Краснодарский край: от пещер до водопадов

В городе Казань есть много интересных туристических групп, а также есть команды, которые совмещают туризм и экстремальные виды спорта, а также методы выживания в природе, боевые искусства и просто познание окружающего мира (а, значить, и себя самого!)
Команда называется АСАД.
Хотелось бы рассказать про их путешествие на Кавказ!
Наш знакомый Миша Агафонов предоставил нам статью и фото по этому увлекательному путешествию!

Немного про АСАД.
Группа единомышленников стремящихся приобщиться к различным направлениям экстрима, туризма, боевых искусств для развития физической выносливости, психологической устойчивости, а также освоения различных навыков адаптации в экстремальных ситуациях в соответствии с принципом подразделения на стихии:
ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, СНЕГ, ОГОНЬ, ВОЙНА, ЖИВАЯ ПРИРОДА.
Адрес Вконтакте:

Краснодарский край: от пещер до водопадов

Мы испытали себя в таких видах, как:
Пеший Туризм, Велотуризм, Скалолазание, Альпинизм, Спелеотуризм;
Рыбалка, Охота.

Планируется:
Паркур, Диггерство, Велодисциплины, Мотоцикл, Квадроцикл;
Фридайвинг, Серфинг, Вейкбординг, Скутер, Парусный спорт; Клифдайвинг, Банджи, Кайтсерфинг, Воздухоплавание;
Снегоход;
Боевые искусства, "Бойцовский клуб", ножевой бой, Страйкбол;
Конный туризм, Подводная охота.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА КАВКАЗ
Команда "АСАД"
Михаил Агафонов
Часть 1. Введение
Итак, "мы конечно, вернулись, все в делах и мечтах..." И потому – пора все же выполнить обещанное и отчитаться перед широкой общественностью результатами нашей поездки на Кавказ. Тем более, что рассказать действительно есть о чем.

Итак, целями этого мероприятия являлись:
1) посещение нескольких пещер близ Сочи и в Абхазии;
2) сплавы по речкам;
3) выход под парусом на катамаране в открытое море;
4) посещение прочих интересных мест (по остаточному принципу).
Забегая вперед, скажу, что удалось выполнить едва ли 35-40% от намеченного плана. Впрочем, обо всем по порядку.

Добирались туда на пятидверной Ниве, которую не подвергали какой-либо модернизации, за исключением установки багажника на крыше. Дорога до Адлера заняла 1,5 суток времени, и никаких происшествий с машиной не случилось.
В целом, добираться на машине оказалось верным решением – как с точки зрения транспортировки нашего инвентаря, так и с финансовой. И ни одному ДПС-нику даже не пришло в голову усомниться, что на крыше Нивы едет рама от катамарана, а не упакованный гранатомет "Муха" :)

Дорогу туда и прибытие в Адлер описывать не буду. Отмечу лишь, что из окна машины очень впечатлила природа Саратовской области – оказывается, территория близ Саратовского водохранилища вся исполосована холмами, балками, нагорьями, речушками и ручейками, и мне тут же захотелось поездить и поизучать эти места более основательно.
Интересный момент: практически каждый ручеек и каждый лесочек, даже имеющий площадь 200х200 метров, имеет собственное название – подобного я практически нигде до этого не встречал. Как я понял уже потом, читая об этих местах, есть даже где разгуляться парапланеристам, скалолазам и прочим любителям интересного времяпрепровождения.

Не буду также уделять особое внимание олимпийским объектам (впрочем, кому интересно именно это – читайте часть про Красную Поляну). Это все, в общем-то, описано тысячу раз и зафоткано десятки тысяч раз и до меня, так что вряд ли я открою кому-то что-то новое.

Да, и просьба учесть еще один момент. Так получилось, что мои друзья, будучи замечательными походными товарищами, относятся абсолютно индиффирентно к фотографированию.
Фотомыльница была лишь у одного меня, а за ними иногда приходилось еще и побегать. Поэтому далеко не все кадры получились (я буду выкладывать лишь наиболее удачные и значимые), а моей скромной персоны на фотках практически нет. Но я тоже был в этих местах, правда-правда :)

Состав нашей группы: Артем Курбангалеев, Михаил Агафонов, Юрий Малышев, Дмитрий Павлов.

Но хватит пустых слов – вперед! "Наш выбор – русский экстрим!" :)

Краснодарский край: от пещер до водопадов

Часть 2. Воронцовские пещеры. Заезд.

Первым пунктом нашей программы стало посещение Воронцовской системы пещер, находящейся недалеко от Сочинской агломерации, в Хостинском районе. Вкратце, для понимания читающих, устроено там все так: система объединяет считавшиеся раньше самостоятельными Воронцовскую, Лабиринтовую, Долгую пещеры и Кабаний провал. Все они соединены между собой сифонами, т.е. можно считать всю систему одной огромной (11720 м длины!) пещерой, имеющей, по подсчетам исследователей, 14 входов. Вот схема этой системы пещер, оцените масштабы:                                                                                            Краснодарский край: от пещер до водопадов

Лишь очень небольшая часть (грот Прометей и близлежащие залы около него) является экскурсионной (т.е. там провешаны фонари, тетя-экскурсовод вещает посещающим истории, за вход нужно заплатить какие-то деньги, и т.д.). Рядом со входом установлены скульптуры (см. фото), беседки, продаются всякие шашлыки-медовухи-сувениры – т.е. все, в общем, типично для экскурсионного объекта. Поговорив с местным охранником, мы выяснили, что спелеологам совсем не обязательно платить какие-то деньги за экскурсию – мол, "можете и сами идти, куда хотите, искать входы, какие хотите, только убедите нас, что у вас есть снаряжение и все необходимое, чтобы не создавать нам лишнюю головную боль".

Соответственно, мы быстро отыскали стоянку спелеологов (которая находилась метрах в двухстах выше входа в экскурсионную часть), достали карты-описания, и начали думать дальше...

Краснодарский край: от пещер до водопадов

Часть 3. В поисках Кабаньего провала. Встреча с местными спелеологами.

В изначальных наших планах был спуск в Кабаний провал – шахту глубиной 45 метров, с последующим исследованием части всей системы пещеры и выходом другим путем. Но – этот Кабаний провал еще предстояло найти: у нас было лишь примерное описание его местонахождения, а точные координаты в Интернет выложить никто до сих пор не сподобился.

По описанию, нам предстояло идти вверх по ручью то ли 200, то ли 400 метров от стоянки спелеологов. Что мы и сделали, и нашли под конец какую-то сомнительную дырку. Артем принял решение спуститься туда по веревке, но через 8 метров спуска его ждал тупик :)

Меж тем, часики тикали, и время шло. Мы разделились во мнениях, что делать дальше – то ли продолжать поиски Кабаньего провала, то ли забить на это дело и пойти в экскурсионную часть, то ли остаться здесь еще на день. В таких настроениях мы спустились обратно до стоянки. А там за время нашего отсутствия – уже успела обосноваться группа местных спелеотуристов.

Поздоровались, поболтали о наших планах. Ребята убедили нас в том, что продолжать поиски Кабаньего провала – плохая идея (мол, его можно долго пытаться найти в лесном массиве и не найти в итоге), но они – могут показать нам вход в грот Очажный, который мы за оставшееся время вполне успеем посетить. И будет не так скучно, так как 100 метров веревки на спуске в Очажный все же нужны.

Их предложение было принято, и мы пошли в Очажный...

Часть 4. Грот Очажный.

Захватив "стометровку", термоса и прочие карабины-жумары-спусковухи, пошли в Очажный в сопровождении двух ребят из той банды.

Как это было технически: широкий вход почти сразу же заканчивался спуском около 10 метров до "балкончика", наполовину затопленного водой. И так то ли 5, то ли 7 раз – 8-10 метров спуска, затем "пятачок", на котором иногда могли разместиться лишь двое человек впритык, и – повторить технически то же самое еще и еще раз. Спиты пробиты, где-то торчат старые шлямбурные уши, т.е. никаких трудностей собственно спуск у нас не вызвал. Как раз хватило 100 метров верья.

Краснодарский край: от пещер до водопадов

Говорят, что зимой эта часть пещеры обводнена во много раз сильнее, и 10-метровые спуски превращаются в 10-метровые водопады. Соответственно, зимой никто сюда никогда не совался.

Внизу нас ожидали просторные и красивые гроты, впечатление от которых моя мыльница, увы, не передаст. Т.е. не сказать, что это были залы, в которых может разместиться оркестр (подобное и сейчас происходит в Ново-Афонской пещере), но – красиво, и было на что посмотреть. Так мы дошли до Входа Недоступности, но подняться по нему не представлялось возможным, не используя снаряжение. Да и незачем: нам нужно было в любом случае снимать навеску, по которой мы спустились в Очажный.

Вдоволь полюбовавшись этой частью пещеры, начали обратно жумарить вверх...

P.S. Можете, рассматривая фотки, поиграть в игру "Где здесь веревка и человек?" :)

Краснодарский край: от пещер до водопадов
Часть 5. Сплав по р. Шахе.

Пока мы лазили по пещере, наступила ночь. А в наших следующих планах по графику был сплав по Мзымте, до которой еще предстояло с утра заброситься. А прямо сейчас – нужно было еще часа 2 ехать до Адлера. Поняв, что завтра никакая Мзымта нам не светит, решили переиграть планы и сплавиться по Шахе (которая существенно проще технически), с посещением достопримечательности, известной как "33 водопада".

В общем, с утра забросились до Солохаула (это место начала сплава), застапелились и пошли по воде.

Двухдневный сплав получился бодрым, светлым и позитивным (несмотря на то, что весь второй день мы мокли под дождем, но это мелочи). Технически, для подготовленной группы, река сложности не представляет – в целом, ощущение было, как будто проходишь одну очень-очень длинную шиверу, перемежающуюся небольшими спокойными участками (на вторую категорию сложности, впрочем, возможно и потянет).

Краснодарский край: от пещер до водопадов

Река проходима и для байдарок – одну байдарочную группу мы встретили под конец сплава. Используется река и для коммерческих сплавов, организованных местными турклубами, но на майские праздники таковых желающих, видимо, не было. Маршрут проходится за 8 часов; мы же растянули его на два дня вследствие усталости в предыдущий день.

Места вокруг действительно красивы (с учетом того, что ближе к концу можно посетить 33 водопада – так вообще). Никто не пожалел о потраченном времени на несложную, но интересную реку...

Часть 6. На 33 водопадах.
Сплавной маршрут по Шахе пролегает через аул Большой Кичмай, недалеко от которого расположен природный памятник – каскад из 33 водопадов. Разумеется, давно превращенный предприимчивыми местными деятелями в экскурсионный объект (вплоть до того, что на въезде красуется табличка с фамилией вполне конкретного собственника этого участка земли). В Большом Кичмае много автомобилей ГАЗ-66 (проезд в кузове "шишиги" позиционируется местными как "экстремальная часть путешествия на 33 водопада"). Что в общем, подразумевает скорее пафос, чем необходимость – умелый водитель вполне может попытаться проехать до водопадов даже на "пузотерке" в дождливую погоду. Не говоря уж про какой-нибудь средненьких возможностей кроссовер, для которого никаких проблем не будет вообще.

Краснодарский край: от пещер до водопадов

"Вам покажут 16 из 33 водопадов, так как остальные труднодоступны" – так гласит описание из экскурсионного маршрута (которым мы пользоваться, разумеется, не стали). На деле труднодоступность выражается в том, что заканчивается благоустройство из деревянных мостков, и начинается тропа вверх.

Мы дошли до самого конца этой тропы и посмотрели, кажется, все. А кое-кто – даже полазил по водопадам и искупался, несмотря на дождь (после чего, разумеется, страдал от насморка всю оставшуюся часть путешествия).

Потратив примерно 2 часа времени, направились обратно в Адлер...

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ - ТУТ!

_____________________________________________________________________________________