Еманаевский могильник

Невероятно, какие древности может скрывать в себе Вятская земля, какие исторические слои таятся в недрах городищ и селений.  Одним таким хранилищем археологии – является Еманаевский могильник, расположенный в Тужинском районе Кировской области.  

  

СТАТЬИ ПРО ТУЖИНСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ! 

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО РЕКУ ПИЖМА - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ПРО КИРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

  
Главной тайной этого могильника является то, что это фактически самый южный памятник археологии, связанный с русским поселением 12-го века. Известно, что с 8-9-го века шла медленная русская колонизация северных земель в сторону долины реки Вятка. По тем или иным причинам в Вятский край с северо-запада двигались новгородцы и вологодцы, в первую очередь,  осваивая водные пути по вятским притокам: Моломе, Великой, Кобре. Но в основном славянские поселения и городищи были на севере Вятского края, а южная часть вятских земель входила в зону интересов Булгарского государства (позднее Казанского ханства). И хотя жили тут марийские и удмуртские племена, но торговые пути в основном контролировали булгары (предки нынешних казанских татар).
Тем и интересен Еманаевский могильник и древнее русское поселение в среднем течении реки Пижма, что располагалось оно среди марийского окружения.

                                                       схема Еманаевского могильника                              

Еманаевский могильник

Второй тайной этого памятника археологии является тот факт, что тут, в отличие от древнерусских поселений 12-14-го века, не обнаружено христианских элементов (например, при погребении), а все погребальные обряды были языческими. Соответственно, тут обитали те русские поселенцы, которые сохраняли языческие верования спустя 2-3 века после крещения Руси. Этот факт сильно выделяет этот объект среди других памятников археологии Кировской области, поскольку именно таких языческих русских поселений и могильников (12-14-го века) в этих краях обнаружено не было. Были известны славянские поселения с элементами языческих обрядов 8-10 веков, уже с 11-го века все древнерусские городища и селения уже несли элементы христианских обрядов и верований.
Таким образом, археологи предполагают, что в эти глухие края на стыке 10-11-го веков бежали те русские общины (например, из Новгорода), которые не приняли христианства, а держались «дедовских» языческих традиций. Это чем-то напоминает староверов, которые после Никоновских реформ также, опасаясь преследований, уходили в глухие леса и веси, чтобы сохранить свою «истинную» веру. Следовательно, в долине реки Пижмы были поселения и языческие капища не только марийцев и удмуртов, но и древнерусских переселенцев.
В рукописях «Сказание о царстве Казанском» (середина 17-го века) летописец упоминает  некую «ростовскую чернь» (то есть простых общинников-крестьян ростовского края), которые: «забежавши та от крещения рускаго (то есть православного) в болгарских жилищах» (то есть прятались от крещения в землях, подвластных Волжской Булгарии). Следовательно, случаи ухода языческого русского (славянского) населения из разных областей северной и восточной Руси была не редкость.
 
Еманаевский могильник расположен в окрестностях деревни Паново (старое название Еманаева, Эманаево) в Тужинском районе, памятник археологии находится на северо-востоке от деревни – в сторону долины реки Пижма. Могильник обнаружила археолог Н.А. Лещинская, когда вела раскопки на Еманаевском городище VII—X веков (это более древний памятник, от него пошел термин «Еманаевская археологическая культура», основные  объекты которой расположены в среднем течении Пижмы).

                                                                     окрестности деревни Паново (Еманаева)              


Было исследовано, что Еманаевский могильник отличается от других памятников  архаичностью погребального обряда. На нём более ранние могилы (всего их 72) разбегаются от центральной площадки в разные стороны наподобие веера, соответственно меняя и ориентацию по сторонам света.  Аналогичное расположение захоронений выявлено археологами на некоторых кладбищах X—XIII веков в Великом Новгороде, причём там «центром притяжения» были более ранние языческие курганы.
На Еманаевском могильнике также выявлены и другие элементы, не известные нигде более на других славянских территориях. В семи небольших углублениях найдены мелкие кальцинированные кости кремированных покойных, причём данные захоронения образуют незаполненную могилами центральную площадку (14 × 7 м), нарушенную несколькими более поздними ямами. В центре этого круга была обнаружена большая яма. По мнению археолога Л. Д. Макарова, здесь могло находиться  общинное языческое капище с деревянным (каменным) идолом, расположенным в его центре. В 4-х могилах также обнаружен обряд частичного трупосожжения: в западной половине ям обнаруживались остатки черепа или верхней половины скелета, а в противоположной — пережжённые кости погребенных людей. 
Рядом были найдены могилы  двух погребенных, лежавших с подогнутыми в коленях ногами, —  это захоронения волхвов-шаманов (подобное захоронение обнаружено также на Никульчинском могильнике в Кировской области). Между могил обнаружены три фрагмента бело-глиняной славянской керамики  12-14-го веков — признак языческого обычая битья посуды на кладбище (обряд захоронения).

         распространение Еманаевской культуры в течении рек Пижма и Вятка                            

Еманаевский могильник

Историки и археологи считают, что  Еманаевский могильник указывает на процесс славяно-финской колонизации нынешней территории Кировской области, когда происходил медленный переход от древних языческих культов к православному христианству – это конец 12-го и начало 13-го века – еще до монгольского нашествия.
 
Немного отметим про более ранний памятник – Еманаевское городище (6-9-ый век), оно относится к раннему средневековью, и дало название археологической культуре. Считается, что тут слились пьяноборская и худяковская культуры. Область распространения культуры относилась к пермско-азелинским, древнеудмуртским и древнемарийским племенам в долине реки Пижма и на средней Вятке.
     
   


Где находится, как добраться:
Россия. Кировская область, Тужинский район, деревня Паново
Координаты д. Паново (Еманаева):
57.599132, 48.015958
До деревни Паново со стороны городов Кирова и Йошкар-Олы - 
можно добраться по трассе Р-176 –  до районного центра поселка Тужа.
От пос. Тужа следует ехать на восток в сторону деревни Кошканур и Паново.
В окрестностях деревни есть и другие достопримечательности – это озеро Шекень,
В 5 километрах на северо-западе находится озеро Акшубень – одно из красивейших озер Кировской области – памятник природы.
   
    
____________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Журнал «Родная старина»
Макаров Л. Д. Русские поселенцы на берегах Вятки (По данным археологических исследований) // Энциклопедия земли Вятской. Т. 4. История. Киров, 1995. С. 83-84.
Макаров Л. Д. Древнерусское население Прикамья в X-XV вв. Автореф. дисс. … д. ист. наук. Рукопись. Ижевск, 2006.
Фото Валерия Тихонова.
официальный Сайт Правительства Кировской области.
Достопримечательности Кировской области.

 

ВложениеРазмер
Еманаевский могильник77 КБ
Еманаевский могильник55.34 КБ
Еманаевский могильник31.76 КБ
Еманаевский могильник249.54 КБ

Комментарии

Отправить комментарий