Гора Тратау

Гора Тратау (Торатау или Тура-тау, также Шихан) – уникальный сакральный и священный объект на территории Южного Урала (Башкортостан). 
Гора Тратау – одновременно является памятником природы, культурно-историческим объектом, памятником геологии, одним из чудес России, священной горой башкир, памятником археологии, местом силы (и красивым природным местом).

 

 РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ БАШКИРИИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БАШКИРИИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ БАШКИРИИ - ТУТ!

ОЗЕРА БАШКИРИИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ БАШКИРИИ - ТУТ!

 

В переводе с башкирского (тюркского) - Гора Тратау – это крепость-гора или укрепленная гора, а также: гора на которой расположена ханская (главная) ставка. Название этой горы могло произойти от укрепленной ставки хана (или иного военноначальника), которое располагалось на вершине этой горы в разные века.
Гора Тратау настолько заметная и одиночная шихан-гора, что в настоящее время является символом Ишимбайского района Башкирии (это изображение венчает герб и флаг территориального образования), а рядом также расположены приметные горы Куштау и Юрактау (у них есть общее название - башкирские Шиханы).
Кроме вышеназванных памятников – эта гора является также и туристическим объектом, на ней тренируются начинающие альпинисты и скалолазы, а с вершины пускаются в полет парапланеристы и дельтапланеристы. Тут установлено несколько локальных рекордов по продолжительности и длине полетов. Происходит это благодаря особой розе ветров вэтой местности и восходящим потокам.
 

Гора Тратау

Гора Тратау – является священной горой для башкир, многие переводят её название как гора-святилище или Бог-гора, а также Гора высшей правды (закона). Гора считалась священной как у башкир-язычников, так и в последствие у башкир мусульман.
В языческие времена башкиры исповедовали тенгрианство (культ древнего бога Тенгре), и на этой горе проводились моления и жертвоприношения. 
 
Гора Тратау не такая высокая гора даже по меркам Южного Урала, её высота над уровнем моря чуть больше 400 метров, а над уровнем окружающей местности (река Агидель) – 280 всего метров. Зато отсутствие близстоящих гор заметно выделяет эту гору в окружающем ландшафте.
Гора Тратау – уникальное ботаническое урочище, тут обнаружено и исследовано более 100 видов различных растений, многие из которых включены в Красную книгу РБ.
На западных скатах Тратау имеется несколько маленьких пещер, гротов и карстовых провалов. Дело в том, что основу горы составляют известняки и доломиты, осевшие тут из вод древнего уральского океана, которые под воздействием талых и подземных вод легко промываются и образуют карстовые системы (про пещеры есть легенды).
Недалеко от горы (есть фото) находится озеро Тугар-Салган. А прямо у подножья Тратау бьёт соленый ключ с галогенно-сульфатным минеральным составом.
 Гора Тратау появилась в эру позднего палеозоя (Пермский период) более 240 миллионов лет назад в огромном тропическом море.

Как и остальные шиханы, Тратау — остаток нижнепермского (поздний палеозой) рифового массива, образовавшегося свыше 230 миллионов лет назад в тропическом море (Уральский океан).
  
 Тратау имеет явную историческую ценность для башкир, в историческом эпосе (шежере) было указано:
«На реке Белой гора Тура-тау известна. Это место его (Турахана) ставки. Он был самовластным ханом башкирского народа.
В комментариях к шежере Р. Г. Кузеев сообщает, что
о Тура-хане и Тура-тау (гора Тура), которая находится всего в нескольких километрах восточнее Стерлитамака, существуют десятки исторических сказаний и легенд. Предания рассказывают, что Тура-хану подчинялась вся южная и центральная Башкирия (племена Кыпсак, Бурзян, Юрматы, Усерган, Тамьян, Мин и др.) Ставка Тура-хана была, согласно преданию, на неприступной горе, которая до настоящего времени называется Тура-тау.
 
Про гору есть многочисленные легенды и предания. По одному преданию Тура-хан после междоусобной борьбы с ханом Кучумом откочевал из Сибири в долину реки Агидель (Белая), где остановился около устья реки Уфа, а потом уже двинулся в южном направлении в сторону Стерлитамака, где обосновался на горе. Эта гора впоследствии получила название Тура-тау.
В летописях добавлено:
 «Туратавское устье до самого Алмалы Аты — Чахана-хана жилище, сиречь гора имеетца в вотчине Юрматынских башкирцов, где впала Селеук река в Белую реку».
 


По другим летописям Тратау была так названа потому, что с башкирского языка слово «тура» означает земляной вал или небольшую земляную крепость. Тут свою ставку основал ногайский хан, который и возвел это сооружение.
 Есть предание, что хан, собираясь уйти отсюда, скрыл свои богатства в местной  пещере (в горе Тура-тао). В этой горе, на возвышении 30 саженей, есть природная пещера, одна из многих в горах по берегам р. Белой. Вход в неё свободен, но глубоко проникнуть невозможно, так как камни осыпались и заградили проходы и пути. Камни (белый известняк) так велики, что нужно много труда, чтобы очистить от них пещеру. В каждое время находились искатели кладов, которые пытались раскопать эти ходы и проникнуть в таинственную пещеру, но все попытки ничем не заканчивались – древние ханские богатства так и остались под землей.
Другое дело археологи – им удалось отыскать здесь много интересного, все экспонаты сейчас хранятся в Уфимском краеведческом музее.

В более поздние времена гора служила местом уединения и молитвы для богобоязненных мусульман. По народному преданию на горе есть могила аулии – мусульманского святого, который отшельником прожил в одной из пещер Тратау, а потом там же был похоронен. 
  
Совсем недавно археологи обнаружили на горе Тратау следы обрядовых действий и жертвоприношений. Действительно гора была святилищем для башкирских племен с давних времен. По этой причине Тратау включена в реестр культовых башкирских памятников.
Также было установлено, что до прихода в эти края башкир тут совершали сакральные действия и моления более древние племена, которые обитали на территории Южного Урала. В частности, ими могут быть финно-угорские народы – предки нынешних удмуртов и марийцев, а также пермско-азелинские племена.
   
Восхождение на гору было строго табуировано:
Никто из них на сию гору с нами идти не хотел, отговариваяся разными обетами, которыми они горе должны, и которые ещё не исполнены: ибо без исполнения обетов влазить на гору никто не может, разве кто похочет сам себе быть злодеем
Башкиры приводили Лепехину примеры, что может случиться с теми, кто неуважительно относится к священной горе. Так, один из местных жителей, презирая сие священное место, и в возмездие башкирскому заблуждению на горе напакостил. Но сия попытка даром ему не прошла: ибо весь его род в короткое время вымер. Мор начался с его сына, который умирая видел разных хищных зверей сходящих с горы и готовящихся терзать его тело и всего семейства. Другой, гоняясь за лисицею без всякого обета, и в посмеяние забравшийся на гору, растерзан был медведем».
 


У местного населения сохранились предания, что их предки почитали эту гору священной, а в случае различных бедствий, засух, мора, войн – совершали ритуальный обход этой горы. Для этой цели старейшины окрестных деревень собирали в установленное время жителей у основания горы обычно в пятницу. А потом семь раз совершали круговое движение посолонь (по солнцу)  вокруг Тратау, после чего обычно получали просимое.
Так было зафиксировано:
«Во время войны поднимались каждую пятницу на гору и молили о победе. Тот, кто совершал по совету стариков круговое хождение семь раз вокруг горы, все вернулись с войны живыми»
Бесплодные женщины просили у горы детей. На Тратау  произносили благопожелания мира и счастья. У местных жителей сохранились предания о том, что на горе Тратау и ее отрогах похоронены святые провидцы и религиозные служители, в память которых совершались паломничества к могилам и коллективные моления.
В дни великих религиозных или общинных праздников люди поднимались на вершину горы и там праздновали.
  
У башкир сохранилось народное предание, что однажды дочь местного хана влюбилась в русского воина. Дочь была красавица Диафет, и сам хан хранил её пуще своих глаз.
Через доносчиков хан узнал о побеге дочери с обычным воином, пустился в погоню и догнал их. Русского воина убили, а красавицу Диафет заключили в глубокую пещеру горы Тратау. 
По легенде пещеру и вход в неё охранял огромный змей!
Мы уже писали про старинные предания башкир и восточных мари про огромного змея, который обитает в подземных пещерах Уральских гор. Мари называют его Шеи Кишке (Черный змей), а у русских он получил название – огромный полоз, известный нам по сказам Бажова.
Предания про такого огромного змея сохранились и в окрестностях Тратау, якобы эта огромная рептилия обитала в бездонных карстовых провалах древних Шиханов, там же спасалась от зимнего холода, питалась грызунами, но могла съесть и большое животное.
  В этих легендах о замурованной красавице скрыты более архаичные мифы про царя Змея, которому в жертву местные жители приносили красавицу девственницу. 
Одним из интересных свойств такого Змея было то, что он обладал гипнотическим взглядом и мог парализовать зверя, домашнее животное и даже человека. По уральским легендам такой Полоз ведал места, где есть самородное золото, и по его следам частенько находили золотые самородки.
 
Гора Тратау упоминается в башкирском народном творчестве.
В сказании «Айтыш Акмурза-сэсэна и Кубагуш-сэсэна» упоминается хан Каракулумбет, который проводил лето на Деме, зимовал на Тратау.
В эпосе «Идукай и Мурадым» говорится, что поколение отца Идукая — Кутлу «на Шихане растило коней».
В эпосе «Акбузат» упоминается батыр Тамьян из Туры (то есть Тратау).
Гора Тратау упоминается также в эпосе «Идель и Яик».
 
В стихотворном родословии «Баит Киньякая» говорится:
В старину жил Тура-хан -
В стороне своей тархан,
На горе его сардак (резиденция)
Там его был зимний стан,
Славен всюду был тот хан …
Расторопной была жена.
Было трое у них сыновей,
Трое могучих богатырей;
Каждый — как батыр-арслан:
Ишей, Салих и Карайган.
  
В предании «Поле, обагренное кровью», говорится:
Когда-то на вершине горы Торатау обосновался монгольский хан. Земля там солнце не видела — его заслонил ханский шатер. Много мук изведал народ, много горестей испытал. В конце концов, терпение истощилось — он восстал. Особенно кровопролитными были у подножья Торатау два сражения, трава краснела и стала влажной от пролитой крови. С тех пор то поле стали называть Канъяткан — Поле, обагренное кровью.
  
На горе Тратау несколько лет назад установлен памятный Камень Родов, по преданию на вершине этой священной горы собирались старейшины башкирских родов, чтобы решать важнейшие жизненные вопросы и проблемы.
На склонах горы археологи обнаружили около 15 древних захоронений.
   
Где находится, как добраться:
Республика Башкортостан,  Стерлитамакский район, Шиханы.
 Торатау в 19 километрах от Стерлитамака или 17 километрах от Ишимбая. 
Из города Уфа следует по дороге Р240 двигаться в сторону Стерлитамака (примерно 140 км.) – это около 2 часов пути.
Также по трассе Р240 есть автобусные маршруты из Ишимбая, гору Тратау видно от шоссе, расстояние примерно около 2 километров, там можно дойти пешком.
          
Памятка:
Следует напомнить, что у могил святых и в прочих подобных местах недопустимы языческие элементы почитания, такие, например, как повязывание ленточек (частей одежды), «заряжание энергией», набор земли, камней, цветов и т.д. Следует помнить, что чудеса, исцеления и всякая сила дается только от Всевышнего. Соответственно, молиться нужно только Богу. Люди, приходящие к святому месту должны быть в подобающей одежде (женщины в платочках, в длинных платьях), в таких местах нельзя курить, пить спиртное или сквернословить. Помыслы у человека должны быть чисты.
   
   
___________________________________________________________________________________________________________________________
 ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
 Тратау // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8.
 Башкирские шиханы: край легенд и рай для скалолазов. Общественная интернет-газета Республики Башкортостан.
 Шиханы. // ВОО «Русское географическое общество», 2013—2017.
 Легенды о Тратау.// Сохраним шиханы Тратау и Юрактау.
 Реестр наименований географических объектов на территорию Республики Башкортостан по состоянию на 26.09.2016.
 Лист карты N-40-89. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1983 год. Издание 1985 г.
 Герб города Ишимбая. geraldika.ru. 
Торатау / Реестр наименований географических объектов на территорию р. Башкортостан по состоянию на 22.5.2019 // Государственный каталог географических названий. 
Автор фото: Анвар Хадиуллин.
Сайт Министерства природопользования и экологии РБ.
Урал // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Т. 2: З—О. — 720 с.: ил.
Памятники истории Урала. Энциклопедия краеведа.

 

  

ВложениеРазмер
Гора Тратау101.55 КБ
Гора Тратау303.3 КБ
Гора Тратау165.36 КБ