Богородицкий дворец-музей

Окунуться с чарующую атмосферу позапрошлого столетия с легкостью можно и в наши времена.

Свернув с трассы Москва – Дон у указателя «Богородицк» через четверть часа езды путник оказывается в бывшей усадьбе графов Бобринских.

В давние времена этот дивный уголок именовался путешественниками и гостями Тульской области не иначе как местом, «достойным любопытства». Первым владельцем этого «чудесного имения Богородицкого» был родоначальник фамилии и сын Григория Орлова и императрицы Екатерины II.
 

 
Сейчас в Богородицком дворце Вы будете тщетно искать следы прежней роскоши убранства и пышности интерьеров. Время нещадно стирает все и вся. Но тем не менее не все подвластно времени, и печать изящного вкуса еще надолго останется в этих стенах. В XVIII столетии «великолепный дом графа Бобринского», расположенный на плоском холму, а еще больше - «обширный сад», который прилегал к усадьбе, считался «чудом здешнего края”. С этим мнением путешественников начала прошлого века солидарны и историки наших дней.
 
В наше время, как и в былые времена, восстановленный из руин архитектурный ансамбль и сам Богородицкий дворец продолжают радовать взор путников и гостей усадьбы. Находясь здесь, понимаешь, что истинные ценности вечны и неизменно хороши и среди шороха опадающих листьев, карпов кои, и среди шума весенней листвы, в пору летнего многоцветья и в суровые  российские зимы.
Приезжайте в Богородицкий дворец-музей и на несколько часов Вы погрузитесь в удивительный мир неброской прелести пейзажей и классически строгого изысканного дворца.
   


 
Дворец и парк
Расположен Богородицкий музей на территории усадьбы конца ХVIII в., которая некогда принадлежала графам Бобринским. К музейным объектам ансамбля относят дворец площадью 670 кв. м с его 13 экспозиционными залами, 49 гектаров парковой зоны и въездную башню.  
На заре русского классицизма на месте остатков Богородицкой крепости, разрушенной еще в 1660-х гг., возводится один из значительных загородных ансамблей. Работы ведутся под руководством тогда еще начинающего архитектора Ивана Егоровича Старова.

Заказчицей постройки тогда выступила сама Екатерина Великая и уже летом 1773 года в основание Богородицкого дворца закладывается первый камень. На холме над запруженной рекой Упертой на высоком цокольном этаже возведен эффектный двухэтажный дом, щедро украшенный легким бельведером. Западный фасад дворца в центре выделен полукруглым выступом, определившим находящиеся внутри овальные залы. Восточный фасад украшен портиком из четырех тосканских колонн, которые поддерживают балкон второго этажа.

К сожалению, в наше время трудно составить целостную картину о первоначальных интерьерах дворца, утраченных в начале XIX в. после опустошительного пожара. В нашем распоряжении лишь разрозненные и скупые описания управляющего имением А. Т. Болотова и единственный уцелевший чертеж И. Е. Старова. Нам известно лишь то, что «пышные и высокие палаты» выглядели под стать белокаменному, великолепно построенному «дому с большими окошками, дверьми».

В композицию ансамбля дворца зодчий включил и многоярусную въездную башню. Она представляет собой колокольню в стиле петровского барокко, которая была возведена на рубеже 60-70-х гг. ХVIII в. по проекту неизвестного архитектора. Башня являлась звонницей усадебной Казанской церкви и парадными воротами во двор.
  
 
История в лицах
Почти 120 лет эти имена - Богородицк и Бобринские - были неразделимы. Усадьба в Богородицке была колыбелью четырех поколений рода графов Бобринских. Это сравнительно немногочисленное, но знаменитое семейство дало Отечеству министров и ученых, земских общественных деятелей и депутатов Государственной думы.
Архитектором Богородицкого ансамбля являлся Иван Егорович Старов (1744–1808). Он был одним из основоположников русского классицизма и автором проектов собора Александро-Невской лавры в Петербурге и Таврического дворца Троицкого. Ансамбли таких загородных усадеб как Богородицк и Бобрики в Тульской губ., Тайцы и Сивopицы под Петербургом, Никольское-Гагарино под Москвой составляют значительную часть творческого наследия архитектора. Иван Егорович Старов являлся также автором планов городов Воронежа, Николаева и Екатеринослава (нынешнего Днепропетровска). К сожалению, не обнаружено сведений о его нахождении в Богородицке. Вероятно, работу над проектами усадебных сооружений он вел в Петербурге. У столичных архитекторов тех лет, работавших для провинции, было тогда в правилах работать удаленно на основе генплана участка и топографической съемки местности.

Управляющим Богородицкой волостью с I776 по I796 г служил Андрей Тимофеевич Болотов (1738–I833), писатель, естествоиспытатель, основоположник русской агрономической науки и известный просветитель. Болотов не ограничивался предписанным кругом должностных обязанностей управляющего. В 1779 году по своей воле он создал детский драматический театр, который позже стал считаться первым такого рода театром в России. Андрей Тимофеевич Болотов выступает автором плана нового Богородицка, а также издает журналы «Экономический магазин» и «Сельский житель». В собственном доме Болотов открывает первую в городе частную школу, принимает участие в создании школы для крестьянских ребят и пансиона для дворянских детей.
 
Ансамбли таких загородных усадеб как Богородицк и Бобрики в Тульской губ., Тайцы и Сивopицы под Петербургом, Никольское-Гагарино под Москвой составляют значительную часть творческого наследия архитектора. Иван Егорович Старов являлся также автором планов городов Воронежа, Николаева и Екатеринослава (нынешнего Днепропетровска). К сожалению, не обнаружено сведений о его нахождении в Богородицке.
  
 

Тульский петергоф
Тульский Петергоф – так называют усадьбу графов Бобринских в Богородицке Тульской области.
Владелец усадьбы граф Алексей Григорьевич Бобринский был незаконнорожденным сыном императрицы ЕкатериныII и графа Григория Орлова. Известные и влиятельные родители скрывали маленького Алешу, и до 12 лет у мальчика не было даже фамилии. Только когда пришло время отдавать ребенка на учебув петербуржский кадетский корпус и жить без документов дальше оказалось нельзя, пришлось придумать и фамилию.
Происхождение фамилии связано с селом Бобрики в Тульской области. Еще при рождении Алеши, императрица велела построить два имения: большой дворец в селе Бобрики и летнюю усадьбу в Богородицке. Однако все детство мальчик провел в Петербурге, а пользоваться подаренными дворцами начал уже после смерти своей матери, когда ему исполнилось 34 года. Именно в это время взошедший на престол Павел I признал Алексея Бобринского и публично назвал его своим родным братом.
Пожив в столице, Бобринский с семьей переезжает в Тульскую область. Из двух своих владений он выбирает не большую усадьбу в Бобриках, а гораздо меньшее имение в Богородицке. Возможно, это было связано с тем, что ремонтировать дворец в Бобриках было слишком дорого, а в Богородицке все уже было готово для жизни и не требовалось больших капиталовложений. Бобринский дворец так и остался пустой – никто из семейства там никогда не жил.

Усадьба в Богородицке пришлась по вкусу новым хозяевам. Здесь прожило четыре поколения Бобринских – крупных промышленников, министров, государственных деятелей. Основатель рода Алексей Бобринский называл это место своим «маленьким раем»

Дворец строился по проекту известного архитектора того времени Ивана Григорьевича Старова, который известен как автор Троицкого собора в Александро-Невской Лавры и Таврического дворца в Петербурге. За сто лет до того, как земли купила Екатерина II, здесь находилась Богородицкая оборонительная крепость. С прежних времен осталась башня, которая позже была приспособлена под звонницу для усадебного храма и в восстановленном виде существует до сих пор.

Даже те, кто не слышал об усадьбе графов Бобринских, могли путешествовать по этим местам в своем воображении, читая шестую главу «Анны Карениной» Льва Толстого. Ведь именно дворец Бобринских стал прототипом имения Воздвиженское графа Вронского.
 
 
Музейные фонды
Начало формирования коллекции началось в 1964 году с  образования народного краеведческого музея.
В 1979 году Богородицкий             музей был перемещен во дворец графов Бобринских, который находился на территории усадьбы конца XVIII в. Было принято решение соединить музей с филиалом Тульского областного художественного музея. С этого момента он стал комплектоваться как историко-художественный, а в дальнейшем и как Дворец-музей.

Большая часть художественной коллекции состоит из произведений искусства конца XVIII – начала XX в. Все это элементы быта проживавших здесь людей: мраморная скульптура, предметы дворянской мебели, пластика различных заводов и фарфоровая посуда, осветительные приборы, изделия из бронзы и стекла.
К сожалению, живопись старых мастеров, представлена в музее в ограниченном количестве. В основу живописной коллекции музея легли работы народного художника РСФСР М. И. Авилова. Портреты выдающихся деятелей искусства этого же автора составляют лучшую часть коллекции графики музея. В собрании музея можно найти поистине эксклюзивные работы М. И. Авилова. Здесь есть и его авторская копия “Поединка Пересвета с Челубеем” и последняя картина художника, законченная им за два часа до смерти, – “Лошади в поле”. Богородицкий музей обладает наибольшим в России собранием произведений баталиста М. И. Авилова. Коллекция его работ, которая хранится в музее, насчитывает порядка 100 полотен.

Значительную и весьма интересную для посетителей часть музейного собрания составляют коллекция тульских самоваров середины XIX в. и коллекция народного костюма жителей бывшего Богородицкого уезда.

Сотрудники музея выполняют также очень важную собирательскую работу – выявляют и приобретают вещи из Богородицкого дворца, а также собирают материалы о роде Бобринских.
 


  
Мероприятия
Богородицкий дворец-музей, будучи хранилищем замечательных произведений искусства, дает потрясающую возможность культурно воспитывать подрастающее поколение. Программа «Музей и школа», разработанная сотрудниками музея, нацелена на самые различные возрастные категории ее участников. Здесь практикуют самые различные формы работы: лекции, экскурсии, праздники, тематические уроки, литературно-музыкальные вечера.
С 1919 по 1926 годы в Богородицке на высоком профессиональном уровне успешно работал Народный театр. На его подмостках блистал А. П. Бурцев, заслуженный учитель РСФСР.
Театральная традиция возрождается в стенах Богородицкой библиотеки искусств, которая находится на территории дворцово-паркового ансамбля, и в настоящее время.
 
Богородицкий любительский театр «У Гаши», который уже более 10 лет работает при библиотеке искусств, ставит спектакли по произведениям классической драматургии. Здесь можно увидеть «Женитьбу Фигаро» и «Слугу двух господ», «Стакан воды» и «Пигмалиона», «Из жизни провинциального театра» и «Как важно быть серьезным». Экспонаты музея служат артистам театра одновременно и реквизитом, и декорациями. Как мы видим заложенные некогда А. Т. Болотовым традиции нашли свое продолжение и в наши дни. Также домашний театр «У Гаши» тесно связан с деятельностью Дворца-музея по изучению искусства и культуры этого периода.
 
Культурно-историческое наследие Богородицка даёт возможность Дворцу-музею стать одним из ключевых центров событийного туризма.
5 декабря 1999 года в Богородицком Дворце-музее была проведена акция «Болотовский театр в Богородицке». В программу была включена научно-практическая конференция, в ходе которой были заслушаны доклады и сообщения по истории детского театра и театра дворянской усадьбы второй половины XVIII века. Интересными и познавательными были выступления сотрудников музеев, работников архивов и преподавателей вузов. В конференции участвовали не только профессиональные, но и самодеятельные театральные коллективы. Тульский областной театр юного зрителя показал на сцене дворца свой новый спектакль «Дворянин из Дворяниново».
  


  
Контактная информация
Посетители могут заказать следующие экскурсии:
1. Обзорная экскурсия по экспозициям музея с выходом на смотровую площадку.
Продолжительность – 2 академических часа.

2. Пешеходная экскурсия по парку с посещением Казанской церкви.
Продолжительность – 1,5 академических часа.

3. Пешеходная экскурсия по исторической части Богородицка с сохранившимися элементами планировки XVIII – ХIХ вв.
Продолжительность – 1,5 академических часа.

Комплектуются группы из одиночных посетителей.
  

Режим работы музея:
с 10 до 17 часов 30 минут,
Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея.
Выходной день – понедельник.
Последний четверг  месяца – санитарный день.
 
 Где находится, как доехать:
Адрес:
301800, г. Богородицк Тульской области,
Дворец-музей и парк
Итак, если хотите добраться до усадьбы, въезжаете в Богородицк, едете до центральной площади (после часовни), ну а там смотрите указатель на усадьбу (налево). Лично мы, как только увидели стенд музея, развернулись, припарковали машину и пошли пешком через парк. Но, видимо, есть подъезд и к самой усадьбе, т.к. около нее было множество машин. И еще один совет, не повторяйте нашу ошибку, лучше ехать либо в будние дни, либо в выходные к вечеру. Иначе в музее огромное количество фотографирующихся свадеб, честно, устали от них.
Телефон:
(48761) 2-25-32
Электронная почта:
m1459@mail.museum.ru
 

 

 
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Официальный сайт дворца-музея
http://www.palace-museum-park.org/
Достопримечательности Тульской области.
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Богородицкий дворец-музей и парк Вконтакте.

 

 

ВложениеРазмер
4565767870 (1).jpg248.45 КБ
4565767870 (2).jpg145.67 КБ
4565767870 (3).jpg641.09 КБ
4565767870 (4).jpg273.44 КБ
4565767870 (5).jpg252.22 КБ