Сплав по реке Ока Саянская (устье Урда-оки – п. Верхнеокинский)

Команда Кочующие - Ока Саянская

ПРЕДЫДУЩИЙ ОТЧЕТ ПОХОДА В САЯНЫ    – ТУТ!!!

Маршрут:  устье Урда-оки – п. Верхнеокинский.

(08-09.08.2011г.)

Приключения наши начались накануне вечером, когда мы причалились на устье Урда-оки, уже второй день шёл дождь, и река, как мне показалось, стала понемногу прибывать. Весь вечер мы сушились  под тентом у костра, но дождь не прекращался. Мы привязали 2 ката – Юргу и Виагру, а вот Алан остался непривязанным. Зная, что за ночь вода в реке может подняться на 1 – 1,5 метра, я сказал Зампотеху Сане, чтобы они привязали катамаран, а то его может ночью унести.

Но Саня уже залез в спальник,  и не захотел выходить под нудный дождик. Серый тоже ушёл спать, и я ещё раз попросил Саню привязать кат или поднять его повыше, но Саня снова не захотел. Так мы уснули под нудный шум дождя, что барабанил по тенту палатки.

Однако ночью кто-то стал одеваться и вылазить из палатки, мелькнул свет фонарика – оказалось, что Саня всё-таки пошел проверять катамаран, а дождик так и не закончился.

Дело приняло серьёзный оборот! В свете фонарика Саня увидел, что река поднялась уже больше метра, всё русло превратилось в кипящий поток с плывущими бревнами, ветками и мусором. Ока резко разлилась и затопила каменный разбой, через который мы с трудом перебрались вчера, а также затопила отмель на стрелке между Окой и Урда-окой, где мы вчера собирали сухостой.

Катамараны также оказались в воде, причем вода была с течением, и если бы  Юрга и Виагра  по двум бокам не держали бы Алан, то этот кат бы унесло рекой! Зампотех затащил катамараны на высокий берег и там их привязал. Как он сам объяснил нам – он так и не мог уснуть вечером, когда мы его просили привязать Алан, потом ночью не выдержал – и пошёл проверить каты.

На утро мы поняли, что горная река шутить не любит!  От дождей за 1 ночь река поднялась на 1,5 метра, и сильно помутнела, унесло 2 весла, что лежали на берегу. Ока превратилась в мощный, ревущий и мутный поток, которая прибывала и несла огромные деревья как щепки!

Огромные камни, что стояли вдоль нашего берега – утром пропали в бурлящей воде!

Вместо прозрачной воды – в реке был желтоватый мутный поток, который приходилось отстаивать, чтобы приготовить завтрак и чай.

Мы смотрели с берега на такие перемены в реке и качали головами – вот такой урок мы неожиданно получили за 1 ночь! Товарищи Туристы! Никогда не теряйте бдительность на горных реках – уровень может за  одну ночь подняться на 1,5 – 2 метра! Ставьте лагерь и обязательно выносите  суда с учетом этого фактора!

На седьмой день сплава (08.08.2011г.) нам предстояло пройти самый продолжительный отрезок сплава – 70 км., чтобы на следующий день успеть заранее в Верхнеокинский.

На нашу удачу – дождь утром закончился, а когда мы встали на воду, то в небе стали появляться просветы.

В этих местах Ока постепенно выходит из гор и становится равнинной рекой (Орхобом и Бурятия закончились), места похожи на Урал. Вода в реке прибывает, течение очень быстрое. Участок сплава  проходил уже по Иркутской области.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОСЛЕ УРДА-ОКИ:

П-95. Шивера 2 к.с. Длина 300 м. Ориентир: находится на левом повороте. Валы до 0,5 м.

П-96. Шивера 2 к.с. Длина 400 м. Ориентир: река уходит под скальник у правого берега и делает левый поворот. Есть 2 бочки и валы до 0,7 м. В конце шиверы - правый приток.

П-97. Перекат б/к. Длина 80 м. Ориентир: находится на прямом участке реки.

П-98. Шивера 3 к.с. Длина 150 м. Ориентир: остров справа. Находится на правом повороте. Вода устремляется между островом и левым берегом, образуя валы до 0,5 м и бочки. В нашу воду бочка была мощная, катамараны качало как на хорошем  пороге в 3+. Особое внимание заслуживает скопление камней на выходе из шиверы под левым берегом. Окончание шиверы - левый приток Кар-Кап.

В общем теперь мы поняли, что нам удалось пройти Орхо-бом по малой воде, но теперь мы почувствовали настоящую силу мощных бочек по большой и прибывающей воде!

П-99. Шивера б/к. Длина 200м. Ориентир: находится на прямом участке реки.

П-100. Шивера 1 к.с. Длина 300 м. Ориентир: начинается после распадка слева.

П-101-П-103. Шиверы 2 к.с., образующие одно препятствие. Длина 300 м. Ориентир: галечный вынос у правого берега до середины реки. Вода устремляется в протоку под левый берег, валы до 0,7 м.

П-104. Шивера 1 к.с. Длина 100 м. Ориентир: начинается на левом повороте реки за галечным островом слева. Под правым скальным берегом и скалой под центром реки проход с легким прижимом. Левая протока несплавная, валы до 0,3 м.

П-105. Шивера 3 к.с. Длина 200 м. Ориентир: два галечных острова. В середине шиверы впадает левый приток. Описание: вода уходит к левому берегу, образуя стоячие валы до 0,7 м. В шивере 4 бочки, на выходе прижим к левому берегу.

П-106. Перекат б/к. Длина 300 м. Ориентир: находится на прямом участке реки.

П-107. Перекат б/к. Длина 300 м. Ориентир: правый приток Зейрцегшен. Перекат находится на левом повороте реки. По центру русло, остров, мощный улов под левым берегом. Перекат в обоих рукавах реки, левая протока мелкая, но сплавная. Перекат продолжается после слияния рукавов.

П-108. Шивера 2 к.с. Длина 600 м. Ориентир: находится на левом повороте реки. Валы до 0,5 м, бочки.

П-109. Перекат 1 к.с. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-110. Шивера 3 к.с. Длина 350 м. Ориентир: находится на правом повороте реки. Есть бочки и валы до 0,5 м.

П-111. Перекат 1 к.с. Длина 1 км. Ориентир: находится на прямом участке реки.

П-112. Шивера 2 к.с. Длина 1 км. Ориентиров нет.

П-113. Шивера 1 к.с. Длина 300 м. Ориентир: левый приток Мангал-Гол.

П-114. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентиров нет. Валы 0,5 м, бочки.

П-115. Шивера 2 к.с. Длина 300 м. Ориентир: остров, река уходит вправо. Валы 0,5 м, бочки, несильный прижим к левой скале. После препятствия обе протоки сливаются.

П-116. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-117. Шивера 3 к.с. Длина 300 м. Ориентиров нет. Бочки, валы до 1 м.

П-118. Шивера 1 к.с. Длина 200 м. Ориентиров нет.

П-119. Шивера 1 к.с. Длина 100 м. Ориентиров нет.

Внимание! Следующее препятствие не отмечено в лоциях, хотя заслуживает особого внимания, желателен осмотр по левому берегу.

П-120. Шивера 4 к.с. Длина 300 м. Ориентир: находится на левом повороте реки. Описание: бочки по всему руслу, чистый проход слева, на выходе мощная бочка под правым берегом. Сразу после этого препятствия - левый приток р. Хульцай.

П-121. Шивера 2 к.с. Длина 100 м. Ориентиров нет. Посередине русла два полуобливных камня, образующие бочки.

После препятствия хорошее место для стоянки.

П-122. Шивера 3 к.с. Длина 300 м. Ориентир: левый поворот, остров. Несильный прижим под левую скалу. Есть мощная косая бочка 4 м.

П-123. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентиров нет. Валы под левым берегом.

П-124. Шивера 3 к.с. Длина 200 м. Ориентир: зимовье на правом берегу. Валы и бочки по центру.

П-125. Шивера 1 к.с. Длина 500 м. Ориентир: галечный остров, река делится на рукава. Проход по обеим протокам. Валы до 0,5 м.

П-126. Шивера 1 к.с. Длина 300 м. Ориентир: находится сразу после левого притока р. Поляков. В середине препятствия несложный навал на скалу правого берега.

П-127. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет.

После обеда облака стали расходиться – появилось солнце, что придало нам силы на долгий дневной переход! Справа и слева попадались очень красивые скальные стенки, но река понемногу уходила из горных Саян.

П-128. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: справа остров, слева впадает приток двумя рукавами в середине и в конце.

П-129. Шивера 2 к.с. Длина 800 м. Ориентир: после слияния двух проток. Валы до 0,5 м, бочки. Сразу после препятствия левый приток.

П-130. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: приток слева в середине шиверы, слева скалы, на левом берегу три домика зимовья.

П-131. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-132. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: остров с двумя рукавами. Левая протока несплавная, правая уходит к скалам, образуя отбойные косые валы 0,5 м. После острова обе протоки сливаются.

П-133. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-134. Шивера 1 к.с. Длина 150 м. Ориентир: справа и слева галечная отмель. Посередине шиверы справа одинокая скала. Валы 0,5 м.

П-135. Шивера 1 к.с. Длина 400 м. Ориентир: скала и остров справа. Правая протока мелководна. Посередине препятствия распадок и приток.

П-136. Шивера 2 к.с. Длина 150 м. Ориентиров нет. Валы до 0.5 м.

П-137. Перекат 1 к.с. Длина 400 м. Ориентир: слева и справа острова с плесом.

П-138. Шивера 1 к.с. Длина 800 м. Ориентир: начинается под скалой левого берега. Валы 0,3-0,4 м.

П-139. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: правый поворот реки, сужение русла. Посередине слабый прижим к левому берегу. Далее идут 2 переката б/к.

П-140. Шивера 1 к.с. Длина 200 м. Ориентир: остров справа. Впереди скальник, под который уходит вода. Шивера начинается с переката.

П-141. Шивера 2 к.с. Длина 200 м. Ориентир: остров. Остров делит реку на рукава. Левая протока мелководная. Каяки прошли левой протокой. В ней перекат. Правая протока - шивера с прижимом к правому скальному берегу. В конце острова есть место для стоянки.

П-142. Шивера 1 к.с. Длина 150 м. Ориентиров нет. Валы 0,2 м.

П-143. Шивера 2 к.с. Длина 300 м. Ориентир: в начале левый приток, в конце на левом берегу избушка. Валы 0,4 м.

П-144. Перекат 1 к.с. Длина 100 м. Ориентир: остров.

П-145. Перекат 1 к.с. Длина 250 м. Ориентир: галечная отмель посередине (в низкую воду).

П-146. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентир: находится между двумя галечными отмелями на ровном участке реки.

П-147. Перекат б/к. Длина 80 м. Ориентир: скала прямо по курсу. Вода, ударяясь о скалу, образует множество мелких вальчиков высотой 0,2 м.

П-148. Галечный остров делит реку на 2 рукава. В левом рукаве перекат 1 к.с длиной 200 м. В правом рукаве шивера 2 к.с с бочкой и валами до 1 м. Каяки прошли правой протокой.

П-149. Шивера 1 к.с. Длина 150 м. Ориентир: зимовье на правом берегу, слева остров.

П-150. В правой протоке острова перекат 1 к.с., в левой - шивера 2 к.с. с валами до 0,5 м. Длина 300 м. Ориентир: по центру русла остров.

Примерно в 14.00 – 14.30 встали на перекус, встретив на реке команду из Нижнего Новгорода – а это ведь наши земляки по реке Волга! Кстати, они промышляли – собирали кедровые шишки, которых в этом году много уродилось в тайге!

Погода совсем поправилась! На реке во всю сияло солнце и снова жизнь повернулась нам  нужной стороной!

П-151. Шивера 1 к.с. Длина 100 м. правый приток.

П-152. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет.

П-153. Шивера 1 к.с. длина 80 м. Ориентиров нет.

П-154. Перекат 1 к.с. Длина 200 м. Ориентир: остров. Перекат в правой и в левой протоке острова.

П-155. Шивера 1 к.с. Длина 100 м. Ориентир: скала "бычий лоб" по левому берегу в конце препятствия.

П-156. Перекат 1 к.с. Длина 300 м. Ориентир: остров. Перекат в правой протоке (левой протоки как таковой нет), с быстротоками по середине.

П-157. Перекат б/к. Длина 150 м. Ориентир: на левом повороте галечная отмель. 2 протоки: в правой, мелководной,- перекат б/к, в левой - перекат б/к.

П-158. Шивера 3 к.с. Длина 100 м. Ориентир: справа галечный остров. Мощная бочка ближе к скальному левому берегу, стоячие валы до 1 м. Правая протока - перекат. Внимание! Это последнее более-менее сложное препятствие на маршруте.

П-159. Шивера б/к. Длина 150 м. Ориентир: распадок слева.

В 20.00 подошли к широкому устью правого притока Гуник.

П-160. Перекат б/к. Длина 200 м. Ориентир: 4 острова, правый берег крутой. Все протоки проходные.

П-161. Шивера 1 к.с. Длина 200 м. Ориентир: остров слева, галечная отмель справа. Вода стекает по перекату под левый берег. Далее вдоль скал шивера 1 к.с., валы 0,4 м, бочка. Перед правым берегом перекат.

Начинаем искать место для ночлега, но это не так просто на заросших таежных берегах!

Заглянули по пути в одно зимовье, идем ещё примерно  час, и примерно в 21.30 находим на правом повороте настоящую стоянку с местом для палаток. Ночуем здесь. Сделали плов из риса и  остатков уваренного мяса!

Вешаем одежду, спальники и прочие вещи на всё, что может держать веревки, сушимся.

Вода в реке прибывает, поэтому каты и весла выносим на берег и привязываем.

Утро  09.08.2011г. ясное, но прохладное, в горах стоит туман, который под встающим солнцем понемногу рассеивается.

Вода в реке прибыла, как минимум, ещё на полметра. Это было видно по кромкам судов, а также по приметному камню, на котором мы вчера оставили мыльницу с мылом – мыльницу унесло водой.

Ока набрала полную силу и крушила всё на своём пути.

Сегодня нам оставалось пройти 30 км.

П-162. Перекат 1 к.с Длина 100 м. Ориентир: поворот реки налево, правый приток.

П-163. Перекат 1 к.с. Длина 200 м. Ориентир: в конце переката справа зимовье, слева галечная отмель. Перекат разделен быстротоком.

П-164. Шивера 2 к.с. Длина 150 м. Ориентиров нет. Начало шиверы на прямом участке, валы 0,5 м, бочки. Хорошая стоянка на правом берегу в конце препятствия.

П-165. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет. Прямой участок реки.

П-167. Перекат б/к. Длина 100м. Ориентир: на левом повороте реки.

П-168. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентиров нет. Перекат на прямом участке реки.

П-169. Шивера 1 к.с. Длина 300 м. Ориентир: слева стоянка. Поселок Сарам (к нему ведет дорога), справа - стоянка. Валы 0,4 м.

П-170. Перекат 1 к.с. Длина 150 м. Ориентир: поворот реки влево. На левом повороте реки вода уходит под скалу. После этого препятствия горы окончательно расходятся.

В этом месте Ока выходит из гор и становится равнинной рекой с небольшими перекатами, русло дробиться на  рукава, встречаются острова длиной по нескольку километров.

П-171. Шивера 1 к.с. Длина 500 м. Ориентиров нет. Валы 0.3 м. После препятствия ЛЭП поперек реки.

П-172. Шивера б/к. Длина 100 м. Ориентир: шивера в левой протоке острова.

П-173. Перекат б/к. Длина 80 м. Ориентир: перекат в левой протоке острова.

П-174. Перекат б/к. Длина 100 м. Ориентир: перекат в правой протоке острова.

После препятствия 174 открывается вид на поселок Сарам на левом берегу.

Остальные препятствия - это перекаты б/к в разбоях островов (порой мелкие перекаты). В протоки Жарбайка (справа) и Тунгуска (слева) мы не пошли. Поселок Бахвалово (на правом берегу), как и Правый Сарам, с воды виден плохо.

Далее наш сплав претерпел некоторые приключения, которым посвятим отдельный рассказ…

Место стапеля определили тоже быстро: на левом берегу лагерем стояли (дежурили) водители. Ориентиром стоянки для антистапеля служит г. Толстый Мыс: река после прижима к скальнику Толстого мыса уходит под левый берег и делится на два рукава галечной отмелью посередине. В обоих протоках перекат б/к. Идти нужно левой протокой. Место для стоянки есть перед перекатом и в середине переката на левом берегу.

Вдоль берега - проселочная дорога, ведущая к поселку Верх Ока (Верхнеокинский).

Выбраться с маршурута не сложно. За 2 км до поселка Верхнеокинский имеется оборудованная стоянка, на которой останавливаются группы на антистапель. Тут же разбивают лагерь и местные водители, которые знают о прибытии всех групп заранее. Водители возят группы по очереди, у них заведено свое дежурство, и свои порядки.  За проезд берут одинаково - 700 рублей с человека.

Мы же со своим водителем заранее договорились о том, что он нас заберет отсюда. Водитель приехал к нам поздно вечером.

Мы встали на ночевку в 17:00. В поселке узнали, что магазин работает до 20:00, почта до 17:00. Вечером разобрали суда и повесили сушиться шкуры. Дров в округе много. Съездили с одним водилой в поселок и купили кое-что из еды. Все единогласно попросили что-нибудь из молочного.

Вечером был праздничный ужин в честь антистапеля на Оке.

ФОТО  КОЧУЮЩИХ - ПОХОД  ЛЕТО 2011 ГОДА!