Родник Семик (Семык) – Чембулатов ключ

 

Команда Кочующие - Чембулатов Ключ

 

История этого малого родничка тесно связана с историй Вятской и Казанской земли. К сожалению, в истории народов населяющих Поволжье были не совсем гладкие  страницы. Одна из таких страниц – это  подрыв священного марийского камня Чембулат. Дело в том, что на юге Вятского края располагались многие священные места для марийской традиционной религии, например, главное место поклонения верховному богу – Кугу юмо, что рядом с Кукаркой (ныне Советск). Однако из-за заселения этих земель русскими, мари стали оставлять эти места и переселяться на территорию нынешней Марий Эл, или уходили на восток.

  

СТАТЬИ ПРО КИРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

БУРЖАЦКИЙ УТЕС НА НЕМДЕ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ НЕМДА - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ВЯТСКИЙ ВАЛ - ТУТ!

НЕМДИНСКИЕ СКАЛЫ - ТУТ!

Предания и легенды о вятских марийцах - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

 

Вскоре русское население в этих местах стало преобладающим, однако мари не забывали своих священных мест, и посещали их в большие праздники, устраивая здесь моления и жертвоприношения. Однако некоторым православным иерархам не нравилось, что язычество среди мари имеет крепкие корни, а христианство распространяется очень слабо. Это повлекло за собой достаточно жёсткие меры по отношению к собраниям и молебнам, проводимым на Вятской земле у марийских священных мест. Эти меры заключались как в запретах на сборы и молебны, так и в полицейском надзоре над указанными местами, ну, и уже известный всем подрыв Чембулатова камня. Поскольку население вокруг было практически русское, то надзор за священными местами и рощами был достаточно прост.  Однако при этом отношение светской власти в Российской империи и отношение русского народа к традициям мари были достаточно терпимы.

 

(камень  Чембулат  -  в  скальном  комплексе  на реке  Немда - виден профиль человека)  

 

Родник Семик, Чембулатов ключ

 

По вышеуказанным причинам мари тайно приходили к своим священным местам, и совершали молебны ночью или рано утром. Поскольку вятские места имели всемарийское религиозное значение, то приходили сюда издалека, проводя в дороге по нескольку дней. По воспоминаниям сторожил:  ночные моления в священных местах сохранялись у мари, аж, до Отечественной войны 1941 года, а в некоторых местах и после неё. Интересно, что такие ночные моления (по описанию профессора Н.Морохина)  сохранились до нашего времени, например, в священной Цепелинской роще (Горномарийский р-н РМЭ).

Свободное вероисповедание для марийцев (и для всех народов СССР) было разрешено товарищем Сталиным в 1943 году, когда каждому народу можно было выражать и исповедовать свою веру так, как это традиционно свойственно ему. По этой причине среди язычников-мари Сталин имел и имеет большое уважение, хотя в довоенные годы репрессии коснулись большого слоя марийской творческой элиты.

 

                                   (дорога  к  Чембулатову  роднику)        

 

Вернемся теперь к Чембулатову роднику, про который сохранилось такое предание. В те стародавние времена многие мари, чтобы поклониться князю  Чембулату, шли из далёких мест, чтобы у камня принести свои молитвы и жертвы своему заступнику. Моления проводились, как правило, по ночам, а чтобы не было заметно – марийцы часто в жертву Чембулату приносили деньги (серебро и золото), а не жертвенных животных, как это делалось в обычных рощах. И, действительно, если в данной местности появлялись чужие люди, явно инородцы, которые  несли с собой гусей и уток, или бы вели овец и быков – то местные власти сразу бы поняли, что марийцы готовятся к языческим молебнам и жертвоприношениям. И тогда были бы приняты меры к запрещению таких языческих праздников, а деньги были компактны и незаметны, а при обнаружении не вызывали бы подозрений, так как примерно в начале лета проводились ярмарки и базары, куда могли приходить люди из разных уездов и волостей Вятского края. 

Родник Семик, Чембулатов ключ

 

Такие тайные моления проводили специальные карты, которые также приходили сюда из дальних марийских селений. Приносимые в жертву деньги зарывали после моления в особом тайнике недалеко от Чембулатова камня, чтобы их не могли найти местные жители. По преданиям дух Чембулата благосклонно принимал эти жертвы и охотно помогал своим единноплеменцам! Поэтому к священному камню каждый год приходили и приходили марийцы со своими проблемами, бедами и болезнями.

За многие годы под камнем накопились большие  богатства, но про тайник тот знали очень немногие -  карты строго запрещали рассказывать про сокровенное место, нарушившим обет грозились земными и небесными карами! По этой причине о молебнах и зарытых деньгах долго никто не догадывался. Однако рано или поздно всё тайное становится явным! Однажды в базарном кабаке один пьяный мариец проболтался об огромных сокровищах князя Чембулата, что таятся около его могилы. На его беду рассказ подслушал лихой человек, что также под видом хмельного слушателя выведывал в питейном заведении: не похвастает ли какой купец богатой кубышкой, или нет ли у кого удачного прибытка на нынешней торговле!

  

После этого разбойники долго сторожили у священного камня – не придет ли кто из марийцев к заветному месту, чтобы допытаться у них: где зарыты деньги. И вот однажды ночью к камню на частный молебен пришла марийская семья, их разбойники и схватили. Денег у них было очень мало, поэтому разбойники стали пытать их, чтобы они выдали место, где зарыты жертвенные серебро и золото, обещая оставить их в живых, если они укажут его. Однако марийцы молчали, как немые, возможно, они сами не знали, где таятся чембулатовы дары, а, может, предпочли принять смерть, чем нарушить суровую клятву.  Тогда разбойники убили их, а трупы закопали недалеко от горы.

По преданию лихие люди после своего злодеяния долго не прожили: пытались укрыться они всей ватагой от грозы под большим дубом, но тут ударила молния и убила всех огнём нещадным.

 

                  (скальный  комплекс  на  реке  Немда - скалы  Часовой  и Чембулат)        

Родник Семик, Чембулатов ключ

 

А около Чембулатова камня стала происходить всякая чертовщина. То заблудится кто-нибудь из местных жителей в лесу, то в реке ребенок утонет,  то скотина пропадёт, то на людей нападет ни с того ни с чего лютая злоба, что начинается драка не на жизнь, а на смерть! Не стало житья людям во всей округе! И тогда догадался местный люд, что это марийский бог Чембулат  «воду мутит», мол, разозлил кто-то древнего князя, и теперь никому не будет здесь покоя, пока всё не исправить.  Но как поправишь такую беду?

Случилось же вот что: пас как-то один пастушонок-мальчик стадо коров недалеко от леса, где стояла легендарная гора. Потом повел он стадо к реке Немде, чтобы напоить коров, а сам буквально на минутку прикорнул в тени. И тут в тонком сне является ему сам князь Чембулат в сверкающих одеждах и с множеством воинов, а сам указывает на то место, где были закопаны убитые марийцы, мол, следует достать их останки и похоронить так, как положено по древнему обычаю. А родник, мол,  следует обустроить в память о тех людях, которые предпочли лютую смерть, но не раскрыли священной тайны!

Побежал тогда тот малой в деревню и рассказал про этот сон взрослым!

 

(и  сегодня  в родник  бросают  монетки в дар-жертву  за целебную воду самому  Чембулату)     

Родник Семик, Чембулатов ключ

 

Нашли местные крестьяне останки невинно убиенных людей, и похоронили их согласно древнему обычаю. Обустроили родник, что вытекал из-под камня, а часть костей положили в жёлоб, по которому текла родниковая вода. После этого вода, что истекала из источника и омывала кости невинно убиенных страдальцев, стала целебной. Многие люди исцелялись у родника, а также набирали воду с собой.

С этого времени всякая чертовщина у Чембулатова камня прекратилась, а у марийцев стал почитаться не только сам камень, но и этот родник.

После этого случая местный люд старался не мешать марийцам, которые приходили сюда молиться своим богам, однако, нет-нет, да находился неразумный человек, который хотел непременно завладеть богатством Чембулата. Копал несчастный человек и под камнем, и на самом камне, искали добро и у родника, но даже  если кто и находил деньги – то добра они человеку не приносили. Или спивался, несчастный, или самого его грабили на пустынной дороге, или что другое случалось с тем сребролюбцем!

 

Родник Семик, Чембулатов ключ

 

А марийцы до сих пор почитают Чембулата и его камень, и сам родник, что берет начало у камня и впадает в красавицу Немду, совсем рядом с одноименными скалами.  До нашего времени, в память о стародавних преданиях, мари (и все приходящие сюда) бросают монетки в родник, как добрый обычай, а потом набирают целебной воды и увозят с собой, не забыв поблагодарить Чембулата за такой дар.

 

                              (очередь  за  целебной  водой  у родника)    

 

 

 

 

ТАКЖЕ  ИНФОРМАЦИЯ  ПРО ОКРЕСТНОСТИ ДЕРЕВНИ  ЧЕМБУЛАТ:

На противоположном берегу Немды была расположена деревня Чембулат. Перед деревней, слева, в небольшой березовой рощице, и справа, на поле, встречаются карстовые воронки. Термин «карст» - означает «камень». Воронок особенно много у деревни, к юго-востоку от неё. Всего здесь насчитывается до 80 воронок разного диаметра и глубины. Местонахождения некоторых можно определить издалека – на ровной пахоте видны островки кустов и деревьев, растущих по краям воронок. Через колодцы воронок спелеологам иногда удаётся проникнуть в подземные полости. Именно там и были открыты на берегах Немды пещеры, которым по праву первооткрывателей их исследователи дали названия: Парадная, Обвальная, Холодная, Безымянная, Софроновская. Самая интересная из них – Парадная. Она получила своё название за красивое сверкание и блеск в лучах фонарей кальцитовых натёков и щёток небольших желтоватых сталактитов. Ничего подобного в других наших пещерах обнаружить не удалось. А Софроновскую назвали по имени местного жителя, показавшего воронку, на дне которой был обнаружен ход в пещеру. Все обследованные пещеры Чимбулатского района небольшие. Максимальная глубина едва превышает 20 метров, а протяженность чуть более 80 метров. В некоторых пещерах живут летучие мыши. Весной и летом после сильных ливней в воронки устремляются потоки воды несущие разный хлам. Вполне возможно, что на дне многих из них под мусором и грязью скрываются входы в ещё неизвестные пещеры.

 

 

                                        (спуск  с  горы  к  роднику и к реке  Немда)                        

 

 

На берегах Немды и в ряде других районов области много таких воронок, ждущих своих исследователей. Правее карстовых воронок стоит густой лес, который хранит под сводами своих деревьев ещё одно интересное для туристов место – «Живой камень». Так называется утес, возвышающийся над Немдой. В давно минувшие времена здесь были большие селения марийского народа, и жил среди них могучий и славный богатырь по имени Чумбулат. До сих пор народ хранит сказания о богатыре Чумбулате.

В 21 км. от Советска у деревень Камень и Чембулат образовался целый гористый комплекс: тут и скалы, утёсы, отвесные стенки, пещеры, гроты, воронки, каньонообразный овраг. Высота берега достигает 45м. Ниже д. Камень, посреди берегового склона, почти напротив д. Чембулат возвышвется 8-метровый известняковый столб, - «Часовой» - обточенный ветром и водой останец отколовшийся когда-то от известнякового массива глыбы, это результат проявления исключительно редкой у нас формы поверхностного карста.

В 1975г. здесь был открыт новый для флоры всего востока Русской равнины вид растения семейства крестоцветных – шиверекия подольская. Это растение – реликт третичного периода, самое древнее, которое сохранилось с тех пор.

 

                                 (лес,  окружающий  гору  Чембулат)       

 

 

 

 

СТАТЬЯ ГЕННАДИЯ  МИХЕЕВА ПРО  ЧЕМБУЛАТ:

Поворот с трассы обозначен указателем: “Карьер Чимбулат”. Геннадий рассказывает, что умирание его родной деревни напрямую связано с разработкой карьера. Карьер, источник опочного камня, непрерывно разрастается и постепенно “вгрызается” в гору Чимбулат. Но нет худа без добра. Карьер дал работу 300 мужчинам, что спасло местность от окончательного разорения. Много карьерных рабочих проживает в деревне Долбилово, которая ближе всех (после Чимбулата) расположена к таинственной горе.

Не доезжая до карьера, мы свернули к Долбилово. Вот ведь, нарочно не придумаешь: как еще можно назвать поселение людей, добывающих из земли камень! И какая-то “карма” имени... Долбилово было основано лет на двести раньше карьера...

Всю окружающую местность с середины 17 века заселяют исключительно русские. Марийцев здесь нет. Так же и в Долбилове. Отсюда нам предстоит пеший путь, как говорит Геннадий, по прямой - около пяти километров. На машине не проехать. Идти предстоит вверх по течению Немды, извивающейся подобно змее. Река эта, обрамленная скалами, считается туристической жемчужиной Вятского края. За деревней луг, а дальше открывается безлюдная долина. Всего десять минут - и мы уже спустились с кручи вниз. Как назло, зарядил препротивный дождик, бьющий наискось прямо в лицо. Ненадолго задерживаемся возле ухоженного родника, называемого Марийским или Семиком, но, как говорит наш провожатый, нам предстоит еще познакомится с родником завтра: грядет его праздник.

 

           (всемарийское  моление  у  камня  Чембулат - верховный  карт Таныгин)    

 

 

Долина Немды сужается. По пути встречаем стадо и пьяненьких пастухов, гонящих скотину от дождя. Первый их вопрос к нам, конечно же, о спиртном. У нас нет. Они разочарованы. Эти простые парни про Чимбулат знают и, как минимум, верно указывают направление. Когда мы трогаемся дальше, пастухи, кажется, смотрят нам вслед с сочувствием. Как на придурков. На дождь мы уже совершенно не обращаем внимания: есть такое состояние, критическая точка, после которой совершенно наплевать, что там льется сверху. Перед нами - цель! Дальше дорога теряется в намокших травах, слева нежно шумит быстрая Немда, справа на нами поднимается обрыв, поросший густым лесом. Впереди же, как говорит тезка - сам Чимбулат. В принципе, он смотрится как высокий утес, но издалека его лесистая масса, будто бы “давит”. То и дело поскальзываясь, карабкаемся дальше.

 

 

 

По пути тезка “веселит” нас рассказами о том, как они жили в своей деревне. Чимбулатцы знали про то, что невдалеке от них есть некое тайное место. И относились к нему с уважением. Ходили слухи, что те, кто по глупости или по пьяному делу как-либо оскверняли святилище, потом тем или иным образом наказывались. Глупости (типа пьянок на горе или других утех), правда, творили только туристы, которых дорога быстро уносила дальше, поэтому их дальнейшей судьбы проследить было невозможно.

Сам Чимбулат, кстати, был главный богатырь всей черемиси (так называли марийский народ), что-то вроде Геракла у древних греков. Любой враг при его появлении в ужасе убегал. Но годы брали свое и, умирая, богатырь (марийцы звали его Лемде Курык Кугуза) завещал похоронить себя на высоком утесе сказал, что, как только враг придет на землю черемиси, путь крикнут: “Вставай, враг у ворот!”, и он восстанет.

Несколько раз такое случалось. И всякий раз могучий богатырь спасал свой народ. Так получалось, что в роли завоевателей исконных марийских земель выступали... русские. Но вот однажды дети решили подшутить над святыней. Прибежав к горе, они закричали: “Вставай, Чимбулат! Враг у ворот!” Восстал богатырь, выехал на белом коне - видит: нет никого. Неймется мальчишкам; побежали опять к горе и давай звать Чимбулата. Снова восстал старик и снова не увидел врага. И в третий раз кричали заигравшиеся детишки: “Вставай, Чимбулат! Враг у ворот!” Со страшным грохотом раздвинулась скала и разгневанный Чимбулат опять выехал на своем коне. А неприятеля опять и в помине нет! Вскричал Чимбулат: “Спасал я вас, черемисы, а вы надо мною потешаетесь... Ухожу теперь от вас навсегда, и, может быть, ваши моления и жертвоприношения когда-нибудь сдобрят меня...” И наступила тишина.

 

 

 

...У подножия горы мы увидели жертвенник. Всего лишь два вбитых в землю кола и вертел, прилаженный к ним. Тезка говорит, что здесь марийцы приносят в жертву быка. Каменистый склон порос глухой тайгой, но среди деревьев, выше, видны громадные камни. По словам Геннадия, это и есть остатки титанической скалы, которая в незапамятные времена была взорвана. Судя по тому, что у осколков порядочно утоптано, им поклоняются и в наше время. На одном из обломков, издалека мы, кажется, увидели одного паломника, но когда мы подошли ближе, уже никого не было. Ощущение, честно говоря, было жутковатым. По особенному злые комары не слишком располагают к тому, чтобы задерживаться в этой чащобе.

Дальнейший наш путь напоминает какой-то абсурд. Под моросящим дождем двигаемся, раздвигая ногами густые травы, среди которых, как единственный знак цивилизации, высятся голые бетонные столбы. Это все, что осталось от некогда большой деревни Чимбулат. Наш провожатый подводит нас к небольшому возвышению, заросшему крапивой: “Вот, все, что осталось от дома, в котором я родился...” Я пихнул ногой помятое ржавое ведро и из-под него выскочил... мокрый зайчонок. Спутники кинулись за ним, но зверек исчез в зарослях...

 

 

 

Уничтожение скалы Чимбулат высотой 17 и шириной 25 метров зафиксировано в документах. Вопреки мнению, что вся разрушительная деятельность велась во времена советской власти, произошло это задолго до революции. Миссионеры еще в начале 19 века докладывали в Синод, что местные жители (в те времена здесь обитали марийцы) упорно не желают принимать христианство, и истово верят в своего героя Чимбулата. Они ждут, что однажды герой встанет из своей могилы и защитит черемись от назойливости попов и притеснений чиновников. Московский митрополит Филарет и министр внутренних дел дали секретное указание вятскому губернатору уничтожить святилище. Скалу взорвали в 1828 году. Теперь понимаете, почему марийцы оставили эту местность?

 

 

 

...Старик и старуха, припав на колени, тихо молились на остатках часовни. Я не решился к ним подойти, мне показалось, что неэтично им мешать. Это были марийцы, пришедшие сюда издалека, и молились они на месте, где некогда стояла часовня. Все это происходило на следующий день, в Семик, когда и марийцы, и местные жители почитают Марийский родник. У его подножия давным-давно была построена часовня (ее-то как раз разрушили в советские времена). Часовня была православная, но, как известно, марийцы - двоеверцы и празднуют как христианские, так и свои национальные праздники. Невдалеке “паслись” местные, долбиловские детишки, ожидая, когда старик со старухой закончат (марийцы обычно после моления оставляют какие-то деньги)…

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ ФОТО И  МАТЕРИАЛА:

Геннадий Михеев (Кировская обл.).

http://www.finnougoria.ru/photo/781/

Команда Кочующие.

 http://www.mari-el.name/

 http://finugor.ru/

 

 
ВложениеРазмер
Родник Семик – Чембулатов ключ319.12 КБ
Родник Семик (Семык) – Чембулатов ключ233.82 КБ
Родник Семик (Семык) – Чембулатов ключ278.13 КБ
Родник Семик (Семык) – Чембулатов ключ209.52 КБ
Родник Семик (Семык) – Чембулатов ключ268.21 КБ
Родник Семик (Семык) – Чембулатов ключ278.25 КБ
Родник Семик (Семык) – Чембулатов ключ250.59 КБ
Родник Семик, Чембулатов ключ109.41 КБ

Комментарии

Долбилово

Ещё совсем недавно никто и не думал долбить в Чимбулате камни. А по течению реки стояли немаленькие деревни Нижний Шишур, Чимбулат, Пикино. Рядом наша махонькая глухая деревушка Долбилово. А дальше по течению-Косогор, деревня огромная по сравнению с Долбиловом.
Я помню деревню в 50-60г.г. минувшего столетия. Когда после войны прошло всего 10-20 лет. В ней проживало в те годы примерно 20 семей.
Постепенно эти деревни редели, пока совсем не исчезли. Такая участь ждала и Долбилово.
Когда начал в Чимбулате работать карьер, Долбилово, наоборот, стало самой значимой деревней в округе. Местного населения, аборигенов, почти не осталось в Долбилове. Сюда приехали люди из-за работы и жилья, да так и осели.Так вот от моей бабушки Анны Егоровны Кузьминых 1875 г.р. я в младенчестве слышала фразу: "Тут раньше лодки долбили, вот и назвали деревню так". Вот откуда название моей деревни Долбилово.
К концу мая, до Семика- а он бывает в четверг на седьмой неделе после Пасхи, в четверг, начинали своё шествие марийцы. Из соседней Марийской АССР они группами шли в нашу деревню на молебен. В 4км от нас стояла деревня Чимбулат-так звали их предводителя по имени. А у нас под горой, у реки лежали 2 огромных валуна-там раньше была часовня. Вот туда они и продвигались. Как весной мы кричали радостно: "Скворцы прилетели!"; с таким же восторгом мы неслись по деревне, оповещая: "Марийцы идут!" Они хоть и были уставшие от долгого пути, но мы этого не замечали. Нам особенно радостно было, когда они входили в деревню большой группой; красивые необычные наряды на большой толпе людей впечатляли.
Детское воображение поражал их женский наряд. На ногах белые домотканые портянки и лапти из лыка. Мы, родившиеся после войны, лапти видали только висевшими на верёвочке. Из той же холщёвой ткани, что и портянки, сшиты платья. Ткань на платьях выбелена. На груди, по вороту, по низу подола платья вышиты в виде орнамента крестиком. Тут же нашито множество монет. Головной убор на лбу тоже вышит, висят монетки; а на темечке под платком возвышение в виде рожка-тюрик. За спиной котомка, в руках посох.Сочетание белого и яркой вышивки создавало впечатление, будто не группа людей шла по деревенской улице, а сам праздник шагал.
Скорее всего дорога их была долгой, шли они только пешком. Путь хорошо знали, потому что сразу спускались к Талице, на место часовни. Иногда они останавливались, если приходили ближе к вечеру, ночевать у соседки Мани и мы могли наблюдать за ними с нашего гумна-как основательно они готовятся пить чай, разговаривают на своём языке; после чая вскоре ложатся спать, кому где достанется место.
Советская власть уничтожила часовню давно, наша Фаина, 1931 г.р., помнит уже только большие камни, которые находились в углублении, обозначающем границы разрушенной часовни. Углубление поросло ровной травой. Ещё она помнит, что у тёти Мани и дедка Лаврентия, которые по наследству дом оставили тёте Татьяне потом, в клети стояла огромная икона высотой с метр. Икона Исуса Христа. Когда начали разрушать часовню, люди пытались сберечь хотя бы иконы.
Во время моления мы, ребятишки, близко не подходили. Чтобы не быть навязчивыми, но очень уж хотелось подглядеть, мы затевали купание. Купаясь, мы могли наблюдать, как марийцы зажигали свечки, становились на колени и начинали молиться. После молитвы они доставали из своих котомок новые вещи и ложили на камни-валуны. Тут же оставляли деньги.
Святой ключик-это сердце Долбилова, по артерии которого (жёлобу), течёт святая вода. В старину, не избалованные вниманием медицины долбилята, набирали этой водицы и ставили в укромное место, чаще у божницы. При любой хвори доставали эту святую и пили как лекарство. Думаю, помогала не вода, а вера в исцеляющее её действие.
Туда же женщины ходили полоскать бельё. В тёплое время года редкая, закончив полоскание, не умывалась этой водой. Даже мы, набегавшись до одури по угору среди вереска при возвращении из школы, останавливались тут умыться и попить водички.
К святому ключику и по сей день не заросла тропа. Оттуда в запас набирают воду, веря в её чудотворную силу. Наша директор школы брала оттуда воду на анализ- высокое содержание серебра. Вот почему вода оттуда не цветёт, не закисает. Лично у меня в бутылке стоит вот уже 20 лет.
Конечно, марийцы, пройдя такой долгий путь, обязательно после моления и зажжения свечек не могли не пройти к святому ключику.
В ледяной воде умывались, плескались, мыли те места, которые болели. Опять ложили монетки. И для деревенских было обычным явлением пойти полоскать бельё на святой ключик и найти монетки в камнях.

замечательно!

замечательно!

Вашему коментарию цены нет! 

обязательно вставим его в текст статьи!

хотелось бы подробнее узнать про легенду о роднике - нашли её в блоге одного туриста а он услыхал от сторожил деревни, вроде так.

есть ли иные предания ваших краев хоть про марийцев, или про места что вокруг Немды.

А я, глядя на фотографии,

А я, глядя на фотографии, готова была заплакать-настолько всё близкое и родное. Спасибо. Получали ли мой текст о праздновании Семика? Впрочем, это уже даже другая тема.

ответ

пока текст не получал.

а вы куда присылали?

мой адрес внизу странички - 

 Hafizow@yandex.ru

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.