Село Косолапово, Уржумский тракт


Осенний день очень короток, и тем более в ноябре (поход-ноябрь 2012г.).  Как раз под вечер мы выехали на знаменитый Алатский тракт, точнее на Уржумскую ветку Алатского тракта, что вел из Казани в Вятскую губернию.
Мы уже писали про эту дорогу, что начиналась с нынешней улицы Декабристов в Казани, а также рассказывали про деревни (сёла) вдоль тракта:
 Большая Атня, Ключи-Сап,  Шоруньжа,  Илеть,  Параньга, Косолапово, Мари-Сола, Буйское, Уржум, Сернур, Новый Торъял, Мари-Турек – эти населенные пункты располагались на разных ветках этого тракта.
И сейчас некоторые водители ездят в Киров короткой дорогой  - всего 391км: Казань - Калинино - Большая Атня - Кошар - Ключи-Сап - Илеть - Параньга - Сернур - Кукнур - Советск – Киров (это первая ветка).

 

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

Вторая ветка тракта от Параньги вела через Мари-Турек и Косолапово в сторону Уржума.  Границу Марий Эл тракт пересекал  около д. Ключи-Сап.  Границу с Кировской областью тракт пересекал около села Буйское (на Уржум). Тут же недалеко располагалось старинное село Косолапово, рядом с рекой Буй, а недалеко от него находился известный Ляминский (Никольский) источник.
Косолапово –  примечательное торговое село, имеет свою историю. На главной улице сохранилось несколько старинных домов, здание волостного управления, ну, и украшение села – Никольский храм.
В центре села находится могила и памятник марийскому писателю Дмитрию Ораю.
Следует отметить, что родом из Косолапово – бывший Президент Республики Марий Эл В.А. Кислицын.

Село Косолапово, Уржумский тракт

Посреди села красуется Никольская церковь, построенная в честь святителя Николая Чудотворца. Сначала она была деревянной, построена и освещена в 1838 году. В 1880 году вместо нее был построен каменный храм на средства прихожан длиной 37 саженей, шириной 10 саженей, высота колокольни составляла 18,5 саженей. Церковь окружала железная ограда с решетками и каменными столбами. Престолов в каменной церкви было три: правый - во имя Св. Николая Чудотворца, левый - во имя преподобного Сергия Радонежского и холодный придел - во имя Успения Пресвятой Богородицы. Кроме прихожан, на территории прихода имелись язычники и старообрядцы.

               ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ СЕЛА ПРОХОДИЛ АЛАТСКИЙ  (УРЖУМСКИЙ) ТРАКТ

Село Косолапово, Уржумский тракт

Историческая справка - Село КОСОЛАПОВО (БОЛЬШИЕ ТОШКЕМЫ, ВЕРХОБУЕВСКОЕ)
 Русское село на левом берегу реки Буй в 18 км от районного центра - села Мари-Турек. Как селение оно зафиксировано в архивных документах в XVIII веке под названием Большие Тошкемы. Марийское слово "тошкем" означает задворки. Вначале это было марийское поселение, сохранились даже имена глав родов - Поксимет и Эльбахт. В 1795 году в деревне насчитывалось 30 ясачников. 
В эпоху неолита здесь жили первобытные люди, об этом говорят найденные поблизости находки: каменные топоры и железные копья.

                     ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ ВОЙНЫ,  РЯДОМ МОГИЛА ДМИТРИЯ ОРАЯ

Название Косолапово появилось лишь в начале XIX века. То, что селение находилось на пути следования обозов из Казани в Вятку, обусловило его быстрый рост (Алатский тракт). В 1811 году зафиксирован приезд Аверьяна Аниевича Сырина из Нолинского округа. В деревне тогда было 12 дворов, 45 мужчин. Позднее приехали Поповы из-под Уржума и Машковцевы из-под Нолинска. Из Орловского уезда Вятской губернии в 1834 году прибыли М.С. Овечкин, Х.Я. Лабастов, А.Х. Лаптев, из Нолинского уезда - Ф.В. Буйских, А.Я. Жданухин, Т.С. Питиримов, СЕ. Ендальцев, П.Е. Окулев, З.Я. Кашин. Было 18 дворов, 73 мужчины, 90 женщин.
Помещиков в этих краях не было, земля принадлежала государству, распределяли ее по ревизским душам - отцу и сыновьям. Кормились за счет своего крестьянского хозяйства. Основными орудиями труда были соха, плуг, веялка, молотилка. Конные жатки появились только в начале XX века. В 1891 году в селе числилось 67 дворов.

                               СТАРИНЫЙ ДОМ НА АЛАТСКОМ (УРЖУМСКОМ) ТРАКТЕ

Волостное управление в селе Косолапово установили в 1884 году. Находилось оно в белокаменном здании. Сегодня в нем располагается амбулатория участковой больницы. В селе было несколько частных магазинов, но ближайший кабак находился в 3-х км от села - в Пумари. Школа располагалась при церкви.
В 1845 году в селе было открыто 3-х классное земское училище. В 1910 году его перевели в красное кирпичное здание, а деревянное передали под библиотеку. В этом же доме находился медицинский пункт с одним фельдшером на всю волость.
19 февраля 1918 года в Косолаповской волости была установлена власть советов. В первые годы советской власти селом управляли комитет бедноты и волисполком, первым председателем которого был комиссар Е.Л. Машковцев (в его честь названа одна из улиц села). При переделе собственности шла упорная борьба за владение расположенными на реке Буй водяными мельницами. Волостной совет активно защищал интересы беднейшей части населения. Однако богачи сумели отправить весь состав совета в отставку и избрать новый. Поэтому из Уржума в Косолапово была делегирована следственная комиссия. 19 мая состоялось собрание волостного совета, на котором действия местных богатеев были признаны незаконными. В конечном итоге исход решили прибывшие из Уржума красногвардейцы.
В конце 1918 года в селе была основана больница. В 1924 году в ней имелось 3 отделения: родильное, терапевтическое и тифозное. Штат состоял из 10 человек. Был открыт детский сад на 50 мест.
В 1923 году волисполком преобразовали в сельсовет, первым председателем поставили Ф.Е. Попова. В селе проживало 550 человек: 240 мужчин и 310 женщин.

                                    ЕЩЁ ОДИН ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДОМ

С началом коллективизации был образован колхоз "Гигант", объединявший множество населенных пунктов. Возглавлял хозяйство Кузнецов, двадцатипятитысячник из Красного Сормова. Однако гигантский колхоз оказался неуправляемым и вскоре его реорганизовали. На его базе были созданы коллективные хозяйства по населенным пунктам. В Косолапове его назвали именем Калинина, первым председателем избрали Р.К. Попова. Что интересно, вошли в него 18 зажиточных хозяйств, а бедняки и середняки вступать не стали. Поэтому и его вскоре распустили как кулацкий, а первых колхозников, в основном, сослали. В 1930 году бедняки и середняки образовали новый колхоз, назвали его "Просвет", председателем избрали того же Р.К. Попова.
В начале 30-х годов церковь была засыпана хлебом, вскоре ее закрыли. В здании церкви разместили клуб.
1935 год знаменателен образованием Косолаповского района, что сыграло большую роль в развитии социальной, культурной инфраструктуры села. Начала выходить районная газета "Путь Сталина", активно включившаяся в общественную жизнь района.
В 1936 году была образована Косолаповская МТС. Первым ее директором назначен Г.А. Залетов. В МТС имелось 93 трактора. Комбайнов было 10, грузовых автомашин - 6, всю технику обслуживали 8 механиков, 42 бригадира, 144 тракториста, 15 комбайнеров, 6 шоферов. МТС сыграла огромную роль в развитии сельскохозяйственного производства в районе.
Большую помощь в становлении районной газеты оказал классик марийской литературы, долгое время живший в Косолапове, Дмитрий Орай, могила которого находится в центре села в саду имени Героя Советского Союза С.Р. Суворова, воспетого писателем в повести "Чолга шудыр" ("Немеркнущая звезда"). Многие произведения известного писателя, вошедшие в сокровищницу национальной литературы, впервые были опубликованы в районной газете.

Село Косолапово, Уржумский тракт

В 1937 году появилось электричество, а затем - радиоузел. В 1940 году построено школьное здание.
В годы Великой Отечественной войны почти все мужчины ушли на фронт, 106 из них погибли и пропали без вести. Женщины, девушки, подростки заменили ушедших на фронт отцов, мужей, братьев. Успешно продолжала трудиться женская тракторная бригада Косолаповской МТС. В селе проживало много эвакуированных. В здании средней школы располагался детский дом, переселенный из Москвы.
В 1946 году в селе случился большой пожар, сгорело много домов. Однако быстро отстроились. Энтузиазм, вызванный победой над врагом, помогал не только преодолевать невзгоды, но и порождал активность, желание быстрее наладить жизнь. В первые же послевоенные годы всем районом около села на реке Буй построили гидроэлектростанцию. К сожалению, ее плотина вскоре была снесена бурной рекой, попытки восстановить ее тоже оказались безуспешными.
Народ жил надеждами на будущее, трудился, учился, отмечал праздники. Главным праздником считалась Девятая пятница (после Пасхи). Накануне этого дня в село на ярмарку съезжалась вся округа, приезжали из соседних районов республики, Кировской области. Из Уржума привозили карусель, откуда-то прибывал цирк. Сотни торговцев, тысячи покупателей, тысячи гуляющих не вмещались на базарной площади. Несколько дней и ночей беспрерывно звенели десятки гармоней.

Постановлением Президиума Верховного Совета Марийской АССР от 23 декабря 1959 года Косолаповский район был упразднен. Косола-повский и Малинкинский сельсоветы вошли в состав Мари-Турекского района, на базе которых в 1960 году был организован совхоз "1 Мая" с центром в селе Косолапове. Первым его директором был А.И. Нестерен-ко. После него хозяйство возглавлял Г.М. Леонов.
В 1964 году от совхоза "1 Мая" отпочковался совхоз "Октябрьский", а сам он преобразован в опытно-производственное хозяйство (ОПХ) имени В.П. Мосолова. Директором его долгое время был СИ. Лямин, заслуженный работник сельского хозяйства МАССР, сделавший многое для укрепления хозяйства. Для рабочих совхоза и жителей села были построены двухэтажные дома. В 1992-1993 годах по селу проложен асфальт. Работают магазины, дом быта, почта, телеграф, детский сад. Сегодня хозяйство возглавляет Г.Г. Хамитов.

Большое содействие социально-культурному развитию Косолапова в 1997-2000 годах оказывал Президент Республики Марий Эл В.А. Кислицын, уроженец села. По его инициативе построено новое здание средней школы. Сегодня ее директором является Е.В. Решетова. Кроме того, в Косолапове имеется коррекционная школа-интернат, руководит которой З.Д. Киселева.
В селе создан и действует фольклорный ансамбль "Веселые бабушки", руководителем которого является Л.И. Брашкина. Коллектив с успехом выступает в своем районе, за его пределами, а также в столице республики.
В 2000 году в селе началось восстановление храма. С июня 2000 года здесь началась служба, она проводится в субботние и воскресные дни, а также по праздникам. К сожалению, за долгие годы церковь сильно обветшала, потеряла свой первоначальный вид. Предстоят большие восстановительные работы.
Косолапово является центром одноименного сельсовета. На 1 января 2000 года в нем проживали 1616 человек, 565 семей.

Село Косолапово, Уржумский тракт

ИСТОРИЯ НИКОЛЬСКОГО ХРАМА В КОСОЛАПОВО
На крутом берегу буйной некогда реки с говорящим названием Буй в селе Косолапове, что расположено на Волго-Вятских увалах (ныне это территория Мари-Турекского района), стоит один из интереснейших памятников культуры и истории Марийского края — церковь святителя Николая Чудотворца.
Святитель Христов Николай, чье имя значит “победитель народов”, является одним из наиболее почитаемых в России святых. По Божиему благословению он стал победителем злобы на благо всему миру. Смиренный духом, кроткий нравом и незлобивый, святитель избегал всякого тщеславия: был добрым и доступным для всех. Сиротам он был отец, нищим — милостивый податель, плачущим — утешитель и всем — великий благодетель. Много великих и преславных чудес сотворил он на земле и на море. 

Село Косолапово, Уржумский тракт

Божий храм, названный его именем (церковь Святителя Николая в с. Косолапове) был построен в 1838 г. на средства, ассигнованные Комиссией духовных училищ Вятской епархии. Незадолго перед этим, в 1836 году по указу Святейшего Синода был открыт приход, куда входили многие окрестные деревни. Здание храма было деревянным, с двумя престолами в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. По названию главного престола и была названа церковь.
В 1880 г. вместо нее в Косолапове, на том же месте на средства, собранные прихожанами, был построен каменный храм. Длина его составляла 37 саженей (1 сажень = 2,134 м), ширина — 10 саженей, высота колокольни — 18,5 саженей. По периметру церковь была окружена железной оградой с решетками и каменными столбами. Церковный причт состоял из настоятеля, его помощника, дьякона, 3 иподьяконов и псаломщика. Престолов в каменной церкви было три: главный — во имя Святителя Николая Чудотворца (освящен в 1880 г.), приделы — во имя Преподобного Сергия Радонежского (освящен в 1884 г.) и во имя Успения Пресвятой Богородицы (освящен 23 октября 1905 г.).
При храме имелась библиотека, в которой, кроме богослужебных книг, имелась литература догматического и исторического содержания (всего ок. 300 томов). В своем владении церковь имела 11 десятин 45 саженей (около 12 га) земли. Умерших жителей хоронили на погосте, который находился на высоком месте за версту от села.

Село Косолапово, Уржумский тракт

Прихожан по всему Косолаповскому приходу насчитывалось 596 дворов с количеством населения 5275 душ обоего пола. Кроме того, в приходе проживали старообрядцы и язычники, которых было 527 человек, т.е. примерно десятая часть населения.
Государство, Православная Церковь и земство в целях образования крестьян, привития им сельскохозяйственных знаний, а также привлечения к Церкви язычников строили в приходе образовательные учреждения. В Косолаповском приходе находились школы: церковноприходские — в починке Степанове — с 1884 г. и в д. Мунамарь — с 1892 г., и земские — двухклассная Косолаповская — с 1907 г., Скрябинская — с 1911 г. и Серенгинская — с 1914 г.

В 1864 г. из Вятской духовной консистории в Косолапово был направлен и рукоположен в сан священника Константин Никольский, который долгое время службу в церкви совмещал с преподаванием Закона Божия в сельской земской школе. Вторым священником в церкви Николая Чудотворца служил Николай Ерин. Позже, с 1915 г., настоятелем храма был Николай Пронин. Все священнослужители проживали в домах, принадлежавших церкви и построенных прихожанами.
В д. Пумари находилась большая каменная часовня (10х10 м). Построенная в 1887 г., она была освящена в честь Святителя Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Празднество в ней проводилось в Девятую пятницу — отмечалось большое стечение народа, люди приходили помолиться сюда издалека, нередко даже за сотни верст.

Революционные события 1917 г. и гражданская война сильно изменили жизнь в нашем государстве. Эти перемены затронули экономическую, политическую, социальную и духовную стороны жизни деревни. По стране началась массовая кампания по изъятию церковных ценностей. Не обошла эта участь и Косолаповский храм. В начале 1922 г. из него были изъяты следующие предметы церковного обихода: окладов евангельских — 2, крестов — 4, потир, дискос, звездица, кадило, 2 тарелочки, 2 ковшичка, лжица для причащения3 . Всего по 3 церквам Косолаповской волости Сернурского кантона в 1922 г. было изъято церковных ценностей из драгоценных металлов весом 33 фунта 48 золотников, а по всему Сернурскому кантону — 6 пудов 26 фунтов 67 золотников.
Церковные ценности были приняты, упакованы заведующим финотделом Хлопуновым и сданы в Марийскую областную комиссию в г. Краснококшайске. В Сернуре при повторном взвешивании допускался выкуп некоторых вещей серебряными деньгами. Изъятие по всему кантону было закончено 5 мая. В докладе председателя Сернурской кантонной комиссии по изъятию церковных ценностей Ямбоса в Марийскую областную комиссию подчеркивалось, что “работа была проведена отлично, без каких-либо недоразумений с обеих сторон”. Всего же по Марийской автономной области было изъято и отправлено в Гохран (Государственное хранилище вещных ценностей) 24 пуда 34 фунта 23 золотника 29 долей на сумму 1099053 руб. 50 коп .

30 сентября 1925 года между властями и прихожанами был заключен договор о передаче общине верующих здания церкви Николая Чудотворца, а также каменной часовни в д. Пумарь. Крестьяне продолжали посещать православные храмы, соблюдали посты и заповеди Божии. Но вскоре, зимой 1929-1930 гг., жители близлежащих деревень Малые Коршуны, Чуриково, Большой Мунамарь, Сабанура, Шуварова и Большой Вочермы на общих собраниях вынесли решение о закрытии Пумаринской часовни и передаче ее под школу. Школа в Пумаринской часовне так и не была открыта. Полуразрушенная, она продолжала притягивать верующих со всей округи.

Мари-Турекский кантонный административный отдел поддержал ходатайство крестьян вышеназванных деревень, мотивируя это тем, что, якобы “службы в часовне ведутся крайне редко, только в “девятую пятницу”. В следующем, 1931 г. часовня в д. Пумарь была закрыта, иконостас в ней изрублен, а иконы и вся церковная утварь были увезены в Мари-Турек . Среди них была и особо чтимая верующими икона святителя Николая Чудотворца — главная святыня часовни, проданная затем мари-турекским  постороннему лицу за 5 рублей . Помещение часовни было засыпано хлебом. Все это делалось без ведома церковного совета и огромного числа верующих.

В 30-е годы по всей Марийской автономной области, как и по всей стране, происходило закрытие церквей, мечетей, молельных домов. Церковь с 1918 г. была отделена от государства, а все служители культа были причислены к врагам советской власти. Для них не нашлось места в новом обществе, строившем “светлое будущее”. Эта участь не обошла и Свято-Никольскую церковь с. Косолапова. В начале октября 1932 г. по распоряжению Мари-Турекского кантисполкома паперть почти доверху была засыпана хлебом, сданным по хлебозаготовке населением сельсовета. Входные двери в храм, в церковную палатку, в сторожку и на колокольню были совершенно завалены, так что ходить верующим на службу в теплый храм пришлось с южной стороны через холодный придел Успения Пресвятой Богородицы. Вход в сторожку пробивали в стене, а на колокольню пришлось “лазить с риском сломить себе шею, снаружи храма, по высоченной шаткой лестнице, сначала на крышу, а потом кое-как пробираться на колокольню” .
14 октября того же года властями, без всякого согласования с церковным советом, был отдан приказ засыпать хлебом и холодный храм. Для входа и выхода в теплый храм была выпилена в одном из окон железная решетка и устроен вход в храм через окно, которое находилось на высоте более сажени от земли (более 2-х метров). Наскоро сколоченные сходни с набитыми на них дощечками служили верующим, среди которых были старики, малые дети и больные спасительным средством для посещения богослужений. О вносе и выносе умерших по этим хлипким качающимся доскам не могло быть и речи. По таким сходням даже молодому здоровому человеку ходить было опасно, особенно в сырую дождливую погоду .

Тогда же была снята железная решетка с каменной ограды церкви и увезена в с. Мари-Турек, а кирпич использован для строительства ветеринарного манежа в с. Косолапове. Имеющийся при храме каменный амбар кооперация заняла под склад для своих товаров. Хлебом был засыпан и алтарь, самое святое место в храме. Чиновники и исполнители свободно ходили, не снимая шапок, по главной святыне — святому Престолу. В иконостасе были сняты царские врата, некоторые иконы. Полностью позолоченный иконостас, оставшиеся иконы, внутренние стены храма с художественной росписью на библейские сюжеты из-за испарений от зерна, запыленности помещения приходили в негодность, что в дальнейшем привело храм в ужасное состояние.
И все это в то время как люди, привозившие хлеб для сдачи в Косолапово, говорили, что у них почти в каждой деревне имеются десятки пустых амбаров и каменных кладовых . Все это, конечно, вызывало справедливое возмущение прихожан.

Церковный совет, председателем которого был Ворошилов Филипп Иванович, житель д. Сидумари, казначеем Яков Сергеевич Попов, а членами совета И. Артемьев, Ф. Ведерников, Ф. Решетников и С. Власов, обратились с жалобой к председателю ВЦИК СССР, всесоюзному старосте М.И. Калинину на несправедливые действия властей. Обращение верующих было отправлено обратно в Президиум облисполкома МАО. 2 января 1933 г. Марийский областной исполнительный комитет предписал Мари-Турекскому райисполкому “немедленно принять меры к устранению всех безобразий, не чинить препятствий верующим в выполнении ими религиозных обрядов и не допускать действий, оскорбляющих религиозные чувства верующих” .
Однако фактически ничего сделано не было. Более того, 5 июля 1933 г. Косолаповский сельсовет вручил церковному совету Свято-Никольской церкви выписку из постановления пленума сельсовета о необходимости ремонта церкви верующими на свои средства в сумме 16441 руб. Церковному совету было предписано уже к 10 июля, т.е. через 5 дней, собрать деньги и внести их на текущий счет в Госбанке, а к 20 июля закончить ремонт церковного здания. При этом никакого акта о необходимости ремонта представлено не было. Не было проведено и технического осмотра храма, не составлялась и смета .

Верующим было заявлено буквально следующее: “если ремонт не будет сделан к 20 июля 1933 г., то церковь будет закрыта”. Сроки были нереальными. При этом “производить между верующими добровольный сбор пожертвований … холста, шерсти, волокна, кудели и т.п. для надобностей церкви на ремонт церковного имущества РИК и сельсовет не разрешают и, если что и поступает, то приказывает сдавать все такие пожертвования в сельпо; поэтому обществу верующих совершенно не на что производить ремонт и затраты на церковные нужды, а приобретать материалы (масло, краску и т.п.) приходится по рыночным ценам” .
Вскоре косолаповская церковь была окончательно закрыта, колокольня, выходившая на центральную улицу, разрушена, все колокола увезены и сданы государству. Однако священнослужителей пока не трогали. Их очередь пришла позже, в страшном для всей страны 1937 году.

Священником в Косолаповской церкви был Зубарев Александр Николаевич. В церковный совет входили: председатель — Ворошилов Филипп Иванович из д. Сидумари, церковный староста — Коковин Поликарп Тарасович из д. Шуварово, а также члены церковного совета: Софронов Евстигней Прокопьевич из Кукарска, Луппов Борис Петрович из Косолапова, Рябов Иван Демидович из д. Русское Азянково, Решетников Филипп Алексеевич, Микрюков Алексей Кириллович, Михеев Иван Терентьевич, Винокуров Кирилл Константинович и другие. В 1937 году всех их арестовали; Зубарев, Ворошилов, Коковин были приговорены к расстрелу, а остальные — к длительным срокам заключения. Чуть позже расстрел заменили десятью годами без права переписки, что тоже означало смерть. За церковную службу и за то, что они отстаивали права прихожан и право церкви на существование, верующих обвинили в деятельности против государства, советской власти и колхозного строя.
В Государственном архиве Республики Марий Эл среди прочих сохранился документ 1941 года, направленный исполнительным комитетом Косолаповского районного Совета в президиум Верховного Совета МАССР, в котором говорится, что “всего на территории Косолаповского района имелось 6 церквей и одна часовня. К 1941 году все они была закрыты указами Президиума Верховного Совета МАССР. Косолаповская церковь переоборудована под Дом социалистической культуры и Дом Советов” .

Около семи десятилетий в святых стенах проходили торжественные собрания и сходы колхозников, крутили кино, а по вечерам устраивали танцы. Лихие косолаповские мальчишки с удалью лазили по совершенно отвесной стене и качающейся лестнице на купол храма. В 2000 г. началось восстановление церкви.
В настоящее время к приходу относятся 2 сельские администрации, в которых насчитывается 17 деревень и 3562 жителя. Служба проводится в приделе святителя Николая Чудотворца в субботние и воскресные дни, а также по праздникам. Исполняются требы — освящение домов, различные молебны, панихиды и отпевания, проводятся соборные служения, на которые приезжают священнослужители Северо-Восточного благочиния. 
Настоятель храма, священник Александр Милютин, проводит с прихожанами беседы о вере. На месте часовни поставлен поклонный крест. Батюшка пользуется заслуженным авторитетом среди верующих и жителей села и прилагает все усилия к восстановлению храма. Каждый год вокруг Косолапова проводятся крестные ходы с иконами Божией Матери “Неупиваемая Чаша” и “Неопалимая Купина”. При церкви открыта и действует с 2004 г. воскресная школа, где ведутся занятия с детьми. Церковный совет состоит из старосты и казначея. Совершать службу о. Александру помогают супруга с сыновьями. В обустройстве храма принимают активное участие Смоленцева Лилия Денисовна, Шишкина Татьяна Анатольевна, Шишкина Роза Михайловна, Смирнова Татьяна Никитична.
Думается, что совместными усилиями Божий храм в с. Косолапове будет со временем отреставрирован и примет свой первозданный вид. Вновь засверкают его золотые купола, за много верст будут видны его православные кресты, при виде которых радостно станет на душе каждого христианина.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие (фото похода ноябрь 2012г.).
http://www.12rus.ru/
http://temples.ru/
фото А.Михеевой.
http://urzhum-uezd.ortox.ru/

ВложениеРазмер
Село Косолапово, Уржумский тракт56.71 КБ
Село Косолапово, Уржумский тракт95.12 КБ
Село Косолапово, Уржумский тракт73.18 КБ
Село Косолапово, Уржумский тракт77.27 КБ
Село Косолапово, Уржумский тракт112.59 КБ
Село Косолапово, Уржумский тракт76.84 КБ
Kosolapovo (7).JPG104.3 КБ
Kosolapovo (8).JPG87.94 КБ
Kosolapovo (9).JPG71.39 КБ
Kosolapovo (10).JPG90.86 КБ

Комментарии

очень неплохая обзорная

очень неплохая обзорная статья о селе Косолапово,много интересного узнал,спасибо автору за труд

спасибо!

были в тех краях  ещё в 2009 году,  но как-то проскочили мимо села...

Щас расплачусь или спою

Это места моего детства. Но кроме церкви ничего не узнаю. Оч. хочу съездить туда сейчас, через 30 лет. Скоро съезжу.

Родной край! История села

Родной край! История села очень интересна и, наверное, поучительна. Но ещё более поучительно было бы описать все деревни, которые располагались вокруг него. При беглом подсчёте с отцом в детстве мы насчитали около 20-ти. Арып-мурза, Азаянково, Пумарь, Шуварово, Письминерь, Скрябино это из ныне существующих... А сколько исчезло!! Большие Коршуны, Малые Коршуны, Большая Мунамарь, Орловск, Степаново, Кукарск, Ворошилово, Сереньга, Ташнур, Шаганур (это при беглом перечислении!) В настоящее время о них осталось очень мало сведений,лишь сухой остаток "жители разъехались, деревня исчезла", а ведь в них жили люди и было это каких-то 40-70 лет назад. И живы ещё люди, которые родились и жили в этих деревнях, которые могут рассказать и оставить для потомков сведения о родных краях,что не всегда вокруг Косолапова были поля, луга и леса, а были деревни со своей историей, своими жителями и т.п.

Ещё бы видео посмотреть....

Ещё бы видео посмотреть....

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.