Большой Сухояз, Большесухоязово

Большесухоязово (мар. Кугу Соказа; башк. Оло Сухояз) — деревня в Мишкинском районе Башкортостана, административный центр Большесухоязовского сельсовета.

 Живут марийцы (1989). Б. — центральная усадьба СПК им. М.И.Калинина. Есть средняя школа, детсад, фельдшерско-акушерский пункт, ДК, библиотека.

  

СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

КЮСО КУМАЛТЫШ, СЕЛО ЧУРАЕВО - ТУТ!

СВЯЩЕННАЯ РОЩА - СЕЛО МИШКИНО - ТУТ!

СЕЛО МАЯДЫК, МАРИЙСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Марийский князь Мамич-Бердей - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

 

Численность населения

2002  2009    2010

702 ↘661 ↘604

Большой Сухояз, Большесухоязово

Национальный состав

Согласно переписи 2002 года, преобладающая национальность — марийцы (92 %).

 

Географическое положение

Расстояние до:

районного центра (Мишкино): 31 км,

ближайшей ж/д станции (Загородная): 100 км.

   

Большой Сухояз, Большесухоязово

МАРИЙСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО

Данный вид вероисповедания в РБ никогда не регистрировался. Основными носителями древней религии в Башкортостане является финно-язычное население (марийцы, удмурты), высокий процент которого в Калтасинском районе Республики Башкортостан. 

И марийцы и удмурты сохранили веру в языческих богов, имеют свои священные места, обустраивают их и проводят моления. На территории Калтасинского района имеются священные рощи, родники, священная гора «Шукун», места жертвоприношений и молитв, которые свято охраняются жителями близлежащих деревень. Религиозные организации ими не создаются.

Ежегодно проходят языческие обрядовые моления в священных рощах близ деревень Озерки и Большесухоязово Мишкинского района. Есть община язычников в Караидельском районе, где около д. Чемарево находится Святая гора являющаяся местом поклонения членов общины.

Большой Сухояз, Большесухоязово

Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу-Юмо). В XIX веке языческие верования, под влиянием монотеистических воззрений их соседей, видоизменились и был создан образ Единого Бога Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог).

В марийской мифологии высший бог. Обитает на небе, где у него много скота. Возглавляет иерархию небесных богов (боги солнца, грома и т. д.) и низших земных богов (боги хлеба, скота и т. д.). Родствен финскому Юмале; ветер - его дыхание, радуга - лук.Также он  противостоит творцу зла, своему младшему брату Керемету (которого он, согласно некоторым мифам, изгнал с неба за непослушание). Кугу Юмо велел Керемету, плававшему в водах первичного океана в облике селезня, нырнуть и достать земли со дна. Керемет сделал это, но часть земли утаил в клювеКугу Юмо  дуновением сотворил землю с равнинами, пастбищами, лесами, Керемет же выплюнул утаённую часть и создал горы, сотворил человека и поднялся на небо за душой для него, оставив сторожем собаку, не имевшую шкуры. Керемет соблазнил собаку шубой и оплевал человека. Возвратившись, бог проклял собаку, а человека вынужден был вывернуть наизнанку, и тот стал подвержен болезням и греху из-за оплёванных Кереметом внутренностей. Он сотворил также добрых духов из искр, высекаемых огнивом; Керемет подсмотрел способ творения и создал злых духов. 

Большой Сухояз, Большесухоязово

    Древние язычники обожествляли лес. Исследователи марийского края С.Нурминский писал в 19 веке: « Лес – волшебный мир Черемисина, …около леса вертится все его мировоззрение. Весь сказочный мир черемис вертится около леса и его обитателей; все загадки и поговорки вертятся около него же…Лес, по воззрениям черемис, населён волшебными существами: в нём расхаживают боги, там же живут злые демоны. Поэтому богослужение, религиозные торжества и жертвоприношения совершаются в лесу».

   Моления богам и духам мари проводят в Священной роще (кюсото, шван) около священного дерева (онапу) – ели, дуба, липы, чаще берёзы. Священные участки леса содержались и содержатся в особой чистоте. В этом месте запрещается пасти скот, собирать ягоды, грибы. Валежник собираетсяв этих местах лишь для жертвенных костров.

В священных рощах молятся только взрослые, присутствующие дети являются наблюдателями. Раньше участники молений приносили в священную рощу по ведру каши и по ведру пива. Каша варилась наполовину из пшена и ржаной муки. В каше делалось углубление и в него наливалось скромное масло. Моление вели жрецы – карты. Обычно их было трое: два мужчины и одна женщина. 24 главным богам зажигались костры и ставились 24 ведра каши и 24 ведра пива (каждому богу по ведру). Боги призывались на угощение, произносились слова молитвы и заговоры, в костер бросались кусочки каши с хлебом. Когда, по предположениям жрецов, боги насыщались, ели сами жрецы, потом за длинные столы усаживались все участники молитвенного собрания и ели. В далёкие времена на главном молении приносились богам кровавые жертвы: лошадь или корова. Позднее эти приношения стали скромнее, мари бросают в жертвенные костры лишь косточки и кожу домашней птицы, а мясо съедают.

 

Большой Сухояз, Большесухоязово

Большой Сухояз

С-ние Больший Сухояз – расположено в низине, у Ю края участка, в 16 вер. от г. Бирска. 

При селении р. Кингирь, пригодная для устройства мельниц. 

Население – черемисы, коренные собственники, в числе 66 рев. душ, по X ревизии. 

Земля в одном участке. Пашня – по правую сторону от р. Кингирь по отлогому склону на С и по левую по крутым склонам к реке и ручьям, впадающую в неё, от селения расст. 2–3 вер. 

Часть пашни распахана давно. Почва – суглинок, на возвышенности бурого и по крутым склонам красного цвета, плотный, глуб. 5–12 вершк. 

Подпочва – красная вязкая глина. Удобрять начали недавно очень немногие. 

Выгон присельный, по возвышенной равнине. Сенокос поёмный и суходольный. 

Сеном своим не обходятся. Лес по крутым горам и оврагам, от селения к СВ, по суглинку. Пользуются без дележа. 

Избы топят дровами своего леса и отчасти с арендованного в уделе участка. 

Оброчные статьи: мельница и мельничное место (3 дес.), в аренде на 12 лет, с платой по 70 руб. в год; в пользу дер. Большой Сухояз приходится по 20 руб. и в пользу дер. Курманаева (2 дес.) по 30 руб. В селении есть 1 мелочная лавка отдельного хозяина.

  

  УФИМСКИЙ КРАЙ В КОНЦЕ XIX ВЕКА Бирский уезд Чураевская волость

    Селения Бирского уезда. Чураевская волость   Занимает ЮЗ часть Бирского уезда и граничит на С с Бураевской волостью, на СВ и В с Кизганбашевской и Мишкинской волостями, на Ю и З с Пономарёвской волостью. Поверхность Чураевской волости в общем представляет возвышенную равнину со склоном от С к Ю. В З части местность холмистая, холмы идут двумя цепями от С к Ю. Среди равнин иногда встречаются балки, поросшие лесом. 

По почве район разделяется на 2 части: С с суглинистой почвой, Ю с супесчаной. Орошается волость несколькими мелководными реками, непригодными для устройства мельниц и сплава. 

Из рек наиболее замечательны: Кингирь, правый приток р. Бири, кроме того, Ишимова, Улук-Елга, Баймурзина, Алпияз, Сухояз и друг. Берега всех речек возвышенные, вследствие чего весною почти не разливаются. Значительных озёр нет. 

Население преимущественно черемисы коренные собственники, припущенники и русские также коренные собственники и переселенцы арендаторы. Форма землевладения общинная. Со времени надела произошли изменения в угодиях только те, что в некоторых селениях расчищена под пашню часть леса. 

Система полеводства – зерновая. Севооборот – трёхполье. Сеют: рожь, пшеницу, овёс и друг. хлеба. Пашут сабанами и сохами. 

В некоторых селениях есть веялки и молотилки. Огороды разводят для собственного хозяйства. 

Скотоводство хозяйственное. Выгон присельный. Сенокос суходольный и лесной. Лес редкий. Население пользуется им для топлива, часть его под охраной у казны.

  

Башкортостан: Марийской деревне Большесухоязово исполнилось 400 лет

24 июня дервне Большесухоязово, расположенной в Мишкинском районе Республики Башкортостан, исполнилось 400 лет.

Многочисленные гости праздника, посвященного 400-летию образования деревни Большесухоязово, затаив дыхание, слушают мелодичную песню в исполнении самобытного автора Анны Байбулатовой. В песне – простые, на первый взгляд, слова – о любви к родной деревне, преданности ее полям, лесам, речке и озерам, каждому растению. 

В словах и мелодии – вся гамма чувств уважения и поклонения тем, кто четыре века назад поселился в этих благодатных местах, бежав с исторической родины – из Марийского края, гонимые голодом, неурожаем, всеми теми ужасами, которые сопровождали, так называемое, Смутное время конца XVI-начала XVII веков. Усиление феодальной эксплуатации, засуха и голод 1601-1603 годов, участие ясачных крестьян Среднего Поволжья, в том числе и марийцев, в крестьянской войне 1606-1607 годов, последующий террор со стороны царских карательных отрядов - все это привело к запустению земель, разорению населения. 

Вот в таких социальных условиях и начал происходить отток марийского населения на восточные окраины страны и, в первую очередь, в Башкирию, где власть государства еще не была прочной, а земли после добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству составляли вотчинную собственность коренного населения. Башкиры, владея огромными территориями земли, разрешали селиться бежавшим от царского гнета на своих землях, заводить хозяйство. 

 

Нельзя не упомянуть и еще об одной особенности причин бегства части марийцев со своей исторической родины. Более четырех веков назад началась насильственная христианизация окраинных народов, вследствие чего, верные своим языческим традициям и верованиям, марийцы и начали свой исход с родных мест. 

В очерках “400 лет на башкирской земле”, выпущенных сборником в июне 2006 года и приуроченных к 400-летию деревни Большесухоязово (авторы – кандидат исторических наук И. Гареев, С. Алексеева, А. Изиляев), прослежены не только исторические предпосылки возникновения марийских поселений на территории современной Республики Башкортостан, но и приведены многочисленные архивные источники, доказывающие – именно к 1600-1606 годам относится первое упоминание о деревне Большой Сухояз. 

 

Одно бесспорно – жители одной из первых деревень, созданных марийцами-переселенцами 400 лет назад, в течение первого своего столетия пребывания на башкирской земле явились основателями ряда других деревень нынешнего Мишкинского района – одного из самых компактных мест проживания марийцев в республике (70 процентов состава нынешнего населения). 

По ревизским сказкам, выходцы Большого Сухояза основали Новый Сухояз (нынешнее село Чураево), Другой Сухояз (деревня Сосновка), получившие современные названия в 1795 и 1811 годах. Потомки большесухоязовцев основали и деревни Бикшиково, Кайраково, Букленды, а также деревню Акуди Бирского района. Потомками чураевцев уже основана деревня Шелканово (Бирский район), а кайраковцами – деревня Каргино. История многих марийских деревень говорит о том, что они созданы именно выходцами одной из самых первых марийских деревень республики. 

Долго и тщательно готовилась деревня к своему юбилею. Достаточно только упомянуть о том, что деревня Большесухоязово в начале июня была признана самой благоустроенной в районе (конкурс проводился к сабантую), чтобы понять, как ответственно, с любовью к родным очагам отнеслись сельчане к празднованию четырехвекового юбилея деревни. 

 

Гордость сельчан и в том, что все времена деревня являлась и является нынче духовным центром марийцев-язычников. Но не только богатством сохраненной культуры славна деревня – на протяжении десятков лет двадцатого столетия и в XXI веке сельскохозяйственное предприятие на территории сельского поселения Большесухоязовский сельсовет – СПК имени Калинина (руководитель О. Д. Николаев) является ведущим в районе по производству зерна, продукции животноводства. Нынче СПК по качеству посевов, их объему признан лучшим в районе. Кстати, растениеводство, являющееся ведущей отраслью в хозяйстве, уже многие годы возглавляет единственная в районе женщина-агроном - Маргарита Ярмингина. 

На примере своих именитых земляков - хлеборобов и животноводов, тех, кто заслужил своим трудом высокие награды Родины, а это удостоенные орденов Трудового Красного Знамени А. М. Михайлов, А. С. Саликов, О. Я. Яметова, “Знак Почета” – И. И. Ибутаев, М. Я. Ярметова, Октябрьской революции – А. С. Саликов, учится нынешнее поколение земледельцев и работников растениеводства. 

 

Нынешнее Большесухоязово – это административный центр одноименного сельского поселения (глава администрации – энергичный И. А. Айгузин, недавно закончивший учебу в БАГСУ). В самом центре – более 700 жителей, в соседнем Курманаево – более 400, Сосновке – около 700. И это современные, благоустроенные населенные пункты, где создана инфраструктура для полноценной жизнедеятельности – действуют средняя и основная школы, два детских сада (лучшие в районе), два филиала ДЮСШ (воспитанники спортивной школы – ведущие спортсмены района и республики), два СДК, библиотеки, медпункты и многое другое. 

Среднюю школу закончили за все годы ее существования более 960 выпускников. Гордостью школы и деревни являются доцент МарГУ Л. С. Матросова (Асмаева), заслуженные работники медицины РБ Д. И. Ибашев (г. Бирск), М. И. Байназов (Бирский район), рано ушедший из жизни драматург Юрий Байгуза, чьи пьесы поставлены и идут на сцене Марийского театра драмы имени Шкетана, а также те, кто избрал военную стезю в жизни – подполковники Г. И. Игнаев, Р. Б. Айгузин, А. А. Сайсанов, А. А. Мукаяров, П. Б. Игнашев и другие. 

 

Подполковник Р. Б. Айгузин, выпускник Академии имени Гагарина, приехал после долгих лет разлуки с малой родиной на юбилей деревни. Семь лет служил он штурманом в стратегической авиации, после окончания академии – два года в дальней авиации и вот уже десять лет в пограничной авиации. Управляет сложнейшей техникой, требующей железной выдержки, реакции, но и он не смог сдержать своих чувств от встречи с родными местами: 

- Спасибо за эту встречу с родиной, спасибо за память!

Низкий поклон родине за ее милые поля и леса, каждую травинку, улицы и переулки, приветливость и отзывчивость людей совершали все, кто приехал в Большесухоязово на юбилей после долгой разлуки. И всех зазывали отведать яств добродушные хозяева, выставившие на площади, где проводился праздник, богатые столы с угощениями. Сотни и сотни сельчан и гостей деревни, словно в едином порыве, славят малую родину – живи, процветай, хорошей, родное Большесухоязово. 

 

На импровизированной сцене – глава администрации муниципального района Мишкинский район Р. И. Багаутдинов. В его поздравлении не забыты все исторические вехи деревни, люди, создавшие и создающие нынешние блага, отдана дань уважения большесухоязовцам, грудью вставшим в грозные годы на защиту Родины (в Великой Отечественной войне участвовали 320 мужчин и одна женщина из деревень сельсовета), свои жизни за общее счастье отдали 195 человек. Добрых слов удостоены труженики тыла, те, кто поднимал село после войны, медики, работники культуры, учителя. Ведь слава деревни – в ее людях, их преданности родным истокам. 

Администрация района преподнесла сельскому поселению ценный подарок – компьютер. И этих подарков было немало – земляки и гости приехали не с пустыми руками. Картины, книги, деньги, музыкальный центр, магнитофоны и многое другое – все это дарили учреждениям СП отделы культуры, образования, земляки из Бирска, Уфы и других мест. А работники культуры, учителя, дети дарили гостям свои песни и танцы, вызывавшие бурю восторгов – таланты сосновцев и большесухоязовцев непререкаемы. 

На празднике чествовали юбиляров семейной жизни – супругов Якитовых, которые рука об руку идут вместе 50 лет, им от имени Президента РБ М. Г. Рахимова был вручен ценный подарок. Подарков удостоены ветераны войны и труда А. А. Апсатаров, И. А. Сергеева, Я. Я. Иманбаева, передовики производства. 

На торжества с невозмутимостью взирал самый юный житель Большесухоязово Саша Ялитов, которому всего-то месяц. У супругов Лианы и Валерия Ялитовых это второй сын. 

 

Большесухоязово стала родиной для татарки Венеры Сабировны Изиляевой (Фархиевой), приехавшей сюда в 1978 году. Учительница французского и немецкого в совершенстве овладела марийским языком, поет в школьном хоре. В семье Павла и Венеры Изиляевых пятеро детей, которые тоже знают и татарский, и марийский, и русский языки. Сын Игорь выполнял свой долг в Чеченской Республике. 

Родиной Большесухоязово стало и для башкирки Мусалии Рифгатовны Исанбаевой, жены председателя Совета МР Мишкинский район, председателя СА “Рассвет” Евгения Исакаевича Исанбаева. И живут в дружбе и согласии, общими радостями и печалями. Так и должно быть в республике, где национальная политика – приоритетная государственная задача. 

Весь субботний день был заполнен праздничными мероприятиями. Встречались те, кто не виделся десятки лет, выпускники школы после 20-30 лет разлуки, делились новостями и вехами своей жизни. 

Деревня Большесухоязово вступала в пятое столетие своей истории.

 

 СВЯЩЕННАЯ РОЩА СУЛТАН-КЕРЕМЕТ

Марийцы Республики Башкортостан провели 10 августа (2013г.) моление в общемарийской священной роще Султан-Керемет, расположенной в Мишкинском районе, между деревнями Тынбаево и Большесухоязово.
Долгие годы в роще традиционно проводились лишь семейно-родовые моления. В этом году активистами было принято решение провести массовое моление с участием представителей всех районов компактного проживания народа мари в Башкортостане, а также гостей из Свердловской области и Пермского края, республик Татарстан, Удмуртия, Марий Эл и т.д. Организаторы надеются, что проведение таких молений также будет способствовать укреплению нравственности, традиций и объединит марийцев, раскиданных по районам Башкирии.

                                   в   Султан Керемети                              


С 2012 года активистами осуществлялся сбор добровольных пожертвований для облагораживания священного места - были проведены субботники по расчистке территории, установлена железная ограда и памятный камень. Люди живо откликнулись на призыв и каждый вносил свою посильную лепту в общее дело возрождения духовности и объединения.
В тот же день в райцентре Калтасы Республики Башкортостан в рамках целевой программы "Культура России 2012-2013 годы" состоялся III Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ший кандыра» («Серебряная веревочка») с участием фольклорных коллективов мари и просто желающих из республик Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия, Татарстан, Пермского края, Свердловской, Кировской областей и других регионов РФ.

                                                священная роща Султан-Керемет                                                                              

Старейшее марийское  святилище (священной рощи) «Сурт тумер (Султан керемет)». Историко-культурный центр «Султан керемет (Сурт тумер)» представляет собой эколого-музейный комплекс. 
Его составными частями выступают:   действующее святилище;    музейное помещение; макеты культовых и хозяйственных построек, отражающих особенности быта и верований марийского населения в XVI - XIX вв.

    

 

 

________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:

Команда Кочующие.

В. ИВАНОВ,  Источник: Газета "Дружба", 28 июня 2006 г.,  № 59 (8398) 

Цикл статей из газеты "Дружба" "К юбилею деревни Большесухоязово" (начало). Продолжение в номерах 58, 59, 62, 63, 64

О марийцах Башкортостана

И. Н. Смирнов  "Черемисы” (марийцы).

 Единый электронный справочник муниципальных районов Республики Башкортостан ВПН-2002 и 2009

 Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан: Справочник / Сост. Р. Ф. Хабиров. — Уфа: Белая Река, 2007. — 416 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-87691-038-7.

Группа эрвел мари Вконтакте.

Группа деревни Вконтакте.

Новости Мишкинского района.

 

ВложениеРазмер
Большой Сухояз, Большесухоязово143.56 КБ
Большой Сухояз, Большесухоязово51.29 КБ
Большой Сухояз, Большесухоязово54.12 КБ
Большой Сухояз, Большесухоязово167.42 КБ

Комментарии

Привет Уралу!

Привет родным уральским краям!
Сами мари называют свое селение - Кугу Соказа ял . Короче Сухояз.
Места тут и в самом деле красивые, есть тайга - настоящий лес, и луга и горы и реки, живи - не хочу. Жаль что от советских времен порушились все колхозы и лесхозы, нет места где работать простому человеку. Вот и пришлось уезжать в большой город, а так бы ни за что не уезжал, в городе жизнь как в каменной клетке. А тут как на воле, жизнь кипит особенно начиная с весны!