По заповедным озерам Марий-Эл

Зачем сидеть дома, если можно три дня путешествовать по интересным местам? Если тем более для этого созданы ноябрьские праздники? Тем более, что остались на карте еще "белые пятна" где мы не были.

Но, обо всем по порядку:

На праздники, как обычно был запланирован матрасный, "пеший" поход на Тот-ер. Плов, песни, встреча классных людей, ну и как обычно. Разумеется, тех кому не сидится на месте, это не устраивало. И второй год подряд (прошлогодний отчет здесь) мы пошли другим путем.

Маршрут задумывался: Сурок - озеро Ширенга - озеро Оланга - брод Малый Кундыш - озеро Шильма - озеро Орьер - озеро Серебрянное - озеро Бойничное - озеро Сайвер - озеро Тот-ер. На второй день озеро Куж-ер и Чингасолинское, а так-же посещение самой высокой точки Керебелякского нагорья. Ну и на третий озеро Шуть-ер.

Само собой никогда не бывает так как задумывалось, но зато бывает очень интересно и познавательно.

Итак, воскресенье утро мы выдвигаемся. Немного поблуждав в райне Сурка, мы находим правильную дорогу на Ширенгу.

Вообще первая часть похода была очень занимательна тем, что четыре года назад, мы с Андреем Семеновым вели детей по этому-же маршруту. (Фотографии здесь.) Было интересно фотографировать места четыре года спустя, и рассказывать а вот тут...

А вот тут тогда у нас был первый перекус, теперь само собой тоже. Это гарь, не заросшая до сих пор. На фотографии Ринат и товарищ Капитан, который опять что-то фотографирует.

[]

Это озеро Ширенга. За четыре года оно совсем не изменилось.

[]

Разве что подход к воде стал более затруднен.

[]

Это озеро Оланга.  Четыре года назад мы здесь обедали, сейчас проливной дождь и отставание от маршрута не позволили нам даже попить здесь чай.

Да забыл сказать, что за день до нас здесь явно проехали трофисты из Марийского клуба повышенной проходимости. Нам, к сожалению, так и не удалось их догнать и пересечься, хотя их следы мы еще не раз встречали.

[]

Ну и второе, что забыл сказать, так это то, что, с упорством Агафона из фильма "Про Финиста-ясного сокола", Капитан целый день твердил нам не про корову конечно, но про коррекцию маршрута. Что в конечном итоге и произошло, и с километровых карт наш маршрут перешел на Ахато-километровые.

Это зимовье охотников возле Малого Кундыша и забавная рожица то-ли домового, то-ли лешего на входе.

[]

А это уже старицы. Не знаю почему, видимо из-за гниения воды, у них такой странный цвет.

Вот и Малый Кундыш.

[]

Бродить речку, несмотря на всю готовность Рината и его машины мы (в моем осторожном лице) не решились, поэтому, вернулись и переехали ее через мост.

Добрые железнодорожики устроили нам сюрприз - сломали переезд через рельсы в Силикатном. Пришлось прыгать по рельсам так, без досок и бревен. Тут выяснилось, что каждый решает проедет или он нет своим методом. Я посмотрел на следы машин из МКПП и решил, что раз их Шнивы проехали, то и я проеду. Оксана послушала звуки рельсов и не услышав шума поезда, решила что проедут и они.

Разумеется, я не мог промолчать, и тут же рассказал историю о штурме рельсов мотоциклом с коляской: Народ на мотоцикле послушал рельсы - не идет ли поезд, уложил досок с бревнами и поехал. Посреди переезда бревно выскочило и мотоцикл застрял в рельсах. Человек потом говорил:" Я умом понимаю, что тишина и поезда тут раз в сутки ходят, но такая паника взяла! Было чувство, что вот-вот поезд из-за поворота покажеться!"

Как водится в таких случаях машина Рината "немножко буксонула не теми колесами" и остановилась на рельсах. Надо было видеть глаза людей, только что смеявшихся над незадачливыми мотоциклистами!

Но, само-собой все было проехано и мы устремились к озеру Серебрянному.

Это небольшое болотце возле Серебрянного, в принципе ничего особенного в нем нет, кроме следующей фотографии.

[]

В ней тоже нет ничего особенного, кроме коментария Капитана:" Хорошая жена всегда найдет повод залезть мужу на шею!"

На фотографии Ринат - наш бессменный водитель и Оксана - видеооператор.

[]

Уже в сумерках мы добрались до озера и смотровой вышки. В принципе фотографии не должны были получится вообще, но фотоаппарат смог увидеть в темноте больше чем я, за что ему конечно огромное спасибо.

[]

После Серебрянного мы посетили озеро Бойничное, но было уже совсем темно, поэтому фотографий нет. Вместо фотографий получился квадрат Малевича, но его выставлять не буду.

Ну и не без помощи Капитана, накрутив пару петель в ночном лесу, мы добрались до лагеря на Тот-ере, где оставшаяся часть команды уже хотела с голодухи начать стучать ложками по пустому столу, но без нас не могла.

Потому как всю еду, ложки и топоры они сгрузили в багажники наших автомобилей.

Ночью было: что хорошо помню - темно, еда была вкусной, песни были душевные и громкие. Все остальное помнится расплывчато, сказалась усталость и целый день за рулем, поэтому писать об этом не буду.

Утро началось с Капитана. Кто еще кроме этого несгибаемого человека в шесть утра, может поднять на уши весь лагерь и повести всех смотреть бобровые плотины на Арбайке. Идем.

Заодно умываемся на бобровой плотине.

[]

Чистим зубы по методу "голодный бобер".

[]

И смотрим, какой высоты бывают гидрологические сооружения бобров по сравнению с Капитаном.

[]

К сожалению, невыспавшаяся команда так шумела в утреннем лесу, что испуганные бобры не только попрятались сами, но и спрятали свои хатки, так что ни тех, ни других, сфотографировать не удалось.

В тот день команда разделилась - Ахат решил еще раз проверить расчеты относительно Ахато-километров и повел пешую группу на Шуть-ер, Куж-ер и Ергеж-ер, правда из-за "солнечных аномалий повлекших за собой ошибки в формулах" все запланированное расстояние в 20км они умудрились пройти только по дороге на Шуть-ер, до которого 3км. А мы поехали встречать Боцмана, который вез неприехавшую в первый день часть команды.

Встретили, указали дорогу на лагерь, и пошли дальше "своим путем".

Добираемся на самую высокую точку Керебелякского нагорья. И собираемся лезть еще выше. Спасибо добрым лесникам, установившим вышку в данном месте.

[]

А это вид с вышки. К сожалению, шел дождь, и фотографии не получились, но это я думаю хороший повод вернуться сюда еще раз.

[]

Озеро Куж-ер. Оно находится в парковой зоне с ограниченным доступом. Мы тоже постарались ограничить свое пребывание в этом месте и отправились дальше.

[]

Наш бессменный видеооператор Оксана - активистка, комсомолка и просто красавица. За ее спиной озеро Куж-ер и покоренный ею обрыв над озером.

[]

К сожалению, найти Ергеж-ер в тот раз у нас не получилось, но мы ведь еще вернемся!

Вечер. Сказочно вкусный плов. Душевные песни у костра. Первый снег...

2-4 ноября 2008года.

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СПЛАВЫ ПО РЕКАМ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!