Село Кокшайск, история Марийского края

 

Команда Кочующие - село кокшайск

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ И  МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

Кокшайск - это селение при впадении рек Большой и Малой Кокшаги в Волгу (Звениговский р-н РМЭ).

Кокшайск (село) на левом берегу реки Большая Кокшага при впадении её в Волгу. Бывшая пристань на Куйбышевском водохранилище. Автодорога Кокшайск-Йошкар-Ола (56 км, трасса Р174), Койкшайск-Новочебоксарск (34 км).

 Кокшайск — первый русский город в марийском крае. Он основан в 1574 году, через двадцать два года после взятия Казани войсками Ивана IV Грозного в 1552 году, день основания отмечается 11 апреля. Одновременно с городом строилась и первая на марийской земле церковь, которая была открыта в 1575 году.

Название "Кокшайск" город получил от названий рек Большой и Малой Кокшаги (мар. — Какшан), между устьями которых он был построен. На западе Кокшайска раскинулись заливные луга, в километре от села впадает в Волгу река Большая Кокшага.

 

                                         (вид на  Кокшайск  с другого берега  Волги)            

 

По границе села и лугов тянется цепь озер с севера: старица Студенец, в полукилометре к югу — Круглое озеро (оно соединяется протокой с устьем Студенца при его впадении в реку Большая Кокшага), Белое озеро и почти исчезнувшее Татарское озеро (название последнего от артели строителей дороги — казанских татар, которые стояли лагерем на берегу озера в 1913 году). При достаточном уровне воды эти озера становятся проточными, и кокшажская вода течет мимо Кремлевой горы, впадая в Кокшайский залив у Барской горы (возвышенные места на территории современного села).

Еще есть Соколиная гора на юго-восточной стороне и на восточной — начало Казачьего бугра (Казачьей горы), который протянулся далее к востоку. Все эти четыре горы — песчаные дюны, заросшие лесом. А Барская гора была западнее, за столетие ветры переместили ее на восток на сто с лишним метров. Рядом с Кокшайском, севернее, проходили Думская дорога, Польная дорога — к деревне Шимшурга. На Березовой гриве у Круглого озера, в затопляемой весной низине, нет сейчас берез — там расположены огороды, а высокий берег за Большой Кокшагой носит название Сосновая грива. Основной берег местами отделен от Волги заливами. Между Волгой и селом тянется Кокшайский остров, длиною равный расположению улиц современного села по берегу. 

                                     (Покровский  храм  в Кокшайске)                            

 

Расположение Кокшайска на берегу Волги и его живописные окрестности привлекали и кинематографистов. Когда снимался фильм "Волга-Волга" (в 30-е годы), группа артистов и работников кино высадилась на конце улицы Почтовой и, любуясь прекрасным видом реки, обсуждала, какой пейзаж должен войти в фильм. В 1933 году известный режиссер М. Донской в окрестностях Кокшайска снимал кинокартину "Песнь о счастье" на материалах жизни марийского народа, где одну из главных ролей — марийской девушки Анук — исполняла Я. Жеймо, прославившаяся в роли Золушки в одноименном художественном фильме. А прообразом главного героя был марийский композитор Я. Эшпай, родившийся в соседней деревне Кокшамары.

 Благодаря удобному расположению вблизи трех рек и чистому сосновому лесу, Кокшайск с начала 70-х годов стал зоной отдыха жителей Йошкар-Олы. В наше время он воспринимается не просто как отдельное село на берегу Волги, а как комплекс дачных поселков, баз отдыха, санаториев, лодочных станций, собственно села, пристани, деревни Семеновка, который протянулся вдоль Волги от устья Большой Кокшаги до устья Малой Кокшаги. Обе реки, впадая в Волгу, огибают длинные песчаные острова с великолепными пляжами и обилием ежевики. Иметь дачу в Кокшайске престижно, это место отдыха жителей трех республик (Марий Эл, Татарстана, Чувашии), здесь отличная инфраструктура, свежий хвойный воздух и масса возможностей для активного отдыха – квадроциклы, яхты, серфинг, снегоходы, лыжи, водные мотоциклы, лодки и катера, парашюты, традиционные грибы, ягоды, рыбалка, баня...

 

                                       Село Кокшайск, история Марийского края                                                          

 

Религиозные центры и памятники

Кокшайск (село) - Покровская церковь, исторический центр села. Храм был построен в 1793 году на средства царевококшайского купца И.Ф. Ганешева. Главный престол был посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы, теплый придел освящен в честь святителя Николая Чудотворца.

Покровская церковь — яркий образец перехода от древнерусских строительных приемов к архитектуре нового времени. XVII и XVIII века образно синтезировались в этой каменной сказке и не перестают удивлять взор красотой.

В середине XIX века священником Покровской церкви был Иван Федорович Спасский, с именем которого связан ряд исторических событий в жизни села. В 1859 году на его средства здесь было открыто первое в нашем крае училище.

16 июля 1869 года село Кокшайск посетил путешествовавший по Волге Цесаревич Александр Александрович — будущий император Александр III, который после осмотра Покровской церкви оставил свой автограф: “ 16 июля 1869 года посетил дом священника Ивана Федоровича Спасского Государь Цесаревич, Государыня Цесаревна и Великий Князь Алексей Александрович”.

В советские времена в здании храма размещался склад Марпотребсоюза. 4 декабря 1992 года в праздник Введения Пресвятой Богородицы в Покровской церкви, в ее теплом приделе, прошла первая служба. 14 октября 1993 года в день 200-летия возведения нового здания Покровской церкви была проведена торжественная служба епископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном.

В конце 90-х годов во дворе церкви построено двухэтажное здание из красного кирпича — гостиный дом для прихожан и металлическая ограда вокруг церкви. Покровская церковь включена в число казачьих церквей волжского казачества, она является архитектурным памятником федерального значения. Настоятель этого храма — отец Алексий (Леонов), работающий с 1999 года, отмечен орденами "За заслуги перед Отечеством" 3-й и 2-й степени.

 

                                         (Крест  на  Волге  -  на праздник  Крещенья)               

 

Легенда о колоколе.

Давным-давно из Кокшайска повезли церковный колокол в Царевококшайск. Довезли колокол на возу до первой грязи (ныне это место от часовенки при въезде в село до железобетонного моста), и без видимой причины он скатился в болото. Как ни пытались поднять — не смогли: веревки рвались. Так и ушел колокол в землю, решив не покидать свой город.

 

Рядом

Липша (деревня, рядом с дер. Иван Беляк) – Часовня (1801), памятник архитектуры.

 

Музеи

Музей истории Кокшайска (Звениговский р-н).

В 1994 году открылся музей истории села. Экспозиция музея состоит из 10 разделов, посвященных археологии, истории, занятиям, быту жителей. В археологическом отделе музея представлены орудия труда, керамика, украшения времен мезолита, неолита, эпохи бронзы, отдельные предметы и клады найдены учениками краеведческой группы Кокшайской средней школы.

Наиболее богатый материал дали раскопки исторической зоны Кокшайска к северу и югу от церкви. Культурный слой древнего города достигает до 3,45 м. В ходе раскопок обнаружены древние постройки, остатки печей, 13 cлоев мостовых. Среди фрагментов керамики есть посуда гжельского облика и фрагменты белоглиняной посуды, посуда такого облика датируется 16-17 веками.

 

                                                     (домик  в  Кокшайске)     

Достопримечательности

В центре села еще сохранились дома традиционной старой постройки.

В Кокшайске имеются памятники археологии, истории.

Утверждена историко-культурная заповедная зона Кокшайска: от Покровской церкви к северу — 130 м, к югу — 260 м, к западу — 160 м, к востоку — 100 м, а также археологические памятники в районе Круглого озера возле улицы Луговой.

Обелиск с именами 50 кокшайцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, стоит на самом возвышенном месте.

Сельское кладбище (центр Кокшайска), могильные памятники объявлены заповедными.

Круглое озеро окружено зеленым лугом. Вода в нем прохладная, потому что на дне льют ключи. Она то голубовато-бледно-зеленая, покрытая рябью, то, в холодную погоду, темно-синяя. Хочется верить, что там живут русалки. Нам с друзьями нравится переплывать его, прыгать с трамплина, который установлен на берегу...(из школьного сочинения).

Памятник пугачевскому восстанию (по трассе). В 1987 году на восточной стороне отрезка дороги Кокшайск-пристань установлен памятный знак о пребывании Е.И. Пугачева в Кокшайске 16 июля 1774 года.

На стене здания современного детского сада установлена мемориальная доска, так как здесь, в бывшем здании начальной школы, в 1927-1931 годах учился Герой Советского Союза М.М. Кологривов. Центральная улица села названа его именем.

 

 

Люди

И.С. Ключников-Палантай (родился в д. Кокшамары) вошел в историю как основоположник марийской профессиональной музыкальной культуры и марийского хорового искусства.

Я.А. Эшпай (д. Кокшамары), музыковед-фольклорист, собрал около 600 марийских песен. Заслуженный деятель искусств МАССР, кандидат искусствоведения.

А.Я. Эшпай (д. Кокшамары), композитор, писал музыку в различных жанрах: симфоническая, камерная, джазовая музыка, лирическая песня. Эшпай – автор песен и музыки к 50 кинофильмам. Мировую известность получили его концерт для оркестра и Пятая «Военная» симфония. Многие песни Эшпая стали советской музыкальной классикой.

В Кокшайске проживает Н.А. Караванов, самодеятельный художник-пейзажист. Его персональные выставки проводились несколько раз в Кокшайске и Йошкар-Оле.

 

 

НАЗВАНИЕ:

1. Древнемарийское родо-племенное объединение Кокша выделилось из недр финно-пермской общности в эпоху седой древности. Онома Кокша является общей, сходной для финно-пермских языков. В архаические времена племя Кокша обитало в бассейнах рек Большая и Малая Кокшеньга, что на территории нынешних Архангельской и Вологодской областей. Не случайно то обстоятельство, что реки названы так по месторасположению, местожительству финно-пермяцкого племени Кокша.

В последующие эпохи племя переселилось в Волго-Вятский край. Здесь оно освоило новые земли в регионах рек Большая и Малая Кокшага, напоминавших прежние времена, отчего и реки эти получили те же наименования. В эпоху средневековья укрепленным центром, столицей этого древнемарийского племени, был город Кокшаров, который был разгромлен новгородскими разбойниками. К номену Кокша восходят названия городов Царевококшайск, но их современное восприятие ассоциируется с названием реки Кокшага, возле которой они воздвигнуты.

 

                                                           (зимой  в  Кокшайске)          

 

2. В первые годы своего существования в разрядных книгах Кокшайск назван "город Кокшага", "Кокшажский город", "новый город в Кокшажском". Марийское название этого города: Какшанла, (Какшан + ла от "ола"). С 1793 года, после постройки нового каменного здания Покровской церкви, село получило название Покровское, затем "село Покровское Кокшайское тож" и "Кокшайск Покровское тож", последнее название встречается в документах до 60-х годов XIX века.

Название "Кокшайск" город получил от названий рек Большой и Малой Кокшаги (марийское название — Какшан), между устьями которых он был построен. Профессор А.Н. Куклин считает, что Кокша означает "с корягами", а гидроним га — "река". Таким образом, название села Кокшайск переводится как "находящийся на реке Кокшаге", и поэтому первоначальное название было Кокшажск, затем из-за трудности произношения название превратилось в Кокшайск.

 

 

АРХЕОЛОГИЯ:

Первые раскопки проведены краеведом В.И.Кротовым в 1904 году, а систематические исследования - с 1974 года студентами Марийского Государственного университета под руководством академика В.С.Патрушева. Отдельные предметы и клады были найдены учениками краеведческой группы Кокшайской средней школы. Богатые находки послужили основой для создания музея Кокшайска.

В археологическом отделе музея представлены орудия труда, керамика, украшения времен мезолита, неолита, эпохи бронзы.

В Кокшайске и окрестностях открыто несколько памятников эпохи мезолита. Поселения этого времени выделяются от более поздних небольшим количеством жилищных впадин, отсутствием керамики, наличием микролитических отщепов.

В самом Кокшайске и в устьевых районах реки Большой Кокшаги обнаружено несколько поселений раннего периода эпохи бронзы. В 1974 году открыта 4-ая Кокшайская стоянка. Памятник содержит 2 слоя-волосовский и позднеприказанский. В результате раскопок обнаружено жилище в виде землянки с деревянными стенами размером 9,6х6,4м. Оно имело прямоугольные очертания с округлыми углами, в нем крытые переходы, соединяющие его с другими жилищами. Были найдены предметы быта: кремниевые скребки, глиняные сосуды, остатки медного шила, обломки троечников из кварцита. Это памятник  волосовской культуры. Из местных племен первыми металлическими изделиями стали пользоваться волосовцы,  на рубеже 2-3 тысячелетий до н.э. перешли к бронзе, а к началу 2-ой четверти 1 тысячелетия до н.э.  население края вступило в эпоху раннего железа.

Значительное число поселений относится к эпохе развитой бронзы. Найдены памятники приказанского облика (приказанское население пришло из Прикамья). Жилище этого типа наземное, прямоугольной формы, столбы поддерживали горизонтально положенные бревна, внутри оно разделено на отдельные комнаты. Здесь обнаружены скопления фрагментов сосудов, многие содержат псевдосетчатые отпечатки. Большая часть сосудов в качестве примеси к глиняному тесту содержит дресву, кварцит,  толченые раковины. Разнообразна их орнаментация. По многочисленным фрагментам керамики и орудиям труда Кокшайские жилища датируются концом 2-началом 1 тысячелетия до н.э.

Многие памятники дали смешанные комплексы приказанской керамики и посуды с "текстильными" отпечатками на поверхности. Если приказанское население-это предки пермских народов Приуралья, то племена с "текстильной" керамикой относятся к финно-язычной общности.

В 11-8 веках до н.э. возникает ахмыловская культура, на базе которой формируется общность волжских племен финнов, сохранившаяся до 1 тысячелетия н.э. С этого времени складывается древнемарийская  культура.

 

                                                     Село Кокшайск, история Марийского края

 

Наиболее богатый материал дали раскопки Кокшайска, первого русского города в Марийском крае. Они проводились в исторической зоне поселения к северу и югу от церкви. Культурный слой древнего города достигает до 3-х метров 45-и сантиметров. В ходе раскопок обнаружены древние постройки остатки печей, 13  cлоев мостовых, среди вещевого инвентаря основное число составляют обломки посуды. Среди фрагментов керамики есть посуда гжельского облика и фрагменты белоглиняной посуды. Посуда такого облика датируется концом 16-первой половиной 17века, следовательно можно говорить о наличии культурного слоя до времени появления древнего города. Это древнейшие слои времени возникновения города. Cреди находок обнаружены многочисленные орудия труда, фрагменты обуви, одежды и т.п.

В раскопках в разных местах исторической зоны найдены древние погребения. В устьевых районах (на Сосновой гриве)есть обширный марийский могильник 17-18 веков. В ходе раскопок поселений были обнаружены несколько десятков погребений, в могилах примитивные гробовницы, состоящие из боковых горбылей и досок на концах. Погребенных сопровождали богатые украшения, орудия труда, металлическая и глиняная посуда.

С присоединением Марийского края к Российскому государству во 2-й половине 16 века царское правительство приступило к организации управления местным населением. В 1574 году на территории Марийского края построен первый русский город Кокшайск(это произошло через 22 года после взятия Казани Иваном IY),так как появляется необходимость подавления марийцев,не желаю- щих входить в состав русского государства. В уставной грамоте Ивана Ш говорится, что в 1574 году"послал царь воевод ставити нового Кокшажского города...Город делали Василей Власьев да Офанасей Есипов. тое весну город Кокшагу поставили...Это был город-крепость, который не имел посада. В переписи I647 года значится, что в посаде в Кокшайском городе нет ни одного человека , а в крепости проживали стрельцы ,казаки , дворяне, дети боярские, приказные служители.В1724 году в Кокшайске числится 70 дворов.

В1765 году он отнесен к разряду сельских поселений и село Кокшайское вошло в состав Царевококшайского уезда Казанской губернии. Один из документов указывает, что в какое-то время здесь был магистрат, таможня, крепостная и кабацкая контора, церкви, а в 1685 и 1727 годах Кокшайск сильно пострадал от пожаров.

 

  

ИСТОРИЧЕСКИЕ  СОБЫТИЯ

 Жители Кокшайского уезда, недовольные непосильными поборами, в годы восстаний были участниками народных волнений под предводительством Болотникова, Разина, Пугачева. После разгрома регулярными царскими войсками повстанцев под Казанью, Пугачев с остатком верных ему казаков бежал в марийские леса и вышел к Волге в Кокшайске. Об этих событиях в Кокшайске в своей "Истории Пугачёва" писал А.С.Пушкин. 16 июля 1774 года он переправился через Волгу и двинулся в южном направлении.

 

               (камень в память  о  пребывании здесь  Е.Пугачёва)                                                         

 

По преданию, передававшемуся из уст в уста, известно, что Пугачёв был встречен с иконой жителями и хлебом-солью,  после чего посетил церковь и дом священника. Покровская церковь, существующая ныне, построена в 1774 году на средства царевококшайска купца И.О.Ганешина. Деревянная колокольня постройки в начале XX века была замена на каменную. Ее строила санчурская артель, подрядчиком был Суслов.

Церковь двухпрестольная, главный придел освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, а боковой - в честь Святителя Николая Чудотворца. Храм имеет большую культурно-историческую ценность, он включен в реестр архитектурных памятников федерального значения на территории Марийского края.

Как и Пугачев,16 июля, но 1869 года, церковь в Кокшайске посетил вместе со своей семьей будущий российский император Александр III, Он был встречен колокольным звоном, после внес в церковную кружку 100 рублей для открытия училища в селе Кокшайске. После чаепития в доме священника оставил собственноручную записку. Священник Спасский в том же году открыл училище в своем доме и учил детей.

 

                                     (священник  Спасский с  детьми  - местная  школа)                    

 

Через год оно получило официальный статус. В 1889 году построено специальное школьное здание, и в присутствии Казанского губернатора и других чиновников после молебна в Покровской церкви торжественно открылось Кокшайское имени императора Александра III народное начальное училище.

При нем был столярный класс, куда за казенный счет направлялись учащиеся отдельных волостей Царевококшайского уезда. После революции 1917 года училище стало именоваться начальной школой, в 1957 - построено новое здание. Школа реорганизована в семилетнюю, восьмилетнюю,  а с 1973 года - в среднюю,  через 15 лет переселившуюся в новое типовое трехэтажное здание. В 30-е годы 20-го века церковь была закрыта, колокола и кресты сброшены, вынесены иконы, одна была расстреляна. Благодаря местным жителям некоторые сохранились и возвращены в храм, здесь же находится и пострадавшая икона. Церковь отреставрирована и вновь открылась в декабре 1992 года. Храм, 200-летие которого отмечалось через год после этого события, работает и в будни, и в праздники. Активное участие в проведении службы принимают учащиеся Кокшайской средней школы.

 

                                                          Село Кокшайск, история Марийского края

 

ЛЕСОСПЛАВ ПО РЕКАМ

Занятия людей на рубеже 3 и 2 тысячелетия до нашей эры на территории края появляются племена, основным занятием которых становится скотоводство и земледелие. Так же занимались охотой и рыболовством. Позже появилось новое занятие человека - ремесло. Развивалась обработка древесины, коры, кожи, шерсти, конопли. Жители села занимались рубкой и сплавкой леса, так как Кокшайск расположен на главной водной магистрали России - Волге, недалеко от устьев двух ее притоков: Большой и Малой Кокшаги. Обе эти реки были издавна сплавными. Сплав проводился плотовым и молевым способом, без управления, т.е. самосплавом. Пароходами по Волге отправляли в сезон до 5000 плотов по 100 кубометров каждый. Плотовой сплав по притокам Волги продолжался по большой воде весной только 10 - 14 дней. Молевой сплав - бревна плывут по течению до сплавной гавани. Он начинался с убылью воды и тянулся до осени, до октября месяца. Каждая река имеет свои особенности для сплава. По реке Большой Кокшаге с давних пор сплавляли лес в Кокшагских плотах. Это были крепкие плоты Кокшагского типа по 70 - 75 кубометров древесины и при быстром течении реки Кокшаги не разбивались. Они уникальны.

 

                                                      (вид  с  Волги  на  село  Кокшайск)     

 Село КОКШАЙСК (город КОКШАГА, КОКШАЖСКИИ ГОРОД, КАКШАНЛА, село ПОКРОВСКОЙ или КОКТПАЙСКОЕ) – ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 Обстоятельства, связанные с основанием города Кокшайска, таковы: шла вторая черемисская война 1571 — 1574 годов (первая черемисская война была в 1553-1557 годах), это движение недавно завоеванного народа было направлено против царских властей, их феодально-крепостнической и национально-колониальной политики. В октябре 1573 года царь Иван Грозный решил направить против мятежных "казанских черемис луговых и нагорных" 5 полков. Повстанцы, узнав о выступлении против них огромного войска, послали в конце 1573 года в город Муром к воеводе Милославскому челобитную с просьбой не винить их и с обещанием более "не бунтовать", исправно нести воинскую службу и платить ясак. Иван IV распорядился выдать всем волостям Казанской земли царские жалованные уставные грамоты. В одной из таких грамот, датируемой 9 февраля 1574 года, в частности, говорится о намерении правительства Ивана IV строить новые города-крепости и "насадить их русскими людьми" с тем, чтобы "укрепить все царство Казанское": "...и городы, и остроги... ставити".

 

В ходе реализации этого царского намерения весной 1574 года на левом берегу Волги, между устьями рек Большая Кокшага и Малая Кокшага, был поставлен город-крепость, названный Кокшажским городом или Кокшайском. В "Разрядной книге 1475-1598 годов" сделана следующая запись: "Того же лета (1574 года) посылал государь-царь и великий князь воевод ставить нового Кокшажского города. И были воеводы князь Андрей Дмитриевич Палецкой да Яков Наумов для береженья. А город делали Василий Власьев да Афанасий Есипов. И тое весны город Кокшагу поставили. И царь и великий князь велел в Кокшажском городе годовати воеводе князю Андрею Палецкому да Якову Наумову".

Таким образом, первым воеводой города Кокшайска был князь Андрей Дмитриевич Палецкой. В последующем, до конца XVI века, воеводами здесь были Василий Борисович Сабуров, Иван Федоров сын Елизаров, князь Иван Васильевич Гагин-Великого, князь Василий Буйносов-Ростовский, Василий Петров сын Головин, Ми-кита Петров сын Головин.

С основанием города кокшайский воевода подчинялся приказу Казанского дворца, одному из центральных правительственных учреждений, ведавшему территорией бывших Казанского и Астраханского ханств, присоединенных в 1552 и 1556 годах к России. К городу был приписан уезд с марийским и чувашским населением.

 

Кокшайск не имел посада и состоял по существу из одной крепости. В состоящем из деревянных рубленых стен, башен с въездными воротами, рвов и валов городе располагался военный гарнизон. Большинство его составляли стрельцы. Кокшайские стрельцы в XVII веке привлекались к службе в "дальних местах" — на Дону, в Царицыне, Астрахани, Черном Яру — для защиты южных рубежей России от частых набегов крымских татар, ногайцев, калмыков. В 1631 году, например, при воеводе В.А. Унковском на годовой службе находилось на Черном Яру детей боярских — 5 чел., да "на Саратове 10 чел. стрельцов, да для острожного дела детей боярских — 3 чел., да стрельцов — 10 чел.". Они привлекались и к участию в военных действиях на западных рубежах Русского государства. Например, в 1615 году воевать с поляками и литовцами из Кокшайска ушли с головою С. Мертвым тарханов 5 человек да "с земли" чувашей и марийцев — 104 человека.

Кокшайск в течение почти 190 лет был административным центром уезда, состоявшего из двух волостей: левобережной Чемуршинской, населенной марийцами, и правобережной Сундырской (с. Сундырь — ныне Марпосад), в которой проживали чуваши, а с 1719 года еще и третьей — Закокшайской.

Для управления городом, а также уездом назначались воеводы, являющиеся начальниками гарнизона и наделенные широкими полномочиями: административными, военными, финансовыми, судебными, полицейскими. Об этом можно судить по наказу царя Михаила Федоровича кокшайскому воеводе А. П. Суровцеву в 1645 году. В этом наказе нашли отражение основные принципы царской политики по отношению к марийцам в XVII веке. Воевода должен был следить, чтобы не нарушалась государственная монополия на водку — "опричь государева кабака кормчего питья ни у кого не было", запретить торговлю табаком, а за нарушение наказывать. И русским служилым, и татарам, и марийцам насильства никакого не чинить, взяток и подарков ни от кого и ни от чего не брать, ко всяким людям "держати ласку, и привет, и береженье", чтобы они "в Кокшайске измены не завели и никакого дурна не учинили". Тайно выпытывать об измене, виновных в ней сурово наказывать, писать об этом государю, чтобы приставы и толмачи из корысти для себя на марийцев об измене дел напрасных не заводили. Чтобы проезжие и прохожие никакие люди безъявочно не жили, новоприбылых  ясашных людей выискивать и высылать "на старые их ясаки с крепким приставы на их подводах". Чтобы в Кокшайском уезде у татар и у марийцев "никакого вогненного бою, и пороху, и свинцу, и кузнечные, и бронные и никакие серебряные снасти не было". А главное — "государю во всем искать прибыль и ничем государевым не корыстоваться". В наказе имеются и другие поручения, в том числе и касающиеся пожарной безопасности: "В Кокшайском в летнюю пору учинить заказ крепкой, чтоб в уезде и в остроге и на посаде изб и бань не топили, а на хоромах бы во все лето николи без воды не было; чтоб на посаде и в уезде всякое строение было впредь стоятельно и крепко". Там же добавлено: для выпечки хлеба иметь специальную постройку в отдалении от домов. В XVII веке жители Кокшайска имели повинность поставлять рыбу, а также поставлять соколов царскому двору. Этим можно объяснить происхождение названий Соколиная гора в Кокшайске и Сокольня — выше по берегу на 2 км от села.

 

                                                      (большое  половодье  в Кокшайске)    

 

В годы смуты начала XVII века отряд восставших был разбит царскими войсками 1 января 1609 года, среди потерпевших поражение были и люди из Кокшайского уезда — чуваши и марийцы. В 1609 году в Кокшайске и Шемурше стоял отряд восставших марийцев в 700 человек под командой сотника Ветлужской волости Аникея Кошакова. Был разработан план соединения с другими отрядами в Царевококшайском уезде для наступления на вятскую сторону.

 В 1634 году, 9 августа, в окрестностях Кокшайска побывал немецкий ученый-энциклопедист Адам Олеарий. Он во время своего путешествия в Персию (Иран) спускался по Волге на парусном судне. Путешественник писал, что от острова Казина и ниже до Кокшайска "Волга на протяжении нескольких миль везде мелка, так что едва перешли через мели..."

 

                                                (недействующая  пристань в  Кокшайске)           

 

Усиление феодально-крепостнического гнета вызвало со стороны крестьянства различные формы сопротивления. Восстание под руководством СТ. Разина на Волге было поддержано и чувашским, и марийским, и русским населением. Восстанием были охвачены уезды большого района Среднего Поволжья. Из осаждавших Цивильск выделился небольшой отряд, который направлялся в район Сундыря — Кокшайска. Кокшайский воевода П. Кушников распорядился, чтобы русские крестьяне Сундыря отправились "в осад" для защиты. Но крестьяне отказались выполнить это распоряжение и примкнули к восставшим. Более того, они "прельстили" марийцев, чувашей и русских людей ряда волостей уезда сделать то же самое. Митрополичьи крестьяне села Сундырь, восставшие чуваши и марийцы подошли к Кокшайску, окружили его и держали в осаде в течение трех недель в октябре 1670 года. Руководили осадой старшина Василий Щепин и атаман Филипп Белогуз со товарищи. Но подошедший из Казани отряд царских войск, возглавляемый М. Бараковым, освободил Кокшайск от осады, рассеял повстанцев.

 

В 1685 году пожар в Кокшайске уничтожил значительную часть жилых домов и административных зданий — "присутственных мест".

 Указом царя Петра 1 в 1709 году в России было учреждено 8 губерний. Этим указом город Кокшайск в качестве административного центра уезда включен в состав Казанской губернии.

 

С 1719 по 1765 годы Кокшайск с уездом входил в состав Свияжской провинции Казанской губернии с волостями Чемуршинская, Закокшайская, Сундырская. Расстояние до центра провинции от Кокшайска было 50 верст. К этой провинции с 1765 по 1779-1782 годы он относился уже как село Царевококшайского уезда.

 В 1727 году обер-секретарь сената П.К. Кирилов составил первое экономико-географическое и статистическое описание России, содержащее сведения и о Кокшайске: "Город Кокшайск прежде был деревянный, рубленый, но в 7193 (то есть в 1685) году сгорел, и ныне токмо одни рогатки. Стоит этот город на горе при реке Волге на Ногайской (левобережной) стороне меж устья Кокшаги реки, которая течение имеет из черных лесов. В том городе соборная церковь одна да приходских три, в уезде — две. Итого шесть. Таможня. Кабацкая контора. В них бургомистр и целовальники. Магистрат, в котором бургомистр — 1, ратман — 1, крепостная контора, в ней писец — 1". Город только отстроился, и в 1747 году случился новый большой пожар, уничтоживший почти все постройки.

 

Другое описание Кокшайска было составлено в 1763-1765 годах подполковником А.И. Свечиным: "Сей город был деревянный немалой величины, но от случившегося в 1747 году пожару как оный город, так и жительские домы, погорели. Купечества никакова нет, а живут разночинцы... Сей город стоит весьма в нужном месте для защишения от разбойничьих партиев, ибо в сих лесах удобнейшее для оных людей место, но сожалительно о том, что никакого бережения оному нет. И пильных мельниц не заведено, почему и доски делаются топорными. Одна церковь деревянная. Обыватели жительствуют: разночинцы, отставные солдаты и бывшие приказные служители, ясашные приписанные к волостям крестьяне, а всего 35 дворов".

По сведениям А.И. Свечина, в городе "живут разночинцы, коих 757 душ, строение ветхое, место низкое и песчаное, виду нехорошего и скучного, лихорадки почти непрерывно продолжающие, в весеннее время кругом оного водой окружает и продолжается июня до половины, а иногда и до конца оного месяца бывает. В уезде чуваш и черемис новокрещеных, тако ж помещичьих 3400 душ".

 В течение почти 190 лет (с 1574 по 1765 годы) Кокшайск был известен как город и административный центр уезда. Последнюю страницу в его истории закрыла Екатерина II, которая 11 октября 1764 года издала именной указ, предписывающий губернаторам объединять уезды с населением до 10000 душ в один уезд с населением до 30000 человек.

Какой из них сократить, должен был решать казанский губернатор А.Н. Квашнин-Самарин. Он упразднил Кокшайский уезд, а его воеводу Евграфа Галафеева назначил воеводой укрупненного уезда в Царевококшайске своим указом от 3 февраля 1765 года. Казанский губернатор так объяснил свое решение: "А город Кокшайск уничтожить и в нем никакого правительства не определять", потому что "в нем никакого знатного государственного збора и купечества ни одной души не имееца. Хотя же состоит окладной кабацкий сбор до 500 рублей, но та винная главная продажа состоит не в городе, а того же уезда в селе Сундырь. К тому же в том городе жители, положенные в подушной оклад, находятся только 69 душ". Указ Екатерины II "О составлении Казанской губернии" появился лишь через 16 лет, 28 сентября 1781 года. Он утвердил упомянутое выше решение казанского губернатора. Так Кокшайск был исключен из штата городов, воеводская канцелярия в нем была уничтожена, территория вошла в состав Царевококшайского уезда. Последний кокшайский воевода Е. Галафеев стал управителем-воеводой Царевококшайского уезда и его города.

По-видимому, к этому времени относится легенда о колоколе, рассказанная Т.В. Кораблевой (1869-1953 годы) своей внучке М.М. Ивановой (ныне Никитиной).

Когда из Кокшайска повезли церковный колокол в Царевококшайск, он "не захотел" отправляться туда. Довезли колокол на возу до первой грязи (ныне это место от часовенки при въезде в село до железобетонного моста), и без видимой причины он скатился в болото. Как ни пытались поднять — не смогли: веревки рвались. Так и ушел колокол в землю, решив не покидать свой город.

 

Заметим, что в ряде документов конца 60-70-х годов XVIII века Кокшайск по традиции продолжал называться городом. В частности, он именуется городом в источниках времен пребывания Е. Пугачева летом 1774 года в Кокшайске и его окрестностях.

Жители Кокшайска — разночинцы, служилые люди — с 1765 года стали называться отставными: отставной солдат, отставной канцелярист, недалеко то время, когда их вовсе запишут в крестьянское сословие, — отмечает один из источников.

 В 1764 году академик И. Фальк в записках о своем путешествии дал описание Кокшайска. "Кокшайск стоит на левом берегу Волги между устьями Малой и Большой Кокшаги, в 85 верстах от Казани. В нем имеется одна церковь, а по метрическим книгам 1763 года считалось 145 дворов: в них греческого вероисповедания 48 душ мужского и 56 душ женского пола, и 769 крещеных черемис".

13 октября 1767 года было составлено географическое описание Кокшайска. "В Кокшайске имелась деревянная церковь, дворы бывшей воеводской канцелярии и последнего воеводы, 4 двора канцелярских служителей, двор священника, 30 дворов разночинцев-солдат и бывших ясачных крестьян. Всего 35 дворов деревянных".

 

16 июля 1774 года вошел Емельян Пугачев в Кокшайск, разжалованный в село, в котором уже не было ни гарнизона, ни канцелярии, где "ограждения и валу" никакого не было.

Потерпев поражение от царских войск под Казанью в боях 13 и 15 июля 1774 года, Е.И. Пугачев с остатками своего отряда ушел в марийские леса и, переночевав на Кленовой горе, двинулся к Кокшайску. Пополудни в четвертом часу в село вошел авангард войска Пугачева в 60 человек на конях. Человек 15 конных казаков, перехватив выехавшего из села кокшайского попа Данила Кирилова, вернули его обратно и заставили встретить Пугачева с крестами. Поп, надев священническую одежду и взяв крест, вышел и встал у церкви. А граждане встали с хлебом и солью и ждали "царя Петра III", под именем которого выступал Пугачев.

Отставному солдату Д. Кораблеву старший из казаков, "дежур-майор", вручил "царский указ" — приготовить через Волгу перевоз. Д. Кораблев переправился в село Сундырь, ознакомил людей с указом "царя". Но все лодки были затоплены по приказу прибывших из Свияжска сержанта и копеиста. Возвратившись в Кокшайск, Кораблев застал многочисленную толпу,  переправляющуюся через Волгу вплавь. Кораблев отдал "царский" указ тому же "дежур-майору". В четыре часа пополудни прибыл Пугачев, который, не прикладываясь ко кресту, проехал мимо к Волге, к перевозу, находившемуся от села с версту. После того вошел он в церковь, а из нее в дом священника.

Вечером и ночью Пугачев переправился со своим отрядом на правый берег.

А.С. Пушкин в своей книге "История Пугачева" писал об этом: "...Пугачев устремился к Волге, на Кокшайский перевоз, и в числе пятисот человек лучшего своего войска переправился на другую сторону".

Пребывание Пугачева в Кокшайске — памятное событие для села.

"Сего 1774 года, июля 16 числа государственный злодей Пугачев, ехав с толпою своею через город Кокшайск, в соборной церкви он сам, Пугачев, и люди его шайки никто не бывали и никакова злодейства и богохуления не чинили... Сего июля 16 дня имел через реку Волгу переправу... с немалою партиею в Нагорную сторону вплавь на лошадях, а другие — сплотя дранье и лес..." Так говорится в показаниях местных жителей во время их допроса в июле-сентябре 1774 года.

На допросе в Секретной комиссии кокшайский священник Д. Кирилов показал, что его заставили встретить Пугачева "со крестом" под угрозой казни.

За встречу Е. Пугачева "со крестом" священник Д. Кирилов был лишен сана на один год. А отставной солдат Д. Кораблев, которого пугачевцы посылали в село Сундырь с "указом царя" о подготовке переправы, был осужден Секретной комиссией к наказанию кнутом и ссылке на вечные работы. В документах этого же года упомянута еще одна фамилия — кокшайца В. Казанцева, отставного канцеляриста. Ему поручалась расстановка пикетов на правом берегу Волги с целью наблюдения за передвижением отставших пугачевцев и их поимки.

 

К 1793-1797 годам относится следующее описание: "Село Покровское Кокшайское тож... ясашные крестьяне... промысел имеют постоялым двором от проезжающих разного звания людей и большей частью нанимаются для препровождения барж по реке Волге в разные места".

В 1793 году в Кокшайске на средства царевококшайского купца И. Ганешина построена каменная Покровская церковь с приделом во имя святого Николая Чудотворца.

 12-13 июня 1797 года во время возвращения из сибирской ссылки проплывал по Волге А. Радищев и дал описание Кокшайска: "...В правой, луговой стороне видели Кокшайск... У Кокшайска выходит к Волге бор..."

 Служители Кокшайской церкви за сто лет с 1740 года до 1842 года добились больших успехов в крещении иноверцев. В этом году ее причт состоял из 4 священнослужителей, а в приходе было 1540 человек новокрещен, кроме русских.

В 1862 году в Кокшайске формировалось 60 плотов и грузилось 5 судов на сумму 159116 рублей, "из коих лесные плоты оценены в 67332 рубля, на суда гружено дегтя и смолы 26318 пудов на 9562 рубля, дров на 30396 рублей, бревен, тесу и брусьев на 19880 рублей".

 

16 июля 1869 года ознаменовано пребыванием в Кокшайске цесаревича (наследника престола) Александра Александровича, будущего императора Александра III, во время путешествия по Волге. Будущий император с супругой и сыном, помолившись в церкви, оказали следующие милости: пожертвовали в храм 100 рублей, крестьянам на уплату податей подарили столько же рублей, удостоили посещением дом местного священника, отца И. Спасского, сделали подарок жене его Александре Гавриловне и детям. Цесаревич оставил собственноручную записку о пребывании в Кокшайске: "16 июля 1869 года посетили дом священника Ивана Федоровича Спасского государь цесаревич, государыня цесаревна и великий князь Алексей Александрович". Этому событию в истории села посвящен иллюстрированный очерк инспектора народных училищ В. Люстрицкого "Цесаревич Александр Александрович в селе Кокшайске в 1869 году", изданный в 1901 году в Санкт-Петербурге.

 В 1892 году в Кокшайске проживали 260 душ государственных крестьян, в том числе 120 мужчин и 140 женщин. "Земли в общинном пользовании села Кокшайска состоят: луговой — 199 десятин, огородной — 20 десятин, усадебной — 16, под лесом — 79 и неудобной — 433,1 десятины, а всего — 747,1 десятины. Неудобство местоположения села Кокшайска для жителей заключается в том, что нет пахотной земли, и в большой разлив реки Волги некоторые улицы затопляются талою водою. Главное занятие жителей — рубка, пилка и возка дров по найму лесопромышленников — доставляет им значительные заработки; затем им дают средства рыболовство и огородничество..." Большие разливы в XIX веке были в 1828, 1844, 1846, 1853, 1854 и 1887 годах.

В 1895 году сведения о Кокшайске включены в "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (том 15 "а"). В 1898 году в селе построено новое здание училища, при котором организован ремесленный класс. Здание было построено в память о пребывании в Кокшайске в 1869 году императора Александра III. Школа стала носить название "Кокшайское имени императора Александра III земское народное начальное училище".

В 1904 году в Кокшайске было 53 двора, в которых проживал 321 человек (153 мужчины, 168 женщин). Тогда же Кокшайск был передан от Большешигаковской волости Царевококшайского уезда в состав Посадско-Сотниковской волости Чебоксарского уезда.

 

В этом же году казанский геолог П. Кротов открыл кокшайскую стоянку эпохи камня, произвел на Барской горе раскопки и в следующем году опубликовал статью о полученных результатах.

По сведениям П.А. и А.И. Кораблевых, в 1905-1906 годах была разобрана деревянная колокольня и возведена новая каменная. Кирпич для строительства возили из Марпосада на санях прихожане. Строили вятские мастера подрядчика Суслова из Санчурска.

 

На первую мировую войну, начавшуюся в 1914 году, из Кокшайска было взято в армию немало мужчин, в том числе и неженатых, многие из них погибли. В августе 1915 года в Кокшайске готовились к приему большой партии беженцев. Для них были оборудованы фельдшерский и питательный пункты. При содействии местного священника население встречало беженцев. Отсюда их отправляли группами по 25-30 человек в Царевококшайск, Таир, Студеную. В Кокшайске осталось несколько семей беженцев, но Кокшайская община их не приняла в свой состав: иначе пришлось бы делиться с ними площадью земли — лугов и леса. Приезжие поселились на берегу озера ниже села возле Соколиной горы. После войны они уехали, осталась только одна семья Кологривовых.

Кокшайцы, не мобилизованные на войну, по-прежнему занимались традиционными видами занятий: рубкой, вывозкой, сплоткой и сплавом леса.

Учебная мастерская при Кокшайском начальном народном училище имени императора Александра III стала выпускать новую продукцию — ящики для снарядов.

 

В 1917 году в Кокшайске не стоял вопрос смены власти — ее в селе не было. Все решалось в Посадско-Сотниковской волости в Марпосаде и в уездном городе Чебоксары. Когда началась гражданская война, ее дороги пролегали и через Кокшайск. 29 июня 1918 года через Кокшайск в Казань проследовала Марийская добровольческая рота (в количестве 111 человек) во главе с командиром А.С. Захаровым для помощи Красной Армии в борьбе с белочехами.

 

В конце августа 1918 года в Кокшайске высадились 1-й Латышский и 1-й Нижегородский рабочий полки, направлявшиеся в Царевококшайск для восстановления советской власти. По словам старожилов П.А. Кораблева (1898 г.р.) и Н.П. Лебедевой (1903-2003), 1-й Латышский полк после высадки с парохода был расквартирован в домах сельчан. У П.А. Кораблева был "полон двор кавалерийских лошадей", у военных были и трехдюймовые пушки.

 

1921 год запомнился кокшайцам своим сухим летом и большими пожарами. Лес горел в Кораке, за Таиром, на Пучине. Горели болота. На тушение пожаров были мобилизованы жители села.

В начале 20-х годов оживилась работа в лесу и на сплаве древесины. У новой власти — новый метод управления. По словам старожилов, "стали привлекать вообще население, не имеющее отношения к сплаву, к ликвидации заторов плотов и моли (бревен) на Кокшаге, к сбору оставшихся на берегу бревен от молевого сплава. Особенно часто привлекалась к авральным работам молодежь и девчонки 18 лет — катать бревна".

 

 

В 30-е годы с Покровской церкви села Кокшайска кресты и купола были сняты, иконы сожжены, священник о. Валентин Троицкий был арестован. Он умер в заключении.

В 1948 году бывшие прихожане собрали 706 подписей с просьбой открыть церковь. Весь ремонт они обещали взять на себя, но не были услышаны.

 

 

После вероломного нападения фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года вся жизнь в стране подчинялась нуждам военного времени. Вот что рассказал о его первых месяцах А.Ф. Михайлов: "Начало Великой Отечественной войны я встретил в должности парторга обкома Большекокшагского леспромхоза. Продолжалась наша основная работа по заготовке и сплаву леса, но дисциплина стала строже, законом разрешалось привлекать к ежедневным сверхурочным работам от 1 до 3-х часов. Я как политрук запаса Звениговского райвоенкомата с сентября 1941 года был назначен еще и комиссаром призывного учебного пункта Кокшайского сельсовета. Осенью 1941 года получил еще поручение: был назначен комиссаром строительного батальона Кокшайского участка от устья р. Б. Кокшаги до устья р. М. Кокшаги по строительству оборонительных сооружений на левом берегу Волги. Руководили работами военные инженеры. В Кокшайском батальоне было 600 человек мобилизованных мужчин и женщин из северо-восточных районов Марийской АССР. Была на мне еще должность комиссара истребительного батальона при Болылекокшагском леспромхозе. На 5 участках ЛПХ — отдельные взводы с комвзводами, на больших участках — роты с комротами. Истребительные батальоны были созданы по решению райкома партии, райисполкома и райвоенкомата для уничтожения парашютистов противника. Оружие: 10 трехлинейных винтовок, 30 берданок у своих охранников, охотничьи ружья — всего около 70, пистолеты — у командира батальона Ф.С. Гайдова, директора леспромхоза, и у меня. На мне лежали также обязанности ответственного по сбору теплых вещей для бойцов Красной Армии, ответственного за радиослушание (личные радиоприемники у хозяев и учреждений были реквизированы). К приемнику радиосети никого, кроме ответственного, не допускали. В Кокшайской радиосети было оставлено 5 радиоточек.

С начала войны проводились воскресники по сбору аварийных дров от молевого сплава для семей воинов-фронтовиков. Собрали 500 кубометров дров, большую часть доставили в семьи на телегах и санях".

Ударно работали лесозаготовители и сплавщики над выполнением плана. Кроме этого, в помещении сушилки лесхоза и в жилом доме N 16 по Школьной улице (ныне Заводская) изготавливали для армии снегоступы, кольца к лыжным палкам. Работали в основном подростки. Что ни день, то больше уходило на фронт лесорубов. На заготовку леса отправлялись женщины и подростки.

В условиях войны в связи с временной оккупацией Донбасса и Московского угольного бассейна, резким сокращением поступления нефти из Баку значение дров возросло. Перед лесозаготовителями республики была поставлена задача по обеспечению дровами нужд железнодорожного и водного транспорта.

В годы войны из Кокшайска в армию был призван 101 человек. Кокшайцы наравне со всем советским народом в годы войны жертвовали в фонд обороны деньги, вносили рубли по подписке на заем, приобретали билеты денежно-вещевой лотереи, собирали средства на строительство танковых колонн и самолетов, вязали теплые носки и рукавицы для фронтовиков. За проявленный героизм на фронтах Великой Отечественной войны многие среди кокшайцев были отмечены правительственными наградами. Уроженец села морской летчик-истребитель М.М. Кологривов (1919-1964) удостоен звания Героя Советского Союза 5 ноября 1944 года. Воевал он с первого дня войны — с 22 июня 1941 года. Гвардии капитан М.М. Кологривов к середине июня 1944 года совершил 538 боевых вылетов, в 64 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 1 самолет противника. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию, с 1957 года — подполковник запаса, жил в Одессе. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Красной Звезды, медалями. Его именем названа центральная улица Кокшайска.

На защиту Родины были мобилизованы все мужчины призывного возраста, годные к службе, а также женщины. Ушла добровольно в армию В.Н. Казанцева (в замужестве после войны — Неелова) и на Северном флоте служила связисткой. Боевой путь Г.Н. Никитиной (после войны — Шестерякова), зенитчицы бронепоезда, проходил не только по нашей стране, но и в Польше. Начальник полевого госпиталя Ф.С. Просвирнина дошла до Берлина и расписалась на стене рейхстага. Была военфельдшером О.С. Семенова. Участвовали в войне и В. Бердникова, А. Иванова, А. Александрова, П. Дундукова, М. Забродина, Н.М. Лебедева, А. Толмачева (москвичка). В Великую Отечественную войну погибли 50 кокшайцев, 52 человека были награждены орденами и медалями.

 

 

Хозяйственные особенности жизни кокшайцев

Особенности постройки жилых домов и других строений бросались в глаза еще 30-40 лет назад у старых усадеб. Лет 70-100 назад самой удобной для того уклада жизни считалась такая планировка: передний дом — рубленые сени — задний дом. К 2000 году таких домов сохранилось — 3 (на ул. Почтовой дома 1, 3, 4), а сейчас — 1. Раньше люди работали на рубке, вывозке леса, на сплаве — нужно было сушить одежду, обувь, сбрую, если держали скот — готовили пойло. Для этого — задняя изба, туда проходили через сени. Передняя изба — для кухни, отдыха, праздников. С изменением уклада жизни вместо описанных выше строений стали строить пятистенные избы.

По наличию земли и скота на одно хозяйство в прошлые времена Кокшайск был в гораздо более выгодном положении, чем сейчас.

В 1909 году на 59 дворов приходилось 752,1 десятины, а земли усадебной и огородной — 17 десятин, сенокосы — 182,1 десятины, леса —79 десятин, остальное — неудобная земля. В 1910 году при этом же количестве дворов имелись 51 корова, 82 головы крупного рогатого скота, 64 овцы, лошадей с 4-х лет — 46, лошадей до 4-х лет — 54. На каждое хозяйство приходилось более трех десятин заливных лугов. Имея такую площадь лугов, можно было увеличить количество скота. Но некоторые сдавали в аренду луга, так как они занимались отхожими промыслами — нанимались матросами на суда, лоцманами для проводки плотов, шкиперами на баржи.

В 2001 году в Кокшайске имелось скота: коров — 138, крупного рогатого — 197 голов, свиней — 140, овец — 91, лошадей — 3, неучтенное количество коз. А всей земли, включая и площади под постройками, — 135,08 га. Сейчас не хватает земли для выпаса скота, нет сенокосных угодий. Бывшие кокшайские луга (а также и огороды) застроены базами отдыха и дачными кооперативами. В 50-е годы луга кокшайцев были переданы колхозам и совхозам, а они отдали их базам отдыха за арендную плату. Оставшись без большей части своей земли, Кокшайск арендует незначительные незанятые площади бывших своих лугов у Звениговского района. Владельцы скота также арендуют под пастбища земли у лесхоза. Невысокая зарплата, низкие доходы у населения вынуждают кокшайцев держать скотину даже в неблагоприятных условиях.

Кокшайск расположен на берегу Волги — главной водной магистрали европейской части России, между устьями двух ее притоков — Большой и Малой Кокшаг, обе эти реки были сплавными.

До 1919 года сплавом леса занимались лесопромышленники. Одним из них был житель Кокшайска И.М. Гущин. Он сплавлял лес в сезон до 60 плотов. После национализации плотов в 1919 году на несколько лет наступило затишье. В 1924 году лесной массив МАО был приписан к Московско-Казанской железной дороге наркомата путей сообщения. В 1923-1929 годах заготовкой и сплавом леса занималось Акционерное Марийско-Чувашское общество "Акмарчувлес". Древесина поставлялась в плотах в промышленные центры, для крепежа — в Донбасс. С 1 октября 1929 года все конторы были объединены в одну — "Севвостлес". 10 июля 1931 года "Севвостлес" реорганизовали в "Марилес", с созданием которого в Кокшайске организовалась самостоятельная контора. Первым ее начальником был П.Ф. Бугров. В 1932 году начальником конторы стал А.С. Авдеев. При нем на Кокшайском острове были построены несколько жилых домов, "дом сплавщика" — общежитие на 120 мест, дом десятника, магазин, столовая, клуб, летний театр, спортплощадка, электростанция. При А.С. Авдееве впервые (к сожалению, ненадолго) в 1934 году было проведено радио, в 1935 году — электричество в дома сельчан. Рейдовый поселок освещался в сплавной сезон. Новый поселок поражал кокшайцев своей удачной планировкой, чистотой, клумбами с цветами и порядком, который царил здесь. Про успехи сплавной конторы "Большая Кокшага" часто писали республиканские, даже центральные газеты.

С 30-х годов в Кокшайской сплавконторе погрузка в плоты на воде была механизирована, а зимняя сплотка проводилась вручную: бревна грузились в плоты с помощью багров и рычагов.

В 1958 году умельцы сплавконторы механизировали и зимнюю сплотку — изобрели сплоточные сани А.А. Александров и его бригада: Н.А. Сарбаев, В.А. Власов, А. Остроумов, Г. Соколов. Производительность повысилась в десять раз. Так впервые в Советском Союзе была механизирована зимняя сплотка. Идею подал директор сплавконторы В.Н. Колосков. Следующий этап механизации —сплотка пучков бревен уже на щитке трелевочного трактора был решен успешно. Здесь главным творцом был В.А. Власов.

Кокшайский сплавучасток в 1949-1951 годах сплавлял по 300 тыс. куб. метров древесины. В последующие годы план снижался. В 1967 году было 181 тыс. куб. метров. Потребителями древесины в 1967 годубыли Марбумкомбинат, Волжский древкомбинат, комбинат "Заря" города Волжска, Козловский домостроительный завод, Зеленодольский фанерный завод, Васильевский лесокомбинат, колхозы и совхозы Марийской, Татарской, Чувашской республик. Контора имела необходимый парк катеров (13), тракторов (8), автомашин (5). В мае на сплавучастке числилось 196 человек. Имелись мастерская, теплый гараж. Продолжалось строительство квартир для работников.

К концу 80-х годов сплав по реке Большая Кокшага прекратился, и сплавучасток перестал существовать.

Первое упоминание о лесничестве в Кокшайске относится к середине XIX века. В частности, там 6 мая 1855 года проводилось "фронтовое учение и стрельба..." лесной охраны из других лесничеств. В 1904 году Кокшайское лесничество было передано от Царевококшайского Чебоксарскому уезду. В 1910 году территория Кокшайского лесничества равнялась 58653,9 дес, из них под лесом было 52494,82 дес, под сенокосом — 576,65 дес, под пашней — 25,5 дес, неудобной земли — 5556,35 дес.

 

Самые большие лесные пожары были в 1921 и 1972 годах. В 1972 году в Кокшайском лесхозе пожаром было уничтожено 23,4 тыс. га. Лесхоз имеет питомник площадью 34 га, где выращивают сеянцы сосны, ели, а также декоративные культуры. В 1991 году лесхозом было принято Кокшамарское лесничество площадью 3031 га. В 1994 году лесхозом было передано Устье-Кундышское лесничество площадью 13616,3 га Куярскому лесхозу. В лесхозе имеется автотранспортный парк, гаражи, здание конторы. Имеющиеся квартиры работников к 1 января 2004 года приватизированы жильцами.

Как подразделение Кокшайского лесхоза функционирует Кокшайское лесничество, его площадь составляет 14413 га. В штате этого предприятия всего 30 работников: лесничий, помлесничего, бухгалтер, мастера, лесники. В настоящее время лесничим работает В.Р. Гизе, помощником лесничего П.П. Васильев.

 

В 1994 году, в год празднования 420-летия Кокшайска, в помещении бывшей библиотеки в здании дома культуры на Барской горе в исторической части села по инициативе Э.С. Патрушева открыт музей истории села. Экспозиция музея состоит из 10 разделов, посвященных археологии, истории, занятиям, быту жителей Кокшайска. Богат археологический раздел, в котором представлены материалы раскопок на территории села и его окрестностей, проведенных археологической экспедицией студентов МарГУ под руководством профессора B.C. Патрушева.

В 2000 году на базе музея была организована творческая группа из учащихся Кокшайской средней школы во главе с учителем М.Э. Патрушевой, которая подготовила и разместила в Интернете страничку "История Кокшайска, первого русского города на территории Марийского края". Подробно об истории Кокшайска, города-крепости и села, можно узнать в этом музее. Со дня открытия музея им заведует учитель-пенсионер Э.С. Патрушев.

 

 

В памяти старожилов села самое большое наводнение было в 1926 году. Тогда лишь несколько домов не пострадало от большой воды. Она подошла к ступеням церкви. От некоторых заборов остались только столбы: горизонтально державшиеся в их пазах бревна поднимало водой и уносило течением, также унесло водой несколько построек. Некоторые дома были затоплены до верхней части косяка окна. Люди передвигались только на лодках, скотину перегоняли на холмы и горы. Большая вода была и в 1932, 1936, 1979 годах. В эти годы было подтоплено немало домов. Людей и домашний скот эвакуировали. В 1979 году на Кокшайском острове у павильонов турбазы были видны только крыши. А небольшие подтопления бывают почти каждой весной. В последний раз было эвакуировано 14 семей весной 1994 года. Со второй половины 90-х годов Чебоксарская плотина на Волге стала регулировать весной уровень воды при опасности затопления нижних сел.

 

Общественность села и нашей республики подняла вопрос о восстановлении здания церкви в селе. В начале 90-х годов начался ремонт здания. 4 декабря 1992 года в праздник Введения Пресвятой Богородицы в Покровской церкви, в ее теплом приделе, прошла первая служба. 14 октября 1993 года в день 200-летия возведения нового здания Покровской церкви была проведена торжественная служба епископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном.

В настоящее время проводятся службы в теплом приделе во имя святителя и Николая Чудотворца и продолжается ремонт холодного придела во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В конце 90-х годов во дворе церкви построено двухэтажное здание из красного кирпича — гостиный дом для прихожан и металлическая ограда вокруг церкви.

Приход церкви — все деревни и поселки от Шуйки на востоке и до Черного Озера на западе, от Кокшайска на юге и до Студенки на севере.

 

За 430 лет существования Кокшайска образовалось здесь не одно кладбище. До 1886 года хоронили на погосте, где ныне стоят дома N 4-5 по улице Майской. В этом же году освятили открытие нового кладбища в лесу, на холме, в 300-400 метрах от жилых построек. Сейчас оно оказалось в центре села. Первым там похоронен Кораблев, отслуживший двадцать пять лет в солдатах и живший в своем доме без семьи, бобылем. По древнему поверью, на новом кладбище хоронят бессемейного. Если бы открыли новое кладбище похоронами семейного, то он бы потянул за собой всю семью, чтобы не скучно было ему одному (со слов М.М. Никитиной). Закрытие этого кладбища освящено в 1989 году, и тогда же было открыто новое в лесу, километрах в 2 от церкви на северо-восток.

 

 

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://pages.marsu.ru/workgroup1/patrusheva/

http://www.12rus.ru/

http://foto.rambler.ru/

http://photoclub.by/

http://www.angren.info/

http://www.panoramio.com/

Анна Михеева, Георгий Шалагинов, Максим Щербаков,

 

 

 
ВложениеРазмер
Село Кокшайск – история Марийского края123.45 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края157.12 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края127.32 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края204.29 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края166.97 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края144.79 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края116.22 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края146.71 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края138.46 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края186.04 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края180.35 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края143.54 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края105.27 КБ
Село Кокшайск – история Марийского края90.59 КБ

Комментарии

Кокшайск

Спасибо создателям статьи о Кокшайске, она не только исторична, но и трогательна.

также спасибо!

за отзыв!

к сожалению, прошедшим летом не удалось туда съездить...

постараемся в следующее лето покататься по Звениговскому р-ну,

и в том числе заехать туда!

Классная статья!

Спасибо за хорошую статью! У меня в Кокшайске дача! Многие фотографии и места конечно же мне знакомы и любимы!!!

надеемся...

туда летом заехать - сделать полную фотосессию!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.