Всемарийское моление в Саваран-ото

В далеком 2011 году ездили мы на ноябрьские праздники в поход по родникам марийского края, в том числе побывали на роднике Вий памаш – родник силы – в Новоторъяльском районе РМЭ.
Как мы упоминали в статье про Вий памаш, что недалеко от него расположена очень почитаемая марийцами роща – Саваран-ото, где раньше проводили всемарийские моления – Туня кумалтыш.
После долгого перерыва моления народа мари в этой роще возобновились, и мы предлагаем интересный отчет Олега Пономарёва о поездке в эту рощу.

 

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 


ВСЕМАРИЙСКОЕ МОЛЕНИЕ – ТУНЯ КУМАЛТЫШ
Это, без преувеличения, один из самых значимых в религии марийцев обряд – всемирные моления. Собрать в одном месте свой народ со всех уголков России удаётся не так часто. Большие моления, на которые попали и мы, проходят лишь раз в 5 лет.


На «березовом столе» свежий хлеб, блины, квас, пироги и мёд. Каждый приносит что-то своё, в том числе птиц и животных: гусей, уток, овец, телят или коня. Они нужны для жертвоприношения. Ранним утром в священное роще животное или птицу закалывают и отделяют специальные части. После мясо варят в больших котлах на костре.
Самый впечатляющий этап - молитва божеству. У богов марийцы чаще всего просят здоровья себе и своим близким, но не забывают и обо всём народе. Молятся о благополучии и процветании родной земли.
Уже после участники молений приступают к трапезе. Каждый обязательно должен попробовать приготовленную еду, но при этом вновь не забыть поблагодарить богов за милость. На таких больших молениях, признаются участники, весь марийский народ словно чувствует себя единым целым.

Всего на государственной охране в Марий Эл сегодня находятся 328 священных рощ. Все они считаются объектами культурного наследия. Но лишь в 35 рощах проходят моления. В рамках республиканской целевой программы «Культурное наследие Марий Эл» рощи сейчас активно благоустраивают. Как отмечают карты, так называют марийских жрецов, с каждым годом всё больше жителей марийских деревень проявляют инициативу по проведению молений в священных рощах. Издревле считается, что, если жители деревни перестают проводить моления и забывают свою священную рощу, то деревня начинает вымирать и народ из нее уезжает.

                                                                гусь (комбо) в священной роще                                                             


РАССКАЗ ПРО ВСЕМАРИЙСКОЕ МОЛЕНИЕ (автор: Олег Пономарёв)
Олег Пономарёв побывал на молении марийцев, где увидел, как происходит жертвоприношение, и услышал, о чём просят богов последние представители дохристианской религии в России.
Мы выдвигаемся в начале седьмого утра. Вокруг бескрайнее поле, горизонт растворяется в густом тумане. Свернув с шоссе, мы пристраиваемся в хвост вереницы автомобилей. Можно не сомневаться в том, что пункт назначения у всех один: главное для любого марийца место, священная роща Саваран-ото, где сегодня будет проходить самое крупное в году Всемарийское моление.                                                                                                                   
 
Марийцы относятся к финно-угорской группе, их численность составляет около 600 тысяч человек. Большинство проживает в республике Марий Эл: в западной части — горные мари, в восточной — луговые. Несмотря на то, что марийцы тесно сожительствуют с другими народностями — русскими, татарами, удмуртами — им удалось сохранить свою самобытную культуру. При этом наряду с традиционной марийской верой в республике также исповедуют христианство и ислам. Даже внутри одной семьи разные её поколения могут придерживаться разных религиозных взглядов.

Карт, Вячеслав Михайлович Актуганов.                                                                                  

 
Его жена Агния Ильинична.                                                                                                                 

 

Карт, Николай Трофимович.                                                                                                                       

В основе марийской веры — единение с природой, понимание того, что от природы нельзя брать больше, чем она даёт. Например, по их традициям, в святых местах запрещено рубить деревья, даже высохшие. Жители деревни дождутся, пока дерево само упадёт, возьмут его на руки и отнесут в лес, чтобы оно, сгнив, ушло в землю к богам.

 У марийцев нет священных книг. Все знания о праздниках, правилах проведения молений они передают из уст в уста — от отца к сыну или от карта к его ученику. Один из праздников — Шорыкйол (Неделя овечьей ноги). Это неделя с первой пятницы нового года. Суть Шорыкйол в следующем: после лета световой день становится короче, ночь длиннее — это нужно, чтобы земля отдыхала, чтобы люди меньше по ней ходили. А с первой недели нового года день начинает прибывать — так земля даёт понять, что она вновь полна сил.

 

Однако главными днями в году являются дни молений. В зависимости от масштаба моления на нём может присутствовать от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

Несмотря на ранний час, подготовка к молению в роще Саваран-ото идёт полным ходом. Одни выгружают из кузовов котлы, другие обустраивают вход в рощу, натягивая на заранее вкопанные столбы широкую белую ленту с марийским узором, мимо проходят женщины с огромными пакетами, из которых с любопытством выглядывают гуси.

Перед аркой все верующие на секунду задерживаются, произносят короткую молитву и с поклоном проходят этот портал, переносящий их в место, где им предстоит просить у богов благополучия и приносить им в дар жертвенных животных.

Роща заполняется людьми. В ближайшие 11-12 часов предстоит много работы: нужно наколоть дров, вскипятить воду в огромных котлах, где будет готовиться трапеза, заколоть и разделать животных. За всё отвечают карты — это те самые старейшины, которые будут проводить моление. Они знают все тонкости церемонии.                              

Верующие распределяются между пятью жертвенными кострами, у каждого из которых молятся разным богам. У одного просят здоровья и хорошего урожая, у другого замаливают грехи предков, молятся за мир, рождение детей, чистоту рек, здоровье скота.

Самое большое скопление у двух костров. У одного собираются молиться всевышнему богу марийского народа Тунг Ош Кугу Юмо. Моление будет проводить верховный карт республики Марий Эл. У второго костра молятся Матери Божьей, у которой принято просить «здоровья и процветания всем, рожденным в земном мире».

Возле каждого костра располагаются огромные столы, на которые каждый верующий должен принести какую-нибудь трапезу. Очень скоро они будут заполнены свежим хлебом, блинами, лепешками и квасом. На стопки блинов марийцы кладут специальные пирамидки из творога, символизирующие направление энергии к небу.

Карты начинают проводить ритуал, после которого можно будет принести в жертву животных. Произнося молитву, карт обливает голову и спину гуся родниковой водой, затем медленно отходит. Буквально через пару минут гусь вытягивается во весь рост и начинает бить крыльями — это означает, что боги готовы принять жертву. Марийцы выстраиваются в длинную очередь к помощнику карта, который будет закалывать животных. После того как животные разделаны, их распределяют по разным котлам (для разных богов) и оставляют вариться.

Бараньи шкуры и потроха сжигают сразу, рога — позже, под молитву. Кровь сливают в отдельный таз, из неё готовят котлеты, которые затем добавляют в бульон. Готовность определяется только по запаху — пробовать до окончания молитвы ничего нельзя. Процесс готовки — сложный ритуал, готовясь к которому, молодые карты обычно консультируются со старшими.

Подошла очередь самой ответственной части. Карты начинают читать молитву, аккомпанементом служит «голос железа» — символические удары топора о клинок ножа. Роща начинает напоминать храм, в котором роль стен выполняют липы и берёзы. По их стволам молитва уходит в небо. Верующие опускаются на колени.

Затем начинается трапеза. Марийцы выстраиваются в очередь за бульоном, кашей и теми самыми блинами и лепёшками, которые они берут из рук картов. Теперь они небольшими группами распределяются по роще, садятся на заготовленные лапники и трапезничают.

Остается только убраться в роще, чтобы природа знала, что люди пришли сюда с благими помыслами: перья птиц и шкуры животных сжигают, рощу убирают граблями.

В завершение карты проводят обряд закрытия рощи и покидают её последними. После этого сюда можно будет зайти только на следующем молении.

 

Историческая справка - Деревня ТОКТАРСОЛА

Находится в 12 км юго-восточнее поселка Новый Торъял на берегу реки Шуи и является центром Токтарсолинской сельской администрации. Названа в честь охотника по имени Токтар. Овраги, родники, рощи названы именами троих его сыновей: Вашкан куэр, Ондроп памаш, Вашкан памаш, Вайчи памаш.

Первое упоминание о деревне относится к 1830 году, в селении числилось 5 дворов. В 1850 году проживали 80 мужчин и 79 женщин, в том числе русского православного исповедания 6 мужчин и 2 женщины. В 1884 году деревня Токтарсола вошла в состав Конганурской волости.

Проживали черемисы. Насчитывалось 37 дворов, 106 мужчин и 112 жен-шин. В 1886-1887 годах в Токтарсоле был бунт против непосильных податей под предводительством братьев Петра и Николая Мочаловых.

В 1898 году в деревне открыли школу, где обучались 35 учеников и работал 1 учитель (с 1902 года — Д.И. Ильин). В 1912 году под руководством Ильина начали строить новое здание школы, строительство продолжалось два года. За настойчивость, упорство, богатырское телосложение крестьяне называли его Онаром. Школа работала до 1993 года. С 1919 года Д.И. Ильин (Онар) был заведующим школы, второй учитель — М.И. Веткина. В феврале 1926 года открылся пункт по ликвидации неграмотности, им тоже руководил Д.И. Ильин (Онар). С 1933 по 1935 годы в деревне работала школа крестьянской молодежи.

6 апреля 1928 года создано общество по совместной обработке земли "Сасканур", а в 1930 году — колхоз "Урал". В 1932 году в селении проживали 90 человек, из них 76 мари и 14 русских.

В годы Великой Отечественной войны на фронт призвали 39 мужчин, не вернулись 24. В 1943 году в колхозе действовали 4 фермы: крупного рогатого скота, свиноводческая, овцеводческая и птицеводческая.

В 1956 году в деревне построили клуб на 250 мест. В 60-е годы здесь работала семилетняя школа, учились 176 человек.

4 марта 1964 года Указом Президиума Верховного Совета МАССР деревню Токтарсола передали из Кукмаринского сельсовета в состав Новоторъяльского района. 28 февраля 1966 года Указом Президиума Верховного Совета МАССР вновь образовали Токтарсолинский сельсовет Новоторъяльского района с центром в деревне Токтарсола.

К 1970 году в деревне, в основном, проживали марийцы, 54 мужчины и 92 женщины. 13 июля 1970 года были приняты в эксплуатацию магазин и детский сад. В 1978 году деревенский медпункт обслуживал 650 человек. В 1978-1979 годах в Токтарсолинской восьмилетней школе обучались 213 учащихся. 23 июня 1988 года в колхозе построили клуб на 300 мест. К 1 января 1996 года в деревне Токтарсола числилось 127 хозяйств, 445 человек, к 1 января 2002 года — 125 дворов, 470 человек.

Среди уроженцев деревни Токтарсола есть известные в республике люди. Это Г.Т. Мамаев —  кандидат экономических наук, доцент. И.Ш. Веселов — фронтовик, видный партийный и государственный деятель, являлся депутатом и членом Президиума Верховного Совета Марийской АССР.

****************************

                                                      Вий памаш - родник силы                                                             

Также интересно место, где располагалась бывшая деревня Ямаши – находилась она  в 3 км к северо-востоку от деревни Токтарсола. Название восходит к имени первопоселенца Ямаш. Сразу же за деревней пролегает большой овраг — Овда корем, в 2 км протекает река Шуи. Деревня стояла на ровном месте, была двусторонней, у каждого дома — колодцы. К западу от деревни находилась молельная роща — Саваран кусото (т.е. роща, огороженная плетенью, изгородью). До сих пор раз в пять лет приезжают сюда со всех сторон жители на большое моление. Про эту деревню также есть легенда, связанная с Овдой, но про это мы расскажем в других статьях.

 

________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
Фото  и статья Олега Пономарёва
http://www.12rus.ru/

ВложениеРазмер
Всемарийское моление в Саваран-ото146.24 КБ
Всемарийское моление в Саваран-ото122.86 КБ
кюсото107.57 КБ
священная роща193.76 КБ
языческое моление39.88 КБ
968218054 (7).jpg164.04 КБ
968218054 (8).jpg128.48 КБ
968218054 (9).jpg217.74 КБ
968218054 (10).jpg115.18 КБ
968218054 (11).jpg26.29 КБ
968218054 (12).jpg48.25 КБ
968218054 (13).jpg45.8 КБ
968218054 (14).jpg100.79 КБ
968218054 (15).jpg53.51 КБ

Комментарии

черно-белое...

все-таки в черно-белом фото есть своя красота!

все мы в детстве начинали с черно-белой фотографии, 

потом перешли на цветную, 

а жаль...

в ч/б фото есть своя фактура, свои формы, свой настроение...

целый большой мир!

Хорошо бы прочитать какой

Хорошо бы прочитать какой камерой и оптикой снят репортаж.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.