Источник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши

 Источник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши

 

В нашей республике известно множество источников, родников, где по молитвам Божьей Матери и святых изливается вода, имеющая обильные благодатные дары.. Не только питие этой воды, но даже окунание в эти источники приносит множество исцелений и чудотворений. Возникновение источников-родников, как правило, не проходит в неизвестности и, у каждого своя история. Появление святого источника в с. Шабаши связано с чудесным явлением иконы Божьей Матери во граде Казани в 1579 году. С того времени этот образ стал одним из самых чтимых на Руси.

 

                                 Источник Казанской Божьей Матери около деревни ШабашиИсточник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши

 

Многочисленные списки его прославились знамениями и чудотворениями. В Марийском крае также немало мест массового паломничества, связанных с этой иконой. Один из них — святой источник в Советском районе. С древних времен прославился он исцелением от глазных болезней. Когда появился источник в Шабашах — никто не знает. Одно из преданий рассказывает, что возник он в поле на месте явления иконы Божьей Матери крестьянину-пахарю. Каждый год накануне праздника «Казанской» (21 июля) собираются сюда верующие со всех уголков нашего края. Многие остаются на ночь. Священнослужители, сменяя друг друга, читают акафисты, окропляют людей св. водой… Постоянно приезжают новые паломники. Удивительно много здесь бывает детей.

Для них это — настоящий праздник. В советские времена приезжал на источник Источник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши

 Почитаемый, уже не одно столетие, святой источник, один из самых известных в Республике Марий Эл, а расположен он у бывшей деревни Шабаши, а ныне это поселок городского типа Советский - административный центр одноименного района. Когда родник стал известен никто уж и не вспомнит, по преданию, один крестьянин пахарь нашел в поле икону Казанской Божьей Матери и в месте явления лика Богородицы забил ключ чистейшей воды. После того чудесного проявления люди потянулись к источнику и достоверно известно многие получали и получают исцеления, особенно от глазных болезней. Верующие облагородили святое место. Но если заглянуть в историю, то можно увидеть, что не все было гладко в судьбе этого святого места. Во времена богоборческой деятельности, при советской власти, родник хотели уничтожить и завалили бульдозером, но вскоре он забил с новой силой и люди все равно приходили сюда.
 

Ежегодно 21 июля в празднество Казанской иконы Божьей Матери к святому источнику явленной иконы Богородицы Казанской стекаются большое число верующих. Люди приезжают из далека, даже из соседних государств, и поэтому начинают собираться здесь уже накануне праздника с вечера. Священники, меняясь по очереди, читают акафисты, проповеди и окропляют людей святой водой. С самого праздничного утра здесь уже собирается огромное количество паломников, говорят за день здесь бывает до 10 тысяч человек. Многочисленное духовенство возглавляется обычно самим Владыкой - Архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном.                                  Источник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши

В  2010 году этот праздник был двойной, потому что, Владыка освящал здесь вновь построенный храм. Строительство началось совсем недавно - 6 апреля 2009 года Владыка Иоанн совершил освящение, закладку камня и памятной грамоты в основание строящегося храма на источнике в честь Божьей Матери в Ее честном образе Казанская, осенью того же года мастера заложили фундамент, вывели цоколь. На нулевом цикле помогали многие местные жители. И уже в этом году, под покровом Божьей Матери, храм был освящен.
Теперь каждый чувствует сугубую благодать Божию, видя живые примеры скорой помощи верующим Заступницы и Ходатаицы за род человеческий. 

 

                              Источник Казанской Божьей Матери около деревни ШабашиИсточник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши

 

Недалеко от родника когда-то стояла деревянная церковь, не пережившая безбожные времена. У верующих всегда было огромное желание восстановить храм на старом месте (источник относится к Оршинскому приходу). Администрация района нашла возможность помочь людям. Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн дал благословение на строительство. Координатором работ выступил глава района Николай Семенов.
 

 

Проект деревянного здания заказала епархия. Осенью прошлого года строители заложили фундамент, вывели цоколь. На нулевом цикле трудились многие местные жители. К весне предприниматель Алексей Морозов, занимающийся цилиндровкой бревен, заготовил материал для сруба. Храм начали ставить 6 апреля нынешнего года. Владыка отслужил молебен, освятил стройку. Верующие, давно не бывавшие на источнике, сегодня это место не узнают. Деревянная церковь удивительно смотрится на фоне леса. Она стоит почти на том же месте, где была ее предшественница. Работы здесь еще очень много. Сейчас строители занимаются внутренней отделкой. Когда мы зашли в храм, они пропитывали стены алтаря восковой мастикой.
 

Звонница, на которой осталось смонтировать крепежные элементы, пока зияет пустыми проемами. Уральские колокола уже привезены в Шабаши и ждут своего часа. Во время торжественных богослужений здесь будет звучать полноценный колокольный ансамбль.

 


 

На строительство церкви не потрачено ни одного бюджетного рубля. Как сказал настоятель Оршинского храма отец Сергий, средства собираются с миру по нитке. Люди жертвуют на восстановление, кто сколько может. Народ в приходе небогатый, для многих и сто рублей - большие деньги. Не остались в стороне и районные организации, оказывающие спонсорскую помощь. Был открыт специальный счет, на который предприятия перечисляют пожертвования. В числе первых однодневный заработок на восстановление храма пожертвовали работники Советского МДК.
 

В разговоре с отцом Сергием я неожиданно услышал незнакомое название Неделька. Прямо как в песне о водолазе "на недельку до второго...". Увидев в моих глазах недоумение, батюшка достал карту местности. "Видите два населенных пункта? - показал он мне оршинский угол. - Это Неделька и Садовская. То место, где у источника стояла Казанская Богородицкая церковь, в архивах вплоть до 1936 года называлось "сельцо Неделька". А в 1936 году, когда вновь открывали закрытый храм, в описи он уже фигурировал как "Шабашинский". Это значит, нынешнее название места не историческое, хотя сейчас все привыкли к Шабашам".

 


 

Если найти в толковом словаре слово "шабаш", то первым его значением будет "субботний отдых" (по-еврейски), второе - "сборище ведьм", и третье - "баста, конец". Есть предания, объясняющие, почему Неделька имела второе имя. Якобы местные мужики, возвращаясь в деревню с заработков, доходили до источника и, чувствуя себя уже дома, радостно восклицали: "Шабаш, пришли!". Так и прилипло к сельцу - Шабаши.
В округе это не единственное место, имеющее второе название. Жители расположенного неподалеку Шаптранера предпочитали другое наименование своей деревни - Трубичата.
Отец Сергий пояснил, что для православного христианина значит "Неделька". "Неделя" - когда по церковным правилам нельзя ничего "делать", только молиться - это воскресенье. А Воскресение - это Пасха. Очень хорошее название. Какое из двух приживется, покажет время.

 

 

Зная, как трудно восстанавливаются на селе храмы, мало кто, наверное, верил, что удастся так быстро поднять церковь у святого источника. Строительство началось совсем недавно. Осенью прошлого года мастера заложили фундамент, вывели цоколь. На нулевом цикле трудились многие местные жители. К весне предприниматель Алексей Морозов, занимающийся цилиндровкой бревен, заготовил материал для сруба. Храм начали ставить 6 апреля прошлого года. Владыка отслужил молебен, освятил стройку. В фундамент алтаря заложили грамоту, которую подписали ныне покойный глава администрации района Николай Семенов и архиепископ Марийский и Йошкар-Олинский Иоанн.
 

 

Сегодня снаружи храм уже имеет законченный вид, лишь в проемах небольшой звонницы не видно колоколов. Внутренние помещения оказались тоже почти готовы. Председатель приходского совета Александр Киселев, с которым мы зашли в церковь, показал наверх: "Самая большая проблема сейчас - закрыть внутренний свод. Его необходимо завершить в ближайшее время, тогда мы сможем убрать леса, чтобы церковь к освящению престола приняла надлежащий вид. И иконостас уже можно монтировать, не боясь повредить образа. Практически все работы выполнены. Весной нынешнего года мы закончили кровлю и систему отопления. Уже подготовлены престол, жертвенник, аналои; мастера в епархии шьют для них облачение.
 

 

Многие спрашивают, почему храм строится не в райцентре, а на окраине района. Но вы посмотрите, сколько в Шабаши приезжает людей! Не только из республики, но и из других регионов России. Святой источник нужен всем. При советской власти его бульдозером заваливали, а все равно люди шли сюда. Трактор против веры бессилен. Люди приходят семьями: рядом с дедом - сын, внуки. Они общаются здесь между собой, с природою, с Богом. Разве это не прекрасно? Малыши, побывав тут со взрослыми, на всю жизнь запомнят паломничество к роднику".
Александр Александрович с особой радостью отметил, что на месте Шабашей планируется выделить землю под застройку. Желающие переехать сюда уже есть, так что в будущем около святого источника возродится не только храм, но и село.

 

  

Деревня НЕДЕЛЬКА (ШАБАШАН)

  Не существующая ныне деревня. Она находилась в 7 км от деревни Средний Кадам в юго-восточном направлении.

Название прозвищного характера, восходит к еврейскому слову "саббат" — суббота. Официальный вариант произошел от русского слова "неделя" при помощи уменьшительного суффикса.

Деревня образовалась в начале XIX века. В 1836 году здесь значились 7 дворов, в них проживали 37 мужчин и столько же женщин.

В 1891 году в Недельке в 42 домах проживали 263 человека. У населения имелись 44 лошади, 142 головы крупного рогатого скота. 13 хозяйств имели по 5-10 десятин земли, 15 хозяйств — по 10-15, десять семей — по 15-25 и четыре семьи имели большие наделы — по 25-50 десятин. Почти все обрабатывали пашню своими семьями, без привлечения наемных работников. Одна семья из этой деревни занималась пчеловодством, две — хмелеводством, 18 — извозом.

В 1901 году в Недельке была построена деревянная часовенка, которая относилась к Троицкой церкви села Люперсольского (Кужмары). 15 жителей Недельки участвовали в империалистической и гражданской войнах и столько же в Великой Отечественной войне. В деревне жили семьи Репиных и Подоплеловых. В 1922 году в деревне было 72 хозяйства, проживали 454 жителя.

На 1 января 1949 года в Недельке насчитывалось 45 хозяйств, а на 15 ноября 1963 года значилось 23 дома. В 1985 году оставалось только 4 дома. В 1986 году Неделька исключена из учетных данных.

Добрая слава о Недельке не забывается, и этим деревня обязана знаменитому роднику с целебной водой, который находится вблизи этого бывшего селения. Каждый год 21 июля, в праздник иконы Казанской Божией Матери, сюда приезжают паломники со всей округи. Вода в этот день считается святой, и стоит только смочить больные места, как залечиваются все недуги. В последние годы территория вокруг родника обустроена, облагорожена. Здесь, на месте когда-то стоявшей часовни, построена новая часовенка. За шабашинским святым источником присматривает житель поселка Советского Константин Макарович Атлашкин.

 

 

Деревня ОЖИГАНОВО (ЖИГАН, АЛТАМЕРКА)

  Деревня Ожиганово находится в 3 км от Орши в южном направлении. Возникла в начале XIX века и раньше имела другое название — Алтамерка, по наименованию речки, которая тут протекает. В 1905 году здесь в 58 дворах проживали 156 мужчин и 169 женщин. Крестьяне держали много скота, до коллективизации практически в каждом хозяйстве было по 2 лошади и по 2 коровы. Скотину пасли в лесу, где у каждой семьи был свой надел. Животные ходили до леса по выгонной дороге, окруженной изгородью, и сами же вечером возвращались домой.

Местные жители бережно относились к природе, охраняли ключи, ухаживали за могилами предков. В прежние времена крестьяне были суеверными, в частности, верили в существование нечистой силы, домовых, ведьм, леших. Существовало поверье, что в доме нельзя свистеть, от этого домовой разбушуется, и будет горе. У местного населения были свои обычаи, связанные с вероисповеданием. Вера была христианская, так как до 60-х годов прошлого столетия в деревне жили только русские.

В Ожиганове проводились большие гулянья, отмечали престольный праздник явления Казанской Божьей Матери. Накануне, 20 июля, уходили на святой ключ возле деревни Шабаши. В течение всей ночи в часовне шла служба, а на следующий день устраивали базар. Приходили люди со всей округи, привозили много глиняной и жестяной посуды, утвари, мед и прочее. После базара весь народ шел в Ожиганово, на массовое гулянье. Принимали гостей, отдыхали, веселились. Посещали церковь Св. бессребреников Космы и Дамиана в Орше. С особым почтением относились к тем, кто воевал и служил в армии. В армию провожали всей деревней. Дома в селении стояли плотно друг к другу. Старожилы помнят, что здесь было 170 домов.

 

 

 ____________________________________________________________________________ 

Источник информации и фото:

httр://mаri.ераrhia.ru/

http://imgsrc.ru/main/user.php?user=signol (автор: Алексей)

http://www.marpravda.ru/  (Автор: Валерий Кузьминых)

http://12rus.ru/List/33/2802/

 

 

 

ВложениеРазмер
Источник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши 172.16 КБ
Источник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши 238.82 КБ
Источник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши 123.29 КБ
Источник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши 296.25 КБ
Источник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши 137.87 КБ
Источник иконы Казанской Божьей Матери198.4 КБ
Источник Казанской Божьей Матери176.23 КБ
Источник Казанской Божией Матери124.99 КБ
аватар: Кэп

обновление статьи

Статья про источник Казанской Божьей Матери около деревни Шабаши обновлена и дополнена.

Всех поздравляем с праздником Казанской иконы Божьей Матери!

ТУТ СТАТЬЯ ПРО ИКОНУ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И КАЗАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru