Всемарийское моление, Туня Кумалтыш 2012

В Советском районе Республики Марий Эл в священной роще Чокмото 21 октября состоялось Всемарийское моление приверженцев Марийской Традиционной Религии. Родовое моление одновременно было и в Сернурском районе, у деревни Ананур, Кукнурского поселения.

На Всемарийском молении собралось более тысячи человек. В Чокмото люди приехали как из районов Марий Эл, так и паломники из Башкортостана, Свердовской области, Удмуртии, Татарстана, Нижегородской и Кировской областей, из Москвы. Этот момент словно подтверждал слова картов о том, что марийские моления объединяют народ мари, который собирается со всех уголков необъятной России.

         Верховный карт Александр Таныгин (в центре) обращается к богу

В этом году на молении было 5 кострищ, которые были посвящены Тўҥ Юмо, Курык Кугыза, Шочын Ава, Мланде Ава, Мер Юмо. Карты в молитве просили мира и согласия, взаимоуважения и процветания всем народам России, благодарили богов за заботу о марийском народе. Руководил молением Верховный карт Марийской Традиционной Религии Республики Марий Эл Александр Таныгин. Организовывали и активно участвовали в процессе старейшины и карты, руководители традиционных общин и групп из районов Марий Эл, а также специально прибывшие карты из Башкортостана и Татарстана, Свердловской области.

 

В котлах варились гуси...,                языческое жертвоприношение                               

Отрадно было видеть, что среди паломников были люди разных возрастных групп, жители и городов, и деревень. Можно было заметить и городскую молодежь мари. Некоторые из них с трудом разговаривали, или вообще не разговаривали на родном языке. Тем не менее, они с интересом воспринимали происходящее, прикасаясь к вере предков. Ведь зов души не перебить шумом и суетой города.

 

 Мари приносят на моление для освящения продукты,   моление в священной роще   

Роща Чокмото находится у деревни Кукмари (по-русски Кукмарь). Примечательно, что в советские времена в окрестностях рощи был военный объект. У местных жителей бытует история, якобы случившаяся в этой воинской части. На территории священной рощи около взвода солдат рыли котлован, хотя местные предупреждали командиров, что место это священное и нельзя нарушать его покой. В итоге, земля осыпалась и едва не похоронила весь взвод. Копать в роще военные прекратили. Высшие силы не любят тех, кто нарушает табу.

                                                  языческая роща, кусото

На Всемарийских молениях в воскресенье, 21 октября, не пришлось поучаствовать, но освящённые картами блины, хлеб и кашу посчастливилось отведать.

Всемарийские моления прошли в роще Чоткомото рядом с деревней Кукмарь Советского района. В этот же день открытие рощи и родовые моления состоялись рядом с деревней Ананур Сернурского района.

В роще Чокмото собралось около 800 представителей мари из разных уголков Марий Эл, Татарстана, Башкортостана, Кировской, Нижегородской, Свердловской областей.

Из Республики Татарстан  общественный деятель Олег Александрович Третьяков привёз специально выращенного, хорошей породы двухлетнего лошадя. Основным животным, которое принесли в дар богам, был бык. Всего собралось 180-200 домашних птиц в дар богам.

                                             марийские жрецы

Марийцы молились рядом с пятью кострищами, каждый из которых был связан с отдельным Богом - Единственным Светлым Великом Богом; Божеством, дающем радость рождения; Матерью Земли; Курык Кугыза - Богом, связанным с именами национальных героев, Родовым Богом.

Всемарийские моления проводятся в одной роще раз 5-7 лет. В Чокмото в последний раз собирались около трёх тыс. человек из разных регионов страны и зарубежья в 2007 году. В 2008 году такое моление состоялось в роще Ош Куэр Ото у деревни Нурсола Куженерского района. В 2009 году моления провели в Новоторьяльском районе в роще Шван. В 2010 году близ деревни Коклала Сернурского района возобновили моления в легендарной роще, которая находиться выше всех рощ по отношению к уровню моря.

                                     марийское святилище

 

На территории нашей республики крупные моленья запланированы на осенние месяцы.

30 сентября – Всемарийское моление, д. Варангуж, Моркинский район;

21 октября – родовые моления, открытие священной рощи, д.Ананур, Сернурский район;

21 октября – Всемарийское моление в роще Чокмото, д.Кукмарь, Советский район;

28 октября – родовые моления в Токтамыжском поселении, Сернурский район

28 октября – родовые моления, д. Арборы, Мари-Турекский район;

4 ноября – родовые моления, д. Немда-Обалыш, Новоторъяльский район.

 

Кроме Всемарийских и родовых молений, в марийских селах и деревнях проходят и общинные моления, время которых определяют на местах. С каждым годом все больше жителей марийских деревень проявляют инициативу по проведению молений в священных рощах. По словам марийских картов, это очень хорошая тенденция, ведь издревле считается, «если жители деревни перестают проводить моления и забывают свою священную рощу, то деревня начинает вымирать и народ из нее уезжает».

Правительством республики несколько лет назад было принято решение считать священные рощи народа мари национальным достоянием.

                             народ мари,  моление марийским богам

21 октября в одной из священных рощ Советского района на массовое моление собрались сотни последователей марийской традиционной религии. Всемарийское моление стало завершающим в годичном цикле религиозных обрядов.

Это, без преувеличения, один из самых значимых в религии марийцев обряд – всемирные моления. Собрать в одном месте свой народ со всех уголков России удаётся не так часто. Большие моления, на которые попали и мы, проходят лишь раз в 5 лет. В священной роще вблизи деревни Кукмарь Советского района в этот день собрались более тысячи человек.

На «березовом столе» свежий хлеб, блины, квас, пироги и мёд. Каждый приносит что-то своё, в том числе птиц и животных: гусей, уток, овец, телят или коня. Они нужны для жертвоприношения. Ранним утром в священное роще животное или птицу закалывают и отделяют специальные части. После мясо варят в больших котлах на костре.

Самый впечатляющий этап - молитва божеству. У богов марийцы чаще всего просят здоровья себе и своим близким, но не забывают и обо всём народе. Молятся о благополучии и процветании родной земли.

Уже после участники молений приступают к трапезе. Каждый обязательно должен попробовать приготовленную еду, но при этом вновь не забыть поблагодарить богов за милость. На таких больших молениях, признаются участники, весь марийский народ словно чувствует себя единым целым.

Всего на государственной охране в Марий Эл сегодня находятся 328 священных рощ. Все они считаются объектами культурного наследия. Но лишь в 35 рощах проходят моления. В рамках республиканской целевой программы «Культурное наследие Марий Эл» рощи сейчас активно благоустраивают. Как отмечают карты, так называют марийских жрецов, с каждым годом всё больше жителей марийских деревень проявляют инициативу по проведению молений в священных рощах. Издревле считается, что, если жители деревни перестают проводить моления и забывают свою священную рощу, то деревня начинает вымирать и народ из нее уезжает.

Конечно, для неосведомлённых эти рощи могут показаться совершенно обычными. Для марийцев же это не только красивые места, где можно помолиться, но это ещё и природные языческие храмы. А храмы, как известно, нужно беречь. В рощах нельзя ругаться, употреблять спиртное, ломать деревья. Все (и женщины, и мужчины) обязательно должны быть в головных уборах. Многие этнографы признают: несмотря на переломные моменты в эпохах, марийцам удалось сохранить свои корни, быт, культуру и религию. И какими бы разными все мы не были, есть традиция одна на всех - жить в мире и согласии.

                                         

Деревня КУКМАРЬ (КУКМАРИЙ, НЕМДА КУКМАРЬ)

 Деревня Кукмарь находится в 30 км от поселка Советского в северо-восточном направлении. Центр одноименной сельской администрации.

Есть две легенды, касающиеся происхождения названия. Раньше на месте деревни стоял лес. Однажды пришли сюда три брата. Они основали селение. Младший и средний братья умерли первыми, а старший (Кугу) жил дольше их. В его честь и стали называть деревню Кугумарий, позднее переиначенную в Кукмарий.

 

Вторая легенда звучит так. Пришел в лес на место нынешней деревни мужчина мари и начал рубить дрова для строительства жилья. На соседнее дерево прилетела кукушка и начала куковать: "Куку". Мужчина не выдержал и сказал: "Марий". Отсюда будто бы и название появилось Кукумарий, перешедшее затем в Кукмарий.

 

Есть еще одно объяснение названия деревни: Кук курык — "гора, горный" плюс "мари", т.е "горные марийцы".

Деревня основана приблизительно в 1717 году переселенцами, прибывшими сюда с берегов реки Немды. Заложили ее в лесной местности на речке Пунчен-ер. Крестьяне корчевали лесные массивы. До настоящего времени сохранились названия некоторых вырубок на полях: Андри руэм, Сидор руэм, Якай руэм.

В 1802 году в деревне Немды Кукмарь насчитывалось 30 крещеных мари и 16 некрещеных, в 1851 году в этом селении было 69 дворов, в 1891 году в Нижней Немды Кукмари зарегистрировано 43 домохозяина, в Верхней Немды Кукмари — 51 домохозяин.

В Верхней Кукмари колхоз образован в 1931 году. Председателем был Никифор Васильевич Головин, счетоводом Никандр Филимонович Созонов, бригадирами Михаил Иванович Куклин и Василий Лаврентьевич Смоленцев, председателем ревизионной комиссии Самуил Николаевич Воронцов. В 1933 году для укрепления колхоза прибыл двадцатипятитысячник Петр Ибатович Эсменеев, который работал председателем в течение года.

В 1933 году в Нижней Кукмари организовали колхоз "Пунченер", на первых порах из 56 хозяйств в него вошли 26, у них было 17 лошадей. Организаторами колхоза являлись Петр Павлович Кошкин, Михаил Петрович Рукавишников, Александр Степанович Санников и другие. Председателем колхоза стал Алексей Павлович Леухин. Бригадирами работали Илья Данилович Мамаев и Михаил Иванович Куклин, первым счетоводом — Иван Иванович Богомолов. Детей учили по частным домам, в 1937 году построили отдельное здание.

В годы Великой Отечественной войны на фронт из Кукмари ушли 113 человек, не вернулись 69 человек. За мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и захвате плацдарма на правом берегу реки, командиру взвода, уроженцу Кукмари Алексею Николаевичу Громову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года присвоили высокое звание Героя Советского Союза.

После демобилизации он работал в родном колхозе "Пунче-нер", был избран председателем этого хозяйства, трудился на посту председателя сельсовета, секретаря парторганизации колхоза. Его имя высечено на мемориальной плите в зале героев Белорусского музея в Минске и занесено в книгу-памятник "Днепр — река героев". Его именем названа одна из новых улиц поселка Советский.

В марте 1950 года колхоз "Пунченер" объединился с колхозом имени Пушкина (Верхняя Кукмарь). Председателем объединенного колхоза в 1950 году избрали Ивана Алексеевича Кропотова, который работал в этой должности до марта 1954 года. Затем председателем был тридцатитысячник Никандр Егорович Кудрявцев.

В 1958 году колхоз имени Пушкина (д. Кукмарь) слился с колхозом "Красный Октябрь". Возглавил его тридцатитысячник Никандр Семенович Куклин. В 1960 году произошло объединение с колхозом "Родина", с этого года председателем работал Тимофей Константинович Созонов. На этом посту он находился по 1980 год.

Электрический ток от тракторного двигателя в деревню подали в 1959 году, от государственной сети — в 1966 году. Радиофицирована деревня была в 1958 году. В 1970 году построен свиноводческий комплекс, в 1977 году — плотина. В 1989 году закончена застройка новой улицы, всего на ней 20 двухквартирных домов. В 1989 году в деревне построен типовой двухэтажный детсад на 140 мест. В 1991 году в деревне проложен водопровод. В деревне 17 колодцев, 4 родника.

В деревне Кукмарь имеются дом культуры, построенный в 1966 году, библиотека, отделение связи, ветеринарный участок, фельдшерско-акушерский пункт, магазин райпо и магазин ЧП "Меркурий", открытый в 1997 году. Возле деревни много оврагов, болот со специфическими названиями: Пактек корем, Пий корем, Шокта корем. Население исповедует язычество, рядом с деревней имеются 3 агавайрем и 2 кусото. Преобладающее население — мари, разговаривают на родном языке. Наиболее распространенные фамилии — Созоновы, Куклины.

На 1 января 2004 года в деревне в 159 хозяйствах проживали 571 человек. У населения имеется 13 грузовых автомашин, 21 легковая автомашина, 9 колесных тракторов. На личных подворьях содержится 369 голов крупного рогатого скота, в том числе 119 коров. Сельчане держат 45 пчелосемей, один любитель ухаживает за лошадью. В деревне созданы 4 фермерских хозяйства. Земли выделено всем жителям деревни из расчета до 1 га на хозяйство.

В деревне имеется 23 телефона, 160 телевизоров, все дома радиофицированы. 17 домов покрыты железом, 140 — шифером, 26 домов украшены резными наличниками.

Одна улица в Кукмари асфальтирована, две другие имеют грунтовое покрытие. Деревня связана с Советским и Йошкар-Олой автобусным сообщением.

В деревне Кукмарь родились и выросли солист театра оперы и балета, заслуженный артист Республики Марий Эл Вячеслав Созонов и поэт, автор трех сборников Геннадий Чемеков.

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://finugor.ru/node/

http://www.newsmari.info/9989-geografiya-molenij-rasshiryaetsya.html

http://elvira-kuklina.livejournal.com/

http://www.12rus.ru/

 

 

 

ВложениеРазмер
Всемарийское моление, Туня Кумалтыш 201278.98 КБ
Всемарийское моление, Туня Кумалтыш 201266.33 КБ
Всемарийское моление, Туня Кумалтыш 201231.3 КБ
марийское моление45 КБ
tunyak (5).jpg42.39 КБ
tunyak (6).jpg30.07 КБ
tunyak (7).jpg44.27 КБ
tunyak (8).jpg48.9 КБ
tunyak (9).jpg39.15 КБ
tunyak (10).jpg41.19 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.