Дворец Потала

Дворец Потала

Дворец Потала (Potala Palace) — самое гигантское архитектурное сооружение Тибета, было крепостью и резиденцией Далай-ламы, политическим центром власти в стране, и в то же время благодаря своему изобилию произведений искусства и сокровищ также впечатляющим свидетельством тибетской религиозности. 
Единство религии и власти в лице Далай-ламы воплощается здесь в совершенной форме. Будучи одновременно горной крепостью, дворец Потала отражает также тот факт, что в Тибете велись многочисленные войны, которые находились в кричащем противоречии с человеколюбивыми религиозными идеалами.   

 
Но у Поталы есть и другие функции: она не только крепость, резиденция и административный центр, но и монастырь, мавзолей и музей. Ее название выбрано не случайно: Поталой называлась легендарная гора в Индии, где родился Авалокитешвара, чьим земным воплощением считается в свою очередь Далай-лама.     


 История Потала
Этот красивый храмовый комплекс расположен в колоритной долине Лхаса на горе Марпо Ри. В Тибете он является одним из самых высоких монументальных сооружений. Согласно мифической легенде, в пещере на горе Марпо Ри занимался медитацией Сонгтсен Гэмпо (тибетский правитель в 7 веке н.э.). 
Позднее он решил построить на холме храмовый комплекс. Свое первоначальное обличье строение имело вплоть до 17 века. С помощью Далай-Ламы в 1648 г. храм был отреставрирован и немного реконструирован. Сегодня именно это строение могут увидеть путешественники, прибыв в Тибет. В постройке сооружения приняло участие около 7 тыс. работников и 1 000 художников.
Верховный глава Тибета в 1922 г. произвел ремонт залов и других культовых помещений в Белом дворце, также рабочие отреставрировали Красный Дворец. Это величайшее строение пострадало только один раз — в 1959 г. при вторжении китайцев.
Кроме того, храм остался в прекрасном состоянии и после разбоев хунвэйбинов, которые разрушили многие тибетские дворцы в 60-70 гг. 20 века. В храмовом комплексе Потала все экспонаты и святилища в это время остались целы.
Когда-то в замке обучали администраторов и религиозных наставников. В Белом Дворце находятся небольшие часовни, которые ценятся за свою сохранность и священность.
 
 
Общая информация
Сооружение длиной 320 м и высотой 110 м, вокруг которого парят орлы, делится на Белый и Красный дворцы. Белый дворец Потала с обороноспособным цоколем в своем нынешнем виде возник при 5-м Далай-ламе начиная с 1645 г. при участии большого числа крепостных работников. От более древней крепости, существовавшей на этой горе со времен Сонгцена Гампо (VII в.) практически ничего не осталось - хотя легенда гласит, что реликтами того времени являются пещера для медитаций (см. ниже) и зал Пхагпа. 
Белый дворец содержит помещения, выполняющие сугубо практические функции, в том числе спальные покои, рабочие кабинеты и зал для аудиенций Далай-ламы. Кроме того, здесь расположены монастырский тракт, административные помещения и склады. Важнейшие святыни находятся в Красном Дворце, возведенном при регенте 6-го Далай-ламы до 1694 г. С тех пор внешний облик Поталы почти не изменился.
 
Осмотр
Главный вход во дворец Потала, через который следуют паломники, ведет вверх по той стороне крепостной горы (так называемой Красной Горы), которая обращена к Старому городу, в восточную часть Белого дворца. Туристов в рамках забронированной программы везут по дороге с запада до северной стороны Красного дворца, чтобы они вошли в святая святых, так сказать, через заднюю дверь. 
Оттуда надо двигаться по маршруту осмотра, ведущего ко всем важным помещениям с необычайно большим числом великолепных предметов искусства.
 

 Белый Дворец
Храм Поталы состоит из Белого и Красного дворца. В Белом дворце можно увидеть комнаты монахов Верховного главы Тибета, Солнечный и Большой восточный Павильоны.
Стоит отметить, что Солнечный Павильон состоит из восточной и западной части. В западной части расположились комнаты тринадцатого Верховного главы Тибета, а в восточной — комнаты четырнадцатого Далай-Ламы. Туристы смогут увидеть в Солнечном Павильоне парчовые одеяла, приборы для чая из яшмы и золота, фарфоровые скульптуры, статуи Будды Шакьямуни и многое другое.
Большой восточный Павильон является самым большим в Белом дворце. Именно здесь проходили культурные торжества и политические встречи. Стены Большого восточного павильона украшают фрески на темы: «история жизни принцессы», «как обезьяна превратилась в человека». В центре большого Павильона стоит большая статуя Далай- Ламы.

Красный Дворец
В Красном Дворце читали молитвы во имя Будды Шакьямуни монахи Далай-Ламы. Здесь можно увидеть много павильонов с мемориальными святилищами и другие необычные комнаты.
Красный Дворец имеет восемь святилищ, среди которых стоит выделить комнаты тринадцатого Далай-Ламы и пятого Верховного главы Тибета. Их внешний вид просто удивляет. Они настолько большие и роскошные, что любой турист точно запомнит мемориальные святилища в Потале на всю жизнь. Ступа пятого Далай-Ламы имеет высоту более четырнадцати метров (пятиэтажный дом). Она полностью сделана из настоящего золота. Одни только тибетские мемориальные святилища являются большой частью мирового богатства.
Ступа тринадцатого Далай-Ламы возвышается в высоту около 14 м. Она была построена в 1934 г.
  
 
Большой западный зал
Центром Красного дворца является Большой западный зал, зал интронизации. Его стены украшены росписями с эпизодами из жизни Далай-лам, тибетских царей и воплощений бодхисаттвы Авалокитешвары. Четыре помещения, окружающих западный зал, можно, исходя из их религиозного смысла, рассматривать как историю тибетского буддизма: зал Падмасамбхавы повествует о его истоках; он посвящен тому индийскому святому, который прибыл в Тибет в VIII в., подчинил себе демонов местной религии и поручил им отныне стоять на страже буддизма. Следующее помещение - зал реформатора Цонгкхапы, чей наследник впоследствии стал 1-м Далай-ламой. 
Ему и четырем его последующим инкарнациям посвящено третье помещение. Четвертое же таит в себе надгробные ступы с телами 5-го, 10-го и 12-го Далай-лам. Речь идет о 14-метровых, обильно позолоченных и украшенных драгоценными камнями пагодах с реликвиями. Центральная ступа 5-го Далай-ламы - самое роскошное украшение Поталы. В подобных ларцах в Красном дворце покоятся смертные оболочки восьми тибетских царей-жрецов. Снаружи их точное местоположение показывают позолоченные крыши Красного дворца.
 


Верхний этаж
По лестницам на северо-востоке западного зала можно через промежуточный этаж со стенными росписями, которые, среди прочего, изображают строительство Поталы, попасть на верхний этаж с другими значительными залами и замечательными изображениями. Здесь в северо-восточном углу находится также зал для медитации царя Сонгцена Гампо. 
Это помещение с макетами скал, оформленное как грот, восходит ко времени основания Лхасы и истокам дворца Поталы, а также вообще тибетского буддизма. Пластически царь изображен между тридцативосьмируким Авалокитешварой и 5-м Далай-ламой; далее видны статуи жен Сонгцена Гампо, Падмасамбхавы и других персон.
 
Зал Пхагпа
Кольцевой коридор ведет дальше к залу мирных и гневных богов, а также к двум залам, полным множества ценных металлических жертвенных даров. Над ними находится зал Пхагпа. У левого входа в него видны отпечатки ног и рук, якобы оставленных Падмасамбхавой, Цонгкхапой и 12-м Далай-ламой. Главными статуями в помещении выступают три статуи Авалокитешвары из сандалового дерева, которые якобы вышли как натуральные образования из расколотого древесного ствола; поэтому верующие видят в этих фигурах манифестацию потустороннего, и соответственно велико оказываемое им почитание.
 
Ступа 13-го Далай-ламы и частные покои
Если идти налево, то можно дойти до надгробной ступы 13-го Далай-ламы, скончавшегося в 1933 г. Далее следуют частные покои 6-го Далай-ламы, жизнелюбивого человека, который не подчинялся монашеским обетам и впоследствии предположительно был убит. В этом помещении сегодня почитают Амитаюса, Будду долголетия. Лестница ведет на мансардный этаж с залом Майтрейи, в котором стоит трон 8-го Далай-ламы. 
С платформы крыши открывается красивый вид на город. Далее кольцевой коридор ведет к частным покоям 13-го и 14-го (нынешнего) Далай-ламы. С тех пор как последний в 1959 г. бежал из Тибета, отведенные ему помещения практически сохранили первоначальный вид. Через двор и чрезвычайно роскошные порталы можно пройти к ведущей вверх лестнице на южной стороне дворца и спуститься вниз, в город. Время работы: ежедн. 9.30-12.00, 15.00-17.00.

  


ИСТОРИЯ ТИБЕТА
Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры — Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически изолирован от них. Нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским, можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов. Тем не менее все исторические свидетельства начинаются с времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.
По данным палеопротеомики, к денисовскому человеку был близок живший 160 тыс. лет назад обитатель[en] карстовой пещеры Байшия (Baishiya Karst Cave), находящейся в уезде Сяхэ (Ганьсу).
Возраст самых древних артефактов, найденных на территории Тибета (Тингри), датируется в 50 тыс. лет, и они представлены каменными рубилами и скребками. В центральной части нагорья на высоте 4,6 тыс. метров в Нвия Деву (Nwya Devu) люди жили 30—40 тыс. лет назад. Следующие свидетельства о проживании людей в Тибете относятся к 3000-2000 годам до н. э.
Неолит датируется VI веком до н. э. и представлен керамикой, следами скотоводства и мотыжного земледелия (Каруй — близ Чамду). Культура Чойгун маркирует собой начало бронзового века.
На плато Чангтан были найдены доисторические укрепления на холмах железного века и погребения, но пока нет убедительного объяснения их происхождения. Согласно тибетским текстам, изначально тут располагалась страна Шангшунг, от которой началась религия бон.
 
Ранний исторический период
В конце VI — начале VII века так называемая Ярлунгская династия тибетских царей постепенно подчинила себе соседние племена и создала царство Тубо. Период Ярлунгской династии слабо освещён в литературе. Династическая хронология вызывает споры.
Между тибетскими правителями и танским Китаем были заключены династические браки, благодаря им, а также благодаря неофициальным обменам между населением Китая и Тибета политические, хозяйственные и культурные связи внутреннего Китая с Тибетом получили дальнейшее развитие. Во второй половине IX-го века царство Тубо пришло в упадок. В тибетской истории предшествовавший этому период называется периодом правления «гамбо», а последующие 300 лет — периодом раскола. В период раскола в силу вошли местные родовые правители, враждовавшие друг с другом. В Китае это время также было смутным (Эпоха «пяти Династий и Десяти царств» и последующая династия Сун), когда в стране то и дело менялась власть и шли нескончаемые войны. В середине XIII века Тибет попал в зависимость от Монгольской империи. После того, как Китай вышел из состава Монгольской империи, китайская империя Мин безуспешно требовала от Тибета установить порядок назначения высших тибетских религиозных вождей и районной администрации.
 


Легендарное происхождение Тибета
Согласно некоторым тибетским историческим сочинениям, начало тибетскому народу положил бодхисаттва Авалокитешвара в облике обезьяны, вступивший в брак с горной демоницей, чтобы укротить её жестокий нрав. Потомками этого союза были первые тибетцы.
Первый царь Тибета Ньяти-цэнпо (Gnya'-khri-btsan-po) спустился с неба или прибыл из Индии и почитался как божество. Он всё время поддерживал контакт с небом с помощью верёвки и не умер, а вернулся по верёвке на небо. Легендарный царь Дигум-цэнпо (Dri-gum-brtsan-po) спровоцировал своего конюха на драку, во время которой его небесный шнурок оборвался, и он был убит. Дигум-цэнпо и все последующие цари умирали как обычные люди, и их кремировали.
В правление Лхатотори Ньянцэна (Lha tho-tho-ti gnyan-btsan) с небес упали священные тексты tsinta ma ni’i gzungs («Чинтамани-дхарани») и spang bkong phyag rgya ma. В Синей Летописи указано, что, возможно, это было придумано для бонцев, которые почитали священное небо, а на самом деле тексты были привезены Буддхаракшитой (Лосэмцо) и переводчиком Литэсэ.
 
Более детально тибетская история известна c VII по XI век, когда империя распространялась от Бенгалии (и Индийского океана) на юге до Монголии на севере. В период максимального могущества в империю входила также территория, которую занимают сейчас Бангладеш, Ассам, Бутан, Аракан[источник не указан 571 день].
Тибетцы противостояли в большей степени Китаю, чем Индии.
 
Первое упоминание в истории
Первое упоминание Тибета в истории можно встретить в «Географии» Клавдия Птолемея под названием βαται, в греческой транскрипции названы как Bod. Следующее упоминание Тибета встречается в китайских текстах, как Фа 發. Первая запись в истории Тибета, получившая подтверждение и из других источников о царе Намри Сонгцене (Gnam-ri-slong-rtsan), пославшем посла в Китай в начале седьмого столетия (Beckwith, C. Uni. of Indiana Diss. 1977).
  
  
ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ
Тибе́тский будди́зм (ранее также некорр. ламаи́зм) — направление в буддизме, характерное для Тибета (c прилегающими областями Гималаев), Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тувы и ряда других регионов.
Тибетский буддизм — комплекс учений и медитативных техник[неизвестный термин] традиции Махаяны, включая Ваджраяну.
Характерной чертой традиционного тибетского буддизма непосредственно в Тибете (и отчасти в других регионах) является передача буддийского учения, духовной и светской власти в рамках традиции «перерождений» (тулку) видных буддийских деятелей. В своём развитии данная идея привела к объединению духовной и светской власти в институте Далай-лам.
 
Проникновение буддизма в Тибет
Первыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, были цяны, жившие на территориях, в настоящее время входящих в юго-западные провинции Китая. Это произошло в конце IV века н. э., что, однако, не оказало влияния собственно на Тибет.
В первой половине VII века состоялись первые контакты Тибета с буддизмом махаянской традиции, пришедшим из Хотана (южной части бассейна реки Тарим в Восточном Туркестане). Эти события происходили во время правления царя Сонгцен Гампо (627—649), который правил в центральном и восточном Тибете, в Шанг-Шунге (Западный Тибет), в северной части Мьянмы (Бирмы) и некоторое время — в Непале[источник не указан 895 дней]. Он женился на китайской и непальской принцессах, привёзших с собой изображения Будды, а также астрологические и медицинские тексты тех традиций, которым следовали. Царь направил в Кашмир миссию с целью разработки более совершенной системы тибетской письменности; существовавшее в Тибете письмо было заимствовано из Шанг-Шунга, и также испытало некоторое влияние хотанской письменности[источник не указан 895 дней]. В это же время начали переводить с санскрита буддийские тексты, однако работы не имели большого масштаба.
Между этим периодом и известным диспутом в монастыре Самъе в конце VIII века, когда во время правления царя Трисонг Децена было принято решение, что в Тибете будет принята не китайская (в форме Чань), а индийская форма буддизма, состоялись контакты с другими буддийскими традициями. В это время владычество Тибета распространялось на государства-оазисы пустынь Восточного Туркестана, контакты с буддизмом в Западном Туркестане простирались до Самарканда. Именно царь Трисонг Децен завоевал и в течение короткого времени удерживал китайскую столицу Чанъань[источник не указан 895 дней]. Хотя на этом диспуте китайский буддизм был отвергнут, некоторое влияние традиции Чань можно обнаружить в тех школах тибетского буддизма, которые говорят о двух типах верующих: о тех, кто достигает всего сразу, и о тех, кто проходит путь постепенно[источник не указан 895 дней]. Первая школа напоминает учение Чань о стремительном просветлении, однако в Тибете оно интерпретируется совершенно по-другому.
 
Добуддийская тибетская религия бон достигла расцвета в царстве Шанг-Шунг[источник не указан 895 дней]. Самый западный район её распространения — Тазик[источник не указан 895 дней]. Трудно сказать, расположен ли Тазик на территории современного Таджикистана. Эту религию не следует отождествлять с распространенным в Центральной Азии шаманизмом, хотя они и имеют общие черты. В тибетском буддизме присутствует некоторое влияние шаманизма, преимущественно в таких ритуалах, как привязывание к деревьям молитвенных флагов, выполнение всевозможных обрядов с целью умилостивить духов, хранителей горных перевалов и т. д. Бон существует и в наши дни и, хотя сильно обогатился элементами буддизма, остаётся отдельной религией[источник не указан 895 дней]. В этой традиции используются другие терминология и названия священных образов, однако основные техники имеют очень много общего с буддийскими техниками, развившимися на основе первой волны распространения буддизма в Тибете.
 
Первая волна буддизма пришла в Тибет преимущественно благодаря усилиям Падмасамбхавы[источник не указан 895 дней], или Гуру Ринпоче, как он стал известен среди тибетцев. Он положил начало традиции Ньингма («старая школа»).
В середине IX века имели место сильные гонения на буддизм, и традиция Ньингма продолжала существовать в основном тайно; многие тексты были спрятаны в пещерах и были обнаружены лишь спустя несколько столетий.
В Киргизии были обнаружены руины буддийских монастырей, датируемые VI—X веками. Неясно, принадлежат ли они традиции западных тюрков или уйгуров, а также сколь велико было здесь влияние Тибета. В долинах рек Или и Чу, расположенных в районе озера Иссык-Куль, найдено множество наскальных буддийских надписей на тибетском языке, датируемых этим и более поздним периодами, что свидетельствует о присутствии тибетской буддийской культуры в этих районах.

После наступления более благоприятного времени, начиная приблизительно с X века, из Индии пригласили новых учителей и в Тибет пришла другая волна буддизма. Она известна как период «новых переводов», когда получили развитие четыре главные традиции (школы): Сакья, Кагью, Джонанг и Кадам. В XIV веке традиция Кадам была преобразована в Новую Кадам, или Гелуг.
  
  Развитие школ тибетского буддизма
Монастырь Сакья был основан в 1073 году Контаном Кончок Гьялпо (1034—1102), что сделало эту традицию первой в линии Сарма. Ученик Миларепы (1040—1123) Гампопа (1079—1153) позже основал Горный Монастырь Гампо в 1121 году, давая начало традиции Кагью. Затем, в 1294 году Кунпанг Чодже Цондру (1243—1313), прибывший в Джомонанг, дал начало традиции Джонанг. Более века спустя, в 1407 году, Дже Цонкапа (1357—1419) дал иное толкование существовавшей школе Кадам и основал монастырь Ганден в Центральном Тибете, положив начало школе Гелуг.
Традиция Сакья идёт от великого индийского мастера Вирупы. В традиции Кагью существуют две главные линии. Дагпо Кагью развилась из линии Тилопы, Наропы, Марпы, Миларепы и Гампопы. Она подразделяется на 12 линий, одна из них — Карма Кагью, главой которой традиционно является Кармапа. Наиболее важными из этих 12 линий являются Друкпа Кагью, Дрикунг Кагью и Таглунг Кагью. Вторая главная линия Кагью, Шангпа Кагью, восходит к индийскому учителю Кхьюнгпо Налжор. Традиция Джонанг восходит к индийскому мастеру Соманатхе, а Кадам — к индийскому мастеру Атише, который прежде чем отправиться в Тибет, совершил путешествие в Индонезию с целью возрождения некоторых линий Махаяны, попавших туда из Индии.
Традиция Новая Кадам, или Гелуг, была основана Цонкапой. Одной из величайших фигур в тибетском буддизме является Далай-лама; Далай-лама I был учеником Цонкапы. Когда его III-е «воплощение» прибыло в Монголию, ему присвоили титул «Далай», по-монгольски «океан», а предыдущие его рождения были задним числом признаны Далай-ламами I и II. Далай-лама IV родился в Монголии; Далай-лама V объединил весь Тибет и стал не только духовным, но и политическим лидером. Неверно полагать, что Далай-лама является главой традиции Гелуг; её возглавляет Ганден Трипа. Далай-лама является покровителем всего тибетского буддизма. Панчен-лама I был одним из учителей Далай-ламы V. В последующем тот из них, кто старше, становится учителем, кто моложе — учеником.
 
Сопоставление школ тибетского буддизма
Анализируя пять традиций тибетского буддизма, мы приходим к выводу, что все они следуют учениям Индии как своей первоначальной основе. Все они изучают философские догматы четырёх буддийских традиций Индии, рассматривая это как путь к достижению все более тонкого понимания реальности. 
В этом отношении они все признавали, что наиболее совершенной является Мадхьямика. Все они соблюдают традицию проведения диспутов, широко распространённую в индийских монастырях, а также традицию великих созерцателей Индии, махасиддх. Все они следуют объединённому пути сутры и тантр, которые являются общей махаянской основой этих учений. Общей для них является и традиция монашеских обетов; это традиция хинаянской школы Муласарвастивада, развившаяся из Сарвастивады и незначительно отличающаяся от распространенной в Юго-Восточной Азии и Китае традиции Тхеравады. 
В Тибете не получила распространения традиция полностью посвящённых монахинь, хотя в тибетских монастырях существовал институт послушниц. Приблизительно 85 % монашеских обетов не отличаются от обетов других традиций. Однако незначительные различия существуют. Одежда монахов тёмно-бордового цвета, а рубашки не имеют рукавов. Буддийские тексты переводились на тибетский язык главным образом с санскрита, лишь некоторые были переведены с китайского, в случае, когда был утерян санскритский подлинник.
 
Тексты хранятся в двух главных собраниях: Кангьюр (Ганджур), объединяющий подлинные слова Будды, и Тенгьюр (Танджур), в котором собраны комментарии. Это самый крупный корпус буддийской канонической литературы, содержащий наиболее полное изложение индийской буддийской традиции, что особенно ценно, так как начиная с XII-XIII веков буддизм в Индии потерял влияние в результате тюркских вторжений из Афганистана. 
Большинство утраченных санскритских подлинников сохранилось исключительно в тибетских переводах. Великий вклад тибетцев в буддизм состоит в дальнейшем развитии его организации и методов обучения. Тибетцы разработали способы раскрытия всех основных текстов, системы толкования и обучения.
  

______________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
World Heritage Committee Inscribes 31 New Sites on the World Heritage List. UNESCO 
 Stein, R. A. Tibetan Civilization (1962) / Faber & Faber. — 1 изд.. — Лондон: Stanford University Press, 1972. — P. 206.
 Karmay, Samten C. The Great Fifth. — 2005. — P. 1. 
The Potala Palace (sacredsites.com)
UNESCO: Potala Palace
Flickr: Photos tagged with potala, photos likely of Potala Palace
Ли Цинси. Традиционная архитектура Китая. — Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2002. — С. 21—49. — (Основные сведения о Китае). — ISBN 7-80113-827-9.
Китайские памятники мирового наследия. — Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2003. — С. 18—27. — ISBN 7508502272.
Достопримечательности Китая.
China Central Television, The Palace Museum. Gugong: "XI. Flight of the National Treasures" [Documentary]. China: CCTV.
Stein, R. A. 1962. Tibetan Civilization. First published in French. English translation by J. E. Stapelton Driver. Reprint: Stanford University Press (with minor revisions from 1977 Faber & Faber edition), 1995. ISBN 0-8047-0806-1 (hbk); ISBN 0-8047-0901-7 (sbk).
Yeshe De Project. 1986. ANCIENT TIBET: Research Materials from The Yeshe De Project. Dharma Publishing. Berkeley. ISBN 0-89800-146-3
Козлов П. К. Тибет и Далай-лама, Петербург: 1920
Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации. С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010
Кузьмин С. Л. Тибетское государство: исторические факты и международное право. — Eurasia: statum et legem (Евразия: государство и право), № 1(4), 2015, с. 148—157
Кычанов Е. И., Мельниченко Б. Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней — М.: Вост. лит., 2005—351 с. — ISBN 5-02-018365-2
Ефимов Е. Г. К вопросу о результатах миссии Дж. Болгя в Тибете (1774—1775 ГОДЫ) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2006. № 11. С. 146—149.
Дмитриев С. В., Кузьмин С. Л. Что такое Китай? Срединное государство в историческом мифе и реальной политике. // Восток (Oriens), № 3, 2012, с.5-19.
Дмитриев С. В., Кузьмин С. Л. Империя Цин как Китай: анатомия исторического мифа // Восток (Oriens), № 1, 2014, с. 5-17.

 

 

ВложениеРазмер
dvorets-potala (1).jpg573.31 КБ
dvorets-potala (3).jpg249.18 КБ
dvorets-potala (4).jpg75.37 КБ
dvorets-potala (5).jpg193.54 КБ
dvorets-potala (6).jpg364.37 КБ

Комментарии

Отправить комментарий