Источник преподобного Сергия, Вахоткино

По рассказам старожилов, основателем деревни Вахоткино был Бакут, пришелец из деревни Карай. Бакут Вакш являлся богатым человеком, владельцем местных мельниц. Есть разные легенды о его богатстве. В окрестностях было 6 мельниц, начиная с оврага "Торгавече" и кончая лесными опушками.
 По-марийски жители называют деревню Бакутсола в честь основателя деревни. Имя Бакут можно читать и как Вакут.
    

СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

Деревня была основана раньше близлежащих деревень Отымбал, Китунькино, Иманайкино. Кужу урем была самой первой улицей. Она начинается у самого родника "Сергей памаш", названного в честь человека, открывшего этот родник. Там начинается река Бакут. Народ сохранил свой первый источник воды. Вода в нем очень вкусная.
  

Источник преподобного Сергия, Вахоткино

КРЕСТНЫЙ ХОД К ИСТОЧНИКУ
В Большепаратском поселении
18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского состоялся крестный ход «Молитвенник земли Русской». Крестный ход проводился в сотрудничестве храма Димитрия Солунского и Большепаратской средней школы и посвящался 700 - летию прп. Сергия Радонежского.
 
Крестный ход начался молебном в храме святого великомученика Димитрия Солунского и, посетив Большепаратскую среднюю школу, направился к одному из святынь Паратского прихода, к святому источнику преподобного Сергия Радонежского в деревне Вахоткино. В крестном ходе приняли участие учителя, учащиеся школы, их родители, выпускники школы, студенты, ибо прп. Сергий Радонежский покровительствует всем обучающимся.
У святого источника и часовни Преподобного настоятель храма св.великомученика Димитрия Солунского протоиерей Евгений Бакутов совершил водосвятный молебен.
Он обратился к прихожанам с проповедью, в которой говорил о том, что по молитвам святого прп. Сергия Радонежского Господь дарует нам так необходимые сегодня мир, согласие, любовь и благоденствие.

Источник преподобного Сергия, Вахоткино

 
Перед прихожанами выступила Малинина Виктория, лауреат VII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ с исследовательской работой «Источник преподобного Сергия Радонежского - одна из святынь Паратского прихода». Она рассказала своим землякам о появлении и почитании святого источника и часовни Преподобного в деревне Вахоткино, о возрождении жителями деревни часовни святого в 2012 году. 
Прихожанам были розданы буклеты с описанием краткой истории святого источника и часовни в честь преподобного Сергия Радонежского. Благодарные жители деревни преподнесли ей в признательность букет цветов и подарок.
Учащиеся младших классов и старшая танцевальная группа Большепаратской средней школы выступили перед населением с историко-литературной композицией «Сергий Радонежский - игумен земли Русской», в которой рассказали о святой жизни и земных подвигах Преподобного. Дети под величание святого Сергия Радонежского в небо выпустили воздушные шары – сердечки в знак благодарности великому молитвеннику за его заступничество и покровительство. Крестный ход закончился праздничной трапезой.
Таким было участие паратских поселян в крестном ходе в честь Преподобного, который проходили по всей России.
   

НОВОСТИ ИЗ АРХИВА (2014г.)
Ученица Большепаратской школы Волжского района стала дипломантом VII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению.

В нынешнем году детский конкурс, как и многие другие, посвящен знаменательной дате - 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Шестиклассница Виктория Малинина из Марий Эл представила на него свою исследовательскую работу, как нельзя лучше отвечающую этому событию, -  "Источник преподобного Сергия Радонежского - одна из святынь Паратского прихода". В ней она рассказала о возникновении источника преподобного в д. Вахоткино Большепаратского поселения, о том, как с давних пор жители деревни почитают и возрождают святой источник.


Виктория защищала свою исследовательскую работу в секции "Святыни в русской православной культуре". И сделала это успешно, получив высокую оценку жюри и диплом лауреата II степени, сообщает пресс-служба епархии.
   
 
Деревня ВАХОТКИНО (Вакутсола, Бакутсола)
 Деревня Вахоткино
расположена в 3 км от села Новые Параты, центральной усадьбы Большепаратского территориального образования. Деревня расположена по обе стороны широчайшего оврага. Еще один овраг находится за деревней с южной стороны. Дальше оба оврага объединяются в один, по которому протекает небольшая речка. С севера деревня граничит с полями КДП "Отымбальское", в 100 м западнее деревни находится трасса Волжск - Сотнур.
 
По рассказам старожилов, основателем деревни был Бакут, пришелец из деревни Карай. Бакут Вакш являлся богатым человеком, владельцем местных мельниц. Есть разные легенды о его богатстве. В окрестностях было 6 мельниц, начиная с оврага "Торгавече" и кончая лесными опушками.
 
По-марийски жители называют деревню Бакутсола в честь основателя деревни. Имя Бакут можно читать и как Вакут.
  
Деревня была основана раньше близлежащих деревень Отымбал, Китунькино, Иманайкино. Кужу урем была самой первой улицей. Она начинается у самого родника "Сергей памаш", названного в честь человека, открывшего этот родник. Там начинается река Бакут. Народ сохранил свой первый источник воды. Вода в нем очень вкусная.
 
Деревня росла, появлялось много новых улиц. В начале XX века, в 1903 году, было 43 двора.

В 1923 г. вд. Вахоткино Большепаратской волости Краснококшайского кантона находилось 56 дворов, проживали 265 человек.
 
В 1931 г. организована сельхозартель "Комбайн". В 1940 г. в состав колхоза входило 57 дворов, 196 человек, большинство мари. Колхоз обслуживался Сотнурской МТС. В колхозе были 2 полеводческие бригады и 1 животноводческая. Работали ферма крупного рогатого скота, свиноферма, овцеферма и птицеферма. В колхозном стаде содержались 22 головы крупного рогатого скота, 30 свиней, 23 овцы, 14 голов птицы, 44 лошади и 54 пчелосемьи. В деревне работала колхозная мельница. Для сельскохозяйственных работ колхозники использовали молотилку, жатку, веялку, соломорезку, 28 конных плугов, 20 телег и 30 саней. Для колхозного стада в деревне находились коровник, конюшня и свинарник, для собранного урожая - 4 зернохранилища, картофелехранилище, 2 овина, крытый ток. В деревне работали клуб на 120 мест, сезонные детские ясли на 20 мест. Колхоз в то время возглавлял Иванов Герасим Васильевич.


 
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. все заботы легли на плечи женщин, детей и стариков. На фронт отправляли лошадей, мясо, шерсть, одежду, лыжи. Помогали всем, чем могли.

В 1980 г. в д. Вахоткино Большепаратского сельсовета Волжского района находилось 83 хозяйства, проживали 113 мужчин, 154 женщины, большинство мари. Деревня входила в состав совхоза "Восток". По д. Вахоткино проходила грунтовая дорога и асфальтированное шоссе. В личном пользовании население имело 21 велосипед, 29 мотоциклов. Жители пользовались колодезной водой. В деревне были электричество, телефоны, телевизоры. Все 83 дома в деревне были одноэтажные, большинство из них построены в период с 1946 г. по 1970 г. Медицинскую помощь жители деревни получали в участковой больнице в с. Новые Параты, в 6 км от деревни. Там же находились детские ясли. Дети учились в Отымбальской средней школе. В д. Отымбал находились дом культуры, библиотека, продовольственный магазин, столовая.
 
В основном жители деревни раньше занимались лесозаготовками, так как деревня расположена у леса. Занимались и земледелием. До недавнего времени была в деревне овчарня, конный двор. Самым крупным хозяйством остался свиноводческий комплекс, который построили студенты строительного отряда в 1969 году.

В 2002 г. в деревне - 89 дворов, проживают 216 человек, из них 30 человек - школьники. Жители разговаривают на марийском языке. Деревня газифицирована, имеется водопровод. Клуб разобрали. Население имеет приусадебные участки, на которых выращивают картофель, овощи, в хозяйствах держат домашний скот. В 100 м к югу от д. Вахоткино находится священная роща. Население отмечает престольные праздники, день деревни, посещает церковь в с. Новые Параты. Дети учатся в Отымбальской основной и Болыиепаратской средней школах. Услугами здравоохранения жители пользуются в Отымбальском фельдшерско-акушерском пункте и Большепаратской врачебной амбулатории. Клуб и магазин находятся в д. Отымбал. Большинство домов в деревне деревянные, крыши покрыты шифером и железом. Остановка рейсовых автобусов находится в 100-150 м от деревни. Распространенные фамилии в деревне Дмитриевы, Ивановы.

Житель деревни Александр Васильевич Новиков бал первым председателем укрупненного колхоза "Путь Сталина". Под его руководством колхоз достиг высоких показателей в животноводстве и сельском хозяйстве. Он был делегатом XX съезда КПСС. В последнее время А.В.Новиков работал библиотекарем в Отымбальской средней школе. Василий Егорович Ефимов, ветеран Великой Отечественной войны, около 40 лет проработал в школе.
   
 
Житие преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.                                                                        


празднование памяти святого 5/18 июля и 25 сентября/8 октября
Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в благочестивой и знатной боярской семье.
Господь предызбрал его еще от чрева матери. В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной Литургией еще до рождения сына его мать и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым».
Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если его мать употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. Тогда Варфоломей со слезами взмолился ко Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея разыскивать пропавших лошадей. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: старец стоял под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил, что он хочет научиться грамоте, и попросил помолиться за него Богу. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему, что Бог даст ему уразуметь грамоту. При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг, с особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой. Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, преподобные Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес неподалеку от Радонежа. Сначала они поставили келью, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, — впоследствии митрополитом Московским).
Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, преподобный восходил от силы в силу. Не могли укрыться подвиги преподобного Сергия, и далеко разносилось благоухание его святой жизни. К нему стали притекать и собираться под кров его люди, жаждущие понести иго Христово. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он строил келии, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединял с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили преподобного Сергия принять игуменство над обителью.
В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена.
По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.
Слава о подвигах преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и патриарх Филофей прислал преподобному крест, параман и схиму в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и преподобный вынужден был покинуть обитель.
На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.
Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.
Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов.
Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.
Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время Литургии преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни.
Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству, а также поминал всех павших на поле брани, духовными очами прозревая происходившую битву.
За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Вскоре явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Преподобный Сергий пал ниц пред Пресвятой Богородицей. Она же прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.
Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ним со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».
5 июля 1422 года преподобный Никон изнес нетленные мощи преподобного Сергия и положил их в специально для этого возведенном каменном Троицком соборе монастыря. Поныне святые мощи преподобного Сергия являются драгоценнейшим сокровищем обители, источником благодатных исцелений душевных и телесных немощей всех молитвенно прибегающих к его заступничеству.
Особые молитвы преподобному возносятся об упразднении гордыни и самомнения, о даровании способностей детям к обучению наукам. 

________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.prav-news.ru/mari/
http://www.marpravda.ru/
http://www.12rus.ru/
родники Марий Эл

ВложениеРазмер
Источник преподобного Сергия, Вахоткино252.25 КБ
Источник преподобного Сергия232.7 КБ
Источник преподобного Сергия, Вахоткино160 КБ
Волжский район188.82 КБ
Источник преподобного Сергия, Вахоткино466.64 КБ