Сплав по реке Ока Саянская – ущелье Орхо-бом - часть 2

Команда Кочующие

ПРЕДЫДУЩИЙ ОТЧЕТ ПОХОДА В САЯНЫ    – ТУТ!!!

Маршрут:  ущелье Орхо-бом -  Дневка  - Порог "Харагольский" -  устье реки Урда-Ока.

(06.08.2011г.)

Этот день мы посвятили дневке, бане и рыбалке на реке Ока.

Утром после подъема Команда разделилась на 3 части – и все стали заниматься своими делами.

Рыбаков отправили на реку, Костровой с помощниками делал какменку, ну, и основная часть Кочующих заготавливала дрова.

Впрочем, каменка уже была на берегу, но её надо было отремонтировать, расширить и создать нужный объем. Нужных камней было достаточно!

Дров также было много, так что все свободные топоры и пила не справлялись с тем, что мы приносили.

Попёрла и рыбалка – первым и самым удачным на этой ловле стал Боцман Марат – за его воротами сегодня не раз зажигалась красная лампочка! А остальные рыбаки – Дима и Вадим с завистью глядели на его растущий улов!

Но потом рыбалка пошла и у них! В основном ловился хариус! За час с небольшим команда наловила на хорошую уху!

Погода с утра была пасмурной, потом пошёл моросящий дождик, пришлось прятать дрова под тент, а распиловку сухостоя вести под костровым тентом.

Как и положено, на днёвке – на обед была настоящая бурятская уха, ну, и второе  в придачу!

Дождь однако не прекращался, пришлось натягивать тент над каменкой, так как Костровой уже во всю её нагревал, иначе баня  могла оказаться слабой.

После обеда снова отправили рыбаков на речку!

Остальная Команда снова занялись заготовкой дров, вязанием веников и установкой каркаса для банного тента. Специальный запас банного пива положили в холодную воду.

Туристская баня! Как много про это мы писали в наших отчетах легендах и эпосах!

Наверно, это и есть апогей походного сплава!

День пролетает так незаметно, а хочется полюбоваться природой Саян, послушать шум реки, а то и занырнуть в бегущий поток воды!

Несмотря на пасмурную погоду, мимо нас прошли три рафта – это была коммерческая группа, за которой мы вошли в Орхо-бом. На одном рафте даже сидела собака. Как мы уже писали, ведущие рафта были без касок, а впереди тоже вполне весёлые пороги!

Вскоре случилось непредвиденное – от порыва ветра упала жердь, которая держала тент над каменкой, при этом жердь упала прямо на каменку – отчего та частично развалилась…

Ай-яй-яй! Такая беда для Костровго! Хорошо, что Боцмана у бани в тот момент не было, а то бы Костровой стал Костратом!

Общими усилиями удалось собрать каменку, и мы снова стали топить печку!

От рыбаков снова пришли хорошие известия – клёв был удачный,  видно и на вечер у нас будет рыба!

Примерно к 7 часам вечера тушим каменку (топили часов 5), выносим угли,  ставим тент, а сами идем пить чай к костру. Диляра нас порадовала сегодня настоящими блинами!!!

Пока пили чай – тучи снова налегли на ближние горы, иногда моросил дождик, в лесных урочищах поднимался туман.

Примерно в 19.30-19.40 пошли в баню. Парились практически до 23.00, то есть до полной темноты.

На ужин были остатки ухи, каша и жареная на костре  рыба. Часть рыбы также засолили. Получился настоящий рыбный день.

(07.08.2011г.)

Утром снова пасмурно, ветер тянет свежие тучи, и нет нигде просветов.

Одеваемся по полной форме, день будет мокрым, как сверху, так и снизу!

На берегу заранее читаем лоции порогов Харагольский (1 и 2), решаем их проходить без осмотра.

На воду встали в 10.30.

Препятствия шли в следующем порядке:

П-57. Порог 3 к.с. Длина 100 м. Ориентир: поворот налево, сужение русла. Осмотр: по правому берегу. Описание: Навал на левый берег. Валы. На правом берегу впадает р.Шушарен. На выходе под левым берегом крутая бочка.

Внимание! Сразу за препятствием 57 следует шивера, которая является началом порога Хара-гольский-1. Надо сразу чалиться на левом берегу перед притоком р. Хара - Гол (с воды не виден).

Тут можно чалиться на левый берег. Здесь находится выставка поделок туристов Музей-2. Отличное место для стоянки - места и дров много.

Пор. Харагольский-1 - устье р.Тэргэртэ

П-58. Порог "Хара-Гольский-1", 4 к.с. Длина 300 м. Ориентир: левый широкий бурный приток Хара-Гол. Осмотр: по левому берегу. Описание: порог представляет собой мощный быстроток под правым берегом, в центре большая бочка, в конце порога идет прижим к правой скале (несильный).  Прошли успешно. Бочка нас окатила буквально с головой, причем досталось и кормовым! После этого до конца дня мы шли в мокром виде (категорийность, наверно,  на 3,5).

П-59. Перекат 2 к.с. Длина 200 м. Ориентиров нет.

П-60. Порог "Хара-Гольский-2", 4 к.с. Длина 350 м. Ориентир: галечный остров. Осмотр: по левому берегу. Описание: порог расположен в левой протоке острова и представляет собой мощный быстроток под левым берегом с сильными косыми валами. Мы оценили порог как 3 к.с.

Внимание! Сразу за препятствием начинается технически более сложное П-61, являющееся плавным продолжением Хара-Гольского-2 (для этого нужно успеть зачалиться перед поворотом реки направо!).

П-61. Шивера 3 к.с. Длина 100 м. Ориентир: ниже острова, сразу за порогом Хара-Гольский-2, на правом повороте реки. Осмотр: по правому берегу, можно осматривать по левому берегу вместе с П-60, но видно хуже. Описание: является продолжением П-60 и представляет собой прижим к левому берегу с мощной бочкой и обливными камнями. На выходе - огромный камень-зуб под левым берегом, в который устремляется основная струя после S-образного поворота. Прошли удачно – справа от зуба.

П-62. Шивера 2 к.с. Длина 150 м. Ориентир: правый поворот. Несколько бочек и обливных камней.

П-63. Перекат 2 к.с. Длина 300 м. Ориентир: остров. Вода сливается с острова многочисленными потоками, образуя валы. Мы ушли влево под скалу. Справа отмель. В самом начале препятствия на левом берегу стоянка с каркасом для бани.

П-64. Перекат 2 к.с. Длина 500 м. Ориентир: два островка. Первый проходится справа, второй - слева (справа мель). Валы до метра, камни.

П-65. Перекат 2 к.с. Длина 150 м. Ориентиры: после левого поворота, галечная отмель на левом берегу.

П-66. Шивера 3 к.с. Длина 150 м. Ориентир: маленький островок слева, скальник на левом берегу.

П-67. Порог 3 к.с. Длина 800 м. Ориентир: остров. Порог в правой протоке острова, на входе шивера с камнями, на выходе мощный чистый слив.

П-68. Перекат 2 к.с. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-69. Перекат 2 к.с. Длина 100 м. Ориентир: левый поворот, каменистая отмель на левом берегу. Прижим к правому берегу, валы 1.5 м.

П-70. Шивера 3 к.с. Длина 60 м. Ориентиров нет.

П-71. Порог 3 к.с. Длина 150 м. Ориентиры: правый поворот, скальная стена на левом берегу. Прижим к скале по левому берегу. Мощные отбойные, косые и пирамидальные валы до 1,5 м. Есть хорошая бочка.

П-72. Перекат 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: левый приток Ондольто.

П-73. Перекат 2 к.с. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-74. Шивера 3 к.с. Длина 90 м. Ориентир: галечная отмель на правом берегу. Валы до 0,5 м, бочка, прижим слева.

После этой шиверы встали на правый берег, на берегу нашли каменку, которая была покрыта тентом, так как моросил дождик, то решили спрятаться под тент,  ждали катамараны Юрга и Виагру.

Понемногу дождик закончился, на берегу разожгли костер и перекусили, так как было достаточно сыро и прохладно – Завхоз выделил бутылку КЖ! Короче, согрелись!

Как встали на воду, то снова то моросил дождик, то обливало в шиверах и порогах – весь день продвигался в сыром и зябком состоянии.

П-75. Порог 3 к.с. Длина 150 м. Ориентир: большой остров, поворот влево. Описание: Порог в правой протоке острова, левая несплавная. Слабый навал на правый берег. В начале порога, по центру протоки, подряд идут 3 бочки. Все бочки проходимые, но их можно обойти.

П-76. Перекат 2 к.с. Длина 500 м. Ориентир: после слияния проток.

П-77. Порог 3 к.с. Длина 300 м. Ориентир: остров. Осмотр: с острова. Описание: порог расположен в левой протоке острова, правая протока несплавная. На входе шивера, затем поворот вправо и прижим к правому берегу, в районе окончания острова. Вода уходит под скалу не пенясь и выходит через 3-4 м без отбойного вала. Слева поганка диаметром 10 м и водоворот. Остается проход шириной 1,5-2 м между краем поганки и скалой. У острова мелко. Прохождение: все суда прошли успешно.

П-78. Шивера 2 к.с. Длина 250 м. Ориентир: в середине препятствия справа 2 широких рукава притока р. Тэгэрэтэ, слева высокие скалы.

Остановка – впереди мельница, изучаем лоцию, допиваем остатки чая, что были в термосах.

П-79. Порог "Мельница", 4 к.с. Длина 200 м. Ориентир: галечный остров. Осмотр: по левому берегу, на галечной отмели. Описание: вся вода уходит между галечной отмелью и островом и бьет под скалу на левом берегу. Прижим слабый, есть проход правее, ближе к острову. На входе косые валы до 1,5 м. Прохождение: прошли успешно.

П-80. Шивера 3 к.с. Длина 80 м. Ориентир: в конце левой протоки острова, ниже порога Мельница. Слева слабый навал на скалу, валы 1 м, камни.

П-81. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентиры: левый поворот, галечная отмель на левом берегу. Слабый навал на правый берег, валы до 1.5 м.

П-82. Шивера 2 к.с. Длина 100 м. Ориентир: остров. Перекат в левой протоке острова, чистый проход по центру. Правая протока несплавная. Есть стоянка на левом берегу.

П-83. Шивера 3 к.с. Длина 60 м. Ориентир: островок. Прижим под скалу к левому берегу. После острова в правой протоке перекат 2 к.с., мелко.

П-84. Шивера 3 к.с. Длина 500 м. Ориентиры: резкий левый поворот, отмель на левом берегу. Прижим к скале правого берега в середине шиверы.

П-85. Шивера 3 к.с. Длина 500 м. Ориентиры: поворот направо. Сильная шивера, валы 1 м. На выходе прижим слева и пирамидальные валы до 1,5 м.

П-86. Шивера 1 к.с. Длина 100 м. Ориентир: островок. Шивера в левой протоке острова. Поворот направо, прижим к левому берегу.

П-87. Шивера 2 к.с. с перекатом по середине. Длина 90 м. Ориентиров нет. В конце шиверы прижим к правому берегу, несильный с отбойными пирамидальными валами до 0,5 м.

П-88. Перекат б/к. Длина 200 м. Ориентиры: сужение русла, левый поворот. Много камней. После переката справа скалы к которым устремляется вода. С левого берега выносная галечная отмель до середины реки - это начало п. Центрифуга.

П-89. Порог "Центрифуга", 4 к.с. Длина 120 м. Ориентиры: большая скала по правому берегу, галечный остров, залив у левого берега перед островом, расширение русла. Осмотр: с острова. Описание: Порог расположен в правой протоке острова. Река, огибая остров, поворачивает почти на 900. Вся вода собирается в желоб, образованный островом и скалой правого берега и бьет в скалу правого берега. От начала порога до прижима слив - трековый участок. У острова мелко, у правого берега валы 1-1,5 м. В конце трекового участка пологие валы 1,5 м. Прижим опасный, в первой части с подмывом, дальше из-за выступа скалы образуются отбойные валы 1,5 м. На сбивке отбойных и пологих валов, чуть ниже прижима, ближе к правому берегу образуется жесткая бочка около 3 м. На выходе валы до 1 метра, улов у острова. Порог  прошли успешно. Но из-за того, что весь день мокрые – все практически равнодушны к бочкам и мощным валам на Оке.

П-90. Перекат 2 к.с. Длина 50 м. Ориентир: галечная отмель на правом берегу. Заканчивается шиверой.

П-91. Шивера 3 к.с. Длина 200 м. Ориентиров нет. Валы 1 м и бочки. После препятствия кончается ущелье Орхо-Бом, хотя дальше еще есть каньонные участки и скалы.

П-92. Шивера 3 к.с. Длина 200 м. Ориентир: скальник, в который упирается река и поворачивает направо. В начале валы до 1 м и бочки, в конце прижим к левому скальному берегу.

Внимание! В середине шиверы, перед прижимом, впадает левый приток Хойто-Ока. На стрелке слияния есть улов, на левом берегу - хорошее место для стоянки, незаметное с воды. Это место вскоре можно будет смело назвать Музеем-3 - благодаря появляющимся там поделкам туристов.

Мы планировали встать на этой стоянке для ночевки, но, увы, она уже была занята…

Было уже около 8 часов, решили идти дальше – до любой стоянки!

П-93. Шивера б/к. Длина 200 м. На прямом участке реки.

П-94. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: начинается перед впадением правого притока Урду-Ока. Валы до 0,5 м. Есть хорошая стоянка перед впадением притока.

Место, где сливаются три Оки (Ока, Хойто-Ока и Урду-Ока) считается у местных жителей окончанием ущелья Орхо-Бом и излюбленным местом для ловли рыбы; до этого места они поднимаются вверх по реке на моторных лодках.

Встали на устье Урда-Оки, но со стороны стоянки большая каменная осыпь, так что пришлось разгружать рюкзаки и протягивать каты через неё, а потом заводить к берегу. Стоянка отличная, прямо на стрелке, около слияния двух рек.

На стоянке были дрова, что очень хорошо в такую погоду, а также над стоянкой был натянут тент, что облегчило нам разбивку лагеря. Все были сырые и замерзшие, день выдался достаточно тяжёлым, но план был выполнен – ущелье Орхо-бом мы прошли!

ФОТО КОЧУЮЩИХ - ПОХОД ЛЕТО 2011 ГОДА!.