Ивангород

Иванго́род  (Ива́нгород, Ива̀нго́род, Иван-Город, Иван-город) — город на северо-западе России, входит в состав Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, административный центр Ивангородского городского поселения.
 Город расположен на правом (восточном) берегу реки Нарва (Нарова) напротив эстонского города Нарва, в 147 км к западу от Санкт-Петербурга.
Входит в пограничную зону — въезд по пропускам, загранпаспортам или с местной регистрацией.
 

 ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 ГЕОГРАФИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

РЕКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

  
История 
Судьбу Ивангорода, находящегося в 150 км от Санкт-Петербурга по Таллиннскому шоссе и железной дороге, раз и навсегда определило его месторасположение. Ибо это не только самая западная точка Ленинградской области. С августа 1991 года через Ивангород проходит государственная граница Российской Федерации. А пограничный город - это не просто название. Это образ жизни и самого населенного пункта, и его жителей, большинство из которых теперь имеют в ставшей в одночасье заграничной Нарве родственников, недвижимость или работу. Именно через Ивангородскую таможню пассажиры и грузы пересекают границу с Эстонией. И эстонский сине-чёрно-белый флаг, развевающийся над Нарвской крепостью и видимый из окон домов, что стоят "впритык" к пограничной полосе, является своеобразным камертоном современной ивангородской жизни.
Главной достопримечательностью города (да и всех окрестных земель), без сомнения, является знаменитая Ивангородская крепость. Она была создана еще в 1492 году, по личному указанию Ивана III для защиты от ливонских и шведских войск. Отсюда и название, данное в честь основателя: "нарече ему имя Ивангород в свое имя". Место для её возведения было выбрано не случайно: на высокой скале, с трёх сторон омываемой водами реки Наровы, прямо напротив средневекового замка ливонских рыцарей. Таким образом, в каком-то смысле символически, воплотилось извечное противостояние между Востоком и Западом. Спустя всего четыре года произошло первое нападение на крепость, в результате чего Ивангород был разграблен и сожжён. Но в течение двенадцати недель крепость была восстановлена.

Ивангород

Однако не только вражда и страх определяли стиль жизни на берегах Наровы. Через Ивангород и Нарву проходила так называемая Ганзейская линия - торговый путь, связывавший Русское государство со странами Западной Европы. Поднимаясь вверх по Нарове, можно было попасть в Чудское озеро, а по нему - в древние русские города Псков и Гдов. Вниз по реке водный путь вел в Финский залив, а оттуда по Ладоге и Волхову - в Новгород. Поэтому неудивительно, что Ивангородская крепость неоднократно оказывалась участницей боевых действий. Так, в середине XVI века она сыграла важную роль в русско-ливонской войне. После взятия русскими войсками Нарвы (а произошло это 11 мая 1558 года) Ивангород стал главным русским портом на Балтике. Образуя единое целое с Нарвой (как-никак, эти города разделяет лишь река "шириной в мушкетный выстрел"), город стал основным местом заключения сделок между русскими и иностранными купцами.
Но шведы не хотели мириться с потерей Нарвы. И в сентябре 1581 года вражеские войска под командованием Понтуса Де ля Гарди начали очередной штурм Нарвы. Через десять дней немногочисленный гарнизон Инвагородской крепости капитулировал. Власть в городе вновь сменилась.

Однако для России выход к Балтийскому морю был не менее важен. И в январе 1590 года по приказу правительства Бориса Годунова началась осада Нарвы русскими войсками, правда, безрезультатная. А Ивангород был возвращён под власть Русского государства.
Очередные столкновения между Россией и Швецией за право обладания Ивангородом относятся уже к периоду Смутного времени. В июне 1612 года многотысячное шведское войско осадило Ивангород, но русские войска почти полгода удерживали крепость. Только в конце 1612 года гарнизон капитулировал. Наступивший шведский период в истории Ивангорода растянулся почти на целое столетие, в течение которого Ивангородская крепость воспринималась исключительно как предместное укрепление Нарвы, составляя с ней единую оборонительную систему.
И лишь Петру I, в ходе победоносной Северной войны (в 1704 г.), удалось окончательно вернуть России и Нарву, и Ивангород. Однако значение последнего уже не было так велико, как прежде, ибо за время шведского владычества роль "окна в Европу" перешла к только что основанному Петербургу. На протяжении XVIII-XIX веков развитие Ивангорода, ставшего частью Нарвы, шло по плану, лично утверждённому Екатериной II в 1784г.

Следует особо подчеркнуть, что Ивангород в своё время был первой архитектурной крепостью в России. Она представляла собой геометрически правильный прямоугольник с размерами сторон 41,3 метра (так называемая "Четвероугольная крепость"). Зубчатые стены трёхметровой толщины и высотой до 15 м, круглые башни, разделённые сводчатыми перекрытиями с боевыми площадками, помноженные на мощные бастионы и по сей день являются замечательным образцом русского фортификационного искусства XV-XVII веков. Эта часть крепостного комплекса была рассчитана, в первую очередь, на ведение активной обороны.
Основная часть крепости - Большой Боярский город - начала застраиваться в 1493 году. Руководили строительством эмиссары Ивана III Михаил Кляпин и Иван Гундор. В результате к 1498 г. под защитой крепостных стен уже находились церковь Св. Николы, "двор наместничь", четыре купеческих двора и один поповский. Всего здесь в то время проживало 120 человек, как правило бывшие дворовые люди новгородских бояр. Причём все они были освобождены от уплаты налогов.

Период основных фортификационных работ в крепости пришёлся на 1507-1509 гг. Именно в это время были построены Замок и Передний город, а также увеличена высота стен и башен Большого Боярского города. В крепости появились разнообразные новшества: в Колодезной башне был устроен тайник, обеспечивающий крепость водой, а на прясле, рядом с Провиантской башней, сделаны хитроумные ловушки, позволявшие защитникам крепости, подняв специальные щиты, полностью отгораживаться от врагов, проникнувших на стены крепости.
В XVII веке, когда Ивангород находился под властью Швеции, на территории крепости строились только служебные здания. Среди них, в первую очередь, следует выделить Пороховой погреб и Арсенал.

Очень сильно повлияла на внешний облик Ивангородской крепости Великая Отечественная война. Ожесточенные бои в окрестностях города начались уже в августе 1941 г. В результате Ивангород заняли немцы. Но постоянные артиллерийские и воздушные обстрелы привели к тому, что освобождая город в 1944 г., советские войска увидели лишь коробки каменных зданий, пепелища и груды развалин. В самой крепости было взорвано шесть башен и частично разрушены стены вместе с внутрикрепостными постройками.
В настоящее время на территории Ивангородской крепости действуют архитектурный и художественный музеи. Часть экспозиции размещается в соседнем здании, где в середине XIX века находилась контора богатого купца Орлова. Не так давно между правительством Ленинградской области и Эстонской Республикой было заключено соглашение о ходатайстве по включению Ивангородской и Нарвской крепостей в число памятников мировой культуры, предусматривающее инвестиции ЕС. Будущее крепости еще предстоит осмыслить, поскольку ее реставрация остановилась.

Далеко за пределами города известен комплекс льноджутовой фабрики, основанной еще в 1851 г. известным русским банкиром и меценатом бароном А.Л. Штиглицем. Рядом с комплексом находится район Парусинка, где хорошо сохранились построенные бароном по английскому образцу кварталы домов для рабочих. Вблизи от них располагаются остатки городского парка и Троицкая церковь-усыпальница, возведенная петербургским академиком А.И. Кракау в древнерусском стиле.
Сегодня город вновь стал пограничным форпостом России. Именно эта новая, а точнее, старая и уже почти забытая роль определяет три направления его современного развития - посредническая торговля, обслуживание транзитных потоков и, конечно, туризм. К великому сожалению, последний сдерживается общей неблагоприятной экономической ситуацией в стране, неразвитостью соответствующей инфраструктуры, а также отсутствием согласованных действий с западным соседом.

Ивангород с давних пор был городом контактов России с внешним миром. Через него уже на протяжении нескольких веков едут многочисленные путешественники, он всегда являлся центром торговли, а весомую часть жителей города сотни лет составляли иностранные купцы. Ныне военное противостояние осталось в прошлом, а Ивангород самой историей призван служить культурному взаимообогащению и укреплению добрых отношений с соседними народами.
 
 
Вид на крепость          Ивангород                                                                               

Ивангород

Ивангород был основан весной 1492 года (в разгар Литовской войны) московским князем Иваном III Васильевичем и назван в его честь — согласно русским летописям: «повелением великого князя Ивана Васильевича заложиша град на немецком рубеже, против Ругодива города немецкого. На Нарове, на Девичьей горе на Слуде, четвероуголен и нарече ему имя Иванград».

Месторасположение города выбиралось заранее — уже в 1480-е годы великий князь дал своим послам в Литву наказ подробно разузнать о гаванях на Балтийском море. В то время балтийский торговый путь приобрёл первостепенное значение для Российского государства — для его экономического и культурного развития, а также для развития его политических отношений с европейскими странами. Только через Балтийское море тогда можно было вести независимую от иностранного контроля и вмешательства торговлю. Город должен был стать первым морским портом Российского государства и одновременно — крепостью на Балтике.
Первоначальную крепость, заложенную в 1492 году, в 1496 году осадили и разрушили шведы. После этого, русские восстановили и расширили её. В немецких документах конца XV века был известен как «контр-Нарва». Крепость Ивангород с мощными каменными стенами и десятью башнями — первое русское оборонительное сооружение с регулярным, прямоугольным планом.

В 1565 году, когда царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней.

В XVI веке Ивангород неоднократно подвергался нападениям со стороны немцев, шведов и поляков. В 1581—1590 годах находился в руках шведов. В 1590 году в битве под Ивангородом шведы были разбиты воеводой Дмитрием Хворостининым и город по Тявзинскому миру перешёл к Русскому государству. Однако в период 1612—1704 годов (в результате шведской интервенции начала XVII века в России) Ивангород вновь находился под властью шведов. В 1704 году занят русскими войсками в ходе Северной войны.
После окончания Северной войны военное значение Ивангородской крепости постепенно сошло на нет. Город утратил статус самостоятельного населённого пункта и стал считаться форштадтом (предместьем) Нарвы. В 1708 году Пётр I ввёл новое административное деление, в соответствии с которым города Северо-Запада, в том числе и Нарва с Ивангородом, попали в Ингерманландскую губернию, которая в 1710 году стала называться Санкт-Петербургской.
В XIX и первой половине XX века чаще всего упоминается в документах и воспоминаниях старожилов как «Ивановская сторона» Нарвы.

C ноября 1917 по май 1919 территория Ивангорода входила в состав Советской России. В 1919 году Ивангород и его окрестности были присоединены к территории Эстонии, что было отражено в «Декларации Эстонского Учредительного собрания о государственной самостоятельности и независимости Эстонии», принятой 19 мая 1919 года.
В 1920 году в соответствии с условиями мирного договора, заключённого между Советской Россией и Эстонией, Ивангород как часть Нарвы остался в составе Эстонии.

После присоединения Эстонии к СССР в 1940 году город оставался в пределах административных границ новообразованной Эстонской ССР. С 1941 года по 1944 год — был оккупирован нацистской Германией, подчиняясь администрации рейхскомиссариата Остланд.

Установление границы между Эстонской ССР и РСФСР по реке Нарове (24 ноября 1944 года), вследствие чего Ивангород и Нарва оказались в разных союзных республиках, дало основание восстановить Ивангород в ранге самостоятельного населённого пункта. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1947 года Ивангород был включён в учётные данные как рабочий посёлок, а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 октября 1954 года рабочий посёлок был преобразован в город районного подчинения. Указом Президиума Верховного Совета РФ от 17 февраля 1992 года Ивангород был отнесён к категории городов областного подчинения. С 1 января 2006 года Ивангород входит в состав Кингисеппского района как городское поселение.

                                                                 крепость Ивангород                                              

Ивангород

ХРОНОЛОГИЯ ИВАНГОРОДА
Хроника событий с глубокой древности до наших дней

1980 год, 30 мая - открылся Ивангородский художественный музей

1980 год - благодаря московской Олимпиаде-80 построены кинотеатр "Русь" и гостинница "Витязь"

1975 год - построен филиал завода "Ленполиграфмаш"

1972 год - построен музыкальная школа

1971 год - построен завод КВОиТ

1958 год - построен завод Пищевик

1955 год - для обеспечения работы ленинградского метрополитена в Ивангороде поставили плотину, прорыли обводной канал и построили Нарвскую ГЭС

1954 год - рабочий поселок Ивангород получил статус города !!!

1941-1945 г.г. - Великая Отечественная война
 
1944 год, 24 ноября - Ивангород перешел в подчинение Кингисеппского района Ленинградской области
 
1944 год, 25 июля - день освобождения Ивангорода от немцев.
 
За полгода противостояния (01.02.1944г.-25.07.1944г.)  в районе боев за Ивангород погибло около 100 000 (!!!) советских воинов. 
 
1941 год, 15 августа - немцы взяли Ивангород. В крепости был размещен концлагерь.

1940 год - Эстония была захвачена Советским Союзом и Ивангород в составе Эстонской ССР стал советским.Тогда же город вернул себе имя Ивангород

1920 год, 2 сентября - по мирному договору Ивангород вошел в состав буржуазной республики Эстония. На 20 лет город получил эстонское имя - Яналинь(Janalinn).

1918 год, 24 февраля - Ивангород захвачен немцами

1871 год - через Ивангород прошла железная дорога Петербург-Таллинн

1857 год - на Нарвских водопадах построена Кренгольмская мануфактура

1851 год - на Нарвских водопадах построена Льнопрядильная мануфактура

1821 год на Кренгольме построена суконная фабрика

1700 - 1721 г.г. Северная война :
 
1721 год - Ништадский русско-шведский мир
 
1710 год - Ингерманландская губерня преобразована в Санкт-Петербургскую
 
1708 год - Ивангород вошел в новобразованную Ингерманландскую губерню
 
1704 год, август - Ивангород отошел к России
 
1700 год, август - Осада Нарвы Петром I - Нарвская битва

1617 год - по Столбовскому миру Ивангород отошел к Швеции

1612 год - Ивангородскую крепость захватили шведы

1595 год - по тявзинскому миру Ивангород отошел к России

1558 - 1583 г.г. - Ливонская война :
 
1583 год - по плюсскому миру Ивангород отошел к Швеции
 
1581 год - ивангородскую крепость захватили шведы

1496 год - шведы захватили и сожгли крепость, но задержаться в ней не смогли

1495 год - прорублена дорога от Ивангорода до крепости Ям (сейчас город Кингисепп)

21 июня 1492 год - повелением царя Ивана III на берегу Наровы на Девичьей горе за одно лето была возведена крепость Ивангород. Ивангород вошел в состав Водской пятины Новгородской земли.

1345 год - Нарва получила право называться городом и стала ремесленным и торговым центром. Датчане построили на высоком берегу крепость, которая многократно перестраивалась.

1172 год - Нарва стала городищем. Нарвские пороги были окружены валом и рвом.

ок. 8000 лет назад - на берегу Наровы уже жили первобытные охотники и рыбаки.

Ивангород

Герб
Герб Ивангорода: "В лазоревом поле черный двуглавый орел с золотыми клювами и лапами, держащий в клювах серебряную ленту с надписью черными литерами: "ЦАРЬ ИОАННЪ ВАСИЛЬЕВИЧЪ". Внизу на зеленой земле с серебряной волнистой оконечностью три серебряные башни без зубцов, из которых средняя выше, а две боковые имеют червленые остроконечные кровли; башни соединены серебряными зубчатыми стенами, из-за которых видны два шпиля (по сторонам от средней башни) и два дома (по сторонам от шпилей) с серебряными стенами и червлеными кровлями". Современный герб Ивангорода утвержден Решением Городского собрания МО "Город Ивангород" №13 от 26 июня 1998 года.
   Обоснование символики: "Современный герб полностью соответствует гербу разработанному и утвержденному в 1730 г. Волны в оконечности щита означали пограничную р.Нарову, серебряная с красными кровлями крепость на зеленом холме напоминала о крепости, с которой начался Ивангород и которая сохраняла военное значение до второй половины XVIII в. Над крепостью был помещен двуглавый орел государственного герба России, данный в том виде, в каком он употреблялся во времена Ивана III Васильевича - основателя города, даровавшего ему свое имя: без корон, скипетра и державы в лапах и малого щита на груди.".   
   

 География
   Ивангород расположен в Ленинградской области на восточном берегу реки Нарвы, в 159 км к западу от Санкт-Петербурга. Своe имя город получил от названия древней крепости, построенной в 1492 году. "Повелением великого князя Ивана Васильевича заложиша град на немецком рубеже против Ругодива немецкого на реке Нарове на Девичьи горе" - так говорится о Ивангороде в древней летописи. В тревожное для Руси время эта крепость служила щитом русских земель, на протяжении более двух столетий являясь мощным форпостом на ее западной границе.
    Основная достопримечательность города - крепость, которая и сейчас поражает своей монументальностью и мощью. Она расположена на крутых склонах Девичьей горы, месте труднодоступном и живописном. Гора с трех сторон омывается быстрой Нарвой, а с четвертой - окружена глубоким оврагом. Эта крепость достраивалась и расширялась с XV по XVII век и представляет собой сложный комплекс оборонительных сооружений.
    Ивангород был пограничным городом, когда напротив него на другом берегу Наровы стоял город Ливонских рыцарей Ругодив (так русские называли Нарву). И в наши дни Ивангород оказался пограничным городом, когда Нарва стала частью соседнего государства - Эстонии. В наше время крепостей не строят, но при подъезде к мосту через Нарву недавно сооружено новое здание государственной таможни - еще один атрибут приграничной жизни. Сам мост, названный в советские времена, сразу после присоединения Эстонии к СССР, мостом Дружбы, теперь огорожен забором с колючей проволокой. До недавнего времени, когда Ивангород и Нарва принадлежали одному государству, они были экономически очень тесно связаны, имели общее коммунальное хозяйство, общие водные и энергетические ресурсы. Тем тяжелее был разрыв, особенно для Ивангорода, многие жители которого работали на предприятиях Нарвы.
   Хочется верить, что наступят когда-нибудь времена добрососедства двух старинных городов, и здание сегодняшней таможни станет лишь историческим памятником, как и две древние крепости - Ивангородская и Нарвская, стоящие безмолвно друг напротив друга на разных берегах реки.
   

Экономика 
Вид на Ивангородскую крепость                                                                                              


Основные промышленные предприятия города — завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов, льноджутовая фабрика. Нарвская ГЭС. В декабре 2010 года в городе открылся завод по производству электрических распределительных систем для корейских автомобилей; планируемый объём производства — 100 тысяч жгутов электропроводки в год[44].

Существуют планы строительства аквапарка на нейтральной территории между Ивангородом и Нарвой, в совместном ведении России и Эстонии.
Город является членом Ганзейского союза Нового времени.
 
Образование и наука 
Высшие учебные заведения
Ивангородский гуманитарно-технический институт (филиал) Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения
Средние специальные учебные заведения
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ивангородский гуманитарно-технический колледж»
  
                                                                  Ивангород и Нарва                                                     


 О строительстве Ивангородской крепости - Предание
  В 1732 году в Нарве оказался путешествующий по Пруссии, Польше и России француз де ля Монтре. Он был поражен величием Ивангородской крепости, а от местных жителей услышал следующее предание.
 
Долгое время русский царь не мог найти строителя-архитектора для крепости. Наконец, такой человек объявился: по национальности поляк, а по месту рождения - смолянин.
 
Обещал построить крепость мощную, неприступную и в короткий срок. И построил! Не много времени прошло - готова крепость, нет ни краше, ни мощнее на Руси, ливонцы - напротив - в трепете, - неповадно будет больше земли русские зорить! Осмотрел царь крепость - доволен остался, пообещал строителя наградить за труды по-царски.
 
Проходит какое-то время, вызывает царь архитектора для расчета. Обрадовался было строитель, да рано: вместо благодарности приказал царь ослепить архитектора - чтобы другой такой крепости никому не построил, да и этого плана поведать не мог...
   
Что касается строителей-архитекторов, то летопись называет имена Владимира Торокана и Маркуса Грека. Об их ослеплении нигде не упоминается, хотя ослепление в средневековье - не столь уж и редкое явление. К примеру, был ослеплен великий князь Василий, получивший прозвище "Темный" - отец Ивана III. По легенде ослеплены были и строители храма Василия Блаженного Постник и Барма.
 
Действительность иногда превосходит самые фантастичные легенды. Во истину, вызывают чуства восхищения сроки, в которые была возведена Ивангородская твердыня: началось строительство Детинца 25 мая 1492 года, а закончилось 22 августа того же года. 26 августа 1496 года крепость была взята штурмом шведами и разрушена. 13 сентября 1496 года начинаются строительно-восстановительные работы под руководством воеводы, князя Ивана Гундора и дъяка Михаила Кляпина. 6 декабря работы были закончены! Отстроен самый большой обЪем крепости - Большой Боярший город, почти в 16(!) раз превосходящий Детинец, а если сравнить с Нарвским замком, то по площади застройки превосходит и его.
 
Строили крепость в старину по камешку; лес, песок, известь подвозили на лошадях. В раствор же, чтобы крепче был, добавляли кирпичную крошку, да как говорится в одном предании - куриные яйца.
 
Много сырых куриных яиц требовалось. Закупали их в округе воеводины подрядчики, а бывало и сами крестьяне их на стройку приносили. Однажды, крестьянин из села Наровского привез целый воз яиц. Удивились строители: откуда столько? Не смутившись крестьянин ответил,что, мол, объехал все деревни в округе и там скупил яйца, чего зря кобылу гонять из-за одного лукошка?
 
Расчитался воевода с крестьянином, тот хрестанул кобылу и был таков. Стали строители раствор замешивать, одно яйцо разбили... второе... , а яйца все вкрутую вареные оказались. Разгневался поначалу воевода, хотел погоню за крестьянином выслать, да потом передумал, велел яйца к обеду строителям выдать. Много яиц было - целый воз, да и строителей немало, как раз всем по одному и вышло.


Достопримечательности
Архитектурные памятники
Ивангородская крепость
особняк Пантелеева XIX века (в нём сейчас расположена картинная галерея)
здание царской таможни — Красный дом, находится у моста «Дружба» между пропускным пунктом и Ивангородской крепостью (в нём сейчас расположен музей).
 
Интересные места
камень-валун «Разбитое сердце» (расположен на окраине в поле по пути в Ореховую горку)
водный канал Нарвской ГЭС (длина 2123,8 метра)
часовня на острове Кампергольм.
  
Граница с Эстонией 
Ивангород находится в пограничной зоне.
Государственная граница между Россией и Эстонией проходит по реке Нарва.
В Ивангороде существуют три пункта пропуска через границу:
МАПП (международный автомобильный пункт пропуска) Ивангород. Работает с начала 1993 г. Открыт 24 часа. Пересечение границы возможно на автомобиле, велосипеде и пешком. Велосипедисты и пешеходы переходят границу через пешеходный КПП. На автомобильном переходе за линией таможенного контроля открыт магазин duty-free — на пешеходном КПП магазин закрыли. Переход границы осуществляется по автомобильно-пешеходному мосту Дружбы, построенному в 1960 г. и в последние годы капитально отремонтированному. Возникновение очередей как с российской, так и с эстонской стороны связано с тем, что это единственный автомобильный мост через реку Нарва.
ППП (пешеходный пункт пропуска) Парусинка. Расположен на пешеходном мостике на старом полусухом русле реки Нарва. Движение из России возможно только для местных жителей (Ивангорода и Нарвы соответственно), в Россию — всех граждан России и Эстонии при условии отсутствия у них багажа (таможни на КПП Парусинка нет). В 2013 году намечена реконструкция МАПП Ивангород и ППП Парусинка.
Железнодорожный пункт пропуска на станции Ивангород-Нарвский.
 
Религия
Русская православная церковь:
Свято-Троицкая церковь
Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы
Покровская церковь (на территории Ивангородской крепости) — до 1757 года была приделом (во имя Покрова Богородицы) Успенской церкви.
Церковь святителя Николая Чудотворца в Ивангородской крепости
 
Утраченные церкви:
Церковь святителя Николая Чудотворца в Ивангороде — (была рядом со Знаменской церковью 
Церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение» — в середине XVIII века был построен деревянный Знаменский храм. Каменное здание Знаменской церкви было возведено в 1786—1796 гг. в классическом стиле. Храм был расположен на возвышенности и имел два придела: Воздвижения Животворящего Креста Господня и пророка Илии В 1944 году, во время военных действий под Нарвой был разрушен. Сохранилась икона «Знамение», которая находится сейчас в Нарвском Воскресенском соборе 
Церковь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла на старом Ивангородском кладбище (усыпальница купцов Орловых) — в 1856 году на средства нарвского купца Павла Ивановича Орлова была построена часовня на Ивангородском кладбище (Нарвское Знаменское кладбище[56]). Проект часовни и ворот выполнил архитектор В. К. Рейер (ученик известного российского архитектора К. А. Тона, по проекту которого, в частности, был построен храм Христа Спасителя в Москве). В 1859 году часовню перестроили в церковь.
Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери (Церковь Иверской иконы Божией Матери)
 


Персоналии
Барон Александр Людвигович Штиглиц (1814—1884) — российский финансист, промышленник, управляющий Государственным банком России (1860—1866), меценат. Похоронен в Ивангороде, в построенном на собственные средства Храме Живоначальной Троицы.
Александр Александрович Половцев (1832—1909) — государственный и общественный деятель Российской империи, меценат, промышленник. Похоронен в семейном склепе Троицкой (Штиглицкой) церкви рядом со своей женой и четой Штиглиц.
Константин Петрович Кауфман (1818—1882) — русский военный деятель, инженер-генерал (1874), генерал-адъютант (1864).
Александр Николаевич Киселёв (1909—2001) — священник ЭАПЦ, РПЦЗ, Православной Церкви в Америке; протопресвитер.
Надежда Михайловна Половцова (до замужества — Ию́нева или Ю́нева; 1843—1908) — внебрачная дочь великого князя Михаила Павловича, воспитанница барона A. Л. Штиглица
   


 
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ИВАНГОРОДА И НАРВЫ
Легенда о Василии Разладине
На 81 км шоссе Нарва-Таллинн, справа, в трех метрах от дороги стоит древний, мальтийского типа крест, вытесанный из местного плитняка, и высотой более метра. На нем с двух сторон, полуистершиеся от времени надписи на немецком и русском языках. Оказывается крест этот установлен на месте трагедии, разыгравшейся здесь более 400 лет назад, а именно 4 февраля 1590 года. Тогда 10 тысячный русский отряд нагнал отступившее от Нарвы шведское войско. Произошла битва, в ходе которой погиб один "мужественный и благородный шведский рыцарь", хотя имя его звучало не совсем по-шведски или немецки - Василий Разладин.
 
Что заставило служить врагам России Бельских, Насакиных, Барановых, Путиловых, Романовых? Репрессии Ивана Грозного? Корысть? Жажда славы? Гордыня? Неудовлетворенное боярское себялюбие? Неизвестно. Можно лишь догадываться о тех или иных мотивах. Про Разладиных лишь известно, что один тз них, тоже Василий, лет за 20 до описываемых событий был казнен вместе с нарвским воеводой Михаилом Матвеевичем Лыковым и Петром Семеновичем Оболенским - князем Серебряным.
 
По одной из версий наш Разладин не пал в сражении, а был убит ночью, в своем шатре, а по второй версии - он был казнен будучи взят в плен вместе с Гансом Мейделем и Отто Врангелем, по третьей, и самой пожалуй романтичной, дело было так: когда русский отряд догнал шведов, оба войска построились в боевые порядки. По древнему обычаю выслали из своих рядов самых крепких воинов для поединка. Долго бились, проявляя мужество, храбрость и умение. Наконец, шведский витязь оплошал и тут же пал замертво от руки русского. Русский склонился к лицу поверженного, желая получше рассмотреть достойного противника, и с суеверным ужасом признал в нем родного брата... О произошедшей трагедии узнали оба войска и ...разошлись в разные стороны: шведы двинулись в Раквере, а русские назад к Нарве.
 
В 1943 году в Нарве, в лагере для военнопленных женщин-медиков побывал генерал Власов. Голодным и униженным он сулил при переходе в его армию сытую и достойную жизнь, но ни одна из 120 женщин не согласилась. Казалось бы, Сталин как и Иван Грозный - титан, и предъявить счет могли бы многие... И все же тогда генерал Власов уехал ни с чем, а произойди эта история в наше время?..
 
 
Пятнадцать человек на сундук мертвеца
Кто не зачитывался в детстве "Островом сокровищ" Стивенсона, "Одиссеей капитана Блада" Сабатини, или "Голубым человеком" Буссенара? Отчаянные пираты, фантастические приключения, несметные сокровища... Но все это где-то далеко, там где теплый лазурный океан, пальмы, попугаи, ямайский ром... Но оказывается пиратством славились не только Карибы: на нашей цивилизованной Балтике, в XVI-XVII веках на мачтах многих судов реял веселый Роджер.
 
Были свободные флибустьеры, промышлявшие по принципу: "каждый сам за себя и против всех", стоявшие вне закона во всех государствах, были и пираты "в законе", которые заключали "джентельменский" договор с прибрежными правителями и грабили и топили только суда противников "сюзерена", отдавая ему 1/3 добычи, за что в свою очередь, получали прощение за все грехи. Мало того, многие из "джентельменов удачи" выйдя на покой, становились вполне благопристойными и уважаемыми гражданами: так английский головорез Френсис Дрейк, Милостью королевы Елизаветы I, за свои "подвиги" был в 1558 году посвящен в рыцари, а его соотечественник, разбойник и убийца - Генри Морган, награбил столько, что не только он сам, но и его потомки до сих пор не только почтенные, но и богатейшие люди в США.
 
Особенно усилилось пиратство на Балтике во время Ливонской войны: Польша, Литва и Швеция любыми путями пытались воспрепятствовать торговле России с другими странами Западной Европы. Не чурались они для достижения своих целей и услугами каперов: еще в 1558 году Иван Выродков, строитель "корабельного пристанища" и крепостей в устье Наровы, пишет властям Колывани (Таллинна) грамоту: "... от Ивангорода, купцы с товарами отправлялись морем в Колывань, но шведские душегубцы напали на них, потопили ивангородцев и отняли товары, затем их (душегобов) поймали колыванцы..." Далее в грамоте, излагается требование возврата "товаров сполна и наказания душегубцев". Неизвестно чем закончилась эта история, но нападения на купеческие суда в море продолжались. По одной из легенд (часть которой подтверждается документально), в 1568 году русский порт в устье Наровы задержал судно "12 апостолов", на котором было обнаружено 3 едва живых человека. По рассказу одного из них, Карстена Роде - датского купца, всего несколько дней назад, их караван из 8 торговых судов, покинул Нарву с грузом и направился в Данию, но в открытом море корабли подверглись нападению польских пиратов. Караван был разграблен и потоплен, и лишь по счастливой случайности пленникам удалось захватить и корсаров судно и вернуться в Нарву.
 
Известие о Роде, о нападении морских разбойников, уже не на одиночное судно, а на целый караван, заставило купцов принять ответные меры: так как торговый представитель английской компании в Нарве написал, чтобы впредь суда, направляемые в Нарву, имели вооружение. И действительно, 10 июля 1570 года, при входе в Нарвский залив, у острова Большой Тютерс, англичан поджидала польская корсарская эскадра из 6 судов. Но на этот раз флибустьеры просчитались: англичане имели 13 судов, причем вооруженных. в ходе боя одно пиратское судно затонуло, одному удалось скрыться, остальные 4, и 83 человека команды, были взяты в плен и сданы капитаном Вильямом Борро нарвскому воеводе.
 
Все "джентельмены удачи", за исключением одного, оказавшего в свое время услугу англичанам, вместе со своим капитаном Асмусом Ендрихом, были повешены.
 
В 1570 году в Нарве побывало 130 иностранных судов - "гости" из Англии, Франции, Голландии, Испании, Дании, Германии выгружали и загружали товары на причалах Нарвы и Ивангорода, ходили по городским лавкам, кабакам, гостинным дворам... Но это были лишь смельчаки, решившие плыть в Московию, грузооборот мог быть гораздо большим, если бы не пираты, которые "разбойным обычаем корабли разбивают и из многих земель дорогу нашим торговым людямзатворяют". Торговые люди нуждались в крепкой защите, а своего флота у России не было. Тогда Иван Грозный решает завести свой каперский флот. Он выдает уже знакомому нам Карстену Роде свидетельство, по которому на море он должен был "...силой врагов взять, убить или в полоне держать, а их корабли в огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего царского величества грамоты... А нашим воеводам и всяким приказным людям, кто бы ни был, того нашего атамана Карстена Роде и его шкиперов, товарищей и помощников в наших пристанищах, где ни буди - на море и на земле, в береженье и в чести держать."
 
Свою базу Роде оборудовал в устье Наровы, под прикрытием крепостниц, построенных за 12 лет до описываемых событий Иваном Выродковым. По весне, были заложены поморскими корабелами 2 судна, но Роде не стал дожидаться окончания строительства: в Нарве он оснащает небольшое, в 40 тонн водоизмещением судно, и пускается на нем на встречу пиратской славе, а может быть и смерти. Удача - богиня корсаров, сопутствует московскому флибустьеру; летом он уже возглавляет флотилию из 17 трофейных судов. Его флагманское судно "Веселая невеста" с шумом резало форштевнем балтийские волны, а на мачте реял зеленый, с черным двуглавым орлом, флаг. Роде действовал чрезвычайно успешно, как по причине личных черт характера, знанию в совершенстве морского дела, так и в виду благоприятного отношения со стороны сомодержца московского, а также датчан. Суда теперь могли спокойно ходить в Нарву, что было абсолютно неприемлемо для врагов России.
 
А недоброжелателей было много: и кровавый герцог Альба, враг легендарного Тиля Уленшпигеля, и пфальцграф люпельштейнский Георг Ганс,мечтавший пиратской эскадрой русский север, и король Речи Посполитой Сигизмунд,писавший королеве английской: "Мы еще раз подтверждаем вашему величеству, что царь московский ежедневно увеличивает свое могущество приобретением предметов, которые привозятся в Нарву... До сих пор мы могли его побеждать потому, что он был чужд образованности, не знал искуств, но если Нарвская навигация будет продолжаться, что останется ему неизвестным?"
 
                                                        мост через Нарву - граница с Эстонией                               

Гойда! Гойда!
В связи с захватом Нарвы, вопрос о строительстве порта в устье Наровы отпал сам собой. Город переживает период бурного расцвета, строятся жилые дома, церкви, складские помещения, гостиный двор. У причалов гавани швартуются английские, голландские, французские, испанские корабли. Население города с 600-700 человек возрастает к 1570 году до 5 тыс. человек, а к 80-м годам XVI века до 7 тыс. человек. Старая городская территория не может вместить всех и возникают посады на севере и юге, а часть территории северного посада обносится деревянной стеной с восемью башнями.
 
Но не все время городская жизнь складывалась так безоблачно. Однажды, в начале 1570 года в городские ворота кто-то постучал. Стража, увидев русских ратных людей, посчитала, что это прибыла часть русского войска для похода против шведов. Воротники отперли ворота и тут же пожалели об этом: в город ворвались "кромешники" - один из опричных карательных отрядов, посланных царем Иваном искоренять крамолу, сам же великий князь творил суд и расправу в это время в Великом Новгороде. Всадники в черных балахонах, под которыми угадывались очертания боевых доспехов, с привязанными к коням, оскаленными собачьими мордами и метлами - символами опричнины, с дикими криками:"Гойда! Гойда!" рассыпались по улицам Нарвы, наводя страх и ужас в душах обывателей. Видимо, еще с тех пор пользуемся мы выражениями "ад кромешный", "кромешная темнота", ибо действительно, где появлялись кромешники (синоним - опричники), там творился настоящий ад. Джером Герсей, представитель английской Московской компании, писал, что в Нарве была совершена самая кровавая, жестокая резня, о которой когда-либо слыхали. Справедливости ради, следует отметить, что Герсей не был очевидцем событий (он приехал в Московию в 1572 г.) и часто использовал в своих записках неуточненные сведения, но если принять за основу процент погибших от рук карателей в Новгороде, то число казненных в Нарве составит примерно не менее 500 человек. Государевы "псы" не жалели ни мужчин, ни женщин, ни старого, ни малого. Из домов, лавок, складов выбрасывались на улицу ценности и товары и все это поджигалось. Вскоре, из-за смрада горящих тканей, шкур, воска, меда, мехов, льна, стало невозможно дышать и тогда, остатки товаров были свезены на мост и утоплены в проруби на Нарове. Подобное отношение к товарам и ценностям, более, чем к людям, возмутило иностранных купцов, по их подсчетам, было бессмысленно уничтожено ценностей на несколько бочек золота. Следует отметить, что террористическая акция на этот раз коснулась только русского населения: немцам, эстонцам, финнам под страхом смертной казни запрещалось укрывать московитов. За что же были убиты сотни людей? - За, якобы. желание передать город род "руку" Речи Посполитой.
 В конце июля того же года, в Москве, по тому же обвинению в государственной измене, будет казнено более 200 знатных людей и высших государственных служащих, в том числе и опричников. В числе прочих будет казнен герой штурма Нарвы 1558 года - воевода Алексей Басманов, с сыном Григорием, нарвский воевода Михайло Матвеевич Лыков, человек который "... выучился языку латинскому, имел сведения о науках, отличался благородством души, приятностью в обхождении". Вместе с ним погиб "... ближний родственник сего воеводы, так же лыков, прекрасный юноша, посланный царем учиться в Германию, он возвратился было ревностно служить отечеству с душою пылкою, с разумом просвещенным". Тогда же погиб василий Разладин "потомок славного в XIV веке рода боярина Кваши". (Пройдет 20 лет и судьба сведет потомков Разладина под Нарвой).
 
Жесток был царь Иван; однако в те времена гуманизм был не в почете: испанцы уничтожали американских индейцев, англичане - испанцев, а 24 августа 1572 года тысячи католиков в Париже вырежут тысячи гугенотов за одну ночь. Впрочем и минувшему XX веку гордиться нечем: насилие - его определяющая черта.
 Перед казнью 25 июля 1570 года Грозный задал вопрос соотечественникам: "Народ! Увидишь муки и гибель, но караю изменников! Ответствуй: прав ли суд мой?" Все ответствовали великогласно: "Да живет многие лета государь великий! Да погибнут изменники!"
 


 
О российских дорогах, игре в шахматы и архитекторе Иване Выродкове
В 1554 году Иван Грозный потребовал у Ливонского Ордена выплаты дани за Дерпт-Юрьев. Ливонцы попросили отсрочки на три года, нодань не выплатили. Тогда русский царь выслал им суровое письмо и кнут, чем призвал к покорности и грозил карой. Надвигалась война...
 
До последнего момента, даже после отправки кнута и гневного письма ливонцам, царь Иван пытался решить дело миром. Известны планы царя, согласно которым он собирался развивать Ивангород как международный торговый центр, где была бы предоставлена возможность свободной торговли всем, в том числе ливонцам из Нарвы. Для этого в Ивангороде намечалось построить торговый гостинный двор, в устье Наровы - новый порт - "корабельное пристанище", однако, магистрат Нарвы от сотрудничества отказался.
 Иван Грозный обладал очень сложным характером: необузданная жестокость сочеталась с заботой о процветании государства, распущенность и самодурство соседствовали с расчетливостью и предусмотрительностью. Последнее качество, вероятно. было выработано игрой в шахматы, до которой царь был большой охотник. Просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед и в связи с этим планом решать непосредственные задачи, было в обычаях царя Ивана, в отличие, скажем, от царя Петра Великого, который, по собственному приказанию начал Северную войну "как слепой, не зная силы противника и своего состояния". А ведь действительно, на начало 18 века расстановка сил была такова, что Россия уступала Швеции не только по уровню развития производства, военного дела, но даже по численности населения.
 Иной был царь Иван: если он строил дворцы, - то с подземными дворцами; вводил опричнину, но не ликвидировал полностью земщину; решив "повоевать" с Казанью, начал строить свой главный опорный пункт Ивангород-на-Свияге за год до начала боевых действий. Так же, загодя, в случае неудачи в решении ливонского вопроса миром, царь московский начал готовиться к войне. Срочно все дороги на северо-запад от Москвы были отремонтированы, мосты выстроены заново. Все почтовые дворы, находящиеся друг от друга на расстоянии 6-8 верст, были расширены вдвое, оборудованы конюшнями на 50-100 и большее количество лошадей. Как это не покажется странным сейчас, но в 16 веке Россия имела дороги "мирового" класса. Скорость передвижения по ним достигала 200 верст в сутки, а ширина (от Ивангорода кстати еще в 15 веке) была такова, что по ней могли проехать в ряд 12(!) всадников. Поздней осенью 1557 года обозы из тысяч саней груженых провиантом, фуражем, порохом, ядрами, свинцом и оружием потянулись к границам с Ливонией. Конные русские отряды пересекали Нарову и вели разведку на территории возможного противника. В апреле 1557 года царь посылает окольничего, князя Дмитрия Ивановича Шастунова, Петра Петровича Головина и Ивана Выродкова на Ивангород, на устье Наровы, "поставить город для корабельного пристанища". Возведение порта начинается... со строительства крепости, которая к июлю того же года была построена. Вероятнее всего, эта "крепостица", или по ззападноевропейской терминологии блокгауз, находилась на мысу между Финским заливом, рекой Наровой и рекой Россонью. 
Здесь же, наверное, и были начаты работы по строительству порта. На другом берегу Россони, у Наровы, уже существовала "крепостица", построенная ранее - в 1536 году, а в следующем 1558 году, по предположению известного исследователя русского крепостного зодчества В.В.Косточкина, была построена уже на усть-наровском берегу и третья "крепостица" так, что устья Наровы и Россони полностью контролировались. Примечательно, что работами по возведению этих сооружений руководил Иван Григорьевич Выродков - выдающийся русский инженер-фортификатор. Особенность строительства Выродковым военных сооружений состояла в том, что он широко использует метод чборки из ранее подготовленных конструкций. Так Ивангород-на-Свияге (сейчас Свияжск) он строит ... за 1000км в Угличе, затем разбирает на бревна, увязывает в плоты и сплавляет по притокам до Волги, где в 20 км от Казани, за 28 дней возводит город-крепость, что и предрешило судьбу Казанского ханства. При штурме Казани "монтажники" Выродкова за один день собирают из заранее подготовленных бревен 13 метровую передвижную башню, в которой было размещено 50 орудий(!). Крепостицы в устье Наровы были небольшие и служили лишь форпостом, но играли немаловажную роль; наследники шведского полководца Делягарди, взявшего эти "блокгаузы" штурмом, посчитали необходимым отметить эти события, изобразив горящие Руганы на алтаре саркофага полководца. Кто не знает, Руганы - это, по некоторым источникам, именно такое название носили "крепостицы" в устье реки Наровы. Выстраивается интересная цепочка: Руген (Руян) - остров на Балтийском море, где находилась столица Велетской (Прибалтийской) Руси, княгиня Ольга была европейским источникам "царицей ругов"; Ругодив - такое название Нарвы мы встречаем в русских летописях, и вот, наконец, Руганы... Может быть что-то выяснится в результате будущих археологических исследований, ведь раскопки крепости до сих пор не производились.
 
По одной из гипотез, остор Буян из сказок Пушкина это и есть остров Руген (сейчас территория Германии).

Город Лошадиной шкуры, или легенда об основании Ивангорода
В 1345 году левобережные земли Принаровья переходят от датчан к Ливонскому ордену, купившему всю Северную Эстонию у прежних владельцев за 4,5 тонны серебра.
 Новые владельцы Принаровья не отличались спокойным нравом и зачастую делали набеги на Правобережье. Дабы обезопасить границы отечества, царь Иван III строит "... в лето 7000 (1492г.) ... град на неметцком рубежи, на реце на Нарове, и нарече Ивангород".
Народ же сложил об основании Ивангорода следующее сказание.
 Однажды русский царь был в гостях у шведского короля. Ели и пили вдоволь. В конце пира просит русский царь продать ему часть Нарвской земли. На что шведский король его спрашивает:
   - Сколько же ты желаешь?
   - Ах, много не хочу, - ответил хитрый царь, - только в величину лошадиной шкуры.
 Шведский король принял эту просьбу за шутку, и, рассмеявшись, ответил:
   - Бери, бери! Не хочу платы, отдаю бесплатно!
 Прошло некоторое время и король пожалел об опрометчивом решении - подъехав к Нарве, русский царь разрезал шкуру на тонкие-тонкие ремешки, связал их и получившейся веревкой обнес часть земли. Понял король, что надул его царь, но делать нечего - пришлось сдержать данное слово.
 
Зная, что шведский король не простит ему этой "шутки" со шкурой, русский царь повелел выкопать новое русло для реки, которое бы отделило Город Лошадиной шкуры от Нарвы. Под новым руслом пробили подземный ход, чтобы при необходимости тайно проникать в Нарву. Вскоре работы были закончены, воду пустили по новому руслу, а старое, за крепостью - пересохло. Так Город Лошадиной шкуры был присоединен к России.
 
Во время одного из военных конфликтов, русские попытались проникнуть в Нарву подземным ходом, но одновременно, им навстречу, двинулись шведы, узнавшие о тайном туннеле. В подземном ходу произошла жестокая боевая стычка, и каждая из сторон, с большими потерями, была вынуждена вернуться обратно.
   Когда же Петр I захватил Нарву, ход заложили камнем.
 В этом варианте легенды, ход замуровали, но по свидетельству краеведа А.В.Петрова, ход существовал до "... недавнего времени, и старожилам, бывавшим в этом ходу, являлись различные видения".
 С подземным ходом под рекой мы еще встретимся в легенде об Индрике фон Беренгаупте.
 
 


Племя Нарова
Около 14 тысяч лет тому назад, в результате потепления климата, земля принаровская освободилась от ледяного панциря, долгие и долгие тысячилетия сковывающего ее.
 Прошло еще семь тысяч лет и в Принаровье поселились люди.
Остатки их поселения обнаружены в Сийвертси, близ Нарвы. Первые наши "земляки" были смелыми охотниками, искусными рыболовами и собирателями. Выяснить этническую принадлежность первопоселенцев в настоящий период не представляется возможным. Примерно в середине III-го тысячелетия до нашей эры в Принаровье расселяются финно-угорские племена, пришедшие с востока. В начале II тысячелетия в регионе прослеживаются следы проживания предков балтов (латышей и литовцев) и славян.
 В 11 веке уже нашей эры, в "Повести временных лет", русском летописном своде, упоминается народ "нарова". Что это было за племя? Каково его происхождение? И хотя археолог Е.А.Рябинин относит его к финно-угорам, здесь пока больше вопросов, чем ответов. Народное же предания повествует об этих временах следующее.
 
...Давным-давно, в стародавние времена, на том месте, где сейчас находится нарвский Вышгород, жили бесстрашные разбойники. Были они свободными людьми, а пропитание себе добывали тем, что брали пошлину с торговх судов, шедших с балтийского моря на Русь или из Руси во все страны Европы: от Швеции до Испании. При случае же, не стеснялись и грабить купцов и не только на суше, но и на море.
 
Сокровища свои "джентельмены удачи" прятали в неприступной скале, что подтверждает и старая эстонская легенда, гласащая, что Нарва построена на трех пластах золота. Так, безбедно, жили принаровцы, но однажды с запада пришли немцы, победили разбойников, а на месте их обитания построили свой замок.
 
 
Красавица Ингер
Некоторые сведения о мифологических жителях Принаровья довел до нас А.Тынурист в вышедшей в 1924 году книге "Нарвские замки и сказки".
 Когда бог сотворил мир, то тогда же им на реке Алуксе (древнее название Наровы) была сооружена священная гора и несколько островов.
 Однажды, на священную Девичью гору пришел полюбоваться Ильмарине. Рядом, в реке, у подножия горы, он увидел прекрасных русалок, резвящихся среди волн. Больше всех ему понравилась русалка по имени Ингер. Она настолько очаровала Ильмарине, что он решил на ней жениться. Однако отец Ингер, злой и могущественный Водяной, не захотел выдать дочь замуж за кузнеца. Хотя он знал, что Ильмарине был не простым кузнецом, ведь это именно он отковал наши серебрянные небеса и звезды на них. Не сумев добиться от Водяного согласия на брак, обратился Илмарине за помощью к Богу. Тот срочно собрал в Вийвиконна (волость Вайвара) всех мудрецов из Эстонии и Финляндии. Лишь один из них полмел ослушаться и не явиться - тот, который жил у Девичьей горы и дружил с Водяным.
 
Никому не хотели отдавать русалок мудрец с Водяным, и собравшиеся в Вийвиконде волхвы ничем не смогли помочь Ильмарине.
 Видя безуспешность попыток мудрецов, Бог прогневался, и сказал юноше:
- Ты останешься беж жены до тех пор, покая не развею чары Водяного и не накажу ослушавшихся меня. Только тогда ты сможешь жениться на Ингер и унести ее на небеса, к звездам.
 Я сделаю так, что теперь каждый год будет сильный холод, все воды и реки будут покрываться льдом. Весной же половодье начнет копать могилу Водяному. Большое озеро Пейпси (Чудское) пошлет свои льдины через Нарвские водопады. Льдины по дороге будут прихватывать куски плитняка и этим я уничтожу жилье, а следовательно и зло тех, кто противится моей воле и женитьбе Ильмарине.
 
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Объекты туристической инфраструктуры
Информационно-туристский центр
 
Муниципальный фонд "Ивангородский центр устойчивого развития"
Директор: Валишвили Светлана Федоровна
Адрес: 188490, Ленинградская область, Ивангород, ул.Котовского,19а
Тел./факс: (81375) 5-13-39
 
Гостиница "Витязь"
Директор: Гронский Дмитрий Владимирович
Адрес: 188490, Ленинградская область, Ивангород, Кингисеппское шоссе, д.7
Тел./факс: (81375) 51661
Тел Администратора: (81375) 51753
Сайт: hotelvityaz.ru
 
Гостиница "Тихий Дворик"
 Адрес: 188490, Ленинградская область, Ивангород, ул.Маяковского д.3
Тел./факс: (81375) 52-398
www: td.kapir.ru
 
Туристическое агентство "Мила-Тур"
Адрес: 188490, Ленинградская область, г.Ивангород, ул.Гагарина, д.2, оф.
Тел./факс: 8(81375) 5-25-26, +7(906) 273-60-02, +372 580-85-930
E-mail: karole55@mail.ru
 
Транспорт
Автостанция Ивангород
Адрес: 188490, Ленинградская область, Ивангород, ул. Госпитальная, д.2
Тел.: (81375) 51041
 
Железнодорожная станция "Ивангород"
Адрес: 188490, Кингисеппский район, г.Ивангород, ул.Вокзальная, д.1
Тел.: (81375) 51498
Покупка билетов:на сайте РЖД.
Расписание поездов
 
Ресторан "Витязь"
В ресторане есть 18 столиков (72 места), по пятницам выступают музыканты и артисты.
 Директор: Алланазарова Ирина Георгиевна
Адрес: 188490, Ленинградская область, Ивангород, Кингисеппское шоссе, д.7
Тел/факс: +7 (81375) 54383
www: vityz.kapir.ru
 
Кафе и пиццерия "Тихий Дворик"
Уютное домашнее кафе, пицца на профессиональном оборудовании
  Адрес: 188490, Ленинградская область, Ивангород, ул.Маяковского д.3
Тел.: (81375) 52398
www: td.kapir.ru
 
Кафе "Елена"
Небольшое кафе, вкусная еда, 20 посадочных мест
 Адрес: 188490, Ленинградская область, Ивангород, Кингисеппское шоссе, д.20
Тел.: (81375) 52945
 
Кафе "Столовая" (Гагарина, 1А)
Адрес: 188490, Ленинградская область, Ивангород, ул. Гагарина, д.1А
  

Закусочная "Бистро" (Городской рынок)
8 мест внутри:
5 столиков (32 места) на улице
 Адрес: Городской рынок
 
Кафе "Сакура"
15 посадочных мест
Беспланая доставка заказа на дом (по городу) при сумме заказа от 600 р.
Адрес: 188490, Ленинградская область, Ивангород, Кингисеппское шоссе, д. 7 (второй этаж)
Тел.: +7 (911) 7406827
 
Центр информационных технологий
Интернет, факс, ксерокопия и др. услуги
 Тел./факс: (81375) 51-274
Адрес: 188490, Ленинградская область, Ивангород, Кингисеппское шоссе, д.24

     

РЕКА НАРВА

На́рва (Наро́ва; эст. Narva jõgi и Naroova) — река на границе Эстонии и Ленинградской области Российской Федерации. В литературе также встречаются названия Алуксе (древнее название Наровы) и Бек, последнее было употребимо во времена шведского владычества в XVII веке и упоминается у Олеария. На реке расположены города — российский Ивангород и эстонские Нарва и Нарва-Йыэсуу. Берега реки в настоящее время соединяют два моста. По фарватеру реки с 1991-го года проходит российско-эстонская граница. Регион вдоль берегов реки носит название Принаровье.
      Река берёт начало из Чудско-Псковского озера и впадает в Нарвскую губу Финского залива Балтийского моря.
Длина реки — 77 км, из них 40 км — верхнее течение, 20 км — среднее течение, 17 км — нижнее течение.
Площадь бассейна — 56 200 км².
Расход воды в устье у реки — 399 м³/сек или 12,58 км³/год, что на 78 м³/сек или на 2,46 км³/год больше, чем у истока.
Падение реки — 30 м, из них 19 % (4—7,5 м) приходится на Нарвские водопады, а 16 % (5 м) на Омутские пороги.
Потенциальные гидроэнергетические ресурсы: среднегодовая мощность 141 МВт, среднегодовая выработка 1235 млн кВт•ч.
Ширина в среднем 200—300 м, однако, ниже ГЭС по течению до 390 м, а наибольшая ширина наблюдается в верховьях у острова Верховского — около 900 м.
Преобладающая глубина 3-4 м, местами до 6 м, ниже ГЭС — до 11 м, перед устьем — до 15 м.                       
Средняя скорость течения реки — 1 м/с, на порогах до 3 м/с, в нижнем течении до 0,5 м/с.
Ледовые явления на реке длятся до 5,5 месяцев, летом — межень.
Питание реки смешанное с преобладанием снегового (большую часть воды приносит Чудское озеро).
 
Гидроэлектростанции: 
Нарвская ГЭС.

Города на реке: 
Нарва, Нарва-Йыэсуу (Эстония) и Ивангород (Россия).
 
Судоходство: 
река судоходна ниже Нарвской ГЭС (14,9 км) и на Нарвском водохранилище (15 км), таким образом, на 40 % река судоходна.
  
Основные притоки: 
Плюсса, Россонь
    
Река Нарова являлась стержнем для всего Принаровского края, вокруг которого образовывались большие и малые поселения. Для жителей этих деревень река была главной транспортной артерией, соединяющей людей по обоим берегам. Кроме того, Нарова всегда была кормилицей, не только потому что добывали рыбу на прокорм и продажу, но и зарабатывали деньги на перевозке разных грузов по реке.
 
В различных источниках очень часто указывают, что название реки происходит от вепсовского noarve - “падающая вода”. Представляется, что это неправильная версия. С самых ранних времен в русских летописях использовались только русские названия топонимов, даже если у них и было местное "оригинальное" наименование. Так, например, Ревель (Таллин) всегда назывался Колыванью, а Нарва - Ругодивом. При этом река всегда писалась только как Нарова (Норова). "Полный церковно-славянский словарь", сост. священник Григорий Дьяченко, изд.1900 г, поясняет, что "Нарова - по своей воле, своевольно".

Словарь Даля поясняет, "Наров" - это псковское слово и означает норов, нрав. Встречающееся в летописях написание названия реки как Норова, через "о", то есть слово норов, вполне может быть близким по смыслу. Особенно, если принять во внимание своенравное поведение реки. Как вариант, употреблялось в источниках имя Нерова - река неровная, прерываемая порогами и блуждающая. Есть еще версия о сложении двух составляющих "ова" - типично славянское окончание для имен рек и "нар" - широко распространенный корень в наименовании рек и озер, как в Европе, так и Азии.
 
Еще с середины XIII века в самых разных исторических документах наименование реки употреблялось именно, как Нарова. В Эстляндской губернии XVIII - XIX веков, когда там официальным языком был немецкий, использовали название Narowa. В начале 20-х годов XX века в начале независимости Эстонской республики, в обиход вошло написание даже с двумя буквами "О" - Naroova. В это время Нарова была внутренним водоёмом Эстонии, по договору с Советской Россией ей отошел не только левый, но и правый берег реки.
В 1927 году по предложению эстонских языковедов под названием "Академического общества родного языка" (имеется в виду эстонского) реку переименовали в "Нарва". Понятно, что из Таллина было значительно виднее как называть реку. Какая была аргументация и логика этого действия — понять сложно. Но инициаторы этого чувствовали чужеродность происхождения названия. И это при том, что многие считали (и продолжают считать), что имя Нарова имеет финно-угорское происхождение. В то время эстонская власть брала курс на вытравливания исконно русских названий.
В Советском Союзе сами с большим удовольствием переименовывали всё в подряд, подхватили эстонизированные названия и быстренько нанесли их на карты. Таким образом, и на русских картах появилось название реки «Нарва». Лишь иногда на картах в скобках, стыдливо упоминали старинное название Нарова.
Если в период до 1991 года на ряде карт, иногда в прессе и в научных работах старались использовать и упоминать Нарову, то в последнее время ситуация кардинально изменилась. Теперь в диссертациях практически никто не вспоминает, как называлась река на протяжении многих веков.

Создалось впечатление, что Нарва — это более правильное, благородно звучащее название, а Нарова — устаревшее, простонародное. Местные же люди, испокон веков привыкнув к своим названиям, не поддаются на перемены. До сего времени продолжают употреблять свои старые привычные наименования, передав эту память и нынешнему поколению. Именно Наровой всегда именовал реку все родственники и соседи. И сейчас у людей, постоянно живущих по обоим берегам реки, есть чёткое понимание и разделение, Нарва — это город, а Нарова — река. Не будем забывать, что термин Принаровье, охватывающий земли, прилегающие к реке по обеим её сторонам, берёт своё начало именно от Наровы
 
В литературе еще встречаются название Бек, которое появилось из-за неправильного прочтения записок Олеария. На самом деле он писал "о быстротекущей реке, которая у жителей зовётся Нарвскою рекою". (В "Новом Топонимическом журнале" №3, 2014 г. напечатана статье Д. Рябова, в которой очень подробно рассказывается о происхождение различных принаровских топонимов, с отсканированным текстом можно ознакомится здесь). 
 


Сведения о реке, которые приводит "Географическо-статистический словарь Российской Империи, том 3" 1867 года: "... река, сток Чудского озера в Финский залив. Вытекает из северо-восточного угла озера между деревнями Скалобей и Сыренцом... На всем своем 68 верст протяжении, Нарова служит границей между губерний Эстляндской и С.-Петербургской. Ширина реки, от истока до г. Нарвы, изменяется от 60-100 саженей; самую наименьшую ширину в 50 сажень имеет в 1 1/2 версты выше г.Нарвы на Нарвских порогах ...

 

   
___________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Национальный состав и владение языками, гражданство населения Ленинградской области. Часть 1. / Никифоров О. Н.. — Итоги Всероссийской переписи населения 2010. Статистический сборник. — СПб: Петростат, 2013. — 266 с.
https://www.ivangorod.ru
«Михайлов день 1-й» — журнал исторической России, Ямбург, 2005 г. , издание Воинского братства во имя св. Архистратига Божия Михаила, ISBN 5-93066-048-4
«Чудское озеро и верховье реки Наровы», академик Г. П. Гельмерсен., Приложение к VII-му тому записок Императорской Академии Наук. № 2, СПб, 1865
 А.Тынурист «Нарвские замки и сказки», 1924 г.
 Петров А. В. Город Нарва, его прошлое и достопримечательности. СПб, 1901, стр. 156
Ивангород  — статья из Большой советской энциклопедии. 

  

ВложениеРазмер
Ивангород77.98 КБ
Ивангород188.45 КБ
Ивангород360.49 КБ
Ивангород761.31 КБ
Ivangorod (5).jpg527.6 КБ
Ivangorod (6).jpg489.35 КБ

Комментарии

Отправить комментарий