Исторические особенности марийской народной медицины (биоэнергетика, пульсодиагностика, аккупунктура)

 Команда Кочующие - марийская аккупунктура

 

Предисловие:

Побывав летом 2010 года в санатории Кленовая гора, мы прошли курс иглотерапии, который проводил один марийский врач, он и рассказал нам, что и у мари были древние  традиции лечения по точкам, понятия о биоэнергетике, знания о движении душевных и духовных сил в человеке!

Далее  статья про истоки таких знаний!

 

 

Основой формирования древнемарийского этноса было население ахмыловской археологической культуры раннего железного века (VIII—VI вв. до н. э.) Ахмыловская культура сложилась на территории бассейна Средней Волги между устьями Суры, Ветлуги, Свияги, Камы.

Исторические особенности марийской народной медицины начали складываться во время существования гипотетического уральского пранарода, давшего начало народам уральской языковой семьи. Время его существования называют еще уральской эпохой. Материальную культуру и образ жизни этого народа по данным языкознания уже освещали (Хайду 1985:176—190).

Язык, фольклор, этнография показывают, что уральский пранарод жил в приледниковой зоне, которая, в зависимости от различных ледниковых периодов, располагалась на различной территории. В этом, в частности, заключается причина того, что не удается точно локализовать территорию уральской прародины.

Некоторые легенды и фольклорные образы уральских народов сформировались в условиях, когда их предки жили в тундровой зоне (Акцорин 1982:6—8, 10). Последний ледовый щит на суше Европы полностью растаял к VIII тыс. до н. э. Освободившаяся от льда территория между Уралом и Балтийским морем заселялась населением, занимавшимся охотой, рыболовством, собирательством. Предположительно, это были прауральцы.

 

 (марийский  оберег - особый  концентратор  биоэнергетики, защищающий  человека)

 

 

Прауральцы имели медицину, основанную на мифологическом и тотемическом мировоззрении. Тотемизм является общечеловеческой стадией социального строя и религии.

Тотем — животное или растение, редко природное явление, предмет, от которого люди вели свое происхождение, считали себя с ним родственниками. Одновременно это божество. Браки внутри тотемного рода запрещались, брачных партнеров брали из другого, определенного рода.

Тотемические пережитки длительное время сохранялись у ряда уральских народов: селькупов, нганасан, энцев, манси и др. При тотемизме отдельный человек не выделяется из рода, понятия собственной души, личности нет. Души являются собственностью рода, тотемными воплощениями. Люди считают себя животными, растениями и т. п., идентифицируя себя с тотемом.

Медицина древних людей была не человеческой, а тотемической, ее целью было благополучие тотема, рода. Род и тотем были главной ценностью людей в то время, а на судьбу отдельного человека, лечение не обращали особого внимания. От старых и больных людей род был заинтересован избавляться. У многих первобытных народов существовал обычай убийства старых и больных людей. Пережитки этого обычая долго сохранялись у уральских, тюркских и славянских народов. У бурят, якутов был обычай добровольной смерти, когда дряхлые люди принимали смерть, пытаясь проглотить большие куски сала (Михайлов 1980:80—81). У украинцев немощных стариков отвозили зимой в глухие места и спускали на куске коры вместо саней в овраги, а иногда оставляли в пустых домах. Там старики погибали от голода и холода (Зеленин 1991:354).

У русских тоже существовал этот обычай. Во время фольклорной экспедиции МарНИИ 1961 года от жителя станции Тоншаево Нижегородской области записана следующая быличка из русского фольклора.

«Отец с сыном запрягли сани и повезли деда в овраг свалить. Посадили в лубок и свалили. Сын-то говорит: «Тять! Тять! Зачем лубок-то оставил? Забери. Я когда подрасту, тебя тоже в этом лубке свалю в овраг.» Отец почесал, почесал затылок, взял деда, посадил в лубок и обратно повез домой» (МФЭ-61. Тетрадь № 17. Л. 49 об.)

В марийском фольклоре есть былички о том, как зимой стариков, напоив, скатывали на санках в овраг или запирали в угарной бане.

Пренебрежение жизнью отдельного человека у древних уральцев вытекало также из веры в реинкарнацию — возрождение в новом теле в своем роде. Из родственных народов вера в возрождение в новорожденном ребенке, принадлежащем к тому же роду, сохранилась у манси (Гондатти 1888:39) и у хантов. У хантов, когда рождался ребенок, собирались старые женщины и гадали, чья душа вселилась в новорожденного (Соколова 1976:110—111).

  

Несмотря на все это, непобедимый инстинкт жизни вынуждал больных людей искать исцеления. Люди за медицинской помощью в первую очередь обращались к специалистам-знахарям. Эти знахари были, вероятно, шаманами, посредниками между больными людьми и духами тотемов и духами болезней.

Признаками шамана являются наличие у него особых духов-помощников в виде различных птиц, зверей и т. п., способность в состоянии транса отделять свою душу, чтобы отправить ее на встречу с духами, богами, на поимку и возвращение душ больных людей, способность вызывать к себе духов и богов.

У марийцев нет шаманизма, но следы его былого существования можно обнаружить. Звоном колокольчика призывают души умерших на помощь при поиске пропавшего скота и для помощи в удержании пчелиного роя. Ударяя ножом о топор, делая «железный звук» (куртньо йук), словами: «Юмо, тол!» (Бог, приди!) призывают бога явиться перед закланием жертвенного скота. На больших общественных молениях главный жрец пересказывал слова бога, которые были ему переданы во время сна или во время встречи наяву, и пророчествовал.

 

                   (молитва за умерших у  мари  - своеобразная связь с другим миром) 

 

 

 

На поминках 40-го дня заместитель умершего (живой человек в его роли) пением и пляской доводился до состояния транса и предсказывал от имени умершего. Момент предсказания мог происходить в конце поминок, после проводов души умершего. Прощаясь с душой умершего, его заместитель клал голову на землю и слышал голос умершего, говорящий предсказания. Когда он, простившись, возвращался, к нему сразу же подходили родные умершего и спрашивали, что предсказал умерший: «Мом каласен кодыш?» (Что сказал?)

Этот марийский обычай имеет аналогию в тувинском шаманизме. Тувинский шаман на церемонии проводов души умершего имитирует диалог, говоря то от своего лица, то от лица умершего. Устами шамана покойный предрекал ближним судьбу, высказывал благопожелания (Сагалаев 1990:167).

Если шаманы перед камланием созывают своих духов-помощников, имеющих облик зверей, птиц и др., то марийские знахари перед заговариванием призывают на помощь различных зверей, птиц, рыб, растения, горы, реки, планеты и другие явления в произвольном выборе. В тотемический период люди олицетворяли болезни в виде духов, но не могли представить их в человекообразном виде. От этого древнего периода у марийцев сохранились олицетворения некоторых болезней в виде предметов и животных.

Порчу марийские ясновидящие определяют в виде стрел или сучков, которые вонзились в ауру (психическую оболочку). Тяжесть в теле объясняют тем, что колдун придавил невидимыми камнями, деревьями и др. тяжелыми предметами.

Дух пийнерешке (пий нер 'собачий нос') имеет облик человека с собачьей головой или вид собаки. Он, как полагают, живет в банях и пустых домах. Зубную боль причиняет невидимый червяк пу шукш, который грызет зубы. Кожные нарывы, псориаз, гельминты причиняет шаргишке, 'волосяная змея'. Бельмо на глазах, мастит у женщин и скота, гниль плодов причиняет летающий ночами огненный змей вувер. В вувер превращаются души умерших злых колдунов. Некоторые духи керемет у восточных марийцев имеют облик птиц и называются кайык керемет 'птица-керемет'. В марийском колдовстве духам придают облик жалящих и кусачих насекомых, растений, зверей и насылают на врагов.

С древнейших времен в марийских заговорах используются образы могучих мифических животных, не доступных болезням и порче. Например, в заговоре от панариция: «Красный петух, одно его крыло в небе, другое в земле; когда панариций сможет улечься на кончиках этих крыльев, тогда только пусть сможет улечься на (имя)!» В заговоре от килы (опухоли): «В лесу есть двенадцатиголовая змея. Двенадцатиголовая змея лежит в двенадцатиэтажной клетке. Если колдун сможет в течение одного часа-минуты разрезать эту змею, тогда только пусть сможет поставить килу (имя)!»

Древние уральцы знали основы акупунктуры, прижигания, пульсодиагностики, которые возникли из магии и из представления о жизненной энергии. Акупунктуру лучше всего сохранили и развили марийцы. У них же очень богатая традиция использования заговоров, медитации, разработана теория космической энергии «ю».

Первые акупунктурные иглы делали, вероятно, из камня, кости, когтей, зубов животных. Когда предки марийцев впервые начали использовать медь, они начали делать их из меди. Два медных острия, найдены на Русско-Азибейском поселении в левобережье р. Белая, относящемся к волосовской культуре нач. II т. до н. э. Одна из них длиной 3,8 см, другая — около 9см (Габяшев 1979:159).

Наборы костяных игл, которые можно считать акупунктурными, найдены среди предметов осинской археологической культуры, входящей в более широкую пьяноборскую археологическую культуру III в. до н. э.—II в. н. э. Эти иглы обнаружены скоплениями, чаще всего по 10 штук, достигают длины 100—115 мм, хорошо зашлифованы лишь в остриях (Генинг 1988:185—187, рис. 44).

 

 

Иглоукалывание, прижигание, давление на точки зародились из представления о жизненной энергии и из желания регулировать ее движение в человеческом теле. Древние люди верили в жизненность космоса.

Представления о космической энергии, ауре, энергетических каналах хорошо сохранились у марийцев. Марийские знахари так раскрывали суть иглоукалывания: смысл процедуры в том, чтобы убрать препятствия в потоках энергии ю по каналам тела, вывести через точки прокола энергию болезни и ввести энергию жизни.

Марийская теория жизненной или космической энергии ю очень древняя, отражает общий этап мышления древних людей. Ю — аналог древнеиндийской идеи о прана, китайской о ци и дао, меланезийско-полинезийской о мана, ирокезской об оренда. Похожие идеи о безличной жизненной силе можно найти и у других народов мира. Из родственных народов она отмечена у хантов.

 

 

 

 

Идея жизненности космоса зародилась у древних людей по аналогии с жизнью человеческого тела, когда человек психологически не выделял себя из окружающего мира, считал себя частью природа. Впоследствии у народов мира идеи всеобщей жизненной энергии вытеснялись идеями богов.

У прауральцев лекарственным средствам, если они не были связаны с магией и идеей жизненной энергии, вероятно, не придавалось значения.

Уральцы, как и все первобытные народы, больше, чем медициной, интересовались магией, гаданиями, ясновидением, состоянием медитации. В этой сфере древнего наследия у марийцев обнаруживаются широкие аналогии с народами мира. Приведу примеры гаданий.

Марийское гадание с поясом аналогично ритуалу валлийцев Великобритании измерять шерстяной шнур во время болезни.

Марийский знахарь для гадания берет тонкий шерстяной пояс, которым обычно подпоясываются, садится, кладет его на бедро. На одном конце пояса завязывает узел, к нему прикладывает локоть и измеряет длину до кончика среднего пальца; там маркирует длину локтя. Затем, задавая вопросы духам гадания Мужед Кува-Кугыза 'Старуха-Старик Гадатели', измерения повторяет. Если при повторном измерении локоть совпадает с маркировкой, то это расценивается как положительный знак. Если пояс «укорачивается» (туртеш) или «растягивается» (шуйна), то это означает, что гадание идет по неправильному пути. При гадании на больного это означает, что он не выздоровеет. Гадают до тех пор, пока локоть не совпадет с маркировкой.

 

                                            гадание  на  поясе

 

 

У валлийцев был известен, даже в 1980-е гг., ритуал измерения шерстяного шнура. Исцеление производится самим процессом измерения. Целитель кладет конец шнура на локоть и измеряет длину до макушки среднего пальца, там место маркирует. Затем повторяет измерения. Если шнур «сокращается» или «удлиняется», то это означает, что пациент болен. Целитель повторяет измерения до тех пор, пока, к счастью, локоть не совпадет с маркировкой, что означает, что пациент выздоровеет (Gwindaf 1993:103).

В марийском гадании ногыт дене мужедмаш, производимом 41 камешком или бобами ногыт, гадательное поле состоит из 9 секторов: корно 'дорога', вуй 'голова', канаш 'совет', ÿдырамаш 'женщина', шÿм 'сердце', порьең 'мужчина', авыртыш 'препятствие', йол 'нога', сурт 'дом'.

Эти сектора напоминают 9 секторов-пластин на панцире черепахи в тибетском гадании. Тибетцы наливали на внутреннюю сторону панциря мочу и рассматривали ее особенности в разных секторах (Герасимова 1986:39—41 и др.).

В конце неолита (около III тыс. до н. э.) уральский пранарод распался на две ветви: финно-угров и самодийцев. Предки марийцев были финно-уграми. Финно-уграми стали те уральские роды, которые совершили революцию в экономике: освоили животноводство, ознакомились с зерном, металлами. Термины, обозначающие овцу, свинью, зерно относят к финно-угорской лексике. Вероятно, появилась частная собственность. Изменилось мировоззрение: тотемизм, вера в тотемных предков и тотемные божества стали разрушаться, с усилением кровно-родственных связей тотемные стали отмирать, появилась вера в человеческих предков, культ предков-людей. Впервые появилась частная собственность на душу, зародились представления об индивидуальных уникальных человекоподобных душах, сперва только у старейшин и знахарей. В религии изменение мировоззрения проявилось в виде культа парных божеств Старик-Старуха — хозяевах различных предметов и явлений, в том числе и некоторых болезней. Культы Стариков-Старух заменили прежние культы тотемов и, кроме того, охватили и новые явления жизни. Наиболее ранний этап смены религии виден у хантов и манси, у которых Старики-Старухи часто имеют зооморфный вид, след развития их из тотема: Старик-Филин и Старуха-Филин, Старик-Трясогузка и Старуха-Трясогузка и др.

Культы Стариков-Старух известны также среди карел и марийцев. У марийцев их много, отмечу лишь несколько: Шедра Кува-Кугыза 'Старуха-Старик Оспы', Нерге Кува-Кугыза 'Старуха-Старик Гриппа', Сурт Кува-Кугыза 'Старуха-Старик Дома', Вута Кува-Кугыза 'Старуха-Старик Хлева', Моича Кува-Кугыза 'Старуха-'Старик Бани'. Видимо, дом, хлев, баня у древних финно-угров являлись частной собственностью. Баня занимает определенное место в марийской народной медицине. В бане молились о здоровье Старухе-Старику Бани.

Возникло представление, что души старейшин и знахарей особо ценны и уникальны, не возрождаются в других членах рода. В верованиях ряда уральских народов души выдающихся предков и шаманов превращались в духов, становились бессмертными, в отличие от душ рядовых людей, которые после нескольких реинкарнаций исчезали.

С почитанием старейшин и знахарей, усилением их власти люди стали уделять большое внимание их здоровью. С финно-угорского периода можно вести речь о медицине людей-личностей, а не людей-животных, растений, насекомых и т. п. тотемических проявлений, как было раньше.

Из числа старейшин особо почитались вожди кланов и племен. В религии это тоже отразилось — возник культ богочеловека. У марийцев такой богочеловек почитается под названиями Кугу Ең 'Большой Человек', Курык Кугу Ең Горный Большой Человек', Курык Кугыза Горный Старик', Кугурак 'Вождь'. Этому богу марийцы молятся как в семьях, так и на общественных молениях в священных рощах наравне с прочими великими богами.

С развитием земледелия и ткачества поднялся статус женщин-работниц и женщин-матерей, рождающих новых работников. На ранних стадиях земледелие находилось в руках женщин. Стали цениться не только старейшины, но и женщины. В религии возник культ Матерей явлений природы и общества. От этого времени в пантеоне марийцев сохранились много Матерей, главная из которых Тÿн Кугу Шочын Ава 'Основная Великая Рождающая Мать'.

В бронзовый век (XVI—IX вв. до н. э.) и железный век (VIII—VI вв. до н. э. в ахмыловской культуре) предки марийцев вступили в фазу общественного развития, называемую «военной демократией», поселения стали укреплениями, появились войны из-за материальных богатств и стремления к господству. Археологи отмечают, что могильники ахмыловской культуры изобилуют оружием (Патрушев 1992:44 и др.) Усилилась роль мужчин, стали ценить мальчиков как будущих воинов. С усилением роли войн и межплеменных союзов, усложнением социального строя старые боги (Старики-Старухи, Матери) перестали удовлетворять людей. Они были связаны с родом и племенем, с кровным родством, а новые условия жизни вызывали необходимость союзов по материальному и иному расчету, кровное родство уступало значение. Новые общественные отношения породили культ новых богов — надродовых, надплеменных. Их можно назвать национальными, общенародными богами.

Эти новые боги у марийцев стали называться Юмо 'небо'. Юмо был известен и раньше, но представлял лишь олицетворенное небо. Старый термин 'небо' стали использовать для обозначения новых богов, а потом он стал обозначать и абстрактное понятие 'бог'.

У марийцев выделилась триада высших богов: Тÿң Кугу Юмо 'Основной Великий Бог', Тÿнямбал Кугу Юмо 'Великий Бог Мира' (первоначально тÿня обозначал лишь марийский мир — всемарийскую общность, складывающийся народ), Мер Кугу Юмо 'Великий Бог Общины' {мер 'общество, община'). Они являются основными богами, к которым обращаются и с молитвами о медицинской помощи.

С разрушением тотемизма и тотемических родов, с последующим выделением, шаг за шагом, все новых категорий людей из родовых коллективов, медицина все более становилась человеческой. Лекарственные препараты начали вытеснять магию и шаманство из медицины. Фармакология развивалась как на местном сырье, так и на привозном.

От южных индоиранских народов в фармакологию вошли мышьяк, соль, тараканы, ладан. В их использовании у марийцев очевидны связи с индийской аюрведической медициной. Приведу некоторые примеры.

Мышьяк у марийцев являлся почитаемым металлом. Мышьяк часто используется в сочетании с солью. Для аюрведической медицины тоже характерно применение соли с мышьяком в рецептах от эпилепсии, сумасшествия, истерии; соли — при туберкулезе, астме, хлорозисе, лихорадке в составе сборов (Sen Gupta 1984. Vо1. 1:243, 244; Vо1. 2:413,415, 369—370. 373, 413, 419, 430, 434).

Марийское название соли шинчал, санзал (г.) имеет индийскую параллель: один из видов соли в Индии называется санчал (Sen Gupta 1984. Vо1. 1; XXXII).

И в марийской, и в индийской медицинах против лихорадки применялась паста из тараканьих яиц.

У марийцев при грыже прокалывали мочки ушей и носили серьги даже мальчики и мужчины. В аюрведической медицине прокалывали уши в целях предотвращения грыжи и водянки яичка (Сушрута Чикитсастхана, 19, 21).

Выделившись из других финно-угорских племен, марийцы преимущественно развивали лечение психики, личности человека, разрабатывали религиозно-нравственные аспекты, теорию космической энергии и связанные с ней процедуры иглоукалывания и пульсодиагностики, ясновидения.

У марийцев в медицине на первый план вышла психическая, духовная часть. Сила человеческого духа, умение управления космической энергией Ю стали считаться высшей силой. «Энергия сильнее бога» (юмо деч ю патыр) гласит марийская поговорка.

Ведущее место в марийской народной медицине занимает человек, умеющий использовать космическую энергию — юзо (-зо — суффикс обладания, управления). Юзо — общее наименование лиц, занимающихся магией, гаданием, ясновидением, медитацией, духовным целительством и другими парапсихологическими явлениями. Только они могут лечить людей от порчи и разрушать призраки, созданные колдовством, но они же могут их создавать.

 

 

Среди юзо выделяются более мелкие категории:

 

шуведыше 'человек, использующий заговоры';

 

мужанче, мужедше, мужан 'гадатель'; отдельно выделяются гадатели по пульсу, по камешкам ногыт, с помощью маятника из иглы, с помощью пояса;

 

шинчан ужшо 'ясновидящий';

 

име юзо 'иглоукалыватель'.

 

Для всех категорий юзо необходимо приобретение дара и обучение у признанных мастеров. Дар дается богами, душами умерших юзо, для чего необходимо во сне или во время бессознательного состояния побывать в мире умерших, т. е. как бы умереть, получить дар и вернуться в мир живых.

В марийской народной медицине есть несколько категорий лиц, оказывающих медицинскую помощь без знания силы ю, им не обязательно иметь сверхъестественный дар:

 

туржшо 'массажист';

 

лу шындыше 'костоправ';

 

мÿшкыр шындыше, кылымде шындыше 'устанавливающий живот, устанавливающий пупок';

 

вуй шындыше, вуй висыше 'правящий голову, измеряющий голову', которые измеряют голову шнуром и правят постукиванием по голове;

 

мÿшкыр висыше 'измеряющий живот', которые измеряют живот шнуром;

 

эмлыше 'лечащий лекарствами'.

 

Их знания не являются тайными, ими может овладевать любой желающий. 

 

 

Автор:

В.Н. Петров. Марийская народная медицина. Йошкар-Ола, 2000./ Народная медицина

Сайт: 

http://mari.ter12.ru/

ВложениеРазмер
марийская медицина99.04 КБ
марийская медицина121.14 КБ
марийская медицина90.61 КБ
марийская медицина184.83 КБ
марийская медицина106.47 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

да!

такие вот интересные факты можно узнать!!!

оказывается юзо - это не простые колдуны...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru