Клим Жуков про школу, образование и воспитание


01:01:27 | 604787 просмотров | текст | аудиоверсия | youtube | скачать | все выпуски


Ждёшь новых лекций Клима Жукова? Поддержи проект!

Текстовая версия ниже

Д.Ю. Я вас категорически приветствую. Клим Александрович, добрый день.

Клим Жуков. Добрый день. Всем привет.

Д.Ю. Обо что сегодня?

Клим Жуков. Я вообще сегодня хотел приехать поотвечать на вопросы к пятой серии разбора сериала “Рим”. Но вчера, отходя ко сну, видел я один ролик в youtube, который зачитал мой друг и единомышленник Лекс Кравецкий, из Москвы.

Д.Ю. Я уж напрягся, не наш ли ты ролик видел.

Клим Жуков. Нет. Наш, про пятую серию разбора “Рима”, я видел, да. Но чуть раньше. Нет, Лекс Кравецкий, который говорил про школьное образование и воспитание. И так я перевозбудился, что, видишь, одел красную майку, боевую, траурно не побрился. И, думаю, нужно сегодня поговорить, вне плана наших бесед, про школу, образование и воспитание. Прямо вот так.

Д.Ю. Я учился в шести школах. Давай поговорим.

Клим Жуков. Я всего в двух.

Д.Ю. У меня опыт есть.

Клим Жуков. Я, правда, потом еще и учил. В двух школах и в гимназии. Вот так. Так, что тоже кое-что знаю. На самом деле Лекс очень толковый человек. Лекс Кравецкий такой, кто не знает, наберите. Он немного, в хорошем смысле, похож на Анатолия Вассермана. Потому, что знает все про все. И может обосновать аргументировано. Это не значит, что они будут правильными, аргументы. Потому, что я с ним регулярно бываю не согласен, в частности, про образование я тоже не согласен. Не то, чтобы я собирался обсуждать ролик, кому надо, найдите, посмотрите сами. Может быть что-то интересное вы для себя и найдете, а может наоборот, ничего не найдете, я не знаю. Я просто именно от него хотел оттолкнуться. Тезис главный был такой, что школа имеет конкретные проблемы. И это правда. И, что эти проблемы или не решаются, или решаются криво. И это тоже ни для кого не секрет. У нас школу реформировать пытаются уже, вот, сколько я себя помню в новом РФ. Все время пытаются реформировать.

И что эти проблемы начались не в 1991 году, а несколько раньше. И это тоже правда. Но из этих, в общем, совершенно справедливых, посылок Лекс делает на мой взгляд очень странный вывод. Точнее, он не то, чтобы странный, он половинчатый. Точнее, не половинчатый, а взятый на одну треть всего лишь. Вывод такой, что школа неправильно дает знания. Потому, что в современном состоянии общества, производительных сил, общественных отношений и школа должна соответствовать им. А она у нас находится, такое впечатление, еще в веке XIX. Знания, которые она дает, не всегда могут пригодиться в жизни. Сейчас я закончу, что Лекс говорил, и от чего я хотел бы отпрыгнуть, оттолкнуться. Например, в школе, в подавляющем их большинстве, вообще не дается компьютерная грамотность, хотя казалось бы, в современном мире компьютер немного нужен. При этом делается упор на вещи, которые в современном мире нужны в гораздо меньшей степени, чем компьютер. Например, в устном счете или письме ручкой по бумажке. Вот такая у него была посылка. Смотрю, тебе понравилось.

Д.Ю. Глубоко вдохнули и выдохнул. Тезис номер один, вот есть такое: “Не сломалось – не чини”. Вот я вокруг себя наблюдаю, себя в зеркале, а себя рядом, а остальных в разной степени приближенности и удаленности. Чего-то вот мы не дураки ни разу. Где нас учили? Нас учили в советских школах. Вот эти специалисты в области образования, а их где учили? Через что они такие умные? Видимо из советской системы образования, построенной большевиками, но в соответствии с самыми передовыми веяниями. Советское образование считалось одним из лучших в мире. И давало орды, орды этих самых интеллектуалов, ну, с разной степенью теперь засранности мозгов. Тем не менее, образование было прекрасное. И вот эти люди решили что-то переустроить. На основании чего они решили переустроить? Может быть... Как вот может меня поставить, что-то реформировать, я начну искать, что же лучше, где выдается продукт лучшего качества. Может быть в США? Нет. Может быть в Китае? Нет. Где, покажите пальцем. Это раз. Второе. Я учился, повторюсь, в шести школах. И когда я был еще маленький, гражданин Романов, был у нас такой...

Клим Жуков. В Ленинграде.

Д.Ю. Да. В Ленинграде. Он выступил с таким предложением, что 9-10 классы, это не для всех. Тогда 10 классов было, кто не в курсе. И, в общем-то, большинству полезно после 8 класса...

Клим Жуков. В ПТУ перейти, профессию освоить.

Д.Ю. Да, профессионально-технические училища, ПТУ, которые теперь называются лицеями, техникумы, где можно получить специальность, и отправиться работать на заводы, фабрики, различные производства. Такое количество людей с высшим образованием не сильно надо. И вот школы вокруг меня, у меня перед домом две стояло, в округе их было достаточно много, Купчино, достаточно серьезный был район. Там четко было определено, что вот из этой школы вероятность поступления в ВУЗ, это когда ты денег не платил, а просто тебя как следует готовили, гораздо выше. А вот из этой школы гораздо ниже. Тут сильный педагогический состав, а здесь не очень. Здесь хорошо материал выдают, а эти слабо. Вот вопрос у меня сразу. Может быть они нашли какие-то гениальные учебные заведения, в рамках которых подготовка учеников к ВУЗу вот настолько выше, чем в “тупой совковой” школе. Я про такое не слышал, ни разу. Я твердо знаю другое, я из педагогической семьи, я неплохо представляю, кто такие учителя. Я твердо знаю, что в нынешних школах, где тут учат бесплатно, а тут за такие деньги, это те же самые люди, которые приходят отсюда учить вот тут. Просто здесь им за это платят деньги. А вам рассказывают, что это за бабки какое-то немыслимое образование. Теперь дайте перейду к другому. То есть, нет никаких образцов, нет никакой системы образования, которую можно было бы перенять и сделать лучше.

Клим Жуков. Есть

Д.Ю. Сейчас. Я про такое не знаю. Возможно, ты меня сейчас просветишь, и я узнаю. Дальше, что касается школы, как таковой, вот я был одаренный ребенок, у меня отличная память. До шестого класса я вообще никакие уроки не учил никогда. Я слушал, что говорил учитель, а потом мог это повторить. С шестого класса мне перестало быть интересным их слушать, и я их не слушал. Это к делу большого отношения не имеет. Но с моей точки зрения, оглядываясь назад, единственное чему детей не учат, это как запоминать. Я вот понимаю, как запоминать и могу запомнить много. И дети не понимают, в ряде случаев, как запоминать. И эта вот зубрежка. Этому должного внимания не уделяется. Это раз. Что касается устного счета, я вас жестоко разочарую, это одно из основных интеллектуальных умений. Операции с математическими всякими штуками. “Кто-то умеет складывать и умножать, а мы - делить и отнимать”.

Клим Жуков. Да.

Д.Ю. Так вот, это то, чему ребенка надо учить в обязательном порядке. Ну, и для многих, наверное, открытие, но мелкая моторика пальцев, когда ты пишешь что-то, это прямая связь рук с мозгом. Точно так же, как лепить что-то из пластилина. “Lego”, рисование. Так как некоторым образом я причастен к изучению иностранных языков, я вам так скажу, если вы не пишете иностранные слова, иностранные предложения, в башке у вас останется в три раза меньше, это проверено многократно. Поэтому, при всем уважении к Лексу, как-то ты непричастен к образованию, зачем ты берешься про это говорить? Это неправильно.

Клим Жуков. Я сразу могу дополнить, что есть школы с хорошими результатами.

Д.Ю. Извини, еще. Компьютерная грамотность. Когда ребенку дают планшет, он чудесно с ним управляется. Оно все на дебилов рассчитано. Вы про какую компьютерную грамотность?

Клим Жуков. Про нормальную компьютерную грамотность. Так, чтобы человек мог скрипт какой-нибудь написать классу к шестому. Ну, примитивный, конечно, хоть что-нибудь.

Д.Ю. Зачем ему это?

Клим Жуков. Лично мне, когда я закончил учиться в школе, поступил в ВУЗ, вышел из ВУЗа, вот теперь я выкинут в дикую природу компьютерного мира. Вот у меня жена, она программист, она с компьютером делает все, что надо. Если бы она была какая-то другая жена, не программист, вот у меня что-то случилось с компьютером, что с ним делать? Хрен его знает. Я тупой в этом отношении вообще. Я долгое время думал, что компьютер, это этот вот “телевизор” и клавиатура с кнопками, а зачем эта подозрительная коробка нужна, вообще непонятно.

Д.Ю. Это как в песне: “Помню у равно и эр. Это круто мне по жизни пригодилось”. Непонятно, зачем рядовому пользователю программирование?

Клим Жуков. На элементарном уровне, “пропинговать” систему, посмотреть, что у нее там не работает. Просто на примитивном уровне это полезно. Компьютеры окружают нас настолько плотно.

Д.Ю. Часто ты телефон свой “пингуешь”? Половина пользователей ходят с телефонами, ничего они там не “пингуют”.

Клим Жуков. Я говорю о том, что компьютеры нас окружаю все толще и толще. И будет еще хуже.

Д.Ю. Обращаться с ним все проще и проще. Я тебе так скажу, что когда я в это дело погружался, у нас шли яростные споры, что лучше, командная строка или какой-то дурацкий Windows? У меня знакомые люди, скрипачи по образованию, которые не глядя на клавиши, сложные пароли забивают, с такой скоростью, что не знаю. Понятно, что для них командная строка, это прекрасно. Но мы-то этим самым Windows пользуемся и не жужжим. Не надо командной строки, не надо ничего пинговать, оно не так работает. Ребенок, получивший в лапы планшет, к школе уже все знает и все умеет. Все.

Клим Жуков. Тут на самом деле немножко не так. Во-первых, на 75 градусов в сторону отступлю к твоему спичу, насчет того, где есть школа, где хорошие результаты? Есть такие школы, например, в Англии. Всякие Итоны и прочие, там школы есть при этих колледжах...

Д.Ю. Которым по 600-700 лет.

Клим Жуков. Да. Эти школы, если внимательно посмотреть, как там учат и чему там учат, это точно такие же школы, которые были в Советском Союзе. Только с диким пафосом. Просто с диким пафосом. И плюс, там есть такой бонус, как телесные наказания.

Д.Ю. И педерастия немножко.

Клим Жуков. Немножко. Потому, что они интернатные все. А так, это те же самые школы. Они не из советских, конечно, сделаны. Хотя, конечно, они многое в результате переняли. Но истоки одни и те же. То, что у нас называлось “гимназией”. У нас большевики, посмотрев по сторонам, решили, что вот эти аристократические гимназии, там реально неплохо учили. И решили сделать так же для всех. Естественно, средний уровень на какое-то время просел. Понятно, что в гимназии 1897 года учили лучше, чем в какой-нибудь Брянской сельской школе 1927 года.

Д.Ю. Но не в каждой.

Клим Жуков. Не в каждой, я говорю в среднем. Но потом, где-то к послевоенным годам, у нас это все выровнялось. У нас любая нормальная школа работала, в общем, как хорошая аристократическая гимназия. И такое образование в той же самой Англии стоит просто безумных денег. Просто безумных. Таким образом оказалось, что советская модель школьного всеобщего образования, я не говорю, что там где-то бывает лучше, где-то хуже, но в среднем школа у нас была лучшая в мире. Не “какая-то из”, а лучшая в мире.

Д.Ю. На чем ты базируешься?

Клим Жуков. Высшее образование было одно из лучших. А школьное, просто лучшим. Просто потому, что такого количества общедоступных школ с уровнем подачи информации и объемом этой информации высшего класса, такого просто нигде нет. До сих пор. И сейчас все хуже и хуже.

Д.Ю. А в чем суть реформ? Если это хорошо, надо делать лучше. Я сейчас вижу, что только хуже.

Клим Жуков. Я тут вижу конкретно три момента, как я сказал. Лекс затронул, не важно, правильно, неправильно, только один из них. Он о чем нам постулировал, и это, кстати говоря, много кто постулирует... Как тут недавно первая серия “Последнего звонка” Константина Семина и Евгения Спицына вышла на 20 минут что ли, я не помню, там тоже об этом говорится, что знания не даются, даются навыки. А если знания даются, то неправильно. Это же 30 процентов того, чем школа должна быть занята. Кто думает, что школа дает знания, ну, да, дает знания. И навыки дает. Устный счет, “два плюс два”, это ценнейший навык. А знания, в том числе те, которые нам пригодятся в жизни, например, знание русского языка, родного, тоже дает. Некоторые хорошо дают, а некоторые плохо. Вот сейчас плачут, и справедливо плачут, что все хуже и хуже этот уровень знаний. И все больше и больше уходит в навыки. То есть, нужно в человеке развить какие-то навыки и выпустить его с таким набором в жизнь, чтобы он превратился в функцию, то есть, чтобы он умел просто функционировать. Ну, это не важно, это всего лишь 30 процентов того, чем занимается школа.

Потому что вторые 30 процентов, которые не менее важны, чем набор получаемых навыков, это самый главный навык – умение учиться. Потому, что в школе закладывается матрица того, как ты будешь учиться в дальнейшем. Потому, что высшее образование мы можем получить второе, третье, да хоть до 80 лет обполучайся. А среднее образование у нас одно на всю жизнь. И учиться мы начинаем именно с него, со среднего образования. Школа, как ни крути, это, наверное, самое важное образование, которое мы получаем в жизни. Потому, что с этой матрицей мы выходим дальше. Потому, что именно в это время из маленького человека складывается к 15-16 годам полноценный человек. Потому, что у него мозги в это время складываются, все у него в это время складывается. Это просто какой-то грандиозной важности время, которое невозможно повторить. Если высшее образование, как я говорил, я могу переиграть, то среднее уже нет. Это второе.

И третье. Равнозначное, я считаю, по важности. Школа формирует мировоззрение. То, как ты дальше будешь жить. Я когда заканчивал в школе работать, в постсоветской школе, но все еще советской районной обычной школе. И когда я увольнялся, в последний год, началось вот это все, насчет того, что: “Вы неправильно даете материал, идите на курсы повышения квалификации, вам там все объяснят”. Ну, пошли. И нам объяснили, что: “Надо подавать материал в другой форме, так повышается интерактивность. Что вы человека маленького зубрить заставляете, ему же неинтересно? Вы, историки, разовьете только отвращение к истории. Играйте с ним, он сам потянется. Вы даже его заставлять не будете, он сам будет дома сидеть и в эту историю играть, и запомнит все в 24 раза лучше. И вам интересней будет и ребенку интересней. И усвояемость больше”. Об этом тоже Лекс говорит, компьютерные игрушки, которые сделаны на серьезном историческом каком-то бэкграунде, человек историю изучит гораздо лучше, чем по учебнику. Потому, что у него ответ есть.

Д.Ю. Это я такое сказал.

Клим Жуков. Это тоже правда. Потому, что, да, с игрой все легче. На самом деле маленькому человеку играть гораздо прикольнее, чем зубрить.

Д.Ю. Наглядный материал, который в связи с развитием технологий, превратился из цветных картинок в это вот.

Клим Жуков. Цветные картинки ответа обратного не дают, а здесь есть обратная реакция. Ты общаешься с этим материалом, таким образом, он в башку залезает гораздо лучше. Но, я когда пришел в гимназию работать за большие деньги, мне платили 200 долларов, я пришел уже в модную дорогущую гимназию. Называлась она “Праздник плюс”. Так вот, там от нас, как раз, требовали игровую форму подачи материала. Все по-современному, я просто увидел, как это работает. Да, знания в игровой форме, не во всех сферах, не во всех областях, усваиваются лучше. Но, кроме знаний мы формируем человека с его мировоззрением. А мировоззрение во время игры какое у человека складывается?

Вот он из одиннадцатого класса выпускается, игрун такой, играл одиннадцать лет, и вот он приходит на работу. И выясняется, что на работе с ним играть никто не будет. А с ним там будут работать, требовать конкретного результата, требовать соблюдения сроков, требовать приходить вовремя на работу. И уходить когда надо, а не когда захочется. И вдруг выяснится, что жизнь вообще не похожа на игру. Жизнь, это довольно суровая штука. В которой приходится соответствовать постоянно. Приятного в ней, прямо скажем, минимум. А в основном, это какие-то нудные обязанности. Иногда неприятные. И даже если ты попадешь, если тебе повезло, на работу, о которой ты со школы мечтал и готовился, которая тебе реально интересна. Даже там окажется, что на 90 процентов она состоит из какой-то мутотени. Просто потому, что есть человеческий фактор, и тебя никто не застрахует от начальника-козла. Ну, может быть он не козел, вы просто характерами не сошлись, такое бывает. От указиловок министерства профильного, которое вас курирует и прочее.

Вот я с шестого класса, редкий случай, знал, куда я пойду учиться. И куда я, отучившись, пойду работать. У меня все сложилось, я вот эту дорогу прошел полностью. Поступил на истфак, с истфака, немного помыкавшись, попал в Эрмитах. И в Эрмитаже, через год, я попал в отдел “Арсенал”, который занимается историческим оружием. То есть, вот оно мое, я к этому готовился всю сознательную жизнь. Ну, и там, помимо человеческого фактора выяснилось, что прекрасная такая работа, которая в виде розового эльфийского замка выглядела, она, вообще-то, довольно неприятная, в основном. То есть, я могу общаться со своими арбалетами, аркебузами, двуручными мечами, а кроме этого, мне нужно заполнять кучу документов. Эти документы мне нужно заполнять, в том числе, от руки. Хотя у тебя стоит компьютер, но правила требуют, чтобы я их заполнял от руки. Мне приходится мотаться по инстанциям, чтобы подготовить какую-то выставку. Заниматься бюрократией, причем много очень. Это очень неприятно. Вот, казалось бы, идеальный вариант, но там я попал далеко не в сказку, в итоге. Еще и платили мало.

И что у нас игрунок подумает? Он такой прекрасный, 80-го уровня, историк, географ, физик. Он попадет в ракетное НИИ, например, которое будет у нас строить для России ракеты, чтобы диктовать свою непреклонную волю всему мировому сообществу. Что он там построит? Во что он там будет играть? У нас же в Советском Союзе говорили, и правильно говорили, что: “Ты в школу идешь не просто учиться, ты на работу идешь”. Родители у тебя идут работать, например, на завод, а ты идешь в школу. И это было сугубо правильно потому, что школа давала не просто знания. Она давала человеку четкое понимание того, как он будет дальше жить. И она его к этому готовила. Никаких сказок нам не обещали. Нам обещали, что: “Вы будете работать после школы. И работать вы будете точно так же, как в школе”.

Потому, что работа это, во-первых, умение обучаться. Тебя всему даже в лучшем ВУЗе не научат. Ты придешь на работу, тебе придется чему-то учиться. И матрицу твоего обучения, то есть, умения учиться, ты получаешь в школе. Это дисциплина, которой тебя сверху нагружают, и умение ей соответствовать тоже прививают в школе. Это самодисциплина, которая не менее важна, чем дисциплина по команде. Потому, что на рабочее место ты придешь ровно в девять, к примеру, но там же просто можно околачивать груши, но чтобы что-то делать постоянно, нужно умение себя заставить. Как у нас сейчас говорят “мотивировать”.

Д.Ю. Прочитать дурацкий “мотиватор”.

Клим Жуков. Это охренеть просто. Вот, что давала школа. Это знания и навыки. Это умение учиться. Это формирование мировоззрения. Таким образом, формировался гражданин. В полном смысле слова. А сейчас люди ругаются на то, что знания даются неправильно, некоторые знания подменяются навыками. А то, что 60 процентов всего остального просто выкинуто. Вот почему на это никто внимания не обращает? В этом корень. В конце концов, знания, да это охренительно важно, но это далеко не все, что давала школа. Я столкнулся с этим, коллеги, которые в школе работают. Учитель, это теперь уже не учитель, это такой специальный человек, который приставлен на 40 минут к толпе малолеток, который следит за тем, чтобы они не разбежались из класса и друг друга не поубивали. Ну, и должен их чем-то развлекать эти 40 минут.

Д.Ю. Знаешь, в нашем детстве была отличная книжка такого Мартти Ларни, называлась “Четвертый позвонок”. Возможно, ты ее читал. Где финн приехал в США. Там дана изрядная картина США 1950-х годов. Где он отправился в школу, где учили американских детей. Это театр абсурда. То нельзя, это нельзя, все делают, что хотят. Ну, идиотия какая-то. Вот оно. То есть, учитель, я так понимаю, оказывает услуги.

Клим Жуков. Образовательные. А с услугой, как с игрой. Потому, что если тебе оказывают услугу, твое право этой услугой не пользоваться. Вот я, к примеру, не хочу пить, и я не буду покупать себе пепси-колу, я этой услугой не воспользуюсь. А то, что родители за меня заплатили, я не хочу учиться сегодня, что вы мне предложите еще в связи с этим?

Д.Ю. Вот ты знаешь, как-то я на некоторые аспекты смотрю иначе. Школа дает знания, знания она превращает в умения. То есть, тебя учат, дроби, объясняют, что это такое. Дальше тебя начинают учить их умножать, складывать. Это умение, ты умеешь это делать. А умения превращаются в навыки. То есть, когда ты это делаешь быстро, неосознанно. Знание, умение, навык. Оно всегда, по-моему, так двигается. Ну, вот тебе надо дать знания. Меня по поводу обучения иностранным языкам постоянно одолевают: “Вот как взять и быстро выучить?”

Клим Жуков. Быстро? Ну, два года, довольно быстро.

Д.Ю. Лучше три.

Клим Жуков. Два, это быстро я говорю.

Д.Ю. Обычно три. В высших учебных заведениях тебя научат, если ты учиться будешь. Это тоже важно. И, почему-то, метод Илоны Давыдовой в университете никому не помог. И метод 25-го кадра никому не помог. И метод слушания во сне тоже никому не помог. И даже какой-то болгарин, забыл фамилию, в игровой форме, вот не помогло. Почему не меняется методика обучения в высших учебных заведениях? Мне что-то подсказывает, что та, которая есть, она, в общем, дает тот результат, который нужен. Безусловно, появился интернет, онлайн-словари, еще что-то. Раньше этого не было. Я когда кино начинал переводить, у меня шкаф словарей был. Медицинских, юридических, военных, сленговых. Теперь все есть, не надо словарей, шкафа не надо. Но дело-то в другом. Оно у тебя в башке, или в интернете. Я тебя уверяю, что если ты не писал, о чем говорили вначале, то ничего у тебя и не останется. Вернемся. Три года учат. И никакая игровая форма в этом не помогает. Возможно, есть какие-то игровые элементы в обучении, но они никогда не были главными, они главными не являются и главными никогда не будут. Вот меня до третьего класса учили складывать яблоки, огурцы, груши, картинки. Это называлось начальные классы. А потом все это отсекалось, что для меня лично было мучительно, у меня очень богатое воображение, я до сих пор думаю яблоками, огурцами. А вот с алгеброй у меня там... С геометрией, я могу представить, все хорошо, а с алгеброй не очень.

Клим Жуков. Что такое косинус, для меня до сих пор загадка.

Д.Ю. Или тангенс с котангенсом. И там игры бесполезны, чего мне в косинус играть? Нет, это школа. Какие игры? Вы же идиотов плодите. Совершенно однозначно. Я здесь вижу другое, по всей видимости, нужны идиоты теперь. Школа, которая готовила в Советском Союзе граждан, творцов, созидателей, она больше не нужна. Нужны учреждения, которые готовят морлоков. Морлоки, кто серый у нас после нынешнего образования, это произведение Герберта Уэллса “Машина времени”, где изобретатель машины времени залетел в будущее. И будущее поделено пополам. На поверхности Земли живут элои, они порхают как эльфы. А в подземельях обеспечивают работу механизмов жизнеобеспечения злые морлоки, которые всех едят.

Клим Жуков. Иногда выходят на поверхность.

Д.Ю. Иногда выходят на поверхность, страшные такие, и всех жрут. Теперь надо готовить морлоков. Поскольку, возвращаясь назад, британские школы, они же не для всех.

Клим Жуков. Они безумно дорогие.

Д.Ю. Поэтому они для представителей элиты. Только представитель элиты может получить хорошее образование, а детям сантехников не надо хорошее образование. Обматывать канализационные трубы подмоткой, обмазывать суриком и завинчивать сгоны...

Клим Жуков. Можно без Гегеля.

Д.Ю. Да, без Гегеля и без высшей математики.

Клим Жуков. Что характерно, в Итон так просто даже за деньги не попадешь. Потому, что в школу, которая готовит к Итону можно попасть только по рекомендации выпускника Итона. То есть, папа тебя посоветует, который окончил Итон, после чего ты попадешь в Итон, родишь ребенка и пошлешь его в школу, которая пошлет ребенка в Итон.

Д.Ю. И тогда барон-папа осведомился: “Нет ли где поблизости заведения, где два благородных дона могут поужинать, не стесняя себя соседством со всякой швалью, рванью и ворьем”. Вот, это оно.

Клим Жуков. Все правильно. Потому, что если... Это ключевое, все всегда забывают. Что все всегда упирается даже не в деньги, а в средства производства. Кто хозяин средств производства, тот и заказывает музыку. Если нужно, чтобы у нас в стране было 5 процентов приличных людей и близкой к ним обслуги, которая должна быть приятна во всех отношениях, в том числе и в умственном. А все остальные должны обеспечивать нефтяную трубу, вертеть гайки и так далее. Все правильно нужно уровень образования, во-первых, понижать. Во-вторых, разделять на два потока: для приличных людей и для всех остальных. Это то, что мы наблюдаем просто невооруженным глазом. Потому, что мы видим как некоторые школы и некоторые ВУЗы превращаются в, как это говорят, “анклавы прогрессивного развития”, “кластеры прогресса”. Там нормально. И, возможно, лучше, чем раньше было. В силу обеспеченности оборудованием, грамотным персоналом, приличными помещениями и так далее. А все остальное-то где? В жопе, говоря по-русски. Нужно понимать, что кластеров прогрессивного развития точно на всех не хватит. Это можно диаграмму построить: сколько этих кластеров, сколько населения. Тогда, значит, просто тебе показывают, что нужны два разных неравновесных слоя. Вот одни такие, которые будут управлять и такие, которыми будут управлять. У нас тут товарищ Греф, я помню, прямо сказал, и картинку показал на каком-то форуме не так давно, что: “Мы в школе знаний не даем, мы прививаем правильные навыки”.

Д.Ю. А вот к тебе вопрос сразу. Тут третьего дня прошел военно-морской парад. Наверное, смотрел?

Клим Жуков. Нет, только в интернете. Народу жуткое количество. Я, правда, три дня подряд ездил и видел репетиции.

Д.Ю. То есть, с трудом ездил потому, что все перекрыто было.

Клим Жуков. Я на велосипеде.

Д.Ю. Ах, ловкач. Вот стояли на рейде корабли разной степени помятости. Приплыла самая большая в мире советская подводная лодка “Дмитрий Донской”. Приплыл самый большой в мире атомный крейсер “Петр Великий”, тоже советский. Глядя на все это, я как обычно сказал себе: “Крепка была Советская власть”. А вчера прозвучало заявление одного государственного деятеля, в телевизоре, что Россия закладывает строительство шести авианосцев. Для того, чтобы авианосцы построить, их надо для начала спроектировать. А для этого нужны специалисты по строительству авианосцев. У нас, по-моему, ни одного нет, и никогда не было. Даже Советский Союз не мог себе позволить. У нас был авианесущий крейсер. И сейчас вроде есть.

Клим Жуков. Два успели построить, один продали на слом.

Д.Ю. Да. И вот на эти авианосцы... Которые в моем понимании где-то должны причаливать, базироваться. У нас, за кордоном. Да? Базы для авианосцев нужны в России, базы для авианосцев нужны в других странах. На авианосцы надо набить авиации военно-морской, которая обладает отличными от сухопутной характеристиками. Я не говорю про вертикальный взлет и всякое такое. Это тоже надо где-то построить. Турбинные лопатки надо где-то точить.

Клим Жуков. Гироскопы и подшипники.

Д.Ю. Не будем углубляться. Прошел парад. Это демонстрация военной мощи России. То есть, Советского Союза. Советский Союз закончился. Больше не производят специалистов по изготовлению авианосцев.

Клим Жуков. Было видно, на каком месте он закончился.

Д.Ю. Да. Не производят специалистов по изготовлению самолетов. “Boeing” и “Airbus”, они гораздо лучше, это очевидно.

Клим Жуков. Для этого нужно было Ил-96 угробить.

Д.Ю. Вот этого, этого, этого нет. Вы не готовите специалистов, вы не учите детей. Вы не учите студентов. Откуда это брать-то? Оно же закончится, как только сдохнет окончательно все советское. И чего? Тут элита, да, я понимаю. Ты совершенно верно, на мой взгляд, сказал, что вот здесь будем мы готовить людей, которые будут руководить, а тут вот морлоков.

Клим Жуков. Кем они будут руководить? Вопрос возникает.

Д.Ю. С навыками брать ипотеку. Какие еще навыки там прививают в школе? Это не имеет отношения к навыку изготовления турбинных лопаток, реактивных двигателей, даже ракет “Калибр”.

Клим Жуков. Даже не имеет отношения к навыку изготавливать хорошее кино, которое попроще будет, чем любая ракета “Калибр”.

Д.Ю. И как они дальше собираются?

Клим Жуков. Нет, ну это все элементарно. У нас существует совершенно ошибочная идея, с 1990-х, с начала 2000-х, что мы все нормальное купим. У нас будет 130 миллионов людей, которые будут на нас пахать, добывать нефть с газом, и кто-то нас будет обслуживать, а мы на вырученные деньги себе купим то, что делают приличные люди на Западе.

Д.Ю. Про это даже шутка есть, что на Западе считают Россию сырьевым придатком, а Россия считает Запад технологическим придатком.

Клим Жуков. Сразу могу сказать, что придаток, это тогда, когда без тебя прожить не могут. А без нашего сырья прожить могут. Что наглядно продемонстрировала вся недавняя история. Потому, что нефть у нас довольно дорогая и ее не так много. Все полезные ископаемые у нас находятся или за Уралом, или за Полярным кругом, добывать их тяжело. У нас ничего нет, кроме дерева в большом количестве...

Д.Ю. И то, в Бразилии дешевле.

Клим Жуков. И то, в Бразилии гораздо дешевле. Ничего у нас такого нет, чем мы можем всех прижать за одно место. Потому, что все, что есть у нас, есть еще где-то. Так вот, мы энергетическая сверхдержава, а они технологический придаток. Ну, теперь-то уже понятно, правда, это нам понятно, которые пониже живут этажами, которых крепко клюет жареный петух, что так не будет. Есть планета Земля, она ограничена по размерам, ее поделили несколько корпораций, государств, монополий и прочее. Которые ведут между собой, как это ни странно, капиталистическую конкуренцию. И мы там не нужны никому ни в каком виде. Поэтому, если захотят, нам не будут ничего продавать. Таким образом, нужно что? Обосабливаться и производить все на месте. А значит нужно делать не только морлоков, а точнее, в основном уже не морлоков. Потому, что теперь у нас XXI век, и как в Англии в XIX веке – не получится, никак не получится. Сейчас самое главное средство производства, как и всегда это было, просто теперь это наиболее ярко выражено, это человек. Потому, что без человека не поедет ни авианосец, не заработает станок, не сделают робота, его же тоже человек делает. Ничего не будет без человека. А если человек, вот у нас игрунок этот из школы вышел, которого учили игровыми методами до одиннадцатого класса, чтобы ему отвращения не привить. Ну, да, возможно, у нас будет несколько гениальных людей. Гениев всегда мало, они все ниши не займут. И эти игрунки станут к станкам, к кульманам современным, не дай Бог сядут на авианосец рулить им. Хочется напомнить, что игра отличается от жизни, что в игру можно в любую секунду прекратить играть. Это ключевое в игре.

Д.Ю. Или переиграть.

Клим Жуков. Ты устал, тебе надоело, ты можешь отложить ее. А в жизни так не получится. Жизнь отложить не получится ни на одну секунду. И черновика она не имеет, к сожалению. Поэтому даже, если мы хотим строить “светлое” капиталистическое будущее в условиях XXI века, который уже стремительно подходит к концу своей второй декады. До конца XXI века осталось 83 года всего лишь. Это жизнь одного человека, это караул просто. Вот сейчас кто родится, он имеет шансы дожить до XXII века. Соответственно, если мы хотим строить даже капиталистическое будущее, мы должны налаживать широкое образование людей. Чтобы просто среди нас, как через сито, вытряхивать золотые зерна и давать среднего уровня общий осадок, приличный. Который будет выступать питательной средой для уникальных людей, гениев и прочее. Они должны занимать на хорошем среднем уровне все ниши, которые только можно. Потому, что сейчас мы не можем жить в рецептах XIX века. Когда можно было воспитать 500 шахтеров, из которых, если что, можно будет потом рекрутировать солдат, дать им каждому в руки винтовку Ли-Энфилд, и послать из Лидса в Лахор, и отлично сработает. Эти отлично и угля наломают, и индусов штыками поколют. Все очень хорошо. Теперь так не получится потому, что производство все более сложное, нужны все более образованные люди. И даже для войны, в пехоту, совсем тупых людей уже брать нельзя потому, что им регулярно приходится общаться со сложной техникой. Даже в пехоте.

Д.Ю. Я, как раз, про это. И строить надо. Технически сложное. И работать потом надо на технически сложном. А получение навыков что-то брать в ипотеку, мягко говоря, оно же ничему не способствует. Как жить-то дальше? Это же в известные времена называлось “вредительство”. Вы же вредите государству, а, значит, вы вредите народу, который живет в этом самом государстве, и безопасность которого, государство обеспечивает. Слава Богу, что Иосиф Виссарионович и его друг Лаврентий Павлович оставили нам ядерные бомбы и средства их доставки научили изготавливать. Благодаря этом мы живы до сих пор. А дальше-то что? Оно же для всего надо. Теперь вот внезапно, на ровном месте стало ясно, что нашему существованию физическому угрожают совершенно конкретные люди, страны. И опять... Большевиков нет, а опять надо ощетиниться оружием и никого к этому не подпускать. Обеспечивая просто физическое существование граждан. Так, чтобы щетиниться оружием, должно быть оружие. Это оружие должно быть не хуже, чем у потенциального противника, а желательно лучше. И где это? Чему в школах-то учат? Чему научат и чем это все закончится?

Клим Жуков. Два момента. Первое, да, я с недавних пор перестал употреблять словосочетание “наше государство”. Я говорю “наша страна”, “моя родина”, “мой народ”, но не говорю “наше государство” и ”мое государство”. Потому, что я не принадлежу к классу, который владеет этим государством. Владеет государством теперь, абсолютно неприкрыто, класс крупной буржуазии, стремительно нарождающегося финансового олигархата, вот он государством владеет. Государство, это их. А страна наша. И они, к сожалению, все дальше и дальше, идут разными путями. Государство в одну сторону, страна в другую. Вот когда дойдет дело до того, что это разорвется и будет два разных отрезка, одно из двух. Или государство закончится, или страна, что гораздо хуже потому, что государственный строй можно поменять, а страну поменять не выйдет, она у нас такая одна. Это раз.

Во-вторых. Конечно, этим занимаются те, кого раньше называли врагами народа. Потому, что это все диверсия. Причем диверсия такая, последствий которой сами диверсанты себе не представляют. Даже приблизительно. В силу того, что люди с крайне скудным воображением и плохо образованные. Как правило. Я смотрел на наших предыдущих всех министров образования, например. Там образования в глазах не прослеживается. Не знаю, сейчас новая, Васильева, вроде бы ничего, но она, к сожалению, как отдельный человек, сделать ничего не сможет, эта система работает несколько по-другому.

Так вот, у нас было несколько моментов в истории России очень похожих. Просто для выживания приходилось, начиная с Ивана III, Ивана Грозного, при Петре I, выписывать из-за границы, конкретно из Европы, специалистов, которые нас чему-то научат или вместо нас что-то сделают. И платить им безумные деньги, просто чтобы выжить. Здесь этих специалистов не было или их перестали мочь готовить, или никогда не умели, отстав в чем-то по объективным причинам. И мы сейчас подходим к такому же вариант развития событий. Потому, что даже снять кино у нас нормально не могут. И приходится приглашать из-за границы то операторов, то актеров, то режиссеров. Вот кто у нас сейчас может, что снять?

Д.Ю. То немца на роль Николая II. “Великого” русского царя.

Клим Жуков. Да, правильно. Но без кино-то мы сможем прожить, и это не является в данный момент жизненной потребностью. А без специалистов по стройматериалам, по прорытию каналов...

Д.Ю. Хотя бы каналов.

Клим Жуков....Постройке мостов, программированию, изготовлению компьютеров. Вот без этого мы прожить не сможем. Придется выписывать, там, где они есть, с Запада. Потому, что нигде их и нет по большому счету. Возможно, это-то диверсанты понимают. Но они не понимают одного, что как только мы будем что-то выписывать с Запада, мы, как и при Иване III, при Иване Грозном, при Петре I, попадем в вилку зависимости от Запада. И развиваться мы будем в западной парадигме, не будучи сами Западом. Таким образом, то, о чем мы как-то раз говорили, о принципах внешнего воздействия на формирование революционной ситуации. Мы будем находиться в зависимости не просто от чьей-то воли на Западе, что кто-то нам что-то не захочет, или захочет, дать, специалистов ли, ресурсы ли, знания ли, а просто от состояния в их культуре и экономике просто потому, что мы туда встроены.

Д.Ю. Примитивный пример приведу. Вот советское станкостроение было умышленно уничтожено. По-моему, пять процентов мы производим от потребного количества. Зато “Boeing” и “Airbus” за кордоном, и замечательные станки тоже за кордоном. И вот этот замечательный станок можно купить, привезти в Россию, установить. А станок надо подключить ко всемирной сети интернет. И этот станок будет непрерывно сообщать производителю, он сообщает, что он делает, как он делает, в каких режимах и в каких количествах. Можно ли поставить такой станок на оборонный завод? Можно, но он будет все сообщать. А дальше-то что делать, расскажите, блин? Там, конечно, все отрубим. Помнишь “Начальник Чукотки”? Да они за деньги все, что угодно привезут. Можно нанять рабочих за деньги, которые настроят тебе этот станок. Но он, во-первых, по свистку выключится, как ты понимаешь. И вообще, там масса всего. А расскажите, зачем станкостроительные заводы ломали? Какую цель вы преследовали, вот эту? Чтобы больше оборонных предприятий в России не осталось? У меня в силу рождения и воспитания, все вокруг войны крутится. Это главное, что у нас теперь есть, это единственное, что сможет нас хоть как-то отстоять. Так даже тут все поломано, все развалено. И нет специалистов, которые могли бы это восстановить. Ну, как про шесть авианосцев. Где ты эти верфи взял, на которых ты это строить собрался? Откуда у тебя столько специалистов? Даже если весь Таджикистан призвать на помощь, не хватит, дорогие друзья.

Клим Жуков. У нас сейчас в одном известном НИИ, которое занимается изготовлением деталей для ракет, когда приказали заниматься импортозамещением, вдруг выяснилось, что есть отечественные микроконтроллеры, но у них процент брака – 50 процентов. То есть, как в том анекдоте: “Или заработает, или не заработает”. Половина, это просто брак, их нельзя ставить в изделие. То есть, нужно понимать, что изделия у нас будут летать в два раза реже, или в два раза хуже. Одно из двух. Это то, от чего все зависит вообще.

Д.Ю. Как ты считаешь, а они, эти граждане, озабочены вопросом своего физического существования? Вот Муаммара Каддафи убили.

Клим Жуков. Они до сих пор, такое впечатление, не поняли. Люди живут в той парадигме. Они же ездят нормально к себе в Лондон, в квартирку в Нью-Йорке. Ходят в Ковент-Гарден и Метрополитен-музей по выходным. И нормально все, оно же так и будет нормально. Им же непонятно, что Муаммар Каддафи тоже летал в Ковент-Гарден, обедал в Сохо и ходил в Метрополитен-музей. Да. И где он теперь, что с ним стало?

Д.Ю. Но это же прямая угроза физическому существованию тебя самого, твоей семьи. Вот эти деньги, лежащие на Западе, которые у тебя в мгновение ока, бац.

Клим Жуков. Они даже не деньги. Там даже денег нет, там просто есть несколько битов информации на компьютере.

Д.Ю. Ну, да. Говорят, что в процессе развала Советского Союза на Запад вывезли два триллиона долларов США. Что создало небывалую питательную среду на весь конец XX века. Все прекрасно, все пировал на трупе. Замечу, никто ни слова не говорил о том, что эти деньги украдены у русского народа. Никто не сказал. Ну, потому, что: “Они же в дело идут, повышают наше благосостояние, уровень жизни, все прекрасно”. И вот деньги кончились. Как это говорит наш друг, Борис Витальевич: “Поросеночек маленький”. И вот он закончился. “А деньги-то у вас еще остались, мы видим”. Завтра же скажут, что: “Вы украли их у русского народа, - Как сказали про Муаммара Каддафи, - Это же ворованные деньги”. И вы останетесь вообще без ничего. Или это тоже как-то не тревожит?

Клим Жуков. Я же говорю, это иллюзия того, что все будет в порядке. Потому, что было же 20 лет все в порядке, что теперь-то? “Нормально же общались, чего вы начали?” – как у нас молодежь нынче говорит. И сигналы власти, которые я наблюдаю в телевизоре, как обыватель, это же сигналы однозначные, люди пытаются обратно сделать, как было. Пытаются договориться, чтобы не ссориться. Вернуть все назад, к образцу, условно говоря, 2007 года. Когда все было хорошо, или 2010, не важно.

Д.Ю. Но это же как в известной присказке, фарш невозможно провернуть назад.

Клим Жуков. Но я же говорю, возвращаясь к школе, что диверсия такого размера, люди не представляют себе до куда она будет аукаться. Мы будем расхлебывать то, что с нами сделали в 1986–1994 году, лет 150–200. То есть, наши правнуки будут обречены расхлебывать то, что отчебучили мы сейчас. А с образованием, прошу прощения, я боюсь, что это бомба, которая будет действовать еще очень долго. Потому, что если мы, считайте, с XV века до XX расхлебывали то, что мы вынуждены были жить в парадигме, которую нам диктовала Европа, и мы в конце концов выбрались оттуда усилиями большевиков, сделавших революцию социалистическую. И мы сами предложили свой вариант развития Западу. Таким образом, мы выступили, как минимум, равноправным партнером. А скорее всего нет, мы стали им диктовать, как нужно жить, что нужно делать. И вот мы откатились назад и нам еще 500 лет “светит” этого. Ну, это запросто, если посмотреть на предыдущий вариант развития событий. С XV века по XX, а теперь с XXI по XXVI.

Д.Ю. Ты же сам говоришь, что оно все убыстряется.

Клим Жуков. Ну, да, но все равно, то, что эти сволочи, по-другому сказать не могу, сделали, расхлебывать будут не они, и даже не их внуки, при любой скорости развития событий. Это правнукам мы точно оставили “привет”. И они через 100 лет будут плевать в нашу сторону, и правильно будут плевать. Потому, что сейчас у нас некоторые особо одаренные граждане в Сталина с Лениным, абсолютно незаслуженно, плюют. А вот наши правнуки будут плевать абсолютно заслуженно. Потому, что мы им оставим такое наследство, татаро-монголы такого не оставили нам в XIII-XIV веках. Потому, что татаро-монголы никогда не подвергали удару парадигму развития России. Они, да, занимались прямым физическим насилием некоторое время. Так получилось, что к физическому насилию нам не привыкать. Это самое нестрашное из того, что с нами можно сделать. Мы можем сами подвергнуть физическому насилию, такая у нас судьба. Но теперь-то у нас насилию подвергаются не ныне живущие, а будущее. Причем в самом уязвимом его виде, в виде сознания. Потому, что это будущее мы опять будем вынуждены выстраивать в соответствии с западными образцами. Может быть, это будет не западная, самая развитая культура скоро будет китайская, например. Все равно, это будет не наша культура. Мы будем вынуждены брать самое лучшее у китайцев.

Таким образом мы опять попадем в вилку того, что мы зависим от кого-то другого. Так, что у них там кто-нибудь кашлянет, у нас откликнется. Экономический кризис у них, экономический кризис у нас. Культурный кризис у них, культурный кризис у нас. И нас так будет трясти еще сколько времени? Вот “спасибо” за это данным персонажам, которые сделали вот такой цивилизационный выбор. Вопрос-то сейчас не в том, что школа неправильно учит. Мы будущее уничтожили, мы уже его уничтожили. Потому, что люди, которым сейчас по 17 лет, они уже через год будут совершеннолетними, и уже будут учить следующее поколение в школах. Потому, что они закончат ВУЗ и пойдут в учителя, например. Они пойдут на производство. И через некоторое время станут там профессионалами. И следующих людей, которые придут к ним, через 15 лет, всего лишь, будут учить, на этом производстве работать. А откуда они вышли? Они вышли из этой убогой, убитой школы. И никакого высшего образования, которое превратилось в услугу. И они это все, со стопроцентной гарантией, передадут в будущее. Эта цепная реакция будет, как круги на воде, расходиться. Не одно поколение займет, чтобы погасить эту инерцию. Как у нас большевики дали позитивную инерцию, разогнав страну как паровоз, который очень большой тормозной путь имеет. Вот мы сейчас подходим к концу этого тормозного пути. И стартует новый путь, который нужно будет тормозить. Причем этот путь будет тормозиться гораздо сложнее потому, что любой энтропийный процесс, ведущий к уменьшению сложности системы, менее энергозатратен. А значит, наиболее энергетически выгоден, его делать легче. А значит, труднее тормозить.

Д.Ю. Пирамиду строить, это да. Руби камешки, складывай. А вот, чтобы съехать в выгребную яму, достаточно поджать ноги. И вот ты уже по ноздри в приятной, теплой субстанции. Здесь хорошо, и вообще прекрасно. А что делать несчастному гражданину?

Клим Жуков. По крайней мере, на данном этапе, только то, что делали, совсем недавно, наши прадеды. Ну, опять же, это работает. Можно еще что-нибудь, но я знаю один пока вариант. Самоорганизовываться, образовывать кружки. Учить, в том числе, детей. Вот у вас есть хороший специалист по русскому языку, хороший специалист по английскому языку, хороший математик, хороший историк, хороший физик. Соберите, организуйте свою школу, ну, домашнюю. Для своих детей. Буквально, во дворе собрались, собрали 50 человек, учите их. Дальше – больше. Пускай у вас взрослые, кому 15, 18, 20 лет, собираются и учат то, что полезно учить. Элементарно, от общефилософских вопросов до вопросов своей сугубо профессиональной деятельности. Не важно, по верчению подшипников, розливу стали или компьютерным делам. Я в данном случае не беру конкретных примеров. Читайте литературу, познавайте системно знания. Системно, самое главное.

Сейчас это делать можно потому, что есть интернет, это очень просто. И самое главное, за это никто не подтянет. Потому, что у нас сейчас, в самом деле, это большое достижение, очень либеральная обстановка. Наши прадеды, в конце XIX, начале XX века делали то же самое, только под угрозой арестов, ссылок, каторги и расстрелов. Потому, что тогда они жили в настоящем полицейском государстве. Вот, кто хочет посмотреть, что это такое, почитайте внимательно о том, как было все устроено у нас при Александре III и Николае II. Однако, делали, делали успешно. Даже доходило до того, что заводской рабочий сам выводил диалектику Гегеля, ни разу не прочитав Гегеля. В тетрадочке, от руки.

Д.Ю. Сильны были.

Клим Жуков. Самое главное, это организовать на местах системное познание реальности. Не отводить детей поклоняться, не знаю, фрагментам тел непонятных людей, умерших тысячу лет назад. А заниматься изучением материальной действительности, которая нас окружает. Ну, к сожалению, нам придется пока это делать самим. Потому, что государство не наше и нам этого предоставлять не собирается. Если у кого-то за 20 с лишним лет, есть иллюзии, у меня их уже нет.

Д.Ю. “Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой”.

Клим Жуков. Так точно.

Д.Ю. Печально.

Клим Жуков. Что делать.

Д.Ю. С другой стороны, хотя бы понятно, что делать. У кого есть дети. Спасибо, Клим Алесандрович.

Клим Жуков. Стараемся.

Д.Ю. А на сегодня все. До новых встреч.

Оригинал находится здесь - https://www.oper.ru/video/view.php?t=2267

Комментарии

Отправить комментарий