Всемарийское моление, Туня Кумалтыш 2013


В этом году мы познакомились с интересным человеком! Это автор своих книг, увлекательный собеседник, и самое главное – она хочет осуществить нашу давнюю мечту:
СДЕЛАТЬ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ МАРИЙ ЭЛ!!!
Настоящую книгу, где будут описаны все красивые и примечательные места РМЭ!!!
Её зовут - Инесса Куляжева.
Она, как и мы, живет в Казани, но очень полюбила Марийский край!
Сейчас она ездит по республике и собирает материалы для своей книги!
Команда Кочующие по мере сил будут помогать ей в этом важном деле!
В этом ноябрьском походе на реку Илеть она приезжала к нам в гости со своим сыном, и привезла нам фотографии с марийского моления Туня Кумалтыш, которое состояло в известной кюсото около деревни Нурсола (Куженерский район РМЭ).
Про моление в этой роще мы уже писали несколько лет назад!
Но всё в Природе повторяется, в этом году моление снова провели в этом месте!
Далее слова самой Инессе и автору статьи из газеты «Марийская правда»!

СТАТЬЯ ПРО МОЛЕНИЕ В БЕЛОЙ БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕ

СТАТЬЯ ПРО МОЛЕНИЕ В ДУБОВОЙ РОЩЕ

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД

 

**********************
Инесса Куляжева:
- Я приехала из Казани.
Собираю материалы для книги.
Я считаю, что Марийский край - это этнографическая жемчужина, незаслуженно забытая. Это огромные богатства, которые нужно не просто сохранять, а популяризировать и для самих марийцев, и для других. Меня больше всего поразило в марийской традиционной религии, когда я занялась ее изучением, что она единственная религия, в которой молятся за своих соседей, за весь мир. И второе, что меня поразило, - в ней человек и Бог стоят практически на одной доске, почти равны. В священной роще происходит равноправный диалог человека с Богом. Не передать, какая здесь энергетика!

СВЯЩЕННАЯ МАРИЙСКАЯ РОЩА

Табличка на входе - в роще всегда очень много запретов:
Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду, сюда запрещено заходить женщинам в известный период. Запрещено здесь, естественно, и пьянство, и мусор - и надо сказать, в рощах действительно поразительная чистота.

____________моление Матери-земле (Мланда Ава)

Сердце Священной рощи - онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и богами.
Жрецы изначально выбирают именно онапу, и в зависимости от его силы очерчивают круг определенного диаметра - этот круг и становится Священной рощей. Изначально большинство рощ были внутри лесных массивов, но леса свели, а кюсото остались.

______как и всякая земная религия - здесь тоже нужны денежные вклады (Инесса)

********************
"Последние язычники Европы" - такое определение прочно закрепилось за приверженцами марийской традиционной религии. И потому она не может не интриговать людей любопытных и любознательных.
Узнав, что в священной роще (кyсото) вблизи деревни Нурсола Куженерского района будет проводиться всемарийское моление, отправилась туда, не раздумывая.
У традиционной религии мари много противников и сторонников, хотя на моем пути чаще попадались последние. Или такие же любопытствующие обыватели, как и я. Не могу отнести себя ни к одному лагерю, так как умом понимаю, что стать настоящим приверженцем этой религии не смогу никогда. Как минимум - языка не знаю. Как максимум - жесткие правила и установки любых верований мою "бунтующую" натуру отталкивают. А без них, конечно, религия существовать не может.

_________помечают гуся специальным образом

_____________а тут уже гуси ощипанные лежат для жертвы

Но сердцем отношусь трепетно к подобным обрядам - страх ли это перед неизведанным или преклонение перед прошлым? Наверное, и то, и другое. Поэтому было как-то неловко перед сакральностью момента бегать по священной роще с фотоаппаратом с видом любопытной Варвары.
Но, к моему счастью, в этом я была не одинока. Поглазеть на моление через объективы всевозможных камер и аппаратов приехали не только местные журналисты, но и пишущая и снимающая братия из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Был даже японский студент. И многие из них, признаться, восхищались происходящим, как редкой ценностью, которая еще не стала музейным экспонатом.
Оказывается, восстановить ритуалы языческих молений пытаются разные народы. Именно восстановить, воскресить.
- Мы уже бывали на различных молениях, у удмуртов, например, но впервые находимся на таком массовом мероприятии, - поделилась своими наблюдениями московская журналистка Елена Заднепровская, снимающая цикл документальных фильмов о финно-угорских народах. - Это восхитительно! Понимаешь, что люди действительно этим живут, верят, умудрились сохранить традиции. Это очень подкупает в народе.
Подкупает в традиционной религии и то, что она экологически чистая. И не только потому, что моление происходит на лоне природы. Приходящий в рощу человек должен быть сам чист и телом, и душой или, по крайней мере, своими помыслами. Здесь никто не курит, не пьет, не сквернословит, не мусорит. Где еще увидишь такое при большом скоплении людей?

_________________марийский карт в национальной одежде

_жертвоприношения (мёд, коман мелна, медовуха, каша) - всё как встарь, даже посуда

Многих в марийской традиционной религии возмущает необходимость принесения в жертву домашних животных и птиц. Мол, не по-христиански это, да еще в XXI веке. Зрелище, конечно, не для впечатлительных и слабонервных, но и жестокости в нем не больше, чем в самой жизни. В конце концов пернатым, думаю, без разницы, где именно закончатся их дни - на жертвенном костре или на хозяйском дворе.
В любой религии ритуалы очень символичны. В рощу верующие идут, чтобы о чем-то попросить силы природы. Одному здоровья не хватает, другому свой дом нужен, у третьего разлад в семье. Но ведь чтобы получить желаемое, нужно что-то отдать взамен. За все нужно платить - вечный закон бытия, придуманный не нами и не сейчас.

____________автор фото Инесса и известный марийский писатель

Еще одно противоречие, на которое часто указывают скептики: большинство молящихся в роще, наверняка, крещеные православные. А исповедовать две религии - все равно, что быть двоеженцем. Признаюсь, сама с недоумением наблюдала, как одна старушка в национальной марийской одежде, опиравшаяся на две палочки (уверена, в этот день ее запечатлели все журналисты - очень уж она колоритно смотрелась на фоне других), во время моления вместе со всеми отдавала поклоны марийским богам и тут же успевала креститься.
Не берусь объяснять философию марийской традиционной религии (хотя сама по себе она очень интересна), искать в ней достоинства или недостатки. Но никуда не денешься от того, что явление это уникальное. Это неотъемлемая часть культуры и истории народа мари, тем более священные рощи официально признаны национальным достоянием.
Если девушка обнимает березку и рассказывает ей о своих печалях, она - язычница? Тогда кто из нас не язычник? Человек идет в храм, мечеть или кyсото по велению души и зову сердца. Вот это главное - слушать свое сердце.
Случайность или нет, но сразу после моления, уже ближе к вечеру, в прохладный и пасмурный октябрьский день вышло яркое солнышко, согревавшее землю последним осенним теплом до самых сумерек.

_______а это японский журналист, которого потом Инесса пригласила в гости на Илеть, и с кем посетила несколько интересных марийских мест

_______________________карт со скрученными свечами

СТАТЬЯ ПРО ТУНЯ КУМАЛТЫШ НА МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Эртыше рушарнян Кужеҥер район Нурсола ял воктенсе "Ош куэр" отышто Тӱня кумалтыш эртен. Кумалтышыш Российын тӱрлӧ кундемлаж гыч марий-влак толыныт: Угарман, Пошкырт, Киров, Одо, Омск, Москва. Нунын коклаште тыгак китай рвезат лийын. Чылаже ото воктене 130 утла автотранспорт, 1500 еҥ погынен.

Теҥыз деч 300 метр кӱшнӧ верланыше отышто пытартыш гана кумалтыш 2008 ийыште лийын. Вич ий жапыште тушто ятыр пушеҥге кошкен, шогалтен кодымо пырня-влакшат шӱйыныт, садлан эрыктымаш паша кӱлын. Тиде сомыллан Куженер да Советский районысо "Марий кумалтыш" погынын еҥже-влак пижыныт да кумалтыш кечылан отым яндарын эрыктен шогалтеныт, Марий Эл Виктемат шийвундо дене полшен. "Тӱвыра наследий" республикысе программе почеш отылан 77 тӱжем окса ойыралтын.

Кумалтыш вич тулолмо дене эртен: Ош Тӱҥ Кугу Юмо, Шочынава, Мландеава, Кугырак, Мер Юмо. Марий-влак ешлан пиалым, тазалыкым йодыныт. Лийыныт коклаште тӱрлӧ еҥат: иктыже таум ышташ "чонан дене" лийын гын, весыже Юмо деч полышым йодын. А теве Омск олаште илыше ик самырык ӱдыр чонжо йодмо почеш толын, ожно кочаже карт лийын. Тудынат ынде кумалтышыш чӱчкыдынрак мияш кумылжо лектын.

______________моление проводится под марийские гусли - кюсле

__________главный марийский карт - А.Таныгин

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Автор фото: Инесса Куляжева.
Статья Александра Медведева -
http://www.marpravda.ru/
http://chm.mari-centr.ru/

ВложениеРазмер
TunyaKumKN (1).JPG144.62 КБ
TunyaKumKN (2).JPG182.25 КБ
TunyaKumKN (3).JPG106.74 КБ
TunyaKumKN (4).JPG176.06 КБ
TunyaKumKN (5).JPG117.54 КБ
TunyaKumKN (6).JPG188.1 КБ
TunyaKumKN (7).JPG210.15 КБ
TunyaKumKN (8).JPG144.67 КБ
TunyaKumKN (9).JPG67.67 КБ
TunyaKumKN (10).JPG149.46 КБ
TunyaKumKN (11).JPG164.34 КБ
TunyaKumKN (12).JPG165.02 КБ
TunyaKumKN (13).JPG143.92 КБ
TunyaKumKN (14).JPG57.38 КБ
TunyaKumKN (15).JPG163.75 КБ
TunyaKumKN (16).JPG139.99 КБ

Комментарии

Инессе!

во-первых, большое спасибо за фото с моления!
во-вторых, вроде бы Никита забыл у костра свои перчатки...
в-третьих, если есть что добавить по тексту - присылайте!

Да,спасибо,Никита

Да,спасибо,Никита действительно забыл перчатки у костра. будет благодарен за возврат. Показал видео,как вы ели червей- ШОК- страшенный и Смех!!! Вы приколисты!

школа выживания!

это не черви а сосновые сверчки...
вкус похож на кедровые орехи...
а поджаришь так вобще - деликатес!!!