Разведопрос: Борис Юлин про историю


В частности, про ролик "Видеообращение русских школьников: Размышления об истории"

Текстовая версия:

Д.Ю. Я вас категорически приветствую! В эфире «Вечерний излучатель». У нас в гостях историк Борис Юлин и мы сегодня поговорим про историю.

Борис Витальевич, здравствуй.

Борис Юлин. Здравствуй.

Д.Ю. Я надеюсь, история близкий тебе предмет…

Борис Юлин. Слышал о нём…

Д.Ю. …и ты о нём можешь кое-что сказать. В свете внезапно проснувшегося интереса к нашему историческому прошлому, именно – внезапно. Ну и делаются какие-то странные заявления и выводы. Что ты можешь об этом сказать?

Борис Юлин. Ну да, у нас собственно говоря сейчас пошла такая мода – пропагандировать историю, но как-то очень своеобразно. Историческое общество выпускает свои ролики по пятьдесят секунд, где говорит ничто и ни о чём, выходят ура-патриотические ролики. И на основе этих роликов возникают своеобразные мемы о том, что наша страна такая-то и в принципе они сводятся к одному: «Россия – родина слонов».

Д.Ю. Давай конкретные тезисы обсудим.

Борис Юлин. Основные тезисы больше всего заметны в ролике, который является видеообращением школьников по поводу необходимости знания истории ко всей стране. То есть типа школьники сделали ролик, где рассуждают о том, почему необходимо изучать историю, зачем её нужно знать. Говорят много правильных слов, приводят слова классиков о том, что если не знать историю, то невозможно избежать ошибок прошлого, для того, чтобы не повторять ошибки, историю знать необходимо.

Д.Ю. Ты согласен с этим тезисом?

Борис Юлин. Полностью! Не повторять ошибок прошлого, для этого знать историю – это действительно нужно. Но как опять же говорил другой великий человек, что история ничему не учит. Почему не учит? Потому что люди предпочитают знать как раз какие-то лозунги, какие-то общие фразы, а историю изучать не хотят.

Д.Ю. Есть комплект мантр, которые надо выкрикивать…

Борис Юлин. Да. И самая известная мантра сейчас это то, что «Россия никогда не начинала войн, но она всегда их заканчивала».

Д.Ю. Звучит красиво.

Борис Юлин. Звучит красиво. В некоторых случаях она звучит немножко по-другому. Допустим, в этом ролике (видеообращение школьников) она звучит как то, что наша страна никогда не выступала в роли агрессора, никогда ни на кого не нападала.

И вот у нас получается: маленькое Московское княжество, которое даже булавкой тяжело отметить на глобусе, и вот оно стало 1/6 частью суши. Но при этом ни разу ни на кого не нападало. Но если мы открываем просто историю, даже по школьному курсу…

Д.Ю. Они первые полезли…

Борис Юлин. Да. Смотрим по школьному курсу, допустим, «Азовские походы Петра». Вот есть турецкая крепость Азов, которая никогда до этого не принадлежала России. Вот туда пришли русские войска, осадили. Первый раз неудачно, второй раз – удачно. Взяли, получили выход на Азовское море, стали строить там флот для дальнейшей войны с турками. Не турки к нам пришли, мы пришли к туркам. Нужно этим гордиться или нет? На мой взгляд, нужно. Это слава русского оружия, доблесть. И это было в принципе необходимо для нашего государства, дело в том, что государства всегда друг с другом… то, что сейчас называют и хвалят между обычными людьми – конкуренция. Типа все друг друга убивают, грабят, нормальная человеческая жизнь.

Д.Ю. Кипит нормальная человеческая жизнь.

Борис Юлин. Да. Так вот, дело в том, что конкуренция существует не только между людьми, фирмами и так далее, где её почему-то хвалят…

Д.Ю. В бизнесе – это же прекрасно, только конкуренция даёт какие-то преимущества.

Борис Юлин. То, что конкуренты душат друг друга, об этом как-то не думают.

Но она есть и между государствами. То есть если усиливается Турция, а мы слабеем, то рано или поздно мы попадём под власть Турции, поэтому нам нужно усиливаться. А что такое – усиливаться? Это: отбирать людей у турок, то есть захватывать территории, отбирать плодородные земли, захватывать порты. Т.е. это, опять же, нормальная конкуренция, она идёт между всеми. Но когда у нас была возможность для этого, при Петре Первом – прорубить выход к морю. То есть наши напали на Турцию. (Кстати, для этой войны даже получили пушки от Карла XII.)

Д.Ю. В рамках нашего миролюбия.

Борис Юлин. Да. А потом, в 1700 году русские войска осадили Нарву, напав на Швецию в союзе с датчанами и поляками. Да, это война в значительной мере носила справедливый характер – это было возвращение прежних русских земель, захваченных раньше шведами, которые воспользовались у нас Смутным временем. Но факт остаётся фактом – мы напали на Швецию.

Д.Ю. В Европу прорубить окно хотел Пётр.

Борис Юлин. Да.

Д.Ю. Нам нужен был выход к морю, и он его организовал путём вооружённого нападения. И Карла XII, который пушки давал для войны с Турцией, благополучно нахлобучил.

Борис Юлин. Именно. Так вот, это было тоже нападение. Россия вела как оборонительные войны, так и наступательные войны. Она как защищала свою территорию, так и завоёвывала чужую территорию.

Д.Ю. Как и все.

Борис Юлин. И когда у нас допустим доблестный генерал Скобелев, которым мы тоже очень сильно гордимся как блестящим военным, который помогал освобождать болгар (кстати, опять же, болгары были турецкими сепаратистами, это была территория Османской империи, на которую мы влезли так сказать поддержать восстание национальных меньшинств), но генерал Скобелев отличился ещё, например, тем, что он брал Хиву…

Д.Ю. Завоевал Туркестан.

Борис Юлин. Да.

То есть Хивинское ханство, Кокандское ханство, Бухарский эмират, они России ничем не угрожали, более того, подавляющее большинство их жителей даже не знали о том, что Россия существует до того момента, как туда не пришли русские. А русские пришли туда именно в виде армии.

Можно совершенно спокойно объяснить всю эту ситуацию тем, что в это время шли колониальные захваты (это у нас уже идёт XIX век) и мир делили великие державы. И если бы мы не заняли Хиву, Коканд, Бухару их заняли те же самые англичане, которые шли туда с юга.

Д.Ю. Которые заняли Афганистан, Индию…

Борис Юлин. Нынешний Пакистан, который до этого тоже часть Индии. Они всё это заняли, и они заняли бы и дальше и с огромным удовольствием, если бы это не заняли мы.

Д.Ю. Здесь возвращаемся обратно, что с целью ослабить, у нас надо отрезать плодородные земли, надо забрать часть населения себе на пользу. И если мы такие добрые и ничем подобным не занимаемся, нас тупо сожрут.

Борис Юлин. Правильно. Нас бы тупо сожрали. Но нас сожрать не смогли. Мелкие страны в большинстве своём исчезли, они попали под власть, под влияние тех или иных великих держав и мир оказался разделён между великими державами – на сферы влияния и прямые колонии. И Российская империя в этом процессе участвовала. Нужно ли этим гордиться? Нужно воспринимать это как должное. А доблестью русских солдат, гением русских полководцев – нужно гордиться. То есть можно не одобрять эти захватнические войны, нужно просто понимать, что они были необходимы. Можно не гордиться взятием Хивы, можно гордиться тем, что генерал Скобелев был великим русским полководцем. Гордиться тем, что мы сумели допустим отмахаться от Наполеона и тем, что освободили братьев-болгар.

Так собственно говоря и было принято в Советском Союзе – гордились тем, что великое, но и признавали, что были и агрессивные войны, было и освоение Сибири или, когда местные народы примучивали к дани московскому царю, тех же даурских князей и так далее. Которых примучивал тот же самый Хабаров, в честь которого названа моя родина – город Хабаровск. Я им горжусь как первооткрывателем, первопроходцем, но это был нормальный завоеватель.

Д.Ю. В современных понятиях выступал как бандит, заводящий кого-то «под крышу».

Борис Юлин. Но в тогдашних понятиях это была опять же общая мировая практика. То есть тогда так было принято везде, было как – либо ты собираешь дань, либо ты платишь дань, третьего не дано.

Д.Ю. Середины не было, да.

Борис Юлин. И это касалось всего. Гордиться или нет… Я не знаю, я предпочитаю гордиться своей страной такой, какая она есть, а не вот этой эльфийской Россией, которая ни на кого не нападала, которая, видимо, находится где-то на Луне или на Марсе.

Д.Ю. В мозгу. В эльфийском царстве в мозгу.

Борис Юлин. Если разобрать даже вот этот популярный сейчас ролик, то можно попробовать разобрать его прямо по порядку.

«Я горжусь историей моей страны, горжусь тем, что моя страна никогда не выступала в роли агрессора».

Ну это мы уже разобрали.

Д.Ю. Это ложь. А любая подобная ложь, заложенная в голову ребёнка, она, когда он вырастет, жахнет так, что мало не покажется. Вот эти идиоты, которые даже школьный курс истории не помнят, всё время орут: «Нас обманывали!»…

Борис Юлин. Так их же ткнут носом и ткнут совершенно справедливо. Ткнут в факты, факты, абсолютно доказанные. Им что, после этого уже нельзя гордиться своей Родиной? Потому что они гордились чем-то другим…

Кстати, вот у тебя был отец и у меня был отец. Ты гордишься, например, тем, что твой отец основал Москву?

Д.Ю. Нет.

Борис Юлин. А я, например, буду должен гордиться тем, что мой отец первым полетел в космос… Ну если мы гордимся выдуманными фактами…

Д.Ю. Мой отец служил военным советником, проводя агрессию вокруг, где только можно. И за это я им горжусь отдельно.

Борис Юлин. Но ты понимаешь, что у него были достоинства и недостатки, но ты им гордишься. И здесь то же самое. Нужно понимать – не то, что у нас была какая-то абсолютно идеальная абстрактная страна, а была нормальная сильная держава, в которой есть чего стыдиться, есть чем гордиться, но мы свою Родину любим и предпочитаем помнить о том, чем гордиться. Но нужно помнить и об ошибках.

«Моя страна одерживала великие победы, а отдельные поражения никогда не могли сломить дух русского народа».

Получается по этому ролику собственно говоря тот же самый мем, что «Россия никогда не начинала войн, но всегда их заканчивала», то есть «мы все войны выигрывали». Это тоже чушь. Если мы все войны выигрывали, наверное, сейчас была бы одна страна на планете.

Д.Ю. Россия.

Борис Юлин. Да.

Но опять возьмём такого человека, который кричит «Россия выигрывала все войны». Опять же, можем ткнуть в Крымскую войну, можем ткнуть в Русско-японскую войну, в которой русская армия и флот не одержали вообще ни одной победы.

«Никогда никого не грабили, никогда не захватывали чужие земли с целью их ограбления».

Русско-японскую войну вообще вели на территории Китая, не на территории России. То есть Россия и Япония сражались за то, кто будет грабить Китай.

Д.Ю. Это они, видимо, пытаются сказать, что мы никогда не ходили с войной в Европу первыми. В этом они, по всей видимости, отчасти правы.

Борис Юлин. Совсем отчасти, потому что в Европу тоже ходили. Болгария находится, что самое характерное, в Европе, как это ни странно.

Д.Ю. Да и Москва находится в Европе.

Борис Юлин. Ну да. И собственно говоря Нарва, которую пришёл осаждать Пётр в 1700 году, находится тоже в Европе. Но если мы возьмём так сказать Европу зарубежную, то мы в принципе и туда ходили. Давайте вспомним, а что делал Суворов в Альпах? Он, наверное, Россию там защищал… в Швейцарии…

Почему нельзя гордиться тем, что наша страна была великой державой и вела политику великой державы, я не понимаю. Мы действительно в этом отношении были лучше других стран. У нас не было массового геноцида захваченных народов, как допустим колонизаторы уничтожали индейские народы в Америке, как доблестные португальцы, например, торговали рабами из Африки. Россия рабами не торговала.

Более того, до XIX века у нас не было и чисто колониальной политики – мы народы как бы включали в состав империи, но мы не проводили именно чисто колониальную политику, когда появляются народы второго сорта, поражённые заведомо в правах, у которых есть свой особый статус, неравноправное положение в империи. Это у нас стало проявляться впервые в середине XIX века (с той же самой Хивой и Бухарой), а более ярко проявилось это при Николае II – попытка сделать Желтороссию из Северного Китая, из Маньчжурии. Но за эту попытку мы и поплатились на самом деле. До этого политика была более мудрой – она не позволяла так эффективно грабить, но зато позволяла расширять территорию именно России.

А не так как, допустим, есть Англия – метрополия, Франция – метрополия и есть у них куча колоний. В Британской империи на 1900 год проживала треть населения Земли, там никогда не заходило Солнце, но метрополия была маленькая, она и осталась маленькой до сих пор. Почему – потому что они не хотели делать остальных англичанами, они хотели их грабить. У нас была другая политика, но до Николая II. При Николае II решили, что грабить – лучше. Получили за это по зубам, что неприятно. Опять же, знание истории – так делать нам не надо, это не наш путь. Вот это и есть уроки истории.

Ну а дальше люди здесь хвастаются, как они помнят историю:

«Наша советская армия с недостаточным оснащением, но несгибаемой волей, стояла одна против хорошо организованных нацистских войск».

Отлично. «Недостаточное военное оснащение» – это что, мы черенками от лопат, как рассказывал Михалков, воевали?

Д.Ю. Это последствия пропаганды.

Борис Юлин. У нас не было танков Т-34 и ИС, не было «катюш», не было истребителя ЛА-5, штурмовиков Ил-2, да? То есть всего этого у нас не было?..

Д.Ю. Ну это про «одну винтовку на троих». Не все в курсе, что одна винтовка на троих – это было в Первую мировую войну.

Борис Юлин. Именно. А во Вторую мировую войну у нас оружия вполне хватало. Страна обеспечила техническое оснащение Красной армии.

Д.Ю. Многие могут почитать даже дегенерата по кличке Резун и насладиться цифрами чего и сколько было в прифронтовой полосе.

Борис Юлин. Ну он с цифрами тоже там бредит, но сам факт, что у нас техники было много.

Д.Ю. «Но в главном-то он прав!» Техники было много. Шутка.

Борис Юлин. Дальше здесь авторы очень хорошо говорят в этом ролике:

«Мой дедушка держал блокаду Сталинграда и принимал участие в освобождении Праги».

«Держал блокаду Сталинграда»… с какой стороны он воевал?.. Вот это типа как люди помнят и знают историю. Блокада – это когда мы кого-то заперли.

Д.Ю. Блокируем.

Борис Юлин. Да. Блокаду Сталинграда собственно говоря держала 6-я армия Паулюса.

Д.Ю. Интересный дедушка…

Борис Юлин. Да, дедушка хороший получается.

И после этого сразу же вопрос такой: «Нужно ли нам учить историю?». Конечно нужно.

Д.Ю. Конечно нужно, чтобы хотя бы знать, где дедушка был и чем занимался.

Борис Юлин. Дальше идут самые дикие выводы. В этом ролике начинают расписывать о том, что сейчас идут войны информационные, за оружие браться не надо и так далее.

«В горячих войнах XX века обе воюющие стороны почти всегда оказывались проигравшими, так как они уже дали себя обмануть и втянуть в боевые действия, которые не могут быть оправданы никакими ложными целями и идеалами».

Вот эта мерзость, цитата из ролика этих школьников. Уже видно, чему школьников научили. Их учат ненавидеть советский период и переписывать совершенно ложно саму историю. Это как раз непонимание истории.

С чего они взяли, что вообще был какой-то выбор – воевать или не воевать, что был какой-то выбор? На нас напали. Было без объявления войны, без предъявления претензий внезапное нападение, агрессия.

Д.Ю. Что значит «дали себя обмануть»?

Борис Юлин. И «втянуть в войну».

Д.Ю. С одной стороны, наверное, обманул Гитлер, а с другой стороны, наверное, обманул Сталин.

Борис Юлин. «Ложными идеалами».

Д.Ю. Ложными идеалами коммунистическими.

Борис Юлин. А «ложные идеалы» – это защищать свою Родину и не дать убивать своих родных?

Д.Ю. Да, именно это, это ложный идеал.

«Втянуть в боевые действия, которые не могут быть оправданы никакими ложными целями и идеалами». Что значит «втянуть», нападение – это втягивание?

Борис Юлин. Идёшь ты в подворотне с девушкой, к тебе подходят, типа девушка пускай раздевается, а ты – кошелек отдавай… и в этот момент ты не даёшь себя втягивать ложными идеалами в боевые действия…

Не понял, как это. Чему учат этих детей? Чему научились уже?

Д.Ю. Дети ещё не в курсе, по всей видимости, что две мировых войны их устроили европейские и не совсем европейские державы, для решения своих внутриевропейских конфликтов. В том числе за наш счёт.

Борис Юлин. И дальше в принципе и в завершении идёт потрясающее, развитие этой мысли:

«Сейчас мы обращаемся ко всем людям мира: пожалуйста, не участвуйте в боевых действиях, перестаньте убивать друг друга, вооружайте себя и детей не автоматами, а знаниями и добротой. Мы должны сохранить нашу планету, сохранить мир…»

То есть если к вам пришли допустим американские военные, как они пришли в Ливию, в Ирак…

Д.Ю. На Украину пришли, совсем рядом…

Борис Юлин. Да. Не надо сражаться. Если на вас кто-то напал, не надо браться за автомат.

Д.Ю. Больше скажу. По всей видимости и оборонную промышленность надо свернуть, чтобы она не выпускала эти автоматы.

Борис Юлин. И ваши дети не должны идти служить в армию.

Д.Ю. Это само собой.

Борис Юлин. Служить в армии – это значит брать в руки автомат и готовиться воевать.

Д.Ю. Тренироваться убивать других хороших людей.

Борис Юлин. Да. Поэтому нельзя ни в коем случае реагировать на повестки из военкомата, нужно сразу где-нибудь прятаться, убегать, чтобы ни в коем случае тебя не призвали в армию. Сразу понимать, что, если кто-нибудь пошёл на контрактную службу, это заведомо дегенерат-убийца.

Д.Ю. Ложные цели и идеалы опять могут иметь место быть.

Борис Юлин. Да, правильно.

Я не понимаю – это люди, которые призывают изучать историю, гордиться страной… А чем гордиться. Наша страна столько народу убила, столько убила бедных европейцев во время Великой Отечественной войны… кстати, «обманутые ложными целями и идеалами», «это не может иметь никакого оправдания»… Чем тогда они гордятся? Они тогда должны стыдиться собственно говоря победы в Великой Отечественной войне, это же были ложные цели и идеалы, зря убитые люди.

Д.Ю. Напрасно погибшие, да. Безо всякого желания брошенные в эту мясорубку, уничтоженные.

Борис Юлин. Да, вот такая получается знатная красивая шизофрения. Люди реагируют на эти мемы. Для них ключевые слова «гордиться страной», «я горжусь нашей страной» и так далее, и они уже считают, что это ролик о хорошем и некритически его воспринимают. Тоже самое касается других, статей о том, что «Россия никогда не начинала войн, всегда их заканчивала», люди этим гордятся. Пытаешься им объяснить, как было на самом деле и что, если вы хотите знать историю, пишете о том, что её нужно знать, тогда будьте добры знать её. Начинают кричать, что я ненавижу свою страну, что я получаю какие-то зарубежные гранты…

Я не понимаю. Разоружать свою страну вот такими лозунгами, призывами «не хватайтесь за автоматы» и так далее, я не понял, а кто работает на иностранные гранты? Это я что ли призываю разоружать свою страну, отказываться защищать свою Родину? Или всё-таки вот эти доблестные школьники, изучившие историю и узнавшие, что мы никогда ни на кого не нападали?

Д.Ю. Да это, собственно, и не школьники. Мы же прекрасно понимаем, это то, что школьникам заложено в голову.

Борис Юлин. Написано «школьники», я и называю их «школьниками».

Д.Ю. Возможно, школьники всё это пишут от души, тщательно перебирая тот винегрет, который заложен в голову в школе как раз.

Борис Юлин. Я считаю, что историю как раз знать остро необходимо, чтобы не было такого дикого винегрета, чтобы у людей не заводилась в голове такая дикая шизофрения и они всегда понимали, что делать правильно, а что делать неправильно. Но историю нужно знать такой, какая она есть, потому что если знать ложную историю, выдуманную историю, то это как ложный диагноз врача – у человека, допустим, острый приступ аппендицита, а ему говорят, а у вас, наверное, несварение, съешьте активированного угля и всё пройдёт. И человек умирает.

Примеры, когда история используется ложная, именно для ложных целей, они тоже есть. Дело в том, что некоторые страны вообще с нуля придумывали свою историю. Самый известный пример – это нацистская Германия. Они отбросили ту историю, которая была в реальной жизни, они нашли себе древних арийцев, они нашли себе скандинавских богов и так далее, сделав дикий винегрет. И этим диким винегретом они объяснили своим гражданам, что есть люди разных сортов, что нужно пойти убить тех людей, что это жизненное пространство германской нации и мы получили чудовищную нацистскую машину для уничтожения, с которой пришлось сражаться в общем-то силами всего мира.

Д.Ю. Сейчас у нас вторые такие под боком зреют.

Борис Юлин. Да. Древние укры, Киевская Русь, которая у них называется Украинское княжество, в котором вели персидско-украинские войны, оккупация южных городов римлянами, родянско-украинские войны (советско-украинские), борьба УПА-УНСО с советской и германской оккупацией в годы Второй мировой войны…

Не было государства Украина. Если мне кто-нибудь до 1917 года допустим принесёт паспорт украинского гражданина, я не знаю, я отдам всё своё имущество, чтобы заплатить за такой уникальный раритетный документ.

Д.Ю. Оригинальный, подчёркиваем…

Борис Юлин. Если кто-нибудь принесёт, допустим, оригинальную украинскую монету до 1991 года, я буду просто потрясён, я буду в восторге.

Этого всего нее было. Но у них придумывается новая история, создаётся новая история, прописываются враги, которые якобы существовали в этой истории, прописываются друзья, которые существовали якобы в этой истории, устраиваются национальные праздники в честь Конотопской битвы, в которой украинские войска разгромили русские войска, хотя этого акта не было (было столкновение авангардов между русскими и польскими войсками и там где-то присутствовали реестровые казаки Польского королевства), никакой украинской армии там не было, её тогда не существовало вообще. Но у них это уже национальный праздник. Национальный праздник несуществующего события и несуществующей победы украинского оружия.

Д.Ю. Там всё совсем плохо. У нас ещё так далеко не зашло, хотя завести стараются именно туда же.

Борис Юлин. Историю знать нужно. Но историю нужно знать правильную, тогда она поможет избежать ошибок и поможет стать на правильный путь. Но вот такую историю – знать не надо, это ложный диагноз, это беда для всей страны.

Д.Ю. Дорогие дети, историю надо знать и учить. Борис Витальевич вам в этом поможет. Гордиться чем бы то ни было, с моей лично точки зрения, не совсем правильно. Жить, работать и служить надо так, чтобы Родина гордилась тобой, а совсем не ты – ей.

На чём сегодня и закончим.

 

Оригинал находится здесь - https://oper.ru/video/view.php?t=1012

Комментарии

Борис Витальевич как обычно -

Борис Витальевич как обычно - голова!

Я вот так бы не смог - ролик обязателен к просмотру - заодно можно убедится, что "не наука история", очень даже наука.