Гиперборея, Арктида

Гиперборея, Арктида

Фактически до самого конца XX века даже для учёных-интеллектуалов это слово обозначало лишь некую загадочную северную страну из эллинской мифологии. Не более. Правда, веком ранее успех энтузиаста от археологии Генриха Шлимана заставил практически всех, даже крайне скептически настроенных к «разным мифам и сказкам» учёных, предельно уважительно отнестись ко всему тому, о чём сообщали древние мифы Эллады. Но! Применительно к Гиперборее этот убедительный археолого-мифологический успех Шлимана, к сожалению, мало что значил.
Вы спросите – почему?
Потому что территория, на которой по всем мифологическим признакам следовало искать и находить Гиперборею, была надёжно скрыта от исследователей своей удалённостью, суровостью климата, пограничными, военными и прочими запретными зонами, в изобилии устроенными в этих местах в бывшем СССР.

 

                                                       карта Арктики и Ледовитого океана                                                 
Северный Ледовитый океан

К счастью, теперь это уже в прошлом.

Благодаря российским учёным-подвижникам Гиперборея буквально за какие-то пару десятков лет - по историческим меркам сущий пустяк - воскресла из исторического небытия. И теперь она уже с какой-то невероятно-фантастической скоростью превращается не только в социо-культурный, но и ГИПЕРтехнологический феномен III тысячелетия.
Романтический период в изучении Гипербореи остался позади. В истории таким периодом будут считаться 90-е годы XX столетия и «нулевые» века XXI-го. Сегодня занимающихся Гипербореей ученых уже не требуется убеждать в существовании и в высокой развитости этой древней цивилизации Русского Севера, а сама Гиперборея уже одаривает её исследователей не только историческими, но и техническими открытиями и официально признающимися изобретениями.
Открытие северной цивилизации Гипербореи позволило потомкам вернуть целый пласт их древней Культуры. Культуры, созданной их высокоразвитыми предками. Мы вернули себе славное Прошлое, а, значит, у нас может быть и светлое Будущее!

Гиперборея, Арктида

Некогда на Севере нашей планеты существовала прародина единого человечества, одного языка, праматерь Культуры. Спасаясь от всемирного катаклизма, уцелевшие её обитатели расселились по разным местам Земли, образовав различные народы и языки. В ранних редакциях мифов всех народов об этой стране говорилось как о стране Золотого Века человечества, как о Райской Земле. Эллины называли эту страну Гиперборей, то есть "расположенную за северным ветром Бореем.

От Гипербореи до наших дней мало что могло в принципе сохраниться. В древности всё строительство было деревянным. Одежда - перьевой и меховой. Похоронный обряд - сжигание. Как сейчас в Индии. Что сейчас осталось от Махатмы Ганди, Неру и Индиры Ганди? Так и тогда. Осталась только память - мифологическая, ландшафтная, материальная: лабиринты, петроглифы, знаки…

Давайте схематически проследим развитие человечества от Единого Целого до разных стран, рас, народов, и т.д.
Произошел геофизический катаклизм, известный под емким словом "потоп". Причина его носила космический характер. Или что-то произошло в Солнечной системе, или в Галактике… Мифы свидетельствуют, что на небе зажглись семь солнц. 
Может быть Солнечная система влетела в какое-то звездное скопление… Впрочем, существуют десятки объяснений. И все они достаточно убедительны. Например, Ломоносов считал: сместилась земная ось, Эйнштейн - что был возможен "кувырок" из-за роста полярных ледяных "шапок". Возможно, мимо Земли пролетело какое-то горячее тело, потому что все мифы описывают пожары и кипение моря. Так сибирские народы описывают потоп. У хантов и у манси, и у нивхов сахалинских, у нанайцев на Амуре есть похожие мифы о потопе. И все они обязательно связаны с каким-то огнем. Потом наступило похолодание - глобальное изменение климата - гибель почти всего живого. Объяснений много, но факт налицо. Был такой катаклизм.

                     (Платон и Аристотель - спор о загадочных землях)                                      Гиперборея, Арктида

В результате ПраГиперборея распалась. Часть ее погрузилась на дно океана. Остался архипелаг, потом острова. Академик Алексей Федорович Трешников считает, что еще 10000 лет назад хребты Ломоносова и Менделеева возвышались над поверхностью Ледовитого океана. И льдов не было, и море было теплым. Везде находят следы жизни людей - и в Ленинградской области, и в Якутии, и на Новой Земле… И в генетической памяти перелетных птиц заложено: раз за разом они возвращаются на родину предков.

Что произошло с людьми? Единая этнолингвистическая общность распалась.
Что касается китайцев, индейцев, они ушли раньше. Но тем не менее что-то общее с остальными потомками гиперборейцев у них осталось - и в языке, и в культуре. Затем началось расчленение индоевропейской общности. По мере того, как расходились составляющие ее народы, стали возникать собственные языки, культура, обычаи. Все это поддается объяснению. Мы знаем, что в Дагестане два соседних аула не понимают друг друга, хотя ясно, что они имеют общие корни и общий язык. Настолько все быстро меняется.

Но, если взять последствия последнего катаклизма, возникла группа индийская и иранская. Возник блок, связывающий современные германские, тюркские и славянские народы. Блок, связанный с будущими эллинами. Каждый из них ждала своя судьба. Они начали мигрировать с севера на юг. Причем миграция занимала долгие годы, когда и могла произойти культурная деградация.

Мы знаем, что индоиранцы составляли единую общность с едиными богами, а потом стали непримиримыми врагами, что видно по их мифологии. Потому что иранские боги - это демоны для индийцев, и наоборот - индийские боги - деви стали дэвами, страшными, кровожадными оборотнями для иранцев. Так вот, в III тысячелетии до н.э. индийцы появились в Индостане, а иранцы - в Иранском нагорье. То есть с Х тысячелетия по III век они где-то мигрировали. Постепенно. Были перевалочные пункты. Одним из них, я считаю, стал Аркаим - перевалочный пункт миграции индоевропейцев с севера на юг. Там они закрепились на тысячу лет. Потом с востока пришли в движение тюрки, сожгли город, уничтожили.

Возьмем Средиземноморье. Египтяне появились там 3,5 тысячи лет до новой эры. А пришли они туда с полярным календарем. С таким же полярным календарем пришли 2500 тысячи лет до н. э. на Средиземное море этруски (у египтян было пять "темных дня" в году, у этрусков - целых два месяца). Затем там появились эллины - 2000 лет до н.э. - тоже с полярным календарем в 350 солнечных дней (по этим цифрам, кстати, нетрудно рассчитать, где обитали прапредки этих народов, когда создавался их полярный календарь). Причем, пришли деградированными полностью. Вспомните богатство Одиссея: козы да посуда. Да поэзия и философия, заимствованная на Востоке. О чем, кстати, не любят говорить. 
Поэтому "гиперборейское" III тысячелетие до нашей эры мы можем считать началом истории в осознанном ее понимании. И эта история непосредственным образом связана с Севером".

                                               лабиринты на Кольском полуострове                                            Гиперборея, Арктида

Один из крупнейших представителей сравнительного языкознания и сравнительной мифологии Макс Мюллер (1823 - 1900) не без оснований полагал, что в период, предшествовавший образованию современных этносов, каждое слово в первоначальном арийском языке было мифом, каждое имя - образом, каждое существительное - определенным лицом и каждый предлог - маленькой драмой. По этой причине многие языческие Боги - индийские, иранские, греческие, германские, славянские и прочие - не что иное, как результат персонификации поэтических обозначений (имен), неожиданных даже для тех, кто их придумал. Интересно взглянуть под данным углом зрения на скупые сведения древних историков, связанные с преданиями о Гиперборее. Естественно, что в Ведах, Авесте, Библии и других древних книгах не содержится упоминаний ни о Гиперборее, ни о гиперборейцах, поскольку это вообще не автохтонные наименования. Дословно этноним гиперборейцы означает "те, кто живет за Бореем (Северным ветром)", или просто - "те, кто живет на Севере". В древнерусской географии также было принято разделение мира по ветрам, и территория современной России обозначалась соответственно по направлению северного ветра. "Благословил есть праотец наш Ной, - сказано в "Мазуринском летописце", - прадеда нашего Иафета частию земли западного всего и северного и полунощного ветров".

О гиперборейцах писали многие античные авторы. Одни подвергали сомнению само существование гиперборейцев ввиду отсутствия достоверных фактов. Так, отец истории Геродот, хотя и четко помещает их на крайнем Севере на берегах "последнего моря", опасается домысливать что-либо к известным ему фактам, связанным с регулярным принесением даров в храм Аполлона на острове Делос посланцами гиперборейцев. Напротив, другой гигант античности Плиний Старший пишет о гиперборейцах, как о реальном древнем народе, живущем у Полярного круга, имеющем древние традиции и генетически связанном с эллинами, а также с культурой и религией всего античного мира - через культ Аполлона.

Плиний Старший - один из самых беспристрастных ученых - старался излагать только бесспорные факты, воздерживаясь от каких-либо комментариев. Вот что дословно сообщал он в "Естественной истории" (IV, 26): "За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона [Северный ветер - синоним Борея. - В.Д.], счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и легких наслаждений старости с какой-нибудь скалы они бросаются в море. Это - самый счастливый род погребения... Нельзя сомневаться в существовании этого народа" .

Даже из этого небольшого отрывка из "Естественной истории" нетрудно составить ясное представление о Гиперборее. Первое - и это самое главное, - она размещалась там, где Солнце может не заходить по нескольку месяцев. Другими словами, речь может идти только о приполярных областях, тех, что в русском фольклоре именовались Подсолнечным царством. Другое важное обстоятельство: климат на Севере Евразии во времена расцвета Гипербореи был совсем другим. Новейшие комплексные исследования, проведенные на севере Шотландии по международной программе, показали, что 4 тысячи лет назад (это - стык III и II тысячелетий до новой эры) климат на данной широте был сравним с нынешним климатом Средиземноморья. Еще ранее российскими океанографами и палеонтологами было установлено, что в XXX - XVI тысячелетии до н.э. климат Арктики был достаточно мягким, а Северный Ледовитый океан был теплым, несмотря на присутствие ледников на континенте. Примерно к таким же выводам и хронологическим рамкам пришли американские и канадские ученые. По их мнению, во время Висконсинского оледенения в центре Северного Ледовитого океана существовала зона умеренного климата, благоприятная для такой флоры и фауны, которые не могли существовать на приполярных и заполярных территориях Северной Америки.

Косвенным свидетельством в пользу существования в северных широтах древней высокоразвитой цивилизации могут служить находящиеся повсюду мощные каменные сооружения и другие мегалитические памятники. При зарождении археологии как науки им придавалось исключительно важное значение в понимании далекого прошлого человечества. Так, в северной Шотландии, на Шетландских и Оркнейских островах хорошо известны развалины могучих доисторических башен-крепостей, воздвигнутых задолго до римских и тем более норманских завоеваний. Функционально этибашни больше всего напоминают такие же каменные сооружения на Северном Кавказе. А то, что расположены они на самой северной оконечности Британских островов и сориентированы на отражение возможной атаки с Севера, невольно наводит на мысль на их сопряженность с Прародиной цивилизации - Гипербореей. Остатки подобных сооружений обнаружены и на Кольском полуострове.

Несомненно также, что в те далекие времена эллины были близки гиперборейцам и по обычаям и по языку - об этом прямо пишет Диодор Сицилийский (П, 47). Судя по всему, два родственных народа жили когда-то вместе в северных широтах. Затем некоторые обстоятельства (о них речь пойдет ниже)заставили предков эллинов мигрировать на стыке II и I тысячелетий до н.э., вытесняя и поглощая таких же пришлых (но примерно на тысячелетие раньше) завоевателей - создателей эгейской и минойской культуры, строителей величественных каменных сооружений и лабиринтов. Трудно, разумеется, если придерживаться научного подхода, и далее детализировать сведения по той стране, которая уже во времена Геродота была объектом легенд. Но именно научный подход и позволяет найти некоторые зацепки и провести ряд аналогий. Так, известна карта Герхарда Меркатора (1512 - 1594) - одного из самых известных картографов всех времен, опиравшегося на какие-то древние знания, на которой Гиперборея изображена как огромный арктический материк, окружающий Северный полюс и с высокой горой (Меру?) посередине.

Северный Ледовитый океан

С другой стороны, древние авторы и, в частности, Страбон в своей знаменитой "Географии", пишут об окраинной северной территории, полярной оконечности Земли, именуемой Туле (Тула). Туле как раз и занимает то место, где по расчетам должны быть Гиперборея или Арктида (точнее Туле - одна из оконечностей Арктиды).

У Страбона, который опирался на недошедшие до нас тексты предшественников, нет каких-либо подробностей относительно Туле, кроме того, что он (остров) расположен в шести днях плавания на север от Британии и что море там и вся окружающая среда студнеобразные, напоминают тело одной из разновидностей медуз, по-древнегречески называемой "морское легкое". Если точно следовать тексту Страбона, то в использованном им, но впоследствии утраченном описании плавания Пифея (он, собственно, и посетил таинственную землю, где летом солнце не садится за горизонт по нескольку месяцев и столько же продолжается зимняя ночь), приводимые подробности поддаются лишь гипотетической расшифровке. В окрестностях Туле "нет более воздуха, а некое вещество, сгустившееся из всех этих элементов, похожее на морское легкое; в нем, говорит Пифей, висят земля, море и все элементы, и это вещество является как бы связью целого: по нему невозможно ни пройти, ни проплыть на корабле". 
По эзотерическому преданию, столицей легендарной страны Туле был Город Солнца - Гелиополь. Именно с тех пор священное название, превращенное в своего рода символ, начало свое победное шествие по всему миру. Сам топоним греческого происхождения, но он калькирует исконно-автохтонные названия. Одна из религиозных столиц Древнего Египта известна под названием Гелиополя. Развалины таких же "гелиополев" - городов-святилищ Солнца разбросаны по всему американскому континенту - от Мексики и Гватемалы до Боливии и Перу. Впоследствии имя Города Солнца как символ достойной и счастливой жизни перекочевал в тайные учения и утопические доктрины - наиболее известной из них явилась знаменитая книга Томмазо Кампанеллы.

Гиперборея, Арктида

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО АРКТИДУ - ГИПЕРБОРЕЮ
АРКТИДА (Гиперборея) - гипотетический древний материк или большой остров, существовавший на севере Земли, в районе Северного полюса и населенный некогда могущественной цивилизацией. Название образовано как раз из месторасположения, Гиперборея - это то, что находится на крайнем севере, "за северным ветром Бореем", в Арктике. До сих пор факт существования Арктиды-Гипербореи не имел подтверждения, кроме древнегреческих легенд и изображения этого участка суши на старых гравюрах, например, на карте Герарда МЕРКАТОРА, изданной его сыном Рудольфом в 1595 году. На этой карте в центре изображен легендарный материк Арктида, вокруг - побережье Северного океана с легко узнаваемыми современными островами и реками.

Кстати, сама эта карта породила немало вопросов у исследователей. Например, на ней в районе возле устья Оби на этой карте помещена надпись "Золотая баба". Неужели это та самая легендарная чудодейственная статуя, символ знания и власти, который разыскивали по всей Сибири на протяжении столетий? Здесь же дается ее точная привязка к местности - идите и найдете!
 

                                                древние мегалиты на Колыме                                            Гиперборея, Арктида

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ
Гиперборе́я (др.-греч. Ὑπερβορεία — «за Бореем», «за северным ветром») — в древнегреческой мифологии и наследующей ей традиции, это легендарная северная страна, место обитания блаженного народа гипербореев.
В античных источниках приводятся различные версии происхождения гипербореев. Согласно Ференику, гипербореи выросли из крови древнейших титанов. По Фанодему свое название они получили от некоего афинянина Гиперборея. Филостефан говорит, что Гиперборей был фессалиец, а другие производят их от пеласга Гиперборея, сына Форонея и Перимелы, дочери Эола. О гипербореях говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон». По Мнасею Патрскому, они ныне называются дельфами.
Гиперборее посвящено немало литературы, в основном паранаучного или оккультного толка. Различные авторы локализуют Гиперборею в Гренландии, недалеко от Уральских гор, на Кольском полуострове, в Карелии[18], на Таймырском полуострове; высказывались предположения, что Гиперборея располагалась на ныне затонувшем острове (или материке) Северного Ледовитого океана.
В исторической науке миф о гипербореях считается частным случаем характерных для самых разных культур утопических представлений об окраинных народах, лишённым конкретной исторической подосновы.

Согласно описаниям тех же древнегреческих летописцев, в Арктиде якобы был благоприятный климат, там из центрального моря (озера) вытекали и впадали в океан 4 крупные реки, благодаря чему на карте Арктида выглядит как "круглый щит с крестом". Гиперборейцы, жители идеальной по своему устройству Арктиды были особенно любимы богом Аполлоном (в Арктиде существовали его жрецы и слуги). По какому-то заведенному издревле графику Аполлон являлся в эти земли каждый раз ровно через 19 лет. Вообще к богам гиперборейцы были близки не менее, а может и более, чем "боголюбимые" эфиопы, феаки и лотофаги. Кстати, и многие греческие боги, тот же Аполлон, также хорошо известные Геракл, Персей и другие менее знаменитые герои имели один эпитет - Гиперборейский...

Может быть в том числе и поэтому жизнь в счастливой Арктиде наряду с благоговейными молитвами сопровождалась песнями, танцами, пирами и всеобщим непроходящим весельем. В Арктиде даже смерть наступала лишь от усталости и пресыщения жизнью, точнее говоря от самоубийств - испытав все виды наслаждения и устав от жизни, старые гиперборейцы обычно бросались в море.

Мудрые гиперборейцы владели огромным количеством знаний, самых передовых на тот момент. Именно выходцы из этих мест, аполлоновские мудрецы Абарис и Аристей (считавшиеся и служителями, и ипостасью Аполлона), обучили греков слагать поэмы и гимны, впервые открыли основные премудрости, музыку, философию. Под их руководством был сложен знаменитый Дельфийский храм... Эти учителя, как сообщали летописи, владели и символами бога Аполлона, в числе которых назывались стрела, ворон, лавр с чудодейственной силой.

Северный Ледовитый океан

Об Арктиде сохранилась такая легенда: когда-то ее жители преподнесли первый урожай, выращенный в здешних местах самому Аполлону на Делос. Но девушки, посланные с дарами были насильно оставлены на Делосе, а некоторые даже изнасилованы. После этого, столкнувшись с дикостью других народов, культурные гиперборейцы больше не уходили с целью жертвоприношения далеко от своей земли, а складывали дары на границе с соседней страной, а далее до Аполлона дары переносили за плату уже другие народы.

Историк Древнего мира Плиний Старший относился к описанию неведомой страны весьма серьезно. Из его записей почти однозначно прослеживается местонахождение малоизвестной страны. Добраться в Арктиду, согласно Плинию, было трудно (для людей, но не для гиперборейцев, которые могли летать), но не так уж и невозможно, нужно было лишь перемахнуть через некие северные Гиперборейские горы: "За этими горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ... который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами... 
Солнце светит там в течении полугода, и это только один день, когда Солнце не скрывается... от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем... Страна эта находится вся на Солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью... Нельзя сомневаться в существовании этого народа..."

Гиперборея, Арктида
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГИПЕРБОРЕИ
Есть и еще одно косвенное доказательство былого существования высокоразвитой полярной цивилизации. За семь лет до первой кругосветки Магеллана турок Пири РЕЙС составил карту мира, на которой были обозначены не только Америка и Магелланов пролив, но и Антарктида, которую русским мореплавателям предстояло открыть лишь 300 лет спустя... 
Береговая линия и некоторые подробности рельефа представлены на ней с такой точностью, какой можно достигнуть только при аэрофотосъемке, а то и съемке из космоса. Самый южный континент планеты на карте Пири Рейса лишен ледового покрова! На нем есть реки и горы. Несколько изменены расстояния между континентами, что подтверждает факт их дрейфа. 
Коротенькая запись в дневниках Пири Рейса говорит о том, что он составил свою карту на основе материалов эпохи Александра Македонского. Откуда знали об Антарктиде в IV веке до н.э.? Кстати, в 1970-е годы советская антарктическая экспедиция установила, что покрывающему континент ледовому панцирю по крайней мере 20 тысяч лет, то получается, что возраст реального первоисточника информации составляет минимум 200 веков. 
А если так, то получается, что когда карта составлялась, возможно, на Земле существовала развитая цивилизация, которая в столь глубокой древности сумела достигнуть таких колоссальных успехов в картографии? Лучшим претендентом на лучших картографов того времени могли быть гипербореи, благо они жили также на полюсе, только не на южном, а на северном, которые, напомним, оба были в то время свободны от льда и холода. Способность летать, имевшаяся у гипербореев делала возможным полеты от полюса к полюсу. Возможно, этим и объясняется загадка, почему оригинальная карта была составлена так, словно бы наблюдатель находился бы на орбите Земли...

Но, вскоре, как мы уже знаем, полярные картографы погибли или исчезли, а полярные области покрылись льдом... Куда ведут их дальнейшие следы? Считается, что погибшая в результате климатического катаклизма высокоразвитая цивилизация Гипербореи оставила после себя потомков в лице ариев, а те в свою очередь - славян и россиян...

Гиперборея, Арктида

Поиски Гипербореи сродни поискам погибшей Атлантиды, с той только разницей, что от затонувшей Гипербореи все-таки осталась часть суши - это север нынешней России. Впрочем, неясные трактовки (это уже собственное частное мнение) позволяют говорить, что Атлантида и Гиперборея могли быть вообще одним и тем же материком... Так это или нет - в какой-то степени к разгадке великой тайны должны подойти будущие экспедиции. На севере России многочисленные геологические партии неоднократно сталкивались со следами деятельности древних, однако, целенаправленно никто из них не ставил своей целью поиск гиперборейцев.

В 1922 году в районе Сейдозера и Ловозера в Мурманской области прошла экспедиция, возглавляемая Барченко и Кондиайна, которая занималась этнографическими, психофизическими и просто географическими исследованиями. Случайно или не случайно поисковики наткнулись на странный лаз, уходящий под землю. Проникнуть внутрь ученым не удалось - мешал странный безотчетный страх, почти осязаемый ужас, буквально рвущийся наружу из черного зева. 
Один из местных жителей рассказывал, что "ощущение было таким, будто с тебя живьем сдирают кожу!" Сохранилась коллективная фотография [напечатана в "НГ-наука" октябрь 1997], на которой рядом с мистическим лазом сфотографировались 13 членов экспедиции. После возвращения в Москву материалы экспедиции были очень внимательно изучены, в том числе и на Лубянке. 
В это сложно поверить, но экспедиция А.Барченко еще на стадии подготовки была поддержана лично Феликсом ДЗЕРДЖИНСКИМ. И это в самые голодные для Советской России годы, сразу по окончанию гражданской войны! Что косвенно говорит за то, что не все цели экспедиции известны нам достоверно. Разобраться, за чем именно ездил на Сейдозеро Барченко сейчас сложно, руководитель был репрессирован и расстрелян, добытые им материалы так никогда и не были опубликованы.

В 1990-х годах доктор филосовских наук Валерий Никитич ДЕМИН обратил внимание на весьма скудные дошедшие до нас воспоминания о находках Барченко, а когда подробнейшим образом изучил местные легенды и сравнил их с греческими, то пришел к выводу - искать надо здесь!

                                    древние строения на горе Нинчурт - Кольский полуостров                             Гиперборея, Арктида

СЕЙДОЗЕРО - КОЙВА
Места на самом деле удивительные, у местных жителей Сейдозеро до сих пор вызывает благоговейный страх или по крайней мере уважение. Всего век-другой назад его южный берег был самым почетным местом для погребения в каменную могилу для шаманов и других уважаемых членов саамского народа. Для них название Сейдозера и загробного рая были попросту одним и тем же. Здесь даже ловить рыбу разрешалось только один день в году... 
В советские времена зона севернее озера считалась стратегической сырьевой базой, здесь были обнаружены большие запасы редкоземельных металлов. Сейчас Сейдозеро и Ловозеро славятся частым появлением различных аномальных явлений, да еще... чрезвычайно разбуянившихся в здешней тайге небольшого племени снежных людей...

В 1997-1999 годах в том же месте под руководством В.Демина были вновь предприняты поиски, только на этот раз остатков древней цивилизации Арктиды. И новости не заставили себя ждать. Пока в ходе экспедиций "Гиперборея-97" и "Гиперборея-98" были найдены: несколько разрушенных древних строений, в том числе каменная "обсерватория" на горе Нинчурт, каменные "дорога", "лестница", "этрусский якорь", колодец под горой Куамдеспахк; подобраны некоторые искусственные древние изделия (например наладчик из Ревды Александр ФЕДОТОВ нашел в ущелье Чивруай странную металлическую "матрешку"); исследованы несколько изображений "трезубца", "лотоса", а также известное всем местным старожилам гигантское (70 м) наскальное крестообразное изображение человека "старика Койву" (согласно легендам - побежденный и вмурованный в скалу южнее Карнасурты побежденный "чужой" шведский бог)...

Как выяснилось, "старик Койву" образован почерневшими камнями, по которым столетиями сочится из скалы вода. С другими находками тоже не все так просто. Профессиональные геологи и археологи скептически относятся к вышеперечисленным находкам, считая всех их ни чем иным, как игрой природы, сооружениями саамов давностью до нескольких веков и остатками деятельности советских геологов в 1920-30-х годах.

                                                          мегалиты на Сейдозере                                           Гиперборея, Арктида

Впрочем, при изучении доводов "за" и "против" нельзя не учитывать того, что критиковать всегда проще, чем добывать доказательства. В истории науки было немало случаев, когда раскритикованные в пух и прах исследователи в конце концов добивались своего. Классический пример - "непрофессионал" Генрих ШЛИМАН, который обнаружил-таки Трою там, где ее "не должно быть". Чтобы повторить подобный успех, нужно как минимум быть увлеченным. Все оппоненты профессора Демина как раз и называют его "сверхувлеченным". Так что, можно сказать, что определенная надежда в успех поисков есть.

Искать надо, поскольку речь идет не просто о следах одного из древних народов, а о весьма высокоразвитой цивилизации, возможно, как считает В.Демин, прародины арийского, славянского народа, места "откуда пошли народы". Могло ли такое быть в принципе на нашем неприветливо холодном комаринном Севере? Не спешите с ответом, когда-то климат нынешнего российского Севера был гораздо более благоприятным. Как писал Ломоносов, "в северных краях в древние веки великие жары бывали, где слонам родиться и размножаться... можно было". Возможно, резкое похолодание наступило в результате какого-либо катаклизма или в результате небольшого смещения земной оси (согласно вычислениям древних вавилонских астрономов и египетских жрецов, это произошло 399 тысяч лет назад). Однако, вариант с поворотом оси не срабатывает - ведь согласно древнегреческим летописям, высокоразвитая цивилизация жила в Гиперборее всего несколько тысяч лет назад и именно НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ или рядом с ним (это четко видно из описаний, и этим описаниям можно доверять, ибо невозможно придумать и описать "из головы" полярный день таким образом, каким он виден на полюсе и нигде больше).

Где такое могло быть - неясно, на первый взгляд возле Северного полюса нет даже островов. Но... есть мощный подводный хребет, названный в честь первооткрывателя хребтом Ломоносова, рядом - хребет Менделеева. Они действительно ушли на дно океана относительно недавно - по геологическим понятиям. Если так, то возможные жители этой гипотетической "Арктиды", хотя бы некоторые из них, вполне имели время перебраться на нынешний континент в районе Канадского арктического архипелага или на Кольском, Таймырском полуостровах, а скорей всего в России восточнее дельты Лена (именно там, где древние советовали искать знаменитую "Золотую бабу")!

Если Арктида-Гиперборея не миф, то что тогда поддерживало теплый климат на большой околополюсной территории? Мощное геотермальное тепло? Маленькая страна вполне может согреваться теплом фонтанирующих гейзеров (как Исландия), но от наступления зимы это не спасет. Да и в сообщениях древних греков нет упоминания о густых шлейфах пара (не заметить их было нельзя). 
А так вполне хорошая гипотеза: вулканы и гейзеры обогревали Гиперборею, а потом в один прекрасный день они же и сгубили ее... 
Гипотеза вторая: быть может, причина тепла - теплое гольфстримское течение? Но сейчас его тепла недостаточно для обогрева большого района (это вам кажет любой житель Мурманской области, где "теплый" Гольфстрим заканчивает свое течение). Может быть, раньше течение было более мощным? Вполне может быть. В противном случае мы вынуждены будем предполагать, что тепло в Гиперборее вообще было искусственного происхождения! Если, согласно тем-же греческим историкам, там, в этом божьем райском месте были решены проблемы долголетия, рационального землепользования, свободного полета в атмосфере и многие другие, то почему бы гипербореям "заодно" не решить и проблему управления климатом!?

Северный Ледовитый океан

ГИПОТЕЗЫ ПРО ГИПЕРБОРЕЮ – АРКТИДУ

АРКТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА
Аркти́ческая гипо́теза — псевдонаучная гипотеза, предполагающая расположение прародины индоевропейцев (или ариев) в северных районах Евразии (Кольский полуостров, Карелия, Беломорье, Таймыр). Была сформулирована в 1903 году известным политическим деятелем Индии Б. Г. Тилаком в книге «Арктическая родина в Ведах». Гипотеза является неакадемической. В настоящее время сторонниками гипотезы являются отдельные индийские исследователи, в России же она распространена в основном в околонаучных и националистических кругах.

Историко-климатическая ситуация
Судя по всему, человек появился на севере Евразии довольно рано, ещё в эпоху палеолита. Об этом, например, свидетельствуют находки Дирингской культуры (Якутия). Однако датируется эта культура разными исследователями по-разному, причём разброс в датировках достигает внушительных размеров: в разных источниках возраст дирингских находок оценивается цифрами от 1,8 млн до 250 тыс. лет. Возможное излишнее удревнение датировок этой культуры даёт повод для спекуляций на тему о внетропическом происхождении человека.

Во второй половине палеолита северную половину Евразии накрыл ледник. В самом конце палеолита он начал отступать, а с ним, соответственно, и крупные промысловые животные (мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь и т. п.), а за ними, в свою очередь, стал мигрировать на север и человек. Мировое потепление началось ещё с 12 тысячелетия до н. э. и продолжалось до 10-9 тысячелетия до н. э. Итак, к началу мезолита человек расселился по всей Евразии до берега Северного Ледовитого океана. Затем, в течение 2 тысяч лет, климат был немного прохладнее. После этого начался период интенсивного и очень существенного потепления — бореал (7,5 — 5,4 тыс. до н. э.). В этот период границы лесной зоны достигали берега Северного Ледовитого океана. Поэтому в это время имели место достаточно благоприятные условия для развития культуры.

                                                мегалиты около Ладожского озера                                              Гиперборея, Арктида

Литературные аргументы
Индийский националист Б. Г. Тилак в своей книге «Арктическая родина в Ведах» (1903) пытается доказать, что тексты Вед и Упанишад свидетельствуют об арктической прародине ариев. Он пишет:

В Ригведе (X.89.2-4) бог Индра «поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются осью» и вращает «отдаленную сферу, как колеса повозки». Если мы объединим эти два указания на то, что небо поддерживается на оси и движется, как колесо, то четко увидим, что описываемое движение соотносится только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе. В Ригведе (I.24.10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, что говорит о положении, видимом только в циркумполярной области.

Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндиндийской литературе.
«На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли».
В Тайттирия Брахмане (III, 9, 22.1) и Авесте (Вендидад, Фаргард II) год сравнивается с одним днём, так как солнце садится и всходит лишь раз в год.
Большое количество гимнов Ригведы посвящено богине утренней зари — Ушас. Причём говорится, что заря длится очень долго, что зорь очень много и они движутся по горизонту, что может свидетельствовать о приполярных областях.

                           мегалиты аналогичные северным - Горная Шория, Восточный Саян                                  Гиперборея, Арктида

Критика гипотезы
За исключением части индийских исследователей, арктическая гипотеза практически не имеет сторонников в современной науке, по причине того, что она в целом уже устарела.

Слабым местом данной гипотезы является практически полное отсутствие возможности связать её с какой-либо археологической культурой.

Многие исследователи (например, Г. М. Бонгард-Левин и Э. А. Грантовский) отмечают, что мифологемы, связанные с севером, северной страной, скорее всего появились у ариев на их прародине при контактах с северными соседями.

Лингвистические доказательства гипотезы несостоятельны, поскольку, как пишет И. М. Дьяконов, слова «холод», «снег» и т. п. существовали даже у народов древней Месопотамии.

«Расшифровка» С. В. Жарниковой названий рек и водоёмов Русского Севера через санскрит является сугубо дилетантской и не выдерживает никакой критики. Она «расшифровала через санскрит» гидронимы не только неясного происхождения, но и вполне прозрачные, прибалтийско-финская или саамская этимология которых уже давно была установлена специалистами. Например, Гангозеро — ср. карел. hoanga «развилка» или hanhi «гусь»; ручей Сагарев — от карел. и вепс. sagaru «выдра».[6]

Сторонники гипотезы
Б. Г. Тилак — индийский националист, один из лидеров движения за независимость;
Н. Р. Гусева — индолог и этнограф, доктор исторических наук, лауреат Международной премии им. Джавахарлала Неру, автор свыше 150 научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев;
В. Н. Дёмин — писатель, доктор философских наук, член Союза писателей России, организатор любительских экспедиций на Кольский полуостров, автор более 100 работ научного, научно-художественного и беллетристического содержания, среди которых 20 книг;
С. В. Жарникова — историк, этнограф, кандидат исторических наук, член Международного Клуба Учёных;
Г. Н. Базлов — историк, этнолог, кандидат исторических наук, член правления Российского Фольклорного Союза.

Гиперборея, Арктида

ГИПОТЕЗА - ЗЕМЛЯ САННИКОВА
Земля́ Са́нникова — остров-призрак в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи к северу от Новосибирских островов.

Впервые о нём сообщил в 1810 году добывавший песцов и мамонтовую кость на северных берегах Новосибирских островов купец-зверопромышленник Яков Санников, опытный полярный путешественник, ранее открывший острова Столбовой и Фаддеевский. Он высказал мнение о существовании «обширной земли» к северу от острова Котельного. По словам охотника, над морем поднимались «высокие каменные горы».

Другим свидетельством в пользу существования обширных земель на севере стали многочисленные наблюдения за перелётными птицами — полярными гусями и прочими, весной улетающими дальше на север, а осенью возвращающимися с потомством. Так как птицы не могли обитать в ледяной пустыне, то высказывались предположения, что расположенная на севере Земля Санникова относительно тепла и плодородна, и птицы летят именно туда. Однако возникал очевидный вопрос: как севернее пустынного побережья Евразии могут располагаться плодородные земли?

Подтверждение или опровержение существования Земли Санникова было сопряжено со значительными трудностями. Новосибирские острова находятся возле самой границы постоянной северной ледяной шапки: даже в тёплые годы океан в окрестностях островов доступен для навигации два-три месяца в году, поздним летом и ранней осенью; в холодные годы острова могут оставаться скованными льдами всё лето. Гипотетическая новая земля на расстоянии нескольких сотен километров от Новосибирских островов могла быть скована льдами непрерывно на протяжении десятилетий. Полярная ночь, продолжающаяся в этих широтах около четырёх месяцев, исключала всякие возможности исследований с ноября по март.
На одном из выпусков Морского корпуса Император Александр III сказал, что: «Кто откроет эту землю-невидимку, тому и принадлежать будет. Дерзайте, мичмана!»

Большая часть экспедиций, исследовавших регион в XIX веке, совершалась на собачьих упряжках в весенние месяцы; попытки добраться до Земли Санникова на собачьих упряжках (в том числе Санниковым в 1810—1811 и Анжу в 1824 году) зачастую прерывались торосами и полыньями.

Именно на поиски Земли Санникова были нацелены арктические экспедиции барона Э. В. Толля, убеждённого в существовании Арктиды — северного полярного континента, побережье которого, по его мнению, и наблюдал Яков Санников. 13 августа 1886 года Толль зафиксировал в своем дневнике:

Горизонт совершенно ясный. В направлении на северо-восток ясно увидели контуры четырёх столовых гор, которые на востоке соединились с низменной землей. Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней: «Земля Санникова»…

                                               мегалиты в Карелии - остров Воттоваара                                     Гиперборея, Арктида

В 1893 году Толль вновь визуально фиксировал на горизонте полоску гор, которые он отождествил с Землёй Санникова.
В том же году Фритьоф Нансен прошёл на своем судне «Фрам» мимо Новосибирских Островов и достиг 79 градуса северной широты, но не нашёл никаких следов Земли Санникова. В своем двухтомном описании похода на «Фраме», Нансен записал:
[20 сентября 1893 г.] Мы находились значительно севернее того места, где, по мнению Толля, должен был лежать южный берег Земли Санникова, но примерно на той же долготе. По всей вероятности, эта земля — лишь небольшой остров, и во всяком случае она не может заходить далеко к северу.

В 1902 году в ходе Русской полярной экспедиции на шхуне «Заря», одной из целей которой был поиск Земли Санникова, Толль погиб.
В 1937 году советский ледокол «Садко» во время своего дрейфа прошёл возле предполагаемого острова и с юга, и с востока, и с севера, — но ничего, кроме океанских льдов, не обнаружил. По просьбе академика В. А. Обручева, в тот же район были посланы самолёты арктической авиации. Однако, несмотря на все усилия, и эти поиски дали отрицательный результат: было установлено, что Земли Санникова не существует.

По мнению ряда исследователей, Земля Санникова, как и многие арктические острова, в том числе и большая часть Новосибирских, была сложена не из скал, а из ископаемого льда (вечной мерзлоты), поверх которого был нанесён слой грунта. Со временем лёд растаял, и Земля Санникова исчезла подобно некоторым другим островам, сложенным ископаемым льдом — Меркурию, Диомида, Васильевскому и Семёновскому.
Исследователями была обнаружена только подводная банка, которую назвали банкой Санникова.

 

                                                  загадочные беломорские мегалиты                                             Гиперборея, Арктида

ДРЕВНИЕ АРИИ – ПОЛЯРНАЯ ГИПОТЕЗА
Если мы внимательно ознакомимся с эпическими поэмами Индии, увлекательными историями ее священных сказаний, то встретимся с весьма интересными, но на первый взгляд странными и необъяснимыми сведениями. Там описаны явления, характерные для арктических областей и совершенно необычные и несвойственные районам Южной Азии. Это представления о неподвижной Полярной звезде, о холодной и долгой ночи, тянущейся шесть месяцев, и дне, также длящемся целое полугодие. 
Древние сказители пели о стране, где солнце встает лишь раз в году, где шесть месяцев день и шесть месяцев ночь. Певцы эпоса не раз упоминают о священной птице Гаруде, которая, прежде чем понести на своих крыльях отшельника Галаву на поиски восьмисот лунно-белых коней, рассказала ему о четырех странах света, в том числе и о том, что на севере Семеро Риши, богиня Арундхати и Свати постоянно движутся вокруг укрепленной на небе Полярной звезды (Дхрува). «Семеро Риши» — семь больших звезд созвездия Большой Медведицы («риши» — мудрецы, аскеты, святые мужи, божественные небожители); Арундхати — созвездие Кассиопеи; Свати — яркая звезда в созвездии Волопаса или созвездии Персея. Видеть эти звезды высоко над горизонтом возможно лишь в северных широтах. В областях не южнее 55–56 ° с. ш. зимой в течение одной ночи названные созвездия, не заходя за горизонт, как бы описывают круг, центром которого можно примерно считать Полярную звезду. 

Тот, кто бывал в Индии, знает, что лишь в северных районах страны Большую Медведицу можно видеть низко над горизонтом, на юге же она вообще скрывается за ним; между тем в древнеиндийских священных текстах не раз говорится, что Большая Медведица «вознесена», «находится высоко в небе». Согласно эпическим сочинениям, место, где великий бог-творец Брахма «укрепил» Дхруву — Полярную звезду, расположено в центре мироздания, небес. Подобное явление, как известно, характерно лишь для северных, полярных районов (на Северном полюсе Полярная звезда стоит непосредственно в зените). 

Там же, в тех сказочных северных странах, где высоко в небе видны эти звезды, «живут десять апсар», называемых «происходящие от радуги». Апсары — блистающие водяницы, а эти десять, рожденные радугой, сияющие ее цветами, могут быть поэтическим образом северного сияния. Создатели индийских сказаний вспоминали о «плененных водах», о «принимающих красивые формы ниспадающих водах». Это, очевидно, замерзшие воды. В «Махабхарате» о них говорится как раз при описании страны, где солнце восходит на полгода.

Такие свидетельства индийской литературы приводили некоторых ученых к заключению, что первоначальная родина индийцев будто бы находилась за полярным кругом. Иногда положение этой «родины» определялось и более точно — на берегах холодного Белого моря или в Сибири и т.д. Некоторые слишком смелые головы помещали ее даже в самую точку Северного полюса. 

Одним из главных создателей «полярной теории» происхождения индийцев был известный политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак (1856–1920). В Бомбее в 1893 г. была опубликована его книга «Орион», а через десять лет — обширная монография «Арктическая родина в Ведах». Во многих своих трудах Тилак касался проблемы культуры Индии, в том числе древнейших этапов истории страны. Будучи активным противником английского господства в Индии и выступая против положений английской колониальной историографии, принижавшей культурное наследие индийцев, Тилак старался доказать самобытность и исключительную древность индийской цивилизации. Труды Тилака и его сподвижников имели большое значение для развития национального самосознания индийского народа и прогресса индийской науки. Вместе с тем в работах тех лет было допущено немало преувеличений, неточностей, ошибок и положений, от которых сейчас в связи с успехами современной науки приходится отказаться. 

Острова Шпицберген

Со времени выхода книги Тилака «Арктическая родина в Ведах» прошло восемьдесят лет. Но и до сих пор среди индийских ученых теория арктического происхождения индийцев встречает убежденных защитников и последователей. На серьезных научных конгрессах и сейчас нередко приходится слышать утверждения, что предки индийцев пришли из-за полярного круга. 

Выдвигая арктическую теорию, Тилак основывался на некоторых выводах современных ему естественных наук (геологии, палеонтологии, астрономии) о том, что климатические и природные условия, очертания материков подвергались существенным изменениям на протяжении различных эпох истории Земли. Согласно этой точке зрения, в доледниковый и межледниковый периоды климат арктических районов был теплым и доступным для иного растительного и животного мира, для человека и развития его цивилизации. Тилак исходил при этом и из модной тогда теории американского профессора Уоррена о первоначальной родине человека в арктической зоне. 

С этих позиций Тилак и анализировал данные древнеиндийской литературы, прежде всего Веды — древнейший священный памятник индийцев. На их основании он доказывал, что предки индийцев в доледниковый и межледниковый периоды обитали в арктических районах, а затем, около десяти-восьми тысяч лет назад — этим временем Тилак датировал последний ледниковый период, — двинулись под влиянием наступивших холодов на юг. 

Эти выводы были сделаны более полувека назад. Возможны ли они сейчас? Так ли следует относиться к теории Тилака теперь, когда естественные и точные науки располагают иными материалами, дают другие датировки? 

Дело тут не только в том, к какому времени относить доледниковый и межледниковый периоды, как понимать изменения климатических условий на тех или иных территориях земного шара, как оценивать с точки зрения современных знаний сведения индийцев о положении и движении светил на заре их истории, — вопросы, на которые и естественные, и точные науки дают разноречивые ответы. Главное — это выводы, к которым приходят такие науки, как история, археология, сравнительная лингвистика, историческая этнография. Конечно, и здесь еще остается много неясного, гипотетического, противоречивого. С помощью тех или иных научных фактов можно серьезно спорить о конкретных областях первоначального обитания предков индийцев, о времени их формирования и переселения. Но совершенно ясно, что сейчас речь не может идти ни о полярных районах, ни о столь отдаленном времени, как ледниковые эпохи. 

В настоящее время иначе понимаются и многие из тех данных ведийской и эпической литературы Индии, которые Тилак рассматривал как прямые свидетельства обитания индийцев в Арктике.
 
Чукотское море

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ – ВЕДИЧЕСКАЯ РОДИНА
И все же остаются в древнеиндийской литературе такие указания, которые трудно оценить иначе, как отражение каких-то представлений об арктических областях. Это, например, уже упоминавшиеся сведения о полярной ночи и полярном дне. Как объяснить, в частности, наличие этих представлений не только в поздних астрономических и других научных трактатах, которые еще можно было бы условно понимать как результат теоретических умозрительных построений ученых того времени, но и в гораздо более древних памятниках Индии? Обратимся лишь к некоторым сообщениям индийских источников. Средневековый ученый Бхаскара-ачарья в своем астрономическом трактате писал, что в областях у Северного полюса «полгода постоянный день, полгода постоянная ночь». В другом, более раннем астрономическом сочинении — «Сурья-сиддханта» сообщается, что в этих же районах «боги видят солнце после одного восхода в течение половины его кругового вращения». Подобные данные содержатся и во многих других индийских научных трактатах и религиозных текстах периода поздней древности и раннего средневековья. Интересно, что эти сведения были подробно рассмотрены в специальном разделе фундаментального труда «Индия» великого среднеазиатского мыслителя и ученого, уроженца Хорезма Бируни (973–1048). 

Бируни живо интересовался самыми различными науками, его перу принадлежат многие труды по математике, истории, географии, минералогии, физике, астрономии, являющиеся синтезом достижений современной ему науки. Воспитанный в традициях мусульманской образованности того времени, он вместе с тем проявлял исключительный интерес к странам иного культурного круга, особенно к Индии. Бируни изучил санскрит, тщательно ознакомился со многими индийскими научными и религиозно-философскими сочинениями, консультировался с пандитами — знатоками индийских культурных традиций. Энциклопедический труд Бируни об Индии (полное его название «Разъяснение принадлежавших индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых») фактически познакомил ученых Ближнего и Среднего Востока с выдающимися достижениями индийской цивилизации, к которой великий хорезмиец питал глубокое уважение. 

                                           исследование подводных хребтов Ледовитого океана                                  Северный полюс

Поражает знание Бируни многочисленных индийских источников. Он неоднократно цитирует трактат одного из крупнейших математиков древней Индии, Брахмагупты (начало VII в.), — «Брахма-сиддханта». Бируни приводит следующие слова этого ученого об области у Северного полюса: «День обитающих там ангелов будто бы длится шесть месяцев, и их ночь также длится шесть месяцев». Бируни цитирует и отрывок из сочинения известного древнеиндийского астронома Арьябхаты (V в.), согласно которому, эта область — царство ангелов — «находится в зоне холода», «севернее любого места на земле». И Брахмагупта, и Арьябхата могли исходить из теории шарообразности Земли, помещая область, где день и ночь длятся по шесть месяцев, в район Северного полюса. Но и индийские ученые, придерживавшиеся иных мнений о форме земли и даже считавшие, что «земля плоская», также писали о той же северной области. Впрочем, и у Брахмагупты, и у Арьябхаты сведения о явлениях, которые мы могли бы назвать «полярной ночью» и «полярным днем», выступают прежде всего как дань прочно укоренившимся в индийской литературе представлениям о стране на крайнем севере. Недаром оба ученых называют ее царством ангелов и включают в текст своих рассуждений слова «будто бы». Это скорее традиционное понятие или принятый символ, на что обратил внимание уже Бируни. 

В главе «О различных видах суток и о дне и ночи» он излагает представления индийцев о «человеческих сутках» (состоящих из обычного дня и обычной ночи), о «сутках предков» и «сутках дэвов» (т.е. богов). «Сутки богов» продолжаются целый год и слагаются из дня и ночи, длящихся по половине солнечного года. О «сутках богов» писали Арьябхата и другие индийские ученые. Бхаскара-ачарья, говоря о северной области, «где полгода постоянный день, полгода постоянная ночь», называет такой день «днем богов». Там, говорит он, священные существа видят солнце в течение шести месяцев, когда оно движется в пределах северной сферы; поэтому путь солнца в этот период называется «уттараяна» — «северный путь». В ряде индийских источников в качестве синонима к термину «уттараяна» употребляется «дэваяна» — «путь богов». Эти представления восходят к значительно более раннему времени, до эпохи расцвета древнеиндийской математики и астрономии. 

Более того, подобные сведения можно попытаться найти в древнейшем памятнике индийской литературы — собрании священных гимнов «Ригведы», составленном не позднее X в. до н.э. Следует, конечно, учитывать характер этого собрания религиозных текстов. Они имеют вполне конкретную цель — воздать хвалу богам и призвать их на помощь, чтобы получить от них определенные блага: богатство, здоровье, силу, защиту от врагов. Кроме того, смысл многих отрывков гимнов «Ригведы» до сих пор остается не вполне понятным, ученые расходятся также в понимании ряда гимнов в целом. И мы не можем с уверенностью утверждать, что когда в «Ригведе» говорится о завершении периода темноты и начале «пути богов» (дэваяна), т.е. светлого времени, или о «приближении пути богов» с появлением зари, то здесь речь идет именно о том «пути богов», когда солнце не заходит в течение полугода. 

Но те же понятия встречаются в последующей по времени ведийской литературе — Брахманах, Араньяках, Упанишадах, датируемых временем до середины I тысячелетия до н.э. В них мы находим более определенные сообщения: день — это «путь богов», ночь — «путь предков»; «когда солнце, поворачивая к северу, находится в северной сфере, оно среди богов, когда оно поворачивает к югу и находится в южной сфере, — среди предков»; «путь богов» (дэваяна), или «северный путь» (уттараяна), начинается с весеннего равноденствия. И еще более конкретное указание: «год — это один день богов», состоящий из дня и ночи. Что понимается под такими определениями, видно из следующего отрывка «Законов Ману»: «У богов день и ночь — год, разделенный надвое: день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу». «Законы Ману» — свод этико-правовых норм, составленный во II в. до н.э. — I в. н.э.; их цель — тщательно регламентировать частную и общественную жизнь индийца. И тем не менее и в нем встречается это любопытное свидетельство. 

Сходные сведения мы находим также в эпических поэмах, но здесь они составляют неотъемлемую часть легендарных повествований о героях, событиях, странах. Вот один из рассказов о сказочной стране на дальнем севере, где «вступление во мрак и выход оттуда, восход и закат лучезарного солнца, изгнание тьмы те витязи созерцали, были день и ночь для них равны году». В этой стране, где оказались герои «Махабхараты», можно было видеть, как высоко восходит в небе Большая Медведица («Семеро божественных риши во главе с Васиштхой1 »), как она вместе с другими созвездиями обходит круги вокруг укрепленной на небе Полярной звезды. А вот другой рассказ о той же таинственной стране. Здесь «по полугодиям встает златокудрое солнце» и «остановившиеся воды принимают образы красивых украшений». 

Итак, перед нами не случайные и отрывочные сведения, а прочная и длительная традиция передачи определенного цикла представлений. Но нельзя не заметить, что для создателей священных текстов, для эпических сказителей в Индии эти представления уже не имели реальной основы. Они выступают перед нами прежде всего как элементы мифа и связаны с другими мифическими образами и сюжетами. «Полярные» детали обычно приводятся в связи с повествованиями о богах, легендарных героях, их бессмертии. 

Невольно возникает вопрос: не вымышлены ли эти «полярные» представления так нее, как и боги, мифические персонажи, потусторонняя жизнь? Есть ли критерий, который позволяет отделить в мифах фантастическое от реального, чисто сказочное от возможного? Здесь перед нами встает интересная и сложная проблема, с которой так часто приходится сталкиваться исследователям, — проблема соотношения мифа и действительности, сказки и реальности.

В отдаленном северном краю, высоко на вершинах Меру и на ее склонах, у берегов Молочного северного океана, находилась обитель богов и страна «блаженного народа». Из земного мира сюда могли попасть лишь избранные праведники, и то лишь после окончания своей жизни. Там был рай бога Индры: «Уйдя туда, вновь в этот мир не приходят». Живыми в ту страну могли вознестись, как считали древние индийцы, лишь некоторые прославленные герои или мудрейшие риши. Но попадали они сюда чудесным образом, по божественному соизволению, лишь на крыльях священной птицы Гаруды. Иначе никто из людей не мог попасть в ту далекую страну. «Никто, кроме птиц, никогда не идет к Северному океану», «он никому не доступен, кроме птиц» — не раз повторяется в древнеиндийском эпосе. 

Даже самым прославленным героям не удавалось попасть туда, где живут счастливые северные люди. Долог и труден был путь к границам северной страны, и каждый, кто пытался проникнуть в ее пределы, погибал у подножия Великих гор. Именно в «полярную» страну, где Большая Медведица, созвездия Кассиопеи и Волопаса обходят вокруг укрепленной на небе Полярной звезды, именно: 
Туда манят тысячи вожделенных наслаждений, Галава, 
Но как только человек проникает подальше, 
Всякий раз, лучший из дваждырожденных, он погибает, Галава! 
И никто иной не проходил здесь прежде, о бык среди брахманов.

Так рассказывает отшельнику Галаве о стране на далеком севере птица Гаруда. 

В сказании «О покорении мира» «Махабхарата» повествует о подвигах Пандавов в различных странах света. На север направил свои войска лучший из братьев — воитель Арджуна. 

Перейдя Гималаи, он завоевал один за другим северные народы и царства, сказочные племена и страны фантастических существ. Наконец он приблизился к стране счастливого северного народа. Но здесь к нему подошли «стражники с огромными телами, наделенные великой доблестью и силой... и сказали такие слова: «О Арджуна!.. Возвращайся отсюда... Тот человек, который вступит в эту страну, обязательно погибнет... здесь не может быть сражений. И если даже ты войдешь, ты ничего не увидишь, ибо здесь ничего нельзя увидеть человеческим оком». Тогда сказал могучий воитель: «Я не вступлю в вашу страну, если это воспрещено людям». И вернулся Арджуна в Индию. 

Древние предания предупреждали тех, кто пытался нарушить этот запрет: на подступах к стране, у гор Меру, лежит пустыня, область мрака, где обитают страшные чудовища: пишачи — злые существа-упыри, вриддхики — женщины-людоедки, злобные чудовищные ракшасы («злобные ракшасы убивают все живое», «кто, дерзновенный, пойдет тем высочайшим путем, того убивают ракшасы дротиками и прочим оружием») 

Гиперборея, Арктида
ЛЕГЕНДЫ СКИФИИ
Вернемся, однако, в Скифию. По словам ее жителей, пишет Геродот, за дальними северными областями «нельзя ни смотреть вперед, ни пройти». Помпоний Мела сообщает о том, что на подступах к Рипейским горам «постоянно падающие снега делают эти местности до такой степени непроходимыми, что далее нельзя даже видеть, как ни напрягай зрение». Эти области, овеянные леденящим дыханием Борея, «суровы» и «безлюдны», «настоящая пустыня», «окутаны густым мраком» (Геродот, Мела, Плиний и др.). Они «погружены в вечную тьму, — пишет Солин, — всем там владеют грифы, свирепые и доходящие до крайнего бешенства... которые растерзывают всех, кого увидят...». 

Согласно Помпонию Меле, страна перед Рипейскими горами «необитаема, потому что грифы, свирепые и упрямые животные, очень любят и ревниво стерегут... золото и нападают на того, кто до него дотронется». А один из отцов христианской церкви, Иероним (348–420 гг. н.э.), повторял рассказы о золотых горах на севере, которые недоступны человеку «из-за грифов, драконов и чудовищ с громадными телами». 

Это, конечно, позднее свидетельство. Но уже в VII-IV вв. до н.э., когда к эллинам поступали сведения из Скифии, греческие авторы писали о том, что далеко за Скифией, у северных гор, «обитали» ревниво стерегущие золото хищные грифы, одноглазые богатыри аримаспы, люди с козлиными ногами, людоеды и чудовищные свирепые девы. Греческие поэты отождествляли их с персонажами эллинских мифов — дочерьми титана Форкия («форкидами») — граями и Горгонами, также слывшими людоедками-кровопийцами1 . Рядом с грифами и аримаспами помещал их Эсхил, рисуя словами Прометея опасности на пути несчастной Ио, преследуемой женой Зевса, великой богиней Герой: 

Поля... встретишь ты горгонины, 
И трех Форкид, седоволосых девушек, 
На лебедей похожих. Глаз один у них 
И зуб один. К ним луч не проникал еще 
Дневного солнца и ночного месяца. 

А по соседству три сестры крылатые 
Живут. Горгоны, в косах — змеи, в сердце — яд. 
Кто им в глаза заглянет, в том остынет жизнь. 
Рассказываю, чтобы остеречь тебя. 
Печального послушай путь скитания. 
Остроклювых бойся грифов... одноглазой рати аримаспов... 
К ним ты не приближайся!

Все эти фантастические существа «находились» у северных гор, перед «страной блаженных» — гипербореев. Там поселил горгон и поэт Пиндар. 
«Далее, — пишет он, — живет народ гипербореев; никто из смертных ни по морю, ни по земле не может найти чудесной дороги к их жилищам». 

Итак, опять скифские «мотивы» оказываются сходными с индийскими рассказами о далеких северных странах. Знакомясь с этими рассказами, мы чаще всего обращались к «Махабхарате» — самому богатому собранию древних легенд и сказаний, передававшихся в течение многих столетий из поколения в поколение. Но предания о северных странах сохранились и во многих других сочинениях древнеиндийской литературы. Они легли, например, в основу одного из красочных рассказов второй великой эпопеи Индии — «Рамаяны» (несколько более поздней по времени, чем «Махабхарата»). 

После долгих безуспешных попыток найти похищенную демоном Раваном Ситу ее супруг Рама обратился за помощью к своему союзнику — Сугриве. Тот послал армии обезьян во все страны света на поиски Ситы. Предводителю каждой армии он давал свои наставления. Вождю войска, отправленного на север, Сугрива поведал о трудностях, которые предстоит преодолеть на этом долгом пути. Нужно было достичь и перейти Гималаи и двигаться далее на север, пройти через пустыни, преодолеть другие горные массивы. К северу от этих стран, по словам Сугривы, находилась область мрака и наводящей ужас темноты; смерть ждет каждого, кто приблизится туда. Но далее, как рассказывал Сугрива, лежит уже счастливая обитель света, где живут небесные девы и священные муни. Там повсюду растут плоды, золотые цветы, реки текут в золотых руслах; там Вечный океан и золотая гора, вершины которой касаются неба. 

А вот еще одно красочное описание этой сказочной горы, о которой в «Махабхарате» повествует Уграшравас, рассказывая древнейшие предания о происхождении богов и сотворении земли: «Есть несравненная гора Меру, сверкающая, богатая блеском. Своими вершинами, горящими золотом, она отражает блеск солнца. Чудесная в золотом уборе, она посещается богами и гандхарвами. Неизмеримая, она неприступна для людей, обремененных грехами. По ней бродят страшные звери, на ней цветут дивные травы. Великая гора эта стоит, закрывая небо своей высотою. Она недосягаема даже в мыслях других. Она покрыта реками и деревьями и оглашается стаями разнообразных птиц, восхищающих сердце. На ее высокую, сияющую вершину, усеянную множеством драгоценных камней, которая существует бесконечное число тысячелетий, однажды взошли все могущественные боги, обитающие на небе, и уселись на ней. Пребывающие в покаяниях и обете, они собрались там и начали совещаться о том, как добыть амриту» (амрита — напиток бессмертия). 

 

 

__________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Советская Арктика. Моря и острова Северного Ледовитого океана / Ред. Я. Я. Гаккель, Л. С. Говоруха. — М.: Наука, 1970. — 526 с. — (АН СССР. Ин-т географии. Природные условия и естественные ресурсы СССР).
Говоруха Л.C. Что такое Арктида? // Земля и Вселенная : Журнал. — М.: Наука, 1984. — № 1.
Картины Всеволода Иванова.
Кондратов. А. М. Была земля Арктида. — Магадан: Магаданское книжное издательство, 1983. — 200 с.
http://www.yperboreia.org/
http://gruzdoff.ru/
http://www.admw.ru/books/_Ot-Skifii-do-Indii/
Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах / Пер. с англ. Н. Р. Гусевой. М.: Фаир-Пресс, 2001. 525 с.
Гусева Н. Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория. М.: Белые альвы, 1998. 160 с.
Жарникова С. Мы кто в этой старой Европе? // Наука и жизнь. 1997. № 5.
История географических открытий. Северный Ледовитый океан
http://www.vokrugsveta.ru/
http://www.photosight.ru/
http://igo.3dn.ru/load/severnyj_ledovityj_okean/

 

Комментарии

аватар: Кэп

Дополнительные материалы...

доп. материалы по данной теме можно посмортеть тут:

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

АРХИПЕЛАГ КУЗОВА

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КАРЕЛИИ

ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

в статьях есть много интересных фактов, подтверждающих общую идею рассказа!

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru