Сплав по реке Утулик

 Команда Кочующие - Вариант 4 - Сплав по реке Утулик - Хамар-Дабан - Байкал

 

Вариант 4 - Сплав по реке  Утулик  - Хамар-Дабан

  

Далее 4 вариант сплава на лето 2011 года.

Фото от Сергея  Шишкина.

Отчет от турклуба «Сплав».

 

 

1. Общие сведения о походе.

Вид туризма   водный

Район проведения   хребет Хамар-Дабан

Категория сложности   третья

Число участников   8

Сроки проведения   с 10.06. по 22.06.2000 г.

Средства передвижения - катамараны-двойки, диаметр 45 см, длина по раскрою 3 м

Полевых ночевок 8

Протяженность активной части маршрута 92 км

 

Нитка маршрута: г. Новосибирск- г. Слюдянка (поезд)- 3й брод через р. Слюдянка (автомашина)- ГМС "Хамар-Дабан" (пешком)- пер. Чертовы Ворота- устье р. Спусковая (пешком)- р. Утулик (сплав)- автомобильный мост через р. Утулик- ст. Березовая Падь (пешком)- г. Слюдянка (элек-тричка)- г. Юрга (поезд)- г. Новосибирск (автобус)

Маршрут утвержден МКК клуба водного туризма "Сплав" СК НГУ. Выдана маршрутная книжка № 3-5-00.

 

                                                             Сплав по реке Утулик

 

3. Краткие сведения о районе маршрута.

Маршрут пролегает в районе хребта Хамар-Дабан, на юго-востоке от озера Байкал. На западе хребет граничит с отрогами Восточных Саян, на востоке- с отрогами Яблонового хребта, а на юге- с Джидинским хребтом. Район представляет большой интерес для пешего и водного туризма благодаря большому количеству красивых маршрутов различной сложности и относительной простоте заброски. Район хребта Хамар-Дабан наиболее плотно заселен вдоль транспортных магистралей, по побережью озера Байкал, а далее на юг район практически безлюден.

 Район характеризуется резко континентальным климатом. Количество осадков велико (до 2000 мм), пик их приходится на август. Лето жаркое, продолжается с середины июня почти до конца августа.

 Реки района принадлежат бассейну озера Байкал, имеют снежно-дождевое питание. Режим рек характеризуется низким весенним половодьем и выраженными дождевыми паводками в течение лета, особенно в конце июля и начале августа. Наиболее часто посещаются водниками реки Зун-Мурин, Утулик (III к.с. с элементами V к.с.), Снежная и Хара- Мурин (IV к.с. с элементами VI к.с.). Связка любых двух из этих рек оценивается V к.с.

 Река Утулик имеет в летние месяцы 3/4 дождевого питания и 1/4 питания за счет подземных вод. Средний расход воды в июне около 30 м3/c, в июле около 39 м3/c, в августе до 46 м3/c (по данным Белокурова). Уровень воды в реке имеет тенденцию колебаться, суточные колебания в течение суток могут превышать 1 м. В июле и августе для реки характерны резкие дождевые паводки, длящиеся 2-3 дня.

 

                                                                      ПИК  ЧЕРСКОГО 

 

5. График движения.

10.  6. 2000. В 18.10 отъезд из г. Новосибирска поездом. Один из участников (Бригинец В.А.) отстал от поезда. Его отсутствие- основная тема разговоров.

 

11.  6. 2000. Весь день в поезде. По ходу движения постепенно покупаем составляющие ремонтного набора, оставшегося при Бригинце В.А., который вез также запасные лопасти для весел.

 

12.  6. 2000. Прибытие в Слюдянку около 5 утра по местному времени. Ситуация с Бригинцом остается неясной. Звонки в Новосибирск ее не проясняют. Первая половина дня- поиски недостающих лопастей. Наконец удается их изготовить в мастерской при КСО. В 15.00 выезд из Слюдян-ки на частном УАЗике. В 15.45 доехали до третьего брода через р. Слюдянку. Дальше  УАЗик проехать не мог. Начали пешую часть. Погода великолепная. Около 21.00 прибыли на ГМС. Спать легли поздно.

 

                                           ОЗЕРО   СЕРДЦЕ,  Сплав по реке Утулик

 

13.  6. 2000. С 11.00 до 20.00 пеший переход до р. Утулик. Погода хорошая, хотя в конце дня пасмурно и слабый дождь. Отдых после окончания пешки испорчен огромным количеством гнуса. Уровень воды в реке настраивает на сомнения.

 

14.  6. 2000. Строительство в течение всего дня. Серия столкновений между участниками команды, в основном на бытовой почве. К концу дня - прибытие в лагерь потерявшегося Бригинца В.А.

 

15.  6. 2000. Окончание строительства. Задержка строительства вызвана перестраиванием единички в двойку. Сплав по р. Утулик до пр. 19. Ориентироваться по подсчету препятствий не удается. Река вначале исключительно  мелкая, после впадения Шубутуя идти становится легче. много резких поворотов, камни в русле, слабые прижимы. Рассохинский порог проходим сходу, успешно, но часть команды, включая руководителя, принимает его за порог Чижик. Последняя серия препятствий особенно утомляет из-за множества полугабаритных проходов. В одной из шивер-порогов серьезно поврежден кат.3- оторвались лыжи по шву. Задержка, вызванная ремонтом, длится более 2 часов. Аварийный экипаж ремонтируется, остальная команда, находящаяся на другом берегу, поглощает обед. Позже обедает аварийный экипаж. На ночевку становимся около 19.20. Вечером опять нашествие гнуса.

 

16.  6. 2000. Сплав по р. Утулик до пр. 52. Порог Чижик идентифицируем после прохождения. Анекдотичный оверкиль кат. 1 на выходе из Чижика. Последствия- некоторое количество промокших вещей. Порог Трехкаскадный разведываем, вторую ступень две машины обносят. Другие две проходят ее со страховкой. С интересом преодолеваем порог Длинный- лабиринт из огромных глыб. В конце дня- аварийная ситуация: кат.3 отстает от других экипажей и попадает в прижим в пороге Сюзанна. Отсутствие посторонней помощи делает ситуацию серьезной. Тем не менее, все оканчивается благополучно. Однако на катамаране опять практически оторваны обе лыжи.

 

17.  6. 2000. Утро начинается с ремонта. Ремонт длится 3 часа. Сплав начинаем только после обеда. После недолгого сплава- прохождение связки порогов Гротовый, Траверс и Трековый. Не-прерывная разведка. Порог Трековый страхуем с берега. Сплав по р. Утулик до пр. 66 "Мангутайский". Предварительный осмотр порога.

 

18.  6. 2000. Сплав по р. Утулик до пр. 78. Прохождение порога Мангутайский оборачивается фар-сом. Прохождение порога Зев- без эксцессов. Около 17.00. Подходим к порогу Большой Мордоворот. Его прохождение занимает около 3 часов (вместе с обедом). После этого проходим около получаса и становимся на стоянку.

 

19.  6. 2000. Сплав по р. Утулик до автомобильного моста. Незадолго до порога Малый Мордоворот- авария кат. 2 в какой-то шивере. Сломана поперечина при наезде на камень. Малый Мордоворот уважения не вызывает. Идем его с вещами. Разборка, сушка. Погода солнечная. Шура Деревянкин отбывает на станцию, чтобы уехать раньше. На станции Утулик куплено плохое жигулевское пиво. Собираем рюкзаки и идем к Байкалу, а затем вдоль него, в поисках места для дневки. Берега отвратительны. Наконец, находим приличное место, и, оказывается, до него можно было доехать на электричке, вместо часа ходьбы. Вечер ясный, и многие укладываются спать на улице, однако ночью проливается дождь и все в панике забиваются в палатки.

 

20.  6. 2000. Дневка на озере Байкал. Делать нечего совершенно. Вода в Байкале очень холодная, тем не менее из соображений концепции всеми участниками совершено омовение. Допиваем всю водку. В 18.00 отбытие на электричке до Слюдянки. В Слюдянке удается купить билеты только на поезд до Новокузнецка. Поезд уходит поздно ночью. Уже в поезде догадываемся, что билеты нужно было брать до Юрги, а не до Новокузнецка.

 

21.  6. 2000. Весь день в поезде.

 

22.  6. 2000. Утром приехали в Юргу. В 14.40 по местному времени выехали в Новосибирск. Через 3.5 часа были в Новосибирске.

 

6. Подъезды и отъезды

Район Хамар-Дабана легко доступен для туристов благодаря Транссибирской магистрали. Ключевой пункт заброски на Хамар-Дабан  - город Слюдянка. Мы воспользовались поездом № 8 Новосибирск-Владивосток. Имеется много поездов, едущих в этом направлении, но большинство из них- проходящие, и билеты на них, как правило, следует ловить непосредственно на вокзале за 1-2 часа до прибытия поезда.

 

Мы столкнулись с серьезными проблемами при покупке билетов из Новосибирска. До последнего момента их не было вообще, и выкупить удалось лишь купейные места на верхних полках. Они стоили 386 р., при цене плацкарта около 230 р. Поезд являлся скорым и ехал до Слюдянки 33 часа.

 

Выход с маршрута- со станции Утулик. Станция находится примерно в 1 км на восток от автомобильного моста через Утулик, возле которого рекомендуется заканчивать сплав. Для всех электричек, проходящих через Утулик на запад, Слюдянка является конечной станцией. Мы уезжали со следующей по ходу движения станции- Березовая падь. Стоимость проезда до Слюдянки составила для нас 4 рубля 20 копеек.

 

При выезде из Слюдянки мы столкнулись с тотальным отсутствием билетов до Новосибирска в течение следующих 5 суток. Тем не менее до Новосибирска мы добрались вовремя, воспользовавшись поездом Чита-Новокузнезк. Этот поезд почему-то оказался полупустым. Мы доехали на нем до Юрги и, прождав 5 часов, в 14.40 по местному времени уехали рейсовым автобусом Юрга-Новосибирск. Через 3.5 часа были на новосибирском автовокзале.

 

7. Описание пешего подхода к р. Утулик.

Пеший переход может быть начат непосредственно от ж/д вокзала Слюдянка-1. Нужно перейти мост и двигаться по любой дороге, идущей на юг, то есть перпендикулярно озеру Байкал. Первый пункт назначения при пешем переходе- мраморный карьер. К нему идут две дороги- западная и восточная. Мы воспользовались восточной: перейти через переходной мост и по ул. Ленина налево до ул. Слюдянских Красногвардейцев, где свернуть направо. Эта улица идет вдоль левого берега р. Слюдянка. Обойдя справа камнеобрабатывающий цех, следует двигаться вверх по ул. Слюдянской, которая постепенно переходит в искомую дорогу. Дорога многократно пересекает реку Слюдянку. Она каменистая, разбитая, до карьера 6-7 км (1.5 часа пешком). Здесь дорога завалена при взрывных работах, но есть объезд. Автодорога не доходит до ГМС "Хамар-Дабан" примерно 5-6 км, но проезд по ней до самого конца крайне затруднителен даже в сухую погоду. Нам повезло и мы были подвезены до третьего брода через Слюдянку на частном УАЗике  совершенно безвозмездно. Подвезли нас примерно на 8 км. По своем окончании автодорога вырождается в плановую тропу. Эта тропа пролегает по участку древнего Великого Шелкового Пути. В сумме с автодорогой тропа пересекает реку Слюдянку 16 раз, после чего отходит от нее и начинает более круто подниматься вверх. Тропа каменистая, почти везде - по руслу ручья (фото 3), река остается далеко внизу, ее слышно, но не видно. Тем не менее, за водой всегда можно сходить. Затем тропа несколько выполаживается и идет по нормальной почве. От места, называемого Голая, или Осиновая Падь, начинается крутой подъем на Казачью Поляну, расположенную в 40-50 м ниже водораздела рек Слюдянки и Подкомарной. Саму Казачью Поляну с тропы не видно, она расположена ниже ее с левой стороны. Поляна представляет собой вполне приличное место для стоянки, если вы не успеваете дойти до ГМС. В некоторых отчетах указано, что на каких-то участках пешего пути перед ГМС после ухода тропы от реки негде взять воду. Это наглая ложь, не имеющая никакого морального оправдания. Мы шли в максимально сухую погоду и вода везде была доступна. Последние 40-50 м высоты тропа набирает непосредственно по руслу ручья. Этот участок весьма утомителен. На водоразделе находится ГМС "Хамар-Дабан", где есть колодец с питьевой водой. Если обойти ГМС слева и пройти около 100 м, можно наткнуться на несколько хороших стоянок с видом на ущелье, где есть окопанные дренажными дорожками места под палатки. (Однако за водой придется все равно ходить на ГМС.) Это место называется обзорной площадкой.

 

От станции тропа серпантином (набор высоты почти 400 м) поднимается на крутой отрог пика Черского высотой около 2000 м. Это максимальная высота на пешей части. Незадолго после выхода с ГМС имеется разветвление троп. Левая круто поднимается на отрог пика Черского. Она существенно меньше, чем тропа, уходящая на перевал. Это единственная существенная неоднозначность на тропе. (После этого до самого выхода к руслу р. Подкомарной рекомендуется выбирать левые свороты при разветвлении тропы.) При подъеме часто имеется возможность "срезать" серпантин- имеются альтернативные ему прямые тропки. На самой верхней точке перед спуском есть родничок, он хорошо заметен, поэтому воду можно не тащить. Тропа плавно огибает его вдоль границы леса и затем круто спускается в долину Посетительского ручья. Внизу слева виден заболоченный участок 25-30 м в диаметре. Тропа оставляет его слева, проходя по камням. Через ручей - переправа по камням. Отсюда тропа траверсом по заболоченным участкам и руслам ручьев выходит к реке Подкомарной и идет по правому берегу, пересекая множество правых притоков. Набор высоты незначительный. Представляют интерес водопады на р. Подкомарной- три каскада, расположенные в базальтовых каньонах, хорошо заметных по ходу. Последний участок подъема после крупного правого притока Подкомарной, вытекающего из последнего распадка, заболочен. Левый по ходу распадок ведет к перевалу Четырех к истокам реки Безымянной. Правый - к Чертову озеру, расположенному на седловине перевала Чертовы Ворота (фото 6). От перехода на левый берег Подкомарной до перевала - 200-300 м. Чертово Озеро заболочено, но представляет собой приятное зрелище - синее в раме зеленой болотной травы (фото 7). Купаться в нем желания не возникает. На перевале находится памятник. За перевалом - долина реки Спусковой.

 

                                                                             Сплав по реке Утулик

 

Долина Спусковой имеет 3 резких перепада высот, проходимых серпантином. Один из этих серпантинов начинается прямо на спуске с перевала. Второй отделен от первого незначительным выположенным участком. Примерно в 1.5 часа ходьбы есть хорошее место для стоянки между большими деревьями, после которого тропа переходит с правого берега р. Спусковой на левый. После крупного левого притока тропа часто меняет берега, иногда пропадает вовсе, но вскоре находится. Броды, переправы по бревнам. Двигаясь по тропе, не устаешь возносить хвалу добрым самаритянам, спилившим практически все поваленные поперек тропы бревна, которые, судя по их количеству, ранее существенно осложняли движение. В 1.5 км. от ущелья - последняя переправа на левый берег. На стыке долин охотничья изба, от которой остались только стены. Тропа резко уходит от реки Спусковой и некоторое время поднимается вверх.

 

                                                               Сплав по реке Утулик

 Долина Утулика видна издали. Первый раз тропа выходит к Утулику, находясь на значительной высоте от него. В этом месте Утулик делает петлю, а тропа приводит к поляне среди больших сосен. Это было бы хорошее место для стоянки, если бы рядом не имелось больших муравейников.

 Здесь есть разветвление тропы- левое ответвление меньше, оно в обход бомов левого берега Утулика уходит к зимовью. Правое идет вдоль реки, постепенно спускаясь к ней, и приводит к месту старта.

 Рекомендуемое место строительства находится неподалеку от зимовья, до которого нужно идти еще около 1.5 км. Там, по словам местных жителей, в избытке имеется строевой лес. Мы не дошли до зимовья ввиду недостатка времени.

 

8. Техническое описание р. Утулик от устья р. Шубутуй

Уровень воды- малая вода. Оценка сложности препятствий приводится для малой воды. Это замечание принципиально ! Как правило, р. Утулик посещается водниками в июле-августе, когда расход воды благодаря дождевым паводкам существенно выше. Ввиду того, что русло реки имеет вид каньона с существенным падением и насыщено крупными глыбами, препятствия в зависимости от уровня воды могут радикально меняться. Описание препятствий и их нумерация начинается от впадения правого притока реки Шубутуй. Расход Шубутуя при впадении в Утулик сравним с собственным расходом Утулика, поэтому перепутать этот приток с каким-либо другим невозможно. До его впадения на реке тоже имеются препятствия, в основном это перекаты и слабые прижимы на резких поворотах.

                                                    Сплав по реке Утулик

 

 

В отчете использована стандартная классификация препятствий по сложности.

 1. Участок реки до Рассохинского порога.

  1,2л- Шиверы 

3л- Шивера-порог у брода.

 

4л- Порог, начинается у острова; в начале слалом среди камней, на выходе большие валуны (в большую воду навал струи на камни). На правом повороте в русле скальные обломки.

 

5л- Шивера-порог.

 

6,7л- Шиверы.

 

 8л- Шивера-порог, в русле большие камни.

 

9л- Шивера.

 

10л- Длинная шивера, в русле много камней.

 

11,12л- Шиверы-пороги.

 

13л- Порог на резком левом повороте, в русле скальные обломки.

 

14л- Шивера-порог.

 

15л- Длинная шивера после правого поворота.

 Весь участок по малой воде идется сходу, на что требуется около трех с половиной часов сплава. В случае большей воды некоторые препятствия могут стать "с", а также появятся многочисленные прижимы без отбойного вала на поворотах. В малую воду на их месте открылись карманы, но ввиду малой мощи воды они не представляли особой опасности. Ориентироваться, подсчитывая препятствия, в малую воду бесполезно, т.к. по всему руслу открывается множество выступающих камней, создающих мини-препятствия. Очень легко сбиться со счета, что с нами и произошло. Результатом этого стало то, что пр.8 было принято за порог Рассохинский, а пор. Рассохинский-  за пор. Чижик.

 

16с- Порог Рассохинский. Расположен на прямом участке перед впадением р.Рассохи. Ориентир порога- плес и в конце его большие белые глыбы-"чемоданы", перегораживающие все русло. Заход до последнего момента не просматривается. Разведка по правому берегу (в большую воду удобнее разведывать по левому берегу). Порог начинается на небольшом левом повороте и имеет в малую воду две выраженные ступени сливов. В первой ступени основная струя наваливает на большой белый камень и разбивается на две. Большая часть воды идет вправо, влево- гораздо меньшая и может теряться в камнях. Заходить лучше справа от валуна, далее - слалом между зубьями. Вторая ступень в выходной части: скат воды по треку слева направо и выходной слив водопадного типа более 1 м (в большую воду в пороге возможны валы до 1м), после которого улово, откуда можно страховать с воды.

 

                                       ПОРОГ РАССОХИНСКИЙ

 Порог рекомендуется проходить с разведкой. Нами проходился сходу.В большинстве отчетов указывается, что после впадения р.Рассохи р.Утулик сжимается ущельем. Собственно, в ущелье он протекает с самого начала, однако после впадения Рассохи оно усугубляется.

 

 2.  Участок реки до препятствия 52.

17л- Шивера-порог на левом повороте.

 

18л- Шивера-порог, удобнее идти по левой протоке.

 

19л- Длинная шивера.

 

Препятствия 17- 19 в малую воду находятся на грани непрохода доже для маломерных катамаранов- двоек. Сила струи мала, но необходимо постоянное маневрирование. Есть риск повредить суда.

 

20-24с - Шиверы-пороги, в основном слалом между камней (в большую воду имеют сложность: навалы на камни, сливы до 1,5 м);

 

Эти препятствия разделяются короткими участками быстротока, разведка их затруднительна, но они хорошо читаются с воды.

 

25л- Шивера-порог. Во всех описаниях помещается в щеки, но ярко выраженных щек мы не заметили

 

26л- Порог Раздельный. Ориентиры: виден правый поворот реки и бом по левому берегу, справа валунная отмель, которая в большую воду может превратиться в остров. Порог состоит из двух ступеней. Разведка первой ступени - по правому берегу, по валунной отмели. В начале - слалом среди камней, на выходе - скальный прижим у левого берега. После прижима следует зачалиться налево в улово для разведки второй ступени порога. Во второй ступени большие валуны практически перегораживают все русло, оставляя узкие проходы между ними. Основная сложность - это навалы воды на них и быстрая динамика воды. Уже при среднем уровне воды порог имеет категорию "с".

 

Примечание: вся информация о пороге- из чужих описаний. Нами порог идентифицирован не был вообще.

 

27л - Длинная шивера. Перед крутым левым поворотом в конце шиверы сразу чалиться на левый берег для разведки порога Чижик.

 

28т - Порог Чижик. Одно из ключевых препятствий маршрута. Находится на крутом левом повороте реки в 300 м от порога Раздельный. Еще одним ориентиром является правый приток. Чалка и разведка по левому берегу. Страховать лучше с правого берега, для чего делать перечалку. В начале порога навал струи на левобережную скалу. Весь участок порога - серия хаотически расположенных сливов между глыбами (в большую воду сливы до 1,5 м., появляются пульсирующие валы). В середине порога через всю ширину реки выходной слив около 1.5 м и бочка за ним (в большую воду перед сливом появляется пульсирующий вал до 1,5 м). В нашу воду после слива выходная часть порога была осложнена справа торчащими зубьями.

 

Из-за ошибки руководителя в ориентировке по лоции порог был пройден сходу. Кат.1, переработав на заходе в порог от навала на левый берег, зашел на выходной слив в крайней правой его части и на выходе при попытке пройти между зубьями и береговой скалой был прижат к последней и перевернут, в основном, усилиями самого экипажа. Спасательные работы не потребовались. Остальные экипажи прошли порог без эксцессов.

 

29,30л - Шиверы-пороги.

 

31л - Порог. Находится за ручьем левого берега на правом повороте русла. В русле обломки скалы, образующие ворота (в большую воду порог может стать "с". Появятся валы до 1,5 м).

 

32- 35л - Шиверы

 

36л - Шивера - порог.

 

          ПОРОГ   ТРЕХКАСКАДНЫЙ

 

 37с - Порог Трехкаскадный. Расположен на правом участке реки, напротив правого при-тока реки после бома справа. Порог имеет три выраженные ступени. Первая ступень в разведке не нуждается- слив около 0,5 м. (в большую воду около 1 м., за ним бочка). Далее плес (по большей воде быстроток). Здесь можно зачалиться на правый берег для разведки двух других ступеней. Вторая ступень - 3 скалы в русле, навал на них, сливы до 1 м. Сложность представлял зигзагообразный маневр вокруг большой центральной глыбы с необходимостью в непосредственной близости от нее проникать через негабаритный заход. В большую воду эта сложность исчезнет, но появится навал на глыбу. Третья ступень - скала в центре русла, небольшой слив у левого берега, справа навал на еще одну скалу.

 

Вторая ступень препятствия проходилась с береговой страховкой с правого берега.

 

38л- Шивера.

 

39с- Порог, начинается на левом повороте. В центральной части русла скальные обломки (при большой воде между ними образуются сливы до 1м и бочки около 1м).

 

40- 43л- Шиверы и шиверы-пороги

 

44с- Порог Длинный. Слалом-лабиринт среди огромных окатанных глыб, сливы, ворота. Порог хорошо читается с воды, даже в большую воду его можно идти без разведки кильватерной колонной. В нашу же воду он скорее представлял интерес как необычное природное образование, чем спортивное препятствие.

 Вскоре после порога долина реки начинает несколько расширяться.

 

45л- Длинная шивера.

 

46л- Шивера-порог.

 

47л- Короткий порог. Слив до 0,5м через всю реку, после него спокойный участок в щеках.

 

48л- Шивера.

 

49л- Короткая шивера-порог.

 

50с- Шивера-порог Сюзанна. По нашей воде фактически представляла из себя перекат через галечную отмель правого берега. Значительная часть струи прижималась к скальной стенке левого берега, в которой имелся карман.

 Экипаж кат.3 недооценил скорость струи и очутился в кармане, где давлением воды была почти оторвана лыжа с одной из гондол. Благодаря малой мощи струи экипаж смог высвободить свое судно из кармана самостоятельно.

 

                                                          ПОРОГ   ТРАВЕРС

 

51л- Шивера. В нашу воду разделилась на две.

 

Пройдя препятствие 51, стали на ночевку на левом берегу.

 

52л- Шивера. В нашу воду имела не менее двух выраженных ступеней.

 

Участок проходим за один ходовой день. Крайне рекомендуется разведка порога Чижик и второй ступени порога Трехкаскадный. Не следует обходить вниманием пр. 50 "Сюзанна"!

 

3.  Участок реки до порога Мангутайский.

53с- Порог Траверс. Расположен на прямом участке реки после довольно крутого левого поворота. Разведка по правому берегу. На входе слив около 1м с бочкой за ним. Далее бой в скальную стенку левого берега. Проходить порог лучше по центру, после слива траверсировать к правому берегу.

                  ПОРОГ     ГРОТОВЫЙ

54с- Порог Гротовый. Начинается примерно через 500м после порога Траверс. В малую воду возможен непроход. Русло перегорожено обливными и полуобливными камнями, между ними сливы, валы. В конце порога крутой правый поворот, струя подходит к скале левого берега, в которой имеется небольшой грот.

 Проходили после разведки по левому берегу.

 

55с- Порог Трековый. Расположен в 400-500м ниже порога Гротовый. Ориентир - левый поворот реки. Чалка и разведка по левому берегу. На протяжении всего порога прижим в скальную стену правого берега. На входе пара сливов высотой не больше 1м, далее два больших валуна, стоящих один за другим (по большой воде второй камень становится обливным), и навал воды на выступ скалы правого берега; по малой воде прижим и порог в целом не представляют большой опасности. В большую воду за выступом скалы появляется мощный водоворот, но также появляется проход слева, минуя прижим, со сливами до 0,8м на выходе. В нашу воду порог можно было проходить только под правым берегом.

 Проходили порог с береговой страховкой, выставленной напротив прижима.

 На подходе и при прохождении участка препятствий 53, 54 и 55 рекомендуется постоянная разведка. Далее до порога Мангутайского возможно прохождение сходу. В отличие от предыдущих участков, здесь отсутствует сложный слалом.

 

56с- Порог. Ориентир- разделение русла на две протоки. Проходить лучше справа. (в большую воду в месте слияния проток слив и сбойный вал до 1,5 м.

 

57-61 л- Шиверы

 

62л- Шивера-порог.

 Слева наблюдается скальная терраса, река делает два крутых поворота: направо, а затем налево. Это хороший ориентир приближения порога Мангутайский.

 

63-65 л- Шиверы.

 

                                                       ПОРОГ    МАНГУТАЙСКИЙ

 66т- Порог Мангутайский. Ориентиры: почти 100-метровый плес на прямом участке и огромные валуны в конце него, перегораживающие реку, валунная коса по левому берегу и невысокий бом по правому. При подходе к порогу на больших камнях левого берега сооружены временные ориентиры- маленькие горки из круглых камней. Но особой нужды в них нет- порог очень хорошо заметен по резкому перепаду воды. Чалка и разведка по левому берегу. Чалка по малой воде возможна непосредственно перед заходом в порог. В нашу воду вход в порог был затруднен из-за узости проходов между камнями (в большую воду входные ворота сложности не представляют). Весь порог представляет собой беспорядочное нагромождение ворот и сливов различной мощности. В пороге можно выделить пять основных ступеней сливов, из которых первая и пятая особой сложности не имеют, а остальные образуют серию сливов до 2м. Порог заканчивается сложными воротами из больших белых камней. Здесь струя наваливает на обломок скалы под правым берегом (высота навала может достигать 1м, в зависимости от воды), почти вся струя уходит вправо, образуя винтовую бочку, на выходе по центру слив около 1м. После порога длинный участок спокойной воды. По большой воде порог может стать "тт".

Проходили после тщательной разведки с обносом вещей по сложной траектории, которая была бы невозможна при большей скорости струи. В последней трети порога имелся габаритный непроход, который пришлось обносить по мелководью. Экипаж кат.3 ввиду невозможности воспроизвести требуемую линию движения был вынужден обнести препятствие практически целиком. Обнос по большим валунам левого берега неудобен, но вполне возможен.

 

67л- Длинная двухступенчатая шивера. По нашей воде шивер было фактически две, а не одна.

 

68с- Порог Зев. Расположен после некрутого правого поворота. Чалка и разведка возможна и по правому, и по левому берегу. Мы разведывали по правому. Заходить в порог лучше через ворота у правого берега. Главную сложность имеет средняя часть порога: между огромным валуном у правого берега и левым берегом пологий слив через всю реку (в нашу воду около 1м ) с незначительной бочкой за ним (в большую воду слив может достигать 1,5-2 м, а бочка за ним становится гораздо мощнее). После этого еще один слив и навал на глыбу в левой части русла (испытан экипажем кат.2). Затем следует сложный слалом между камнями и серия сливов (в большую воду ворот будет меньше, но появятся валы, более мощные сливы и бочки).

 

                                                                ПОРОГ   ЗЕВ

По нашей воде самым трудным был слалом на выходе, где не имелось вариантов чистого прохождения. При большем уровне воды порог имеет категорию Т.

 Проходили с частичным обносом вещей и береговой страховкой.

 

69, 70л- Шиверы.

 

71л- Шивера, после нее чалка на правый берег для разведки порога Большой Мордоворот.

 72т- Порог Большой Мордоворот. По малой воде ключевое препятствие маршрута. Ориентир: крутой левый поворот реки, в русле видны большие камни, по левому берегу- бом, по правому- курумник. Отрывистый левый берег над бомом покрыт стволами погибших деревьев, много стволов попадало вниз. В правой части река, натолкнувшись на крупноглыбовой завал, образует нечто вроде лагуны с песчаным пляжем, здесь имеется стоянка средней паршивости. Чалка и разведка порога по правому берегу. Разведка обязательна. Зачалиться можно после гряды камней перед порогом, но оттуда неудобно заходить в порог.                            

Порог состоит из двух ступеней, разделенных участком быстротока. По нашей воде тут был не быстроток, а настоящее улово. Заход в первую ступень- слалом. В первой ступени несколько сливов неровной формы высотой до 1м, некоторые с небольшими бочками. В средней части водоскат осложнен зубьями. В конце струя делится на две части камнем, на который идет несильный навал. После первой ступени по нашей воде можно было зачалиться как на правый, так и на левый берег, но на правый берег чалка логичнее. По большей воде это может стать невозможным без принудительной чалки. Вторая ступень имеет значительный перепад высот (4-4,5м на 12-15м протяженности), состоит из серии сливов водопадного типа и заканчивается боем основной струи в скальный выступ левого берега (в малую воду это прижим с карманом, а в большую- сильный навал на скалу). Именно бой в скалу на выходе из порога представляет особую опасность, поскольку расстояние между ним и последним сливом практически не оставляет времени для маневров. В нашу воду заход во вторую ступень был негабаритным, и все катамараны застревали в узких воротах непосредственно над основным водосбросом. В особенности это явилось проблемой для кат.3, который не мог преодолеть негабаритный проход в течение нескольких минут.

 Проходили порог с обносом груза, с береговой страховкой. Каждая ступень проходилась и страховалась отдельно.В первой ступени страховка выставлялась в нижней части основного водосброса, во второй ступени- напротив прижима.

 

73- 89л- Шиверы. Участок несложен и идется сходу, тем не менее, совсем терять бдительность при сплаве не следует. Этот тезис был подтвержден экипажем кат. 2, который в одной из шивер на подходе к Малому Мордовороту был аварийно выкинут на камень и сломал поперечину.

 

90с- Порог Малый Мордоворот. Расположен на плавном правом повороте реки. Перед порогом река разливается в ширину до 50м (80-90 в большую воду). Зачалиться можно как на правый, так и на левый берег, но разведка и страховка возможны только по правому берегу. В начале порога река сужается. По левому берегу- скальная стенка, правый берег- крупный курумник. Вход в порог представляет собой ряд  сливов, осложненных камнями. Далее река поворачивает, образуя легкий прижим у левого берега. На выходе из порога горка из серии небольших сливов. Порог достаточно мощный, но при правильном заходе особой сложности не представляет. По средней и большой воде порог имеет категорию "т".

 После просмотра с левого берега проходили порог с вещами.

 Дальнейший участок проходится сходу, основные препятствия- шиверы-горки с большим падением и обилием камней,  но простые в прохождении.

 

91л- Шивера-порог. Проходить лучше слева.

 

92л- Шивера.

 

93с- Шивера-порог Прямоугольный. Скат воды слева направо через каменную осыпь с падением около 2 м. Несильный прижим к скальной стенке правого берега.

 

94-101л- Шиверы.

 

После Малого Мордоворота по левому берегу идет хорошая тропа до самого озера Байкал.

 

Окончание сплава у автомобильного моста. От него до станции Утулик- около 1 км вправо, если смотреть вниз по течению.

 

9. Обеспечение безопасности.

Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема и ножа-стропореза. Гидрокостюм имелся у каждого участника, но ввиду жар-кой погоды не являлся необходимым элементом экипировки.

 При движении по реке использовалась тактика хождения двумя раздельными группами по 2 катамарана. В каждой группе имелась морковка и ремнабор.

 Все значимые препятствия, начиная от порога Снежок, проходились с разведкой, а в случае необходимости- и с береговой страховкой. Страховка с воды не применялась. В некоторых случаях (пороги Зев, Мангутайский и Большой Мордоворот) производился обнос груза.

 

10. Выводы и рекомендации.

Группа полностью выполнила все поставленные перед ней спортивные задачи. Запланированный график маршрута был выдержан.

 Маршрут по малой воде полностью соответствует третьей категории сложности для катамаранов, а по большей воде превышает ее и должен оцениваться тройкой сложной. В случае большой воды группа, планирующая полное прохождение Утулика, должна быть готова фактически к путешествию четвертой категории сложности.

 Судя по многочисленным литературным данным, достаточно высокий уровень воды в р. Утулик в июне ожидать бесполезно. Поэтому группам, ставящими перед собой спортивные задачи, не рекомендуется прохождение р. Утулик в июне. Это, впрочем, можно отнести ко всем хамар-дабанским рекам.

 Итог первых двух дней сплава показал, что группа отнеслась к реке несколько легкомысленно. Недостаток разведывательных мероприятий привел к потере ориентировки и прохождению сходу одного из ключевых препятствий. Подобного рода ошибки в случае более высокого уровня воды могли бы привести к серьезным последствиям. Сплавная часть Утулика непродолжительна, а препятствия расположены плотно, что требует частой разведки.

 На пешую часть следует планировать 2.5 дня. В случае дождей отдельные участки тропы могут усложниться, в частности, последний участок подъема на ГМС и все заболоченные участки.

 В районе выхода в точку старта на левом берегу Утулика строевой лес отсутствует. Однако при любом уровне воды возможна переправа вброд на правый берег несколько выше этого места. На правом берегу в изобилии имеется ель и в существенно меньшем количестве- береза. Ель как материал для рам (но не для весел) в нашем походе зарекомендовала себя прекрасно.

 

На всем протяжении спортивной части реки отсутствуют населенные пункты. Тропы имеются вдоль обоих берегов, но они плохие и часто проходят достаточно далеко от реки. Хорошая тропа начинается только после порога Малый Мордоворот. (Хотя мы встречали пеших туристов еще на пороге Зев). Таким образом, быстрый аварийный выход с маршрута невозможен.

 

Группам, желающим по окончании сплава отдохнуть на берегу Байкала, рекомендуется проехать одну остановку на электричке со ст. Утулик до ст. Березовая падь. Непосредственно вблизи этой станции имеются приличные места для стоянки, а ближе к Утулику они отсутствуют.

 

  

ИСТОЧНИК:

http://splav.211.ru/

ТУРКЛУБ «Сплав».

Фото Сергея Шишкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВложениеРазмер
Утулик187.16 КБ
пик Черского114.86 КБ
07_3170 озСердце.jpg200.44 КБ
07_3174.jpg278.72 КБ
07_3182 пришли,Утулик.jpg235.3 КБ
07_3183.jpg239.87 КБ
07_3185.jpg159.32 КБ
07_3188.jpg167.75 КБ
07_3191.jpg139.85 КБ
07_3196.jpg202.3 КБ
07_3202 пРассохинский.jpg167.87 КБ
07_3208 пТрехкаскадный.jpg214.55 КБ
07_3209 пТраверс.jpg199.31 КБ
07_3210 впереди пГротовый.jpg209.07 КБ
07_3220 пМангутайский.jpg177.73 КБ
07_3226.jpg166.74 КБ
07_3227 пЗев.jpg178.03 КБ
07_3238-f Большой порог.jpg184.79 КБ
07_3244 Большой порог.jpg182.41 КБ
аватар: Кэп

ещё отчет

чо то народ слабо заходит???

только один Боцман шуршит!

смотрите, чтобы потом  вопросов не было на маршруте!!!

аватар: Завхоз

заходят и выходят!

 Я тоже бываю-изучаю!

аватар: Кэп

этого мало!

надо  в Форуме  проводить активное обсуждение,

ибо уже пора  ехать за билетами!

время летит!!!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru