: с.Чураево, д.Букленды, д.Октябрь, д.Раевка и д.Маевка. Административным центром сельского поселения является с.Чураево, расположенный в 45 км от с.Мишкино. Численность населения сельского поселения составляет 1802 человек (на 01.01.2016 года). Преобладающая национальность – марийцы.
По территории сельского поселения Чураевский сельсовет проходит автомобильная дорога регионального значения «Уфа-Бирск-Янаул».
Климат сельского поселения Чураевский сельсовет умеренно-континентальный, с умеренно теплым или иногда жарким летом и холодной зимой. Средняя температура июля +19°С, в отдельные годы максимальная температура воздуха может повышаться до +36-40°С. Средняя температура января составляет -16°С, максимальная -47°С. Первые заморозки начинаются  в первой декаде сентября. Весенние заморозки продолжаются до июня месяца. Глубина промерзания почвы достигает 1 м. Наибольшая высота снежного покрова (30-40 см) приходится на третью декаду февраля.
 
Среднегодовая скорость ветра 3,6м/с. В течение года  преобладают южные и юго-западные ветры. В холодный период также преобладают южные и юго-западные ветры, летом – северо-восточные и северные.
В 300 метрах к северу от села Чураево протекает река Кынгыр. Длина реки составляет 41 км. Замерзает река в ноябре, вскрывается в начале апреля. Притоками реки являются речки Сикияз, Лапкаэнер, Чураевка и другие.
На территории сельского поселения распространены серые и темно-серые лесные почвы. Растительный покров сельского поселения составляют хвойно-широколиственное леса из березы, липы, осины, дуба, вяза, ели, сосны и других пород. Леса обладают ценными растительными ресурсами: грибами, ягодами, орехами и лекарственным сырьем.
Разнообразен животный мир. В лесах обитают зайцы-русаки, белки, куницы (лесная, каменная), лисицы, кабаны, волки, лоси, косули и др. На реке Секияз встречаются бобры.
Из птиц в лесах распространены дятлы, зяблики, тетерева, горластый рябчик, глухари, соловьи, дрозды, утки и другие.
На лугах и полях обитают крот, мышевидные грызуны, а из птиц – куропатка серая, перепел обыкновенный, жаворонок, коростель и другие.
В водоемах обитают карп, сом, щука, окунь, лещ, карась и другие.
   
 


История школы села Чураево
     История гимназии имени Яныша Ялкайна села Чураево начинается с 80-х годов 19 века. В 1887 году было решено открыть школу. Она стала двухлетней и назвалась Чураевским двухклассным училищем, а в 1909 году – трехклассным. В это время в школе учился будущий писатель, основоположник современной марийской литературы, поэт, ученый Яныш Ялкайн.
Школа росла, увеличивалось число обучающихся детей, и в 1929-1930 учебном году становится семилетней.
В сентябре 1943-1944 учебного года был открыт восьмой класс, с этого времени началась история Чураевской средней школы. В 1946 году состоялся первый выпуск школы. Издавна в школе уделялось серьезное внимание преподаванию языков. Любовь к родному и русскому языкам, воспитание интереса к истории, обычаям, традициям разных народов прививали замечательные педагоги школы Яманаев Н.Я., Сендрякова Е.Д., Валиев Б.В., Ибагишева Г.М., Сайпушева А.С., Абукаев А.А., Сагадеева Е.С., Дигитаев М.И., Антонова С.Д. и другие.
Из 39 педагогов и воспитателей 11 имеют высшую квалификационную категорию, 22 педагога -1 квалификационную категорию.
 
Учитель марийского языка и литературы Русиева Л.А – Заслуженный учитель РБ, обладатель гранта «Лучший учитель – 2007».
Андреев М.Н. – Отличник образования РБ, лауреат премии Я. Ялкайна.
Зайнитдинов Г.З. – Отличник образования РБ, Почетный работник общего образования РФ.
Абукаева В.А., учитель марийского языка и литературы, - Отличник образования РБ.
Мурзашев С.М. – мастер спорта по военно – прикладному многоборью.
Учителя школы ежегодно участвуют в конкурсе «Учитель года». В 2010 году честь школы в финале этого конкурса защищала учитель английского языка Семниева А.Р. и заняла четвертое место.
 
Интерес к языкам, литературе, истории, культуре и обычаям разных народов предопределил дальнейшую судьбу выпускников, многие из которых стали учителями, журналистами, учеными.
 
В Чураевской школе учились: Я.Я. Ялкайн – ученый, писатель, этнограф. Г.З. Зайниев – журналист - краевед, Заслуженный работник культуры Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии Республики Марий Эл. В.А. Абукаев – Народный писатель Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии Республики Марий Эл. В.Н.Огородников – бывший главный редактор газеты «Республики Башкортостан». Н.Я. Яметов – бывший главный редактор районной газеты «Дружба». А.А. Андриянов и А.М. Асмаев – Заслуженные артисты Республики Марий Эл.
Некоторые выпускники пошли по стопам своих учителей и стали работать в родной школе. Это учителя марийского языка и литературы, русского языка и литературы Танцитова Н.И., Русиева Л.А., Зайнитдинова А.А., Янгубаева Э.О., Абукаева В.А., Юзукбаева А.Л., Байрамова В.С., Васильева У.А..
 
В целях создания благоприятных условий для раскрытия, развития и реализации творческих способностей учащихся, воспитания устойчивых нравственных качеств и совершенствования педагогического мастерства учителей при поддержке МО РБ и БИРО в 2007 году была создана республиканская опытно-экспериментальная площадка по теме «Развитие творческих способностей учащихся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса на уроках марийского языка и литературы». Научным руководителем является Гареева Г.Ф., преподаватель кафедры башкирского и других родных языков и литератур БИРО. У истоков этой работы стоят учителя марийского языка и литературы Русиева Л.А. и Юзукбаева А.Л. – учителя высокой квалификации, творческие люди, умеющие подобрать к сердцу каждого ребенка свой «ключик». Они учат детей свободно мыслить, развивают их творческие способности, воспитывают в них чувство патриотизма, долга, любви. Русиева Л.А. является автором книг «Мишкан – мыйын шулдыр», «Сонарпыл кувар», ее статьи печатались в журнале «Учитель Башкортостана», в газетах «Марий Эл», «Чолман», «Келшымаш»; в 2008 году на курсах повышения квалификации учителей марийского языка и литературы в г. Нефтекамск провела мастер-класс. Статьи 3 наших учителей напечатаны в сборнике внеклассных мероприятий «Крепкая семья - опора страны» (Уфа, БИРО,2008 год). На конкурсе методических разработок, посвященном Году семьи, работа Юзукбаевой А.Л. «Пиалан ешем – поянлыкем» признана одной из лучших, на слова ее стихотворений звучат марийские песни. Работа РОЭП в школе дала огромный импульс активности в учебе учащихся и деятельности всех членов педагогического коллектива. Стали разнообразными формы урочной и внеурочной работы с детьми, растет качество участия учащихся в различных творческих конкурсах и на олимпиадах разных уровней. Участие детей и педагогов в экспериментальной работе дает хорошие результаты.
 
В 2008 – 2009 учебном году учащиеся школы завоевали на районных олимпиадах 43 призовых места, это лучший результат среди школ района. О высоком потенциале педагогического коллектива говорят успехи детей. Результаты участия обучающихся в творческих конкурсах:
2006 - 2007 учебный год Николаева Е. – 1 место на республиканском конкурсе сочинений, посвященном 90–летию 1 Всероссийского съезда народа мари.
Шамиева Л. – 2 место на республиканском конкурсе сочинений «Комсомол в жизни моих родных».
2007 - 2008 учебный год Назмиева А. – 1 место (на русском языке) на республиканском конкурсе 2 место (на марийском языке) сочинений, посвященном Году семьи.
2008 - 2009 учебный год Иванова Э. – Почетная грамота МО РБ за хорошие результаты в республиканском литературно – творческом конкурсе, посвященном Дню Республики Башкортостан, Году поддержки и развития молодежных инициатив.
2009 - 2010 учебный год Шамиев Д. - 3 место на республиканском конкурсе сочинений, посвященном 65 годовщине Победы. Иванова Э. – 2 место на республиканском конкурсе сочинений, посвященном Дню Республики Башкортостан (9 кл.) Кильдиярова А. - 2 место на республиканском конкурсе сочинений, посвященном Дню Республики Башкортостан (10 кл.) \
  
По итогам 2008 - 2009 учебного года ученица 8а класса Иванова Э. участвовала в г. Геленджике на III этапе VII Всероссийского конкурса-фестиваля детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги» в рамках Федеральной целевой программы «Дети России» и отмечена дипломом Министерство образования и науки Российской Федерации, а Изилянова П. с исследовательской работой «Я, время и мой родной язык» - в республиканском форуме учителей и учащихся, посвященном международному Дню родного языка, письменности и культуры. Изилянов А. – участник республиканского конкурса «Территория светлых» в номинации «Моя Россия». Иванова Э. – участница открытой заочной гуманитарной олимпиады (имеет сертификат).
Иванова Э. – 9 класс – участие на I открытом межрегиональном конкурсе-фестивале детского и юношеского творчества, краеведения и журналистики «Ступени». Тема творческой рабаты – «Письмо немецкому ровеснику», 4 место.
Участие на заочном этапе конкурса-фестиваля детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги». Сайранова Лиана – номинация «Юный прозаик».
Шамыкова Надя – номинация «Очарование поэзии».
Изилянова Полина – номинация «Юный журналист».
Иванова Эрвика – номинации «Юный прозаик» «Юный художник».
Организатор конкурса – Управление культуры, искусства и кинематографии города Геленджик.
 
На республиканском конкурсе краеведческих работ «Дорогами Отечества» в номинации «Летопись родного края» Айдарова Лиана заняла 2 место (2009 год), в 2010 году - Акбулатова Вита - 3 место. Салаев А. - 2 место на 1 республиканском конкурсе юных сказителей и исполнителей эпоса «Урал- Батыр» в секции «Языки народов РБ».
Чиноев А. - победитель в номинации «За оригинальный авторский перевод». Изилянова П., Ямбулатова О. – участники Межрегионального слета «Марий юнкор – 2010» (г. Йошкар-Ола Республика Марий Эл, ноябрь 2010 года).
Ежегодно студенты марийского отделения проходят педагогическую практику; учителя Танцитова Н.И., Зайнитдинова А.А., Байрамова В.С., Васильева У.А., Русиева Л.А., Мурзашева Л.Н., Юзукбаева А.Л., Абукаева В.А. оказывают методическую помощь; преподаватели кафедры финно-угорских и тюркских языков проводят лекционные и семинарские занятия с учителями марийского языка и литературы.
Учащиеся успешно выступают на районном конкурсе «Ученик года». Победителями стали Аликова М. (2007), Назмиева Н.(2008), Иванова Э.(2010)
 
В 2009 году Аликова М. заняла 3 место в конкурсе «Брейн-ринг» в Бирской государственной социально-педагогической академии среди выпускников школ районов северной зоны РБ.
Школа славится не числом, а славою своих учеников. За столько лет существования средняя школа с. Чураево воспитала многие сотни людей, прославившихся своими трудовыми успехами и высоким авторитетом и уважением окружающих людей: народный артист Марий Эл Андриянов А., заслуженные деятели культуры Республики Марий Эл Г. Зайниев, В. Якушев, художественный руководитель марийского театра юного зрителя О. Иркабаев; писатель, лауреат премии имени Я. Ялкайна, народный писатель республики Марий Эл В. Абукаев–Эмгак; генерал-майор Шамиев В.А.; профессор Г. Апаев; работники вузов Д. Андреянов, С. Бронников, Э. Бронникова, сестры С. и Л. Еруслановы; заслуженные работники сельского хозяйства РБ Д.А. Осипов, Алтынбаева А.А., Аликов В.А.; заслуженные учителя РБ Кадеев В.Д., Антонова С.Д., Мустакимова К.Ш., Русиева Л.А.; заслуженные работники образования РБ Ялаева Р.К., Салмиянов В.А. и другие.
Школа подготовила 31 медалистов, жизненный путь, творческая работа которых является ярким примером в деле воспитания подрастающего поколения. Чтобы добиваться больших успехов, идти в ногу со временем, в школе и дальше будут создаваться благоприятные условия для развития способностей, подготовки к самостоятельной жизни обучающихся.
  
 
________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Автор статьи и фото: Эсен Элай, марийский мушан.
И. Н. Смирнов  "Черемисы” (марийцы).
Группа эрвел мари Вконтакте.
Село Чураево Вконтакте.
Новости Мишкинского района.

 

ВложениеРазмер
Кюсо кумалтыш, село Чураево638.79 КБ
Кюсо кумалтыш, село Чураево259.01 КБ
Кюсо кумалтыш, село Чураево119 КБ
Кюсо кумалтыш, село Чураево99.4 КБ
Кюсо кумалтыш, село Чураево128.97 КБ
Кюсо кумалтыш, село Чураево117.95 КБ
Кюсо кумалтыш, село Чураево111.01 КБ
Churaevo 8 (1).jpg475 КБ
Churaevo 8 (2).jpg98.18 КБ
Churaevo 8 (3).jpg193.42 КБ

Комментарии

Красивый и позновательный

Красивый и позновательный Праздник.

Отправить комментарий