Чистые Ключи

святой ключ

Чистые Ключи — посёлок в Кайбицком районе Татарстана. Входит в состав Надеждинского сельского поселения.
Издревле около поселения было много красивых и чистых родников.
Расположен в 16 км северо-западнее Больших Кайбиц. Севернее посёлка протекает река Кубня. Единственная улица посёлка носит название Верхняя.
Основан в первой половине XIX века.
 

 

Демография
1989 год — 16 человек
1997 год — 11 человек
Национальный состав — в основном русские. 
К 2016 году в посёлке жителей нет, жители приезжают сюда только летом.
  
 Основан в 19 веке. До реформы 1861 года жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. 
В начале 20 века земельный надел сельской общины составлял 104 десятины.
До 1920 года поселок входил в Ульянковскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. 
С 1920 года в составе Свияжского кантона Татарской АССР. 
С 14.02.1927 года в Ульянковском, с 01.08.1927 года в Кайбицком, с 19.02.1944 года в Подберезинском, с 17.05.1956 года в Кайбицком, с 01.02.1963 года в Буинском, с 04.03.1964 года в Апастовском, с 19.04.1991 года в Кайбицком районах. 
Число жителей: в 1859 году - 79, в 1897 году - 154, в 1908 году - 164, в 1920 году - 192, в 1926 году - 196, в 1958 году - 112, в 1970 году - 72, в 1979 году - 55, в 1989 году - 16, в 2002 году - 7 человек (русские).
 


 ЧИСТЫЕ КЛЮЧИ
Выпускница Надеждинской общеобразовательной школы Мария Корнилова об истории Чистых Ключей
«Исчезнувшей во времени» называют сейчас жители деревню Чистые Ключи.
Нашу местность издавна называют родниковой. Прозрачные, светлые, журчат они, перебегая по камушкам. Вода в них чистая, светлая, холодная. Иной раз припадешь в летнюю пору к воде, зубы начинает ломить от холода. Когда мы ходим на экскурсию в лес, или просто за грибами, мы стараемся не проходить мимо звонкого родника. 
Люди считают, что родниковая вода обладает живительной силой, придает душе бодрость и успокоение. Люди отмечают одно загадочное явление: вода в роднике летом холоднее, чем в зимнее время. В близлежащих деревнях люди используют эту воду для питья.
Чтобы вода была пригодной для использования, нужно следить за состоянием источников, очищать их.
Начать знакомство с нашей местностью мне хочется с рассказа о деревне Чистые Ключи, которая входила в состав Надеждинского сельского поселения.
Ты постой, человек, и взгляни, что осталось
От такой красоты, от деревни большой.
А ведь было когда-то народа немало.
Жили, трудились, смеялись, тужили,
Словом, жизнь тут кипела звонким ключом.


История этой деревни с таким живописным названием уходит в далекое прошлое, но память человеческая крепка. 
Местные жители хранят предания, сведения о ее истории. Сейчас здесь совсем нет жизни: оставшуюся бабушку, которой недавно исполнилось сто лет, взяли к себе родственники. Одиноко, сиротливо стоят заброшенные дома. 
Грустно скрипят деревянные ставни, хлопают неприкрытые калитки, сожалея о том, что нет больше в этих домах веселого звонкого смеха. А раньше в Чистых Ключах было около пятидесяти домов, работала начальная школа, где учились дети местных жителей. До войны находилась в деревне небольшая ферма, магазин, птичник. 
Люди были заняты трудом, работали. На реке Кубне, между деревнями Чистые Ключи и Кичкеево, стояла мельница, на которой мололи зерно для жителей окрестных сел. Деревня в те годы жила полной жизнью, улицы, как сейчас, не зарастали бурьяном. Во время Великой Отечественной войны многие мужчины ушли на фронт.
Кому–то посчастливилось вернуться к своим семьям, но многие остались лежать вдали от родного дома, в чужой земле. В военные годы впрягались все вместе в тяжелую работу, день и ночь трудились для фронта. По производству молока и мяса колхоз «Чистые Ключи» всегда перевыполнял пятилетние планы. 
Не сразу замерла жизнь в этой деревне. Вымирать деревня стала после закрытия начальной школы. Политика укрупнения коснулась и Чистых Ключей: животных перевели в центральную усадьбу. Постепенно и жители стали уезжать в поисках лучшей жизни. Там, где раньше стояли добротные дома с расписными наличниками, теперь сплошной бурьян, но несмотря ни на что, осталась она и по сей день живописной. 
Летом утопает в зелени заброшенных садов. Сегодня уже нет тех улиц, которые стояли на страже Святого ключа, но не забывают люди это место. Приходят сюда жители окрестных сел и деревень к Святому ключу на Девятую пятницу, это церковный праздник, посвященный святой Параскеве-мученице. 
С этим местом связано несколько преданий, так рассказывали нам бабушки. Как-то пошла на ключ женщина, зачерпнула воды в ведро и поймала икону. Она хотела ее сжечь, но икона не горела. Испугавшись, она отнесла ее обратно. 


А еще в том месте видели женщину в белой одежде. Вот оттуда и пошла икона явленная – Параскева- мученица. Сейчас эта икона хранится в церкви города Волжска. На том месте, где была найдена икона, поставили люди часовню, через которую протекает ключ.
Вода здесь считается святой. Каждый год жители окрестных сел и деревень приходят к Святому источнику, совершается служба. Затем священник освящает воду, и люди берут ее с собой, потому что существует поверье о чудодейственной силе святой воды. 
«Издревле существующее поверье о чудодейственной силе святой воды живо и по сей день и продолжает привлекать к себе людей», - так сказал Отец Алексей Колесников и призвал с подобающим уважением относиться к богатству недр, дарованных нам Всевышним. Так хочется верить, что возродится село, что жизнь в этой живописной деревне наладится, что не погибнут ее корни. И пока живы последние жители этого села, их дети, есть надежда на возрождение села, ведь эта земля – земля отцов и дедов.
  
КРЕСТНЫЙ ХОД К ЧИСТЫМ КЛЮЧАМ
О том, что недалеко от Надеждина и Кичкеева была деревня Чистые Ключи помнят, наверное, только старожилы. В народе ее называли еще и Персидском. Второе название не объяснит уже никто. А вот под горой около этой бывшей деревни действительно протекает родник. И сюда, к источнику, уже более ста лет ежегодно в девятую пятницу после Пасхи приходят с крестным ходом от Кичкеева жители окрестных деревень.
Вот и нынче верующие собрались здесь для богослужения. Поклониться иконе Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, получить благословение настоятеля села Малое Подберезье отца Алексия, взять с собой освященной воды пришли из Афанасьевки, Малого Подберезья, Надеждина, Кичкеева.
- После революции этот источник пытались трактором засыпать, чтобы уничтожить веру, чтоб народ не приходил молиться. Но по божьему промыслу этого не случилось. Сюда приходим и уходим крестным ходом, идем со святыми песнопениями. 
После богослужения обливаемся святой водой. Народ к источнику приходит в течение дня. Верующие набирают освященную воду, дома ее пьют, умываются, есть случаи исцеления от недугов, - рассказывает отец Алексий.
Анна Данилова приехала из Казани специально для участия в крестном ходе. Она поделилась своими воспоминаниями из детства:
- Рассказывали, что мимо этого ключа шла женщина, у которой было много детей. Шла и думала, что деньги нужны. Да по дороге на земле и деньги нашла. Я, конечно, денег не находила, но перед экзаменами всегда просила у Святой Праскевы помощи.
Нина Давыдова, Галина Воробьева, Валентина Балтасева из Малого Подберезья поют в церкви Успенской Божьей Матери около 15 лет. Рассказали, что каждое воскресенье ходят в церковь, поют во здравие и за упокоение. И здесь они с остальными прихожанами помогли вести богослужение.
   

_____________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
http://kaybici.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/313408.htm

ВложениеРазмер
465357 (1).jpg127.32 КБ
465357 (2).jpg176.68 КБ
465357 (3).JPG98.78 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.