Юнго-Кушергинская стоянка

Юнго-Кушергинская стоянка -  самый древнейший археологический памятник Республики Марий Эл эпохи  палеолита (около 30 тыс. лет назад).
Памятник  был исследован  в конце 50-х гг. XX в. Марийской археологической экспедицией. Стоянка  изобиловала  находками бивня мамонта, шейного позвонка и лопатки шерстистого носорога, ключицы бобра, ребра лошади и трубчатых костей быка и медведя. Причем  на некоторых из них были заметны следы слома, надреза, зарубки.
 

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

Юнго-Кушергинская стоянка

При раскопках  также были найдены кремневые орудия труда  и отходы от производства: это прежде всего ядрища (нуклеус), очень похожие на нуклеусы из стоянки Костенки IV Воронежской области, листовидное острие, концевой скребок, резцовый скол.
Возникает вопрос: откуда пришли  сюда самые первые люди?   Ведь Среднее Поволжье не входит в зону становления человека, и оно не является очагом распространения  нижнепалеолитических людей.
 
Пока что ответ на этот вопрос может быть только один: с Костенковско - Боршевского палеолитического региона  на Дону, где имеются аналогичные кремневые орудия и нуклеусы. Этот ответ может считаться достоверным, если учесть, что древний человек с Дона добирался и в более  восточные районы, вплоть до Прикамья и Печорского края.
Еще в древности наши предки облюбовали эту местность с богатой растительностью и животным миром, выгодно расположенным  для  поселения.
 

Юнго-Кушергинская стоянка

Где находится, как доехать:
Горномарийский район, Марий Эл,
Деревня Юнго-Кушерга,
Координаты:
56.328853  46.428698

 

Юнго-Кушергинская стоянка

Деревня ЮНГО-КУШЕРГА / ЙЫНГЫ КУШЫРГЫ)
 Расположена на левом берегу р. Большая Юнга, в 5 км от с. Еласы. Марийское название "Йынгы Кушергы" состоит из слов "Йынгы" - название реки "Юнга" и "кого шыргы" - "большой лес", то есть "Деревня в большом лесу при реке Юнга". В окрестностях деревни находится древнейшая в крае Юнго-Кушергинская стоянка людей периода палеолита (возраст составляет около 30 тыс. лет), раскопанная в 1959 г. казанским археологом, профессором А. Х. Халиковым. В начале XX в. на противоположном берегу р. Большая Юнга был основан небольшой мужской Аштавайнырский монастырь. На основе исторического предания, записанного со слов местного крестьянина Столярова, известный писатель краевед Ким Васин написал книгу "Сабля атамана" об Аштывае.
 

Юнго-Кушергинская стоянка

Эта старинная марийская деревня в XVI-XVIII вв. относилась к Акпарсовой сотне. По данным ландратской книги 1717 г., в деревне-общине "Юнга Кушурга" Козьм. уезда было 29 дворов (64 муж. и 55 жен.) ясачных марийцев. В 1795 г. в ней было 36 дворов (144 муж. и 142 жен.); в 1859 г. - 58 дворов (141 муж. и 149 жен.); в 1897 г. - 98 дворов (267 муж. и 304 жен.); в 1915 г. - 114 дворов с населением в 622 чел. Деревня изначально с середины XVIII в. относилась к церковному приходу с. Чермышево (Еласы). В конце XVIII - начале XX вв. последовательно находилась в Больше-Юнгинской и Мало-Карачкинской волостях Козьм. уезда. В 1918-1924 гг. была в Емелевской волости, в 1924-1931 гг. - в Емелевском районе Козьм. кантона, с 1936-1959 гг. - Емелевском с/с Елас. района, с 1959 г. - Елас. с/с Горномар. района.
 
Жители исстари занимались хлебопашеством, животноводством, различными домашними и отхожими промыслами. По описанию 1889 г., земельные угодья крестьян этой деревни составляли одно Юнго-Кушергское сельское общество Мало-Карачкинской волости. Площадь пашни равнялась 535, 7 дес, сенокосных лугов - 193, 5 дес, лесов - 69, 4 дес. В 1890 г. крестьяне содержали 207 лошадей, 143 головы КРС, 602 головы мелкого скота; в 1891 г. соответственно - 205 лошадей, 39 жеребят, 158 коров, 2 быков, 59 телят, 378 овец, 54 свиньи и разную домашнюю птицу. В деревне многие имели яблоневые сады и пчельники. Здесь были развиты мукомольный, кузнечный, столярный и другие промыслы. В 1897 г. в деревне трудились 1 кузнец, 2 плотника, 1 стекольщик, 2 столяра, 1 мастер по изготовлению и починке "гармоний", 6 пчеловодов, 2 мельника и 1 портной. В 1897 г. в д. Юнга Кушерга имелись школа грамоты и общественный хлебозапасный магазин (амбар). Рядом с деревней, на р. Большая Юнга действовали 3 водяные мукомольные мельницы, принадлежавшие местным крестьянам Григорию Федотову и Варваре Егоровне, Ольге Ивановне и Александру Яковлевичу Леонтьевым. В 1915 г. отмечено, что здесь были развиты такие промыслы как портняжный (3 чел.), сапожный (1 чел.), колесный (1 чел.), плотничный (10 чел.), слесарный (1 чел.), гнутье полозьев (4 чел.), кирпичный (3 чел.), столярный (3 чел.), малярный (5 чел.). Здесь же имелись бондари, лесопильщики, печники и другие кустари-мастера.
 


Примечательным фактом в истории этой деревни стало открытие в 1867 г. Юнго-Кушергской школы братства святителя Гурия, просуществовавшей до 1869 г. (обучались 12 мальчиков). В 1893 г. в деревне была открыта школа грамоты. В 1897 г. в ней обучались 23 учащихся (19 мальчиков и 4 девочки), в 1903 г. - 33 учащихся (17 мальчиков и 16 девочек). Заведующим и законоучителем был еласовский священник Петр Степанович Белокуров, а учителем - местный житель, уволенный в запас из армии, унтер-офицер Егор Тараканов. Школа содержалась за счет денежных поступлений от земства, крестьянского общества и иных лиц. В дальнейшем, в советское время, в 1930 г. в Юнго-Кушергской начальной школе обучались 76 учащихся (д. Юнга Кушерга, выселок Первое Мая, Коммуна "Юнгастрой").
 
В 1919 г. в д. Юнга Кушерга в 126 дворах проживали 631 чел. (308 муж. и 323 жен.), а в 1926 г. - 619 чел. В 1921 г. действовали школа I ступени и изба-читальня. В 1922 г. при д. Юнга Кушерга значились 2 водяные двухпоставные мельницы, находившиеся в ведении Козьм. уездного земельного отдела. По данным 1924 г., во владении крестьян д. Юнга Кушерга имелось 257 дес. пашни, 73 дес. сенокосных лугов, 143 рабочие лошади, 18 нерабочих лошадей, 161 корова, 11 нетельных коров, 282 овцы, 15 свиней и разная домашняя птица. Из числа 107 крестьянских хозяйств (102 дворов) безлошадными были 13 хозяйств, бескоровными - 12. На 1 хозяйство приходилось 2, 44 дес. пашни, на 1 едока - 0, 48 дес. Крестьяне сеяли рожь, овес, ячмень, просо, гречиху.

В годы коллективизации в 1929 г. из первых 9 крестьянских хозяйств был организован колхоз "Борец". Первым председателем колхоза стал Н. И. Матуков. В 1930 г. колхоз переименовали в колхоз "У жера" ("Новая заря"). Во второй половине 1930-х гг. в деревне активно работал кружок художественной самодеятельности, руководителем которого был местный учитель Николай Егорович Михатов. В 1937 г. молодые артисты заняли 1 место на республиканской художественной олимпиаде.
 


В годы войны, по состоянию на 1 января 1943 г., в колхозе "У жера" ("Новая заря") числилось население в 491 чел. Из них трудоспособных мужчин старше 16 лет было 34 чел., женщин - 154 чел., подростков 12-16 лет - 52 чел. В колхозе имелось 87 голов КРС, 100 свиней, 63 овцы, 120 голов домашней птицы, 28 пчелосемей, 52 рабочие лошади, 1 грузовая автомашина, 59 конных плугов, 3 бороны, 5 сеялок, 4 жатки, 5 молотилок, 10 веялок, 1 силосорезка. На 1 трудодень деньгами выдавали 2, 06 руб., зерном - 1, 5 кг, картофелем - 3 кг, овощами - 400 грамм. Председателем был Степан Андреевич Большаков. В годы войны колхозники трудились не только на полях и фермах, но и на лесоразработках и строительстве оборонительных сооружений в Заволжье.

На фронтах войны из д. Юнго-Кушерга сражались 127 чел., из них 63 чел. погибли, а 64 чел. вернулись домой. Среди них генерал-лейтенант Владислав Петрович Виноградов, лейтенант Мефодий Степанович Большаков, мл. сержант Апелий Григорьевич Тихонькин и др.

Уроженцами этой деревни являются многие замечательные люди. Среди них Константин Иванович Беляев (1910-1964) - известный поэт, композитор, фронтовик. После ранения он работал председателем колхоза в своей деревне, в Горномарийском издательстве, редакции районной газеты, участвовал в выпуске учебников для детей и альманахов "Родина верц", "Пеледыш сандалик". Владислав Петрович Виноградов (1899-1962) - генерал-лейтенант, в Великую Отечественную войну был начальником тыла Западного фронта. После войны работал заместителем начальника тыла Министерства обороны СССР, заместителем начальника Военной Академии. Прекрасно владел несколькими языками, страстно любил шахматы, в 1950-х гг. возглавлял шахматную федерацию СССР. Герман Федорович Манюков в 1930-х гг. преподавал математику в Козьмодемьянском педтехникуме, работал научным работником в Казанском университете. 
Всю свою жизнь проработала в колхозе Елена Ивановна Миронова. В 1970 г. ей, знатной свинарке колхоза "Коммунизм", было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Елена Ивановна Столярова за высокие показатели по выращиванию свиней была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Ее дочь Зоя Никодимовна Столярова за доблестный труд на молочной ферме удостоена орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Рафаэль Иванович Савельев прославил свою деревню тем, что стал крупным хозяйственным работником в республике. 
Леонид Арсентьевич Асланов много лет возглавлял колхоз "Большевик", стал заслуженным работником сельского хозяйства МАССР. Николай Никандрович Гаврилов, партийный и государственный деятель, работал министром культуры МАССР, госсекретарем РМЭ, заместителем Главы Правительства, с 1992 г. президентом Фонда развития культур финно-угорских народов, с 2005 г. работает в Марийском государственном университете, зам. председателя землячества горных мари в г. Йошкар-Ола. 
Анатолий Дмитриевич Амельченко, заслуженный работник культуры Российской Федерации и МАССР, активный участник художественной самодеятельности, возглавлял деревенский клуб, создал киностудию "Юнга-фильм". Его фильмы занимали призовые места на различных конкурсах, а им создано более 100 любительских фильмов. 
Его дочь Татьяна Анатольевна Наталици (Амельченко) стала кандидатом филологических наук, в настоящее время живет в Италии. В деревне вырос поэт и прозаик Валентин Андреевич Афанасьев (псевдоним - Ондрин Валька), член союза писателей Российской Федерации. 
В этой деревне родилась известная певица, исполнительница горномарийских песен, Зинаида Стахиевна Игнатьева (Мамуткина).
 Уроженец деревни Степан Андреевич Большаков участвовал в империалистической войне, во время гражданской войны воевал в 25-й дивизии В. И. Чапаева. В Великую Отечественную войну был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Работал председателем колхоза "У жера" ("Новая заря"), инструктором Еласовского ВКП(б). 
Арсений Филиппович Кузьмин в годы гражданской войны был в ординаторской команде В. М. Азина. В период борьбы с Колчаком он был направлен с пакетом в 25-ю дивизию В. И. Чапаева и из-за невозможности вернуться обратно оставлен в эскадроне командира Бубнова чапаевской дивизии. Затем был направлен в состав 1-ой конной армии С. М. Буденного. Воевал против Деникина, белополяков, штурмовал Перекоп. В 1950-е годы по направлению райкома партии в качестве председателя колхоза им. Маленкова как тридцатитысячник в деревню приехал Павел Михайлович Смирнов. За годы его работы здесь было построено новое здание школы. Работая учителем, он написал учебник для начальных классов и посадил сад вокруг школы. Его дочь Ангелина Павловна Асланова стала заслуженным работником образования РМЭ.

С 1956 г. в деревне имеется клуб, с 1959 г. работает медпункт, с 1950 г. - магазин, есть водопровод.

По состоянию на 01.01.2001 г., в д. Юнго-Кушерга числился 121 двор, из них 22 двора пустующих, с населением в 286 чел. (136 муж. и 150 жен.). В СПК "Еласовский" работали 144 чел., в личных подворьях - 15 чел., в других хозяйствах - 27 чел. Жители содержали 95 голов КРС, 41 свинью, 32 овцы и 999 голов домашней птицы.

В деревне распространены такие фамилии (с учетом исчезнувших), как Авдонькин, Александров, Алексеев, Амельченко, Андреев, Андрианов, Антонов, Асланов, Афанасьев, Башкиров, Беляев, Большаков, Борисов, Веселов, Виноградов, Власов, Волков, Гаврилов, Григорьев, Гусев, Дегачев, Ерохин, Зайцев, Замятин, Иванов, Иванушкин, Игнатьев, Каменский, Кашутин, Кольцов, Коротков, Кудряшов, Кузнецов, Кузьмин, Куприн, Куторов, Ларионов, Маркелов, Матуков, Маюков, Михайлов, Морозов, Палутов, Пеньков, Пертюков, Прокопьев, Родионов, Румянцев, Рябинов, Савельев, Сарлаев, Сергеев, Скворцов, Смирнов, Соловьев, Соснов, Столяров, Сусанин, Темняков, Тимофеев, Тихонькин, Толстов, Удалов, Федотов, Харитонов, Шубаков, Якутов, Яштыков и др.
 
   
________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
Достопримечательности Горномарийского района.
«История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: К проблеме этнокультурных взаимодействий».
Авторы: Завьялов Владимир Игоревич, Розанова Людмила Семеновна, Терехова Наталья Николаевна,  Дата написания (издания): 2011 год.
Медведевский археологический музей
http://www.12rus.ru/
Памятники археологии Марий Эл.

 

ВложениеРазмер
Юнго-Кушергинская стоянка170.66 КБ
Юнго-Кушергинская стоянка154.67 КБ
Юнго-Кушергинская стоянка374.09 КБ
Юнго-Кушергинская стоянка87.34 КБ
_047_19049515 (5).jpg399.98 КБ
_047_19049515 (6).jpg420 КБ

Комментарии

Историко-археологическим памятником не является?

Я, Валентин Андреевич Афанасьева, член Союза писателей России, родился как раз в деревне Юнго-Кушерга, поблизости от этого памятника археологии Юнго-Кушерской стоянки древних людей. Я помню, хотя и было мне 5 лет,как в 1959 году около речки Юнга производили раскопки и находили большие кости мамонтов и носорогов и др. зверей. Об этом факте написано теперь во многих исторических книгах и мы марийцы гордимся такой достопримечательностью. Лет 5 назад приезжали в эти места и видели хорошо оборудованную историческую точку с шалашом из шкур и муляжами костей, а также там были поставлены стенды и скамейки.Всё это было сделано руками Еласовских школьников. Но уже два года, как это место никем не присматривается, остались одни жерди от шалаша, приехали в позапрошлом году- трава до пояса и разруха. Меня очень интересует вопрос, а что случилось, неужели кто-то дал команду уже не считать это место историко-археологическим памятником и как к этому относятся местные краеведы и республиканские чиновники?

Юнго-Кушергинская стоянка

Конечно, Юнго-Кушергинская стоянка до настоящего времени является памятником археологии и истории, и вашим землякам есть чем гордиться, так как знание истории родного края, знание местной культуры и памятников старины - неотъемлемая часть народной жизни!

Но, увы, чиновникам приказать невозможно, для галочки они отмечают в своих документах этот памятник,

а на деле очень часто ничего не делается.

А мы обычная туристическая команда - тут практически бессильны.

Что-то могут сделать только местные жители,

с одной стороны, они могут послать коллективное письмо в соответствующие гос. структуры (например, в Министерство культуры), с другой стороны, могут сами ухаживать за памятником археологии. Хотя бы скосить траву в этом месте или добиться установки транспоранта с надписями.

А чиновникам в столице особо ничего и не надо...