Село Арда - исторические и этнокультурные места (Килемарский район РМЭ)

 

Команда Кочующие - Арда

 

Село Арда (Церкысола) является центром Ардинского сельсовета. Находится в 65 км к юго-западу от районного центра, поселка Килемары. Под названием Первая Арда село было известно в конце XVI века. Образовано переселенцами из деревни Барская Рутка. Название получило от одноименной реки Арда, которое, в свою очередь, происходит от марийского Арырде — "малая река с ржавой водой".

По другой версии - Название  Арда (по-марийски Ардэ) означает "Малая Рутка" ("Ар-Рдэ"), то есть меньшая сестра реке Рутка, что протекает недалеко от этих мест.

 

                 (село Арда  - место проведения народных марийских праздников и фестивалей)     

 

Из истории этих мест:

Название Арда упоминается еще в атласе Павлищева в 1389 году. Значит, Арда как поселение возникла более 600 лет назад. Однако археологи доказали, что история этих мест насчитывает несколько тысячелетий. Первые люди появились здесь еще в VII веке до нашей эры в эпоху Великого переселения народов. В здешних курганах и городищах найдены следы пребывания древних поволжских культур - необычные и самобытные произведения древних мастеров.

   Западное лесное Заволжье Марийского края (от устья Ветлуги до устья Б.Кокшаги)  входило в район формирования древнемарийских племен (черемис), в середине второй половине первого тысячелетия нашей эры, о чем говорят материалы археологических памятников, расположенных по соседству с Килемарским районом: Младшего Ахмыловского могильника недалеко от устья Рутки, Кубашевского городища на Большой Кокшаге, в Санчурском районе Кировской области. Железные орудия предков древних марийцев позволяли осваивать глубинные лесные массивы. При этом было развито примитивное местное металлургическое и металлообрабатывающее производство на базе использования болотных железных руд.

 

                                          (устье  реки  Арда  - река  Волга)   

 

   Переселялись сюда люди с правого берега Волги и с Ветлуги. Поселялись они небольшими группами, находя в сплошных лесах среди песков островки пригодной для обработки земли, как правило - у речек и озер. Так постепенно складывалась этнографическая группа "кожла мары", т.е. лесных марийцев, этнически относящихся к горномарийскому субэтносу.

   Материалы Дубовского могильника IX-XI вв. - показатель особой группировки древнемарийского населения, объединяющей жителей Правобережья Волги и прилегающего Заволжья. В то же время с северных пределов современного Килемарского района начинается зона так называемого "северо-западного" наречия марийского языка, выделенного йошкар-олинскими учеными-языковедами в 1970-е годы, хотя до этого говоры жителей тех мест (санчурских, шарангских) относили в целом к горномарийскому языку.

   Еще профессор И. Н. Мирн в конце XIX века обратил внимание, что различные территориальные группы черемис имеют локальные названия по рекам, вдоль которых расселялись. В частности он отмечал наличие таких групп, как "вытла-мары" (ветлужские марийцы), "Рдэ-мары" (руткинские марийцы). Продолжением этого ряда являются названия "Ардэ-мары", "Кундыш-мары", "Киле-мары", "Юж-мары", "Санцара-мары" (последнее по озеру) и т.д. Интересно, что деревня Тогашево (одна из древнейших в Килемарском районе), как и расположенная недалеко деревня Еникеево Озеркинкского сельсовета Горномарийского района, имеет марийское название "Вытламары", хотя расположена на довольно значительном расстоянии от Ветлуги. Это говорит о том, что предки жителей этих деревень переселились сюда с Ветлуги.

 

 

 

Этот край дышит историей... Его омывали волны татаро-монгольских набегов. Здесь стояла древняя сторожевая вышка Постасир - единственное левобережное сигнальное сооружение в системе сторожевых строений на другом берегу Волги. В походе на Казань к воинам Ивана Грозного присоединились местные воины, поэтому эти места видели древнее единение марийцев и русских.

 

В середине XVI в. в исторической судьбе горных марийцев, как и всего марийского народа произошел крутой перелом, связанный с присоединением марийских земель в состав Российского государства. Стремясь освободиться от власти казанских ханов и положить предел военным разорениям, горные марийцы совместно с чувашами в декабре 1546 г. направили в Москву делегацию во главе с сотником Тугаем к царю Ивану Грозному с просьбой принять под свое подданство. Марийские послы были торжественно приняты и одарены драгоценными подарками. Царь согласился принять "горных людей" в состав своего государства. В свою очередь военные отряды горных марийцев обязаны были присоединиться к русскому войску и принять участие в завоевании Казани. Летом 1551 г. горные марийцы, возглавляемые своими князьями-предводителями Акпарсом, Аказом, Ковяжем, Яныгитом, Токсубаем и Тохпаем принесли московским воеводам в Свияжске совместно с чувашами и мордвой клятву на верность русскому царю. Согласно русским летописям, тексту "Казанской истории", историческим преданиям, в походе на Казань и его взятии приняли участие вооруженные отряды и горных марийцев.

 

Мирный характер присоединения земель горных марийцев во многом предопределил будущее их административно-территориальное устройство. Московская администрация сохранила в середине XVI в. устоявшееся разделение коренного населения по "сотням" и "пятидесятням" с именами возглавлявших их авторитетных предводителей. Наибольшая площадь приходилась на Акпарсову сотню.

На Луговой стороне в её состав входили ясачные деревни-общины  -  Большая Арда и Малая Арда.

В Аказиной сотне на Луговой стороне числились деревни - деревни Ермучаш и Кильдеяры.

Токсубаева сотня размещалась на Левобережье и состояла из деревень - Тоганашева, Кукшары, Еникеева, Шудуганы, Кромка, Икша, Юркина.

Восточнее Токсубаевой сотни находилась Тохпаева пятидесятая и включала деревни - Первая и Старая Рутка, Кумья, Ошараши, Вторая и  Третья Ошараши.

Некоторые из селений этой пятидесятой отстояли от устья Ветлуги вверх по се течению на 120 км. Границы расселения горных марийцев на Горной стороне охватывали междуречье рек Сура и Большая Сундырка, а на Луговой стороне их поселения размещались в бассейнах рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат, других речек и озер.

 

   Хотя древние марийцы умели заниматься земледелием, лесные дебри Заволжья с песчаной почвой и болотами были неблагоприятны для этого занятия. Поэтому переселенцы на новом месте больше занимались охотой, рыболовством, бортным пчеловодством, собиранием плодов дикой природы. К жителям этой зоны относятся слова, написанные в середине XVI века "Казанским летописцем": "В той же стране Луговой есть черемиса кокшанская и ветлужская; живут в пустынях лесных, не сеют, не орют, но ловом звериным и рыбным и войною питаются".

 

                                     (старинные орудия  труда)             

 

С конца XVI века в связи с закреплением Российского государства на Урале установилась важная транспортная магистраль в восточном направлении. Большая Сибирская дорога первоначально проходила по левобережью: Коротни - Арда - Кильдияры (Юксары). Этот участок дороги связывал Козьмодемьянск с  Царевосанчурском и Вяткой.

 

 

В октябре 1671 года здесь проходило крупное сражение отрядов Степана Разина против войск Михельсона, поэтому в окрестностях Арды до сих пор находят наконечники стрел и копий, ржавые сабли, а могучий древний дуб рядом с селом носит имя Степана Разина.

 

                    (древнее ремесло  - плетение лаптей) 

 

   В XVIII в. в связи со строительством российского флота в Марийском Заволжье были учтены корабельные леса, в первую очередь вековые дубы, которые специально выделенные люди (лашманы) зимой валили и вывозили на берег Волги, а летом бурлаки доставляли на корабельные верфи. А дальше от Волги располагались большие площади корабельных мачтовых сосен. "За Волгою находится, - писал Сп. Михайлов, - много мачтовых сосновых деревьев, часть их также доставляется к Санкт-Петербургскому порту, для флота".

   В конце декабря 1837 года из Вятской ссылки  по Сибирскому тракту возвращался А.И. Герцен, при этом он пересек весь нынешний Килемарский район по девственным корабельным лесам. Он составил прочувствованное, душевное описание этого пути: "от Яранска дорога идет бесконечными сосновыми лесамиІ Таких лесов я после никогда не видал. Лес большею частию строевой. Сосны чрезвычайной прямизны шли мимо саней, как солдаты, высокие и покрытые снегом... заснешь и опять проснешься, а полки сосен все идут быстрыми шагами, стряхивая иной раз снег. Лошадей меняют в маленьких расчищенных местах: домишко, потерянный за деревнями, лошади привязаны к столбу, бубенчики позванивают, два-три черемисских мальчика в шитых рубашках выбегут заспанныеІ, и опять сосны, снег - снег, сосны". Лошадей Герцену меняли в Килемарах и Кумье.

 

 

 

В "Агрономических путешествиях по некоторым уездам Казанской и Нижегородской губерний" Ф. Целлинского, изданных в 1855 году, упоминается село Арда, "...около котораго все хлеба были в отличном состоянии. Причиною тому и плодородие самой почвы, и хорошая обработка при надлежащем удобрении..."

 

В 1816 году в Арде на средства прихожан была построена Христорождественская церковь. Здание и колокольня были каменными, церковь имела два престола: во имя Рождества Христова и во имя святых апостолов Петра и Павла. Священником был И.А. Рождественский. В церковной библиотеке насчитывалось 218 томов. В 1847 году к приходу Христорождественской церкви села Арда относились 10 деревень, в 1910 году — 15 деревень. Жители были православного вероисповедания. 3 апреля 1938 года церковь закрыли, здание передали под культурное учреждение. Вновь церковь была открыта в декабре 1990 года.

 

                                               (главная улица  села Арда)                 

 

В 1868 году на реке Арда и разных озерах трое крестьян занимались "широкой рыбной ловлей". Крестьянин Н. Гаврилов имел 2 торговые лавки. В 1876 году в селе Арда находился Ардинский военно-конский участок, насчитывавший 1446 лошадей, заведовал им И. Васильев. В 1893 году близ села построена водяная мукомольная мельница, которой владел крестьянин села Отары Г. Петров. Работала кузница, которой владел мещанин И.А. Долгов.

 

          (марийка из кудели прядёт настоящую пряжу)      

 

 

Проводное радиовещание в селе Арда было установлено в 1930 году, в 1999 году заменено на эфирное. Первый телефон появился в начале 30-х годов прошлого столетия, в настоящее время 120 абонентов. В 150 домах имеются телевизоры. Сжиженный газ привозной, доставляется в в баллонах для индивидуального пользования.

Центральная улица села заасфальтирована. Имеется пруд, парк. Водопровод оборудован в 3 многоквартирных благоустроенных домах. Остальные жители берут воду из колонок, колодцев и речки Кучмыж. Качество питьевой воды хорошее.

Из учреждений здравоохранения, культурно-бытового назначения, образования, торговли и связи в селе Арда имеются врачебная амбулатория, центральный сельский дом культуры, средняя общеобразовательная школа, сельпо, почтовое отделение связи.

Фельдшерский пункт в селе открыт в 1894 году. В 1921 году он преобразован в амбулаторию, а в 1931 году — в больницу, в которой было 10 коек, работал один врач. С 1940 года в Арде функционировала сельская участковая больница.

Дети обучаются в Ардинской средней общеобразовательной школе.

 

 

В селе установлены 2 памятника воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Жители православного вероисповедания, соблюдают обряды крещения, венчания. При Ардинской сельской администрации работают комиссия по охране прав материнства и детства, женсовет.

Имеется автобусное сообщение с районным центром — поселком Килемары, городами Йошкар-Ола и Козьмодемьянск.

 

 

Характерными промыслами для населения являются сбор лесных ягод, охота и рыболовство, ардинцы занимаются заготовкой метел, вышиванием, резьбой по дереву, живописью. Организованные в 1992 году 4 фермерских хозяйства распались и прекратили свою деятельность. Излишки продуктов жители села Арда реализуют на рынках города Йошкар-Олы.

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://selo-arda.ru/

http://www.tk-razdolie.ru/

http://www.12rus.ru/

http://mariuver.wordpress.com/

 

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.