Город Палех

Палех назван в честь князей Палеуских, правивших городом долгие годы. Правители вышли из рода Стародубских. Занести информацию о своих владениях в летописи князья не потрудились. Первые упоминания о г Палехе датированы 17-ым столетием.
В это время  земли уже были отданы царем Михаилом Романовым стольнику Ивану Бутурлину. Звание не связано с деньгами, как кажется сейчас. На Руси стольником звали низшие придворные чины, изначально, — прислуживавшие за столом во дворце. Позже, во времена Бутурлина, так стали именовать любых служащих царя.
 

 

                                  Жар-птица  - флаг города Палех                                                                       


При новом правители Палехское княжество стало центром иконописи. Сейчас техника, разработанная жителями города, связана уже не только с религиозным культом. В Палехе расписывают шкатулки, мебель, портсигары. Палехская роспись высоко ценится, материалом для неё служит темпера.

Это краски, полученные при смешении сухих пигментов. Раньше такие красители добывали из натурального сырья. Сурьму, к примеру, перерабатывали в оранжевый порошок. Другие цвета тоже получали из минералов и растений. Сейчас мастера Палеха используют и синтетические аналоги природных пигментов.
 
В палеховскую темперу всегда включается золото.  Состав делают на основе яичной эмульсии. Эта хитрость позволяет темпере быстро высыхать, в отличие от федоскинских образцов. Еще один плюс – возможность накладывать несколько слоев, делая сложные, многогранные узоры. Классическая темпера растворяется, если покрыть ее заново.
 
Накладываются краски на лак, которым обработаны деревянные изделия. Фон обычно делают черным, синим или красным. Технику лаковой миниатюры осваивают в художественном училище. Оно носит имя Максима Горького и расположено на улице Шуйской.

Ознакомится с древним ремеслом можно и на фабрике лаковой миниатюры. В помещение впускают экскурсионные группы и даже одиночных путников. Изделия предприятия приобретали для частных коллекций и общественных музеев испанцы, японцы, бельгийцы, американцы.

Рокуэль Кент даже оставил запись в книге для гостей государственного музея искусства Палеха: — «Творения мастеров этого города заслуживают быть среди величайших работ всех времен». Кент — знаменитый художник из США, его мнение имеет вес в творческих кругах.
 

                                                     церковь Взыскание погибших                                                 


Достопримечательности Палеха
Город Палех включен в Золотое кольцо России. И это притом, что современный населенный пункт даже не является городом. Палех 21-го века – это село. Находится оно недалеко от города Иваново, соответственно в Ивановской области. Население культурного центра всего пять с небольшим тысяч человек.

Среди них уже нет Ивана Голикова. Именно этот талантливый художник видоизменил иконописную технику в начале 20-го века, когда религия стала «запретным» плодом.

Иконы мастеров Палеха перестали пользоваться спросом, и Голиков основал артель древней живописи. В ней Голиков учил иконописцев применять свои навыки на пудреницах, шкатулка, украшениях.
В селе сохранился дом Ивана Ивановича. В одноэтажном деревянном доме по улице Ленина сохранено убранство, устроенное самим художником при его жизни. Снаружи здание так же не претерпевало изменений с 1928-го года, когда было построено. В дом можно зайти. С 1968-го года он стал музеем.
В культурном центре сохранены семейные вотчины и еще нескольких известных художников, знатоков темперной живописи.

На улице Демьяна Бедного функционирует музей Павла Корина.                                                    


Он лауреат ленинской и государственной премий, народный художник и академик живописи. Павел Дмитриевич сам завещал свой дом родному селу. Еще при жизни творец трепетно поддерживал жилище в порядке, создавал экспозиции, собирал архивные документы.
 
Усадьба Дыдыкиных – свидетельство жизни творчески одаренного рода, в котором все владели искусством художественной миниатюры, выполненной темперой. Дом стоит на улице Ленина в центре населенного пункта.

Сохранен и одноэтажное жилище Зиновьева. Он слыл лучшим иконописцем области. При советской власти отказался от религиозной живописи, но не прекратил творить. Из-под рук героя социалистического труда вышли ларцы, футляры для очков, украшения, хранящиеся не только в российских, но и западных музеях.

 
В небольшом селе когда-то было 16 храмов. Десять церквей сохранились и сейчас. Среди них есть здание стилистики, крайне редко применявшейся при строительстве приходов. Крестовоздвиженский храм – представитель направления нарышкинского барокко. Здание построено в 1762-ом году.
 
Церковь Ильи Пророка размещена на холме посреди села. Храм расписан лучшими мастерами Палеха еще в 17-ом столетии. Свято-Знаменская церковь известна тем, что два века в ней ни на секунду не гасли лампады.    

Своеобразный вечный огонь не угас и при власти советов. Святое место не разграбили. Из всех религиозных памятников Ивановской области она сохранилась лучше всего.
 Полюбоваться стоит и на часовню Александра Невского. Ее разрушили в 1930-е годы. В 2006-ом памятник восстановили на прежнем месте, сохранив мельчайшие особенности первоисточника.

В Палехе можно вдыхать кристально чистый воздух. В селе не работает ни один завод. Существовавшие раньше кирпичный завод, строчевышивальное предприятие, льняная фабрика и овощещушильный завод давно закрыты. На улицах среди зелени поют птицы.

Кстати, на гербе населенного пункта тоже изображена птица. Жар-птицы нарисована в классических цветах художественной миниатюры. На черном фоне красуется золотистое оперение героини русских сказок.
 
  
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО ГОРОД
Па́лех — посёлок городского типа (с 1927 года), административный центр Палехского района Ивановской области. Палех — центр русского народного промысла лаковой палехской росписи. Посёлок входит в перечень исторических городов России.
 

География 
Расположен на автодороге Иваново — Нижний Новгород к юго-востоку от Иваново и в 30 км к востоку от города Шуи. Через посёлок протекает река Палешка.


История 
Название Палех относится предположительно к гидрониму из недошедших до нас финно-угорских (меря) языков IX века, либо ранее. Предположительно, с XIII (в составе Стародубского княжества) по XV век село принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. Было центром удельного Палецкого княжества. Первое упоминание о Палехе относится к первой половине XVII века (писцовая книга 1645 года). Данные свидетельствуют, что по тем временам Палех уже был довольно большим селом.

В 1628 году Палех был пожалован Ивану Матвеевичу Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево». Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года.

В 1762—1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков.

В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». С 1924 года — Палехская артель древней живописи, с 1932 года — Палехское товарищество художников, с 1953 года — художественно-производственные мастерские.

Статус посёлка городского типа — с 1947 года.

До 2010 года Палех имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства Культуры РФ от 29 июля 2010 г. № 418/339 посёлок был этого статуса лишён.
 
Экономика 
В посёлке нет крупных промышленных предприятий. Прекратили своё существование строчевышивальная фабрика, льнозавод, молокозавод, кирпичный завод, овощесушильный завод и др. Ликвидирована общественная баня. Дорожная районная сеть находится в плохом состоянии.

Один из центров художественных промыслов (лаковая миниатюра, получившая название палехской, иконопись).


Культура, достопримечательности 
Работает художественное училище. Среди достопримечательностей посёлка:
Государственный музей палехского искусства.
Дом-музей Павла Корина.
Музей-мастерская народного художника России Николая Голикова.
Дом-музей Ивана Голикова — основоположника искусства Палеха.
Музей-мастерская скульптора Николая Дыдыкина.
Крестовоздвиженская церковь с шатровой колокольней, XVIII век; резной иконостас, росписи ярославских мастеров, 1807.
Ильинская церковь с древним погостом.
Дом Ивана Михайловича Баканова.
Дом Ивана Петровича Вакурова.
Дом Михаила Петровича Вакурова.
Дом братьев Солониных.
В Палехе в конце 1980-х годов образовалась группа «Сейф».
 
О культурной жизни Палеха середины 1930-х годов писал в романе «Созревание плодов» Борис Пильняк.
 
  
ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ                                          город Палех                         

Па́лехская миниатю́ра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.
Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются Иван Голиков и Александр Глазунов, в московской мастерской которого Иван Голиков написал первую работу в так называемом палехском стиле. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

5 декабря 1924 года семеро палехских художников Иван Голиков, Иван Маркичев, Иван Баканов, Иван Зубков, Александр Зубков, Александр Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники Иван Вакуров, Дмитрий Буторин, Николай Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.
 
Обучение палехской миниатюре 
В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось пять лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до четырёх лет.
 
Особенности 
Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Ряд композиций опирается на традиции классического искусства. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.
   

МУЗЕЙ ПАЛЕХСКОГО ИСКУССТВА                                     город Палех                                                             

Госуда́рственный музе́й па́лехского иску́сства — музей русского народного искусства палехской миниатюры, расположенный в посёлке Палех Ивановской области, Россия.
В октябре 1931 года по совету Максима Горького искусствовед Анатолий Бакушинский в письме в Народный комиссариат просвещения РСФСР рекомендовал организовать в Палехе художественный музей. Постановление об этом было принято 8 мая 1934 года. 13 марта 1935 года, через 10 лет после основания Артели древней живописи состоялось открытие музея. В 1936 году коллекция музея была пополнена иконами Крестовоздвиженского храма Палеха.
В дар музею приносили произведения из своих собраний Якуб Ганецкий и Ефим Вихрев. Коллекции музея постоянно пополнялись произведениями ведущих художников Палеха.
29 августа 2014 года Музей палехского искусства получил новое здание, в котором разместилась коллекция икон, поскольку старое здание могло экспонировать лишь 13 % всех работ.
Собрание музея насчитывает более 10 тысяч экспонатов, среди которых более 3000 русских икон, включая иконы XIV—XVI веков, более 7000 лаковых миниатюр, работы итальянских, голландских, фламандских, немецких художников XVI—XIX веков, а также живописные полотна художников Палеха.
Палехская миниатюра представлена такими мастерами, как Иван Голиков, Иван Маркичев, Иван Баканов, Иван Зубков, Александр Зубков, Александр Котухин, Иван Вакуров, Дмитрий Буторин, Николай Зиновьев.

Художественный музей располагает библиотечно-информационным центром, который содержит более 8 тысяч книг. Филиалами художественного музея являются дом-музей Павла Корина, музей-мастерская Николая Дыдыкина в деревне Дягилево, дом-музей Ивана Голикова, музей-усадьба Николая Зиновьева.
Музей открыт с 10:00 до 17:00 ежедневно, кроме понедельника. Санитарный день – последняя пятница каждого месяца. С 01.01.2012 взрослый билет стоит 40 рублей, для детей и студентов — 20 рублей.
                                                                 город Палех                                                                            


 ИСТОРИЯ МУЗЕЯ И КОЛЛЕКЦИЙ
История создания музейных коллекций

 Алексей Максимович Горький, с заинтересованностью следивший за развитием лакового промысла в Палехе, советовал художникам хранить лучшие работы. В Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции. В октябре 1931 г.  профессор искусствоведения Анатолий Васильевич Бакушинский, по совету А.М. Горького, направил письмо в  Народный Комиссариат Просвещения, в котором он поставил вопрос об организации в Палехе художественного музея. Восьмого мая 1934 года Совет народных комиссаров принял постановление об организации «Музея древней живописи» в п. Палех, который ещё до открытия  переименовали в Государственный музей Палехского искусства. 13 марта 1935 года, в дни празднования 10-летия Артели древней живописи состоялось  открытие музея. 

  Музей создавался при активном участии художников Палеха. Многие из них подарили музею свои  рисунки, эскизы к театральным постановкам. В первой музейной экспозиции было представлено немногим более 540 экспонатов, в основном произведения лаковой миниатюры.  Буквально через 10 дней после открытия музея Ефим Фёдорович Вихрев передал в дар 82 произведения. Яков Станиславович Ганецкий – видный деятель польского и русского революционного движения, бывший  членом коллегии Наркомвнешторга, подарил несколько фарфоровых тарелок, среди которых  «Строительство РСФСР» А.В.Котухина, «Смычка города с деревней» И.В.Маркичева, «И за борт её бросает» И.М.Баканова.                                                 палехская роспись                                                   

  Велика роль в создании музейной  коллекции первого директора ГМПИ Германа Васильевича Жидкова, возглавлявшего его до 1937 г. При нём коллекция составила 1500 единиц. В эти годы в музей поступило большое количество работ на пушкинскую тему, выполненных художниками Палеха по совету Германа Васильевича. Лучшие среди них – пластина «Сказка о рыбаке и рыбке» И.И.Зубкова, шкатулка «Сказка о золотом петушке» И.М.Баканова, ларец «Сказка о царе Салтане» А.В.Котухина, «Бесы» И.П.Вакурова.

  Государственный музей Палехского искусства создавался не только как хранилище уникальных работ местных мастеров, но и как культурный центр, в котором провинциальные художники могли бы познакомиться с подлинными произведениями русской и западноевропейской живописи. В этом Г.В.Жидков видел одну из главных задач палехского музея. При нём в музейной коллекции появились работы известных русских художников, а также картины итальянских, голландских, фламандских, немецких мастеров XVI-XIX в.в. 

  Понимая необходимость   изучения истоков палехской лаковой миниатюры, т.е. древнерусской живописи, а также руководствуясь целью сохранить главную палехскую святыню – Крестовоздвиженский храм, художники Палеха поставили вопрос перед Наркомпросом РСФСР о включении храма в экспозицию музея.  Весной 1936 года имущество Крестовоздвиженского храма, в том числе и древние иконы,  было передано Государственному музею Палехского искусства. Коллекция древнерусской живописи быстро пополнялась за счёт имущества закрываемых на территории Палехского района храмов, а также в результате многочисленных научных экспедиций, организованных сотрудниками музея по Ивановской области. Отдел «Старый Палех» находился в Крестовоздвиженском храме до 1992 года. С 5 декабря 2014 года  экспозиция древнерусской живописи расположена в новом здании музея.

  «Палех – село-академия народная» - так охарактеризовал Палех в 1863 году Георгий Дмитриевич Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время.  Основная цель всех музейных экспозиций - представить Палех как уникальный центр провинциальной культуры, показать истинное значение человека, живущего в сельской глубинке, его творческую натуру, его духовность, верность нравственным идеалам.

  


Где находится Палех, как доехать:
Поселок Палех расположен в Ивановской области в 32 километрах от города Шуи, в которой находится ближайшая ж/д станция. 
Расстояние от Палеха до Иванова равно 64 километрам. 
Палех стоит на шоссе, связывающем города Иваново и Нижний Новгород. На автобусе в Палех можно приехать с Ивановского автовокзала и с автостанции города Шуи. 
Из Иванова автобус также следует через Шую. 
Есть до поселка автобус и с Московского автовокзала (м. Щелковская). Время в пути - 8 часов.  
   
   
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://палехский-район.рф/
Лавров Д. Е. Античные влияния в произведениях палехской лаковой миниатюры // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. — С. 721—724. — ISSN 2312—2129
Солонин, П. Н. Здравствуй, Палех! Лирические этюды о мастерах русских лаков из маленького посёлка срединной России. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1974. — 168 с. — 25 000 экз.
 Жидков Г. В.  Пушкин в искусстве Палеха. — М.; Л.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1937. — 168 с. — 5000 экз.
Каким был Палех — История Палеха из частных и музейных фотоархивов
Палех — статья из Большой советской энциклопедии. 
Музей лаковой миниатюры
http://oldphoto.artpalekh.ru
Кудрявцев Ф. Ф. Золотое кольцо. — Л., Аврора, 1974. — 232 с. (Переславль-Залесский, Ростов, Борисоглебские слободы, Никола-Улейма, Углич, Тутаев, Ярославль, Кострома, Красное-на-Волге, Плёс, Суздаль, Боголюбово, Владимир, Юрьев-Польский, Александрова слобода, Загорск).
Золотое кольцо России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Достопримечательности Ивановской области

 

ВложениеРазмер
4554690 (1).JPG219.67 КБ
4554690 (1).png77.33 КБ
4554690 (2).jpg158.27 КБ
4554690 (3).jpg646.82 КБ
4554690 (4).jpg342.57 КБ
4554690 (5).JPG207.76 КБ
4554690 (6).jpg270.89 КБ
4554690 (7).jpg118.06 КБ
4554690 (8).JPG129.04 КБ
4554690 (9).jpg150.04 КБ
4554690 (10).jpg166.59 КБ

Комментарии

Отправить комментарий