Клад на Сталинских полях (Нульмари) или Легенда про сокровища Пюкылы

Команда Кочующие - клад

 

 

 

 ПРОДОЛЖАЕМ ЛЕГЕНДЫ ПРО КЛАДЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ!

 

Как мы указывали в прошлых статьях про историю Кленовогорья и Старого Казанского (Галицкого) тракта,   Емельян Пугачев с отрядом после поражения у Казани свернул с Казанского Тракта в глухой лес, чтобы дать передышку коням, и чтобы идущие царские войска не смогли бы их застать врасплох.

После чего отряд Пугачёва добрался до Конан-ера, где напоил лошадей. Обогнув озеро, они выбрались на Сталинские луга, где и располагался настоящий Дуб-богатырь, с которого обозревалась вся сотнурская и казанская сторона.

 

Сталинские луга - поля

 

Поняв, что погоня отстала, и ему никто не мешает – отряд Пугачёва остановился на ночлег под сенью лесного великана на обширной луговине. Именно здесь к нему пришла с поклоном и хлеб-солью делегация местных крестьян из деревни Нульмари.

В довоенных трудах (до 1941г.) краеведа Айзенворта сохранилось такое местное предание про встречу пугачевского отряда. Мол, жил в той деревне злобный кулак по имени Пюкыла. Был он самый богатый в округе, много у него имелось ульев и скота. Большая часть деревни батрачила на него с утра до  позднего вечера. Ему принадлежал и постоялый двор с пасекой на Кленовой горе. Пюкыла был очень жаден, он давал в долг под большие проценты и до нитки обирал бедных односельчан. А кто не мог рассчитаться – попадал в фактическое рабство к кулаку. Деревня была глухоманная, никому до неё дела не было, и Пюкыла имел здесь полную власть, так как был старостой деревни. Своей рукой он судил и наказывал местных жителей, и  никто не мог пожаловаться на него! Сам же он выбивал из народа налоги, сборы и прочие повинности!

 

 

 

 

Однако, когда народное восстание докатилось до Марийского края, и сам Пугачёв с отрядом проходил по Казанскому тракту, то крестьяне решили суд и правду искать у «народного царя Петра III», который везде слыл заступником бедных и угнетенных! Они схватили Пюкылу и привели его на поляну к Дубу, где расположился стан Пугачёва. И, поклонившись, просили «его царскую милость» совершить справедливый суд над злодеем. По легенде Пугачев выслушал множество обвинений  в адрес Пюкылы, и совершил свой царский суд. Кулака повесили в лесу на осине, а его богатство – по указанию «царя» - разделили между собой обиженные и притесняемые им крестьяне, которые  имели все права на это.

После этого Пугачев назначил нового старосту этой деревни, а жители Нульмари пригласили «народного царя» на свадьбу, где его просили благословить молодую пару.

Красиво и поэтически изложил легендарную встречу Пугачева и жителей Нульмари марийский поэт В.Ю. Лапин в поэме «Царский Дуб и простой человек».

Однако сохранилось предание, где данная история получила продолжение, и богатство кулака снова стало предметом поиска его родственников и односельчан.

 

 

Сталинские луга недалеко от Конан-ера

 

По легенде – Пюкыла был сребролюбив и жаден до крайности, за вовремя не отданный долг или не возвращенную копейку – он мог заморить любого земляка. В основном жителями деревни были мари, как и он, однако ничто не останавливало его в погоне за наживой! Ни вдовы, ни сироты, ни беднота – никто не мог получить от него прощения долга или его послабления! Как староста деревни, он не раз устраивал показательные порки крестьян своей деревни, чтобы все видели, какова его власть в этих краях, и чтобы все боялись его. Имея право собирать с односельчан подати и налоги, Пюкыла имел и свою корысть – таким способом он умножал и без того огромное состояние! Кроме большого хозяйства, пасек, постоялого двора, скота – у него было много богатств в золотых и серебряных монетах.

И вот, когда Пугачев совершил над ним свой праведный суд – крестьяне  стали делить его имущество, которое было нажито народным трудом, однако тех накопленных сокровищ найти не смогли. Кулак был настолько жаден и хитёр, что очень далеко прятал свою кубышку! А может, слухи о Пугачевском восстании дошли и до этого глухого уголка в лесном краю, и Пюкыла решил от греха подальше закопать золото и серебро в непроходимой чаще, так как понимал, что ещё припомнятся ему страдания и слёзы крестьянского люда. Так или иначе,  крестьяне были довольны и тем, что досталось каждому от хозяйства Пюкылы, и никто не претендовал на те сокровища, которые были прокляты и принесли своему хозяину позорную смерть.

 

 

                   (картина  Е.Д.Атлашкиной  -  Е.Пугачев в Кожла-соле)           

Однако остался в деревне у Пюкылы сын, которого не тронули только потому, что принародно  взяли с него страшную клятву – никому не рассказывать о случившемся суде! У него было отдельное хозяйство, которое ему оставили. Но вскоре люди стали замечать его странное поведение. Стал он как будто сам не свой – пропадал целыми днями в лесах и болотах, уходил на охоту – возвращался без добычи, ходил на рыбные ловы – снова ничего не приносил! Хозяйство же своё в деревне совсем забросил!

Так и пошла в народе молва, что сын Пюкылы ищет в глухомани клад, который зарыл его отец! То, что у Пюкылы была своя кубышка – в этом никто не сомневался, также многие верили и в то, что и сын кулака не раз видел эти золотые и серебряные монеты, мол, к сыну от Пюкылы по наследству и перешла эта патологическая тяга к сокровищам, да такая сильная, что теперь ни днём, ни ночью не даёт ему покоя!

Вот и шарил несчастный по чащобам, оврагам, глухим еланям и болотам – искал только известные ему приметные места, где, либо промышлял его отец, или где они вместе бывали по хозяйственным делам, либо ходили на охоту. Только тайга огромна, вокруг столько потайных мест и безлюдных уголков, что найти клад никак не удавалось. Пытался он искать клад и на месте отцовского дома, однако кроме нескольких медных и серебряных монеток – ничего он там не нашёл. Не давался проклятый клад сыну – унёс эту тайну Пюкыла в могилу навсегда, словно подсмеялся он над своим незадачливым наследником, мол, так я жаден, что и мёртвым не отдам сокровища никому!!!

Однако и сын был не промах – упорно продолжал он искать отцовский клад, не взирая на комарьё, непогоду и дожди. Из-за этого он весь осунулся, похудел, лицо его было обветренно, а глаза его стали гореть безумными огоньками. Стал он совсем безлюдным, и ни с кем в деревне не общался, пропадал целыми днями в тайге, где его изредка видели охотники да углежоги, а потом и совсем пропал.

По одним слухам: потонул он в безвестной трясине, каких множество вокруг Кленовой горы.

По другим слухам: совсем лишился человек ума из-за этих денег, да и остался жить в глухоманном месте, как лесной зверь!

Кто-то из деревенских уверял, что до такой степени захотел он завладеть кладом, что по этой причине покумился сын Пюкылы с нечистой силой, обратившись к марийским колдунам – юзо! Те  поворожили и указали ему место, где был закопан отцом клад. И когда глухой ночью добрался он до того места и выкопал монеты, то явились полчища всякой нечисти, от вида которой не выдержало сердце человека, и он умер с кубышкой в руках!

 

Понятно, что всё это слухи и сплетни, которые распространяли досужие односельчане, и которые стали местным преданием, спустя много лет. Ведь никто не был свидетелем последних часов жизни сына кулака и никто не ведал того, был ли он у колдунов.

Но и позже, слушая дедовские легенды, некоторые жители Нульмари, пытались искать Пюкылин клад. Искали  около деревни, искали на месте разрушенного дома Пюкылы, искали и в окрестных лесах. Якобы клад иногда даёт знать о себе, словно манит слабого человека неправедным богатством, мол, если такая страсть завладеет душой, то уже не будет никому спасения, поэтому редко кто рисковал искать эти сокровища.

По той же причине клад до настоящего времени никем не найден, и всё также скрыт на Кленовой горе. Существует ли такой счастливчик, кто сможет добыть его, или всё это на веки вечные будет покрыто тайной – это нам неизвестно!

 

 

В рассказе использовались материалы из книг В.Лапина, О.Чубарёва, Айзенворта и статья из газеты «Передовик».

 

 

 ЛЕГЕНДЫ ПРО КЛАДЫ  МАРИЙСКОГО КРАЯ!

 

ЛЕГЕНДА ПРО КЛАД НА ЗОЛОТОМ БОЛОТЕ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

клад Пюкылы

через Сталинские луга и место предполагаемого клада - Марий Чодра проводит экологическую тропу,

возможен и конный маршрут по данным местам!

место предполагаемого

место предполагаемого клада-откуда сведения?вроде только легенда

Не факт,что воообще деревня

Не факт,что воообще деревня Нульмари существовала,ведь сталинские поля образовались только в 30-е годы,а до этого стоял дремучий лес,лучшее место для деревни непосредственно на Галицком тракте

архивные данные...

по архивным данным на Кленовой горе была деревня Нульмари, эта инфа есть в Истории сел и деревень РМЭ, по рассказам старожил селение там было ещё до революции - туда ссылали ссыльных, это рассказала Галина Сушенцова - библиотекарь сан Клен. Гора.

много чего есть по рассказам,  плюс упоминания о Пугачеве у Айзенворта и Олега Чубарева - что там было селение, именно там и повесили кулака Пюкылу, 

на основании этих преданий и написана поэма про пугачева.

В 30-е годы был образован колхоз имени Сталина, но это ведь не на пустом месте было, кто-то ведь расчистил столько леса, возделывал поля!

Что тут правда а что вымысел - сказать сложно...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.