ОТКРОВЕНИЯ КАПИТАНА - ЮШУТ - 1995 - ПЕРВАЯ КРОВЬ

 

 []

 

 

ОТКРОВЕНИЯ КАПИТАНА

 

 

 

  

  Юшут. Первая Кровь.

  

  ... май 1995 года

  

  

  ... Это был один из тех легендарных походов на самой заре Кочующих, когда мы только осваивали Юшут...

  

  

  

  День Первый

  

  Отчалили мы достаточно поздно, где-то около 9 мая. Тогда половодье уже спало, но река еще не вошла в межень.

  

  Собралась команда из пяти человек: Андрей, Гриша, Ильнур, Марсель и я.

  

  Было у нас две байдарки, причем одна в таком тяжком состоянии, словно провернуло ее в какой-то бочке раз пять, а затем размазало на прижиме. Дома мы ее клеили два вечера, но до конца не были уверены в том, что соберем на реке.

  

  На станции Суслонгер встретили лишь одну группу туристов, которая тоже рискнула пойти по такой низкой воде. Они позвали нас пройтись пешком до Мочалища, но мы предпочли дождаться автобуса. Как только они ушли, подъехало авто, и мы с ветерком и с веселым матерком обогнали первую группу.

  

  Как мы и предполагали (а, может, так располагал Мерфи), из всех возможных вариантов выпал самый худший: первая байда упрямо не хотела собираться. Не то было страшно, что протекали швы, а то, что был значительный некомплект. Большая часть трубок перегнулась. Пришлось заново конструировать лодку из того, что имелось.

  

  А в это время та самая группа сплавщиков успела прийти на точку, развести костер, поесть, поспать, собрать плавсредства, и, помахав ручкой, отплыть вниз по течению.

  

  Световой день близился к исходу...

  

  Наше конструкторское бюро никак не могло решить стратегическую задачу: не хватало боковых трубок в самом центре байды, из-за чего вода сплющивала ее и грозила залить трюмы.

  

  Вторая байда была давно собрана и испытана. Ночевать возле населенки не хотелось, тем более уже имелся неприятный контакт с аборигенами.

  

  Скажу по секрету, что я сам из тех мест, сам аборигенил и партизанил на реке, в недалеком детстве проводил диверсии и мародерил среди водных туристов, а совсем недавно вдохновлял группу молодых бандюганов из Красногорска на лесные подвиги.

  

  Как никто я понимал, что линять отсюда хоть на три поворота вниз по течению - это насущная программа-минимум.

  

  Здесь нам пришла в голову гениальная мысль: использовать вместо трубок ветки ивы. Скреплять натяг веревками - идея понятно бредовая, но делать было нечего.

  

  Таким образом, часам к восьми вечера мы встали на воду, причем в трехместке (местной сборки) сидело два человека и минимум вещей, а в двухместке - трое и максимум вещей. Я обитал на носу первой байды-двоечки (нормальной) и разведывал фарватер, чтобы страховать вторую байду, так как уже смеркалось и препятствия в воде плохо различались.

  

  Даже на небольшой скорости мы оторвались от экипажа трешки. Вскоре, причалив к берегу, стали ждать... Ждали, кричали, но все было бесполезно - те как в воду канули: Андрей и Гриша видно пошли вверх по течению или встали по техническим причинам.

  

  Пришлось нам искать место для ночевки и выгружаться. Поскольку повороты на Юшуте маленькие, то потеряться здесь немудрено.

  

  Я оставил Ильнура и Марселя ставить палатку и разжигать костер, а сам побежал по берегу на поиски потерявшихся. В лесу уже было темно. Попытавшись срезать петлю поворота, попал в полойницу-старицу, спугнул утку с гнездовья. Продравшись к берегу, стал кричать. В ответ из темноты услышал отклик. Пришлось пробираться дальше, пока не подошел близко к тому месту, где произошла авария. Гриша с Андреем сидели на противоположном берегу. Рядом с ними - вверх дном - наша злополучная байда и груда мокрых вещей.

  

  Оказалось, что в темноте они сели на корягу, проткнули дыру в днище в полкулака и стали быстро погружаться в воду, при этом слезть с коряги не смогли. Когда стало понятно, что вода поднялась выше ватерлинии, а угроза затопления судна очевидна, Гриша произнес легендарную фразу: "Ну все, с меня хватит! Я выхожу!".

  

  Команда в спешном порядке выгрузилась с вещами в воду, благо вода стояла не высоко, а затем выбралась на берег. Байда полностью наполнилась водой и за счет парусности стала опрокидываться течением. Дело грозило полной потерей судна, бока, скрепленные палками, начали складываться, из-за чего лодку могло переломить пополам. Пришлось лезть в воду и доставать затопленную байду. Мало того, что сами промокли, были намочены все вещи в рюкзаках, которые у матрасников, как правило, не упакованы в непромоки (пусть даже в виде пакетов). Пока я относил в лагерь рюкзак и котелок, Андрей и Гриша оставались на берегу, чтобы спрятать байду в ивняке.

  

  ... Взошел месяц, который осветил прозрачный майский лес, поросшие берега и протоки...

  

  На стоянке меня ждал зловещий сюрприз: Марсель рубил дрова... рубил сырую елку... елка отбросила топор... топор попал по ноге... пробил ботинок... носок... и разрубил палец до кости (что "до кости" выяснилось позднее, на большой земле).

  

  Аптечка и бинт отсутствовали. Ни костра, ни палатки не было. Пришлось бегать собирать на берегу подорожник.

  

  ...Луна на небе округлилась, светила все сильнее и ярче...

  

  Наконец, нашли подорожник, носовой платок, использовали майку и жгуты из ремкомплекта. Вместо антисептика применили уринотерапию, но кровь остановить все равно не удалось. Пострадавшему для внутреннего употребления пришлось выдать обезболивающее в размере 200 мл.

  

  Уже глубокой ночью сварили ужин. Кровь у Марселя убывала... Следы ее обнаруживаются в палатке и по сей день...

  

  

  

  День Второй

  

  Утром пошли к байде, переправили ее к палатке, стали ремонтировать. Было потрачено достаточно времени. Получалось, что из графика мы выбились на несколько часов. Благо, что кровь у Марселя остановилась, чувствовал он себя в пределах нормы, если не передвигался. Нога его, замотанная и перебинтованная в трех проекциях, была похожа на копыто слона.

  

  Наладив байду, загрузили в нее вещи и Марселя. Ниже по течению, через два поворота заметили на берегу дымящееся костровище, которое, судя по всему, оставила первая группа. Значит, ночевали они совсем недалеко и отплыли недавно.

  

  Немного слов о красоте природы.

  

  Дни были настолько теплые, что пробились листья, вовсю зеленела трава, зацвела черемуха. Узкая долина реки обрамлялась цветущей черемухой, казалось, прибрежные кусты облиты белой пеной. Воздух над водой был насыщен прекрасным ароматом. Сочетание позднего сплава и весеннего тепла дало удивительный эффект. Юшутка превратилась в сказочную благоухающую молочную речку с кисельными берегами. На каждом повороте открывались новые изумительные виды, майская природа дарила нам неземное ощущение. Кое-где черемушника было так много, что, казалось, прошла весенняя метель, махнула рукавом и осыпала поймы и чащицы , протоки и старицы пенной россыпью душистого снега. Ни до, ни после таких подарков от природы я не получал...

  

  Мы все плыли и плыли, а сказка не кончалась. Команда молчала. Кое-где приходилось выходить и перетаскивать лодки через мелистые перекаты или обносить завалы каршовника. Половодье спало настолько, что вода просветлела и прибрежные кущи хорошо отражались в затонах и плесах. Вода, подбеленная черемуховыми красками и подсиненная небом.

  

  Гребли мало, больше глазели по сторонам, поэтому на опорную точку - Шелангерский мост - вышли с большим опозданием, под вечер, обедали-ужинали, стали готовиться к прохождению Мельничного порога, который отстоял от нас всего на поворот ниже по реке.

  

  Замечу, при низкой воде проход по порогу достаточно сложный, так как остатки плотины в виде каменных крепей могут повредить плавсредство, а по большой воде можно пройти порожек и даже не заметить его. То есть категорийность порога меняется от весны к весне в пределах от 0 до 2 к.с.

  

  Поскольку вода в те дни была низкая, решили разведать плотину, чтобы не искушать судьбу. Почти по центру - хорошее оконце с водосливом где-то в полметра высотой, но нам и этого было достаточно, чтобы ощутить запах адреналина. Дуплетом решили не идти, так как опасались за вторую байду. Высадив Марселя, пошли с Ильнуром на штурм нашего первого порога.

  

  Теперь смешно про это вспоминать, когда за плечами столько рек, но те ощущения были настоящие, из-за которых мы и ходим в походы.

  

  Мы вырулили на середину реки и пошли прямо в то окно. При этом стали набирать скорость, чтобы подъемная сила вынесла судно как можно выше. Вошли не точно и ширкнули правым бортом о камень... Тряхануло и облило нас будь здоров. Когда порог прошли, то закипел азарт, захотелось еще раз попытать счастья. Но пришлось страховать вторую лодку ниже порога. Однако, Гриша с Андреем не решились на штурм... может, просто не хватило духа. Пришлось байду и вещи обносить. Уже вечерело, поэтому времени на второй проход порога не осталось и мы пошли дальше.

  

  Следует напомнить, что при аварии в первый день были намочены продукты (весь хлеб), поэтому запасы провианта заканчивались. Мы договорились: чтобы успеть до ночи подойти к деревне Ошутьялы, наша байда берет палатку, котелки , топор и т.д., готовит стоянку, а вторая байда нас потихоньку догоняет.

  

  Ночью я решил сходить к родителям в Красногорск (остановиться должны были рядом с поселком) за провиантом. Мы пошли в отрыв, но до самой темноты решили не грести, чтобы вторая байда нас не искала в плохих условиях.

  

  Река менялась на глазах, после впадения Тюмши и мелких ручейков стала более полноводной, низкие полойные берега стали выше, появились сосняки и густой высокорослый лес. Урема Юшута здесь пролегла мимо Катай- горы, которая известна своими грибными местами и черничными ягодниками. Поэтому берега стали обрывистыми и очень живописными. Мелей стало меньше, зато высокий лес, подмытый яроводьем, образовывал такие сложные завалы, что по малой воде нашему маршруту можно было бы дать 2А к.с. Ряды деревьев стояли так, как будто поджидали туристов под самые раскидистые кроны, чтобы заживо погрести в омуте или в бучиле.

  

  Закатное солнце уже подкрашивало сосновые стены по левому берегу, но до Ошутьял было еще далековато. Правый берег пребывал в темноте, и мы при маневрах на фарватере избегали затененных мест на реке. Вдруг мы заметили на берегу мужика, который нам что-то кричал и отчаянно жестикулировал. Приняв влево мы услышали, что впереди эдакая задница, где горы трупов, море крови и утопленный фотоаппарат. Благополучно причалив сразу за изгибом реки, увидели таааакой завал, который до того еще не встречали. Почти все русло реки перегородила огромная береза, упавшая с правого берега, а сразу за ней уже с левого берега легла большая ель, причем колкие ветки ее торчали как штыки как раз на уровне ватерлинии байдарки. При этом стремнина после березы заносила точно под ель. Усложнялось все тем, что вот эта елочка наловила по течению всяких топленок и надежно перекрыла всю речку, из которой можно было выбраться только путем обноски.

  

  Турист из первой группы (той, что ушла раньше нас) рассказал, что после того как они обошли березу, то чуть не попали под ель, но успели вырулить к правому берегу. Однако, там течение убыстрялось, а русло было полностью загорожено деревьями. Они попали под хорошую расческу и дальше под ствол... Байду перевернуло. Пришлось срочно все бросать и тянуть ее из воды, чтобы не перекрутило. Пока вытаскивали байду, утопили котелок, рюкзак и фотоаппарат. Рюкзак сумели достать, а все остальное... Все остальное пришлось принести в жертву Юшуту.

  

  Первая группа сушилась-материлась на нашем берегу. Мы же благодарили их за предупреждение и осматривали завал - да , там был чистый обнос. Если попасть под сучки ели, то все может за кончиться достаточно трагично. Юшутка не любит шутки. Здесь бывает всякое... и каждый год: кто по пьяни, кто по болвани увеличивает туристский некролог и заставляет других не расслабляться.

  

  Между собой договорились: встать на ночевку в этом месте, чтобы вторая байда не попала в эту переделку. К тому же на небе появилась грозовая туча и послышались дальние раскаты грома. Мы лихорадочно стали ставить палатку и заготавливать дрова - не радовала перспектива собирать топливо в мокром ночном лесу после грозы. Однако, судьба смилостивилась, и туча, задев нас боком, ушла на запад, немного покрапав по реке и поворчав раскатами. ..

  

  Я пошел навстречу Андрею и Грише, которые так и не появились. Понадобилось пройти поворотов пять вверх по течению, чтобы найти их стоянку. Оказывается, они снова сели на мель. Пока снимались с нее - сели на корягу, продырявились - начали клеиться, увидели грозу - решили вынести все на берег. Сообщив наши координаты, я вернулся назад.

  

  Было уже темно и свежо, когда я вернулся к стоянке. Ильнур перевез меня на другой берег и я пошел через лес в поселок. Умудрился в темноте заблудиться, снова вышел к реке. По ней добрался до Ошутьял, а потом и в поселок. По дороге наблюдал салют. Праздничный. К 50-летию Победы. Так что не скучал. ..

  

  

  

  День третий

  

  Переночевав дома, рано утром отправился с провизией обратно. До Ошутьял было 8 км. В ближнем лесу вчера прошла гроза. Все вокруг сверкало от солнца и молодой зелени. Когда дошел до стоянки, то узнал следующее: вторая байда так и ночевала на своем месте - ребята не смогли в темноте переправиться на наш берег и дойти до палатки.

  

  Сложилась патовая ситуация:

  

  у Ильнура с Марселем имелось в наличии: палатка, топор, котлы;

  

  у Андрея с Гришей - пропитание и почти вся одежда;

  

  Андрей и Гриша ночевали под лодкой, ели в сухомятку ( костра развести не смогли?), запивали речной водой;

  

  Ильнур с Марселем спали в пустой палатке (правда, надумали собрать лопухов на подстилку, чтоб не спать на голом песке), прижавшись друг к другу так, что водой не разольешь. Марсель всю ночь дрожжжал от холода и мешал Ильнуру спать. Спасибо браткам-туристам, которые выделили им немного похлебки. Посколько у наших оставались сухари, спать они легли не голодные. А то получился бы настоящий экстрим...

  

   Уроки той ночи очевидны:

  

   1) не уходить в отрыв, с потерей видимости, от другого судна;

  

   2) иметь запас пищи на каждом судне ;

  

   3) проявлять больше инициативы, а не ждать, что тебя найдут и все принесут ;

  

   4) иметь аптечку;

  

   5) слушаться капитана;

  

   6) меньше слушать (ч)удаков ;

  

   7) быть готовым к экстриму;

  

   8) уметь развести костер;

  

   9) соблюдать график маршрута ;

  

   10) любить лес вообще и Родину в частности;

  

   11) стойко переносить все тяготы сплавной жизни, если сами же себе их и создаем;

  

   12) _______________________________________________ (запиши свой урок).

  

  Я весело (как мне показалось) крикнул с того берега, и меня перевезли к себе. Наличие еды и особенно хлеба всех оживило.

  

  Вид у команды после второй ночи был еще более потрепанный, особенно у пострадавшего Марселя, который, уже ко всему апатичный, отогревался и отсыпался за холодную ночь. Костер не горел, костраты пытались в очередной раз клеить байду.

  

  Я разжег костер, мы приготовили завтрак. Даже Марсель, бледный на лицо и на кровь, ожил и подобрался к костру, как раненый партизан доползает к своей землянке. На его лице я прочел: эти походы ему нужны на одно место. В этом я не ошибся - больше в походах я его не видел.

  

  Я как мог пытался поднять боевой дух команды анекдотами, песнями, пинками и зуботычинами. Наконец, узнав, что вожделенная деревня Ошутьялы совсем близко, команда согласилась идти дальше. Подняв команду, я надел солдатскую пилотку со звездочкой, которая и стала прообразом капитанской фуражки, символом несгибаемого духа нашей команды.

  

  Приключения, однако, на этом не закончились. Похоже, на Мельничном пороге мы все-таки поцарапались о камушек, и поэтому байда протекала. Вода собиралась в центральном отсеке, где сидел Марсель. Когда задняя часть (Марселева) притопилась, он подумал, почему бы не вычерпывать воду кружкой. Так мы дошли до Ошутьял.

  

  Реку перегораживал пешеходный мост, где сидел старик с топором лесоруба - таможня, поняли мы. Я пошел договариваться:

  

   - Тудо влак турист шамыщ (1), - начал я, взяв с места в карьер.

  

   - Поро кече (2), - последовало в ответ.

  

   - Юшут буйлат утяргя була ме (3), - продолжал заискивать я.

  

   - Ась (4), - что-то насторожился старик.

  

   - Наркотик уке, автомат влак уке, спирт уке (5), - со всей прямотой заявил я.

  

   - Ера, ера (6), - ответил он мне.

  

   ____________

  

   1 - Мы есть туристы (искаж., мар.).

  

   2 - Добрый день (прост., мар.).

  

   3 - Можно ли пройти по Юшуту? (вопрос., тат).

  

   4 - Не понял, я малость зависаю (разг., Internet).

  

   5 - Оружия, наркотиков и спирта нет (шутл., мар.).

  

   6 - Канайте, куда хотите (бран., эспер.).

  

   ____________

  

  Когда так удачно удалось договориться с таможней, решили клеиться на берегу. Отсюда до слива с Илетью было уже веслом махнуть. Тут мне Гриша и говорит: "Ну, сколько еще осталось плыть?". Я ответил ему так, что моя фраза попала в анналы нашей истории: "Эх ты! Эт иман баласы! Плавает только ... (оно). Сплавщики не плывут, а ходят!". После этого я пользовался в команде непререкаемым авторитетом. (Мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции).

  

  Далее Юшутка побежала прямее, без больших завалов. Берега были просторнее и очень живописными. Не зря великие художники такие, как Шишкин и Васильев создавали свои пейзажи где-то у нас. Здесь все было мне знакомо с детства: вот переходнушка, вот сомовый брод, вот долина гейзеров (у нас ключи бьют так, что даже в морозы вода не замерзает, а один из родников обладает слегка сладким вкусом), вот ключевая сопка, а вот и устье с длинной и очень красивой протокой.

  

  На хорошей скорости (достойной даже горной реки) мы прошли маленькую шиверку и вышли на просторы Илети. Сразу виден водораздел двух рек: красноватая от глины Юшутка и желтоватая от песка Илеть. Потом все смешивается, и уже Илеть быстро несет нас до железнодорожного моста.

  

  Ранее на слитии двух рек проходил старинный тракт Казань - Царевококшайск (ныне г.Й-Ола), стоял мост, который помнит еще моя мать, тогда с Кленовой горы возили лес и готовили для сплава. Мост называли золотым, потому что каждый год его сносило половодье и каждый год летом мост строили заново. Считалось, что если бы тогда поставили вечный мост из чистАго золота, то это бы окупило позднее ежегодное его возведение. Так или иначе, но сейчас на сливе видны лишь старые замшелые сваи, тракт давно заброшен, но легенды живут всех дольше. Сейчас устье венчает уютная поляна с хорошим обзором на Кленовогорье, которая известна многим туристам.

  

  ... В далеком 1969 году, мои мать с отцом заготавливали дрова недалеко от этого места. Мать была на седьмом месяце беременности. Видно, перегруз дал о себе знать, начались схватки. Прямо в лесу. Так породился я, на слитии двух Великих Рек.

  

  Среди местных ходит много легенд об этих местах. Наверно, все пересказать невозможно. На то времени не хватит. Вспомнить хотя бы про черного туриста, про белого туриста, про зарытый клад, про дуб Пугачева, про тайну озера Конан-ер, про татарскую мельницу, про Глаз, про царские ворота и т.д. Может, когда-нибудь соберусь и напишу как Бажов лесные сказы, но пока тайны остаются тайнами...

  

  Впрочем, вернемся к сплаву.

  

  Следствием несоблюдения графика маршрута стало то, что на вечерний поезд мы опоздали. Опоздали так - перед самым нашим носом он просвистел через ж/д мост и ушел на ст. Илеть.

  

  После Яшкиной поляны река течет строго на запад, и закатное солнце так слепило глаза встречными лучами, что последние повороты шли почти на ощупь. Зареклись брать с собой противосолнечные очки. Течение было слабенькое и приходилось дюже грести, чтобы немного продвигаться вперед. Вторая байда снова отставала от нас и мы причалили в конечном пункте минут на 20 раньше ее.

  

  На подходе к мосту опасно стоят опоры старого моста. Залезаем на мост и метим камнями безопасный проход под мостом, чтобы аварийная байдарка беспрепятственно могла пройти к причалу. Потрясен мужеством Гриши и Андрея, которые потом эту байду дотащили до станции и увезли в Казань. На их месте я бы бросил ее на этом самом месте и расстрелял бы из ручного огнемета.

  

  ...Как оказалось - байда совершила свой последний боевой поход...

  

  На мосту меня встречали местные бандюганы, с которыми я удалился в сторону Красногорска, оставляя в сердце яркие впечатления о пройденном маршруте.

  

  

 []

  

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.