Святой родник в деревне Часовня

Команда Кочующие - Святой родник в деревне Часовня

Малоизвестный родник, находящийся недалеко от Марьян Памаш, в деревне Часовня.

Со слов местных жителей по силе своих свойств вода превосходит воду из Марьян Памаш.

На фото видны пожертвования — марийский обряд.

     

СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

Святой родник в деревне Часовня

 

Рядом с родником находится священная марийская роща, посвященная Кугу Юмо и Вюд ава.

Святой родник в деревне Часовня

 

Как правило, родник никто не посещает, так как  люди приезжают на более известный родник – Марьян Памаш,  но можно совместить посещение обоих родников, так как они расположены друг от друга примерно на расстоянии 1 км. 

Святой родник в деревне Часовня

 Как и комплекс родников Марьян Памаш, данный родник также впадает в речку Сабака (мар: Савака) – правый приток реки Буй. Долина этой речки изобилует родниками и источниками, так как лежит среди холмов Вятского увала.

 

 

Информация про деревню ЧАСОВНЯ (ЧАСАМЛАЯЛ)

  Находится в 3 км к северо-востоку от деревни Калеево, центра Кугушенской сельской администрации.

По сведениям 1859-1873 годов, в починке в 16 дворах проживали 109 мужчин и 104 женщины. Селение входило в состав Косолаповской волости Уржумского уезда. Здесь имелась деревянная часовня, которая простояла до 30-х годов XX века.

Деревня славилась умельцами, делавшими бочки и кадки. Бочек изготовляли до 50, кадок — до 25 штук. Продавали их на базарах по 40 копеек за бочку и 25 за кадку. Себестоимость таких изделий составляла 15-20 копеек. В деревне было несколько улиц: Прямая — Вияш урем, Московская — Моско урем, Воронья — Корак урем. До революции работала церковноприходская школа. В селении имелся большой каменный дом в два этажа, принадлежавший С.А. Матвееву. При нем находились 7 складов, кузница, 3 хлева и двухэтажный склад.

В 1926 году числилось 36 дворов. 7 жителей деревни являлись членами Марикугушенского кредитного сельскохозяйственного товарищества "Просвет" с правлением в 2, 5 верстах.

В 1931 году был создан колхоз "Совет Ушем". Его обслуживала Косолаповская МТС. Государственный акт на вечное пользование землей получили 23 ноября 1936 года. За колхозом закрепили 387 га земли, пашни — 339, 80 га, сенокосов — 10, 40 га, в личном пользовании колхозников находилось 11, 25 га. Имелось крупного рогатого скота — 13, свиней — 71, овец — 19, птицы — 160, лошадей — 14 голов, пчелосемей — 1. Из сельхозпостроек числились водяная мельница, конюшня, свинарник, 4 зернохранилища, картофелехранилище, зерносушилка, крытый ток. Председателем накануне войны работал С.Г. Попов, счетоводом — Е.Е. Матвеева. В 1941 году в 31 дворе проживали 78 человек.

                                    РЕЧКА  САБАКА (САВАКА)  ОКОЛО Д. ЧАСОВНЯ               

 

На фронт в годы Великой Отечественной войны призвали 32 человека, из них 23 погибли.

В 1955 году селение входило в колхоз "Дружба", в 1966 году — в совхоз "Кугушенский". В 1975 году в 27 домах проживали 104 человека, в 1988 году в 17 домах — 47 человек. В деревне имелось 4 колодца. К 1996 году количество дворов уменьшилось до 5, проживали 12 человек.

Возле деревни есть место под названием Марьян Памаш. Согласно легенде, девушку Марию хотели выдать замуж против воли. Но она не согласилась и ушла из дома.

У ключа они сыграли свадьбу с любимым парнем. После этого ключ стали называть Марьян Памаш. В этом ключе очень мягкая, полезная для здоровья вода.

 

Здесь же находится каскад Святой Ключ, насчитывающий свыше 7 источников, стекающих с трех уровней в речку, впадающую в реку Собака. Первый называется Верховой, вода из него вытекает в закопанную в склон металлическую трубу. Источник Средний представляет собой стилизованную скульптуру марийского божка, украшенного короной и обхватывающего руками фонтан чистой воды. Ежегодно в течение сорока лет в 12 часов ночи с 13 на 14 января жители близлежащих деревень со свечами приходят к источнику.

                                                          СВЯТОЙ РОДНИК                      

 

В полукилометре к северо-востоку от деревни сохранилась кусото — священная роща.

На 1 января 2005 года в 8 дворах проживали 4 человека. Распространенные фамилии — Араслановы, Матвеевы, Блиновы.

  

_________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Иван Сараев

http://www.12rus.ru/List/32/2456/

Команда Кочующие.

 _

 

Комментарии

родник в деревне Часовня

Как мы уже указывали в настоящей статье,  что родник у деревни Часовня, иногда его называют Часовенный источник, не такой известный и популярный как родники Марьян Памаш, что расположены буквально рядом в Сернурском р-не Марий Эл. 

Однако этот источник обладает своими целебными свойствами и очень вкусной водой.

По отзывам местных жителей вода из источника могла очень долго храниться, не портилась и использовалась для заваривания лечебных чаёв, такие чаи были полезны для людей страдающих почечными и моче-половыми болезнями. Проще говоря, вода прочищала почки и мочевой пузырь.

При этом вода была полезна как в завареном чае так и в сыром виде.

К сожалению, информация о жителях деревни устарела - сейчас там практически не осталось постоянных жителей.  Но две семьи приезжают туда в летнее время и других н.п. - содержат огороды и есть небольшой сенокос. Прочие дома в селении медленно разрушаются.

Конечно, не хотелось бы чтобы еще одна деревня в Марий Эл пропала из учетных данных...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.