Сплав по реке Ока Саянская – ущелье Орхо-бом (Бурятия)

 

ПРЕДЫДУЩИЙ ОТЧЕТ ПОХОДА В САЯНЫ    – ТУТ!!!

 

 

Маршрут ущелье Орхо-бом - порог Трех Геологов - Порог "Ары-Борье".

 

 

(05.08.2011г.)

Подъём, как обычно, был в 8.00 по-местному. Настроение у старой части Команды было самое боевое, у молодых – настроение было немного тревожное…

Сегодня начинается самая веселая часть маршрута по Оке!

Был сплошной туман и облачность. Однако к 10.00 туман стал распадаться, и появились клочки лазурного неба. А когда мы подходили к входу в ущелье Орхо-бом, то засветило солнце, а облака прижались к дальним хребтам и ближним сопкам.

Честное слово, будто ты попадаешь из обычного похода в настоящую сказку – огромная река Ока, которая разливалась в межгорной долине, широко дробилась на рукава, вдруг вся пропадала  в узком ущелье. Казалось, как это может случиться? А само ущелье уже показалось впереди, оно было зажато между огромных отвесных скал, словно вход в опасный Мордор! Это добавляло адреналина, и предвещало на сегодня интересный день!

На память мы сделали кадр у входа в ущелье!

 

Погода весь день была просто на 5 с плюсом – солнце и очень тепло!!! Это был один из самых лучших дней нашего похода в Саяны!!!

 

 

  В 11:00 мы почти доплыли до начала ущелья Орхо-Бом.

До этого места по обоим берегам возможно встать на стоянку и есть автомобильные дороги, хоть и нечасто эксплуатируемые. Далее до порога Трех геологов - высокие скальные выходы, мест для стоянок нет.

Сперва идут шиверочные порожки, они словно бы готовят нас к главным порогам Орхо-бома:

 

 

  П-28. "Шаман-камень", шивера 2 к.с. Длина 50 м. Ориентиры: скала "Шаман-камень" белого цвета на левом берегу и устье реки Етомой (правый бурлящий приток). Проход по центру.

  П-29. Перекат 2 к.с. Длина 150 м. Ориентиры: правый поворот, отмель на правом берегу.

 

Минут через 30-40 мы доплыли до левого притока р. Халбая-Хара-Гол. Приток хорошо узнаваемый, так как находится между двумя горами. Сразу после него на левом берегу виден автодорожный знак "Сужение дороги". Внимание! Через 100 м после знака начинается порог Трех Геологов, 4 к.с. Чалиться нужно перед знаком, иначе сразу попадаешь в порог без осмотра.

 

Честно говоря, уровень воды в Оке был ниже среднего, поэтому категорийность порогов была ниже, как минимум, на пол бала, а может и на бал. Однако в отчете сохраним данную категорийность, так как через 2 дня после дождей Ока сильно поднялась (на 1,5-2 метра), и категорийность порогов стала соответствовать указанным выше балам!

 

Стоит отметить, что впереди нас шла коммерческая группа из Иркутска на рафтах. Шли они довольно нагло – рулевой и носовой были без касок, они без осмотра ушли в порог и оторвались от нас.

Видя это, мы решили не осматривать порог, а воспользоваться лоцией, благо, что у нас их было 2, и достаточно подробные. Тем более, мы видели, как рафты прошли сам порог.

Тактика прохождения порогов у нас была следующая:

- перед серьёзным порогом (более 3 к.с.) чалимся перед порогом, собираем Команду, вслух читаем лоцию, выбираем оптимальный маршрут движения;

- сперва порог проходит флагман Юрга с самым опытным экипажем, после порога сразу чалимся, сообщаем по рации о тактике прохождения, и страхуем с берега второй кат;

- вторым шла двойка Алан, которая после прохождения также вставала на страховку;

- третьим шла Виагра, экипаж которого был наименее подготовлен к сплавам.

Из-за низкой воды и упрощении порогов – осматривали только Окинский порог, это был самый мощный и сложный порог в Орхо-боме – он реально соответствовал уровню 4 к.с. Ещё раз напоминаем, что по большой воде осматривать пороги крайне желательно!

 

Перед порогом  отличное место для стоянки: много места под палатки, много дров. На стоянке оборудован столик со скамейками. Построены сидения вокруг костровища.  В реке хорошо ловится хариус.

 

  П-30. Порог "Трех геологов", 4 к.с.  Длина 100 м. Ориентир: автодорожный знак "Сужение дороги" на левом берегу за 100 м до порога. Впереди остров, в правом рукаве находится порог. Осмотр: с острова, который делит реку на два рукава (левый приток пригоден для проводки судов).

 

 

Описание: порог представляет собой короткий мощный слив, справа прижим к скале ("Трех геологов"), потом стекает мощным потоком, образуя стоячий вал высотой 1 м, после вала - бочка. Слева с камней идет струя, образуя при стыке с основной воронки и поганки. Через 30 м еще один скальный выступ. Зачалиться удобно сразу после порога к галечному острову (слева). Проходили согласно порядку прохождения препятствий на маршруте (см. выше). Сначала шли мощным траверсом под правый берег. Все суда прошли сам порог под правым берегом успешно. Правда Виагра не удержала руль и прокрутилась в основной струе, заодно потеряла скорость, но тяжёлой четверке это сошло с рук.

После первого серьезного порога пришлось заново инструктировать экипаж Виагры!

 

Далее шиверки:

  П-31, 2 к.с. Перекат. Длина 100 м. Ориентир: 150 м ниже острова.

  П-32. Шивера 3 к.с. Длина 1,5 км. Ориентиров нет. Валы до 1,5 м. Две ступени.

 

  В 14:30 подошли к порогу "Пронеси Господи-1"

  П-33. Порог "Пронеси Господи-1", 4 к.с. Длина 200 м. Ориентир: сразу после

  П-32 на левом берегу - песчаный пляж "Ривьера"  и улово, отмель из валунов за пляжем; правый поворот реки. Осмотр: по левому берегу (зачалиться нужно на пляже "Ривьера").

 

 

Описание: порог начинается за правым поворотом и представляет собой прямой участок реки с валами до 1,5 м, справа - две мощные бочки.

Порог прошли достаточно успешно, сразу же прочитали лоцию порога "Скала Каландарашвили", так как эту скалу было уже видно, а под ней указанный порог!

 

 

  П-34. Порог "Скала Каландарашвили", 4 к.с.   Длина 200 м. Осмотр по левому берегу (возможен и по правому). Ориентиры: сразу после порога Пронеси господи-1. Осмотр: по левому и по правому берегу. Описание: порог представляет собой мощный прижим к левому берегу (к скальной стенке), вдоль него валы до 1,5  м, а по правому берегу обливные и полуобливные камни. Прохождение порога под правым берегом возможно, оно более безопасное, но требует бoльшей маневренности судна.

  Проходили препятствие согласно порядку прохождения препятствий на маршруте (см. выше).

 

 

 

 

Скажем сразу, что порог достаточно коварный, так как в начале порога стараешься держаться правого берега, но не видно обливных камней. Когда попадаешь на камни – уже сложно уйти к левому берегу. Тем не менее, Юрга и Алан прошли  правым берегом, маневрируя между камней. Виагра пошла левым треком, кат почти прижало к скале и покачало на валах.

 

 

  При осмотре порога и после его прохождения хорошо виден ориентир двух следующих препятствий - скала "палец" на левом берегу.

 

  П-35. Шивера 2 к.с. Длина 100 м. Ориентиры: 500 м ниже препятствия 34 и скала "Палец" на левом берегу после порога, наверху скалы - флагшток (тонкая одинокая сушина на вершине скалы).

 

 

  П-36. Порог "Окинский", 4 к.с. Длина 300 м. Ориентиры: скала "Палец" на левом берегу,  поворот русла влево на 120-150гр.  Осмотр: по правому берегу.

Описание: посреди русла гряда острых полуобливных валунов, делящая русло на две части: основная струя идет вдоль левого берега, но возможно прохождение и под правым берегом (в том месте, где много обливных камней). В начале порога под левым берегом мощная бочка, после чего идут валы до 2 м и один вал 3 м. Ближе к концу порога сбивка двух струй с косыми валами, один вал 3 м. Там же образуется бочка с боковой струёй.

Этот порог осматривали, выставили страховку, первым пошел Юрга – левым берегом, валы и бочки прошли успешно, но в последней бочке получили сильный удар слева, отчего кат практически встал в боковую свечку, экипаж на правом борту ушёл под воду, на секунду кат остановился, была опасность оверкиля. Потом кат выправился и благополучно прошел остаток порога.

 

Впечатления от порога были потрясающими!!!

Алан прошел Окинский правым треком и не заходил в бочки, и тоже встал на страховку.

 

На Виагре решили заменить Диляру на Ильнура (Юрга), и после этого решили пойти левым треком, но в последнюю бочку заходить немного правее, чтобы косая струя не опрокидывала катамаран.

Проход был совершен успешно! Можно было остаться на ночевку около Окинского, чтобы покататься на разгруженных катах, но рядом не было стоянок, а удобную стоянку ниже уже заняла коммерческая группа.

 

 

  П-37. Порог "Бурятский", 4 к.с. Длина 200 м.

Ориентиры: галечная отмель на левом и правом берегах, поворот русла вправо, в 150 м от порога Окинский. Осмотр: по правому и по левому берегу. Описание: Основная струя упирается в скалы правого берега, образуя при этом сильный прижим. В центре порога присутствуют несколько бочек с валами высотой около 1 м. В конце порога ближе к правому берегу мощная бочка и вал 1,5 м высотой. Прохождение: порог прошли успешно, за 10 минут.  Впечатляет последний вал, который мощно накрывает кат. Виагру на этом вале снова развернуло, остальные прошли успешно.

 

 

 

  Через 200 м от порога на левом песчаном берегу находится выставка поделок туристов. Там же хорошая стоянка (Музей-1). На этой стоянке встала коммерческая группа из Иркутска. Мы посмотрели разные поделки и через 20 минут отчалили.

 

 

 

 

 

Далее:

  П-38. Шивера 2 к.с. Длина 1 км. Ориентир: в 100 м от Музея-1. Представлена перекатами и валами до 1 м. Сразу после нее порог Пронеси Господи-2.

  П-39. Порог "Пронеси Господи-2", 4 к.с. Длина 200 м. Ориентиры: галечный остров. Осмотр: по левому берегу. Описание: порог находится слева от галечного острова. Правая протока для судов непроходима. Основная струя накатывается на скалу правого берега и делает поворот налево. В пороге валы до 1 м. и сильный прижим на скалу. Справа от порога - небольшой остров и улово.

 

  П-40. Перекат 2 к.с. Длина 150 м. Ориентир: левый поворот.

  П-41. Перекат 2 к.с. Длина 250 м. Ориентир: правый поворот реки. Слева обрыв. Справа каменная гряда, мелко. Русло поворачивает направо, прижим к левому берегу.

  П-42. Перекат 2 к.с. Длина 300 м. Ориентиров нет.

 

 

  П-43. Порог "Интеграл", 3 к.с. Длина 300 м. Ориентиры: левый поворот, отмель на левом берегу. Осмотр: желателен, осмотр по левому берегу. Описание: в начале порога проход под правым берегом, т.к. у левого торчат камни из воды. В центре порога находится вал высотой 1 м, в центре несколько валов более 1 м, а на выходе 1.5 м с бочкой ближе к правому берегу. Порог очень интересный представляет как бы форму буквы «S», поэтому и произошло название Интеграл. Валы в пороге очень впечатляют!!!

 

  П-44. Шивера 3 к.с. Длина 650 м. Ориентиры: приток по правому берегу, правый поворот. Несколько обливных камней и бочек. Пирамидальные валы до метра.

В конце входной шиверы порога Ары-Борье на левом песчаном берегу около притока Ары - хорошая стоянка,  много дров, есть место для рыбалки.

  П-45. Порог "Ары-Борье", 4 к.с. Длина 1,5 км. Ориентир: километром ниже

  П-44, в середине входной шиверы - левый приток ручей Ары. Осмотр: по правому берегу (лучше зачалиться для осмотра сразу после притока). Описание: начало порога - входная шивера со множеством обливных и полуобливных камней. После левого притока - валы и бочки, раскиданные по всему руслу. В конце порога несложный прижим к левому берегу. Место очень удобно для катания на каяках, т.к. у правого берега большой улов. Прохождение: прошли успешно.

 

  П-46. Перекат 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: левый поворот.

  П-47. Перекат, затем шивера 2 к.с. Длина 250 м. Ориентир: расширение русла за счет улова на левом берегу.

  После препятствия есть хорошая стоянка слева.

  П-48, П-49. Перекаты 2 к.с. в группе каменных островов. Везде левыми протоками. Справа хороший прижим для каякеров. Длина обоих препятствий 300 м. Ориентир: между препятствиями река делает левый поворот.

  П-50. Шивера 2 к.с. Длина 500 м. Ориентир: начало в правой протоке острова. Косые и пирамидальные валы до метра. После острова река делает правый поворот. Левая протока несплавная, мелко.

  П-51. Перекат 2 к.с. Длина 400 м. Ориентир: остров. В правой протоке валы до 1,5м, большая бочка по центру. Возможен проход левой протокой, но там мелко, камни.

  П-52. Перекат 2 к.с. Длина 1,5 км. Ориентиров нет. На протяжении препятствия и ниже идет скальная стена по правому берегу.

  П-53. Перекат 2 к.с. Длина 500 м. Ориентир: правый поворот, остров на входе. Остров надо обходить слева. Валы 1 м.

  П-54. Перекат 2 к.с. Длина 400 м. Ориентир: остров, левый поворот. Описание: Длинный остров делит реку на два рукава, проход правым. Река поворачивается почти на 1800. Две ступени. Первая: 180 м, прижим к правому берегу, валы. Плес 70 м, в середине которого впадает правый приток. Вторая ступень: 150 м, после слияния проток образуется поганка и улов. В левой протоке мелко.

  П-55. Перекат 2 к.с. Длина 100 м. Ориентиры: сужение русла, отмель на правом берегу, река поворачивает направо. Прижим к левому берегу. Состоит из двух ступеней, разделенных плесом.

  П-56. Перекат 2 к.с. Длина 150 м. Ориентиров нет. В конце препятствия река поворачивает налево. Перед поворотом остров, проход по левой протоке.

После переката встали на стоянку на правый берег, где затончик, галечно-песчанная отмель, остатки каменки для бани. Решили тут делать днёвку, так как нашли хорошую поляну, в лесу много дров.

 

 

ФОТО КОЧУЮЩИХ - ПОХОД  ЛЕТО 2011 ГОДА.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!!!

 

 

Комментарии

аватар: Кэп

!!!

один из самых замечательных дней нашего Саянского похода!!!

аватар: Toxa

Молодцы. Все пороги

Молодцы. Все пороги осматривали, страховали, фотографировали. Мы всё с ходу шли, фотки только с Окинского. 

аватар: Кэп

1 день

таким способом мы шли в 1 день прохождения Орхо-бома,

потом была дневка,

а вот третий день полили дожди -

так что особо ничего не снимали и не осматривали - шли по лоции,

разве что Мельницу посмотрели...

аватар: Toxa

Мельница на мой взгляд в

Мельница на мой взгляд в осмотре не нуждается. Цепочка валов и бочка поперёк русла, а вот перд ней весёлый порожек. Валы, слив с камня и бочка которую замечаешь когда уже почти в ней.. У нас там 2 ката положило

аватар: Кэп

вероятно

что изначально этот предыдущий порог и Мельница - были как один порог,

общей сложностью 4 к.с. - там действительно мощная бочка,

но в этот раз уровень воды был ниже среднего и нам повезло,

буквально через день уровень стал подниматься!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru