Родники и источники в долине реки Буй

 

Команда Кочующие - родник, источник, ключ, кипун

 

Прорезая склоны и отроги Вятского увала, река Буй принимает в себя множество притоков, родников, источников и ручьёв. Счёт им идёт на многие десятки, а может быть, и сотни! Рассказать про каждый невозможно, но вот краткое описание нескольких родников, которые расположены в долине Буя, как в Марий Эл, так и в Кировской области. Многие из этих источников  примечательны и уникальны, так, в предыдущей статье мы рассказали про святой Кугерский родник, который почитается русскими и марийцами!

Рассказывали мы и про освящённый Ляминский родник, что расположен недалеко от деревни Арып-Мурза  Мари-Турекского р-на РМЭ.

Отдельно были рассказ и упоминание   про источники деревни Ремезово, что  почти на границе РМЭ и Кировской области.

Далее продолжение этой тематики (из Вятских преданий)!

  

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КИРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

 ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

РОДНИКИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

  

Ляминский  родник около деревни Арып-Мурза  Мари-Турекского р-на

 

 Родники в долине реки Буй

     

Источники деревни Ремезово Мари-Турекского р-на                               

Родники в долине реки Буй

  

                                                        источник  у деревни  Косолапово          

Родники в долине реки Буй

 

 Есть место Шумиха на реке Буй.

Там была часовня Александра Невского и ярмарка Шуйская. Ещё лет триста, может, на Николу вешнего на этом месте велось Никол-юмо (языческий культ Николая угодника в марийской религии).

Это марийцы ходят, русские об этом и не знают. Он у них покровитель народа и животных. Несут яйца, лепёшки с творогом, шерсти клок. Это всё оставляется, чтобы овец спасал. Там старая ива растёт под часовней. Недалеко от неё это и оставляют. Часовня разрушена, свечи ставят там. Просят избавления от болезней, бросают вещи разные (шапки, одеяла) в озерко, наговаривают на болезнь. Это озеро блуждает.

Из Адова туда ходят сорок километров, с Марийской республики приезжают. Я в 1994 году там был. Там было человек сто пятьдесят. Молились.

 

Родники в долине реки Буй

Это всё продолжается и сейчас. Шерсти очень много. По пути туда есть святой ключ. Там моют лицо. Идти надо пешком (не на маши­нах, нет). Там мост через Буй. Часовня каменная была. Её разрушили в [19]30-е годы...

А первая деревянная часовня в XVIII веке была поставлена с чудотворной иконой святого Николы. Сколько икону ни уносили, воровали и в Киров на экспертизу возили, всегда возвращалась в ключ, в воду. Приходила назад. Лечила она глазные болезни (у марийцев ведь часто была трахома). Вот марийцы и умывались на ней. Деньги оставляли у огня. Из камней часовни складывают камин и готовят, едят. Потом туда кидают деньги.

  

                   святой источник у д. Пуморь

Родники в долине реки Буй

 

В Пумори была часовня. И часовню эту убрали. И сделали какую-то будку. 

Но тоже как-то вот не всю Девятую Пятницу, а лишь... И они вот умываются в этой вот ключевой воде, туда копей­ки опускают: как покупают вот воду-то. Мелочи в воду-то навалят, не знаю сколь. И вот тоже носят шерсть. Это Пуморь была.

Дак, сейчас и деревни-то уж там нету. Дак ишшо эти старинные люди знают-то, в котором месте было: ходят, умываются, кто болеет. Это вот бежит, как из земли вытекает, как источник выбегает из реки. Так выбивает его! Да я была и умывалася сама. Спускалися мы туды, ходили. И вот иконки там были. И молилися, свечки ставили и шерсть, всё дожили, где тут много шерсти. Всю эту шерсть несут клочьями, чтобы скотине был толк, или как там, чтобы не болела скотина.

 

ключ Кипун в селе Лопьял

Но они [марийцы] не только к деревьям ходят. Они и в цер­ковь и на ключи.

Часовня была в Лопьяле. И там был ключ Кипун прямо из земли. Там святая вода бежала. Там даже службу служили в родительские дни.

Этот родник в Лопьяле по химическому анализу с малым количеством примесей.
 

 

святой ключ в д. Сосновка

 В передний (первый – 14.08) Спас все тюмтюмцы с бураком ходили. Народу там! Все молиться придут. Священники не наши. Это их было. В Сосновке святой [ключ - А. И.}. Каменный-то лог идёт. По нему надо идти, он кончается, и ключ у горы бежит. Ходили-то мы не по каменному логу, а по деревне Сосновке. На четырёх столбах такой лабазик сделан. Там бежит ключ. Приедет священник, там молятся они. И певчие придут и все. А после этого каждый берёт воды домой. Бураки были из берёсты. И глаза там умывали. [Там не вешали полотенца, шерсть?] Шерсть нет, а полотенца были и с крестами. Он как святой, там всё время повязаны полотенца с вышитым крестом.

 

 

Никольский ключ в с. Шурма

Родники в долине реки Буй

 

Ниже плотины тоже часовенка была, и ключ был при ней. Говорили, что ключ сам побежал. Икона святого Николы явилась, и ключ побежал. Никто не носил её туда, икону. Вот это икона Николая Чудотворца и была.

А в Шурме и сейчас источник. Там раньше часовня была напротив церкви. Там раньше лежал камень с юмо [с изобра­жением юмо. - А. И.]. Просвечивало насквозь. И на этот камень ключевая вода падала. Брали, лечились: святая вода.

Эту церковь-то в Шурме сломали. Всё сломали: и кресты, и верхушку, и колокола. А камень-то в землю ушёл, под землей скрылся. Земля на него валилась. Из-за церкви это.

В Шурме второй проулок от начала по Урванцева так и называется - Ключевой. Там раньше два ключа было. Один пересох, а другой, большой, жив до сих пор. Из него же подавали воду для больницы. Чуть повыше колоды бетонный колодец, закрытый чугунной крышкой. Там вода скапливалась, и по трубе насосом перекачивалась. Труба была проложена по дну пруда и дальше в гору к больнице. Ещё один ключик был повыше, за Морковкиным логом, тоже высох.

Родники в долине реки Буй

 

У нас ключ был Николая Чудотворца. Я там путём не бывала. Так вот Лиза с Тоней (им приказали кирпич разламывать, где этот ключ), они говорят до сих пор: "Зачем мы сделали это дело-то?" Лиза-то не стала видеть, и руки, и ноги, и всё у неё плохо теперь - болит.

 

 

 

                                часовня  на ключе около села Архангельское     

 

Спас на ключе

Ключи тут повсюду: и в Акмазиках, и в Верхней Шурме, и у нас тут тоже есть. Один здесь у меня за домом из горы вытекает. У этого ключа стояла деревянная часовенка раньше. Разрушили. На ей был Спаситель.

Она так и называлась Спасову дню. Или ещё говорили - Спас на ключе. Там не только икона была. Там и статуя была Спасителя. Вся была чёрная, небольшая. Неизвестно, из чего делана, прям вся чёрная. Я мала была, так я её боялась. Мама скажет: "Сходи на ключ за водой". А я пойду, там темно, и он чёрный стоит - страшно! Я воды черпну и бежать! Вдруг схватит за руку? Глупая была. Её [статую. — Соб.] потом унесли в церковь на службы, на праздник. Так там и осталась.   

Сейчас понастроен шалашик да положена колода, по ней вода и идёт. Ни креста, ничего нет. Да и место тако уж... Ходим, воду берём, бельё полоскаем. Просто ключ и всё.

[А кто и когда поставил часовню?] А это ещё земство построило. Туда раньше много народу сходилось. Особенно на Спасов день. Иконы приносили в Спасов день.

 

 

еще есть новые источники и освященные вновь
Это Смоленский источник в Шурме
Умягчения злых сердец в с. Большой Рой
Родник  около с. Лазарево
Источник Казанских святителей в с. Цепочкино

 

Источник около деревни Байса

 

Родники в долине реки Буй

 

Родники в долине реки Буй

  

Алексеевский родник

Вообще в Уржумском районе не мало хороших родников.  В свое время на многих бывал. но скажу про буйскую сторону. в починки Алексеевский был замечательный родник. на всю округу славился. вода. не передать словами. с соседних деревень приходили.  Долго потом еще,  у уже не в жилой деревне за ним ухаживали.

   

Родник у д. Бутырки

Очень интересен родник вблизи д. Бутырки около с.Архангельского. К этому роднику каждый год приезжают бывшие жители данной деревни. Буйские жители часто приезжают за водой к роднику. Набирают огромное количество разной тары.

Ага, постоянно у этого родника, на снимках, останавливаюсь. Раньше, в 90-е, там еще из бревен скульптуры были. Может, сумею порыться и найти фото, забыл, где они. А о бывших жителях Бутырок слышал, что они регулярно на месте деревни собираются, до десятков человек, ставят столы и вспоминают свою деревню. Что касается родников, мы как-то в 70-х ходили от Лебедевска до Бутырок пешком по Мазарке. Родников вдоль речки - масса. В самом Лебедвском штук десять у речки насчитать было можно.

 

 

В самом селе Буйском есть так называемый СВЯТОЙ РОДНИК, к которому когда-то был крестный ход. На роднике стояла часовня, а внизу под часовней на открытом месте, но загорожена валом-купельня. Ключ бил прямо из-под часовни. Место расположения часовни сохранилось и даже виден фундамент, но родник в этом месте уже не бьет, а сместился вправо на 10 метров. Есть задумка восстановить родник и очистить купелью.

Тем более, что на дне купели уложены плиты. А как красиво смотрелась купель в 60-е годы, когда там ничего не заросло. Прелесть!

До часовни конечно руки не дойдут, и потребуется солидная сумма денег. Исследованием родника занимались краеведы Буйска под руководством Ширяева В.А. 

                                      источник  в Нижнем лесу у села Буйское                                                         

 

Из материалов Ширяева В.А.:
          «Святой источник»

«Росой умыться, из ключа напиться,
Чтоб знали только небо и трава,
Что я сюда вернулась поклониться
И отыскать заветные слова…»

«Родной земли таинственная сила.
Врачует душу, дарит тишину.
Благодарю, что ты меня растила,
Поверь, что я тебя не обману…»
М.Чебышева

   

 

Это четверостишье взято из стихотворения Маргариты Петровны Чебышевой «Росой умыться, из ключа напиться», которое опубликовано в девятой книге поэтессы «Эхом живу, Эхом пою» - стр. 46, Киров 2000.
Знаменитая, и всеми любящими поэзию вятчанами, Маргарита Петровна училась в Буйской средней школе с 8 по 10й класс и окончила школу в 1950 году. Именно в селе Буйском прошла ее босоногая юность.

Здесь она купалась в пруду и на реке Буй, бегала босиком по росистой траве в пойме Буя и пила воду из родников. А родников или источников в Буйском, в радиусе один километр, около пятнадцати. Источник, родник, ключ, естественный выход подземных вод на земную поверхность (на суше) или под водой на дне континентальных водоемов. Образование связано с пересечением водоносных горизонтов отрицательными формами современного рельефа (речными долинами, балками, оврагами). Геолого-структурные особенности местности также влияют – наличие трещин, фильтроупорной неоднородностью водовмещающих пород. По направлению движения этих вод к их выходу источники делятся на нисходящие и восходящие.

 

По характеру режима – постоянные, сезонные и ритмично-действующие. По составу - пресные, минерализованные, солоноватые, соленые, минеральные. По температуре – на кипящие, горячие теплые, холодные, но наиболее почитаемым и посещаемым с давних, давних лет является «Святой источник». История его названия имеет в этом 2008 голу юбилейный характер – 160 лет.
 

1848 год – строится часовня на правом берегу реки Буй недалеко от Заречной слободы, ныне улица Революционная. Часовня – молитвенный дом, храм без алтаря, где можно служить только часы на литургию; отдельное маленькое строение или пристрой с иконами и лампадой. Часовни этого рода строятся в виде памятника на распутьях дорог, на родниках или над престолом бывшей церкви. Служить часы – чтение установленных псалмов, стихов и молитв.
 

Именно это место, родник и развалины бывшей часовни, наша экологическая группа выбрала для осуществления акции «Возрождение» в июне (11-18.06.2007г.), хотя знали, что «Святым источником» экологи школы занимаются уже давно. Мы – семь школьников МОУ СОШ села Буйского, мальчики и девочки, учащиеся 6-7 классов:
Лебедева Анастасия, Коростелева Валерия, Жолобова Юлия, Кузнецов Константин, Марьин Антон, Ремизов Александр, Шулаев Олег.
Наша главная задача – осуществить обследование берегов, оврагов и рек с целью поиска скрытых или уже знакомых заиленных родников, узнать прошлое этих источников воды. Провести практические работы на местности, чтобы жители Буйского поселения могли беспрепятственно пользоваться ими.
Экологи школы из рассказов старожилов села и учителей школы узнали следующее.

 

Родники в долине реки Буй

 

Родник имеет название «Святой источник». Он находится к северо-востоку в направлении от школы на расстоянии 800 метров, если идти через улицу Красную, пересечь реку Буй, мимо бывшей общественной бани, она остается справа, хутора Перевозчиковых (слева), и по дороге к крайнему дому на улице Революционной, а затем налево по кромке леса. Проторенная тропа длиной 300 метров приведет вас к ключу. Есть и другой, более длинный путь – от Покровской церкви налево по плотине и налево по улице Революционной.
11 июня 2007 года наша группа уже у родника. Место, где находилась часовня и вытекает источник, нам понравилось - красивый ландшафт, хвойный лес, пойма реки. Отсюда мы видим село и сияющие под лучами солнца купола Покровской церкви. Она от нас почти на западе.
Первое, что нас интересует это дебет источника, благо желоб, по которому течет вода, есть. Кузнецов Костя подставляет ведро под текущую из чугунного желоба струю воды. Дебет – это количество воды за одну минуту. Он оказался равным примерно 70 литров воды.

 

 

В пяти метрах от падающей струи, ближе к сосновому лесу виден деревянный сруб, высота его полтора метра. Глубина воды при замере составила 80 сантиметров. На дне видны воронки, из которых поднимается родниковая вода. Из сруба выходят две трубы. Из первой жители села берут воду для церковных и питьевых нужд – родник освящался. К этому выходу родниковой воды подводит небольшая деревянная лестница. Из второй трубы вода направлялась в 70-80 годы в общественную баню в пойме реки, расстояние до которой чуть более 500 метров. По рассказам старожилов сначала воду забирали в баню из реки насосом. Вода оказалась очень жесткой и от этой затеи отказались. В настоящее время этой родниковой водой пользуются хозяева жилого дома (хутор Перевозчиковых) для своих домашних нужд.
12-13 июня 2007 года утром после завтрака в лагере дневного пребывания экологи снова у ключа.
Нас интересуют многие, многие вопросы…

 

Вода, при тщательном осмотре ее, цвета не имеет, она прозрачна и без запаха. При замере температуры воды определили, что она составляет в самой струе 7,3° С и 7° С в деревянном срубе. И это при температуре воздуха в эти дни 26-29 ° С. воду пить приятно, но не надо забывать – сначала нужно подготовить ротовую полость. Первую порцию воды подержи во рту и прополощи его, а затем выплюнь.
Осадок на поверхности камней в срубе имеется – это ил сероватого цвета. Состав осадка – в небольшом количестве известь, железо и кремний. По данным протокола испытаний питьевой воды лаборатории ОАО «Уржумский СВЗ» в воде содержится небольшое количество аммиака, нитритов. Общая минерализация (сухой остаток) меньше допустимого уровня (мг/л) в три раза.

 

Дано заключение: проба по этим показателям соответствует СанПин нормам 2.1.4.1074.-01.
Но где же часовня? При тщательном осмотре в 8 метрах от сруба, у кромки леса, мы обнаружили фундамент разобранной часовни, которая была уничтожена в 1937 году. Место это заросло ивняком, в большом количестве мы увидели растущую крапиву, борщевик. В последующие дни 14-15.06.2007 года было решено заняться территорией около развалин часовни и провести, где можно, очистные работы. Мы взяли две лопаты и косу (литовку). Оказалась, что часовня была построена в 1848 году на крутом коренном правом берегу реки Буй, на первой надпойменной террасе. Всего террас – три, но вторая и третья покрыты хвойным лесом - преимущественно сосной и елью.

 

Преобладают могучие вековые сосны – великаны. Обследовав территорию, мы обнаружили обнажения горных пород: глину, песок, супесь, известняк, суглинок. Древними коренными породами, слагающими территорию, являются отложения верхней Перми, представленные Казанским и Татарским ярусами.

Отложения Казанского яруса лежат на большой глубине и прикрыты горными породами Татарского яруса. Эти отложения как раз и выходят по коренному берегу реки Буй. Породы представлены пестроцветными мергелями, известняками и коричнево-бурыми песками. Это материнские породы и они прикрыты слоем четвертичных отложений в виде покровных суглинков и глин. Территория около развалины часовни в настоящее время увлажнена, она заболачивается. Это говорит о том, что выход родниковых вод был очень мощным. Ключ вытекает из супесчаного слоя, который покоится на мощном элювиальном слое глин и суглинков коренных пород.
 

В центре часовни, а размеры ее предположительно 3х3 метра видим заиленный родник. Чистка его практически ни к чему не привела. Все вместе взятое навело нас на мысль, что действующая часовня собирала в свое время все чистые родниковые воды. Вода в часовне освящалась, а дебет источника был более мощным, и вода из часовни уходила в водоем – купель, ниже часовни в 5 метрах от нее.
Водоем-купель при заречной часовне представляет собой бассейн, вырытый крепостными крестьянами при помещике Николае Ивановиче Мосолове. Размер водоема примерно 10х20 метров, с крутыми высокие берегами, особенно теми, которые обращены в сторону реки Буй. Высота их достигает 4 метров. Половина водоема находится на первой надпойменной террасе. Вода, вытекающая из каменной часовни, уходила в этот водоем.

Глубина в летний период, по рассказам старожилов доходила до 1 метра и более. Дно водоема было очень чистым. К водоему со стороны нынешней улицы Революционной вела небольшая деревянная лестница. Воду из купели можно было спустить, пользуясь небольшим створом в правом углу, если смотреть со стороны часовни. К глубокому сожалению водоем в настоящее время заболочен, требует ремонта и тщательной очистки, зарос ивняком, и ольхой. Берега его заросли борщевиком и крапивой. Коса – литовка сделала свое дело. Там где можно было, выкосили сорняки, лишнюю траву.

 

 

Но вернемся к действующему источнику, вытекающему из деревянного сруба. Ключ зимой, по рассказам старожилов, да и многих учащихся школы, посещающих его не замерзает. Количество воды (дебет) сильно сокращается. Скрытых под современным почвенным покровом иных ключей сейчас много, но подсчитать их количество невозможно.
 

Провалов, оседаний грунта, оползней не обнаружено.
И все же источник оказывает огромное влияние на окружающую местность. Имеется в виду незначительные размывы почв при выходе воды из купели на заливные луга низкого уровня притеррасной поймы. Здесь растительность болотно-мятликовая, осоково-злаковая, крупно-злаковая (мятлик болотный, лисохвост луговой, осока, щучка, лютик, хвощ болотный). Имеются влаголюбивые виды растений. Можно встретить и борщевик, крапиву, василек, щавель, чистотел…

 

16-17 июня 2007 года проводим очистку сруба родника от кирпичей и камней, выкашиваем территорию и тропинку от крапивы и борщевика. К роднику пройти стало гораздо легче. Мы уверены, что количество желающих прийти на это освященное место и попить чистейшей воды из «Святого источника» станет больше. Сюда не зарастет народная тропа.
Часовне и роднику в 2008 году – 160 лет.
Разрушенной кладбищенской церкви – 165 лет.

 

 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:

http://buiskoe.ucoz.ru/publ/priroda/

http://urzhum.clan.su/

http://www.municipal.ako.kirov.ru/

Выдержки по материалам сайта «История Вятского края в преданиях, легендах и песнях»,
сборника совместно кафедры русского устного народного творчества филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и Вятского регионального центра русской культуры

http://www.vyatkavpredaniyah.ru

http://www.textual.ru/

http://www.skitalets.ru/

http://aboutmari.com/wiki/

фото Владимира Конышева, Александра Макарова, Ольги Ивановой.

 _

 

Комментарии

Шумиха на реке Буй

что это за загадочная "Шумиха" на речке Буй???

оказывается в старые времена шумихами называли водяные мельницы, 

именно там вода падала на мельничное колесо и создавала своеобразный шум.

Некоторые мельницы почитались как священные места.

Такое поклонение вероятнее всего шло из древних языческих времен и было перенято русским населением у удмуртов или мари. Ибо у местных народов был своеобразный культ воды - 

например марийская Вюд ава - мать воды - покровительствовала источникам, ручьям и рекам.

Праздник проводился обычно весной - чуть позже его увязали с памятью великого святого Николая чудотворца  - в марийском пантеоне: Никола-юмо.

На эту Шумиху привозили хлеб, блины, клочок шерсти, мед, соты - каждый от своего ремесла.

Там проводились большие ярмарки, позже стали проводить молебны с водосвятием.