Сплав по реке Арагви

река Арагви

Ара́гви (груз. არაგვი) — река в Восточной Грузии, левый приток Куры. Образуется слиянием Белой, Чёрной и Пшавской Арагви, стекающих с южных склонов Большого Кавказа, у посёлка Пасанаури. Длина реки — 66 км, площадь бассейна — 2740 км². Питание смешанное. По долине реки идёт Военно-Грузинская дорога. При впадении в Куру расположен город Мцхета.
Устаревший русский вариант названия — Ара́гва.
На Арагви, к востоку от города Мцхета, расположен действующий мужской Зедазенский монастырь, основанный в VI веке. 
На реке расположена Жинвальская ГЭС с водохранилищем, обеспечивающим водоснабжение Тбилиси.

 

 

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ГРУЗИЮ - ТУТ!!!
 

ОПИСАНИЕ РЕКИ АРАГВИ

Река Арагви считается одной из самых крупных притоков Куры в Грузии.
Название реки Арагви за пределами Грузии известно во многом благодаря поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри".
        "Немного лет тому назад  
         Там,где сливаяся, шумят,  
        Обнявшись,будто две сестры
        Струи Арагви и Куры,
        Был монастырь..."

 

          М.Ю.Лермонтов в этих строчках описывает место слияния Арагви с Курой, в районе древней столицы Грузии Мцхета. Про монастырь, о котором также упоминается расскажу позднее.

                                        крепость в Ананури, Арагвирека Арагви

       Но не все знают, что рек под названием Арагви несколько, а точнее четыре. Несколько лет назад у меня также было немало вопросов на эту тему, так-как периодически название реки Арагви встречалось в разных горных районах Грузии. Все эти реки в конце концов воссоединяются и образуют то Арагви, о котором так красиво писал М.Ю.Лермонтов.
       
        Самая западная - Белая Арагви, истоки которого берут начало  недалеко от красивейшего высокогорного озера Келис Тба, в районе горы Шерхота. Река течет параллельно  военно-грузинской дороге и впадает в Жинвальское водохранилище.
Со смотровой площадки Крестового перевала открывается прекрасный вид на ущелье, в котором протекает Белая Арагви.

 

Смотровая площадка Крестового перевала никого не оставит равнодушнымрека Арагви

 

         Черная Арагви - протекает немного восточнее. Она берет начало на южных склонах прекрасного Чаухи и воссоединяется  с Белой Арагви в районе поселка Пасанаури. Черная Арагви протекает в горном районе Хеви, в довольно узком ущелье, в местах девственной природы.

Чаухи
Здесь, на склонах вот этих гор находятся истоки Черной Арагви.

 

           Хевсуретис Арагви как вы поняли, протекает в Хевсурети. Я уже писал о том, насколько красивы эти места. Хевсуретская Арагви образуется благодаря слиянию двух небольших рек в районе перевала Датвис Джвари (Медвежий Крест), на высоте более 2000 метров . Река течет с севера на юг. Дорога в сторону перевала, через который можно попасть в отдаленную Хевсурскую деревню Шатили проходит вдоль реки. Хевсуретис Арагви также впадает в Жинвальское водохранилище.

Перевал Медвежий Крест (Датвис Джвари). Высота 2686 метров над уровнем моря.

 

        Пшавис Арагви самая маленькая из всех. Протекает она в небольшом горном районе Пшави, что на самом востоке региона Мцхета-Мтианети. Направление реки с востока на запад. Начинается недалеко от перевала Андаки, через который можно попасть из Пшави в Тушети. Река впадает в Хевсуретис Арагви.

 Жинвальское водохранилище находится в 60 км от Тбилиси. Построено на реке Арагви.река Арагви

     

   Из Жинвальского водохранилища уже вытекает единая мощная Арагви, которая продолжает свой путь на юг, где в районе города Мцхета впадает в реку Кура (Мтквари). (реки Кура и Арагви)река Арагви

 

СПЛАВНОЙ МАРШРУТ
Реки Пшавская Арагви и Арагви
Протяженность сплава - 85 км
Продолжительность - 4 - 5 дней
Сезонность - апрель - октябрь
Категория сложности - III, усл. 

Маршрут начинается от устья Хевсурской Арагви, куда доезжают рейсовым автобусом или попутной машиной из Тбилиси через Жинвали.
Пшавская Арагви после впадения Хевсурской Арагви - типично горная река: узкая, извилистая, с сильными прижимами, косыми короткими валами на поворотах и обилием камней в русле. Первые 5 км от места начала сплава надо детально разведать и проходить короткими участками, так как препятствия сменяют друг друга почти непрерывно. Сложная, насыщенная камнями шивера расположена за мостом через реку у столба "38 км". Сплав следует начинать справа, заходя в узкий слив у правого берега, затем постепенно смещаться влево, чтобы уйти от плиты с пенным котлом за ней.
В 200 м выше столба "37 км" - двойной прижим: вначале струя упирается в скалу левого берега, затем круто уходит вправо, наваливаясь на скальный выступ. За столбом "37 км", в 100 м ниже, еще один сильный прижим, а за ним - длинная шивера, разделенная короткими участками чистой, без камней, стремнины. Шивера тянется до моста через реку перед столбом "35 км".

река Арагви
Далее следует относительно несложный 10-километровый участок реки с быстрыми узкими протоками между галечными островами и отмелями. Невысокие валы, прижимы на поворотах. Некоторую опасность представляют поваленные и низко нависающие над водой деревья.
После столба "25 км" долина реки сужается и Пшавская Арагви преодолевает очередную серию препятствий. Против отметки "24 км" река, разделенная на 2 протоки, круто поворачивает направо, образуя в правой, более полноводной, протоке прижим, усложненный ступеньками, камнями и поваленным деревом. За прижимом - почти километровая непрерывная шивера, которая сменяется сложным порогом "Зигзаг". Река здесь на протяжении 20 м в очень узком русле делает два крутых, резких поворота с сильным навалом воды на скальную стенку левого берега. Маневр осуществляется в мощном потоке с большими валами.
Пройдя узкий 3 - 4-метровый коридор между отвесными стенками в конце порога, нужно пристать к берегу, чтобы осмотреть серьезный прижим впереди, названный из-за очень крутой излучины (около 120 градусов) реки "Спиралью".
Ниже "Спирали", от столба "22 км" дороги, начинается насыщенная камнями 250-метровая шивера. а через 200 м - еще одна в селении Магароскари. Миновав селение, река петляет между отмелями и островами, образуя каскад несложных прижимов, которые могут преодолеваться с ходу. В некоторых протоках - завалы.
Следует разведать участок ниже ручья, впадающего в реку против столба "16 км", чтобы выбрать оптимальную линию движения в зависимости от уровня воды в одной из четырех проток. Далее, до отметки "10 км", еще несколько прижимов и круто падающих участков реки с шиверами.
Порог у столба "10 км" дороги (ориентир - мачта высоковольтной линии) требует внимательной разведки, так как левая основная протока здесь почти полностью перегорожена упавшим деревом.
В 1 км выше устья правая протока оканчивается плотиной ГЭС. Ориентиром служит полуразрушенная сторожевая башня на высоком правом берегу. За плотиной - 2 следующих друг за другом прижима, и вскоре Пшавская Арагви впадает у поселка Жинвали в Арагви.

река Арагви

СПЛАВНОЙ МАРШРУТ
Реки Белая Арагви и Арагви
Протяженность сплава - 85 км
Продолжительность - 4 - 5 дней
Сезонность - апрель - октябрь
Категория сложности - III, усл. 

До поселка Манасеури, начальной точки маршрута, можно доехать автобусом из Тбилиси по Военно-Грузинской дороге.
Белая Арагви ниже поселка узкая, с крутым падением и большой скоростью потока. Участки с валами в 0,5 - 0,7 м перемежаются галечными перекатами, на которых легко пробить днище байдарки. Технически сложны резкие повороты реки при ширине русла 4 - 6 м. Опасны железобетонные быки, установленные в местах прижимов. В 800 м ниже поселка Чадисцихе за правым поворотом реки висит пешеходный мостик на уровне воды, причалить перед ним нельзя: берега отвесные. Обнос по правому берегу от газопровода за поселком.
Арагви от поселка Пасанаури (слияние Белой и Черной Арагви) - сложная река с обилием камней, подводных плит, со сливами и валами. Особенно опасен участок в 2 км ниже поселка, у километрового столба "86 км" дороги, где наваленные быки, острые камни и мощные косые валы не позволяют рассчитывать на удачный сплав. Обнос. В 3 км ниже - порог: чистый крутой слив с высокими валами, а еще через 1 км - прижим к скальной стенке.
За селом Чартали, после 2 следующих друг за другом островов, сильный прижим к высокой насыпи правого берега. Чтобы уйти от прижима, нужно проходить между островами, прижимаясь к первому, и, миновав его, работать веслами влево. В 200 м ниже - пешеходный мостик в 1 м от воды.
Далее на участке длиной 3 км следует серия из 3 прижимов: первый - против километрового столба "76 км", второй - у столба "74 км" дороги и через 1 км - третий. Наиболее сложен второй прижим, в конце которого сильный навал воды на железобетонные быки у правого берега.
Перед Ананури - перекидной мостик. У правой сваи мостика - крутой метровый слив. В Ананури - архитектурный памятник Ананурская крепость (XVI - XVII вв.). Ниже Ананури река петляет быстрыми протоками меж галечных островов.
В Жинвали, где Арагви принимает слева Пшавскую Арагви, чиже автомобильного моста через реку, шивера, которую следует осмотреть перед прохождением. Через 1 км - сильный прижим к скале. Дальше Арагви растекается большим числом рукавов по широкой Мухранской долине. На берегах - виноградники, пшеничные и кукурузные поля.
Поход заканчивается в Мцхете, откуда идет электричка в Тбилиси.

 

                               долина реки Арагви, военно-грузинская дорогарека Арагви

ОТЧЕТ О СПЛАВЕ ПО РЕКЕ АРАГВИ
Маршрут 1. Река Белая Арагви, с.Гудаури - с.Ананури 
Маршрут 2. Река Пшавская Арагви, мост у притока Хевсурской Арагви - с.Цифрани

Фактически пройденный путь по рекам: Белая Арагви - 34км, Пшавская Арагви - 28км. 
Продолжительность похода: 3 дня сплава, 19-23 июля с учетом заброски/ выброски 
Заброска самолетом: Москва-Тбилиси Грузинские авиалинии, Тбилиси-Москва S7 
Трансфер по Грузии: автомобиль Транзит с багажником, сопровождающй водитель на все 5 дней - Рамаз 
Состав: 10 человек, 3 катамарана 

Планирование маршрутов
    Как таковых, актуальных отчетов о сплавах по рекам Белая/Пшавская Арагви я в сети практически не нашел. Есть очень древние варианты, с лоциями без карт, привязаться по которым практически невозможно. Прошло много лет, всё изменилось включая берега и русло. Нужно сказать, что русло здесь меняется каждый год, поэтому пытаться подготовится и изучить каждую протоку по лоциям - бессмысленно. Я находил снимки со спутника разных лет, одно и тоже место - не узнать, река горная и гуляет в пределах своей долины как ей вздумается. Местные рассказали, что в мае и при сильных дождях уровень Пшавской Арагви легко поднимается на 4-6 метров. 
    Навигацию к походу я ограничил подготовкой спутниковых снимков, благо разрешения на эту зону очень хорошее, привязаться на местности по ним не представляет труда. Основные препятствия хорошо видно, если есть серьезный порог - вы его не пропустите, так же можно прогнозировать завалы, отмечать мосты, газопроводы и деревни - всё это я аккуратно сделал. Подготовленные карты для печати на А4 выложены далее по рекам без потери качества. 
    Генеральный план похода следующий – подготовлено 2 основных маршрута (Белая и Пшавская Арагви) и один альтернативный (река Алазани), на случай есть Пшавская Арагви будет непригодна для сплава. Первым обязательно проходится маршрут реки Белая Арагви – он проще технически, экипажи должны успеть хорошо сработаться, далее идем на Пшавскую Арагви, если там мало воды или всё в завалах – переезжаем по плану Б на реку Алазани (это 100% вариант полноводной реки для простых покатушек). Ниже я дал общую схему всего похода, а так же укрупненные наброски обзорок по основным маршрутам.

 
 Река Белая Арагви
    Итак, по факту сплав на Белой Арагви мы начали только от моста №7 (лист 7). Там есть замечательный подъезд и огромная поляна в пойме, со стороны дороги отделена огородами - нормальное место для ночевки тоже (знать бы раньше). Выше моста №7 река в нашу воду (расход здесь был примерно 10-15м3/сек) показалась очень мелкой для катамаранов ввиду частого отсутствия выраженного русла. Ниже вроде более менее, хотя многие и это бы сочли сплошным мучением - первые 5-7км мы шли на грани, то и дело присаживаясь на отмели. 
    Фактический антистапель мы сделали на ЛБ напротив села Цивцкаро (лист 21), в 400 метрах выше моста №21. Отличное место, в этом районе реки таковых мало, поэтому смело рекомендуем!

 
 Река Пшавская Арагви
     На Пшавской Арагви с началом сплава всё более менее понятно - это однозначно мост у притока справа - р.Хевсурской Арагви. Стапель там же у моста - места предостаточно, насчет комфортной ночевки не уверен. Место это (мост) очень оживленное как ни странно, там и вечером и утром тусуются компании, остановка там еще автобусная, в общем движение в целом напряженное. По проекту я планировал встать лагерем на 1 км выше по течению Пшавской Арагви, там просматривалась полянка на спутнике. Ходил туда прогуляться - не самое удачное местечко. Но так как мы и не стремились ночевать на стапеле, а сразу пошли на штурм первых 6-ти км "псевдо-каньончика" - поляну пришлось искать ниже по течению. Отличный вариант с подъездом для машины есть в 500 метрах выше моста №4 (лист 4), напротив препятствия П.8. Чалится очень удобно немного выше поляны в небольшое улово на правом повороте, где дорога резко расходится с рекой. Потом каты лучше перетащить прямо по дороге до поляны. В самой пойме много глины - все ноги поломаешь. 
     Фактический антистапель мы сместили с листа 14 на лист 13. Увидели огромную великолепную поляну на ЛБ сразу за мостом №14 и не смогли устоять! Есть подъезд для машин, очень грамотное место для разборки и просушки катамаранов.

                                           маленький грузинский рынокрека Арагви
::  Заброска и знакомство с Грузией
    Как показала практика, заброситься в Грузию не так уж сложно, мы проверили как минимум 2 способа. Большая часть группы (8 человек) со всеми катамаранами переместилась в Тбилиси на самолете. Общий перевес в 20 кг и негабаритные рамы Грузинские Авиалинии провели как спортинвентарь, за что представителям компании огромное человеческое спасибо. При этом, в салон самолета на каждого мы занесли в среднем по 20 кг, ручную кладь у коллектива с рюкзаками и касками никто естественно не взвешивал. Второй способ заброски – приехать во Владикавказ и далее на такси через перевал до Тбилиси опробовал Серега с Ольгой. Ребята добрались достаточно быстро и встречали нас уже в Аэропорту принимающей стороны. 
    Важно помнить, как бы Вы не собирались добираться до Грузии, ни в коем случае нельзя въезжать на её территорию через Южную Осетию или Абхазию. Грузинские органы официально заявляют, что в таком случае тупо посадят вас в тюрьму прямо на границе и объявят, соответственно, врагом государства. 
    В аэропорту нас встречал друг Алико и великолепный водитель Рамаз. На улице жарко и солнечно, но немного пугали рассказы Сереги о том, что в горах на перевале уже 4-й день идет ливень. В целях экономии веса мы не брали с собой некоторые вещи – например тент и топор, поэтому дождь действительно был не в тему. Особо не мешкая поехали в Тбилиси, где после обзорной экскурсии попрощались с Алико и остались без переводчика. Хотя, это еще как сказать, место Алико уже давно был готов занять Алик. Алик любит общаться и он общался… И вот, мы уже мчимся к Рамазу домой, чтобы взять с собой упущенный топор и посмотреть не получится ли чем то заменить тент. 
    В целом, уровень жизни в Грузии не высокий – здесь нет небоскребов на каждом шагу, шикарных улиц, мегамагазинов с блестящими витринами, суперкаров и т.п. Люди живут в основном своим трудом, землёй и это определяет настоящий уровень их отношения к друг другу. Рамаз завез нас за топором на стройку своего будущего дома, где работали его родственники – уйти миновав застолье не получилось, мы с трудом объяснили, что спешим и все таки должны отправиться в путь. 
    Далее следовал супермаркет, где мы затарили всего-всего на 500$, а потом ресторан, где за 2 часа ужина и веселых посиделок с живой музыкой средний счет вышел по 14$ на человека. Казалось бы, можно так каждый вечер ездить в ресторан и кутить, подумали ребята… Для справки - в Грузии в ходу доллары и местная валюта – лари (20 руб), но и рубли вроде тоже катируются. В горах, конечно же лучше иметь лари, мы например, каждый день ездили и покупали свежий сыр, фрукты, молоко и хлеб – стоит всё очень дешево, но безумно вкусно и приятно. 
    Из ресторана еле разошлись, за окнами была без малого полночь, когда мы сели в машину и поехали таки в горы. Часа 1,5-2 по серпантинам и мы добрались до начала перевала в Гудаури - за окном шел дождь. Найти шикарную поляну на обочине горной дороги ночью, когда везде обрывы, а внизу шумит река – дело безнадежное, поэтому, выбрав первую более менее подходящую площадку, мы быстро поставили лагерь и уснули.

 
::  Стапель №1, неподалеку от Гудаури
    Горный сон бодрит – в субботу утром я вскочил в 7 утра и был удивлён изумительными погодными условиями. На небе не облачка, солнце озаряет шикарные виды горных вершин, зеленых лугов и беспечно бродящих вокруг лагеря коров. В 200 метрах от полянки виднелось отделение местной милиции – в ночи мы его не заметили. Место ночлега в целом производит хорошее впечатление, но есть 2 очевидных недостатка – от проезжих машин шумела дорога и очень уж много мусора и коровьих лепёх на этой заезженной полянке. 
    Мы находились на листе 4, в 500 метрах ниже по течению от моста №2 – это начало перевала в сторону Владикавказа. Река в данном районе совсем мелкая, расход я оценил бы не более 5-8 м3/с. На фото видно, что после моста в сторону Гудаури, русло представлено банальными мелкими ручейками, очевидно выше по течению с катамаранами сейчас делать нечего. Времени терять не стали - быстро позавтракали и поехали искать более высокую воду и место для стапеля. То что воды должно быстро прибавится было очевидно, в реку то справа, то слева впадали довольно крупные ручьи, увеличивая общий расход. 
    Место нашлось через 6 км – это мост №7 с шикарной поляной рядом. Воды прибавилось раз в 2 и русло стало более выраженным. Сборы провели оперативно часа за 2-3, на воду спустились около полудня.

 

 река Арагви
::  День 1. Сплав по реке Белая Арагви
    Белая Арагви – хорошая техническая речка. Все препятствия относительно безопасны и просты. Главное что требуется – это оперативное маневрирование и умение разгадывать кроссворды. Когда русло одно – хорошо, но когда их 2-3-4-5-6-7… это становится не смешно, если не угадал – тащишь катамаран волоком. Это колоритное безобразие с кучей проток конечно же не везде, больше всего времени мы потеряли только в первые 10 км, где расход воды постепенно увеличивался до 30 м3/с. Потом есть очень активный, интересный и возможно даже опасный для новичков участок в 4-5 км перед слиянием двух рек – Черной и Белой Арагви. На этом участке, примерно от моста №12 река течет единым иногда очень узким руслом и стремительно проходит серии препятствий, есть даже небольшие бочки, но сильный наклон (везде превышает 10м на 1км) и скорость течения делают все возможные бочки проносными. 

                                                       Белая Арагвирека Арагви

    Всё проходили сходу, иногда подстраховывая с воды самые сложные участки. Впереди мы с Ольгой проверяли меру сложности на Гоше, потом отбивали по рации рекомендуемую линию прохождения Серверу и Аргуту – стандартная связка. Так как на Сервере и на Аргуте было много новичков, пикантные ситуации возникали. Сервер разок налетел на бетонную плиту, слегка помял трубку рамы, надорвал кое где верх оболочки и в одном месте чуток пропорол шкуру без повреждения баллона. Все эти неприятности произошли с Сервером на участке перед Черной Арагви (район Паснаури). Аргут чудил без повреждений – разок на наших глазах наехал на большой камень и мужественно оттуда выбирался, рискуя кильнуться. Дело было сразу за мостом №11, там же стоял Рамаз и увлеченно фоткал происходящее - ребята не сразу заметили торчащий под мостом железный прут и не успели оттянуться от ПБ. Вообще говоря, вторая проблема верховьев Белой Арагви после отмелей – это мосты и газопроводы, которые частенько приходится обносить ввиду явного непрохода. Важно вовремя принять решение и суметь зачалиться перед такими препятствиями, иначе дело может закончиться не лучшим образом. 

река Арагви
    На устье р.Черной Арагви сделали перекус и отдохнули, было примерно 15-16 часов дня. Эффект слияния Белой/ Черной Арагви впечатляет – реки действительно имеют белый и черный цвет ). Ниже этого слияния Арагви становится полноводной, расход кажется достигает 70-80 м3/с, но препятствия не прекращаются и в режиме быстрых покатушек за пару часа с остановками мы пролетели оставшиеся 18км до места первого антистапеля перед мостом №21 у села Павлеури.

 
::  Антистапель №1, неподалеку от с.Ананури
    Антистапеля ждали все, потому что сплав длиню 38 км уже начал утомлять – катамаранная посадка в течении всего дня с непривычки утомит любого ). Ну и конечно же ресторан – если бы раньше легли вчера спать, сегодня было бы наверняка легче. 
    Поляна зачетная, где то рядом деревенька, но местных мы увидели только на следующий день на выезде. А так – удобно, просторно, много дров и сухо. Ночь мне запомнилась тем, как Алик уговаривал Рамаза спеть грузинскую песню про «Сулико»… Тот ни в какую не соглашался, ссылаясь на то, что нанимался крутить баранку, но не петь. Кстати любимая русская песня Рамаза – «стюардесса по имени Жанна», он просил её исполнить, но мы смогли вспомнить только припев ).

 
::  День 2. Переезд на реку Пшавская Арагви
    Наш путь лежал через Ананури, Жинвальское водохранилище и ГЭС на северо-восток в сторону верховьев реки Пшавская Арагви. По дороге остановились окололо крепости Ананури, на берегу ВДНХ. Эта крепость (16-18-е ст.) - кандидат на включение в список "Мировое наследие" ЮНЕСКО. Вход бесплатный – есть родник, пляж внизу - народ купался и загорал. Мы прогулялись , пополнили запасы воды и тронулись далее. 
    Пока Рамаз искал газовую заправку, мы активно скупали придорожные фрукты - народ сидит с персиками повсюду у дороги, это так приятно! На 100р – 5 кг вкусных персиков размером с биллиардный шар. Я впервые попробовал цветок инжира, который люблю кушать дома в уже сушеном виде. Арбузы и груши, яблоки и абрикосы, пастила и чучхела, грузинские сливы и разнообразные орехи, любые овощи - чего здесь только не продают.

 
 :: День 2. Сплав в верховьях Пшавской Арагви
    Дорога к верховьям Пшавской Арагви отвратительная в самом начале, дальше асфальт хороший. В отличии от Белой Арагви, эта река на 90% спрятана от дороги в долине и загорожена деревьями. Часто дорога отходит достаточно далеко от берега, преодолевая балки по мостам и т.п. Справа и слева нависают скалы, из которых бьют многочисленные родники – места очень красивые, гораздо более дикие, чем первый маршрут. 
    Первые 5.5км реки от слияния с Хевсурской Арагви – несомненно самый интересный участок! Это было понятно и по скромным старым лоциям и глядя на него с дороги. Река здесь максимально быстро течет в узком русле, напоминая каньон, резко петляя и спотыкаясь об огромные валуны. Замеренная нами скорость катамарана во время сплава достигала 7 м/с, расход воды на глаз около 30-40 м3/с. Я читал, что некоторые группы (возможно лодки) просматривали каждый километр и выставляли страховку, мы ограничились беглым просмотром с машины во время движения, главное было убедиться что нет завалов, остальное для катамаранов не должно было доставить совсем уж серьезных проблем. 
    Больше всего волновался бедный Рамаз, он как самый взрослый участник начал первый поднимать тревогу. Последние 5 км до точки, когда мы смотрели реку, он вторил в спину слова «опасно», «назад» и всячески нагнетал атмосферу. Даже позвонил Алико, чтобы тот перевел мне его опасения и страхи по поводу этой реки. Но реально глядя на вещи, ничего суперопасного здесь не было, кроме одного завала , где ½ русла – это застрявшее бревно, а другая ½ - это нависшие деревья и камень под ними. Поэтому спокойно собрав каты и подклеив Сервер мы начали сплав уже в предвечерних сумерках. 
    Первые впечатления были супер – после наскучевшей Белой Арагви все экипажи отлично справлялись с управлением и получали действительное удовольствие от маневрирования по быстрой и жесткой струе в каньонном русле. На участке перед мостом №2 и сразу после есть пара кусачих бочек, далее в основном быстрая шивера, осложненная мини бочками и камнями. Прохождние 5-ти километрового каньона мы дважды сняли на видео. Видео второго дня в солнечное утро гораздо качественнее вечернего сумеречного, его можно найти ниже через пару абзацев.

 

                                     Пшевская Арагвирека Арагви

 
::  Ночевка на Пшавской Арагви
    Первая ночевка на Пшавской Арагви удалась на славу, после дозы адреналина от прохождения верхней части речки настроение у всех было приподнятое. Кушали замечательно приготовленное рагу и коньяк, пели песни и смотрели за восходом луны из-за гор. 
    На следующий день, согласно просьбам и воле трудящихся, мы запланировали повторное прохождение каньона. Для этого дежурные Серега с Ольгой взялись обеспечить более ранний подъем и готовку пищи, чтобы до 8.00 погрузить каты на багажник и свернуть лагерь. За весь день нам предстояло пройти реку до конца - около 35 км, плюс к этому, с большой вероятность я ожидал завалы в русле. Соответственно, нужен был нормальный запас времени на прохождение, а значит ранний подъем и активная работа - так решили, так и сделали.

 

река Арагви
::  День 3. Сплав по реке Пшавская Арагви
    Здесь, во-первых нужно оговориться, что у Кости на Сервере-4 была с собой экшен камера. Он снял много видео обо всем – и о сплаве по Белой Арагви и по Пшавской, наверное от начала до конца. Это бездонные гигобайты материалов, форматированием которых Костя надеюсь еще займется и сделает кино. А пока, по нашим просьбам он разместил на Ютубе самую интересную часть сплава – прохождение каньона Пшавской Арагви от моста №1 утром 3-го дня. Ролик состоит из 2х частей примерно по 2.5-3 км реки каждая:

 1. Первые 3 км от слияния Пшавской/Хевсурской Арагви (каньон)
 

 2. Пшавская Арагви. Продолжение каньона - еще около 3 км хорошего сплава

река Арагви

    После каньона река вовсе не ослабевает и продолжает нестись все 30 км! Нужно быть предельно внимательными на поворотах, потому что встречаются техногенные завалы из арматурин о которые можно порвать шкуру – мы видели минимум 2-3 таких и аккуратно проводили их по мелким огибающим протокам. Очень понравились последние 10 км, мощь реки максимальная, валы высокие и очень хороший уклон. Фоток этой части нет, потому что Рамаз нас потерял – где то прошляпил каты в середине маршрута, так что потом Алику пришлось бегать искать, где он там стоит. 

река Арагви

    К антистапелю пришли часов в 16, солнце светило активно еще минимум 2.5 часа и мы успели просохнуть и собраться, потом небо затянуло и в ночь уже накрапывал дождь, усилившийся к утру. 
    Вечером у нас было интересное знакомство еще с одним Рамазом из местной деревушки. Вот что значит Грузинское великодушие и гостеприимство. Местный Рамаз не знает русский язык, но он заметил что на поляне иноземцы. Когда стемнело он подъехал к лагерю, что то объяснил нашему Рамазу и принялся варганить какое то блюдо из сыра на нашем костре. Сначала все были слегка возмущены, позвонили Алико чтобы поговорил с пришельцем. Оказалось – мы здесь гости, а значит Рамаз-2 не может нас отпустить не угостив местными деликатесами, он привез с собой шашлык и жалил его нам, от пожарил какой то вкусный сыр в масле, достал вино и пиво, даже сушеную рыбу раздобыл из самой Арагви! Поняв намерения Рамаза-2 мы были польщены, просидели с ним до 2-х ночи выпив изрядное количество вина. Главный тост вечера – «Гаумарджоус», что означается «Ваше благополучие и т.п.» в эту ночь многократно звучал над нашим костром. Ну а веселые рассказы про Грузию и Пшави, состоящие из одного глагола «ЕСТЬ» и кучи существительных мы запомнили надолго, это нужно было слышать - «Медведь – ЕСТЬ, ЕСТЬ, ЕСТЬ!», «СВД - ЕСТЬ, Рыба – ЕСТЬ, Кабан - ЕСТЬ, …».

                                     крепость АнануриГрузия

 
::  Тбилиси, прощание с Грузией
    На последний день похода у нас были особенные планы – хотелось посмотреть Тбилиси и достопримечательности. Конечно, временные рамки сильно ограничивали – вылет самолета, если правильно помню, стоял где то на 15-16 часов. Рамаз привез нас в город, прокатил какими то популярными маршрутами, рассказать естественно ничего не смог, но иногда важно изрекал какие то диковинные названия то ли улиц, то ли площадей, создавая эффект экскурсии. В районе обеда нас успешно перехватил Алико и дело пошло куда веселее. Единственная грустная нотка – это прощание с Серегой и Ольгой, в 14.00 у них отправлялся автобус в Россию, лететь через Москву в Краснодар конечно же было бы не рационально. 
    Итак, поредевшее общество во главе с Алико отправилось в старый город Тбилиси – это культурный центр, где сосредоточена красота. Мы прокатились на фуникулере к крепости на скале, видели знаменитые бани, стеклянный мост и многое другое, изображенное ниже не фото. Алико сердечное спасибо за помощь и заботу, они с Рамазом успешно доставили нас в аэропорт и душевно проводили. Нужно сказать, что нервишки щекотались, когда за 2 часа до вылета мы еще даже не выехали из старого города – было как то не по себе. Но, аэропорт действительно рядом, загрузка небольшая и потом пришлось еще минут 30 сидеть в ожидании вылета. Хорошо,что в S7 есть грузины – наш перевес снова удалось записать на сезонный спортинвентарь, прошли без доплаты.

_________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
«Водные маршруты СССР. Азиатская часть».
http://www.skitalets.ru/books/100mar/kura.htm
http://nshad.ru/index.php/turizm/splav/kavkaz/2-aragvy
Арагва // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
http://my-trip-experience.blogspot.ru/
Арагви — статья из Большой советской энциклопедии
Поспелов Е. М. Географические названия мира: топонимический словарь. М:АСТ, 2001
Страбон. География. Книга XI, глава I, 5. Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.
Топографическая карта К-38-13. — ГУГК СССР, 1984.
Сайт Википедия.

 

Комментарии

аватар: Кэп

связка рек...

вполне вероятен сплав по связке рек - 

Кура и Арагви,

взависимости от уровня воды...

аватар: Александр Никифоров

Хотим на рафтинг с Женой

Хотим на рафтинг с Женой

аватар: Кэп

рафтинг в Грузии

если интересует рафтинг в Грузии,

то можете посмотреть тут:

http://letsgogeorgia.ru/rafting-v-gruzii/

сплав по основным рекам Грузии.

Также тут сплав по Арагви:

http://www.advantour.com/rus/georgia/tours/rafting-tour.htm

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru