Всемарийское моление Тÿня Кумалтыш. Деревня Большая Коклала, Сернурский район Марий Эл

В последние годы языческое движение в странах Европы стало приобретать массовый характер. В некоторых странах местные языческие организации даже удостаиваются государственного признания. Но чаще всего такое язычество — это в большей степени субкультура. Республика Марий Эл выгодно выделяется на этом фоне тем, что в ней действительно сохранены традиционные дохристианские верования.

Марийское язычество сейчас более аутентично, чем языческие культы других финно-угров России и всех других европейских народов в целом.

 Марийская традиционная религия ( МТР) по-марийски называется  Марий Юмын йÿла.  Она с каждым годом привлекает к себе большее внимание не только марийцев и их финно-угорских соседей,  но и русских, чувствующих в себе зов финно-угорских предков.  Сегодня, по данным официальной статистики, среди жителей республики 67,3% православных, 14% язычников (чимари) и 5% мусульман. При этом значительная часть православных марийцев на самом деле является двоеверцами. Формально они крещены, и иногда посещают церковь, но все связанные со своим жизненным циклом обряды совершают в священных рощах. Двоеверцы не делают различий между «русским» Богом и языческим Ош Кугу Юмо, поклоняясь обоим как одному и тому же Творцу. По свидетельствам православного духовенства, некоторые двоеверцы и по сей день приносят в церковь жертвенных гусей, которых жертвуют изображению «грозного бога с ружьем», то есть иконе святого Георгия Победоносца.

   

Верховный карт мари Александр Таныгин  читает молитву 

 

  Есть среди мари и  религиозные реформаторы, которые относятся к возникшему в XIX веке религиозному направлению Кугу сорта («Великая свеча»): его приверженцы отказались от приношения в жертву животных. МТР  зарегистрирована официально как общественная организация. В регионах России существует около 100 религиозных общин МТР.  В самой Марий Эл 500 священных рощ получили статус охраняемых памятников. Существует целое жреческое сословие, выпускается литература. Как сказал в одном из интервью карт Альберт Рукавишников, возглавляющий общины Куженерского района Марий Эл: « К нам могут приходить разные люди. У кого есть проблемы – он может обратиться к богу с просьбой и, если она будет искренней, бог поможет человеку. Русские сегодня потеряли свою традиционную веру, мы же ее сохранили. Поэтому с каждым годом наша вера привлекает все большее внимание».

 

 Дорога к роще начинается от деревни Большая Коклала (Сернурский район)          

В течение всего года мари проводят несколько молений, среди которых главным считается Всемарийское моление Тÿня Кумалтыш — завершающее годичный цикл религиозных обрядов. В этом году из Москвы на него отправился актив мерянского краеведческого общества «Metsa Kunnta».  Моление Тÿня Кумалтыш было проведено 7 ноября  в роще деревни Большая Коклала Сернурского района Республики Марий Эл.

 

Над рощей поднимаются дымы ритуальных костров 

 Организация моления выглядит так:  рано утром  в священную рощу приходят карты и их помощники из числа членов местной общины. Карты выбирают Онапу — священные деревья, через которые молитвы людей будут услышаны Богами. В этом году жрецы выбрали пять таких Онапу – больших старых деревьев. Вблизи этих деревьев ставятся длинные столы-помосты, на которые укладывается принесенный людьми для освящения пресный выпеченный хлеб.

 

Онапу - священное дерево в кюсото 

 Рядом же на длинных перекладинах вешаются с той же целью принесенные платки, покрывала, полотенца. На длинных рядах костров варят жертвенных животных и принесенных верующими гусей,  а также варится каша. Всю работу исполняют только мужчины.  

 

 Общий вид рощи 

  

Жители соседних деревень добираются до места действия пешком или на тракторах, горожане — на автомобилях. 

 

 

Пока варится жертвенное мясо, верующие общаются с картами, прося благословения или советуясь с ними.

 

 

 После начинается обряд моления. Его участники просят верховного бога МТР Ош Поро Кугу Юмо («Великий добрый белый бог») и других богов о благополучии народа, плодородии и урожайности полей и скота, успехах в делах и начинаниях. 

 Пришедшие на моление люди обламывают молодой ельник. Во время молитвы надо вставать на колени, а в почти зимних условиях лучше подложить под колени лапник.

 

 

 

 Народ группируется около помостов с приношениями, с началом богослужения люди опускаются на колени.  Карты выходят вперед, выполняя роль посредников между земным миром и небесным миром богов, они читают молитвы. Люди периодически кланяются, снимая с головы шапки. Примерно через 25 минут чтение молитв заканчивается, и верующие разбирают освященный хлеб и идут к кострам, где им наливают полные миски жирного бульона с кусками мяса. Чуть погодя раздаётся каша. Вся роща покрывается усевшимися на землю людьми.  

 

  

 

 Оставшиеся в процессе готовки кости и внутренности животных и птиц, перья гусей отправляются  в огонь. Души жертвенных животных и птиц уходят на небеса, туда же устремляется дым от сжигаемой плоти – они воссоединяются на небе, где предстают перед богами. 

 

 Колода - улей. Пчеловодство в МТР считается богоугодным делом  

 

 Рядом с рощей находится мрачный еловый лес. По поверьям там находится одно из жилищ Керемета 

 

 Хотя в МТР нет четкой системы предписаний, как в христианстве, существуют моменты, регулирующие жизнь каждого верующего марийца — в их числе запреты на совершение плохих поступков, убийств, краж. «Нельзя также ругаться, плеваться, драться. Даже думать плохое нельзя, и желать плохого нельзя, — подчеркнул в беседе один из картов, – в священную рощу надо приходить с чистой душой, за неделю до моления нельзя пить спиртные напитки, курить и сквернословить — и неделю после моления тоже».

Как поясняют карты, основной принцип жизни человека, заложенный в МТР, — это существование в гармонии с природой, а не господство над ней, как это провозглашается утверждённой на христианстве европейской цивилизацией. Жизнь язычника мари  заключается в умении соответствовать движению Космоса. Мир изначально совершенен, его не нужно переделывать. Также в марийской религии существует статус святых. Таким статусом обладает легендарный Курык Кугыза («Хранитель горы»), который в древние времена научил марийский народ всему необходимому для жизни и указал, как надо молиться богам. Статус святых  за особые заслуги могут получить и простые люди. 

 

 После моления, порядком замерзнув, мы устремились на машине в Йошкар-Олу. Никакого явного эффекта на физическом уровне от нахождения в роще мы не почувствовали, поскольку мы не марийцы и с детства не знакомы с Марий Юмын йÿла, но всё произошедшее оставило  в душе очень теплый, добрый отпечаток. Мне тогда подумалось:  ещё каких-нибудь 300 лет назад в Костромской земле так же молились в рощах, проводя обряд  на ещё живом мерянском языке, мои родные прадеды и прабабки. Древняя вера народа мари соединяет нас, мерянских потомков, с поколениями наших Предков, и значит, у нас есть Будущее. Мари смогли пережить самые суровые испытания последних пятисот лет и сохранили свою культуру.

(автор статьи и фото Юрий Попов – 2010 год)

 

(языческие  служители  после моления звонят  по  мобильникам...  пргресс...)     

 

История деревни БОЛЬШАЯ КОКЛАЛА (НОЛЬЫКМАРИЙ, КУГУ КОКЛАЛА, НОЛИ КУКМОР)

  Находится в 3 км к юго-востоку от центра сельской администрации, деревни Чендемерово.

Название указывает на первичность образования по сравнению с деревней Малая Коклала. "Коклала" — это промежутки, поляны в лесу. Марийское название Нольыкмарий означает "марийцы, живущие на реке Нолька".

В окрестностях деревни имеются овраги: Чорай корем, Умла ваш, Кусото корем, Вольык шуарла корем, Ку курык корем, Кырсан корем, Йолаш корем, Элэ корем.

Селение состоит из нескольких улиц: Бассан урем, Чормак урем, Кушыл мучаш (Верхний конец) и Чорай урем. Бассан был картом. Чормак остался в памяти жителей деревни как трудолюбивый человек. Название Чорай связано с названием марийского племени "чора" (чере — чор — человек). К западу от деревни растут священные рощи Кугызан кусото и Мэр кусото. Мэр кусото находится на самой высокой точке Волго-Вятского увала. В Мэр кусото последнее моление происходило в 1953 году. К востоку от деревни есть священная роща Нольыкмарий кусото.

 

(окрестности   Коклалы)  

 

Переписная книга 1678 года указывает на Сернурской земле две волости с названием Ноли Кукмор, входившие в две сотни, а в петровское время объединенные в одну волость — Ноли Кукмор. В ней в 1710 году значились 81 двор, 284 жителя. К 1717 году осталось 36 хозяйств, 146 человек.

В XIX веке активно велась разработка известкового и жернового камня в урочище Нолькин камень. Каменоломни рядом с деревней Большая Коклала по добыче жерновых камней считались лучшими в уезде. Главными заказчиками мельничных жерновов были яранские купцы, которые перепродавали их по всему Волго-Вятскому региону, а также во Владимирскую, Ярославскую, Волгоградскую губернии. Основная часть населения занималась земледелием.

Большекоклалинскую школу открыли 15 октября 1871 года. Учителем был дьяк И. Александровский. Обучались на марийском языке 14 мальчиков и 2 девочки. Детям преподавали Закон Божий, историю, арифметику. В 1907 году открылась четырехклассная школа, в ней обучение проходило уже на русском языке. В 1919 году школу преобразовали в школу I ступени. Существующее деревянное здание Большекоклалинской школы было построено в 1928 году. В 1939 году здесь обучались 258 детей. В 2005 году школа была закрыта.

В 1885 году в 59 дворах проживали 168 мужчин и 173 женщины, все мари. С 1899 по 1901 годы в деревне работали конная мукомольная мельница крестьянина А.С. Ештыкова, мелочная лавка крестьянина деревни Кида-динер В.О. Макматова, который также вел торговлю табачными изделиями.

Население пользуется колодезной водой. Все улицы двусторонние, часть асфальтирована. В деревне имеются медпункт, магазин Сернурского райпо, почта, библиотека, стадион. В центре деревни находится памятник-обелиск воинам, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны, установленный в 1970 году. Деревня связана с центром сельской администрации, деревней Чендемерово, асфальтированной дорогой. В 100 м к юго-западу от селения находится священная роща — кусото. 

 

СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

ИСТОЧНИК ФОТО И ИНФОРМАЦИИ:

  • http://merjamaa.ucoz.ru/
  • http://www.12rus.ru/

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.