Город Звенигово

Команда Кочующие - Город Звенигово

 

В статье про Звениговский район мы обязательно указали, что этот район - является родиной Команды Кочующих, и именно с этого края и начались наши походы, путешествия и странствия по просторам Марий Эл! Именно достопримечательности Звениговского района – наиболее полно освещены на нашем сайте!

Близким и родным для нас  стал также и город Звенигово – уютный городок  в живописном волжском затоне! Не раз мы ездили из Красногорского рыбачить на волжские затоны и на озеро Шелангуш, часто мы посещали этот город  и как районный центр, так как здесь был военкомат, райком комсомола и районная больница! Именно здесь я впервые увидел реку Волга – одну из величайших русских рек, вдоль которой, и по которой мы много путешествовали!

Что говорить, статью про Звенигово давно нужно было выставить на сайт, что мы сейчас и делаем!

 

                    ИЗОБРАЖЕНИЕ  МАРИЙСКОГО ВЕЛИКАНА - ОНАРА НА ЖИЛОМ ДОМЕ             

 

Город Звенигово республики Марий Эл расположен на левом берегу одной из великих рек мира - Волга, примерно на одинаковом расстоянии между городами Казань и Чебоксары. Удобный затон для стоянки судов, живописнейшие места, наличие лесных массивов в 19 веке привлекли внимание промышленников-речников.

Возникновение поселка, а затем и города Звенигово связано с судоремонтным заводом общества "Дружина". Название затона Звенижский (Звениговский) происходит от впадающей в затон речки Звениги.

10 июля 1974 года вышел Указ о преобразовании рабочего поселка в город. Ведущее предприятие города - судостроительно- судоремонтный завод имени С.Н. Бутякова, известный по всей России, берет свое начало с 1860 года. Основной вид выпускаемой продукции - речные суда, буксиры-толкачи.

Звени́гово (мар. Провой) —  административный центр Звениговского района Марий Эл.

Население — 12,0 тыс. человек (2010).

Расположен на левом берегу Волги (Куйбышевское водохранилище), пристань, в 90 км к югу от Йошкар-Олы, в 32 км от ближайшей железнодорожной станции Шелангер.

 

                                                      ДОМ   КУЛЬТУРЫ                Город Звенигово

 

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЗВЕНИГОВСКОГО РАЙОНА РМЭ:  

  -  село Кокшайск;

   -   Кожласолинское озеро - д.Кожла-сола;

     ФЕСТИВАЛЬ  МЕЛЬНИЦА  НА  РЕКЕ  ЮШУТ!

    ПОСЁЛОК  КРАСНОГОРСКИЙ  -  РОДИНА  КОЧУЮЩИХ!

    ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕКА  ВОЛГА!!!

    РЕКА  МАЛАЯ  КОКШАГА!

    ПАМЯТНИК ИСТОРИИ - СТАРЫЙ КАЗАНСКИЙ ТРАКТ - ШИГАКОВО!

    КЕРЕБЕЛЯКСКОЕ  НАГОРЬЕ - АГЫТАН КУРЫК!

    ДЕРЕВНЯ  МАРИ-ЛУГОВАЯ!

    РЕКА  ИЛЕТЬ!

    РЕКА  ЮШУТ!

    РЕКА  БОЛЬШАЯ  КОКШАГА!

    ПРИРОДНЫЙ  ПАРК  "МАРИЙ ЧОДРА" !

    ОЗЕРО  БОЛЬШОЙ  ТОТ-ЕР!

    УРОЧИЩЕ  КУГУ КУП - БОЛЬШОЕ БОЛОТО

    ОЗЕРО  БОЛЬШОЙ  МАРЬЕР!

    ТИХИЙ  ПЛЕС - ПРОТОЧНОЕ ОЗЕРО НА ИЛЕТИ!       

 

 

ИСТОРИЯ

Своим возникновением город обязан бурному развитию пароходных перевозок во второй половине ХIХ в. В 1858 г. пароходное акционерное общество «Дружина» основали владельцы механического завода в Костроме братья А. П. и С. П. Шиповы. В 1860 г. оно уже имело 16 пароходов, в том числе 7 пассажирских и 9 буксирных, которые в основном курсировали между Рыбинском и Нижним Новгородом.

 Для расширения собственной ремонтной базы, и для удобного размещения судов в зимнее время, «Дружина» облюбовала удобный затон в почти не обжитой людьми лесистой местности на левом берегу Волги, в 70 верстах выше города Казани и 52 ниже города Чебоксары. Хотя он расположен на луговой стороне реки, берег там настолько высок, что во время половодья остается недоступным для паводковых вод. Длина затона составляла 2 км, ширина — 150—200 метров, глубина — около 5 метров. Земля принадлежала крестьянам красноярской и ошургинской общин, у которых владельцы «Дружины» и арендовали 15 десятин за небольшую плату. Здесь в 1860 г. и были заложены первые механические мастерские.

 

Незадолго до этого напротив затона, в котором началось строительство будущего завода, возникло русское поселение — выселок Чекуры. Именно от него и пошло одно из названий затона — Чекурский. Второе название — Звенижский (Звениговский) возникло от названия впадающей в затон небольшой речки Звениги. Одно время часть жителей называла это селение «Провой» — слово являлось местным вариантом русского определения «паровой» и было связано с наличием судоремонтного завода. Происхождение названия будущего города также объясняется громкими звонами, издаваемыми заводом.

Первоначально на берегу затона были построены кузница, слесарня, амбар для хранения стройматериалов и четыре флигеля для мастеровых. В 1863 г. здесь работали паровая машина и четыре механических станка, было построено несколько казарм для мастеровых. В 1892 г. это был уже целый завод с 3 паровыми машинами, 2 паровыми котлами, 22 механическими станками, паровым молотом и другим оборудованием.

 

                                                       МЭРИЯ   ГОРОДА  ЗВЕНИГОВО          

 

Вместе с производственными постройками на берегу затона появлялись и другие строения. В 1878 г. при заводе была устроена деревянная церковь «во имя святого и чудотворца Николая», предметы внутреннего убранства и утварь для которой были собраны по подписке служащими и мастеровыми завода. В этом же году «Дружина» открыла училище на 40 детей обоего пола. Для лечения заболевших рабочих и членов их семей имелись отдельный флигель и аптека с постоянным фельдшером. Пароходство «Дружина» содержало три торговых заведения — бакалейную и мануфактурную лавки и рейнский погреб.

 

К 1907 г. — в России в эти годы назрела революционная ситуация — дела «Дружины» заметно ухудшились, и владельцы общества приняли решение избавиться от судов и механического завода в Звениговском затоне. Новый владелец немедленно начал демонтаж и распродажу оборудования, процесс развала производства вскоре довершил пожар, уничтоживший почти все постройки, кроме лесопилки. По одной из версий, пожар ради получения страховки организовал сам новый владелец предприятия — богатый купец И. И. Тет.

После пожара лесопилку и остатки некоторых строений выкупили бывший управляющий затоном А. Н. Николаев и лесопромышленник А. Т. Зимин, к которым позже присоединился судовладелец А. К. Иванов. Новая компания полностью восстановила завод и начала выпускать на нём небольшие пароходики для мелких казанских судовладельцев. Постоянных рабочих на производстве было немного, и администрация регулярно привлекала к работам сезонников. Несколько лет, начиная с 1915 г., в этом качестве в составе бригады из Вятской губернии в Звениговском затоне плотничал будущий Главный маршал авиации К. А. Вершинин.

 

                                         НА УЮТНЫХ  УЛИЦАХ  ЗВЕНИГОВО        

 

В 1920 г. на заводе был пожар, в огне которого сгорели лесопильный цех и токарная мастерская. За возрождение предприятия из пепла застрельщиками выступили комсомольцы И. И. Кондаков, К.Чубаров, М. К. Чулков, Н. Н. Гортэ и др. По их предложению завод стал именоваться — «Красный волгарь».

С образованием механического завода местность вокруг него начала быстро обживаться. В затон перебрались многие жители выс. Чекуры, здесь поселялись, найдя работу, крестьяне из соседних деревень левобережья. В 1904 г. в затоне проживало более 300 человек, которые ютились в земляных бараках. В селении появились улицы: Соляная (Гагарина), Лесная (Вершинина), Заводская, Стекольная.

Помимо механического завода, в Звениговском затоне в том месте, где в 2001 г. построен новый авторечвокзал, в 1906—1913 гг. работал небольшой стекольный завод. Его владельцем был И. Я. Григорьев.

 

 

Достопримечательности

Центральный бульвар.

Уменьшенная копия Эйфелевой башни.

Набережная реки Волга.

Храм Николая Чудотворца.

 

Экономика

Судостроительно-судоремонтный завод (ССРЗ им. Бутякова С. Н.).

Лесокомбинат

ООО «Зеберс»

Звениговский Городской Молочный Комбинат

Множество предприятий мелкого бизнеса.

 

Не смотря на свои небольшие, для города размеры, имеет достаточно длинную береговую линию. На берегах имеется множество кафе, благоустроенных пляжей.

 

  

СТАТЬЯ:  Звенигово — маленький город на Волге

(АВТОР: В.И. ЕВДОКИМОВ канд. геогр. наук, доцент)

 Раньше были времена...

 

Участок Волги (Куйбышевского вдохранилища) между Волжском и Звенигово

 Раньше, лет пятнадцать-двадцать назад, когда Волга была могучей транспортной артерией страны, попасть в Звенигово было просто: надо было приехать в Казань поездом и от железнодорожного вокзала трамваем доехать до речного, там купить билет на скоростное судно («Метеор» или «Ракету») и с ветерком совершить увлекательную максимум двухчасовую поездку вверх по Волге. Сначала — просто смотреть в широкое окно на реку, отдыхать от поезда, казанской вокзальной суматохи, потом — готовиться к приезду. Подготовка начиналась от расположенной на правом берегу Козловки, и пропустить ее было невозможно: здесь густо пахло лесом, горы бревен лежали на берегу прямо возле воды. Потом впереди обозначалось сближение берегов, на каждом стояла пара мачт ЛЭП, и можно было увидеть изгибающиеся к Волге провода между ними. Это означало, что впереди пристань Криуши у одноименного села, зажатого между Волгой и крутым горным склоном. Еще пять минут — и судно причаливает к звениговскому дебаркадеру.

Подрабатывают двигатели, скрипят кранцы, сизый дымок вьется за бортом, гремят сходни, громко топочут пассажиры по металлической лестнице, движутся сумки, детские коляски, рюкзаки, корзины... Затем сойти на берег, подняться по склону от воды, а там, если груза много, ехать на автобусе, а если мало — идти пешком по широкой набережной тропе, среди вековых сосен, наслаждаясь приездом и глядя влево, на оживленные воды затона, пышные острова, правобережные горы и белоснежные облака в высоком небе. 

                                                                 Город Звенигово

 

Сейчас таким путем попасть в Звенигово нельзя: скоростные суда из Казани мало куда ходят, их почти нет, а в Звенигово не ходит ничего, и дебаркадера там с началом навигации не выставляют. (Летом 2004 года вдруг поставили брандвахту — просто, чтобы стояла?) Увы, сейчас даже катера, обслуживавшего переправу на правый берег (Покровское—Уползино'), нет. Изредка пройдет мимо Звенигова туристический теплоход, изредка сухогруз. Жизнь на Волге замерла, а ведь были, были времена, когда кипела она здесь бурно: шли теплоходы сверху, шли теплоходы снизу, замечательное это было зрелище — с высокого правого берега смотреть, как расходятся идущие навстречу друг другу сухогруз типа «река-море» и веселый теплоход, допустим «Яков Свердлов», у острова неподвижно стоит самоходный паром с буровой установкой, покачиваются на волнах лодки рыбаков, снизу надвигается сверкающий сталью танкер, а от звениговского дебаркадера отчаливает «Метеор» вверх — медленно развернулся, отошел подальше, набрал скорость, р-раз! встал на крылья и пошел-пошел то ли в Юрино, то ли в Новочебоксарск, то ли прямо до Горького. Туда-сюда снуют моторные лодки, везет в Звенигово рыбу катер из Кушникова, выходит из затона буксир...

 

 Откуда Звенигово?

   Герб Звенигова

  

К середине ХIX в. на месте Звенигова поселений не было. Была Волга, острова, косы и большая заводь (длина 2 км, ширина 150—200 м, глубина до 5 м), в которую впадала река Звенига. И — леса без края. Напротив же, под правым берегом, появились небольшие выселки Чекуры. Были чекурцы летом рыбаками и бурлаками, а зимой обслуживали постой многочисленных обозов, шедших по Волге. Но уже ходили летом по Волге пароходы, баржи, и во всё увеличивающемся количестве. Ходили летом, во время навигации, а зимой отправлялись в отстой — в заливы, в устья небольших рек — из опасения весеннего ледохода и для ремонта. Именно с этой целью зимой 1859—1860 гг. в заводи при впадении Звениги впервые зазимовали суда пароходного общества «Дружина». Зимовка прошла успешно, и в 1860 г. общество построило здесь мастерские по ремонту судов, склады, дома для начальства, бараки для рабочих.

1860 г. считается годом основания Звенигова, хотя поначалу населенного пункта как такового здесь не было, а был Звениговский (Звенижский) затон и при нем пристань Чекуры. К 1890 г. появился уже механический завод, выпускавший пароходы и занимавшийся их ремонтом. Затон развивался и рос, сюда и переселялись потихоньку чекурцы, потому что значение гужевого транспорта неуклонно падало, а Волга подмывала чекурский берег.

К началу ХХ в. Звениговский затон стал серьезным промышленным центром в округе, появились инженеры и оформился рабочий класс. Во время Первой русской революции здесь уже проходили митинги, забастовки, стычки с полицией (понятно почему: прибыль общества «Дружина» была значительной, а рабочий день в затоне длился 12—14 часов при вознаграждении от 60 копеек до 1 рубля в день).

В августе 1906 г. волнения рабочих в Звениговском затоне были подавлены карательной экспедицией из Казани на пароходе «Миссури».

                                           НИКОЛЬСКИЙ  ХРАМ В ЗВЕНИГОВО            

 

До 1918 г. механический завод расширялся, горел, менял владельцев, пока по декрету Совнаркома не был национализирован. К 1922 г. завод назывался «Красный Волгарь».

В 1924 г. образовался Звениговский кантон (впоследствии — район) Марийской Автономной области (впоследствии — Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика, ныне — республика Марий Эл). Тогда же впервые появляется официальное название — поселок Звенигово. Однако еще долго как дополнительно-разъяснительные употреблялись названия Чекуры и особенно Красный Волгарь.

20—30-е годы — бурное развитие Звенигова: школа, библиотека, клуб речников, лесхоз, маслозавод, газета, но в основе, конечно, механический завод. Он преобразовывается в судоремонтный завод (СРЗ), а с 1940 г. носит имя Героя Советского Союза С.Н. Бутякова — местного уроженца, командира танка, геройски погибшего во время Советско-финской войны 1939—1940 гг.

После Великой Отечественной войны развитие Звенигова продолжалось. С 1968 г. завод стал Судостроительно-судоремонтным (ССРЗ) им. С.Н. Бутякова. Продукция завода: буксир-толкач «Волгарь», баржи, брандвахты. Развивались и другие предприятия, оформилось то, что необходимо любому городу: автотранспортное предприятие, дорожное ремонтно-строительное управление, больница, магазины, гостиница и т.п., — инфраструктура. С 1974 г. Звенигово получает статус города со всеми необходимыми атрибутами. Получает и герб: щит, на вертикальной разделительной линии чайка и якорь, одна половина герба красная, свидетельствующая о славном революционном прошлом, вторая синяя — Волга.

 

                                    Волжская долина - ВОЛГА                 

 

Звенигово растет на Волжской послехвалынской террасе и может развиваться в пределах, выкроенных Волгой, Илетью и Малой Кокшагой

 Согласно лоцманским картам, Звенигово расположено на левом берегу Волги, против 1240-го километра судового хода. Общая ширина Волги составляет здесь около 2,5 км. Собственно говоря, сейчас это уже не река: с 1958 г., после сооружения в районе Жигулей Волжской ГЭС им. В.И.Ленина и заполнения Куйбышевского водохранилища, это — зона выклинивания подпора водохранилища. Уровень воды здесь поднят примерно на 8 м, и нынешнее состояние водохранилища соответствует состоянию Волги во время половодья.

Под правым берегом, против Звенигова, и особенно под левым, выше него, многочисленные песчаные острова, вытянутые вдоль берега, покрытые травой и ивовыми зарослями. Иногда там останавливаются рыбаки и отдыхающие, но в целом острова пустынны.

Посреди — судовой ход глубиной более 15 м, суда типа «река-море» проходят (сейчас лучше сказать — проходили) свободно. Течение ощутимо, скорость до 1 метра в секунду.

Под левым берегом заводь — Звениговский затон, под правым — протока-воложка глубиной до 10 м.

Волжское богатство — рыба. Ловят главным образом лещей. Есть, конечно, окуни, судаки, жерех, есть и сомы. Ловят и для себя, и для продажи в кафе.

 

 

ПРАВОБЕРЕЖЬЕ

Высота правого, коренного борта долины над нынешним урезом достигает 100 м. У подножья, как раз против Звенигова, два громадных оползня, носящих название «Два брата». В оползнях смещены массивы коренных пород, объем каждого превышает 2 млн м3. Коренные породы — это породы татарского яруса верхней перми, горизонтально залегающие слои известняка, доломита, мергеля, и очень красивые в обнажениях переслаивающиеся глины — красные, желтые, голубые, зеленоватые... По коренному склону, густо залесенному, множество небольших оползней и оплывин, что создает трудно проходимый рельеф — из бугров, западин, заболоченных участков, промоин. Понизу есть слабые ключи с вкусной водой.

 Вековая примета места — под правым берегом оползни «Два брата»

 

 

Еще одна достопримечательность правого борта долины — многочисленные и впечатляющие овраги. Они громадны и похожи на горные ущелья. Входя в овраг со стороны устьевой части, наблюдатель попадает в абсолютно иной мир: стенки оврага расходятся в стороны и круто поднимаются вверх, отчего овраг кажется тесниной, затерянной где-то на знойном Тянь-Шане. Угадать это с Волги невозможно. Глубины оврагов достигают 50—70 м, стенки большей частью голые, покрытые глинами, имеющими комковатую структуру. Это значит, что в сухую погоду под ногами пухлая, вязкая масса как бы крупнозернистого песка, а в дождливую — мылкая до состояния жидкой грязи поверхность. На крутых склонах и этого нет — именно здесь можно наблюдать переслаивание разноцветных глин. Овраги выходят на междуречье и имеют длину 400—600 м (хотя есть и до 1 км). Все они скрыты в 400—500-метровой полосе лесопосадок вдоль бровки склона, которые были здесь проведены в 1958 г. В образовавшемся таким образом на междуречье и на коренном склоне лесу есть дичь (птица, зайцы), ведется охота.

Изумительное обнажение коренных пород в левом борту оврага. Но, чтобы его увидеть, надо овраг найти, изучить и определить точку наблюдения. А чтобы описать — воспользоваться альпинистским снаряжением  На склонах оврагов выражен практически весь спектр склоновых процессов. На снимке — небольшой оползень с хорошо выраженной стенкой отрыва и запрокинутой поверхностью оползневого тела

Жилья на высоком берегу нет — вода далеко; у воды внизу — негде ставить: бечевник узкий, прерывистый. Вдоль него от «речных» времен сохранились кое-где могучие ветлы.

За лесополосой, в которой скрыты овраги, полого повышающаяся от реки поверхность междуречья, занятая пашней.

 

ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ

Левобережье представляет собой три террасы волжской долины. Первая по порядку — голоценовая*. Она расположена ниже Звенигова, невысокая, гряды высотой до 3 м. До прокладки через нее газопроводов выглядела весьма живописно, сейчас сильно снивелирована. Следующая терраса — послехвалынская**, на ней-то в густом сосновом бору и расположилось Звенигово. Сложена песком, имеет высоту 7—9 м, к затону обрывается круто, по берегу — узкий бечевник с отдельными пляжиками. Пляжи условны — при высоком уровне воды их почти нет. Уровень зависит от работы нижерасположенной Волжской ГЭС им. В.И.Ленина (чем больше там расход воды, тем ниже уровень) и вышерасположенной Чебоксарской ГЭС (чем больше расход воды, тем выше уровень). В уступе террасы есть слабые родники — свидетельство того, что в теле террасы есть водоупорные глинистые пласты. 

Особенность террасы за пределами города — многочисленные песчаные гряды, относительной высотой до 5—7 м, вытянутые на сотни метров в длину и изогнутые в плане. По-видимому, это древние дюны. К дюнам, как правило, прилегают изумительные по красоте небольшие болота.

 Все, что не город, не садовые участки, не дороги, — лес. Преимущественно хвойный, сосновый, он очень чистый, воздух в нем, что морозной зимой, что знойным летом, иначе как целительным назвать невозможно. Он ароматный, легкий, обволакивающий своим очарованием. Под ногами шуршат иголки и мох, посверкивает солнце сквозь хвою и стволы. Звениговские леса прекрасны! А заблудиться в них практически невозможно — есть тишайшие лесные дороги, а также трассы газопроводов.

 Выше послехвалынской расположена московская*** терраса, относительной высотой до 30 м, ее бровка хорошо прослеживается даже на карте масштаба 1 : 200 000. Она тоже сложена песками, а поверхность по характеру напоминает поверхность послехвалынской.

В левобережных лесах животный мир побогаче — можно увидеть не только зайцев, но и лосей.

 

                                        ЗВЕНИГОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ШКОЛА                    

 

Население

 Считается, что в Звенигове живут представители более 30 национальностей. Удивительного здесь ничего нет, с учетом, с одной стороны, специфики Поволжья, с другой — особенностей формирования города как волжского города, а ведь Волга это от Ржева (выше судоходства нет) до Астрахани, плюс Ока да Кама с Вяткой. Более половины — русские, затем марийцы, много чувашей. (Вообще, глядя на приволжские границы, в частности на границу между Марий Эл и Чувашией, поневоле начинаешь понимать сугубо административный характер границ субъектов Российской Федерации.) Поскольку и русские, и марийцы, и чуваши — народы православной культуры, то почвы для каких-либо разногласий на конфессиональной основе здесь нет. А для констатации этого факта после перестройки в Звенигове восстановлена Никольская церковь. Она необыкновенно гармонична в окружении сосен и в «звениговском» стиле — белый силикатный кирпич в красном орнаменте. Располагается церковь против Дома культуры, составляя с ним мирный симбиоз.

Возрастной и половой состав населения летом и зимой отличны. Летом сюда на отдых к родственникам приезжают женщины с детьми и подростки. Одновременно мужчины-речники на судах отправляются в плавания. Зимой те и другие возвращаются в места постоянного жительства.

Судостроительно-судоремонтный завод — ОАО ССРЗ им. С.Н.Бутякова — градообразующее предприятие, население города в той или иной степени связано с ним, поэтому смело можно говорить, что Звенигово — город речников. Естественно, есть Дом культуры речников.

Общее снижение объемов производства в стране отразилось и на Звенигове, в частности на ССРЗ. В городе увеличилось количество торговых точек. И рынок стал не временным (суббота-воскресенье), а постоянным, то есть появились люди, профессионально занимающиеся рыночной торговлей. Как везде.

Суббота-воскресенье, однако, базарные дни. В это время в Звенигово приезжают торговать жители соседних деревень. Особенно живописно это делают жители Криуш: они прибывают на небольшом частном катере, заполнив палубу до предела, отчего катер становится похожим на цыганский табор.

Внешне звениговцы принципиально не отличаются от жителей Центра России, разве что зимой одеты основательнее.

Те же моды, те же расцветки, те же мобильные телефоны.

  

Город - СОСТОЯНИЕ

 Вид на территорию и акваторию ССРЗ   Город Звенигово                                                                  

 

Центральная часть города — против проходной ССРЗ. Это — современные пятиэтажные жилые дома, общежитие; здесь магазины, кафе. Чуть дальше — рынок. Ранее центральность подчеркивал автовокзал, теперь он переведен к пристани.

Звенигово тянется от центра в двух направлениях. Одно — вдоль затона. Главная улица — улица Ленина. (В 1901 г. будущий вождь мирового пролетариата, а тогда просто В.И.Ульянов, с сестрой А.И.Ульяновой прогуливался по здешним лесам: они плыли на пароходе общества «Дружина» в Уфу, к находившейся там в ссылке Н.К.Крупской. А в Звениговский затон пароходы общества заходили для пополнения запасов топлива и чистки котлов.) Здесь администрация, почта, магазины, гостиница «Волна» (не работает), кафе. Только в середине улицы двухэтажные дома, а в начале и особенно в конце — пятиэтажные. Из трех цветов флага республики Марий Эл — красного, белого и синего — звениговцы обожают сочетание белого и красного. В строительстве это сочетание белого (фон) и красного (орнамент) кирпича. Все жилые дома, а также, например, больница украшены красным орнаментом.

 

                        У проходной ССРЗ  им. Бутякова            

 

С Волги конец города обозначен пристанью и автовокзалом, но город растет дальше, постепенно огибая голоценовую террасу. На ней строительства никакого нет, а пасутся коровы. Здесь же оформлен небольшой грузовой причал, к которому изредка подходят баржи, с лесом например. Выше голоценовой террасы, постепенно огибая ее, по послехвалынской террасе и растет Звенигово в направлении деревни Чувашские Отары.

Другой вектор развития — от центра, вверх от реки. Он короче и отдан в основном городским предприятиям — автотранспортному, дорожностроительному и т.д. Это направление в сторону деревни Сергушкино (административно в составе Звенигова) и далее вверх по Волге вдоль шоссе Звенигово—Йошкар-Ола.

 Звенигово: пятиэтажки, деревянный частный сектор, появляющиеся кирпичные коттеджи, Волга...

 

 

В двух-трех километрах от Звенигова, вдоль шоссе на Волжск, расположены звениговские садовые участки. Автобус из самой дальней точки города, от автовокзала, идет туда всего десять минут, поэтому садовые участки отдельно от постоянного места жительства (как, например, подмосковные участки москвичей) не рассматриваются и являются как бы форпостом города на пути роста.

 

 ТРАНЗИТ

На географических картах хорошо заметно волжское сужение сразу после Звенигова. Такие места благоприятны для сооружения переходов различных транспортных коммуникаций — газо- и нефтепроводов, кабелей связи, мостов, линий электропередач и т.п. Именно поэтому здесь (фактически от Криуш на Чувашские Отары) был построен переход высоковольтной линии. К этому транзиту Звенигово подключено через подстанцию в Помарах.

 Вид на волжскую долину вдоль трассы газопроводов от прибровочной части московской террасы.

На горизонте — правый борт долины

 

 

Со школьной скамьи мы слышим: «Уренгой—Помары—Ужгород». Все знают, где Уренгой, раньше все знали и Ужгород. А Помары — вот они, в 20 км к востоку от Звенигова. Стратегический узел сибирско-европейского газового потока и потока Волжского.

 

Другой значительный переход — подводный переход через Волгу системы газопроводов Уренгой—Помары—Ужгород и других, был построен близ Звенигова в 80-е годы. Это мощное и сложное инженерное сооружение серьезно преобразило окрестности. Две безлесные полосы на правом берегу и широкие просеки на левом хорошо заметны и удобны для ориентировки уже не менее, чем оползни Два брата. И к этой системе удалось подключиться Звенигову.

Это называется «удобное географическое положение при пересечении коммуникаций». Но обычно сначала пересечение, а потом город, а здесь, наоборот.

 

 

ОТДЫХ

Как отдыхают горожане летом? Жарко, искупаться бы... Подъезжают на машинах к берегу, образованному голоценовой террасой, купаются. Недолго сидят и уезжают. Здесь мелко, вода нечистая. Купаться ездят на озеро Шалангуш (фактически это волжская протока) и на озеро Яльчик.

Мужской отдых — рыбная ловля. Летом с лодки, зимой со льда.

Женский отдых — садовые участки. Их более тысячи. Огурцы, помидоры, клубника, яблоки, цветы.

Зимой, конечно, лыжи. Вышел из подъезда, зашел в лес — и покатил.

 

 

КУЛЬТУРА И ПАМЯТНИКИ

 В городе есть Дом культуры, кинотеатр. В просторной бревенчатой избе расположился аккуратный музей. Школы — с традициями. Все советские традиции сохранены, а утраченные со временем, конечно, возобновятся. (Например, был в Звенигове уютный книжный магазин, теперь его нет. Но ведь восстановится же. Может ли районный центр без книжного магазина?)

Большую наглядную роль в городе играют памятники. Конечно, это строгий бюст С.Н.Бутякова, установленный в сквере напротив проходной ССРЗ. Есть обелиск — памятник бутяковцам, погибшим во время Великой Отечественной войны.

Звенигово дало пятерых Героев Советского Союза — в честь них установлена впечатляющая стела недалеко от Волги!!!

Не каждый город может гордиться тем, что дал стране не просто Героя Советского Союза, а Главного маршала авиации: К.А.Вершинин начинал свой трудовой путь в Звениговском затоне, работая плотником на постройке пароходов. Об этом помнят, и улица Вершинина здесь есть.

 

Замечательный по простоте и выразительности памятник погибшим во время войны учителям и ученикам Звениговской средней школы установлен рядом с ней на улице Ленина. Семеро учителей и пятьдесят пять учащихся...

Сама Волга — громадное вместилище памяти...

...Лето 1918 г. Белые взяли Самару, затем Казань. Красные Казань брали два раза — в августе и сентябре. С Волги — судами Волжской военной флотилии, которая формировалась и из судов, находившихся в Звениговском затоне. Флотилия была усилена несколькими миноносцами с Балтики. Командовал ею на канонерской лодке «Ваня» знаменитый балтийский матрос Н.Г.Маркин...

  

Пространственная перспектива

Звенигово — наглядный пример для анализа пространственного развития городов.

При взгляде на мелкомасштабную карту Звенигово ощущается крайней точкой «ползущей» вверх по Волге Казанской агломерации: Казань—Васильево—Зеленодольск—Волжск—Звенигово. При крупномасштабном рассмотрении видно, что это не так. Несмотря на близость к Волжску по Волге, несмотря на хорошее шоссе, связывающее Волжск с Звениговом, крайней точкой агломерации на много десятилетий вперед остается все же Волжск. Соединению этих двух городов мешают два препятствия, каждое из которых в общем-то непреодолимо.   

Первое — долина реки Илеть. Река не зарегулирована, пойма широкая, с многочисленными старицами и болотами. Современный мост на шоссе Волжск—Звенигово построен недавно, и для этого пришлось провести значительные земляные работы.   

 

Вторая — сразу за мостом начинается московская терраса, и Звенигову подниматься и выходить на нее резонов нет. Обойти же террасу по берегу Волги невозможно — она крутым мысом выходит к воде за Чувашскими Отарами. (А если и обойти, то дальше надо преодолевать долину Илети.)

Поэтому, например, Йошкар-Ола ориентируется как на речной порт не на Звенигово, а на Волжск, а в связи всероссийской, железной дорогой, даже не на Волжск, а на Зеленодольск, то есть фактически на Казань.

Вверх по Волге рост Звенигова ограничивает широкая, местами заболоченная, с многочисленными старицами долина реки Малая Кокшага.

Таким образом, получается, что географически сбалансированное положение Звенигова, как срединное между административными центрами Поволжья — Казанью, Йошкар-Олой и Чебоксарами — подкрепляется определяющими его развитие гидрологическими и геоморфологическими особенностями территории. А это значит, что и далее Звенигово, несмотря на такое соседство, сохранит самостоятельное положение и свое лицо. Волга с ее громадным транспортным значением (которое, конечно, будет восстановлено), Казанская агломерация с ее промышленными ресурсами, место Звенигова в иерархии марийских городов как районного центра — вот те три кита сбалансированного, самостоятельного звениговского развития.  

Перспектива территориального роста Звенигова — поверхность послехвалынской террасы. И, несмотря на хорошие связи, несмотря, может быть, на желание «присоседиться», Звенигово на долгие годы вперед останется городом самостоятельным, «на отшибе», причем самостоятельность его парадоксальным образом зависит от положения дел на Волге: чем интенсивнее судоходство, тем более самодостаточно Звенигово — уютный угол с определенной природой территорией влияния и развития.   

 

 

_______________________________________________________________________________________________

Источник  информации и фото:   

Команда Кочующие.      

http://zvenigovofoto-best.mylivepage.ru/

http://www.12rus.ru/List/17/

Википедия.

http://www.goroda-rossii.com/data/media/644/zvenigovo_003.JPG

 _

 
аватар: Кэп

город Звенигово

аватар: Кэп

город Звенигово

Глава Марий Эл Александр Евстифеев в ходе рабочей поездки в Звенигово побывал на стройке завода по производству сухих смесей Knauf, а также провел совещание по проведению работ по берегоукреплению Волги в пределах городского округа.

Первым пунктом поездки руководителя региона значился объект, расположенный в промышленной зоне Звенигова. Пока о масштабах будущего производства трудно судить - работы в самом разгаре. Под открытым небом несколько десятков рабочих занимаются устройством заливного бетонного покрытия, внутри цехов, где через несколько месяцев закипит работа, идет монтаж оборудования.

Новый завод будет открыт на базе ранее действовавшего предприятия схожего профиля. Год назад оно было приобретен компанией Knauf, началась глобальная реконструкция, были заключены контракты на поставку оборудования. По планам, производство в цехах начнется в марте 2018 года.

С открытием завода в Звенигове будет создано около 50 новых рабочих мест, предполагаемая заработная плата сотрудников – 30-40 тысяч рублей в зависимости от должности. «Оплата труда может и хорошая, но в подобном роде производств должна быть большей», - отметил Евстифеев.

Производственная мощность завода – 70 тысяч тонн продукции в год. Это первое производство Knauf, открытое на территории республики. Предыдущие 20 лет, что компания работает в Марий Эл, велась лишь реализация строительных материалов.

Правда есть одно «но»: сырье, используемое при производстве сухих смесей – гипсовый камень – завозится из Татарстана. Доставка его автомобильным транспортом – дело очень затратное. Есть выход: доставлять его речным транспортом. Правда, для этого надо возвести в Звенигове причал.

К слову, будущий причал может стать составной частью глобального инфраструктурного проекта по берегоукреплению великой русской реки Волги в границах городского округа. Задумались в Звенигове об этом давно, так как прибрежная полоса ввиду природных особенностей подвержена неблагоприятным воздействиям.

Проще говоря, если ничего не предпринять, то нижняя часть города может вообще исчезнуть – ежегодно Волга «съедает» до двух метров берега. Соответствующая проектно-сметная документация на проведение работ по берегоукреплению была разработана еще в 2013 году, однако после этого никаких дальнейших шагов предпринято не было.

Согласно документам, подготовленным для включения проекта в федеральную программу «Охрана окружающей среды на 2012-20 годы», сметная стоимость на 2013 год составляла 481 миллион рублей, при этом 433 миллиона должен был выделить федеральный центр.

Нелишним будет добавить, что после проведения работ по берегоукреплению, в Звенигове появится возможность строительства пассажирского порта, то есть перед республикой замаячат перспективы возобновления речного пассажирского транспортного сообщения.

В районной администрации даже не побоялись пойти дальше в мечтах и предположили, что условная «набережная», назовем её пока так, даст толчок в развитии туризма! В Звенигове можно построить дайвинг-центр, яхтенную школу, да и много чего еще.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.