Церковь Владимирской иконы Божьей Матери (с. Владимирское)

 

Старинное село Владимирское (Горномарийский р-н РМЭ) раскинулось на правом берегу красавицы Волги недалеко от Козьмодемьянска. Здесь находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери — одна из православных святынь Марийского края.

Обретение образа и строительство храма уходит в глубь столетий.

 

 

После взятия города Казани в 1552 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, царские войска двинулись домой, и именно в день, когда Церковь празднует память святых бессребреников Космы и Дамиана, войска вышли на берег Волги, и на том месте отслужили благодарственный молебен Господу Богу, Матери Божией — пред чудотворной иконой Ее Владимирской, которая сопровождала войска в походе, и празднуемым святым Косме и Дамиану. Именами этих святых угодников Божиих и был назван вновь образованный город-крепость. А на месте остановки было повелено построить храм с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.

 

 

 

Село Владимирское, наряду с Козьмодемьянском, Троицким Посадом, Покровским, является одним из первых русских поселений на горной стороне. Стрельцы и служилые люди, обосновавшиеся здесь в конце XVI века, отправляясь из Москвы, взяли с собой список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери и вознесли его в выстроенный деревянный храм. В начале XVIII века церковь сгорела. Оказались спасенными только иконы и книга “Служебник”, отпечатанная во времена патриаршества Никона (1652-1666).

В 1713 году в селе Владимирском был построен новый каменный храм на средства чебоксарского купца Михаила Игумнова, который пожертвовал на строительство все приданое своей рано умершей дочери. Колокольня построена в 1835 году. Вокруг храма в 1868 году поставили каменную ограду. На северо-восточном углу ограды была сооружена часовня. Так возник интересный ансамбль Владимирской церкви — одной из древнейших православных святынь нашего края.

 

Владимирский храм — трехпрестольный: главный летний во имя Владимирской иконы Божией Матери и приделы зимние — с правой стороны во имя Иоанна Предтечи, с левой — во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. В храме имеются две чудотворные Владимирские иконы Божией Матери. Одна из них запрестольная, другая храмовая. Чудотворениями особенно прославилась храмовая икона. Она большого размера (102 x 80 см) составлена из трех досок. На иконе серебряная риза, пожертвованная неизвестным лицом в 1689 году и вызолоченная в 1839 году на средства козьмодемьянского купца Семена Игнатьевича Лаптева. Малая икона находится также в серебряной ризе, вызолоченной на средства купца Матвея Дмитриевича Зубкова. В 1860-е годы на средства церкви устроен иконостас, стены и своды храма были расписаны.

 

 

 

Внешний вид храма свидетельствует о древности постройки, тяготеющей как по композиции, так и декору к церковному зодчеству XVII века. Основной куб храма несет одну главу, украшен великолепным кирпичным фризом, состоящим из кирпичных гирек и поребрика. По четыре полукружия закомар с каждого фасада четверика, наличники окон храма, типичные для XVII века, делают в целом храм памятником еще допетровской Руси. Зато широкая трапезная с большими окнами представляет типичную постройку XVIII века. Строившаяся в самом начале XVIII века Владимирская церковь вобрала в себя элементы древней и новой архитектурной церковной традиции. Колокольня храма — памятник архитектуры эпохи классицизма, удачно гармонирует с храмом и трапезной.

 

В советский период Владимирская церковь не избежала закрытия. В 1940 году храм был закрыт властями. Началось его разрушение. Оно коснулось в первую очередь интерьера. Рубили храмовые иконы, сжигали книги. Пропала церковная утварь, чудотворные иконы, казалось, исчезли бесследно.

В декабре 1944 года по просьбе жителей села на волне улучшения государственно-церковных отношений был зарегистрирован приходской совет, а в январе 1945 года церковь была передана православной общине. Началось восстановление храма. Собирались иконы и утварь. В 1948 году выяснилось, что обе чудотворные иконы находятся в запасниках Козьмодемьянского краеведческого музея. Из “заточения” иконы вернули две женщины — Наталия Михайловна Львова и Ираида Павловна Архипова. Как писал иерей Михаил Заузолков, отважные женщины ночью подъехали на лошади к музейной сторожке и долго уговаривали сторожа. Наконец, тот уступил: вынес обе иконы. Их погрузили на телегу и святыни вернулись в свою обитель.

С тех пор прошли десятилетия. Храм иконы Владимирской Божией Матери находится под особым покровительством Царицы Небесной, озаряя благословением людей.

Адрес храма: РМЭ, Горномарийский район, с. Владимирское.

Настоятель: протоиерей Михаил Заузолков.

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ  ПРО СЕЛО  ВЛАДИМИРСКОЕ  (ПЫСЫРМАН):

 

Расположено на вершине "Владимирской горы", круто обрывающейся к р. Волга, на расстоянии 5 км от с. Кулакове. До заполнения Чебоксарской ГЭС в 1980 г. оно отстояло от течения р. Волга в 7 км. До районного центра Козьмодемьянска протяженность шоссейной дороги составляет 10 км, а вдоль крутого берега Волги вверх - 5 км. В старинных документах это село называлось "деревня Басурманская", "село Богородицкое Басурманское гож", "село Богородицкое Новокрещенское", "село Владимирское Басурманово", "село Владимирское", "село Басурманово". Марийское название "Пысырман" в своей основе имеет русское слово "Басурманово", связанное с прозвищем "басурман", то есть "нехристианин". Действительно, первыми жителями этого селения была "служилая черемиса" - некрещеные горные марийцы и чуваши, применительно к которым русское православное население Козьмодемьянска и соседних сел и деревень использовали в обиходе это слово. В дальнейшем это прозвищное слово фонетически оформилось согласно законам марийского языка и распространилось среди коренных жителей. Возможно, марийское название селения связано со словосочетанием "пысманырды" - "середина межи", тем более что оно изначально граничило с ясачными общинными землями марийцев деревень Юль Кушерга и Юль Шудермара Акпарсовой сотни. Официальное название села восходит к особо почитаемой иконе Владимирской Божией Матери, во имя которой в первой половине XVII в. была освящена местная деревянная церковь.

 

Впервые "деревня Басурманская" упоминается в 1594 г. Она появилась после основания Козьмодемьянской крепости (1583 г.) как стан городовой стражи в 5 верстах от нее и находилась у устья р. Обуховка на поляне. Деревня состояла из нескольких дворов "служилой черемисы", представленной горными марийцами и чувашами, в дальнейшем принявшими христианство и полностью обрусевшими. Служилые люди этого селения, наделенные царскими указами за свою службу (городовая и рейгарская служба, участие в военных походах) поместным жалованьем из фонда общинных земель ясачных марийцев Акпарсовой сотни, были освобождены от ясачных платежей и повинностей. В 1724 г. их перевели в податное крестьянское сословие и стали называть "однодворцами" и "содержащими ландмилицию", а с 1833 г. окончательно записали в "казенные крестьяне".

Согласно писцовой книге 1685 г., в селе Богородицком, "что была деревня Басурманская на речке на Обуховке и на ключе" Подгородного стана Козьмодемьянского уезда, имелась "церковь во имя Владимирския Богородицы деревянная с трапезою об одном верху" и 21 двор служилых людей Тихона Ивановича Чоракова, Иаума Федоровича Ерышева, Прокофья Ивановича Токарева, Ивана Федоровича Толмачева, Дементья Ивановича Тумашева и др. Размеры поместного земельного владения, закрепленные за каждым служилым человеком в качестве "поместья" и "жеребья" составляли в среднем 19 дес. пашни (в трех полях) и 4 дес. сенокосов. Эти земельные угодья обрабатывались усилиями каждой семьи служилых новокрещен. Материалы описания 1685 г. позволяют утверждать, что село Владимирское располагалось на возвышенности, было окружено приусадебными участками и полями.

 

Отсюда виднелись обширные леса из различных пород деревьев (дуб, липа, береза, сосна, вяз), сенокосные угодья и полянки, озера и Волга; проходившие вблизи села дороги на пойменные луга и протянувшийся вдоль Волги старинный сухопутный трат из Нижнего Новгорода в Казань; одиноко стоящий дуб на пригорке и постоялый двор; места марийских языческих мольбищ - кереметей и знаменитая "Ивановская гора", на которой, согласно историческим преданиям, осенью 1552 г. временную стоянку имел и пировал царь Иван Грозный, возвращавшийся со своим войском в Москву из победоносного Казанского похода.

В начале XVIII в. в результате большого пожара с. Владимирское сгорело почти дотла. Удалось спасти лишь две иконы Владимирской Божией матери: храмовую Чудотворную и небольшую запрестольную, а также книгу "Служебник" 1653 г. После этого события жители села и 1705 г. переселились с прежнего жилища (находилось между совр. с. Владимирское и д. Волна) на новое место. Тогда же они просили казанского митрополита Тихона о дозволении построить новый каменный храм во имя Владимирской Божией матери. Средствами в этом деле им помог чебоксарский купец Михаил Игумнов со своей женой Варварой. Были заложены и построены две каменные церкви: одна теплая, во имя Николая Чудотворца, освященная в 1712 г. (разобрана в 1829 г., материал употреблен на постройку каменной колокольни); другая, холодная, в честь чудотворной иконы Владимирской Божией матери с приделом Иоанна Предтечи, освященная 8 сентября 1713 г. самим митрополитом Тихоном, разрешившим в 1719 г. крестные хождения с иконой из с. Владимирского в г. Козьмодемьянск. Интересными представляются показания 1723 г. жителей с. Владимирское о том, что их предки "были новокрещены ис черемис, а христианскую веру пожелали и крестились из воли своей".

 

 

В годы массовой христианизации горных марийцев в середине XVIII в. с. Владимирское стало центром обширного новокрещенского церковного прихода. В этом приходе, помимо жителей самого села, числились марийские прихожане Акпарсовой сотни из деревень Юль Кушерга, Малая Юль Шудермара, Другая Юль Шудермара, Чертакова, Кадышева с околодками.

В 1748 г. в селе было 87 чел. душ муж. пола. В 1795 г. в "селе Владимирском Басурманово" числились 22 двора (69 муж. и 106 жен.). Площадь усадебной земли составляла 6 дес, пашен - 629 дес, сенокосов - 147 дес, лесов - 220 дес, неудобных земель - 30, 5 дес. Жители сеяли рожь, овес, ячмень; "зажитком средственны".

 

Однако в дальнейшем положение владимирских крестьян ухудшилось. В 1825 г. из закрепленных за ними в конце XVIII в. генеральным межеванием земель из общей площади в 1032 дес. самые лучшие угодия в 409 дес. вопреки их требованиям отошли к жителям Козьмодемьянска. К тому же, в 1833 г. село вновь почти сгорело, осталось только пять домов и церковь. По ведомостям Козьмодемьянского волостного правления 1857 г., у владимирских крестьян осталось всего 17 дес. усадебной земли, 281 дес. пахотной, 91 дес сенокосной, 150 дес. лесной, 17 дес. неудобной и 6 дес выгонной. Скота у них считалось: лошадей - 40, коров - 30, овец - 150, свиней - 50 голов. Они потеряли свои рыбные ловли и пчельники. Из хозяйственных заведений они имели 2 ветряные мельницы, 3 семейства на стороне занимались кузнечным промыслом. Главным занятием крестьян было хлебопашество, за ним - бурлачество на Волге, куда уходили все мужики, кроме старых да малых. Весною они добывали себе копейку по найму у лесопромышленников на пристанях погрузкой судов и сплавом плотов. Как отмечал современник, известный историк-краевед С. М. Михайлов (1821-1861), оставивший содержательное описание этого села 1857 г., "теперешнее положение" владимирских крестьян "самое бедное"; "вспоминая прежнее их благосостояние и службы их предков великим государям, невольно предаешься грустным размышлениям".

Заслуживает внимания свидетельство С. М. Михайлова и о том, что с горы, "на которой расположено село Владимирское", открывались "взору очаровательные виды: пространные дуга, покрытые кустарниками и группами осокоревых и ветловых дерев; множество озер, болот, ручьев; вдали, за желтыми песками, Волга; за нею сплошной лес, тянувшийся на необозримое пространство; а на противоположной стороне - Горы: Ивановская и Сундырская с селом Малым Сундырем, расположенным как бы в ущелье этих гор, и, наконец, в отдаленной синеве, Торговицкая Ватага с мрачною дубравою - все это представляет восхитительную картин)" (сейчас на этом прекрасном месте безбрежная волжская гладь - А. И.).

Должно быть такую красивую картину с Владимирской горы видел уроженец этого села Сергей Андреевич Нурминекий (1839-1914), видный просветитель народов Поволжья, учитель, педагог, историк-этнограф, литератор, составитель марийского букваря, инспектор и директор народных училищ, активный организатор и проповедник системы просвещения нерусских народов по системе Н. И . Ильминекого.

В 1861 г. вс. Владимирском была огкрыта церковно-приходская школа. Временно не работавшая, она вновь открылась по инициативе местного священника Константина Ивановича Нечаева, породнившегося еще в 1856 г. с семьей Нурминских. В 1867 г. в ней обучалось 10 учеников (4 рус. и 6 мари). С 1877 г. Владимирское начальное сельское училище находилось в ведении земства. В 1874 - 1877 гг. в селе действовала Владимирская Подгорная школа братства святителя Гурия. В 1914 г. во Владимирском земском училище обучалось 49 учеников. Учителями были Зоя Иваповна Вишневская и Синрилон Алексеевич Черновский.

В конце XIX - начале XX вв. жители села продолжали заниматься традиционными хозяйственными занятиями. В 1889 г. в с. Владимирском с 53 дворами (130 муж. и 145 жен.) крестьяне имели 250, 2 дес. пашни и 114 дес. сенокосных лугов; в 1890 г. в селе было 50 пашенных наделов, 66 лошадей, 62 голов КРС, 199 голов мелкого скота; в 1891 г. соответственно - 65 лошадей, 29 жеребят, 93 коровы, 59 телят и бычков, 220 овец, 15 свиней и разной домашней птицы. Кроме хлебопашества и животноводства, по описанию 1889 г., "в весеннее время крестьяне занимаются отхожими промыслами, как-то грузкою судов и бурлачеством, а небольшая часть занимается портнячеством и кустарным промыслом". По данным 1893 г., владимирским крестьянам Степану Никитину, Якову Герасимову, Ивану Еропову принадлежали 3 ветряные мукомольные мельницы, построенные в 1870, 1871 и 1874 IT. Каждая мельница размалывала в сутки до 100 пудов зерна на сумму 20 руб. При ветряной мельнице И. И. Еропова имелся "маслобойный завод", где производили до 50 пудов масла на сумму 175 руб. В кузницах Степана Андреева (осн. в 1872 г.) и Гаврилы Афанасьева (осн. в 1889 г.) производилась "выделка из железа разных вещей, изделий, необходимых в крестьянском быту, и ковка лошадей жителям" ежегодно на сумму до 30 руб. В 1898 г. отмечено наличие в селе "деревянного хлебозапасного амбара", маслобойного завода; кузнечным промыслом были заняты 2 чел., мукомольным - 5 чел., садоводством - 4 чел., рыболовством - 2 чел. В 1913 г. владельцами ветряных мельниц были Яков Иванович Гаранин и Федор Никитич Гуляев.

В 1919 г. в с. Владимирское насчитывалось 75 дворов (196 муж. и 195 жен.), а в 1925 г. - 412 чел. В 1921 г. в селе имелись сельсовет, начальная школа, изба-читальня, церковь. В 1922 г. при нем значились мукомольные ветряные мельницы, принадлежавшие Якову Ивановичу Гаранину и Федору Никитичу Гуляеву. В 1924 г. здесь была создана кустарная артель "Труженик" (5 чел.) по лесозаготовке, а в 1929 г. бычье с / х товарищество "Прогресс". В 1929 г. в селе насчитывалось 92 двора с русским населением в 455 чел. (226 муж. и 229 жен.). С 1928 г. действовало товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) с названием "11 лет Октября".

В июне 1944 г. верующие Владимирской религиозной общины обратились к властям с просьбой "о передаче Храма" им и начале богослужений (церковь была закрыта в 1937 г., священники репрессированы, красивое мраморное распятие Христа разбито, многие иконы были уничтожены или сожжены вместо дров в Четнаевской школе) "в теперешнее тяжелое скорбное военное время". В том же году 6 декабря Владимирская церковь вновь открылась. На фронтах войны из с. Владимирское сражались 99 чел., из них 60 чел. погибли, а 39 чел. вернулись домой. Среди них рядовые Александр Иванович Гуляев и Вера Андреевна Васина, сержанты Николай Петрович Еропов и Петр Иванович Лабутин и др.

По состоянию на 01.01.2001 г., в с. Владимирское было 46 дворов, гз том числе 24 пустующих, с населением в 42 чел. (26 муж. и 16 жен.), в том числе 13 марийцев, 28 русских, 1 чуваш. В СПК-племзаводе им. Мосолова работали 3 чел., в личных подворьях - 19 чел. Жители содержали 1 корову, 5 свиней, 4 козы и разную домашнюю птицу. В селе много дачников, имеется асфальтированная дорога и автобусное сообщение. Работает школа, ведется церковная служба. Около села на спуске к речке Обуховке с правой стороны возвышается мощный дуб в возрасте не менее 400 лет, - живой свидетель славной истории старинного села Владимирское.

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Галина Ведерникова

http://mari.eparhia.ru/

http://www.12rus.ru/

 

 

Комментарии

аватар: Кэп

новый маршрут

В Горномарийском районе Марий Эл состоялась экспедиция в село Владимирское и появился новый лыжный туристический маршрут. 

В Горномарийском районе Марий Эл разработали лыжный туристический маршрут из Козьмодемьянска до села Владимирское.

Появился он недавно благодаря музейной экспедиции, организованной сотрудниками Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса.

Перед участниками экспедиции стояла задача проследить изменения в жизни села за последнее время. Они побывали на службе в церкви иконы Владимирской Божьей Матери, настоятель которой провел с прихожанами беседу о семье. 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru