Раифский монастырь

 Раифский монастырь

 

 

  Раифский Богородицкий мужской монастырь.

 

   Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче. Инок Филарет был прежде насельником Чудова монастыря в Москве и потому являлся самовидцем мученического подвига св. Патриарха Ермогена, заточенного в этой обители. Видимо, не случайно появился Филарет в Казанском крае, еще не забывшем славного архипастырского служения св. Ермогена в сане митрополита Казанского и Свияжского. Возможно, Филарет был тем связующим звеном, что протянулось между заточенным в Чудовом монастыре Патриархом и Казанским митрополитом Ефремом, который и возглавил Русскую Церковь после мученической кончины св. Ермогена. Инок Филарет был родом из богатой семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Спустя несколько лет инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Городская суета, нарушавшая покой монастырской жизни, заставляла Филарета часто уединяться в леса, окружавшие Казань. Однажды Филарет забрел в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где, очарованный прекрасным местом для отшельнической жизни, устроил себе для жилья убогую хижину. Поначалу келья инока стояла одиноко, и только язычники-черемисы нарушали тишину, приходя совершать в это место свои языческие обряды. Но вскоре место, где в посте и молитве подвизался инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, которые стали посещать инока Филарета. Некоторые из них решили посвятить свою жизнь иноческому подвигу и поселились рядом. Так появился на берегу дивного Сумского озера иноческий скит.

  

   Храмы Раифского монастыря:

   Собор в честь Живоначальной Троицы                                                                                             

  

   Собор Грузинской иконы Божией Матери                                                                                        

  

   Церковь в честь Святых Отцев в Синае и Раифе избиенных                                                     

  

   Колокольня с надвратной церковью в честь Архистратига Божия Михаила                                                 

 

   Первые храмы Раифского монастыря были освящены еще при митрополите Лаврентии. Начиная с 1670 года, когда по челобитной игумена Савватия царю Алексию Михайловичу монастырь получил пустошь над рекой Камой, Раифская обитель стала прирастать лесами, лугами и пашнями. Однако, в 1689 году пожар истребил все монастырские строения вместе с утварью. Обитель пришла в крайнее запустение, и только заботой правящих архипастырей Казанских Адриана (будущего патриарха Московского и всея Руси), Маркелла и Тихона III монастырь вновь расцвел. По ведомостио монастырях Казанской епархии 1739 года в обители насчитывалось 15 храмов, считая придельные. Почти все церкви получили вклады от митрополита Тихона и от именитых граждан Казани. При архиепископе Филарете (Амфитеатрове) по проекту М.П.Коринфского вместо ветхого храма в 1842 году был устроен новый . Последними строениями Раифской пустыни были колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Михаила и Троицкий собор. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благотворителя Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (ум. 1901). По преданию, настоятель монастыря игумен Вениамин давно планировал перестройку башни, однако он не был полностью уверен в необходимости этого строительства, а также не имел достаточно средств на него. Не имея никого, к кому можно было бы обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося младенца: строить ему колокольню или нет? Пройдя около версты, игумен встретил женщину с маленькой девочкой. Когда они приблизились к О.Вениамину, игумен, благословив их, спросил девочку:

   - Как тебя зовут? Та ответила: 'Мася'.

   - Сколько тебе лет? - Она ответила, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а мать сказала, что ей около четырех лет.

   - Ну хорошо, так скажи мне: строить мне колокольню или нет?

   - Строй.

   - Спаси тебя Господи, деточка, -сказал игумен и возвратился в обитель. В этот же день приказал он нанимать рабочих, приготовлять леса и вообще сделал надлежащие распоряжения. А на следующий день к нему пришел купец Атлашкин и сказал:

   - Вот, батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный у меня кирпич - один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить.

   На что игумен ответил:

   - Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен.

   - Ну вот слава Богу, - ответил купец, - так я вам сегодня же начну перевозить кирпич...  

  

   14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста Господня на новую колокольню подняли крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящен во имя Архангела Михаила, в честь небесного покровителя купца Михаила Атлашкина.

                                                    Раифский монастырь

 

   Стоит помнить и о том, что после Октябрьской революции 1917 года монастырь в январе тридцатого года был окончательно закрыт, монахи были арестованы. Через месяц, 20 февраля, был вынесен приговор тройки. По нему было расстреляно шесть насельников обители: игумен Сергий (Гуськов), иеромонахи Антоний (Чирков), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), послушник Петр Тупицын и двое мирян: Василий Гаврилов и Степан Абрамов из деревни Бело-Безводной. Ещё восемь иноков и послушников, около двадцати монахинь и десяти мирян было приговорено к 5 годам концлагеря или высылке в Севкрай. Имена их известны. В 1997 году, 6 апреля, в день расстрела 5 монахов и послушника состоялась канонизация Преподобномучеников Сергия, Антония, Иова, Иосифа, Варлаама и Петра. Так в 20 веке появились новые мученики "в Раифе избиенные".  

   После полного закрытия монастыря в 1930 году и происшедших здесь трагических событий, духовная жизнь в Святой обители на долгие десятилетия оборвалась. Тогда же большевики сняли со звонницы монастыря самый большой колокол, который упав, полностью ушел в землю. По воспоминаниям очевидцев, после падения и удара земля долго гудела. Колокол был очень велик, весил около 500 пудов.                                                                                                   

 

   Я работал в 90-стых годах в Раифском заповеднике, глядя на разрушенную церковь, колокольню на которую лазили мальчишки, как-то не верилось, что за какие-то несколько лет, все воcстановится, а монастырь по праву войдет в семь чудес России.

     Ныне святая обитель переживает новую пору своего расцвета. Монастырь известен свой активной общественно-церковной и социальной деятельностью, в обители действует детский приют, воскресная школа, библиотека, компьютерный класс. В приюте проживает и обучается более 30 детей. Многие иночествующие заочно получают высшее богословское образование в Московском Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте и духовных семинариях. Раифский монастырь является известным центром паломничества как простых верующих, так и именитых общественных и политических деятелей, представителей российской культуры. В настоящее время Раифский монастырь является крупнейшим из действующих монастырей Казанской епархии.

  

     Братия монастыря:  

   Наместник - архимандрит Всеволод (Захаров). Насельники Казначей - схиигумен Андрей (Ширяев); схиигумен Сергий (Златоустов), иеромонах Иов (Миледин), иеромонах Марк (Гогиашвили), иеромонах Антоний (Панькин), иеромонах Даниил (Домнин), иеромонах Владимир (Овчинников), иеромонах Игнатий (Петров), иеромонах Илия (Петряков), иеромонах Григорий (Макаров), иеромонах Анатолий (Топоров), иерей Сергий Осипов, иеродиакон (Григорий), иеродиакон Давид (Адамбеков), иеродиакон Иоанн (Чернов), иеродиакон Онисим (Сенюшин), иеродиакон Владимир (Каюров), иеродиакон Арсений (Мазанов), диакон Кирилл Назаров, инок Александр (Темираев), инок Максим (Соцкий).

  Особенно красиво в монастыре на крещенье, когда все озеро украшают ледяные фигуры. Мы были в начале января, но это повод еще раз вернуться.

  

  С монастырем связано множество легенд, вот одна из них:

  В водах Раифского озера множество лягушек, и чтобы их кваканье не отвлекало монахов от молитв, послушники монастыря попросили господа унять лагушачье кваканье у стен монастыря.

  С тех пор на восточной части озера, где расположен монастырь, тишина лягушки молчат, кваканье раздается только на другом берегу. Говорят, французы специально привезли лягушек из другого места, для проверки. Так вот, возле монастыря, даже новоприбывшие лягушки не стали квакать, а на другом берегу пожалуйста. Такие вот чудеса. Хотя факт остается фактом.

    Добраться до монастыря можно по дороге Казань-Зеленодольск. Между населенными пунктами Грузинкой и Ильинкой на повороте будет указатель. Сам монастырь показывается слева от дороги, метров за пятьсот до поворота на него.

  Только учтите, что уже находитесь в заповеднике, и остановки, а тем более фотосъемка запрещены. Так что не попадайтесь.  

  Внутри и снаружи монастыря все изукрашено резьбой, а летом еще и цветами. Пока фотографии зимние, лето придет еще добавим.

                                                       Раифский монастырь

  А еще, когда будете стоять в очереди за святой водой,

  оглянитесь - с этого места видны все храмы Раифского монастыря одновременно.                                             

  Ну и конечно, стоит приехать в Раифу на Крещенье, лучше вечером, когда все ледяные фигуры загораются разными цветами, и озеро превращается в нечто волшебное и сказочное.                                                               

 

  Фотографии с Крещенья здесь.

  

    КАЗАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ РАИФСКОГО МОНАСТЫРЯ

   Раньше многие крупные монастыри России имели свои подворья с церквями и часовнями в разных городах. У Казанской Богородицкой обители, например, было даже одно подворье в Москве. В наше время для ныне возрождаемых монастырей это редкость, но все же нельзя сказать, что традиция совсем пресеклась.
   Раифская Богородицкая пустынь - единственная обитель, имеющая ныне свое подворье в Казани. Причем подворье это находится в самой оживленной части города, напротив центрального рынка. Небольшая ограда отделяет его от бурлящей суеты, и когда входишь в тихий зеленый дворик, то больше всего поражает контраст между тишиной и безлюдьем здесь и огромными толпами торгующих и покупающих по ту сторону забора.
   Этого подворья не было у Раифского монастыря до революции. Здесь находился обычный приход - церковь Московских Чудотворцев 1739 года с приделом свт. Николая на первом этаже, прилегающий к ней двор, дом причта и построенная в 1898 г. часовня св. благоверного князя Александра Невского. Приход был очень маленький (около 80 человек в начале XX в.), так как район этот - Забулачье - населяли в основном татары-мусульмане. Но ему повезло с богатыми церковными старостами и ктиторами во II половине XIX в (известный архитектор Петр Иванович Романов, купец Сергей Андреевич Землянов - оба владельцы соседних домов) и поэтому приход отнюдь не бедствовал. Здание для причта оказалось настолько добротным, что, собственно, все подворье сейчас размещается в нем: сам храм Московских Чудотворцев, у которого весь верх снесен до линии окон, пока так и стоит в руинах - его не успели восстановить.
   Подворье было основано в 1998 году. Восстановление его началось с часовни Александра Невского, стоящей на улице по линии ограды, у самых ворот. В этом году ей как раз исполнилось ровно 100 лет. Дверь часовни открывается прямо на узкий тротуар улицы Кирова, по которой проходят тысячи людей. Многих казанцев поразило тогда, как посреди такой суеты вдруг открылась святыня, на которую они прежде не обращали внимания. Люди стали заходить - сначала просто любопытства ради... а потом, запомнив удивительное ощущение тишины и благодати в этой крошечной часовне (способной вместить одновременно лишь трех-четырех человек), приходили уже осознанно, заказывали молебен, подолгу разговаривали о своих духовных проблемах с настоятелем подворья иеромонахом о. Филиппом. И постепенно в подворье тихо, как свеча, затеплилась жизнь.
   Часовня удивительно красива. Ее ярко-синий шатер и позолоченный крест - как маяк для всех проходящих по этому отрезку улицы. Надо сказать, что в Казани почти не сохранилось памятников церковной шатровой архитектуры, и эта чудом уцелевшая часовня - редкое исключение. Особенно удивляешься, как же ее не снесли в советское время, когда узнаешь, что Александро-Невской ее назвали в память императора Александра III, чьим небесным покровителем был этот благоверный князь. А ее "узорочное" зодчество явно указывает на авторство Федора Малиновского - главного епархиального архитектора тех лет, признанного мастера "русского стиля".
   Если миновать часовню и войти в калитку, то попадешь в маленький тихий садик, каких много в центре Казани. Аллея ведет к дверям двухэтажного красно-кирпичного дома, в котором сейчас обустроился храм (левее его, в продолжении того же здания - кухня, трапезная, хозяйственные помещения и воскресная школа).
   Позади ныне действующего храма - развалины церкви XVIII века, напоминающие те руины, в которых когда-то лежал и сам Раифский монастырь, что ныне владеет подворьем. Эта замечательная церковь действовала до 1929 г., когда была окончательно закрыта и варварски разорена - ровно через 190 лет после своей постройки.
   Сохранившаяся без купола и без штукатурного покрытия храмовая звонница больше всего напоминает колокольню Никольского собора Казани. Она - такой же замечательный памятник русского барокко начала XVIII века... только состояние ее оставляет желать лучшего.
   Изящество и пышное кирпичное убранство церкви Московских Чудотворцев, с ее ажурной ступенчатой колокольней, хорошо видны на старинных фотографиях. Верим и надеемся, что и этот, один из красивейших в Казани храмов, с Божьей помощью, будет восстановлен. А улице Кирова еще в 2004 г. вернули ее историческое название - Московская: так именовалась она до революции в честь этой церкви

  

Раифская Богородицкая пустынь
  
   Святыни: • чудотворная Грузинская икона Божией матери
   • святой Раифский источник
  
   Почти в каждой епархии найдется один монастырь, который, по сути, является ее лицом, ее "визитной карточкой". Не обязательно он - самый древний. Не обязательно он был самым большим до революции. Но, по промыслу Божьему, он является самым большим и почитаемым сейчас. И по тому же благому Божьему промыслу, именно его удается, на щедрые пожертвования благотворителей, восстановить так, как будто его никогда и не разоряли - как будто и не было бурь революции и тех "безбожных пятилеток", когда храмам Господним "разбили головы"... И только жития новомучеников, которых чтят в возрожденных обителях (и по молитвам которых, возможно, все и возродилось так относительно легко), напоминают, что страшные бури все-таки были. И была кровь... Но были и венцы небесной славы.
   Кто из паломников не знает сейчас Макарьевского монастыря Нижегородской епархии, Толгского - Ярославской, Санаксарского - Мордовской... Из этого же ряда и Раифская Богородицкая пустынь нашей епархии, что менее чем в часе езды от Казани. С каждым годом больше и больше людей узнает о ней по всей России. Высоких гостей, принимаемых в нашей республике, возят туда по протоколу, как бы ни был краток официальный визит. Простые паломники едут и едут сами - машинами, автобусами... некоторые - "до поворота, а дальше - пешком". И удивительное зрелище открывается перед ними - незабываемый силуэт белокаменного монастыря: посреди леса, на берегу озера...
  
   Раифа
  
   Архитектурный ансамбль Раифской пустыни - вне сомнений, один из самых величественных в Среднем Поволжье. Пятиугольник ее старинных "кремлевских" стен рубежа XVII-XVIII вв. опоясывает пространство примерно в 2 гектара площадью. На каждом углу было сооружено по башне, но две из них развалились от ветхости в советское время.
   Удивительно сходство самого пятиугольника и этих островерхих, рвущихся в небо башен - с каменным периметром Нового Иерусалима на Истре, под Москвой. На эту близкую аналогию обращали внимание паломники еще в XIX веке - например, посещавший Раифскую пустынь в 1830 г. и оставивший большую рукописную книгу воспоминаний. Случайна ли эта аналогия? Если под Москвой - Новый Иерусалим, то под Казанью - новая Раифа (историческая, древняя Раифа - это городок на Синайском полуострове, о котором дальше еще будет сказано в нескольких словах). И "перенос" географического названия со Святой земли в том и другом случае, вне сомнений, сближает эти два монастыря, являющиеся примерно ровесниками.
   Буквально сад куполов и крестов - самых разных цветов, размеров и форм - вырос за 3 века внутри этого белокаменного периметра. Могучая византийская глава собора во имя Грузинской иконы Божией Матери (1835 - 1842 гг.), ныне выкрашенная в небесно-синий цвет; пять зеленых луковок Троицкого собора (1904 - 1910 гг.); бело-голубые "шахматные" квадратики на высоком барочном куполе церкви свв. Отцов в Раифе и Синае избиенных (1708 г.); изящная "лествица в небо" маленькой Софийской церкви (1795 г.). Вся эта красота еще издали встречает паломника, паря в небе и отражаясь в озере.
   Но самое величественное сооружение в монастыре - несомненно, надвратная колокольня (1889 - 1903 гг.), такая же белоснежная, как и весь ансамбль, только превосходящая по высоте любые другие его постройки примерно вдвое. "Раифская свеча" или "раифский маяк" - прозвали ее. Она - первое, что виднеется сквозь заросли, когда подходишь или подъезжаешь к монастырю. Поистине незабываемое зрелище! Один ее крест, кажущийся снизу совсем крошечным, в действительности имеет 7 метров высоты. Когда его снес ураган 1999 года (по благому Божьему промыслу, никто тогда не пострадал, хотя асфальт был сильно промят в месте падения), заново его устанавливали с помощью вертолета: этот необычный сюжет даже показали в свое время по телевидению.
   Высота всей башни - около 60 м: почти как у Богоявленской колокольни Казани (кстати, ее ровесницы). Часы в верхнем ярусе башни, чистопольского производства, работают по принципу обычных "ходиков", с тихим тиканьем - это самые большие часы подобного устройства из всех, что зарегистрированы в мире. Летом гигантская колокольня - излюбленное место для ласточек и стрижей.
   Удивительно красиво и природное окружение монастыря. Его белокаменный "кремль" с двух сторон омывается озером, изогнутым, как полумесяц. Озеро когда-то называлось просто Сумкой, как и речка, протекающая сквозь него, теперь, как и обитель, именуется Раифским. Они буквально стали одним нераздельным целым: облик монастыря совершенно непредставим без озера, пейзаж озера - без монастыря.
   Огромное водное зеркало, несколько десятков гектаров, особенно живописно выглядит с высоты птичьего полета - как гигантский лесной глаз. С берега же смотрится почти как река - примерно с Дон или Оку шириной: благодаря изгибу, конец озера не виден и кажется, будто оно утекает далеко, в лесные края. В действительности, длина его около 2 км.
   Это - один из нескольких самых крупных стоячих водоемов Татарстана, сердце Раифского государственного заповедника, образованного на базе бывших монастырских лесных владений. Заповедность природы чувствуется тут во всем: возле обители, буквально в тени ее стен, золотистой россыпью цветут на мелководье желтые кубышки, а на берегу, как башни, стоят деревья в несколько обхватов. Дупла некоторых напоминают целые маленькие комнатки. От других, к сожалению, остались лишь пни.
   На одном берегу озера, у монастыря - богатыри-ивы. На другом возвышаются над зарослями мачтовые сосны и башни-ели. Кажется, будто там тоже кремль - только зеленый, лесной. На несколько километров раскинулась во все стороны заповедная раифская чаща, скрыв в себе, как жемчужину, древнюю Богородичную обитель.
   Какова же история этого заповедного "дома Пресвятой Богородицы"? Когда началась здесь монастырская жизнь?
   В 1613 г. из Московского Чудова монастыря в Казани приезжает инок Филарет. Спасался ли он от бедствий Смутного времени или причины его переселения были иными? Почти ничего о его жизни мы не знаем, и на многие вопросы Господь сокрыл ответы. Некоторое время инок Филарет подвизался в Спасо-Преображенском монастыре казанского кремля но, желая уединения, вскоре ушел и оттуда - на берег озера, что в 27 км от Казани. Там он поселился в самодельной хижине. Первая часовня появилась на этом месте уже тогда, когда образовалась киновия - небольшое братство пустынножителей, которых привлек пример Филарета. Когда часовня была уже построена, одному из иноков явилось видение благословляющей руки из облака. Это был знак, что начинание отшельников угодно Богу и место отныне свято...
   Перед кончиной (в каком году, опять-таки неизвестно) инок Филарет вернулся в Спасо-Преображенский монастырь, сподобился приобщения Святых Таин, почил и был погребен в ограде обители.
   Подлинно известная дата официального учреждения обители - 1661 год: по просьбам иноков, уже давно подвизавшихся в лесу, казанский митрополит Лаврентий благословил создание монастыря. В 1662 г. началось его строительство.
   В связи с таким большим промежутком времени - почти полвека, - между предполагаемой датой переселения монаха Филарета и основанием пустыни, некоторые исследователи полагают, что само переселение могло быть не в 1613 г., а несколько позже. Но официально признанной датой стал все-таки именно этот год.
   В 1660-х годах в обители были построены в дереве три церкви: "во имя преподобных Отец, в Раифе и Синае избиенных" (по ней пустынь и стала именоваться Раифской), во имя Происхождения Честных Древ Креста Господня (в этот праздник 1/14 августа состоялось освящение всех церквей) и во имя Грузинской иконы Божией Матери (последняя по времени из трех).
   В эти годы мы впервые встречаем упоминание о великой святыне, прибывшей в наш край - о Грузинской чудотворной иконе Божией Матери. Ею была благословлена новая обитель, и отныне история монастыря и история иконы - нераздельны.
   В Раифском монастыре с XVII века хранится список - но с утратой в ХХ веке самого подлинника, что был в Архангельской епархии, Раифская икона оказалось самой старой и самой почитаемой из всех Грузинских икон в России.
   Началась же история пребывания святого первообраза в нашей стране в 1629 г. За 7 лет до этого персидский шах Аббас разорил и завоевал Грузию. В числе святынь, захваченных персами, оказалась и Грузинская икона.
   Ее выкупил бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Лыткина Стефан Лазарев. Вскоре новому владельцу иконы Георгию Лыткину было откровение: икону необходимо пожертвовать в Красногорскую обитель близ Холмогор. Купец так и сделал - святой образ был поставлен в монастыре "на Чермной горе" 22 августа 1629 г. Этот день стал праздником в честь иконы Грузинской иконы Божией Матери: сначала местным, монастырским, потом, по распоряжению патриарха Никона - всероссийским. И поныне мы торжественно отмечаем этот праздник - 4 сентября по н. ст.
   После основания Раифской обители в 1661 г. сам казанский митрополит Лаврентий распорядился послать под Холмогоры одного из лучших летописцев и снять точный список с Грузинской иконы. Список был торжественно встречен в Казани митрополитом и с почестями препровожден в Раифский монастырь.
   Так чудотворная икона в XVII веке совершила сразу два длинных путешествия в противоположных направлениях: сначала с юга на север, через всю Россию - из Грузии почти до Белого моря, потом (правда, уже в виде своего списка) - с севера на юг, от окрестностей Архангельска до окрестностей Казани... Вся страна символически была благословлена этими переносами.
   Драгоценная риза Раифской Грузинской иконы относилась уже к 1720 году. На серебряном окладе, который покрыл сзади всю доску, была сделана подпись: "1720 г. июля 24 дня построен сей образ по благословению великого господина Преосвященнейшего Тихона, митрополита Казанского".
   Точно установлено, что надпись относится именно ко времени украшения образа, а не его написания - которое состоялось, как мы знаем, более чем на полвека раньше.
   Размер иконы - 40х31 см.
   Риза ее была унизана жемчугом и драгоценными камнями. Серебряный ковчег, в котором хранилась икона, весил ок. 3 кг. К XIX веку риза обветшала и была обновлена - весь жемчуг и камни заново перенизаны в рукодельной мастерской Казанского Богородицкого монастыря в 1876 г.
   Конечно, все пожертвования на украшение иконы были связаны с ее особым почитанием. Ежегодно святой образ из монастыря торжественно принимали у себя города Казань и Свияжск.
   В Казани икона пребывала от дня Св. Троицы до конца июля; возвращалась в обитель и тут же 31 июля отправлялась в Свияжск - с крестным ходом до Васильево, а оттуда на паром через Волгу. В Свияжске святой образ оставался 3 недели, и 21 августа возвращался в обитель к главному торжеству, к самому празднованию Грузинской Божией Матери (все даты - по ст. стилю). Были и малые крестные ходы: до часовни на Галицкой дороге, до села Исаково Свияжского уезда, в другие села... Окрестности до сих пор сохранили названия, связанные с чудотворной иконой: есть село Грузинка в нескольких километрах от монастыря, есть Грузинский храм в селе Осиново, а также Грузинский придел в Никольской церкви на Красной Горке (Юдино), тоже поблизости.
   Все здесь освящено покровом Божией Матери.
   Благодаря почитанию иконы, Раифский монастырь процветал. Щедрые пожертвования обеспечили строительство и благоукрашение. Первыми в этом благом деле были сами казанские митрополиты того времени (II пол. XVII - начала XVIII вв.): Лаврентий, основатель обители; Адриан, ее восстановитель после пожара; Маркелл, продолживший его дело после того, как Адриан стал Патриархом Всея Руси; наконец, Тихон, который так полюбил пустынь, что выразил желание быть здесь похороненным... что, впрочем, не было исполнено.
   В 1689 г. пожар уничтожил весь монастырь. Все было построено из дерева и все сгорело дотла.
   В течение 1690 - 1717 гг. обитель отстраивалась заново, уже полностью в камне. Именно тогда и были построены уже описанные нами великолепные стены и башни, а также несколько церквей - но из них, первоначальных, сохранилась до нашего времени лишь церковь свв. Отец в Раифе и Синае избиенных. Ее освятили 30 августа 1708 г. Частично перестроенная в 1892-97 гг. по проекту Ф. Малиновского (с добавлением братской трапезной, действующей и поныне), она стоит в самом центре монастырского ансамбля как "мать всех раифских храмов". Всего же их, по описи 1739 года, числилось 15 (!), правда, вместе с приделами. Это было гораздо больше, чем в любом другом монастыре Казанской епархии... да и не только Казанской.
   Ну а те два больших собора, которые своими размерами и монументальностью привлекают сейчас внимание паломников в первую очередь, относятся уже к гораздо более близкой к нам эпохе... хотя оба построены на месте древних обветшавших, одноименных. Их возведение в XIX - начале ХХ вв. свидетельствует о том, что и в эту эпоху, после всей антимонастырской политики Петра I и Екатерины II, обитель не только не обеднела, а расцвела на новые пожертвования еще больше и краше.
   Собор Грузинской иконы Божией Матери в 1835-42 гг. соорудил в классическом стиле лучший местный архитектор того времени, знаменитый М. П. Коринфский. Стоило строительство около 50000 руб. - громадная по тем временам сумма: почти как собор Казанского Богородицкого монастыря. Все средства - частные пожертвования (самое крупное - 10000 руб. от казанского мещанина Дмитрия Орлова).
   Еще чуть более крупный собор, вместимостью около 3000 человек, построил архитектор Ф. Н. Малиновский в 1904 - 1910 гг. в тех традициях "русского стиля", которые отмечают и все остальные его храмы в Казани, Свияжске, Седмиозерке и др. местах. Собор освятили во имя Пресвятой Троицы - как и тот обветшавший храм 1690-х годов, что стоял на его месте. Как и другие творения зодчего Малиновского, храм внутри отличается поразительной акустикой. Эхо под этими закругленными сводами и арками держится на несколько секунд дольше, чем в Большом концертном зале Казанской консерватории. Сохранились рассказы, что пение четырех монахов в Троицком соборе было слышно за 2 версты.
   Наконец, возведением Великой звонницы к 1903 году обитель обязана марийскому купцу, лесопромышленнику Михаилу Атлашкину, что пожертвовал на нее и деньги, и кирпичи. Господь сподобил этого благотворителя быть похороненным в монастыре, и поразительно, что и после советского опустошения могила его сохранилась - на кладбище, что как раз рядом с колокольней. А на втором этаже колокольни, над вратами, освятили храм во имя Архистратига Михаила, небесного покровителя М. Атлашкина.
  
   Все время существования обители пожертвования поступали не только в виде денег и стройматериалов, но и земельных угодий.
   Перед реформой 1764 г. Раифский монастырь был одним из нескольких крупнейших по земельным владениям во всей Казанской епархии. Ему принадлежали села и деревни: Васильево, Ильинское, Софоново, Тенишево, дд. Белая, Безводная и Свиные Горы - всего 405 мужских крестьянских душ. Лесные владения его были так велики, что вся теперешняя Раифская часть Волжско-Камского государственного заповедника - это одна бывшая монастырская дача: огромные таинственные чащи с вековыми деревьями, несколько "затаившихся" в дебрях озер, глухое звериное царство с лосями, кабанами и медведями - все это на 9 верст в длину и 9 в ширину (даже больше, чем размеры современного заповедника) принадлежало обители. Забегая вперед, скажем, что когда в XIX веке возрождали упраздненное Екатериной II землевладение русских монастырей, раифские лесные угодья были восстановлены, хотя и в меньших размерах - теперь они едва превышали 1000 десятин (более 10 км«), но все равно остались крупнейшими по площади среди всех монастырей епархии.
   По численности же братии Раифская пустынь всегда оставалась средней. При ее учреждении в XVII веке было 20 насельников, в XVIII веке - от 15 до 30. Реформа 1764 г., причислившая Раифскую обитель к третьему классу, формально позволила ей содержать по штату 12 братьев, но фактически в ней на тот год было 25 иноков (13 - "сверх штата, на своем содержании"). Так продолжалось еще несколько десятков лет после реформы. К 1830-м годам, в нем проживало уже 35 монахов и послушников. Очень быстро растет братия в конце XIX - начале ХХ вв.: лишь тогда монастырь действительно становится одним из самых больших в епархии по числу подвизающихся (каковым является и сейчас):
   42 человека в 1880 г.
   51 - в 1892 г.
   80 - в 1905 г.
   81 - в 1917 г.
   А дальше...
   Революция безжалостно оборвала тихую и мирную жизнь пустыни. Первый удар по ней был нанесен в 1918 г., последний - в 1930-м. О той и о другой трагедии стоит сказать несколько слов.
   8 июня 1918 в обитель явился отряд из семи чекистов и красноармейцев - объявили, что ищут скрывшегося белого офицера. Во время обыска, совершили святотатство в алтаре: сорвали антиминс с престола, шарили в дарохранительнице... Тогда с колокольни ударили в набат. Это был сигнал для местных жителей - крестьян монастырской слободки и д. Белая Безводная: монастырь подвергся нападению и нуждается в защите. Быстро сбежавшиеся с топорами и дубинами крестьяне разбираться не стали и убили всех семерых святотатцев (трагедия тех времен, когда "сын шел на отца и брат на брата" проявилась и в этом прискорбном случае: среди семерых оказался сын знаменитого профессора Казанской духовной академии В. И. Несмелова).
   Последствия этого самосуда были легко предсказуемы - власть направила направила следователей и милициоеров найти и покарать виновных. Обитель опустела - братия вынуждена скрыться по деревням - никто не захотел отвечать за убийство представителей власти.

 (примечание - ни в одном государстве на планете Земля, данное преступление не останется безнаказанным. В СССР тем более, тогда "система не умела прощать" и для убийц не существовало сроков давности)

   Это было первое запустение монастыря - пока еще временное. В 1919 г. был основан лесной факультет Казанского университета, которому и передали здания обители.
   Профессора были - интеллигенты еще "старой школы". Они приютили у себя монахов, и с того же 1919 года в двух храмах богослужение возобновили. Но уже не было здесь главной святыни: Грузинскую икону Божией Матери осенью 1918-го монахи вывезли в Казань, спасая от грабителей. С тех пор более 70 лет (до 1991 г.) она находилась в церкви Ярославских Чудотворцев.
   В 1928 г. монастырь был окончательно закрыт. А "расправа" с последними его насельниками состоялась в 1930 г. Дело в том, что верные сыны Церкви, монахи и миряне, продолжали "нелегально и незаконно" приезжать по большим праздникам в уже закрытую обитель и проводить службы в старинной Раифско-Синайской церкви. 
   И вот 27 января 1930 г. отряд ГПУ из Казани окружил храм прямо во время богослужения. Это был престольный праздник - память свв. отцев, в Раифе и Синае избиенных. Символично, что история повторялась! Новые преподобномученики последний раз совершали службу в память мучеников древних... По свидетельствам очевидцев, милиционеры дождались конца литургии (а как им не дождаться, если они как представители закона обязаны его соблюдать - тогда в УК РСФСР была такая статья 127) - и уже по окончании арестовали всех, находившихся в храме... успевших напоследок причаститься Св. Таин.
   На Благовещение того же года были расстреляны иеромонахи Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Петр, а 10 августа растрелян монастырский казначей иеромонах Сергий.

( уголовный кодекс РСФСР статья:

127. Воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан, — исправительно-трудовые работы на срок до шести месяцев.

https://ru.wikisource.org/wiki/Уголовный_Кодекс_РСФСР_редакции_1926/Редакция_11.01.1956 )

   Все они в 1997 г. были прославлены как свв. преподобномученики Раифские - с празднованием памяти 27 января (н. ст.), так как из-за совпадения даты их мученической смерти с Благовещением не получилось бы воздавать им достойную память 7 апреля. Церковь решила чтить день их ареста. В настоящее время в Раифско-Синайском храме, где совершилась та памятная последняя литургия, устроен придел во имя всех Новомучеников Российских.
   По тому же делу были расстреляны, также присутствовавшие на службе: последняя настоятельница разоренного Федоровского Казанского монастыря м. София и миряне Василий Гаврилов и Степан Абрамов.
   Но наступили новые времена...
   Раифская пустынь стала первым восстановленным монастырем епархии. Хроника ее возрождения такова.
   - июнь 1990 г. - игумен Всеволод (Захаров), настоятель Петропавловского храма в с. Гари, в черте Зеленодольска, впервые посетил оскверненный монастырь. После этого от него и группы верующих поступило официальное ходатайство о возвращении обители Православной Церкви. Директор спецучилища В. И. Чернов поддержал эту просьбу.
   - декабрь 1990 г. - Совет по делам религии при Совмине СССР (на таком уровне даже в те годы решались подобные вопросы!) удовлетворил просьбу на открытие одного храма на территории колонии. Этим храмом стал Грузинский собор.
   - январь 1991 г. - Зеленодольский райисполком также дал соответствующее разрешение
   - 20 февраля 1991 г. - начало строительно-реставрационных работ во всем монастыре (колонию к тому времени полностью перенесли за стену обители).
   - 12 мая 1991 г. - водружение св. креста на купол Грузинского собора - первого креста над монастырем после десятков лет запустения.
   - 14 августа 1991 г. (праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня) - первую литургию в возрожденном Грузинском храме отслужил епископ Казанский и Марийский Анастасий. Тогда же в монастырь возвращена Грузинская икона Божией Матери (см. об этом подробнее в гл. "Церковь Ярославских Чудотворцев"). Символично, что события эти произошли в канун августовского путча 1991 г. - великого перелома в истории всей нашей страны. Многие верующие обратили внимание, что август 1991 г. был вообще преисполнен символическими событиями, словно предвещающими приход новой эпохи: 1 августа в Дивеево состоялось торжество вторичного обретения и перенесения мощей преп. Серафима Саровского; 16 августа - Святейшим Патриархом вновь освящена "София Новгородская", древнейший собор Святой Руси, 18 августа (в самый канун...) - возрожден Донской монастырь в Москве, тоже всероссийская святыня... И начало служб в Раифском монастыре (одновременно с Дивеевским и Донским!) - похоже, из того же ряда символичных событий, спасавших Россию.
   - 4 сентября 1992 г. - освящен храм Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных.
   - 1994 г. - организация при монастыре приюта для мальчиков-сирот, уникального для нашего региона. Дети живут при монастыре, участвуют в богослужениях, но учатся в обычной светской школе. Дальнейший свой путь - иноческий или мирской, - они выберут сами, когда вырастут.
   В настоящее время в приюте 25 воспитанников разного возраста. Для них организуются детские праздники, выезды на концерты, различные экскурсии и поездки (в т. ч. большое путешествие по городам Европы, с посещением Парижского Диснейленда - оплаченное Анатолием Борисовичем Чубайсом, однажды посетившим обитель). Неоднократным гостем монастыря и приюта, человеком, которого очень полюбили воспитанники, стал известнейший музыкант Юрий Шевчук.
   Монастырь занимается и другими видами благотворительной деятельности - например, в местах лишения свободы, - помогает некоторым дошкольным детским учреждениям и школам.
   - к 1996 г. - возрождение Троицкого собора. Освящен 2 июня - в канун дня Св. Троицы (Пятидесятницы).
   - 1997 г. - посещение обители Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, освящение им Раифского источника. Канонизация и торжественное прославление свв. новомучеников Раифских.
   - 1999 г. - после долгих и масштабных работ по росписи стен Грузинского собора (художник Пугачев из Санкт-Петербурга, ныне покойный) в нем возобновляются богослужения.
   - 2000 г. - передача монастырю храмов для организации подворий:
   Московских Чудотворцев (Казань);
   Илии Пророка (с. Ильинское)
   Иоанна Богослова (с. Большие Ключи)
   Подворье действует сейчас также в самом Зеленодольске. По количеству подворий монастырь не имеет себе равных в Среднем Поволжье.
  
   Итак, ныне Раифская пустынь вновь живет полноценной молитвенной и трудовой жизнью. За 10 лет полностью восстановлен весь ее замечательный архитектурный ансамбль. В обители спасаются десятки насельников, считая послушников и трудников. Общее же количество паломников, побывавших здесь за эти годы, подсчитать просто невозможно! Только на Пасху и на Крещение ежегодно, по оценкам милиции, в пустынь съезжается до 15-20 тысяч человек, а машины и автобусы выстраиваются вдоль обочины дороги на 2-3 километра.
   Зимой пустынь радует паломников сказочным ледяным городком, что выстраивается руками умельцев вокруг Крещенской "иорданской" купели на озере и стоит до марта, пока не растает... а с весны и до поздней осени - великолепным цветником, поистине не имеющим себе равных среди монастырей России. В нем удивительную растительную мозаику, во славу Божию, составляют цветы практически со всех континентов Земли. Обитель поддерживает международные связи - и декоративные растения присылают ей в подарок или по обмену из самых разных стран мира. Поистине, сейчас экскурсию по обители могли бы водить два человека: историк и ботаник. В море цветов утопает бывшее монастырское кладбище, и гигантские венки окаймляют каждый храм. "Визитной карточкой" Раифской пустыни стала декоративная цветная капуста, кусты которой напоминают то розы, то вазы, то маленькие пальмы, то ели... Поистине незабываемое зрелище, когда в начале декабря они "цветут", высовывая головы из присыпавшего все ослепительно белого снега.
   Господь, по молитвам Своей Пречистой Матери, нередко являет в святой обители знамения благодати.
   Новая история Раифской пустыни отмечена уже несколькими чудесами, свидетелями которых были как насельники, так и многочисленные паломники.
   Вскоре после водружения первого креста над Грузинским собором (12 мая 1991 г., за 3 дня до отдания Пасхи) многие из собравшихся стали свидетелями явления Славы Божией: "Светящийся шар сошел с неба на крест, и он осветился Божественным сиянием, которое через некоторое время исчезло", - описал это чудо первый благочинный монастыря иеромонах Гурий (Малешин). По свидетельствам очевидцев, сияние было не очень долгим, не больше часа, но ослепительно-ярким. Важно, что именно при водружении первых крестов часто происходят явления благодати Божией в самых разных возрождаемых монастырях России. Вот что происходило одновременно, в те же дни того же года, в Дивееве: "...На Троицком соборе устанавливали последний, пятый по счету крест {...} Вдруг кто-то крикнул: "Смотрите, радуга!" На небе действительно сияла семицветная радуга, вытягиваясь в сторону храма. Люди опустились на колени, многие плакали... То были слезы радости, ведь радуга - знак примирения Бога с человеком {...} Местные жители сказали, что всякий раз, когда на храм водружался крест {а их, напомним, было 5}, на небе появлялась радуга..." (Лидия Бродицкая). Такая же радуга заиграла в безоблачном, сухом небе над Софийским Новгородским собором при его патриаршем освящении 16 августа того же 1991 года...
   Вот такие знаки посылает порой Бог.
   И - снова к раифским событиям... В июле 2000 г. несколько свидетелей, с которыми автор книги знаком, видели необычное ночное сияние в небе над монастырем. В совершенно безоблачной звездной синеве играли и медленно расходились огромные дымно-белые столбы света - как зыбь от брошенного в озеро камня. Это было похоже на "северное сияние" - чрезвычайно редкое в наших широтах. К тому же здесь оно играло лишь в той части неба, что осеняла саму обитель и озеро... Сообщений о наблюдении в ту ночь этого необычного явления из других мест республики, насколько нам известно, не поступало.
   И опять-таки, сияние над святой обителью в наши дни - случай не единичный. Огненное зарево в небе явилось над Почаевской лаврой в ночь на 21 ноября 2003 г. (празднование Собора Архистратига Михаила и всех Небесных сил бесплотных). Его не только видели многочисленные свидетели, но и, в отличие от раифского случая, успели зафиксировать на пленку...
   Такие знамения являются в небе.
   Но еще больше чудес происходит по молитвам пред святой иконой - покровительницей Раифского монастыря.
   Почитание Грузинской иконы в наше время так велико, что даже в обычные, непраздничные дни на двух огромных паникадилах не всегда помещаются свечи, затепленные паломниками - многим приходится ждать, либо класть свечу рядом, чтоб ее зажгли потом. Поистине целые кусты огней трепещут перед великой святыней с утра до позднего вечера. А ведь каждый огонек - символ чьей-то молитвы к Матери Божией. И многие, очень многие молитвы-прошения исполняются. И тогда те же люди едут сюда снова - но уже не с просьбой, а с благодарением. Некоторые из них в благодарность покупают крест для украшения ризы иконы - и вся она увешана такими вот крестиками: памятниками недавних чудес, исцелений, исполненных молитв... Многие хранятся отдельно, в ризнице: не хватает размеров иконы, чтоб поместить их все вместе, разом. Не хватило бы, даже если б сам святой образ был намного больше. Как известно, не мерою дает Бог благодать Свою...
   Потому в горе и в радости, и ныне и присно мы молимся пред Пречистым образом Его Матери:
   "Пресвятая Богородица, спаси нас!"

 

где находится, как доехать:  
   Адрес Раифской пустыни: 422538; Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа.

Проезд от Казани: авт. 404, 406 (Казань - Кульбаши, Казань - Бишня),

а также спец. монастырским автобусом (Казань - Раифа) до "Раифы" - остановки возле монастыря.
   Другой вариант:

любым транспортом по трассе Казань - Зеленодольск до "Раифского поворота", далее - 4 км пешком или на попутке.

 

______________________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

  Информация по взята с сайтов ( ФОТОГРАФИИ ВЗЯТЫ ИЗ ФОТОАППАРАТОВ КОЧУЮЩИХ ) :

   http://www.raifa.ru

     http://kazan.eparhia.ru/temples/priories/raifskibogorodizkimonostir/

  http://samlib.ru/r/roshektaew_a_w/putevoditel.shtml

  Рощектаев Андрей Владимирович:  Путеводитель по святыням Казанской епархии

Комментарии

аватар: Кэп

статьи в тему...

наши свежие фото с Крещенья пока не готовы -
вот красивая статья про Раифу и праздники!

аватар: Кэп

ПРАЗДНИК ПАСХИ В РАИФЕ

Сегодня митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил пасхальную литургию в Раифском монастыре. По его словам, впервые за 400 лет с момента основания обители предстоятель Казанской кафедры провел здесь богослужение в ночь Светлого Христова Воскресения.

«Когда-то кто-то должен начинать? Я считаю, что мне выпала великая честь как митрополиту Казанскому и Татарстанскому впервые совершить пасхальное богослужение в этой святой обители, – заявил владыка журналистам, стоя у входа в самый большой Троицкий собор монастыря. – В жизни случайностей не бывает: Бог положил на сердце, чтобы в эту пасхальную ночь служба была здесь».

Впервые за десятилетия возрождения обители предстоятель Казанской кафедры стоял у врат Троицкого собора, чтобы произнести торжественное «Христос Воскресе!» под залпы салюта, и впервые за эти годы монастырский квартет «Притча» уступил место хору Казанской духовной семинарии. Перед началом богослужения владыка призвал пришедших в храм к полной тишине. Бог в долгу никогда не остается, и пасхальная ночь, проведенная в храме, на весь год даст человеку чувство радости Воскресения Христова, напутствовал верующих митрополит Феофан.

аватар: Кэп

умер настоятель монастыря

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан временно возглавит Раифский Богородицкий мужской монастырь. По его словам, он выберет со временем подходящую кандидатуру на это место:

– Конечно, в любом важном деле личность играет огромную роль, но монастырь есть монастырь. Сегодня он твердо стоит на ногах. Пока я сам буду руководить обителью, как священноархимандрит Раифского Богородицкого монастыря. Так по нашему уставу положено. А со временем начну подбирать кандидатуры в настоятели. На такие должности просто так не назначают. Тут надо внимательно подойти, – сказал Феофан.

Напомним, накануне в возрасте 57 лет скончался настоятель Раифского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров). Смерть наступила, когда он находился в канцелярии, спасти его не удалось.

Отметим, что тело отца Всеволода по церковным канонам не может быть подвергнуто вскрытию, что затрудняет установление причины смерти.

аватар: Лоцман

Внес комментарии

Внес комментарии в статью.

Для меня было сильным открытием, что в УК СССР была уголовная статья за воспрепятствование исполнению религиозных обрядов - нам врали совершенно про другое.

Кстати - у нас статья задвоена(((

аватар: Кэп

из Марий Эл в Раифу!

В ближайшее воскресенье, 25 июня, состоится традиционный крестный ход, который начнется в Волжском районе Марий Эл, а завершится в Раифском мужском монастыре соседнего Татарстана.

Участники крестного хода выйдут из храма святого великомученика Димитрия Солунского села Новые Параты (Марий Эл) с иконой Божией Матери «Грузинская». 

Этот образ преподнесла прихожанам братия Раифского мужского монастыря, когда в селе началась возрождаться духовная жизнь. С тех пор он особо почитается в этом приходе, рассказали нам в пресс-службе епархии.

И каждый год в последнее воскресенье июня православные жители Новых Парат и близлежащих сел и деревень совершают с иконой Божией Матери «Грузинская» крестный ход в соседний Татарстан в Раифский Богородицкий мужской монастырь, святыней которого является древнейшая чудотворная икона Божией Матери «Грузинская».

В этом году крестный ход состоится 25 июня, принять участие в нем могут все желающие:

- начало – в 8.00;

- общая протяженность (туда и обратно) – почти 34 км.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru