Девятовские пещеры, Силикаты

Еще одна из самых доступных пещер в Подмосковье – Девятовские каменоломни, или «Силикаты», которые находятся на Курском направлении МЖД, рядом со станцией Силикатная, в поселке Девятское. Здесь, как и в Сьянах, когда-то добывали известняк для белокаменного строительства. В период Великой Отечественной войны в каменоломне оборудовали бомбоубежище. Закрыли систему в 90-е годы, но уже в конце 20 века группа энтузиастов вновь ее открыла.

РОДНИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ И МЕСТА СИЛЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

Рассказывают, что в подземных тоннелях можно встретить летучих мышей, найти артефакты прошлых веков, а также преодолеть страх клаустрофобии, так как ходы очень узкие. Эта пещера понравится любителям мистических историй и фильмов ужасов, так как о ней ходит множество легенд, самая известная - о призраке солдата. Во время ВОВ солдат ценой собственной жизни спас из полуразрушенного входа бомбоубежища жителей поселка. Однако под каменной плитой, которая упала на солдата, ничего не обнаружили. Родственники очень долго искали его в пещере, но тело так и не было найдено. На экскурсии посетителям рассказывают, что геологи не раз встречали призрак солдата, от чего пробираться через узкие ходы становится еще сложнее.

Организованные вылазки в Силикаты устраиваются регулярно. С отзывами, ценами и условиями проведения экскурсии можно ознакомиться на сайте туристического клуба, либо найти себе компанию в группе «ВКонтакте» http://vk.com/club3826552.

Где находится, как доехать:
Любителям экстрима понравится поход в Девятовские каменоломни «Силикаты». Они находятся в Московской области, на берегу Десны, на запад от платформы Силикатная (за одну остановку до г. Подольск) по Курскому направлению.
За свое месторасположение они и получили название «Силикаты». А второе имя – Девятовские – каменоломни получили от наименования поселка Девятского, в котором они и находятся.

ПОДСИСТЕМЫ ПЕЩЕРЫ СИЛИКАТЫ
Отдельные подсистемы
Верховья р. Пахры

Разработка белого камня штольнями начиналась от д. Подосинки. В конце ХIХ в известняк добывали у д. Тереховой и д. Городок. Рядом с каменоломнями находились известково-обжигательные печи. Также подземным способом известняк брали у деревень Дерибрюхово, Раево и ныне несуществующих деревень Пищеры и Манькина гора. Уже в середине XIX в. о них писали как о давно заброшенных.
В настоящее время вход в подземную полость у д. Раево открыт. Полость представляет собой обширный зал без боковых ответвлений, сильно замытый песком.

Ниже по реке, разработка штольнями велась во всех местах выхода известняков в крутых, высоких береговых склонах. От устья р. Десны до д. Добрятино, подземные выработки тянулись непрерывно.
При с. Лемешеве в 70-х — 80-х г.г. ХIX в. находились крупные подземные выработки, принадлежащие купцам Базыкину и Худякову.
С 1934 г. у многих деревень по р. Пахре добыча известняка подземным способом возобновилась.

Долина р. Десны
Верхняя граница разработок проходит ниже г. Троицкого, где находились небольшие ломки, тянущиеся до д. Богородская, принадлежавшей князьям Черкасским. В настоящее время выработка открыта, длина ходов составляет 360 м. Далее подземным способом брали камень у д.д. Лаптево, Мостовская и Алхимово. У двух последних находились небольшие выработки, очевидно, принадлежащие местным крестьянам.
Сейчас у д. Алхимово существует вход в полость, длина которой незначительна, а состояние свода не позволяет производить работы по дальнейшему вскрытию.
Ниже д. Девятово расположены крупные каменоломни, принадлежавшие купцам Бородачеву и Александрову. На сегодняшний день входы в них закрыты, но длина изученной части составляет 11700 м. От Девятово до д. Рыбино по берегу тянулась непрерывная цепь подземных выработок. Напротив д. Рыбино, в овраге, купцом Архиповым разрабатывался белый камень. В данное время подземная выработка вскрыта и имеет протяженность около 2-х км. Далее до д. Ерино левый берег опять представлял непрерывную цепь выработок.
При слиянии р. Десны с Пахрой около с. Дубровицы, принадлежавшего в конце XIX в графу Мамонтову, по течению р. Десны, тянулись обширные подземные выработки. Там же находились выработки, принадлежавшие крестьянину Андрееву.

Долина рек Мочи и Лубянки
Добыча камня производилась в устье р. Моча у одноименной деревни, а также у д. Кудино. Выше, у д. Акишево, находились крупные подземные выработки, принадлежавшие купцу Середину. Также крупные выработки были у с. Ознобишино.
В устье р. Лубянки между бывшим одноименным селом и д. Щапово находились обширные подземные выработки, на что сейчас указывают огромные отвалы известково-обжигательных печей. Длина ходов сохранившейся части каменоломни невелика — около 200 м, но скопление провальных воронок на большой территории говорит о наличии больших продолжений. Подземные разработки тянулись до с. Апександрово.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СИЛИКАТЫ
Два месяца не мог вырваться в поход. Бытовуха непреодолимой стеною преграждала мне путь к острым ощущениям. И вот 20 декабря в этой стене нашлась лазейка.
С Дмитрием мы встретились в электричке сразу после работы. Освободились мы раньше, наверное, поэтому электричка не была переполнена, мы даже смогли занять лавочку в последнем вагоне. Вскользь пробежавшись по погодным темам: «женщины, друзья, работа…», мы стали обсуждать наш маршрут.
Шли мы в Девятовские каменоломни – Силикаты. Нужно было выбрать стоянку, на которой мы бросим вещи и места, которые хотим посетить.
Не смотря на то, что я целый день сидел над картой и, вычитывая описание старожилов, вносил в нее комментарии – информации о стоянках было мало. На карте были отмечены две стоянки, на которые запрещается сувать нос (за это можно получить по шапке). И я могу понять этих людей, которые много дней работали под землей, чтобы обустроить эти стоянки.
Ровно посередине системы располагался закольцованный штрек – Яблочко. Из нескольких историй, я понял, что там оборудована то ли гостевая, то ли бесхозная стоянка.Там мы и решили бросить вещи, чтобы налегке быстро посмотреть систему.
Когда мы приехали было уже темно. Я сделал фотографии с видом на город и входом в каменоломню.
Я спустился первый и с непривычки поморщился. Впереди был довольно узкий лаз, в который придется залезать на животе.
Димка, быстро переоделся и нырнул за мной, ему не терпелось испытать новый рюкзак (транс) и мощный фонарик на 500 люмен.
Когда мы спускаемся под землю, мы всегда записываемся в журнал. Если посмотреть на него, то всегда можно понять, сколько человек находится под землей. Если что-то случится, то по этому журналу можно будет понять, когда ты спустился и вылез ли наружу.
В этой пещере водятся летучие мыши – милейшие и безобиднейшие создания, из всех, кого я когда-либо видел. Еще на входе, я мельком заметил силуэт одной, которая, увидев меня, улетела вглубь пещеры. На фото ниже один из первых экземпляров, который мы встретили, висящим на потолке (как показал дальнейший опыт, уши они открывают, когда собираются взлетать).
Добыча камня в системе велась в 18-19 веке и в ней сохранилось много напоминаний о том времени. Например, вот эти деревянные подпорки. Тут очень высокая влажность и они все истлели, но возможно потолок держится только благодаря им. И конечно, ИХ НЕЛЬЗЯ ТРОГАТЬ!!!!
По пути, мы решили посетить один из главных аттракционов системы – трехэтажные лифт. Это трехуровневая система лазов.
В конце лифта есть просторный тупиковый штрек. Кто-то установил в нем очень красивый светильник для свечки. Зажигаем его, выключаем фонари и минут 5 наслаждаемся тусклым теплым светом и темнотой.
По мере углубления в пещеру на потолке встречается все больше мышек. Они спят и никак не реагируют на нас, хотя пару раз мы чуть не сшибали их головой.
Обратите внимание, какие тоненькие у нее пальцы! И на 10 пальцах она совершенно спокойно висит вниз головой.
В яблочке нам не понравилось, поэтому мы, по прежнему таща за собой рюкзаки, продолжили движение вглубь пещеры, к отдаленной стоянке. Нам казалось, что это довольно близко, но путь лежал через длинный туннель с низким потолком и мы очень устали.  На фотках мы уже порядком испачкались.
Это каменоломня примечательна тем, что в ней остались остатки узкой железной дороги для вагонеток, на которых вывозили камень.
В известняке парой можно заметить красивые узоры. Дима предположил, что это древние морские жители.
Подходящее место для стоянки мы нашли только в противоположном от входа конце системы. К тому моменту мы настолько устали, что даже не пошли пополнять запасы воды, а сразу начали готовиться ко сну.
После легкого ужина (сало, да черный хлеб), мы быстро заснули. Длительная и утомительная дорога вглубь системы тому виной (мы провели почти 5 часов, осматривая достопримечательности и добираясь до стоянки). В пещерах довольно тепло. По разным оценкам от 7 до 10 градусов. Дима даже спал без спальника, но утром признался, что было прохладно.
Утром, мы снова немного поели, чтобы зарядиться энергией для возвращения. По пути нам попадались разные красоты, сделанные любителями подземки.
От тяжести и влажности, твердое когда-то бревно размякло и деформировалось. И это простительно, ведь под землей оно лежит уже вторую сотню лет.
Один из самых высоких потолков в системе, наши усталые спины не могут нарадоваться вертикальному положению.
Спелеологи собрали в этой части системы музей. Все кто находит в пещере какие-то старые предметы, оставшиеся со времен добычи тут известняка. В сети специально не пишут, где именно находится музей, чтобы до него не добрались мародёры.
Ища дорогу назад, мы наткнулись на штрек, в котором было очень много летучих мышей. Они висели практически одна за другой.
Потратив на обратную дорогу часа два, и хорошо измазавшись в глине, мы вышли на поверхность, на которой нас ждали две молодые девушки. К нашему удивлению, они лезли в систему одни.
Не смотря на то, что мы остались под землей на ночь, осмотреть нам удалось не много. Не было выполнено и трети от запланированного. Но, как подытожил Дима: «Зато будет за чем вернуться».
P.S.
Ни в коем случае не ходите в каменоломни без опытных людей, которые хорошо знают систему. Это действительно очень опасно, и если бы у нас не было опыта ориентирования под землей, то блуждать бы мы там могли бы очень долго. Скорость перемещения там сверх медленная (потолки ниже чем в Сьянах), и не смотря на казалось бы простую расположенность штреков, заблудиться там очень легко.

ТАЙНА ПЕЩЕР ДЕРЕВНИ ДЕВЯТСКОЕ
Мистика этого места открылась для меня лет пять назад. Тогда я еще и не помышлял о сборе инфы о мистических зонах подмосковья, а просто задумался - нельзя ли найти какой-нибудь водоем недалего от дома, где можно бы было искупаться. Увы, но в связи с бурной застройкой региона все местные пруды и озера засыпали. Никогда не забуду этого варварства! Но дело не в этом. Устроившись в кресле перед телевизором, я достал карту Московской области и принялся изучать окрестности. Вскоре, к своему великому удивлению, обнаружил, что в каких-то трех километрах от моего дома течет река Десна. Конечно, я и раньше знал об этом, но почему-то дорога туда всегда казалась мне долгой, а на карте - всего пара шагов! Несколько раз я прочитал на карте название деревеньки, что стояла на берегу этой реки ближе всего к моему дому: "Девятское!" И в тот же миг - клянусь - по ТВ, где шла какая-то передача, на которую я не обращал внимания - диктор объявил каким-то заунывным голосом: "Одним из самых загадочных мест Подмосковья считаются окрестности деревни Девятское...

По позвоночнику у меня прошелся холодок. Ничего себе, совпаденьице! И с тех пор я заинтересовался темой. Причем, влоть до того, что в настоящий момент дошел до версии связи девятских каменоломней с описанным ниже "быковским треугольником"

А пока предлагаю материал, что мне удалось откопать в интернете на эту тему:
"Подземные пещеры, расположенные неподалеку от платформы «Силикатная» в народе называют - «силикаты». Бывшие Девятовские каменоломни сегодня привлекают внимание спелеологов и охотников за острыми ощущениями.
История «силикатов»
История «Силикатов» начинается в XVIII веке, когда на берегах рек Десны, Пах­ры и Мочи были заложены каменоломни с це­лью добычи известняка и базаль­та для строящейся Москвы. Мягкие по­роды под воздействием времени образовали пустоты - естественные пещеры, которые по­зволили быстро организовать добычу. Наибо­лее интенсивное развитие Девятовских вы­работок пришлось на вторую половину XIX века, когда потребность в строительных мате­риалах многократно возросла Москва отстраивалась после Отечествен­ной войны 1812 года. Штреки закладывались бессистемно, и очень скоро общая протяжен­ность каменоломен составила более 20 к­м. Система проходов становилась все более запутанной, все чаще случались обва­лы, и к началу двадцатого века каменоломни были окончательно заброшены. Долгое время о них никто не вспоминал: прогремела революция 1917 года, начались пятилетки. Естественные геологические процессы постепенно перестраивали и необратимо ме­няли облик оставленных пещер. Происходили обвалы, одни проходы навсег­да исчезали под просевшим грунтом, другие возникали сами собой.

легенды «силикатов»
Известная, легенда «силикатов» - история появления в ней двух привидений. Многие спелеологи рассказывали, что духи солдата в виде «Белого духа спелео­лога» и его матери в виде «Двуликой» неодно­кратно появлялись в глухих уголках бывших каменоломен. «В каждом уважающем себя подземелье должно быть хотя бы одно приви­дение!» - говорят они, – «подольчанам повез­ло, в «силикатах» бродят два». «Белый дух» помогает заплутав­шим найти выход из «силикатов», появление Двуликой редко обходится без жертв: мсти­тельный дух обязательно устроит или обвал, или движение пород. Чаще всего ее видели в гроте, впоследствии названном ее именем, здесь многие «подземные туристы» устраива­ли стоянку. Выглядит Двуликая как женская фигура с лицом, в котором угадываются од­новременно черты молодой девушки и древ­ней старухи. После того, как кто-нибудь уви­дит ее, экспедиции лучше срочно поворачи­вать назад и как можно быстрее выбираться из пещер.
«…В близлежащую деревню во время очередной бомбежки приехал солдат с фронта, который по совету односельчан отправился искать родных в пещере. Из полуразрушенного входа по одному выползали старухи и дети, вот, наконец, показалась и жена солдата, но в тот момент начала проседать громадная каменная плита. Солдат бросился под нее, задержал падение, может быть, всего лишь на мгновение, тем самым позволив выйти оставшимся. На глазах десятков людей храбреца раздавил ужасной величины камень, однако, когда совместными усилиями они разрыли вход и приподняли плиту, под ней… никого не обнаружили! Родственники впоследствии долго пытались отыскать, как им казалось, все еще живого солдата внутри пещер. Во время очередного поиска где-то под землей исчезла и убитая горем мать»
Во время Вто­рой мировой войны в «Силикатах» было обору­довано бомбоубежище.

В шестидесятых годах прошлого века, стали модными новые увлечения: спелеологии и диггер­ства, повлекшие интерес к Девятовским ка­меноломням. Энту­зиасты заново открывали для себя полуразру­шенные проходы, занимались кар­тографированием подземных систем, расчи­щали штреки, искали оставленные, забытые и потерянные предметы обихода шахтеров и прятавшихся в пещерах людей. Через некото­рое время слухи о подольских пещерах рас­ползлись по всей России. Меж­ду «старожилами» и «приезжими» спелео­логами развернулась настоящая война. До­ходило до того, что противников буквально выкуривали из штолен, разводя костры или взрывая на входах дымовые шашки. Во вре­мя одной такой «акции протеста» несколько человек так и не смогли выбраться из пещер, их нашли только когда осел и рассеялся дым, в пещерах нет вентиляции.
В конце вось­мидесятых местные власти взорвали все из­вестные входы в шахту. Однако один все же сохранился и в 1982 году под землей произо­шла очередная трагедия. На объекте «силика­ты» к тому времени работала группа спасате­лей Московского городского клуба туристов. Вот что рассказал об этом их руководитель Сергей Белоусов: - Братья Владимир и Андрей Рудаковы (фамилия изменена) заблудились в пещерах. Попытки найти выход были безуспешны, ребята запаниковали, потеряли счет време­ни. Запас батареек подходил к концу. Вероят­но, им думалось, что они провели под землей значительно больше времени, чем это было на самом деле. В какой-то момент им показа­лось, что они видят выступающие из потол­ка корни деревьев. (Это была галлюцинация, впоследствии выяснилось, что до поверхно­сти было около 30 метров.) Они решили с по­мощью топора и охотничьего ножа, которые у них были с собой, пробить вертикальный ход на поверхность. Найдя трещины в своде, они расшатывали и выворачивали глыбы извест­няка, периодически меняя друг друга. Так они пробили более трех с половиной метров вер­тикального лаза вверх.
Основательно расша­танная кровля обрушилась, когда старший, Владимир, работал в лазе, а Андрей оттаски­вал сброшенные вниз глыбы. Владимира за­валило целиком, а Андрея только слегка при­сыпало землей. Он вскоре выбрался, но ока­зался замурованным в штреке. Андрей отко­пал брата. Тот был еще жив, но в сознание не приходил и через несколько часов перестал дышать. Новых попыток выбраться Андрей не предпринимал. Наверное, это его и спас­ло, но он испытывал муки голода и жажды».
В начале 90-х годов вход был частично засыпан в связи с запланированным строи­тельством элитного дачного поселка. Однако очень скоро энтузиасты его откопали и сно­ва стали организовывать «заброски» - двух-трехдневные походы в «силикаты». Сегод­ня, общая протяженность систем около 11,7 км.
По сей день там на­ходятся штреки, прорубленные более 150 лет назад, кое-где остались рельсы, по которым передвигались вагонетки с породой, сохрани­лись подпирающие балки и многочисленные надписи, сделанные в разное время спелеоло­гами и искателями приключений.
Дальнейшие поиски в интернете преподнесли мне невероятный сюрприз - мне удалось отыскать любительскую схему ходов лабиринта каменоломен. Она впечатляет почище карты Острова сокровищ капитана Флинта! (см.фотогалерею). Глядя на нее, ощущаю, что нахожусь на пороге невероятного открытия...

_________________________________________________________________________________________________________________________________________-
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
 Вечерняя Москва. — М., 2011. — Вып. 27 октября — 2 ноября № 2 (25720). — С. 42—43. (недоступная ссылка с 24-10-2017 [441 день])
 Арефьева Т., Филимонова Т. Пещерный народец // Русский Репортёр. — 2009. — Вып. 40.
Головин С. Е., Булатов А. С., Сохин М. Ю. История вскрышных работ в подмосковье (1970-90 годы), практика поиска и вскрытия подземных полостей // Спелестологический Ежегодник РОСИ. — М., 1999.
 Гусаков С. Б. История подмосковного спелеоандеграунда // Спелестологический Ежегодник РОСИ. — М., 1999.
Заграевский, 2008, гл. 1, ч. 3.
 Звягинцев Л. И., Викторов А. М. Белый камень для подмосковья. — М.: Недра, 1989. — С. 113—115. — 118 с. — ISBN 5-247-00474-4.
 Кудряшов Н. Белый камень для белокаменной // Наука и жизнь. — М.: Пресса, 1998. — № 2. — С. 77—78.
 Долотов Ю. А. О длиннейших искусственных пещерах России. dolotov.narod.ru (личный сайт автора-спелестолога).
 Чернобров В. А. Энциклопедия загадочных мест. — 3-е изд. — М.: Вече, 2000.
Заграевский С. В. ГЛАВА 1: Организация добычи и обработки белого камня в Древней Руси // Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника / Науч. ред. Т. П. Тимофеева. — М.: Алев-В, 2008. — С. 191. — 1000 экз. — ISBN 5-94025-099-8.