Село Шоруньжа - священная роща Мер ото – прочие достопримечательности

 

кюсото

 

Данная статья как бы подводит итог  походов по Моркинскому району 2011 года, в ходе которого мы посетили Шоруньжу.  Про этот край, наверно, можно написать очень много. Поэтому вкратце о тех впечатлениях, что остались от посещения села.

 

 

 

Как мы уже писали – в селе и в его окрестностях есть несколько родников, в том числе, Янык памаш и Йушто вюд.

 

 

 

Совсем недалеко от родников расположена местная священная роща – Мер ото (Мер кюсото), где проводились всемарийские моления. Это кюсото притаилось в роще, что расположена на юг от села, за меленькой речушкой (приток Шоры). Надо отметить, что местные жители не всегда показывают чужакам направление движения на рощу, да и добраться до неё оказалось сложным делом. Около околицы села путь к роще перегородил овражек, который пришлось объезжать.

Первой и важной приметой священной рощи, как ни странно, был туалет, что стоял около группы деревьев в стороне. Кому-то покажется это странно, а кому-то смешно, но наличие туалета в лесу, в поле, в чаще – это верный признак того, что недалеко находится священное марийское место!

 

Это мы поняли однажды в походе, когда искали в лесу озеро Акмат-ер (по некоторым данным даже Ахат-ер), что недалеко от реки Вонча. Тогда мы двигались по обычной лесной тропе, припорошенной снегом, и наступали ранние осенние сумерки, смотрим – в стороне около опушки стоит обычный сарайчик, но очень похожий на туалет??? Населенки рядом не было, поэтому мы оказались в совершенном недоумении, но вскоре всё разрешилось: пройдя немного по лесу,  мы обнаружили повязки на деревьях, а потом и саму священную рощу с онапу и с костровищем, а также со всеми полагающимися атрибутами!  В сумерках это выглядело необычно, таинственно и даже сказочно! А дальнейшие наши исследования показали, что это кюсото весьма примечательно и по-своему легендарно!

Однако разговор у нас про рощу, что расположена в Шоруньже, так вот, всё оказывается понятным, когда знакомишься с традиционным марийским мировоззрением. Дело в том, что лес, чащи, рощи (и тем более, кюсото) – это своеобразные храмы Природы, святилище Матери-земли, а также места обитания марийских богов и духов, по этой причине справлять нужду в таких местах и рядом  - это кощунственно, и является грехом! Ну, как, например, татарину сделать такое же дело в мечети, а русскому – в церкви. Поэтому у священных мест часто строят специальные отхожие места, чтобы не гадить в храме Природы!  А это ведь уникальное экологическое мировоззрение, которого нам сейчас так не хватает! Глядя на горы мусора у наших рек и озер, видя варварские вырубки сосновых боров, слыша каждый день новости о глобальном потеплении, об озоновых дырах и гибели животных, рыб и птиц, как бы нам снова понять, что человек очень тесно связан с Природой. Что рано или поздно человечеству придется отвечать за разрушение экологического равновесия, что бесконтрольное потребление ресурсов планеты приведет к катастрофе!

И вот, на простых примерах, на таких мелочах, мы можем научиться у народа мари, как надо относиться к лесу, к роднику, к дереву. Что нельзя просто так ломать или рубить дерево, нельзя громко вести себя на берегу  речки, что следует притушить ненужный костер…

Если отставить религиозную составляющую, то можно сказать, что за плохое поведение в лесу или в роще человеку мстят не боги и духи, а именно сам человек своим плохим поведением уничтожает те тонкие (астральные, энергетические) связи с Природой, и уже, когда они разрушены или повреждены – этот человек начинает болеть, страдать, даже умирает! В религиозном сознании – это рассматривается, как кара богов!

Но ведь это же происходит и в планетарном масштабе, когда нарушается климат, увеличивается число ураганов и тайфунов, чаще приходят засухи, появляются неведомые болезни! Само человечество в своём технократическом развитии рубит ту пуповину, которая соединяет его с Матерью-Природой! И потом пожинает эти горькие плоды!

 

 

 

 

Вернемся к Шоруньжинской роще – Мер ото (кюсото), с марийского:  переводится как общая, общественная, мирская роща. То есть роща для всей общины (в отличие от родовой или семейной рощи).

Когда мы нашли эту рощу, то с нами произошло ещё одно характерное событие – буквально, как только я подошёл к роще, то начался сильный ветер, налетели тучи, и лес стал шуметь и раскачиваться!

 

 

 

 

Я зашел в саму рощу, думая, что там непогода чувствуется не так сильно, однако, как ни странно, в самом кюсото начало твориться что-то невообразимое. Небо окончательно потемнело, стали долетать брызги дождя, деревья раскачивало во все стороны, где-то в чаще затрещал буреломник!

 

 

Стало как-то не по себе, я сделал несколько кадров, и быстро удалился из рощи. Тут же пошёл мощный ливень с грозой, с хлёсткими косыми потоками, от которого мы спрятались в машине!

Случайно это случилось с нами или нет? Я сам этого не могу понять, но это как бы второй урок для того, чтобы человек для праздного любопытства не ходил бы по кюсото, а тем более, не посещал бы моления в рощах. Праздное любопытство иногда может быть хуже, чем срубленное дерево!

 

 

Буквально минут через 15 ливень закончился, и на летнем небе засияло вечернее солнце! Лес радостно зашелестел листьями и засверкал дождевыми каплями – мир снова пришёл в спокойное расположение!

 

 

Хочется добавить, что в селе есть настоящая мельница. Точнее раньше была настоящая водяная мельница, на ручье, а потом её переоборудовали в электрическую. Но с виду мельница как бы имитирует водяную, а заглянув в неё, можно понаблюдать этот древний процесс, когда зерно перемалывается в муку!

 

В селе также есть памятник погибшим воинам во время Отечественной войны, а также памятная доска первому просветителю и миссионеру этого края!

 

 

Как нам рассказали, что в селе есть студия народной марийской вышивки! Здесь можно приобрести в качестве сувенира что-нибудь из одежды, шапки, полотенца, пояса с марийской вышивкой! А также самому посмотреть на это удивительное ремесло! 

Интересно и то, что около села стоит основа настоящей ветряной мельницы – она расположена около речки Шоры, в чистом поле, что рядом с дорогой на Параньгу.

 

 

Особой достопримечательностью этих мест является курган (холм) Онара, что, примерно, к западу от села. На нём установлен камень народному герою и предку народа мари. По существующим преданиям – Онар вытряхнул из гигантских лаптей песок, и от этого образовался огромный холм!

Таких курганов много по Марийскому краю! Например, знаменитые горы Карман-Курык. А там, где Онар ложился – в ямке от его головы появлялось озеро!

 

 

Как считает профессор Н.Морохин, легенды про Онаров зародились в глубокой древности, когда из этих районов отступал ледник. Этот край покрывала обширная тундра, и тогда люди (предки мари) были настоящими великанами – ведь они были выше деревьев! А ложась на влажную тундровую почву, можно наблюдать как под человеком проваливается мох и выступает вода! Тогда и зародились легенды о древних великанов, которые населяли эту землю!

 

 

Надо отметить, что с кургана Онара прекрасный вид на Шоруньжу и на окрестные деревни! Здесь самые юго-восточные земли Марий Эл, буквально на горизонте Татарстан.

 Возвышенность в селе Шоруньжа ("Унчо"), ка котором расположен памятный камень Онару назывется "Агавайрем курык". Там местные карты совершают священные обряды перед началом посева зерновых. Обряды проходили около маленьких деревьев чуть выше памятника. Также, если поднятся чуть выше на возвышенность, то открывается хороший вид на село Шоруньжа и создается впечатление, что деревня Шлань (которая расположена в 1 км на восточной стороне) соединен с Шоруньжой. Также можно разглядеть и другие деревушки входящие в состав местной администрации: Шурга, Шлань, Сапуньжа, Ямбатор, Паймыр.

 

 

ФОТО КОЧУЮЩИХ – ПОХОД ИЮНЬ-2011 ГОДА.

 

 

Комментарии

брендовое место!

вот на основе этого села  можно начать развитие эко- и этно- туризма в Моркинском районе РМЭ!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.