Сплав по реке Риони

Сплав по реке Риони

Рио́ни (груз. რიონი) — одна из крупнейших рек Закавказья. В древности была известна под названием Фазис.

На языке сванов риен — большая река.

Река в Грузии. Протяжённость — 327 км, площадь бассейна 13400 км². Начинается на склонах Большого Кавказа; ниже города Кутаиси течёт по Колхидской низменности. Впадает в Чёрное море у города Поти. Средний расход воды 405 м³/с.

Сплавная от города Они. Используется для орошения. Рионский каскад ГЭС (Ладжанурская ГЭС, Гуматская ГЭС-1 и ГЭС-2, Рионская ГЭС, Варцихские ГЭС).

Судоходна от города Самтредиа.

По долине верхней Риони проходит Военно-Осетинская дорога. Левый приток Риони — река Чанчахи, до села Гуршеви являющаяся линией границы между Грузией и Южной Осетией.

 

 

                                     река Риони, город КутаисиСплав по реке Риони

 

Исторические сведения

У древних греков река называлась Фазис (или Фасис; греч. Φάσις), под этим названием она впервые упоминается у Гесиода в его «Теогонии». Позднее у Аполлония Родосского, Вергилия и Элия Аристида река упоминается как самый восточный предел морской навигации. В «Федоне» Платона в одном из диалогов Сократ также упоминает реку как границу ойкумены:

— Далее, я уверился, что Земля очень велика и что мы, обитающие от Фасиса до Геракловых Столпов занимаем лишь малую её частицу; мы теснимся вокруг нашего моря, словно муравьи или лягушки вокруг болота, и многие другие народы живут во многих иных местах, сходных с нашими.

 

Сплав по реке Риони

 

 

ЛОЦИЯ РЕКИ РИОНИ

Река Риони

Протяженность сплава - 145 км

Продолжительность - 5 - 6 дней

Сезонность - апрель - октябрь

Категория сложности - III, усл.

 

 

Риони - самая полноводная река Грузии, и ее препятствия отличаются большой мощью. Поэтому сплав по Риони на байдарках опасен, а на надувных лодках рекомендуется лишь весной и осенью, когда расход воды далек от максимума.

К начальной точке маршрута, небольшому поселку Саглоло, у пересечения реки Военно-Осетинской дорогой, можно доехать автобусом из Кутаиси.

Верховье Риони, включая и первые 10 км маршрута, имеет характер бурного горного потока шириной 6 - 10 м. Камни в струе, снесенные деревья, ступеньки с короткими крутыми сливами, метровые валы при столь большой скорости течения становятся серьезными препятствиями. Весь этот участок от Саглоло до поселка Уцера и еще около 2 км ниже можно считать единым порогом, который должен тщательно разведываться и проходиться короткими участками (несмотря на сложность причаливания) при четко организованной страховке с берега.

В Уцере - многочисленные выходы железистых минеральных источников, санаторий. Последние 2 км Уцерского порога после сравнительно спокойной шиверы в самом поселке наиболее опасны из-за скопления полуприкрытых водой острых камней. В малую воду этот участок реки следует обнести.

За мостом ниже порога река все еще дыбится валами, затем появляются острова, отмели; до высокого серого бома справа перед поселком Нахети можно плыть без разведки. В 500 м ниже бома - порог с метровыми сливами и бушующими 1,5 - 2-метровыми валами. В середине порога через реку натянут трос.

 

От Нахети до города Они русло реки почти везде чистое, долина широкая (две, три, четыре протоки), и воды в основной протоке, как правило, достаточно для сплава. Валы невысокие - до 1 м. За Они характер Риони не меняется еще около 15 км.

Перед высокой серой скалой правого берега выше поселка Мухли нужно причалить к галечному пляжу, дальше порог, который тянется чуть больше 1 км. Он представляет собой сужение реки до 6 - 8 м с огромными (до 2,5 м) валами с опрокидывающейся назад вершиной. Примерно в середине порога - развалины древнего арочного моста, а над ними - вход в пещеру в скале высокого левого берега. Очередное препятствие у поселка Цеси представляет собой крутой изгиб реки с навалом воды на валуны правого берега.

Сплав по реке Риони

От Цеси до Амбролаури и ниже Амбролаури река течет в широкой долине, но скорость течения не ослабевает. Отмели и галечные перекаты сменяются вдруг 1,5-метровыми валами или прижимами с сильным отбойным течением. Сразу после впадения левого притока - Шараульи каньон, который начинается порогом. Три больших валуна с кипящими водяными ямами за ними, мощные валы. Каньон тянется около 1 км - валы, несложные прижимы.

Ниже поселка Алпана долина Риони вновь сужается. Течение столь быстро, что даже к отмелям причаливать удается с большим трудом. А перед поселком Твиши река еще более сжимается горами и входит в каньон. Каньон начинается излучиной реки с навалом воды на отвесную правую стенку, дальше несколько огромных скальных обломков оставляют узкий проход у левого берега, стеной вставшего из воды. Справа над дорогой и рекой возвышается гора Хвамли, к которой, по преданию, был прикован Прометей (Амирани).

 

За Твиши валуны в центре и у правого берега образуют косые 2-метровые валы, чреватые почти неизбежным переворотом для надувных лодок. На участке Твиши - Намахвани основные препятствия - огромные, но более пологие, чем раньше, валы и мощные прижимы. В Намахвани через реку натянут провисающий в середине до самой воды трос.

Ниже поселка река успокаивается - ощущается подпор воды водохранилищем Рион ГЭС. Плотина обносится по дороге правого берега. Отсюда до Кутаиси, где можно закончить поход, еще около 15 км сплава.

 

Сплав по реке Риони

 

ОТЧЕТ СПЛАВ ПО РЕКЕ РИОНИ

Автор Фаустов Алексей           

03.06.2008 г.

 О водном туристском путешествии с эл. 4 - 5 к.с. по Грузии: Киев – Батуми (Поти) – сплав по р. Риони от пос. Уцера до пос. Намахвани, сплав по р. Цхенисцкали от пос.  Текали до пос. Хведи – Тбилиси (Поти) - Киев, совершенном с 26  апреля по 11 мая 2008 г.

Руководитель группы: Романенко И.Б

 

 

Справочные сведения о путешествии

 1. Основная нитка маршрута Киев – Батуми (Поти) – сплав по р. Риони от пос. Уцера до пос. Намахвани, сплав по р. Цхенисцкали от пос. Текали до пос. Хведи –Тбилиси (Поти) - Киев.

 

Сплав по реке Риони

Выбор маршрута.

 Наш клуб «4 стороны» последние годы регулярно осуществляет походы на реки Северного Кавказа. Не хочу сказать, что этот регион перестал быть для нас интересен, отнюдь. Там есть реки, на которых мы очень хотим побывать, но сама атмосфера в регионе, часто не дружелюбно настроенное местное население, а ОСОБЕННО взаимодействие с местными органами власти, милицией, ГАИ, пограничникам, таможней и т.п., мягко говоря, оставляют желать лучшего. При подготовке весеннего похода этого (2008) года, все выше сказанное, заставило нас обратить взгляд на другие страны и регионы, не слишком удаленные от Украины. Хотелось найти вариант похода, с протяженной речкой до 5 к.с., с более-менее бюджетной дорогой и заброской.

Первые мысли были о Турции, базовая речка Чорох. Но внимательно изучив доступную информацию, списавшись с Александром Лифановым, мы пришли к выводу что вряд ли найдем на майские праздники, в условиях высокой воды, речку в Турции, которая была бы интересна и продолжительна, и была нам по силам. Останавливало также соображение, что потенциальные  обносы и обвозы сложно будет делать без сопровождения, и в любом случае это может вылиться в существенное удорожание мероприятия в условиях Турции.

Тогда поиски были перенаправлены на Румынию, Болгарию  и Грузию. К сожалению, по первым двум странам скольнибуть значимой информации найдено не было, хотя из общих соображений обе страны, а особенно Болгария, должны представлять существенный интерес в целях водного туризма.

По Грузии, стране очень богатой на разнообразные реки, на удивление, доступной информации оказалось крайне мало: отчеты по Цхенисцкали 1988 г. [1] и 2006 г.[2], отчет по Паравани 2007, и единственный отчет по Риони [3], когда-то якобы очень популярной сплавной реке – 1970 г !!! Кодори и Ингури не рассматривались по соображениям безопасности. (Позже нам попались отчеты Лагоды по Ингури и Дарьяльскому ущелью Терека, откуда стало понятно, что эти реки могут представлять для нас только теоретический интерес). Алазани, Арагви и Кура были отвергнуты, как не достаточно техничные реки. Кроме того, в случае Алазани, настораживала близость чеченской границы. По предварительным, непроверенным данным интерес для сплава могут представлять также реки Храми, Аджарисцкали и весной Супса. Потенциально интересными остаются Иори и множество рек западной Грузии – Хоби с притоками, притоки Цхенисцкали, правые притоки Риони. То, что мы видели на речке Цкалители, осматривая церковь в Моцамета, очень сильно нас заинтересовало. Но вода в этой речке только весной.

Проработав всю доступную информацию, мы остановились на связке Риони – Цхенисцкали. По Цхенисцкали у нас был подробнейший отчет [2], Риони была выбрана для раскатки. Хотя готовность группы для прохождения Лентехского каньона вызывала сомнения, было решено определятся на месте.

 

Сплав по реке Риони

 Транспортные возможности района.

Подъезд и отъезд с маршрута

            Вариант наземного транспорта был нами отвергнут уже при поверхностном его изучении. Оставался самолет или паром. (Паромная линия Ильичевск – Поти была обнаружена нами еще на этапе проработки вариантов заброски на р. Чорох). Т.к. большая часть группы не располагала достаточным свободным временем, чтобы плыть на пароме (примерно 48 часов ходового времени + возможные задержки + дорога до Одессы), а так же с целью оптимизации расходов (не платить в самолете за перевес) было принято решение часть группы в составе трех человек отправить со всем снаряжением на пароме, остальные летели самолетом.

            Паромное сообщение осуществляется судоходной компанией Укрферри. Паром ходит еженедельно, из Ильичевска не раньше вторника, обратно из Поти по субботам. Не раньше – означает, что еще на этапе покупки билетов Вас предупреждают, что паром может задержаться с приходом/отходом, задержаться с погрузкой/выгрузкой, задержаться в пути, наконец, может быть просто занят причал. На все эти задержки отводится не более трех дней. Кроме того, существует такая морская традиция, примета, - никогда заранее не говорить о точном времени прихода в порт назначения. Поэтому на все Ваши вопросы о времени прибытия будут отвечать вежливо, но уклончиво. Стоимость билета в один конец – 800 – 870 грн, с учетом предварительного бронирования и трехразового питания. Груза можно провозить 150 кг на человека. Но взвешивание при посадке отсутствует как таковое. Мы плыли паромом «Грейфсвальд», каюты 2х, 3х, 4х местные, каждая оборудована санузлом с душем. К недостаткам нужно добавить достаточно длительный и утомительный процесс посадки и высадки с парома.

            Авиасообщение осуществляется разными компаниями из разных городов Украины. Из Киева самолеты летают в Тбилиси, Батуми и Кутаиси. По расстоянию до места заброски предпочтительнее был Кутаиси, но день вылета был неудобный, поэтому мы летели в Батуми, ближе расположенный к реке, чем Тбилиси. Кроме того, так Поти оказывался у нас по дороге, куда все равно надо было ехать за людьми и снаряжением. Стоимость авиаперелета в оба конца около 350 $.

            Особо тщательно прорабатывался вопрос  сопровождения. В конечном счете, остановились на варианте Форд Транзит на 12 мест, полное сопровождение похода 1400 $. Мевлуд (водитель) +99593754456, Давид (гид) +99599904451 zaalge@yandex.ru. Названый автомобиль спокойно проезжал по всем дорогам, которые нам попадались. Мевлуд сам из Кутаиси, но отлично знает регион, дороги, везде имеет знакомых. Давид, отлично говорящий по-русски, решал вопросы с местным населением, представителями власти, и провел нам несколько незабываемых экскурсий. Один из участников оценил сопровождение на 6 по пятибалльной шкале. Я думаю это очень скромная оценка.

 

 

 Информация о районе похода.

Местное население.

            Местные люди очень радушны и гостеприимны. Постоянно угощали нас вкусной едой и просто огромными количествами вина и чачи, приглашали к себе в дом. Это в большей степени относится к населению в Раче и Имерети, по долине Риони. В долине Цхенисцкали, Нижняя Сванетия, люди более сдержаны, но всегда относились к нам очень отзывчиво и доброжелательно. Тем не менее, на въезде в Лентехи нас остановила полиция, и выделила нам сопровождающего, который находился постоянно при нас, пока мы не покинули Сванетию. По скромным оценкам, количество вина, подаренного нам в первый день, при стапеле в Уцере, составило порядка 70 литров. Все это постоянно подвергало спортивный характер нашего похода сильному риску, которому мы часто не могли противостоять. Опасения за сохранность наших вещей и снаряжения, которые так актуальны в Украине, покинули нас уже на второй день и больше не посещали.

Сплав по реке Риони

План похода.

Дата

Отрезок маршрута

 

26.04

г. Поти – пос. Уцера

Автомобиль

27.04

пос. Уцера – пос. Нахети

Сплав

28.04

пос. Нахети – устье р. Джорджора

Сплав

29.04

Устье р. Джорджора – пос. Амбролаури

Сплав

30.04

Сел. Амбролаурі – устя р. Шараула

Сплав

01.05

Устя р. Шараула – сел. Намахвані

Сплав

02.05

М.н. – пос. Текали, полудневка

   Автомобиль

03.05

пос. Текали – Лентехский каньон

Сплав

04.05

Лентехский каньон

Сплав

05.05

Лентехский каньон

Сплав

 

Сплав по реке Риони

06.05

Лентехский каньон – пос. Лентехи

Сплав

07.05

пос. Лентехи – пос. Циплакакиа

Сплав

08.05

пос. Циплакакиа – пос. Цагери

Сплав

09.05

пос. Цагери – пос. Зуби

Сплав

10.05

пос. Зуби – пос. Кведи

Сплав

11.05

пос. Кведи – г. Поти

   Автомобиль

 

Сплав по реке Риони

РЕКА  Риони.

Общие впечатления.

В Уцеру мы прибыли уже ночью, быстро разбили лагерь и легли спать. Утром, когда мы посмотрели реку, впечатление было такое, что мы не туда приехали. Сплошной хаос из мощных, пульсирующих валов и бочек,  камни все залиты. Вода серого цвета, похожа на жидкий цементный раствор. Влад оценил порог как шестерочную шиверу, а расход в этом месте примерно в 80 кубов, против 20 осенью, когда он был тут прошлые разы. 

Однако, просмотрев реку ниже, мы увидели, что она упрощается, и решили стапелится и плыть .

Вообще, читая отчет, стоит внимательней отнестись к содержанию, многое актуально и сегодня, в частности информация о высоких валах. Также, на наш взгляд, актуальна информация в таблице «Распределение расхода р. Риони по месяцам». Пик паводка приходится именно на апрель – май, и хотя на момент начала нашего сплава вода уже несколько спала, расход примерно соответствовал табличному. В Июне бывает второй паводок, но он, как правило, слабее. Расход выше Амбролаури мы оценили в районе 100, а несколько ниже Алпаны - за 200. Мы не замеряли специально скорость течения, но оценка в 14 км/ч на плесовых участках показалась нам вполне корректной. Ко всему выше сказанному, нужно добавить, что вода очень жесткая. Пробивая вал носом судна, чувствуешь мощную отдачу, а небольшой отбойник, меньше полуметра, ударяясь в бок, едва ли не киляет катамаран. Сплав по Риони. График движения и описание основных препятствий, их прохождение.

 

Сплав по реке Риони

Дата

Участок маршрута

27.07.2008       

Стапель

   На небольшой полянке ПБ, возле дамб в черте пос. Уцера

28.04.2008       

Начало сплава ниже пос. Уцера – порог у пос. Накиети

Старт с галечного острова сразу за мостом на окраине Уцеры. Примерно через километр еще один мост. Головной кат №4, Феррари и замыкающий №1 прошли по намеченной линии в правый пролет, Химики на №2 и Сало успешно прошли по центру, их недолго, но неприятно подержало в бочке. Еще через километр, после правого поворота реки, начало порога у пос. Накиети. Чалились на ПБ уже во входной части порога. Сало и Феррари не успели выгрести к месту чалки штурмовых экипажей и у них была жесткая чалка еще метров на двадцать ниже.

  

Обнос порога у пос. Накиети

0,4

Описание порога дано Леной Янковской.

В начале  по середине 1,5-2 м валы штуки 4. Дальше справа  метра 3 ниже слив между ПБ и камнем небольшой, но в него тяжело попасть, не наехав на камень. Дальше по ПБ еще несколько небольших сливов, последний с бочкой. Везде нужен слалом. По левую сторону тоже выступали камни и на выходе 2 косые бочки одна за другой.Обнос по дороге на ПБ.

  

Пос. Накиети – 2 км выше пос. Сори

16

Выход на воду ниже моста. Много местных жителей, в основном молодежь, вышли посмотреть представление.

На всем участке встречаются высокие валы (примерно 1,5 м), иногда бочки. Линия движения читается с воды, особые неприятности можно заблаговременно обойти, остальные сложности не представляют. Ночевка на лугу правого берега.

 

29.04.08

2 км выше пос. Сори – каньон перед пос. Мухли

6,5         

Плесовый участок, разбои. Одиночные валы и бочки видны из далека и легко обходятся.

   каньон перед пос. Мухли

2

Чалка на ПБ для просмотра. Большая часть каньона видна с дороги, частично вид закрывают заросли на склоне. Каньон представляет собой сужение русла в нашу воду до 15-20 м с валами до 2  м. и мощными бочками по центру. В начале каньона, не далеко от места чалки, под правым берегом слив с бочкой, затем справа каменная  гряда перегораживает треть русла. С левой стороны гряды также слив с небольшой бочкой, причем, обходя этот слив ближе к центру реки, попадаешь на мощный трек, который несет прямо в котел, на половину реки, расположенный метров 20 ниже. Проходы есть и справа и слева от котла. Слева узкий мощный трек под самым берегом, обрывистым с острыми камнями. Справа места по больше и течение спокойней. Далее сужение реки, справа перед разрушенным мостом улово и сразу за ним навал на скалу у ПБ, с какой-то очень неприятной турбулентностью. Метрах в 20 за разрушенным мостом – сильный прижим к ЛБ. Затем река несколько упрощается. Дальше, метрах в 100 перед мостом в Мухли по центру очень коварная бочка, с воды практически не видимая.

Сплав по реке Риони

 

 Под мостом мощные отбойные валы от быков. За мостом конец каньона. Линия движения. От места чалки выход к центру, на основную струю, за каменной грядой резкий уход вправо, после котла - траверс или прострел влево, ближе к ЛБ. Прохождение. Первые два ката  №4 и №2 шли тандемом.

№ 2 из-за несогласованных действий экипажа попал в котел, вошел успешно, кильнулся на выходе из котла, промыло. Экипаж зачалил перевернутый кат самостоятельно в улове правого берега, перед разрушенным мостом, успешно применив новаторский для всей группы, но где-то почерпнутый химиками, прием гребли изнутри рамы ФОТО28, ФОТО31. Затем обнес неприятное место у ПБ через арку моста, и продолжил прохождение до ката № 4, зачалившегося для страховки на ЛБ, до окончания порога. С этого места по рации выпускали остальные экипажи по одному. Сало и Феррари  - успешное прохождение. Катамаран Сало по решению экипажа прошёл каньон до разрушенного моста ближе к ЛБ, без чрезмерных трудностей, считая, что эта траектория является наиболее безопасной. При прохождении разрушенного моста зашли несколько левее, чем кат №4 и с трудом угреблись от прижима к ЛБ. № 1 недооценил и недосмотрел бочку у ПБ при заходе в каньон и по халатности въехал в нее одним баллоном с малой скоростью. В результате киль.

Самостоятельно зачалиться не удалось, сработала страховка - №4 вытолкал аварийный кат с экипажем на ПБ, метров за 400 – 500 до моста в Мухли и сам зачалился ниже. Затем остальные экипажи перечалились на ПБ к кат №4. Было решено пройти порог до конца и зачалится за мостом. Мост был виден с места чалки и ничего криминального ни до ни после моста не просматривалось. Кат №4 стартовал, начал уходить влево, целясь на  левый пролет моста, где шла основная струя, и сразу же попал в незаметную с воды бочку.

Впечатление такое, как будто кат с разгону врезался в камень, его мгновенно перевернуло через нос, обоих гребцов выбросило из посадок. Экипаж №2, первыми увидавшим киль, бросился в машину и с командой береговой поддержки, и погнался за аварийным катом.

Антон самортизировав ногами об центральный бык моста ушел в улово под ПБ и вылез на сушу. Влад ушел от столкновения с быком по основной струе в левый пролет и сумел самостоятельно вылезти на берег метров на 200 ниже.

Замыкающий кат №1, зачаленный выше, ничего не зная об аварии, выждав положенное время, вышел на воду, за поворотом увидел почему-то все еще зачаленные каты, оценив место чалки как неудобное и, так же, не видя впереди ничего криминального, принял решение действовать по согласованному плану – брать левее и по главной струе уходить в левый пролет моста, за мостом чалится на ПБ, в улово. Бочку заметили только когда в нее вошли, но она нас подержала немного, довольно мягко, и отпустила. Возможно бочка имела пульсирующий характер и кат №1 попал туда в другую фазу, а может быть зашел по другой траектории, а возможно и то и другое. Под мостом «отбились» от очень мощных отбойников у ЛБ и зачалились как планировали. Только тут узнали об аварии. Спасательная команда, оставляя людей, не успевших в машину после очередной, неудачной попытки поймать уже пустой кат, долго гналась за ним. Наконец, Славе удалось поймать кат, где то ниже Амбролаури. При этом он растянул руку, и уже практически не принимал участи в дальнейшем сплаве.

  

мост в Мухли – место стоянки выше Амбролаури. Переезд.

4

После возвращения спасательной команды, погрузились на машину и переехали к месту ночевки на ЛБ, метров 500 ниже s-образного каньона, ниже Цеси.

 

                                     Река Риони, Дарьяльское ущельеСплав по реке Риони

30.04.08

Осмотр s-образного каньона

0,7         

Каньон начинается после пешеходного моста через Риони в конце посёлка Цеси. На ЛБ возле самой воды стоит двухэтажный дом. Сначала идет плавный правый поворот. Берега резко сужаются, переходя в желтовато серые  скальные стенки. Затем левый поворот на 90 гр ФОТО43 с мощным правым прижимом. В заключение под мостом бочка на всю ширину реки, которая здесь сужается до 10м. Затем расширение русла, плесовый участок.

За ночь прошел дождь и уровень воды на плесовом участке, где мы стояли, поднялся примерно на 30 см., а порог стал выглядеть еще внушительнее. Под ЛБ, куда нужно уходить от прижима, после мощного трека образовался пульсирующий вал 1,5 – 2 м.

Правее наблюдалась каша из хаотических валов и пульсирующих поганок.

 При попадании на вал в высокую фазу - большая вероятность киля с последующим завариванием в бочке под мостом.

Попадание на вал в ту или иную фазу – исключительно случайно, обход вала представляется проблематичным, и не менее опасным.  При таком расходе воды, оцененным примерно как более 100 кубометров, на мой взгляд, каньон является очень опасным и может быть пройден только на более объемных сплав средствах, чем те, которыми мы располагали. Либо, по мнению руководителя, при более высоком уровне подготовки участников, чем в нашей группе.

   Место стоянки выше Амбролаури – пос. Чребало

20          

Плес, разбои. Единственное препятствие - весь день шел дождь, что сильно ограничивало видимость. С этого дня на воду выходило только четыре экипажа – экипаж химиков ехал в машине. Ночевка в районе пос. Чребало, на высоком правом берегу. Рядом разрушенная кладка стены древней крепости.

 

01.05.08

Пос. Чребало – пос. Маквена

28          

Плес, разбои заканчиваются после впадения правого притока – р. Шараула. Порог, описанный в [3] в начале каньона мы не обнаружили. Надводных камней на участке практически нет, возможно они все были залиты. Река сужается, берега поднимаются, иногда становясь отвесными. Русло очень извилистое, мощные прижимы.

 Отдельные валы и бочки,

иногда также очень мощные. Прохождение осуществляли в экспедиционном режиме. Периодически зачаливаясь, чтобы передохнуть и подровнять колонну. Поэтому дать скольнибудь более подробное описание участка не представляется возможным. Очень опытный водник Владимир Ситкин на головном кате уводил колону практически от всех потенциальных неприятностей. После пос. Алпана в экипаже Сало замена – бездействующий второй день Паша уговорил Игоря поменять коленную посадку на комфортабельный Форд Транзит. Далее происходило постепенное нарастание сложности фона, что также не соответствовало имевшемуся у нас описанию. Повороты круче и чаще, прижимы сильнее, валы и бочки мощнее. Во время одной из чалок Феррари навалило на дерево. Снялись без потерь усилиями экипажа. В другом месте замыкающий кат по ошибке зачалился у ПБ рядом с головным, который держало жесткое уловце, с двух сторон запертое берегом и скалой, с третьей стороны припертое небольшой, но злой бочкой. Вышли без потерь, но с большим трудом. В районе пос. Маквена, на повороте реки, головной кат с наплыва принял мощную бочку за вал, решил пройти по центру и кильнулся. При этом Антон остался внутри периметра, Влад ушел самосплавом. Шедший вторым Сало, со сборным экипажем в составе  Лены и Паши с трудом угреблись от этой же бочки и начали преследование аварийного ката, но за поворотом обнаружили резкое усложнение реки и, оценив как невозможное организацию эффективной погони, без усугубления последствий, решили зачалится. Чалка была очень жесткая, в самом конце улова у правого берега. (Со слов команды береговой поддержки, в этом месте река почти по всей ширине перекрыта мощными бочками и валами. Высоту валов Игорь оценил до 2м, Слава до 3м. Проход участка возможен, но для группы нашего уровня подготовки, предварительный просмотр с четко намеченной линией движения - является обязательным. Позднее мы оценили расход воды в месте аварии - выше 200 кубометров). Феррари и замыкающий кат, увидев киль, зачались возле скальной стенки ПБ еще до бочки. Затем, сначала Феррари, потом кат №1 вплотную прижимаясь к каменистой гряде у правого берега перечалились в улово ниже бочки, где уже стоял Сало. Команда береговой поддержки в составе Мевлуда, Давида, Игоря и Славы с дороги увидев киль сразу погналась за аварийным катом. Владу через какое то время с помощью Антона удалось залезть в периметр перевернутого ката и они совместными усилиями зачалились на 3 – 4 км ниже места аварии. Ниже этого места река упрощается, берега опускаются, с дороги можно свободно спустится к реке. Мы на этом решили закончить сплав по Риони, не дойдя до Намахвани примерно 12 км. Самосплавщики меньше.

  

Пос. Маквена - Кутаиси

   Переезд в Кутаиси. Ночевка в гостях у Мевлуда.

 

Сплав по реке Риони

02.05.08

Кутаиси – место стоянки на р. Цхенисцкали выше пос. Текали

   Закупка продуктов. Переезд на Цхенисцкали

 

 

Выводы и рекомендации.

 Запланированный маршрут пройден примерно на половину, четыре киля, три заплыва. Причины следующие.

 

            1.Выбор маршрута должен быть адекватным силам группы и уровню подготовки. Тезис широко и повсеместно известный. Другое дело, что реализовать его на практике в условиях недостатка информации не всегда получается.

 

            2. Второй тезис не менее широко известный и уже безоговорочно применимый к нашему походу – не стоит планировать сплав по не знакомой реке в паводок. Это могут себе позволить, разве что, только сильные, уверенные в себе группы. Нашего четверочного опыта для этого явно мало.

 

            3. Тактика прохождения и страховка. Выбранная тактика сплава по Риони – в экспедиционном режиме, по участкам без выраженных серьезных препятствий, но с достаточно сложным фоном, – на мой взгляд, не волне соответствовала уровню подготовки группы и условиям реки. Страховка тандемом предполагает наличие в группе хотя бы двух сильных экипажей, имеющих достаточный сплавной опыт и подготовленных к возможным аварийным ситуациям. В составе нашей        группы был только один такой человек – Владимир Ситкин. На мой взгляд, опять же, - если бы была выбрана тактика с частыми чалками и постоянными просмотрами реки, как это в последствии делалось на Цхенисцкали, как минимум двух аварий (головного катамарана) можно было бы избежать.

 

            4. Вопрос соответствия снаряжения и его подготовки к условиям похода раскрыт руководителем:

 

«Отдельно стоит рассмотреть вопрос подготовки снаряжения к данному походу. Учитывая высокий уровень воды в реках, в особенности на Риони, следует негативно оценить выбор для данного похода спасательных жилетов. Взятые жилеты фирмы Ордана объёмом 10-12 л, по своим характеристикам были явно недостаточны для удержания пловца в потоке с большим расходом, каким была во время нашего похода Риони. Участник похода, имевший более объёмный жилет 28 л от производителя «Красное Солнышко», в заплывах после переворотов чувствовал себя намного спокойнее и увереннее.

 

Внимательно нужно подойти к креплению запасных вёсел. Так как перевороты на описанных реках могут произойти с большой вероятностью и сплав в перевёрнутом состоянии может продолжаться довольно долго, то такое закрепление стоит продумать очень тщательно. Три произошедших во время похода переворота были сопряжены с потерей запасного весла, именно вследствие ненадёжности его закрепления.

Стоит также напомнить, что наличие стропорезов на жилетах также обязательно, чем некоторые участники похода пренебрегли.

 

Группе очень внимательно нужно отнестись к вопросу крепления вещей во время сплава. При недостаточно надёжном закреплении вследствие переворота сплавсредства вещи могут быть потеряны.

Отдельную дискуссию вызвал вопрос выбора сплавсредств. По этому вопросу у участников группы не было единодушия. Большая часть участников высказывала мнение, что для сплава по высокой, расходной воде необходимо использовать катамараны с большим суммарным объёмом баллонов. С этой точкой зрения дискутировал и продолжает дискутировать руководитель похода, который настаивает на повышении мастерства и техники гребли и отстаивает ту точку зрения, что объём баллонов является, всё же, не решающим фактором.»

 

            От себя лично, хочу добавить следующее. Оставляя в стороне вопрос объема спасжилета, как достаточно раскрытый, считаю не менее важным вопрос его конструкции. На мой взгляд, наиболее безопасным, удобным и опционным является надувной жилет или комбинированный с надувными элементами, так как позволяет просто осуществлять предварительную регулировку объема, и, в случае необходимости, позволяет очень быстро объем уменьшить, путем прокалывания баллонов.

            При сплавах по рекам с быстрым течением, еще более важным и бесспорным считаю обязательное наличие у жилета паховых ремней.

            Что касается сплав средств, считаю очень важным наличие ручек, или провешенных веревок с внешней стороны баллонов, которые были бы легко доступны при перевороте судна.

            Повышение мастерства и техники гребли, регулярные тренировки – считаю крайне важным фактором, который ни в коем случае не может подменятся выбором сплавсредства. На мой взгляд, это совершенно независимые части подготовки к водному походу. Что до решающего фактора – то он, конечно же, может быть разным в каждом конкретном случае, успех похода определяется совокупностью факторов.

 

            5. Проработка запасного варианта маршрута. Нужно констатировать, что в условиях недостатка информации, запасной вариант маршрута не был нами подготовлен. После ряда неудач на Риони в условиях паводка, после просмотра Лентехского каньона при большой воде - спортивное настроение в группе заметно снизилось. (Добавила еще авария, последстия которой мы видели в верховьях Цхенисцкали: автомобиль с четырьмя людьми упал в реку, одному удалось выбраться на берег, женщина погибла, двоих не нашли.) Возник вопрос о дальнейшем маршруте похода. Предложение Игоря о разведке и возможном сплаве по р. Хеледула (при нашем посещении малорасходная, не более 20 кубов, слаломная река) и предложение Влада о верховьях Цхенисцкали до Лентехского каньона, не нашли практической реализации. Рискну высказать предположение, что такое изменение маршрута, возможно, сделало бы общие результаты похода более успешными, т.к. малорасходные слаломные реки более привычны и соответственны опыту группы. К сожалению, группа оказалась не готова мобильно ответить на сложившуюся ситуацию и попробовать изменить маршрут.

 

            6. Подготовка группы к походу. Тренировочные выезды. Для серьезных походов, особенно запланированных на начало сезона, к этому вопросу нужно подходить очень скрупулезно. Одного выезда на Мигейские пороги (наполовину сорванного по объективным причинам) оказалось явно недостаточно. Нужно было все же изыскать дополнительные ресурсы и сделать еще один выезд на карпатские реки. И конечно, в идеале, поход с повышением категории лучше планировать на середину  - конец сезона, а весной устраивать более простой тренировочный поход.

 

 

ПОЗИТИВ.

Не смотря на все выше сказанное, я считаю поход удачным.

            Все вернулись живые и здоровые – я НЕ писал бы этот тезис, если бы считал его результатом слепой случайности. Да, в чем-то нам улыбнулась удача, но во многом это результат упорной работы и грамотных действий всех участников похода.

            Мы прошли большую часть паводковой Риони, и часть Цхенисцкали, которая в  характеризована как «очень напоминающая Аргут», смогли адекватно ответить на серьезные вызовы этого похода. Все участники приобрели новый очень полезный и очень ценный опыт.

            Наконец, мы открыли для себя Грузию, страну очень гостеприимную, чрезвычайно интересную, богатую разнообразными сплавными реками. И я считаю что, это последние, с лихвой перевешивает все неудачи, что имели место в этом походе.

 

_____________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

«Водные маршруты СССР. Азиатская часть».

http://www.skitalets.ru/books/100mar/kura.htm

http://lostworld.com.ua/tours/rafting/rafting-v-gruzii/104.html

Риони — статья из Большой советской энциклопедии

Поспелов Е. М. Географические названия мира: топонимический словарь. М:АСТ, 2001

Страбон. География. Книга XI, глава I, 5. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.

Словарь современных географических названий / Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

Топографическая карта К-38-13. — ГУГК СССР, 1984.

Сайт Википедия.

http://www.ridetheplanet.ru/gruziya-daryalskoe-ushhele-rioni-i-tshenistskali/

http://www.greblo.org.ua/

http://tlib.ru/

http://shtish.livejournal.com/

 

 

Комментарии

аватар: Кэп

2 кандидат...

второй кандидат на сплав этим летом!

тоже неплохая речка по нормальной воде, 

уровень воды конечно не гарантирован,

но рядом много достопримечательностей!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru