Средневековое поселение – Красное Селище

Находится на правом берегу р. Сура в 19 км от д. Макаркино. Впервые урочище "Красное Селище", расположенное на исторической земле Акпарсовой сотни, упоминалось в архивных документах в XVII в. Испокон веков в этой местности жили охотники, рыболовы, пчеляки и земледельцы, осваивавшие лесные богатства дубрав и липняков. Со временем в силу разных причин, в том числе поземельных споров, жителям пришлось покинуть это красивое место.
    

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

  

                                            Красное Селище - река Сура                                                  

Средневековое поселение, Красное Селище

ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ И СВЯТИЛИЩЕ
Особый интерес в плане конструктивных особенностей представляет святилище на селище Красное селище II (XIII - XV вв.), расположенном на первой надлуговой террасе правого берега р. Суры правого притока р. Волги РМЭ, в центре д. Красное селище на правом берегу ручья Андран ангыр1, впадающего в р. Суру [Никитина Т.Б. 1999. Отчет...]. Частично результаты раскопок опубликованы автором диссертационного исследования в 2004 г. [Ефремова Д.Ю. 2004. С. 66 - 69].
Культовый комплекс на селище располагался на его южной окраине недалеко от воды /приложение 2, рис. II. Об изолированности святилища судить сложно, т.к. площадка частично разрушена карьером [Никитина Т.Б. 1999. Отчет... Рис. 1]. Красноселищенское святилище, как и само селище, относится к концу XIII - началу XV вв. н.э. [Никитина Т.Б. 2002. С. 274].
'Слово «ангыр» переводиться как ручей или маленькая речка [Саваткова А.А. 1981. С. 14]; «Андран» в соче-тании «ангыр» может означать «Реку с рыболовным запором» [Воронцова О П , Галкин И С. 2002. С. 33], но может быть и собственным именем от «Андрон» [Черных С.Я. 1995. С. 312]
 

Средневековое поселение, Красное Селище

Примерная площадь памятника 140 кв. м.
На святилище культовые объекты условно разделяется на две основные группы: ЮВ и СЗ /приложение 2, рис. 8/.
Юго-восточная - основная культовая площадка. Она представлена гуммированным суглинком, насыщенным фрагментами керамики, костями жи¬вотных, угольками и обожженной глиной. Мощность культурного слоя дос¬тигает 20 см [Никитина Т.Б. 1998. Дневник], а площадь составляет около 90 кв. м. Эта часть святилища, по-видимому, была отгорожена от поселения и СЗ группы культовых объектов, о чем свидетельствуют ямы № 2, 4, 13, 15, 16.
Сложные конструктивные особенности юго-восточной части выража-ются в четком расположении составляющих её культовых мест по сторонам света.

Центральная часть представлена 2 кострищами: очагом № 7 диаметром 30 см и мощностью заполнения 16 см и очагом № 8 диаметром 44 см и мощ¬ностью заполнения 28 см.
Здесь же находились 2 столбовые ямы - диаметром 32 см и глубиной 16 см (№ 6) и диаметром 20 см и глубиной 12 см (№ 9). Назначение ям уста¬новить сложно, возможно это остатки от навеса или стоявших в центре идо¬лов.
Южная часть представлена одним сложным объектом - сооружением № 1, в виде округлой глинобитной площадки диаметром 180 см.

Вокруг него выявлен ровик шириной 90 см и глубиной 20 см, насыщенный кусками угля, среди которого обнаружены зуб животного и полный костяк поросенка в воз¬расте от 2 - 3 мес. [Асылгараева Г.Ш. 2004. Результаты...]. В верхнем слое ровика найдены мелкие фрагменты керамики и глиняной обмазки [Никитина Т.Б. 1998. Дневник].
 

Средневековое поселение, Красное Селище

В северной части располагалась яма № 11 жертвенный характер кото¬рой не вызывает сомнения. Её размеры 200 х 180 см, глубина 80 см. Она на¬ходилась в 4,5 м к С - СЗ от ямы № 1 и была заполнена гумусом с включени¬ем костей животных, мелких фрагментов керамики, шлака, угля, глиняной обмазки. На дне ямы в анатомическом порядке лежали костяк собаки и кости куриных ног [Никитина Т.Б. 1998. Дневник; Никитина Т.Б. 1999. Отчет... С. 6, рис. 5].

Череп собаки был ориентирован строго на восток.
В 100 см к СЗ от ямы № 11 находился очаг № 14, размерами 30 х 32 см и глубиной 25 см, в заполнении которого обнаружены керамика и кости жи-вотных. В 72 см к ЮВ от неё и в 44 см к В выявлены две столбовые ямы (№ 10 и № 12).

 

Диаметр первой 40 см, глубина 10 см и диаметр второй - 20-22 см, глубина 16 см.
На 3 основной площадки (юго-восточной части святилища) был устро¬ен отдельный комплекс, состоящий из 2 столбовых ям (№ 2, 4) диаметрами 32 см, заглубленных соответственно, на 20 и 32 см, и 2 очагов (№ 3, 5). Са¬мым 3 объектом, расположенным на расстоянии 400 см от центральной части святилища, был очаг № 3 диаметром 40 см и глубиной 40 см.

В заполнении очага найдены мелкие кости животных. В 120 см к востоку находиться очаг № 5 трапецевидной формы с округлыми углами размерами 80 - 100 см глу¬биной 12 см, в заполнении которого обнаружены шлак, обмазка (глина) и ке¬рамика.
Об активном использовании святилища свидетельствует большое ко-личество тропинок, ведущих от основных сооружений к спуску к воде, рас-положенного на востоке площадки: от сооружения № 1 (шириной 36 см, глу-биной 16 см), от ямы № 11 (шириной 84 см, глубиной 16 см), от центральной площадки (шириной 44 см, глубиной 28 см).
Основная масса обнаруженного вещевого материала сконцентрирована в северной и центральной части рассматриваемой площадки.

Индивидуальные находки в основном представлены железными предметами (10 шт.):   
фрагменты ножа и пилки, булавка с перекрученным стрежнем спиральной головкой и с обломанным концом, фрагмент дужки котла, пряжка, стрела треугольной формы с линзовидным сечением и черешком с треугольным сечением. Еще 3 металлических предмета были найдены непосредственно воз¬ле ямы № 11, а 2 в её верхних слоях.
Северо-западная группа объектов - второстепенная группа культовых мест.

Примерная площадь составляет 16 кв. м. Она представлена 4 жертвенными ямами (№ 20, 21, 22, 23) диаметрами от 20 до 52 см глубиной 14-21 см, в гуммированном заполнение которых обнаружены «сырые» кости животных, фрагменты керамики, шлак и кремневый скол; и 1 кострищем (№ 19) диметром 28 см и глубиной 25 см. Жертвенные ямы № 21 и № 20 были со¬единены тропинкой шириной 24 см, глубина натоптанности которой достигает 25 см.
В данной части святилища найдено 9 железных предметов, 1 пряслице из кости животного и 1 глиняное грузило. Среди предметов из черного металла определены следующие: нож с уступами при переходе от ручки к рабочей части, кочедык, стрела с треугольной формой пера линзовидным сечением и упором при переходе к черешку; наконечник стрелы с круглым сечением, коленчатый ключ от пружинного замка новгородского типа с прорезью для контрольного штифта (тип В варианта 2) датированный XIII в.- началом XV вв. [НикитинаТ.Б. 1999. Отчет... Л. 8 - 9; Колчин Б.А. 1959. С. 86].

Средневековое поселение, Красное Селище

Сложные конструктивные особенности святилища дополняются интересными чертами:
1. Жертвенным составом заполнений ям: фрагменты керамики и шлака, «сырая» и обожженная кость. Всего на святилище диагностировано 777 ко¬стных фрагментов от 17 особей1: мелкий рогатый скот - 35,3 %, свинья - 29,4 %, крупный рогатый скот - 23,5 %, лошадь - 5,9 %, кошка - 5,9 %. Если на селище, исследованном в 1996 - 1997 гг. среди костных остатков домашних  животных преобладали свиные кости - 43,2 %, далее шли кости мелкого ско¬та - 27,3 %, крупного рогатого скота - 11,4 %, лошади 4,5 %., то на святилище больше мелкого и крупного рогатого скота, что вполне объясняется культовым характером данного объекта.

2.    Керамическим материалом вне жертвенных ям. Собрано более 2500 очень мелких фрагментов [Никитина Т.Б. 1999. Отчет... С. 7]. Среди них преобладает лепная керамика - 85,6 %. По данным раскопок 1995 г., на тер¬ритории селища лепной керамики обнаружено почти на 20,1 % меньше [Никитина Т.Б. 2002. С. 120].
3.    Расположением на святилище ямы с собакой и костями птицы.

На самом селище были найдены черепа трех особей собак. По мнению Г.Ш. Асылгараевой, мясо собак обычно не использовалось в питании и наличие среди костных остатков на селище только голов собак (черепов и нижних че¬люстей) при отсутствии других частей скелета, является необычным фактом [Асылгараева Г.Ш. 2003. С. 127]. Возможно, это каким-то образом объясняет появление обряда связанного с собакой на святилище.
Для полной реконструкции памятника необходимо его дальнейшее исследование.
Таким образом, видовой состав культовых мест на селищенских святилищах I тысячелетия однообразен и представлен только очагами.

На рубеже I - II тысячелетий появляются жертвенные ямы. Во II тысячелетии насчитыва¬ется 3 вида культовых мест: очаги, жертвенные ямы, глинобитная площадка. Возле некоторых жертвенных ям выявлены столбы (возможно от идолов).

  
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Сезон 1995 года выделяется тем, что впервые кружковцам довелось участвовать в раскопках средневекового марийского селища XIII–XIV вв., расположенного в центре деревни Красное Селище близ реки Суры Горномарийского района. 
Раскопки подобных поселений в нашем крае ранее не проводились, участники экспедиции чувствовали себя первооткрывателями.
Культурный слой представлен черным, сильно гуммированным заполнением, интенсивность которого приблизительно одинакова на территории всего раскопа. В раскопе обнаружена хозяйственная постройка с углубленным подполом. 
Наиболее массовыми находками являются фрагменты керамики, из которых полностью или частично реконструируются лишь несколько сосудов. Керамический материал состоит из лепной и гончарной посуды. На селище найдены изделия из черного и цветного металлов, несколько костяных поделок и пряслиц.
   
 
Красное Селище – ИСТОРИЯ СЕЛА
Новое освоение здешних мест началось уже в советское время. В 1925 г. под выселок Красное Селище был выделен лесной участок. Первыми переселенцами стали жители д. Амануры из семей Игнатьевых, Андриановых и Ивановых. Они построили дома из осины и липы. Все работы по выкорчевке леса производили коллективно.

В годы коллективизации в 1931 г. жителями деревни был организован колхоз "Красное Селище". Первым председателем колхоза стал Григорий Игнатьевич Игнатьев. Жители колхоза добились многого. Была построена мельница, прорыт канал, заведены пчелы и скот.

В 1937 г. в колхозе "Красное Селище" числилось 62 колхозника. Колхоз имел 105 га земли, из которого пашни составляли 38 га, сенокосные угодья - 13 га; в колхозе было 15 лошадей, 25 голов КРС, 2 овцы. В среднем на корову надаивали по 1211 литров молока; хлеба государству сдавали по 16 тонн в год.

В годы войны, по состоянию на 1 января 1943 г., в красноселищенском колхозе "Красное Селище" числилось 32 двора с населением в 114 чел. Из них трудоспособных мужчин старше 16 лет было 5 чел., женщин - 44 чел., подростков 12-16 лет - 28 чел. В колхозе имелось 36 голов КРС, в том числе 8 коров; 10 свиней, 35 овец, 44 головы домашней птицы, 125 пчелосемей, 29 лошадей, 1 локомобиль, 9 конных плугов, 2 бороны "зиг-заг", 2 сеялки, 1 сенокосилка, 1 жатка, 1 молотилка. В годы войны колхозники трудились не только на полях и фермах, но и на лесоразработках и строительстве оборонительных сооружений в Заволжье.

На фронтах войны из д. Красное Селище сражались 14 чел., из них 6 чел. погибли, а 8 чел. вернулись домой. Среди них мл. сержант Алексей Иванович Ялдайкин, рядовой Сергей Степанович Комаров и др.
Уроженцем этой деревни является Григорий Игнатьевич Игнатьев. За успехи в колхозном строительстве Г. И. Игнатьев был избран делегатом II съезда колхозников-ударников и удостоен ордена Ленина. Награду вручал М. И. Калинин. В 1937 г. он стал депутатом Верховного Совета СССР первого созыва, где состоял в Совете Старейшин. Добровольно ушел на фронт.

После Великой Отечественной войны, 24 июня 1945 г., ст. лейтенант Г. И. Игнатьев был участником Парада Победы на Красной площади. В числе полководцев, маршалов Советского Союза, Героев Советского Союза был приглашен руководством страны на торжественный прием в Кремле.
По состоянию на 01.01.2001 г., в д. Красное Селище было 24 двора, в том числе 7 пустующих, с населением в 42 чел. (15 муж. и 27 жен.). В личных подворьях работали 5 чел., на сезонных работах - 2 чел., в других учреждениях - 7 чел. Жители содержали 15 голов КРС, 15 свиней, 31 овцу, 2 козы, 2 лошади и разную домашнюю птицу. В деревне распространены такие фамилии (с учетом исчезнувших), как Андрианов, Артемьев, Игнатьев, Комаров, Кильдяшов, Кузьмин, Малышев, Михайлов, Родионов, Ялдайкин и др.

  
 
________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Памятники археологии Марий Эл.
Медведевский археологический музей.

http://www.arhmuzey.ru/photo_archive/expeditions_tree/1995
Вопросы исторической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 85-87. — 
 https://moluch.ru/

 

 

ВложениеРазмер
Средневековое поселение, Красное Селище844.68 КБ
Средневековое поселение, Красное Селище823.94 КБ
Kr_Sel (3).png777.56 КБ
Kr_Sel (4).png638.2 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.